Дети тюфяки и дети катастрофы гипердинамический и гиподинамический синдромы

Дети тюфяки и дети катастрофы гипердинамический и гиподинамический синдромы thumbnail

Е. В. Мурашова

Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы».

Гиподинамический и гипердинамический синдром

Изд-во: У-Фактория, 2006 г.

Дети бывают разными. Родителям не всегда удается понять: растет ли у них нормальный ребенок, ребенок «как все» или ребенок-вундеркинд — или пора лечить. Одинаково вызывает тревогу мальчик, весь день сидящий в углу с книжкой («я в его возрасте все штаны на заборах ободрал!») и девочка-катастрофа, лазающая по деревьям и гоняющая мяч с мальчишками («я в ее возрасте везде с мамой за ручку ходила!») Родительские страхи подогревают многочисленные родственники и соседи, болеющие стереотипами и предрассудками в особо крупных размерах.

Итак, кого лечим, а главное – что? Детский психолог Екатерина Мурашова написала небольшую, но очень полезную книжку про гипо- и гипердинамический синдромы. Книга помогает разобраться, что собой представляют эти синдромы, являются ли они болезнью, как помочь детям, носителям того или иного синдрома, адаптироваться в социальном мире – и не только. В книге масса примеров из жизни, они написаны в живой, я бы даже сказала — поэтической манере.

Единственное, что постоянно угнетало его, это откровенная неприязнь учительницы. Ведь Филипп все еще любил ее, ее возвышенную, тургеневскую внешность, ее летящую походку, ее звенящий, взволнованный голос, когда она читала классу свои любимые стихи… Учительница давно уже избавилась бы от неуспевающего ученика, но на свое счастье (или несчастье), Филипп по-прежнему оставался слишком приличным – никогда не грубил, не хулиганил, не огрызался, как другие мальчишки, старательно выполнял все домашние работы, исправно посещал дополнительные занятия и по четыре раза переписывал зачетные контрольные… Учитывая все это, администрация откликалась на просьбы Груни оставить мальчика в классе, и фиалковоглазой учительнице оставалось лишь бессильно негодовать…

Книга поможет выяснить, какие проявления следует считать синдромом дефицита внимания, а какие для ребенка абсолютно нормальны. Для ясности можно вспомнить свой бывший класс: наверняка память выделит одного-двух детей, которых вся параллель, а то и вся школа считали неуправляемыми хулиганами – или просто чрезвычайно невнимательными и слишком активными. Они не могли спокойно сидеть на уроке и «подводили весь класс», как любят говорить учителя, своими телодвижениями в разные стороны. И тут же вспоминаются девочка или мальчик — «тюфяки». Неповоротливые, медленные во всем объекты насмешек на уроках физкультуры.

Гиподинамический ребенок вызывает значительно меньше нареканий учителей, чем гипердинамический. Он никогда не шалит, всегда спокойно сидит за своей (часто последней) партой, редко разговаривает с соседями, а на перемене стоит около стенки или старается остаться в том же классе. Все просьбы учителя или родителей гиподинамический ребенок выполняет с некоторой задержкой, которая многими принимается за лень. Обычные «взрослые» фразы, обращенные к гиподинамическому ребенку, звучат приблизительно так:

— Ну что ты как сонная муха! Проснись, наконец!

— Ну нельзя же все время спать!

— Сколько можно копаться!

— Оторви же, наконец, свой зад от стула (дивана)!

— Сколько раз тебе нужно сказать, чтобы ты наконец сделал это?!

Автор подчеркивает, что оба синдрома – гиподинамический и гипердинамический – не являются болезнями, их не нужно лечить лекарствами. Хотя общение со специалистом, детским психологом или неврологом – обязательно, они помогут родителям скорректировать свое отношение к ребенку и, в свою очередь, помогут ребенку лучше адаптироваться в обществе. Чтобы детство прошло как-нибудь помягче и без навешивания пожизненных ярлыков «тормоза» или «хулигана».

Как вы уже знаете, нервная система вашего ребенка работает с постоянным перегрузом сразу по двум направлениям – нормальное возрастное развитие и восстановление полученных в младенчестве повреждений. Следовательно, какие-то функции у ребенка развиты недостаточно, отстают от возрастных норм. Как правило, это не относится к интеллекту. Ребенок вполне сообразителен, но в чем-то ведет себя как дети младшего возраста. В первую очередь, это относится к развитию произвольного внимания, способности к планированию и способности предвидеть результаты своих действий. Кроме того, большинство детей испытывают значительные трудности в регулировании своей моторной активности (например, ребенку трудно усидеть на месте, трудно по просьбе взрослого перестать бегать, прыгать и т.д.). Помните, ребенок не хочет ничего плохого, у него просто не получается. Однако, все это нужно регулировать и держать в каких-то рамках.

Эту фразу: «помните, ребенок не хочет ничего плохого» стоило бы начертать на плакате и повесить над кроваткой новорожденного ребенка. К сожалению, даже мама не всегда способна адекватно принять какие-то черты характера своего дитя, забывая, что ребенок, родившись, учится всю жизнь. А особенно в первые годы. Учится, копирует, впитывает. Проблемы непонимания рождаются с первых месяцев жизни: слишком громко и много кричит, постоянно просится на руки, дерется, кусается, опять дерется – нормально ли это, нормально?.. Как будто ребенок еще в утробе обязан выучить инструкцию поведения «нормального человека в современном обществе» и следовать ей.

Читайте также:  Болевой синдром при заболевании кишечника

Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Пусть тот, кто захочет, занимается с ребенком «по Никитиным», «по Гилфорду» или по «Глену Доману». Помните, что любая палка – о двух концах. Играйте с ребенком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что положим в кузовок?», «Что хотите, то и берите, «да» и «нет» не говорите, черного и белого не называйте, о красном не вспоминайте… Вы поедете на бал?» Вспомнили? Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребенка за стол. В них можно играть, перемывая посуду, стирая или по дороге в садик и магазин. Детям эти игры страшно нравятся. К тому же они комплексные, и, например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление. Неплохо, правда? Дело в том, что в Средневековье (а именно оттуда, между прочим, эта  игра) детство человека было очень коротким. Следовательно, естественным образом отбирались лишь те игры, которые могли стимулировать развитие сразу нескольких функций и навыков.

Ничего плохого в современных системах обучения «по Доману» или «по Гилфорду», конечно, нет, но и в наших родных педагогических школах есть немало ныне почти забытых и не менее ценных методик.

Можно ли подшлепнуть ребенка, если на его проделки уже просто не хватает сил? Подшлепнуть-то можно (гипердинамические дети легко привыкают к шлепкам, подзатыльникам и прочим физическим наказаниям), только отдавайте себе отчет, что к воспитанию это не имеет никакого отношения. Шлепая ребенка, вы просто даете выход собственным эмоциям. Может быть, есть какой-то другой, более конструктивный способ? Например, сказать о своих чувствах, поболтать по телефону с приятельницей, принять душ, сходить в магазин или в театр, в конце концов, просто разбить чашку (на ребенка это может произвести даже более сильное впечатление).

Эта глава называется «Вопросы к специалисту», некоторые ответы специалиста выглядят анекдотически, читая их, я, не веря своим глазам, возвращалась к началу главы: нет ли там приписки «включите свое чувство юмора!»

Что делать, если ребенок агрессивен и колотит всех детей в песочнице, в садике и на детской площадке? Резко и недвусмысленно сообщить ему, что вам, именно вам это не нравится (абсолютно недопустимы заявления типа: это нехорошо, это нельзя, приличные дети так не делают – и т.д.). Ребенок, естественно, тут же начнет исследовать свежеполученный запрет, колотя всех подвернувшихся детей, чем ни попадя. После каждой попытки попросту физически изымайте ребенка из песочницы, сообщайте ему о своем негодовании и отправляйтесь гулять в скучное, некрасивое, неинтересное место, где других детей нет, и не предвидится. Поступайте так вплоть до выработки условного рефлекса:  ударил ребенка – ушел домой или в «плохое» место. Кроме того, постарайтесь спровоцировать пару ситуаций, чтобы в ответ на свою агрессию ребенок получил настоящий, достойный отпор (то есть, чтобы его попросту пару раз отделали как следует).

Последняя фраза, взятая в скобки, будит нездоровую фантазию, а в поисках «скучного» места, боюсь, условный рефлекс выработается у мамы, и она станет воспринимать прогулки с ребенком как Нервное Занятие с уклоном в Скучное Место. Отставим иронию – другие советы можно назвать очень своевременными.

И про выбор психолога или иного специалиста в помощь воспитанию.

Истина, согласно ее всегдашним привычкам, лежит где-то посередине. Поэтому оптимальным будет постоянный контакт со специалистом, который не будет страдать ни излишним оптимизмом, ни излишним пессимизмом. В первом вы быстро разочаруетесь, а второй будет вас попросту пугать. Жить в напуганном состоянии годами и постоянно от чего-то лечить ребенка – вовсе не всякие родительские нервы это выдержат. Тем более что лекарства-то от наших синдромов, как мы помним, не существует в принципе. Очень серьезным моментом в длительных отношениях со специалистом является установление психологического контакта и взаимное доверие друг к другу. Если психолог или врач чем-то вас неосознанно раздражает, если вам все время кажется, что специалист то ли чего-то недоговаривает, то ли и вовсе держит вас за круглую дуру (дурака), не корите себя и не дуйтесь на весь белый свет – поищите другого специалиста. Помните: несмотря на все на свете рекомендации, психологический, а, тем более, психотерапевтический контакт – вещь сугубо индивидуальная. Даже при встрече с самым авторитетным, самым модным и самым дорогим специалистом вполне может оказаться, что именно вы – не его клиент.

Читайте также:  Группа инвалидности при синдроме дауна

Еще в книге есть тест, определяющий готовность ребенка с тем или иным синдромом к школе, даются объяснения различным проявлениям детского характера, ведь некоторые из них выглядят откровенно больными в понимании усталого родителя. Ставим книге 9 баллов из 10-ти, сожалея об одном: почему же она такая тонкая. Написана очень добротно, информация подается красочно, просто и терпеливо – читать бы такое и читать.

Источник

Гипердинамический синдром (синонимы – гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) – одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей в основном проявляется в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Точные причины и происхождение этого синдрома ученым и клиницистам, увы, до сих пор неизвестны. В настоящее время существует ряд более или менее обоснованных предположений (гипотез) по этому вопросу. Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.

Истина, как это обычно и бывает, скорее всего, лежит где-нибудь посередине. То есть, случается и так, и эдак, и вот так – тоже случается.

Для родителей гораздо важнее не высоконаучные дискуссии специалистов и не физиолого-биохимические сложности. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз «гипердинамический синдром». Попробуем объяснить.

1. По тем или иным причинам, мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения. То есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

2. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших. Это означает что сразу же начинается процесс восстановления.

3. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т. д. И на процесс восстановления (Е1), и на процесс нормального возрастного развития (Е2) – нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой (Е1+Е2).

4. При возникновении стрессорных ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний (Е3) у гипердинамического ребенка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушения поведения и проблемы с обучением. На все вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется с этой, еще более возросшей, нагрузкой (Е1+Е2+Е3).

5. В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

6. При благополучном развитии событий рано или поздно (обычно это происходит к 14–15 годам) функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены. Процесс «восстановления народного хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома.

Гиподинамический синдром (синонимы – гипокинетический синдром, гипокинетическое расстройство, синдром дефицита внимания)

Также один из вариантов проявления ММД. Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже идентифицируется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, кроме 5 пункта. В отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамическим синдромом малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них тоже есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности – вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе – возбуждения и торможения – у гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие. До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».

ГЛАВА 2.
Как часто это встречается?

С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции (помним, что гипо– и гипердинамический синдром – одно из проявлений ММД). Как уже говорилось, скорее всего это обусловлено усовершенствованием диагностических и лечебных методов. А 50 лет назад и самого диагноза не было и в помине. Что же, дети с ММД на свет не рождались?

По данным отечественных специалистов, те или иные признаки ММД обнаруживаются у каждого пятого-шестого ребенка. Очень много, не правда ли? Американский врач Гарольд Б. Леви, много лет посвятивший лечению и реабилитации детей с ММД, называет другие цифры: каждый десятый. Тоже немало.

Читайте также:  Известные люди с синдромом марфана

Надо помнить, что гипер– (гипо-)динамический синдром определяется вовсе не у всех детей с ММД. Но у многих.

Если вам, родителям, удастся вспомнить собственное детство, обучение в начальной школе, то вы легко вспомните и трех-четырех одноклассников, у которых явно присутствовало пресловутое «шило в заднице». Они постоянно вертелись на уроках, отвлекались, все роняли, теряли и забывали, чем вызывали бесчисленные нарекания учительницы. На переменах именно они составляли фундамент любой кучи-малы и эпицентр любой потасовки. А может быть, вы и сами были в их числе?

Труднее будет вспомнить одного-двух незаметных «тюфяков» на задней парте, которые постоянно как будто бы спали, не отзывались на подначки и тихо ненавидели уроки физкультуры (там над ними все смеялись) и ответы у доски (даже зная материал, они мямлили, терялись, вызывая, опять же, жестокое веселье одноклассников).

Вспомнили? Отлично. Вот это и есть они – гипер– и гиподинамичные дети. Давайте считать. Тридцать – тридцать пять человек в обычном городском классе советских времен. Среди них – от 4 до 6 детей с интересующими нас особенностями. Вот вам и каждый пятый-шестой (эти данные взяты из книги 1999 года издания). За двадцать-тридцать лет (время смены одного поколения) – никакого воспетого газетами «лавинообразного нарастания». Но все равно очень много. Даже страшно подумать, сколько у этой книги потенциальных читателей!

У девочек данные синдромы встречаются значительно реже, чем у мальчиков. На 5–6 мальчиков с гипо-(гипер-)динамическим синдромом – всего одна девочка. Почему? Никто толком не знает. Самое вразумительное объяснение – девочки вообще устойчивее ко всяким воздействиям окружающей среды, в том числе и к травмам ЦНС. Стабилизирующий пол – ничего не поделаешь!

Но что-то все-таки изменилось. Если автор прав и количественные показатели остались прежними, то откуда все возрастающие жалобы учителей и родителей?! Да и журналисты не из пальца ведь проблему высасывают! Отвечают на какой-то общественный запрос. На какой?

Все достаточно просто. Двадцать-тридцать лет назад все начальные школы учили всех и всех одинаково. Никто никого никуда не отбирал, около половины детей приходили в школу, абсолютно не умея ни читать, ни писать. Букварь проходили в течение всего первого класса – теперь в иных школах на него отводится всего полтора (!) месяца. Даже подумать нельзя было о том, чтобы перевести «непоседу» или «тормоза» на домашнее обучение или отправить в другую школу. Учитель обязан был научить всех! Он и учил, равняясь на самых «тупых» и отвлекающихся, только в учительской газете читая об учителях-новаторах и их авторских программах. Сколько их было всего на весь огромный Советский Союз? Шаталов, Амонашвили, Ильин… Кто еще?

Вот это как раз и изменилось. Школы, и даже классы в них, стали иметь свое, необщее лицо, и даже выражение этого лица меняется год от года. Где-то с первого класса изучают два языка, где-то ораторское искусство, где-то программирование и экологию. Школы гордятся друг перед другом количеством авторских и прочих программ, стремятся их расширить и углубить. Большинство детей, со свойственной им пластичностью, более или менее легко приспособилось к этим новомодным педагогическим увеселениям. Только вот во дворах стало гулять как-то поменьше детей, весной почти не видно классиков на асфальте, и уже много лет я не видела детей, играющих в прятки, в десяты или в «белку на дереве»… Но может быть, это связано с ухудшением криминальной обстановки? Или с широким распространением компьютеров и всевозможных гаджетов?

А что же те дети, которым нужен был год на качественное усвоение букваря? Они никуда не делись, но их проблемы в условиях конкурса педагогических новаций умножились многократно. Есть совершенно нормальные и даже очень умные дети, которые не могут изучать математику по программе Петерсон. Что же им делать? «Идите в другую школу», – отвечает администрация.

В церковно-приходских школах каждый седьмой ребенок в принципе не мог научиться читать. И не потому, что дети были тупые. Все дело было в методике обучения чтению. «Буки», «аз», «лебедь»… Ну, и кто из читателей сразу понял, что это слово «бал»? Когда от «буквенной» методики обучения чтению перешли к «звуковой», количество «способных обучиться читать» резко возросло.

Аргумент современных педагогов-новаторов: «К счастью, теперь у нас есть много школ, хороших и разных. Пусть родители выбирают школу в соответствии с возможностями ребенка. Никто их насильно в нашу школу не тянет». Сильный аргумент, ничего не скажешь.

Источник