Дети с зпр с синдромом гиперактивности

Всем привет! Хочу с вами поделиться своей ситуацией. Может кому-то будет полезна. У меня есть сын Артёмка, ему почти 3 года. Я морально устаю от него и не знаю как себя с ним вести, как ему помочь и себе заодно. Обо всём по порядку.

  Ребёнок родился здоровый. Все плановые узи и анализы были в норме. Помню ещё слова врача: у вас «идеальный» ребенок! Как сглазила…

 В 3,5 месяца замечаю, что у Тёмки на несколько секунд покраснело лицо, как то пятнами прям, думала может аллергия какая-то. Обратилась к неврологу, он сказал наблюдать. За полмесяца было так 3 раза.

 Наступил день Х. Как вспомню до сих пор страшно. Нам 4 месяца. Просыпаюсь рано утром от жуткого крика ребёнка (раньше он так никогда не плакал), подрываюсь к нему, беру на руки, успокоила… Подумала, может испугался чего или приснилось. Покормила, уложила. Не проходит и 5 минут всё повторяется. Я смотрю на него, а у него в глазах жуткий страх, он меня отталкивает ручками, не признает! У кого так было, чтобы ребенок вас не узнал?! Это страшно! Как будто я для него стала чужой тетей…. Длились такие приступы примерно по 2 минуты, проходили также резко, как и начанались. За день приступов 20-30. Скорая. Больница. Госпитализация.

  В больнице мы пролежали 2 дня. Невролог сказала, что подозрение на эпилепсию. Я отказывалась в это верить, ведь у большинства людей (как и у меня) складывается мнение об эпилепсии с пеной со рта, судороги…. Потом ЭЭГ, МРТ. Обследование, диагноз- эпилепсия (височная, симптомы приступа- замирание, ребёнок смотрит в одну точку, гиперемия лица, чмокающие звуки языком) . В один момент в голове всё перевернулось: как так, из-за чего, как с этим жить?! Слёзы, размышления и наконец принятие этого факта.

Я считаю, что главное принять это и жить с этим. Момент, когда вы принимаете своего ребёнка со всеми его диагнозами наступает тогда, когда вы не боитесь говорить об этом (не только близким людям), когда вам становится плевать на мнения людей, вы не ищите причину возникновения болезни (смысла в этом уже нет),не сравниваете своего ребёнка с другими, когда смотрите на ситуацию хладнокровно и знаете что и как делать, чтобы помочь своему малышу.

 Часто последствия эпилепсии- задержка в развитии (со слов невролога).

 Прошёл год. Физически ребёнок развивался как положено, всё по срокам. Сложно было научить его кушать: 2 года пацану, а он сам не ест. Поставила тарелку, ложку, говорю: сам давай. Проревел минут 20 за столом и вуаля! На горшок приучить проблема. 

 Словарный запас был не большой : мама, папа, баба и ВСЁ! Поведение Тёмы мне тоже не нравилось (об этом ниже). Тут я начала звонить в колокола: ходила к платным врачам и бесплатным, искала развивающие центры, логопедов, массажистов и т.д. Нам ставят задержку речевого развития (ЗРР), задержку психического развития (ЗПР), синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), аутичные черты.

Поведение ребёнка, которое заставляет задуматься (отличие от сверстников, аутичное поведение) :

  • Не концентрирует внимание на предмете, когда что-то пытаешься показать, чему то научить, как будто игнорирует специально.
  • Не говорит
  • Плохо развита мелкая моторика рук, нет захвата двумя пальцами
  • Не усидчив-тут сказывается гиперактивность, минуты даже не сидит, начинает плакать. На улице постоянно в движении, каждая горка, качели, карусели по несколько секунд.
  • Нет указательного жеста.
  • Постоянно вырывает руки, когда пытаешься его рукой показать как надо что либо сделать.
  • Не фиксирует предмет, например, конструктор, пытается быстрей избавиться от детальки. Когда даю ему печеньку, пирожок, старается всё запихнуть сразу в рот, т.е. держать и понемногу откусывать не может.
  • При слове «нельзя», «нет» постоянно плачет, орёт, возмущается, может укусить и не важно как я это говорю тихо или громко, объясняю или нет, реакция одна.
  • Нет логической игры, может сидеть и перебирать игрушки. Сам играть не может, даёт мне и типа «играй, мам, а я посмотрю», даже когда показывала как надо. Кидается игрушками.
  • Не повторяет движения за мной (пальчики-кулачки, катание мяча друг другу, топать, хлопать и т.д.)
  • Игнорирует детей (но это вроде норма до 3х лет), может подойти и ударить ребёнка, он не понимает, что такое «больно». Ему нравиться стучать по предметам будь то турник, горка, карусель, батарея, люди и т.д.
  • Любит крутящиеся предметы: игрушки из фикс прайса на батарейках, где колеса есть и сам пытается крутить, например, кольцо от пирамидки.
  • Не ходит за руку (если нужно идти в определённом направлении ) , вырывается, кусается, садится на попу. В магазин ходим только на коляске.
  • Тащит все в рот, пробует на вкус. Когда ребенок маленький, то это норма, но не для нашего возраста.

 Прогресс в развитии пошел только после курса озокерита, милты, магнита, массажа- нам назначили такой курс в больнице, электрофорез и рефлексотерапия противопоказаны при эпилепсии. Ребенок стал спокойней, меньше агрессии, чуть повнимательнее.

 Из медицинских препаратов нам прописывали: глицин, пантогам (эффекта не увидела), магне Б6, винпоцетин- курс повторялся раза 3, при ремиссии приступов (1,5 года) назначили кортексин и церебрум композитум, параллельно делали массаж (голова, руки, спина, ноги). Последние два препарата помогли. С ноотропами осторожно. Консультируйтесь с врачом.

 После всех «манипуляций» начал говорить новые слоги, появилась обращенная речь, стал более усидчив, повторяет за мной многие жесты, ходим за руку, показывает указательным пальчиком картинки и многое другое.

Мамочки, хочется вам сказать : ЗАПОМНИТЕ! НЕ БЫВАЕТ ЧУДО-ТАБЛЕТКИ, КОТОРАЯ ВСЁ ИЗЛЕЧИТ, ЕСЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНО С ПРИЕМОМ ПРЕПАРАТОВ ВЫ НЕ ЗАНИМАЕТЕСЬ С РЕБЕНКОМ-ЭФФЕКТА НЕ БУДЕТ! Да, лекарства влияют на мозг, это наши «помощники», но ваши усилия главнее всего.

Вроде и прогресс есть, и всё налаживается… Всё да не всё. Играть он по-прежнему один не может, постоянно меня дергает, когда я занимаюсь домашними делами. Говорить толком не может постоянно ноет или орёт. Как же достало периодическое нытье по пустякам! С улицы приходим-орёт, не идёшь играть с ним-орет, что-то не по его-орёт, пока еду разогреваю, одеваемся на улицу и т.д. постоянные крики. У меня, наверное, голова квадратная уже…. Я тоже не железная и от этого устаю. Так охота уехать в лес и тупо лежать в тишине))). Часто одергиваю себя, ведь мы уже такой путь прошли, есть много изменений и ещё работать и работать, главное не опускать руки.

 Может быть прогресс в развитии пошел быстрее, если бы я не совершала ошибок. Ребёнок первый и особенный, поэтому откуда мне знать как надо!?

 В следующих статьях расскажу о своих ошибках воспитании, как я занималась с ребёнком, кстати идем в сад на днях-тоже напишу как всё прошло.

Источник

Иларионова В. С.

учитель ИЗО

МОБУ СОШ №12

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта, на каком – либо объекте отличаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития (ЗПР). Американские психологи и клицинисты описывают «синдром дефицита внимания», часто сочетающийся с гиперактивностью (СДВГ), как характерный для детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД) и многих детей с трудностями в обучении. Существует группа детей, у которых потребность в движениях достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

Читайте также:  Диплом на тему острый коронарный синдром

Актуальность проблемы.В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешает таким детям адаптироваться в жизни, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростоковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. В последнее время вследствие широкой распространенности СДВГ является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Цель исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с ЗПР.

Задачи:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) изучение и подбор методик, направленных на выявление СДВГ у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

3) Выявить синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР;

Объект исследования:изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью;

Предмет исследования: синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;

Гипотеза: наличие СДВГ у детей с ЗПР с сочетанием расстройства внимания приводит к выраженной школьной и общесоциальной дезадаптации.

Теоретические положения:

— Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».

— Кучма В.Р., Брязгунов И.П. «СДВГ у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики лечения, профилактики и прогноза)».

Методы исследования:наблюдение, беседы, архивный метод, тесты, анализ литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база: изучение синдрома дефицита внимания проводилась на базе средней образовательной школы № 12 г. Нефтекамска в 2 «Г» классе. В группу вошли 10 человек с диагнозом: задержка психического развития.

Важность проблемы исследования детей с задержкой психического развития определяется ее теоретическим и практическим значением. Изучение детей с ЗПР подчиняется общим законам научного анализа структуры личности, но не исключает специфического подхода в рассмотрении особенностей формирования и развития детей с ЗПР. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально – средовых и психологических факторов

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клицинисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой.

Комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной дефектологии в 60-е г.г. 20 века. Острейшая необходимость разработки теоретических аспектов проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена главным образом нуждами образования и педагогической практики (М.С. Певзнер).

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях:

1) задержка психического развития конституционального происхождения;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения;

3) задержка психического развития психогенного происхождения;

4) задержка психического развития церебрально – органического генеза;

В клинико–психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.[19;9]

Изучением проблем аномального психического развития занимались и зарубежные исследователи. Работа А. Штрауса и Л. Лейтинен явилась началом рассмотрения отставания в развитии детей как следствия минимальных органических повреждений мозга. Характеризуя этих детей, авторы отмечали стойкие трудности в обучении в обычной школе и не совсем адекватное поведение. По результатам тестирования эти дети часто давали относительно хорошие показатели, лежащие в пределах нормы.

Такой подход привел к трактовке отставания в развитии, вызванного минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Этот термин с 60-х гг. используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными мозговыми повреждениями (Р. Пейн, А. Гезел). Среди разнообразных проявлений ММД указаны состояния школьной неадаптации, гипер- и гиподинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, слабая познавательная деятельность и др. В англо – американской психологической литературе введен термин «дефицит активного внимания», распространяющийся и на состояния, относимые ранее к ММД

В настоящее время применяется термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», который является наиболее частым нарушением поведения у детей…[7;332]

§.1.2 Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко и др.). Гиперактивностьпроявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторки и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Исследования польских ученых показывают, что двигательная активность у детей с СДВГ на 25 – 30 % выше нормы. Они двигаются даже во сне.

Вместе с тем гиперактивных часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй – в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5, 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Д.А. Фарбер отмечает, что к 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

А.Д. Гонеев выделяет комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:[24;60]

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т.д.). Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Читайте также:  Генетический дефект при синдроме кошачьего крика

Наличие у ребенка, по крайней мере, 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, являются основанием для диагноза «синдром дефицита внимания» (Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, 1994г.)

Вывод.

· У 6-8% детей симптомы расстройства приводят к задержке психического развития, а в подростковом возрасте способствует возникновению психопатологических расстройств и асоциальных состояний.

· Синдром гиперактивности нередко включает в себя церебрастенические, неврозоподобные, интеллектуально-мнестические нарушения, а также такие психопатоподобные проявления, как повышенная двигательная активность, импульсивность, дефицит внимания, агрессивность.

· Таким образом, гиперактивность ребенка является лишь внешним проявлением нарушений его нейропсихологического развития и может возникнуть по причине несформированности или дефицитарности мозговых структур. Прежде всего, возникновение СДВГ связано с недостаточной зрелостью лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария. Изучение механизмов возникновения СДВГ – актуальная задача, которая требует дальнейших междисциплинарных исследований.



Источник

В.Б. Никишина, В.П. Глушкова

СРАВНИТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ЗАДЕРЖАННОГО ТИПА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

На основании феноменологического анализа были выделены общие особенности нарушений (синдрома дефицита внимания и гиперактивности и задержанного типа психического развития), в зм оцион ал ьно-в о л ее ой сфере отмечается замедленное эмоционально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческой- нарушение социальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими и специфические особенности проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема вни-

мания, двигательная расторможенность.

В настоящее время огромное внимание уделяется изучению подростков с на-рушенным развитием (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и задержанный тип психического развития).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой наиболее рас про-страненную форму хронических нейроповеден-ческих расстройств детского возраста — 16-30% [1;

4]. Количество детей с задержанным типом психического развития (ЗПР)- 15-16% [12]. Таким образом, соотносительность тенденций в распространенности СДВГ и ЗПР: высокий процент данных типов нарушений в детской популяции.

В выше перечисленных нарушениях приоритетным является дефицит эмоционально-волевой регуляции. При задержке психического развития отмечается, прежде всего, замедление темпа психическое развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию. Специфичным для СДВГ является то, что на первый план выступают симптомы гиперактивности и нарушения внимания (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). что приводит к снижению успеваемости в процессе обучения. СДВГ диагностируется на начальном периоде школьного обучения, так как в этот период происходит нарастание симптомов в связи с увеличением нагрузок на центральную нервную систему ребенка. Таким образом, специфика проявлений симптомов отмечается при СДВГ (гиперактивность и нарушения внимания).

Решая задачи, связанные с отечественными и зарубежными классификациями, единого языка для понимания СДВГ и ЗПР не сложилось. В свя-

зи с этим целесообразно провести сравнительно-психологический анализ таких психических нарушений как СДВГ и ЗПР. В 10-м пересмотре МКБ-10 (1995 г.) синдром дефицита внимания с гиперактивностью рассматривается в рубрике (F90-F98). F90 — гиперкинетические расстройства; F90.0 — нарушение активности и внимания (дефицит внимания с гиперактивностью, расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью, синдром дефицита внимания с гиперактивностью); F90.1 — гиперкинетическое расстройство поведения. В системе DSM-4 применяются термины «синдром дефицита внимания» (Attention Deficit Disorder-ADD) и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (Attention Deficit Hyperactivity Disorder — ADHD), обозначающие наиболее частые нарушения поведения у детей [13; 14; 15]. В МКБ* 10 задержанный тип психического развития не представлен. В отечественных классификационных системах до настоящего времени СДВГ не представлен. В этом проявляется противоречие между реальной практикой в России и международной практикой.

В возрастной динамике СДВГ отмечаются два всплеска появления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития ВНД. Возраст 5-7 и 9-10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память [9], К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возмож-

ен В.Б. Никитина, В.П. Глушкова. 2008

189

Таблица

Феноменология проявлений нарушенного развития — СДВГ, ЗПР

СДВГ 1 ЗПР (церебрально-органического генеза)

I. Моторно-двигательная сфера

-двигательная расторможенность; -двигательная неловкость и неуклюжесть несформированность мелкой моторики и мр аксиса; -нарушение координации движений -двигательная заторможенность, вялость; — незрелость моторики и сопутствующие лишние движения

2. Эмоционально-волевая сфера

— импульсивность; -эмоциональная неустойчивость, напряженность запаздывание эмоционального развития — не сформирована функция долговременного целеобразования и планирования; — преобладание в мотивационной сфере игровых интересов; -несформированность высших социальных эмоций; -повышенная внушаемость

3, Когнитивная сфера

— расстройства внимания (концентрации, избир аггел ь ноет и, объе ма) — нарушения концентрации и объема внимания; — снижение объема кратковременной и ассоциативной памяти; -несформированность словес но-логического мышления

4. Поведение и адаптация

— нарушение школьной адаптации, трудности 1 — нарушение социальной адаптации адаптации к новым условиям; — нарушение поведения, проблемы во взаимоотношениях с окружающими 1

но нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости [3]. Задержанный тип психического развития имеет сходную динамику проявления симптомов и диагностируется при поступлении в школу, несмотря на то, что снижение психического тонуса, повышенная утомляемость, нарушение внимания, а иногда и памяти проявляются уже в раннем дошкольном возрасте. Прогноз по СДВГ относительно благоприятный: в подростковом возрасте симптомы продолжают отмечаться не менее чем у 50% детей, у 20-30% симптомы СДВГ, претерпевая возрастную трансформацию, продолжают отмечаться в зрелом возрасте [3].

При ЗПР церебрально-органического генеза прогноз менее благоприятный: недоразвитие сложных форм произвольной деятельности при первично сохранном интеллекте приводит к стойким нарушениям социальной адаптации, сохраняющимся уже во взрослом состоянии, не менее чем у 80% [12].

Различные формы сочетания основных компонентов задержки психического развития: инфантилизма, или эмоционально-волевого недо-

развитая, и недоразвития познавательной деятельности — позволяют говорить о различных вариантах ЗПР, которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности и прогнозом [2]. Согласно К.С. Лебединской, можно выделить четыре основных варианта задержки психического развития, исходя из этиологического принципа: задержка психического развития конституционального происхождения; задержка психического развития соматогенного происхождения; задержка психического развития психогенного происхождения; задержка психического развития церебрально-органического генеза [7]. В клини-ко-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. Таким образом, ЗПР является дифференцированным нарушением. При этом СДВГ имеет несколько подтипов (руководство DSM): преимущественно невнимательный тип (ADHD-PI), преимущественно гиперактивны й-импульсивный тип (ADHD-HI), смешанный тип (ADHD-C) [8]. Таким образом, СДВГ и ЗПР являются дифференцированными нарушениями.

190

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

До настоящего времени в психолого-медико-педагогических комиссиях (ПМПК) в заключениях используется понятие задержанное психическое развитие (ЗПР). На теоретическом уровне сходства и различия СДВГ и ЗПР проявляются следующими признаками (см. табл.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Читайте также:  Синдром мухи что это такое

Можно выделить общие тенденции при рассмотрении выше перечисленных типов нарушений (СДВГ и ЗПР): соотносительность по распространенности (высокий процент); диагностика на момент поступления в начальную школу; сходная динамика проявлений; относительно благоприятный прогноз; СДВГ и ЗПР представлены в 05М-4 и являются дифференцированными нарушениями. На основании феноменологического анализа были выделены следующие общие признаки нарушений (СДВГ, ЗПР): в эмоциональноволевой сфере отмечается замедленное эмоцио-нально-волевое созревание, в когнитивной сфере проявляются трудности освоения школьных навыков, нарушение концентрации внимания, в поведенческой — нарушение социальной адаптации, проблемы во взаимоотношениях с окружающими.

Целью нашего исследования является сравнительно-психологический анализ синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и задержанного психического развития. Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений г. Курска. Экспериментальную группу составили 50 подростков в возрасте 11 -12 лет, имеющих проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (нарушенный тип развития), диагностируемых с помощью специальной методики (тест Тулуз-Пьеро-на, в модификации Л.А. Ясюкова, 1997) (показатель К<0,87, точность гто тесту Тулуз-Пьерона) [11]. Соответственно контрольную группу составили 50 подростков с ЗПР (диагноз ПМПК). Исследование осуществлялось с помощью следующих методик: специальная схема ПМПК (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2000), в которую включены: методика диагностики концентрации и устойчивости внимания (таблицы Шульте); методики диагностики механического и опосредованного запоминания (заучивание 10 слов, «Пиктограмма»); нейролсихологические пробы на исследование двигательной функции (реципрокная координация, графическая проба, праксис позы), на исследование зрительной функции (зрительная память и зрительный гнозис) [10]. Диагностика про-

явлений СДВГ осуществлялась с помощью специальной методики (тест Тулуз-Пьерона) [11]. С помощью корреляционного анализа было проведено исследование структуры связи показателей нейропсихологических проб в группах испытуемых (подростки с ЗПР и подростки с проявлениями СДВГ).

Показатели средних тенденций при исследовании психических функций с помощью нейропсихологических проб составили: переключаемо сть внимания у подростков с проявлениями СДВГ (47± 13,21), у подростков с ЗПР (54± 12,12); кратковременная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,06±0,45), у подростков с ЗПР (6,8±0,62); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ (7,36±0,62), у подростков с ЗПР (6,54±1,17); реципрокная организация у подростков с проявлениями СДВГ (3,18±0,45), у подростков с ЗПР (2,4 8± 0,5 5); графические пробы у подростков с проявлениями СДВГ (3,72±0,35), у подростков с ЗПР (2,16±0,55); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ (3,36±0,32), у подростков с ЗПР (2,34±0,55); зрительная память у подростков с проявлениями СДВГ (3,5±0,2), у подростков с ЗПР (2,4±0,55); зрительный гнозис у подростков с проявлениями СДВГ (3,4±0,32), у подростков с ЗПР (2,14±0,62). У подростков с проявлениями СДВГ показатели по нейропси-хологическим пробам выше, чем у подростков с задержанным типом психического развития. Отмечаются высокие показатели кратковременной, ассоциативной и зрительной памяти, рецип-рокной организации, праксиса позы и зрительного гнозиса. С помощью корреляционного анализа были выявлены общие тенденции в двух группах нарушений (СДВГ и ЗПР) по следующим ней-ропсихологическим пробам: переключаемость внимания у подростков с проявлениями СДВГ -ассоциативная память у подростков с ЗПР (0,30*); кратковременная память у подростков с проявлениями СДВГ -кратковременная память у подростков с ЗПР (0,52*); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ — кратковременная у подростков с ЗПР (0,38*); ассоциативная память у подростков с проявлениями СДВГ -ассоциативная память у подростков с ЗПР (0,56*); графические пробы у подростков с проявлениями СДВГ — графические пробы у подростков с ЗПР (0,72*); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ — праксис позы у подростков с ЗПР (0,76*); зрительная память у подростков

Педагогика. Психология, Социальная работа. Ювеиология. Социокинетика ♦ № 6

191

с проявлениями СДВГ -зрительная память у подростков с ЗПР (0,73*); зрительная память у подростков с проявлениями СДВГ -зрительный гно-зис у подростков с ЗПР (0,73*); зрительный гно-зис у подростков с проявлениями СДВГ — зрительный гнозис у подростков с ЗПР (0,28*). Однако выделяются особенности по следующим ней’ ропсихологическим пробам: графические про» бы у подростков с проявлениями СДВГ -рецип-рокная организация у подростков с ЗПР (-0,29*); праксис позы у подростков с проявлениями СДВГ — графические пробы у подростков с ЗПР (-0,46*). Нарушения в обеих группах испытуемых затрагивают следующие функции: внимание (нарушения переключаемости), памяти (кратковременная и зрительная), двигательная (графические пробы и реципрокная координация). Однако в группе подростков с проявлениями СДВГ нарушения двигательной функции представлены (праксис позы, графические пробы), нарушение внимания (переключаемость внимания), ассоциативная память не нарушена.

Таким образом, на основании проведенного сравнительно-психологического анализа можно выявить как общие тенденции при СДВГ и ЗПР: высокий процент распространенности, динамика развития симптомов, дифференцированность данных типов нарушений, представлены в международных классификациях и корреляционного (расстройства внимания, трудности усвоения школьных навыков, нарушение двигательной функции, повышенная утомляемость, низкая работоспособность и нарушение некоторых видов адаптации), так и специфические особенности проявлений СДВГ (импульсивность, нарушение концентрации, избирательности и объема внимания, двигательная расторможенность и др.). В связи с этим мы не можем рассматривать задержанный тип психического развития и проявления синдрома дефицита с гиперактивностью как идентичные.

Библиографический список

1. Белоусов Ю.Б. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. — www.vninianie.org. — 2006.

2. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. -1996. -№3.-С. 72-74.

Ъ.Заваденко H.H., СувориноваН.Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики Н Дефектология. -2003. -№6.-С. 13-20.

4. Кропотов Ю.Д., Чутко Л. С., Яковенко В. А., Гринь-Яценко В.А. Применение транскраниальной микро поляризации в лечении синдрома нарушений внимания с гиперактивностью у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. — 2002. — Ха 5, — С. 26-28.

5. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. — СПб.: праЙм-ЕВ-РОЗНАК,2002.-608 с.

6. Лебединский В, В. Нарушение психического развития в детском возрасте. — М.: Академия, 2003. — 144 с.

7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 168с.

8. Мэш ЭВольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка. — СПб.: Питер, 2003.-458 с.

9. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 128 с.

10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2003.-208 с.

11. ЯсюковаЛ.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД: Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.-СПб.: ГП «ИМАТОН», 1997. — 80 с.

12. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. — М.: Вита-Пресс, 1997. — 52 с.

13. Kelly D.P., AIward G P. Attention deficit in shool-aged children and practice // Pediatr. Clin. North. Am., 1992,39.-P. 487-512.

14. Rostain AL Attention deficit disorders in children and adolescents Pediatr. Clin. North. Am., 1991.3 8. — P. 607-635.

15 Weinstein S.R. et al. Convergence of DCM-3 diagnosis and self — reported symptoms in child addescent inpatients // J. Amer. Acad. Child. Addes. Psychiat.-1990. — Vol. 29. -X°4.-P. 627,634.

192

Вестник КГ’У им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Источник