Дети с синдромом в ярославле

Дети с синдромом в ярославле thumbnail

В Ярославле уже семь лет работает региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру», которую вместе с родителями создала и возглавляет Наталия Жужнева – мама ребенка с синдромом Дауна.

Сегодня сообщество объединяет порядка 300 семей с ребятами в возрасте от 2 до 42 лет, проживающих не только в Ярославле, но и в Переславле-Залесском, Рыбинске, Угличе, Гаврилов-Яме, Тутаеве, Данилове, Ростовском, Ярославском районах.

Несколько лет Наталия активно развивает программу «Школа жизни», в рамках которого молодые люди с особенностями развития живут в отдельной квартире с педагогом и учатся навыкам настоящей «взрослой жизни».

А главным «учителем» Наталии в деле обучения самостоятельности стала ее дочь Екатерина. У девушки синдром Дауна, но это не мешает ей жить полноценной и независимой от родителей жизнью.

— Так сложилось, что Катя с рождения сама стремилась к самостоятельности. Можно сказать, что это черта ее характера. С полутора лет ей было важно научиться самой держать ложку, в два года она уже умела без помощи ходить в туалет. В этом помог музыкальный горшок, который начинал играть, если в него попадала жидкость. Надо сказать, что главный дочкин лозунг — «я сама». Благодаря этому я смогла устроить Катю в обычный детский сад. И это двадцать лет назад, когда страна была совершенно другой. Я помню физическое ощущение, как будто «камень с плеч свалился», когда дочь взяли в этот садик. Правда, целый год девочка просидела в углу, никому не мешая, но и не развиваясь. Только после этого я поняла, что садик нужен коррекционный.

Маленькая Катя Фото: «Лицом к миру»

Когда дочке было два с половиной, мы с мужем и друзьями поехали с палатками на Костромские разливы недели на три. Все родственники считали нас безумными родителями, которые неизвестно зачем и куда тащат бедного ребенка. Но Кате это путешествие очень понравилось. После нашей однокомнатной квартиры лес, река и весь этот простор был для нее чем-то удивительным. Она с восторгом возила по кочкам игрушечную коляску с куклой, мы ее ни в чем не ограничивали. За ягодами и грибами Катя тоже ходила с нами, когда уставала, то мы ее закутывали в спальник, и она спала. Дочкину самостоятельность мы не только не подавляли, наоборот, всячески поощряли и развивали. И результаты не заставили себя ждать.

Примерно с третьего класса Катя настойчиво требовала, чтобы я перестала ее водить в школу. Пришлось сначала ходить на шаг позади, а потом и вовсе прятаться. Было не так просто ослабить контроль, так как дочка должна была самостоятельно переходить перекресток. Когда я увидела, что Катя прекрасно справляется сама, просто звонила в школу по телефону и уточняла, дошла ли она.

Следующий шаг в деле отстаивания самостоятельности Катя сделала уже в возрасте 18 лет. На тот момент она посещала дополнительные занятия, которые проходили в цирке. Он находился в остановке от нашего дома. Катя на уроки и обратно тоже ездила сама. Но скоро этого ей оказалось мало, и она сказала, что хочет поехать к нашей общей знакомой, которая жила на другом конце города. Надо отдать дочке должное, Катя тщательно проработала маршрут, узнала в деталях, какие маршрутки туда едут, где надо делать пересадки.

И однажды пропала….

Когда я поняла, что прошло уже больше часа, а Катя после занятий не приехала домой, то сразу же подняла всех и организовала поиски. Мы разделились на три группы, искали везде, где можно. Кати не было, а ее телефон не отвечал. Это был еще тот период, когда дочка осваивала телефон и постоянно его теряла или забывала зарядить. В какой-то момент до меня дошло, что я звоню на ее старый номер. Когда я набрала новый, мне ответила Катя. Оказалось, что она поехала на другой конец города к той самой знакомой, в гости к которой давно собиралась. Но маршрутка изменила направление, Катя это поняла и вышла раньше, чем надо было.

Наверное, кого-то другого эта ситуация бы напугала, но не Катю. Она не готова была отказаться от той самостоятельности, которую уже себе отстояла. Так что она продолжила передвигаться по городу без меня. После школы Катя пошла в колледж, который находился очень далеко от дома. На некоторое время она согласилась, чтобы на занятия я ее отвозила на машине, а обратно уже ехала сама. Причем каждый раз экспериментировала с маршрутом: выходила на разных остановках, пересаживалась, искала новые пути. Мне, порой, звонили знакомые, что видели мою дочь где-то в «неположенном» месте. Но я была уже уверена в ней, если надо, просто звонила, чтобы убедиться, что все хорошо.

Катя настолько прекрасно знает город, что подсказывает мне. Я же обычно передвигаюсь на машине, которая сейчас в ремонте. Без совета дочки я бы не справилась.

Сейчас Кате 23 года, она достаточно самостоятельная, я много чего ей доверяю. Она сама ездит к дедушкам и бабушкам в гости по выходным, планирует свой день. И это здорово.

Наталья Жужнева Фото: «Лицом к миру»

Катя занимается в ремесленных мастерских, в театре, живописью, ходит в бассейн, на йогу. Уборка – ее постоянная обязанность. Она ходит в магазин за любимыми пельменями со сметаной, в обед ходит сама в столовую. Пожить на «Школе жизни» с подружками без родителей – это просто мечта! Конечно, все это она делает в знакомой среде и не известно, как она поведет себя в другом городе. Я очень хочу попробовать отвезти ее на «Школу жизни» в Питер, во Владимир или Москву. И конечно, понимаю, что ей будет сложно. И с ней будет сложно. Упрямый характер никто не отменял… Но выходить из зоны комфорта – значит продолжать развиваться.

Гиперопека – это то, с чем я сталкиваюсь постоянно. Когда только начинала проект поддерживаемого проживания «Школа жизни», в первый вечер и ночь мне звонили встревоженные родители и спрашивали, как там их ребенок. На второй вечер уже все более-менее успокоились, на третий – начали получать удовольствие. Самое сложное — отпустить первый раз. Но тут надо понимать, что, не позволяя ребенку почувствовать себя самостоятельнее, мы заботимся о себе, о своих переживаниях, что мы волнуемся, нам плохо. Из-за своего эгоизма мы не позволяем ребенку развиваться.

МНЕНИЕ

— Навыкам самообслуживания, самостоятельности даже в наших программах ранней помощи отводится очень большое значение, — говорит педагог-дефектолог, специальный психолог, специалист по раннему развитию Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» Светлана Сумленная. — С 3-4 месяцев мы учим малыша держать бутылочку без поддержки взрослых, в год-полтора ребенку уже доступны навыки самостоятельной еды ложкой, в 2-2.5 года малыш может сам мыть руки, одеваться, проситься на горшок.

Для детей дошкольного возраста педагогом «Даунсайд Ап» Полиной Жияновой разработаны таблицы навыков и компетенций «Я все смогу».Замечательно, когда в семье ценят важность навыков самообслуживания. Даже когда ребенок идет в детский сад (а больше половины детей с синдромом Дауна посещают общеобразовательные дошкольные учреждения!), большое внимание отводится именно самостоятельности, а не умению собирать пазлы, пирамидки и т.д. Всем детям с синдромом Дауна доступно освоение навыков самообслуживания, но важно не только научить ребенка, но дать ему возможность применять свои умения в жизни.

Наталья — очень мудрая и понимающая мама. Бывает очень тяжело «отпускать» подросших детей во взрослую самостоятельную жизнь. Согласна с Натальей, что часто мешают нотки нашего родительского эгоизма, но это относится ко всем родителям, независимо от особенностей их детей. Катя, дочь Натальи, — взрослая и самостоятельная девушка. Важно оценить родителям степень возможной самостоятельности ребенка. Для некоторых разогреть самому суп, собрать рюкзак в школу, помыть посуду — уже важное достижение. И в будущем ребенок уже сам сможет добираться до места учебы, резать салат, гладить утюгом свою одежду, ходить за покупками и так далее. Обучая детей навыкам самостоятельности, мы дарим им свободу. Ведь это то, к чему стремится каждый взрослый человек.

Материал предоставлен благотворительным фондом «Синдром любви».

Источник

О нас

г. Ярославль, Красный бор, ул. Мостецкая, д. 1

детский реабилитационный центр «СЕНСОРИУМ»

О нас

г. Ярославль, Красный бор, ул. Мостецкая, д. 1

О нас

О нас

О нас

О нас

О нас

О нас

О нас

О нас

ДРЦ «СенсориУм» в городе Ярославль, создан помочь детям с задержкой психического и психоречевого развития (ЗПР, ЗПРР),  аутизмом, расстройством аутистического спектра (РАС), синдромом Дауна, дислалией, дизартрией, заиканием, нарушением сенсорного восприятия, сниженной концентрации внимания, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с детским церебральным параличем (ДЦП). Запускаем речь у детей, социально адаптируем к жизни в обществе, проводим коррекцию, диагностику, консультации. У нас Вы сможете получить квалифицированную помощь наших специалистов по вопросам: запуска речи, коррекции речевых нарушений у детей, психологической помощи, подготовки к школе, социальной адаптации, проблем с сенсорной интеграцией. 

О нас

Биоакустическая коррекция

Биоакустическая коррекция (БАК), разработанная учеными Санкт-Петербурга в СЗО РАН – инновационный метод профилактики и лечения многих патологий.

О нас

БОС-терапия

БОС-терапия (метод биологической обратной связи) или нейротерапия, – это метод тренировки активности головного мозга

О нас

Сенсорная комната

Занятия проводятся психологом или специалистом по ЛФК, индивидуально, в зависимости от особенностей развития каждого ребенка

О нас

Логопед

В ДРЦ «СенсориУм» открыты 2 кабинета для занятий с логопедом и дефектологом, оснащенные всем необходимым для этого оборудованием.

О нас

Дефектолог

Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

О нас

Психолог

Проведение психологической диагностики для детей и выявление отклонения в развитии;
Развивающие занятия для детей;
Консультации психолога для родителей;

О нас

Мозжечковая стимуляция

Программа мозжечковой стимуляции (Learning Breakthrough Program) — это оригинальная по своей продуманности и системности программа.

О нас

Арт-терапия

Арт-терапия имеет многоуровневый терапевтический потенциал, она подходит очень широкому кругу пациентов.

О нас

Лечебный массаж

Лечебный массаж не только улучшает физическое развитие, но и развивает умственные способности.

О нас

ЛФК для детей

Лечебная физическая культура (ЛФК) — составная часть медицинской реабилитации, метод комплексной функциональной терапии

О нас

Шейно-воротниковый массаж

Массаж шейно-воротниковой зоны приводят в нормальное функционирование не только речевые умения ребёнка, но и функционирование его нервной системы.

Наша миссия

Цель данного проекта — помощь детям! В нашем центре, мы предлагаем только те услуги или процедуры, которые действительно нужны Вашим детям!

Ожидание

У нас 3 мягких диванчика. В центре работает Wi-Fi. Есть зарядки для всех видов мобильных телефонов. Здесь Вам предложат чай, кофе. Также есть своя маленькая библиотека с познавательными книгами.

Безопасность

Центр подключен к пультовой охране. В случае опасной ситуации, экипаж быстрого реагирования тут же получит сигнал тревоги и через считанные минуты будет на месте.

Сотрудники

В ДРЦ СенсориУм работают только дипломированные сотрудники со стажем. Работая, как один слаженный коллектив, сотрудники оказывают профессиональную помощь детям, с расстройствами и дефектами речи.

Местоположение

Мы находимся в Заволжском р-не, в шаговой доступности от гипермаркетов Леруа Мерлен и Глобус. Вы можете успеть сделать запланированные покупки, отдохнуть или перекусить, пока Ваш ребенок на занятиях.

Видеонаблюдение

В центре ведется постоянное видеонаблюдение. 8 видеокамер ведут круглосуточную запись в помещениях и на прилегающей к центру территории.

Наши специалисты

Неймышева Светлана Викторовна

О нас

Насыбуллина Анжелина Станиславовна

Наши специалисты

Голованова Оксана Дмитриевна

Борисова О.В. 3 мая 2019 год.

Обратились в центр с сочетанными нарушениями. Понравился индивидуальный подход специалистов, грамотность, отзывчивость. Благодарим команду центра

Богомолова 6 мая 2019 год

Долго мы искали педагогов для работы с нашим сыном. Слышали много отказов и выражений типа -ребенок очень сложный, и работать с ним трудно, невозможно. Придя в центр СенсориУМ мы поняли, что наконец-то нашли людей, заинтересованных в нашем ребенке, в его успехах. ОГРОМНАЯ благодарность Оксане Дмитриевне, Элине Анатольевне и всему коллективу центра. За время работы с нашим малышом педагоги зарекомендовали себя как люди знающие свое дело. Наш ребенок с большим удовольствием посещает занятия, радуется. Видна положительная динамика в его развитии. Большое всем Вам спасибо!!!

Хорова В.П. 7 мая, 2019 год.

Впервые пришли в ваш центр в декабре 2018 года. В 3 года сын говорил только пару слов, и то с неохотой, шепотом. Начали ходить сразу к нескольким специалистам – Логопеду, Дефектологу и Психологу. Сейчас Даня стал более эмоциональным, а главное – Общительным! Появились новые слова! Раньше все просьбы выражались жестами. Спасибо!

Мама и папа Виталика17.06.2019

Начали посещать центр «СенсориУм» недавно. Переживали, что ребенок не пойдет к незнакомым, так как он у нас не идет ни к кому. Наши опасения оказались напрасны. Виталик с удовольствием бежит на занятия, пытается рассказать, что делали. Мы очень рады, что специалисты нашли подход к ребенку. Спасибо Всем.

Мама Артёма14.06.2019

Занимаемся в «Сенсориум» два месяца, рады приходить хоть каждый день. Сын с удовольствием бежит заниматься. Сильно переживали по поводу логопедического массажа — как, что…

В результате терпит весь сеанс, дома показывает как и что делали. Мы благодарим специалистов и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Родители Саши П.14.06.2019

Посещали Центр «СенсориУм», очень понравилась обстановка в центре, специалисты все замечательные, сразу видно что профессионалы и очень любят детей. Наш Сашенька ходил с удовольствием на занятия. А самое главное мы увидели результат. Сашенька начал говорить, стал спокойным и любознательным. Спасибо всем, кто занимался с нашим ребенком.

Осиповы Мария и Михаэль24.06.2019

Посещаем с мая 2019 года. Предварительный диагноз «задержка экспрессивной речи». Первые позитивные сдвиги появились после 4-5 занятия: ребенок стал увереннее в себе, он легче идет на вербальный контакт, стремится выражать свои ощущения словами.

Голованова Оксана Дмитриевна с первого посещения нашла подход, заинтересовала и увлекла. Ребенок идет на занятия с охотой, чувствует свои достижения. Занятия трудно закончить, так как он жаждет продолжения.

Большое спасибо за профессионализм, за множество идей в увлечении и развитии деток. За создание очень доброжелательной и доброй атмосферы. Мы вернемся за новыми успехами.

Евгений24.06.2019

С удовольствием посещали занятия в «Сенсориум». Отмечаем высокий профессионализм специалистов, умение найти подход к ребенку, заинтересовать и добиться результатов.

Видим и чувствуем заботу о детях и нас – родителях. Сотрудники всегда ответят на наши вопросы, выслушают (это редкость в других учреждениях). Спасибо за ваш труд.

Беловы.07.06.2019

Посещаем «СенсориУм» с ноября 2018 года. Пришли сюда по совету невролога с диагнозом ЗРР. Хочется отметить работу логопеда – Головановой Оксаны Дмитриевны.

Такого результата за короткий срок мы не ожидали. Работы, конечно, еще много предстоит, но у нас сейчас есть уверенность, что все дефекты речи будут устранены. Хочется сказать спасибо всему коллективу.

Спасибо за чуткость, за хорошую организацию работы центра, за нашего Алексея.

Мама Ярослава – Анастасия!15.05.2019

Впервые пришли в этот центр. Мне посоветовал обратиться в «Сенсориум» логопед сада. Посещаем полный комплекс: логопед, дефектолог, БОС тренинги, БАК, нейродинамический блок. Результат заметили 3 недели спустя.

Ярославу очень нравится заниматься с Элиной Анатольевной. Хорошо расслабляется на процедуре БАК.

Ярослав стал спокойней, слышит меня с 1 раза. Планируем посещать занятия дальше.


Previous


Next

Автобусы: 
Экспресс до ТЦ «Глобус» 
пл. Волкова ТЦ Глобус 

25 — до ТЦ Глобус Ленинградский проспект (15-й мкр) 
29к — до ТЦ Глобус Тверицы 
32 — до ЯМЗ (проспект Октября) ТЦ Глобус 
35 — до ТЦ Глобус пос. Нижний 
55к — до ТЦ Глобус Ярославль-Главный 
100 — до пл. Волкова ТЦ Глобус 

Маршрутное такси: 
37 — до 5-й микрорайон ТЦ Глобус 
73 — до ТЦ Вернисаж ТЦ Глобус 
99 — до Ярославль-Главный ТЦ Глобус 

Источник

ЧЕМ РОДИТЕЛИ СТАРШЕ

Синдром Дауна – одно из самых распространённых генетических нарушений. Частота рождения таких детей составляет примерно один случай на 600 новорождённых. Впервые о синдроме заговорил английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1866 году. Страдающие этим заболеванием люди имеют в клетках 47 хромосом вместо нормальных 46, которые несут в себе генетические признаки обоих родителей. Лишняя хромосома так сильно меняет человека, что медицина даже близко не подходит к перспективе лечения этого заболевания.
Как ни парадоксально это звучит, но «лишняя» хромосома – случайность судьбы. Её появление никак не связано ни с наследственностью, ни с алкогольной или иной зависимостью, радиацией или экологией. Единственное – медики находят некоторую зависимость от возраста матери и отца. Чем они старше, тем больше вероятность рождения больного ребёнка. У женщин старше 35 лет риск возрастает с каждым годом. По статистике, если среди 19-летних только у одной на 1600 рождается больной ребёнок, то у 39-летних – уже у одной из 80.

ТРЕТЬЯ – ЛИШНЯЯ?

– Синдром Дауна можно отнести к тяжёлому генетическому заболеванию, которое приводит к серьёзнейшим нарушениям нервно-психического развития человека, – говорит начальник отдела по вопросам семейной политики и детей управления по социальной и демографической политике Ярославской области Марина Пичугина. – Сегодня в регионе 617 таких ребятишек, а в самом Ярославле – 231. Дети с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои природные способности, если будут жить дома, где получат специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и тепло семьи. Факты – вещь упрямая. В последнее время родители всё чаще забирают из роддомов крох, которым поставлен страшный диагноз, а не сдают их на попечение государства.
– Мариночку мы очень ждали, – рассказывает Екатерина Вавилова из Рыбинска. – Врач в кабинете УЗИ спросил: «Хотите девочку? Будет у вас девочка!» Вот, оно, счастье, думала я тогда. Старший сын учился в седьмом классе. Совсем большой мальчишка. И вот я в роддоме. Первое, что услышала, когда пришла в себя: «Отказную писать будете? У вашей дочки подозрение на синдром Дауна». Это сейчас я знаю, что никто в том, что одна из хромосом во время деления клеток куда ей положено не отошла и ребёнок имеет лишнюю, не виноват. А тогда мир для меня рухнул… Единственная мысль – умереть. Долгими бессонными ночами думала о том, что можно бросить дочь, постараться забыть о её существовании, всем знакомым сказать, что малютка погибла. Но, как мне после такого предательства жить самой? Из роддома нас с дочкой забирал муж. Ни бабушки, ни дедушки встречать не пришли, разом вычеркнув нас из своей жизни. Муж начал выпивать. Стеснялся выходить на улицу с коляской. Потом было всякое, но наша семья выдержала испытание, мы вместе. Сейчас Маришке восемь лет. Она умеет хорошо рисовать, неплохо поёт и танцует. Очень ласковая и добрая девочка. Я уверена, что пока мы с папой живы, Мариночка будет жить интересной, полной жизнью. Дай Бог, чтоб дочка не узнала, что такое интернат. А для этого мы должны жить ещё очень и очень долго… К сожалению, в нашей стране дискриминация людей с ограниченными возможностями происходит с самого начала их появления на свет.
Ни в России, ни на Западе на сегодняшний день нет эффективных методов коррекции данного заболевания. Хромосомные дефекты излечению не подлежат. Существуют разные формы болезни Дауна. Есть очень тяжёлые, когда больной не способен даже к элементарному общению и уходу за собой, но есть и такие формы заболевания, которые сопровождаются незначительным повреждением мозга, и эти больные могут общаться друг с другом, выполнять посильную работу и не чувствовать себя изгоями.
В мировой истории есть даже единичные случаи, когда люди с серьёзными нарушениями в ДНК получили социальное признание! Это испанский доктор Пабло Пинеда и бельгийский актёр Паскаль Дюкен. По официальным данным, в России 1,5 миллиона детей имеют различные отклонения в развитии. Более 200 тысяч из них учатся в коррекционных школах. Некоторые дети, имеющие диагноз «инвалид с детства», могли бы учиться в обычных образовательных учреждениях, в том числе и дети с синдромом Дауна, но по индивидуальным программам. В прошлом году в Ивановской области в суде был выигран уникальный процесс. Служители Фемиды удовлетворили иск ивановки Людмилы Вавиловой против управления образования мэрии города, которое отказывалось предоставить место в дет­ском саду общего типа 4,5-летнему ребёнку с врождённым синдромом Дауна. По решению суда мальчика взяли в садик.

СЛОЖНО НЕ С ДЕТЬМИ, СЛОЖНОСТИ – С ОБЩЕСТВОМ

– Современная медицина сделала возможной раннюю диагностику синдрома Дауна в период беременности. Предвидеть, родится ребёнок здоровым или с синдромом Дауна, невозможно, хотя для женщин старше 36 лет риск велик, – рассказывает акушер-гинеколог медсанчасти НПЗ Марина Хиль. – При высокой оценке риска рождения малыша с подобной аномалией помимо обязательного для всех будущих мам УЗИ проводится ещё и биохимический скрининг. Возможно, будущим родителям может понадобиться и консультация врача-генетика, который назначит дополнительные исследования. Абсолютно точный ответ о здоровье плода может дать только инвазивная пренатальная диагностика, которую производят по особым показаниям. Сложность этой процедуры в том, что когда под контролем ультразвука берут те или иные клетки плода – околоплодные воды, ворсинки хориона или плаценты, кровь из пуповины, то в разы возрастает риск выкидыша.
– Я прекрасно понимаю, что на свете есть столько женщин, которые не могут забеременеть, выносить или родить. А женщины, несмотря на то, что родили «особенного» ребёнка, смогли и то, и другое, и третье, – говорит Светлана Игоревна, бабушка, воспитывающая внука с синдромом Дауна из Ярославля. – К такому малышу, если ты его «принял» и забрал домой, начинаешь относиться как к нормальному здоровому ребёнку, но с задержкой развития. Самое трудное не в этом. Проблема в том, что с бедой остаёшься один на один. У нас принято молчать о таких детях и держаться подальше от здоровых, чтобы не чувствовать на себе жалостливые взгляды окружающих и сочувствующие вздохи за спиной. В области нет ни одного специализированного центра, занимающегося подобными детьми и оказывающими им помощь. Ходят только разговоры, что нужно бы построить. Но дальше этого дело не движется. Сложно не с детьми, сложности – с обществом, которое их не принимает. Хорошо, если есть бабушки-дедушки, которые помогут. А если мама одна, она в первую очередь думает о том, как ей придётся перестраивать свою жизнь, чтобы ухаживать за ребёнком: отказываться от работы, от личной жизни. Моя дочка не выдержала этого и ушла от больного ребёнка.
– Областного комплексного центра по реабилитации инвалидов, в том числе людей с синдромом Дауна, в Ярославской области сегодня нет, но идея его строительства зреет давно. Весь вопрос упирается в деньги, – продолжает разговор Марина Пичугина. – В этом году есть определённые подвижки в этом вопросе. Уже выбрано здание, где после капитального ремонта будет располагаться специализированное учреждение для детей-инвалидов с самыми разными патологиями. На сегодняшний день мы осуществляем определённую систему мер по социальной защите этой категории населения: таким детям выплачивается пенсия по инвалидности, предусмотренная федеральным законодательством, в размере 4800 рублей. Из областного бюджета выплачивается дополнительно тысяча рублей. На базе комплексных учреждений социального обслуживания населения во всех муниципальных образованиях области предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские и социально-правовые услуги, в том числе и на дому. Например, в посёлке Семибратово Ростовского района в центре социального обслуживания «Радуга» работает дневной стационар для людей с синдромом Дауна, ДЦП и другими диаг­нозами. Также в области реализуется комплексный план по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами. За его осуществление несут ответственность департамент труда и социальной поддержки населения, департаменты здравоохранения и фармации, образования, государственной службы занятости населения Ярославской области.

СИНДРОМ, А НЕ ПРИГОВОР

На Западе и в голову никому не придёт мысль, что человек с синдромом Дауна не может жить рядом с обычными людьми. Многие живут самостоятельно, в отдельных квартирах, где их навещают социальные работники. Моя родная тётя часто ездит в Швейцарию навестить своих дочерей и не перестаёт удивляться заграничным «порядкам» в отношении «особенных» людей.
– В свой первый приезд за границу была просто поражена тем, сколько там людей с этим генетическим заболеванием, – делится впечатлениями тётя Тамара. – И эти люди живут там полноценной жизнью, а больными детьми занимаются с самого рождения. И никто их никуда не сдаёт. У людей с ограниченными возможностями свои ассоциации, вечера встреч и поездки на экскурсию. Люди с синдромом Дауна там заканчивают институты, пишут книжки, пусть и с помощью родителей, создают семьи. И к родителям таких детей относятся как к обычным людям, без жалости и сочувствия. У нас же на больных детишках при рождении ставят крест, а родителей, которые не отказались от больного ребёнка, называют ненормальными.
В той же Франции или Швейцарии даунята посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому учебному плану. Там это называется интегрированным обучением. И считается обычным делом. Нам до этого пока ещё очень далеко. В России тоже есть подобная практик?