Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности политика

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности политика thumbnail

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник

Библиографическое описание:


Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 16.07.2020).



Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.

Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.

Читайте также:  Долго ли живут дети с синдромом дауна

Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.

В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.

В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.

Факторы, способствующие возникновению синдрома

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности политика

Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].

Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:

  1. Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
  2. Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
  3. Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
  4. Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
  5. Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
  6. Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
  7. Такое поведение — хорошая физическая подготовка.

В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].

Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности политика

В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.

Читайте также:  Синдром емоційного вигорання у педагогів

Литература:

  1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
  3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
  4. Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
  6. Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
  7. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, синдром, работа психолога, работа, проблема, поведение, своевременное выявление, игровая терапия, группа детей.

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Читайте также:  Как у ребенка проявляется синдром дауна

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник