Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивность диплом

Характеристика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), его клинические и возрастные проявления. Общая характеристика эмоционального состояния и сопутствующие СДВГ расстройства. Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ.

  • Общая характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Формы проявления минимально-мозговой дисфункции. Психологические особенности памяти и внимания здоровых детей и детей с СДВГ в возрасте 6-7 лет. Нейробиологические основы СДВГ.

    дипломная работа, добавлен 31.08.2013

  • Рассмотрение признаков синдрома дефицита внимания: невнимательность, отвлекаемость, импульсивное поведение. Причины возникновения и методы выявления трудностей гиперактивности ребенка. Ознакомление со способами коррекции «излишков» активности детей.

    презентация, добавлен 31.01.2016

  • Особенности синдрома дефицита внимания – психологического неврологического, поведенческо–возрастного расстройства, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания. Анализ основных проявлений: импульсивность, гиперактивность.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, признаки, формы проявления. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства.

    реферат, добавлен 22.03.2009

  • Сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: признаки и причины. Импульсивность, как неспособность затормозить свои непосредственные побуждения. Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста.

    реферат, добавлен 14.01.2011

  • Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» и его характеристики. Дизонтогенез, особенности проявления. Экспериментальное изучение особенностей игровой деятельности детей. Анализ результатов исследования, психолого-педагогические рекомендации.

    курсовая работа, добавлен 08.02.2016

  • Повышенная двигательная активность как симптом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития. Рассмотрение и анализ психологических особенностей детей с синдромом дефицита внимания. Характеристика методики Тулуз-Пьерона.

    курсовая работа, добавлен 13.12.2012

  • Обзор методических средств изучения социального взаимодействия детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте. Значимость общения ребенка. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2016

  • Гиперактивность детей как одно из проявлений комплекса поведенческих возрастных нарушений. Синдромы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — психосоциальные расстройства, ведущие к социальной деформации личности. Причины их проявления и профилактика.

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • Причины и содержание синдрома гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте, его этиология и механизмы развития. Психологические особенности детей с СДВГ, методы его коррекции и лечения. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

    курсовая работа, добавлен 01.07.2009

  • Источник

    Эльвира Захарченко
    Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ, памятка для родителей

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с введением ФГОС в образовании большое внимание уделяется детям с ОВЗ, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

    Предлагаем вашему вниманию разработанный практический материал для педагогов и родителей для работы с детьми с синдромом дефицита внимания.

    Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это неврологическое, поведенческое возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль за побуждениями.

    Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.

    Главные проявления синдрома дефицита внимания – нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

    Под дефицитом внимания понимают неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания, уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.

    Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:

    1. Смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания).

    2. Невнимательный тип (превалируют нарушения внимания).

    3. Гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).

    Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная

    распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).

    На современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:

    — генетические факторы;

    — повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;

    — негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.

    Очень важно начать работу с таким ребенком до поступления в школу.

    Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:

    — трудности обучения (восприятия и мышления);

    — повышенная активность, импульсивность (чаще в новой обстановке);

    — недостаточное развитие моторики (особенно мелкой моторики);

    — возможные невротические проявления (тики, энурез);

    — эмоциональная лабильность;

    — разрушительные тенденции в поведении и негативизм.

    Основная работа педагога-психолога по оказанию помощи детям с постоянной повышенной активностью ведется по следующим направлениям:

    Читайте также:  Реферат на тему геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

    • Психологическое просвещение родителей и педагогов

    • Ранняя диагностика

    • Развитие произвольности и самоконтроля в мини-группах

    • Развитие самооценки

    • Развитие познавательных процессов

    • Коррекция поведения

    Организация коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения внимания,должна соответствовать двум обязательным условиям:

    1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекаемой форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

    2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, поскольку известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

    Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

    Игры для детей с СДВГ

    «Найди отличие»

    Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т. д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    «Ласковые лапки»

    Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    «Передай мяч»

    Цель: снять излишнюю двигательную активность.

    Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как моно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

    «Запрещенное движение»

    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему и под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

    Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее слышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

    «Волшебные палочки» (выкладывание узоров, фигур по образцу).

    «Снежный ком» (рассказ на любую тему, где каждый добавляет по слову и повторяет все сказанное предыдущим участником).

    «Покажи свой нос» (ребенка просят показать одно, а он должен показать другое).

    «Вычеркни букву».

    «Лабиринты». Читается сказка или стих, а на определенное слово ребенок откладывает палочку (рисует, хлопает и т. д.) или взрослый, читая, стучит карандашом через определенные промежутки времени, а ребенок должен сосчитать удары и пересказать содержание.

    Самое главное, научить ребенка с СДВГ отдыхать, расслабляться!

    «Воздушные шарики»

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие, легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    «Облака»

    Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако (пауза – поглаживание детей). Гладит… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

    Читайте также:  У кого из звезд есть дети с синдромом дауна

    Шпаргалка для взрослых или правила работы с

    гиперактивными детьми

    1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

    2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

    3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки.

    4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом, эмоционально заряжать ребенка.

    5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

    6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

    7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

    8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

    9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

    10. Положительно подкреплять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

    11. Предоставлять ребенку возможность выбора.

    12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

    Источник

    Елизавета Евдокимова
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

    Причины СДВГ

    Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.

    В силу разнообразия и множественности этих отклонений можно предположить существование не одного, а целого комплекса факторов, лежащих в основе заболевания.

    У детей с СДВГ существуют проблемы созревания психических функций: внимания, двигательного контроля, регуляции поведения.

    Причины развития синдрома

    1. Биологические

    2. Генетические

    3. Социальные

    Во всём мире основными причинами синдрома дефицита внимания признаны биологические факторы — это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.

    Социальные причины (неблагоприятный психологический микроклимат в семье, пороки воспитания и др.) недостаточно достоверны, но они всегда задерживают выздоровление.

    Биологические причины

    Большинство исследователей считают, что существует достоверная связь заболевания с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими во время беременности и родов, а также в первые годы после рождения. Доказательством этого служат данные ретроспективного анализа раннего периода развития детей.

    Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

    К факторам пренатальной патологии относятся токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, недостаток йода, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

    На ещё не родившегося ребёнка влияют также психосоциальные факторы: стрессы, повышенный уровень беспокойства, психотравмы, испытываемые матерью, нежелание иметь данного ребёнка. По данным британских учёных эти факторы увеличивают риск возникновения проблем в поведении и эмоциональном развитии у ребёнка в первые 4 года жизни в два-три раза. Причём у мальчиков преобладают нарушения в виде гиперактивности и дефицита внимания.

    Осложнения при родах значительно сказываются на дальнейшем развитии ребёнка. Возраст 9 месяцев для плода — критическое время формирования коры головного мозга.

    Учёные выяснили, что в группе риска развития СДВГ находятся недоношенные дети (возраст 28-37 недель). Как показало исследование датских учёных, существует достоверная связь между временем рождения ребёнка и последующим развитием признаков СДВГ. Оказалось, что если ребёнок родился в 34-36 недель, то вероятность развития СДВГ составляет 70%, если он родился на 3-4 недели раньше, то эта вероятность увеличивается в 3 раза.

    Не только перинатальная патология, но и любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств, могут отрицательно сказываться на созревании мозга, которое продолжается вплоть до 12 лет. Тяжёлый диатез, диспепсия, а также психические и физические травмы — сотрясения, сильные ушибы и травмы головы — могут серьёзно нарушить деятельность мозга в любом возрасте. Астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, нефропатии, нарушения обмена веществ, частые аллергии могут выступать как постоянные факторы, негативно влияющие на нормальную работу мозга [Ясюкова Л. А., 1997].

    Биологические факторы развития синдрома имеют решающее значение в первые два-три года жизни ребёнка, в последующем их действие маскируется, опосредуясь через социальные факторы [Тржесоглава, 1986; Ясюкова, 1997].

    Генетические причины

    Причиной синдрома дефицита внимания может быть врождённая неполноценность функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма [Справочник по неврологии детского возраста, 1995].

    У 10% детей с СДВГ (Чехия) и у 20% детей (США) была выявлена наследственная предрасположенность к заболеванию [Тржесоглава З., 1986; Serman D.K., 1997].

    Достоверно известно, что у детей с СДВГ есть хотя бы один родственник с такими же симптомами.

    По данным американских исследователей 20% родителей детей с синдромом также страдали дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

    Социальные причины

    Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется.

    Читайте также:  Детей с синдромом дауна в великом новгороде

    Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

    На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек.

    В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру.

    Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность — в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой.

    Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются — и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения.

    Не последнюю роль в развитии ребёнка играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность семьи. R.A.King и J.D.Noshpitz [1991] установили, что у детей из семей с высоким социально-экономическим статусом последствия пре- и перинатальной патологии исчезают к моменту поступления в школу. У детей из неблагополучных семей они продолжают сохраняться и способствуют развитию школьной дезадаптации.

    Исследования, проведённые авторами среди гиперактивных детей, подтвердили, что только наличие перинатальной патологии ведёт к возникновению заболевания.

    Но отделить биологические факторы от социальных и семейных часто невозможно. Поэтому неблагоприятные социальные условия могут провоцировать дальнейшее развитие заболевания, даже если в анамнезе было только лёгкое поражение ЦНС.

    Другие причины заболевания

    Кроме биологических и социальных факторов разными авторами называются следующие причины возникновения гиперактивности и нарушений внимания у детей:

    1. Пищевые красители и консерванты.

    2. Рафинированные продукты питания.

    3. Дефицит витаминов и микроэлементов.

    4. Отравление свинцом, нитратами, диоксинами.

    Исследования доктора Файнголда (Сан-Франциско) показали, что пищевая аллергия может быть причиной детской гиперактивности. При исключении из диеты продуктов, содержащих пищевые добавки, у 50% гиперактивных детей значительно улучшилось поведение [B.F.Feingold, 1975].

    Недавно британские учёные выяснили, что пищевые красители действительно делают детей неуправляемыми и гиперактивными [Food, 2004].

    Список опасных красителей и консервантов

    Е124 — краситель пунцовый (понсо 4R)

    Е122 — карминовый (кармуазин)

    Е110 — жёлтый закат

    Е102 — тартразин (оранжевый краситель)

    Е210 — бензойная кислота

    Е211 — бензоат натрия

    Е212 — бензоат калия

    Е213 — бензоат кальция

    Эти добавки могут привести к аллергии, вызвать кашель, приступы астмы. Часть из них являются канцерогенами.

    За рубежом врачи бьют тревогу! Современные продукты питания негативно влияют не только на здоровье, но и на психику подрастающего поколения.

    Мишель Горбах в своей книге «Влияние питания на душевные болезни» пришел к выводу, что питание, пищевая аллергия и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны.

    «Вредные» углеводы — это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (1ГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия).

    Учёные также выяснили, что отставание в учёбе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12, жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин) [Шохет Э., 2002].

    Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создаёт хорошее настроение и является предшественником мелатонина — гормона сна.

    Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребёнка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития.

    Кроме питания, опосредованное влияние на нервно-психическое развитие ребёнка оказывает состояние окружающей среды, прежде всего в крупных городах и мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск). Свинец, кадмий — выбросы в атмосферу автомобилями и промышленностью.

    Учёные предупреждают также о вредном влиянии нитратов на здоровье. Эти соединения вызывают гемолиз эритроцитов и гипоксию клеток мозга.

    В целом, анализ литературы и опыт авторов показывает, что доминирующую роль в возникновении заболевания играют биологические факторы (внутриутробное поражение мозга и наследственная предрасположенность, а все остальные являются сопутствующими на течение и прогноз.

    Источник