Дети с синдромом дефицита внимания доклад
Гиперактивность и синдром дефицита внимания
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.
Сегодня термины «гиперактивность» и «дефицит внимания» так широко употребляются, что их начинают применять чуть ли не к каждому второму непоседливому ребенку.
Но каждый ли ребенок, неспособный посидеть на месте долгое время или неслушающийся родителей, гиперактивен?
Возьмем, к примеру, полуторагодовалого ребенка. Если он не может играть с одной и той же игрушкой более двух минут и отказывается слушать, как вы читаете ему книжку, значит ли это, что он гиперактивный? На самом деле, скорее всего, это здоровый и самый обычный непоседливый малыш, занятый исследованием окружающего мира. Ведь средний показатель периода внимания для этой возрастной группы – менее 2 минут!
Как правило, гиперактивность не диагностируется у детей младше 5-6 лет, поскольку быть активным (и даже очень активным) и непоседливым в этом дошкольном возрасте – абсолютно нормально. Поэтому не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен.
Гиперактивность – это медицинское расстройство
Этот диагноз был официально признан главными медицинскими, психиатрическими и образовательными организациями по всему миру. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций.
Этот синдром имеет биологическую природу. Исследования показывают, что в его основе лежит дисбаланс химических передатчиков – нейротрансмиттеров – в мозге ребенка.
(Нейропсихология – наука, которая исследует, как в мозгу организованы высшие психические функции, как они развиваются.)
В настоящее время специалисты все чаще склонны отказываться от термина «гиперактивность» в пользу термина «дефицит внимания».
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись.
Симптомы почти всегда появляются до 7 лет. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.
«Моторчики с вечным двигателем»
Дети с гиперактивностью почти с самого рождения подвижны, возбудимы, у них нарушен сон и аппетит, они плохо прибавляют в весе. Развитие фразовой речи у такого малыша запаздывает.
Ребенок гипертрофированно подвижен, хотя и неловок, часто ушибается об углы, роняет предметы. Тело таких малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.
Особенно тяжело даются такому ребенку мелкие движения пальцев — застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви. Тяжело приучить его к опрятности, он упрям, непослушен.
Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и даже агрессивность.
Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.
Гиперактивный ребенок не понимает задания, с трудом усваивает какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена. Ребенок не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна.
Зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный. Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку все время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.
Но основными признаками являются: нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие 6 из девяти признаков из представленных категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев
Дефицит внимания:
Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
Легко отвлекается посторонним шумом.
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
Гиперактивность и импульсиность:
При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями в стуле.
Должен часто вставать с места.
Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
Действует, как будто «заведенный».
Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий.
Вмешивается в разговор или деятельность других.
Чтобы отличить эти расстройства от обычного активного поведения требуется длительное наблюдение и довольно опытный глаз. Чтобы определить такое различие, психологу требуется знать поведение и успеваемость ребенка в школе и дома.
Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:
генетическая предрасположенность (наследственность);
биологические (родовые травмы, нарушения внутриутробного развития, особенности строения и функционирования головного мозга)
социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Главные проблемы начинаются, как правило, когда ребенок идет в школу.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3 — 10%.
Гиперактивные дети вполне обучаемы
Таким детям труднее учиться, у них жуткий почерк, неправильная речь. Примеры трудностей письма у ребенка с дефицитом внимания: пропуски букв, слогов, слияние двух слов в одно, «зеркальное» написание букв и цифр, зрительно-пространственные трудности.
Они не могут сосредоточиться на учебе. Интеллект у ребенка абсолютно нормален, а зачастую даже выше, чем у сверстников, но он нередко начинает отставать в учебе, так как невнимателен, импульсивен, безудержно болтлив, непоследователен, не может сосредоточиться на одном предмете.
Детям с синдромом дефицита внимания для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. При этом создается впечатление, что их мозги работают только тогда, когда двигается тело. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах. Во время запоминания информации они обычно трогают или передвигают какие-либо предметы, и не следует им в этом мешать.
Будучи очень моторными — неусидчивыми, подвижными, капризными, такие дети изводят учителей и сверстников. Поэтому сверстники не хотят с ним общаться, играть, поэтому нередко непоседа дружит с младшими или социально неблагополучными детьми, а порой оказывается изгоем в классе или во дворе, выбирает роль «штатного» шута.
У них бывают немотивированные приступы неадекватного поведения, часто сопровождающиеся агрессией. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность обычно уходит, но неспособность к обучению, недостаток внимания, неспособность сосредоточиться сохраняются. У 15-20% эти симптомы остаются и во взрослой жизни.
У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации.
Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков.
Учить детей с СДВГ приходится по особой программе. Задания должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования — занятия на дому, в малой группе и т.п.
Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
Гиперактивные дети могут быть очень талантливы и успешны
Как показывают недавние исследования, гиперактивные дети имеют, как правило, более высокий уровень интеллекта, чем остальные дети. Они проявляют явную неспособность к чему-то, но и столь же явный талант в другой сфере. И очень часто оказывается, что ребенок, неспособный просидеть с учебником в руках более 10 минут, за это короткое время успевает запомнить наизусть целую поэму.
Эти дети имеют также редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Считается, что гиперактивность наблюдалась у множества известных людей прошлых лет, включая Моцарта, Александра Македонского, Авраама Линкольна, Бенджамин Франклин, Александра Пушкина, Достоевского, Лев Толстой, Ньютона, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Уолт Дисней, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали.
Гиперактивный ребенок не сидит на месте не потому, что непослушный, а потому, что он просто не может. Поэтому родители должны помочь ему справиться с этой ситуацией:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскрашивание, работу с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать шумных, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Оберегать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Организуйте максимально четкий режим дня. Разработайте определенный порядок для малыша, который не должен меняться ни в коем случае. В такой ситуации у ребенка возникнет простой рефлекс, например, спать после сказки или после того, как свет будет погашен.
Ребенок должен находиться в правильной, предсказуемой обстановке, без лишних раздражающих факторов. Это очень важно, ведь на любую внезапно возникшую ситуацию он может отреагировать сильным выбросом энергии. А куда направить эту энергию? Смотрим дальше…
Родители должны организовать в семье активный физический режим. Самый оптимальный вариант — игры для гиперактивных детей. Это действия, требующие постоянного движения: прыжки, бег, скакалка, игры с мячом. Очень полезно записать этих ребят в спортивную секцию, на танцы (но, помните, это должна быть не просто беготня, а осмысленные действия с какой-то целью), но никак не в клуб по шахматам. Они не любят однообразной и монотонной работы.
Не ограничивайте действия ребенка, ведь именно так он расходует свою энергию, которой, как вы понимаете, выше крыши. Насильно сажая ребенка на диван, или же поставив его в угол, вы отнимаете у малыша возможность расходовать излишек энергии, что, кстати, проявится тогда, когда вы будете укладывать его спать.
Если у вас нет возможности отдать ребенка в кружок, организуйте его сами. Отведите специальное место, где малыш мог бы бегать прыгать и кувыркаться. Такие занятия не только снизят опасность травм, но и разовьют координацию движений у ребенка.
6
Источник
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Высокая двигательная активность свойственна детям с интеллектуальной недостаточностью, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию к социальным условиям, мешает обучению, усвоению нового материала, снижает работу психических функций, особенно, это касается внимания. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка с отклонениями развития.
Различные нарушения психической деятельности часто имеют клинический «фасад» в виде беспокойства и излишней активности детей, даже с нормальным развитием. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем того комплекса отклонений, который направленно нарушает социальную адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его еще называют гипердинамическим, или гиперкинетическим синдромом.
У несовершеннолетних с подобным расстройством, повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко: дети ни минуты не сидят спокойно, постоянно суетятся, отвлекаются, что, естественно, мешает любой деятельности, а особенно, учебной. С началом обучения в школе выясняется, что они не могут сидеть на уроках, отвлекаются, ходят по классу, мешая тем самым одноклассникам и педагогу.Порой этим вызывают беспокойство и раздражение взрослых и педагогов, нередко считающих, что дети не хотят подчиняться дисциплине. Часто такое понимание является ошибочным для начинающих педагогов или учителей, не имеющих представления о работе с «особыми» детьми. Беда таких детей заключается в том, что они НЕ «не хотят», а не могут вести себя соответственно школьным правилам поведения. Здесь следует полагаться на мастерство и внимательное отношение к своим ученикам педагогов, которые просто обязаны вовремя увидеть создавшуюся проблему и постараться аккуратно «выйти» из нее, не травмируя, и без того больную,психику детей.
Хотя этот синдром часто называют «гипердинамическим», т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. У ребенка с таким дефектом сильно страдает концентрация и, как следствие, объем внимания. Он может сосредоточиться, но лишь на несколько мгновений. У него повышена отвлекаемость, реагируя на любой посторонний звук или движение в классе.
Из практики замечено, что ученики с синдромом повышенной двигательной активности часто бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми, им свойственна импульсивность поступков. Например, сначала сделают, а потом подумают, и то, только после направленного замечания педагога. Иногда такие необдуманные, скоропалительные поступки часто приводят к ситуациям, опасным для самих детей. Например, дети бегут по улице, не глядя по сторонам, занимаются физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.
Раздражительность, импульсивность, неумение структурировать свое поведение в игровой деятельности или в общении неизбежно приводит таких детей к затруднениям в контактах со сверстниками, к агрессивному и деструктивному поведению.
Черты, характеризующие синдром гиперактивности:
— общее двигательное беспокойство;
— неусидчивость;
— обилие лишних движений;
— повышенная возбудимость;
— недостаточная целенаправленность;
— импульсивность поступков;
— трудность в усвоении учебных навыков;
— непринятие общих правил поведения.
Все вышеперечисленные признаки неизбежно способствуют выраженной школьной дезадаптацию и требуют постоянной работы с учеником не только педагогов, но и психологов, логопедов, социальных педагогов и других специалистов.
Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания трудностей, возникающих в процессе школьного обучения и общения со сверстниками, приводят к тому, что у ребенка с интеллектуальной недостаточностью, отягощенной синдромом гиперактивности, формируется и фиксируется негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением, возникают неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют клиническую картину состояния, усиливают дезадаптацию, ведут к формированию негативной «Я – концепции» ребенка. Развитие этих вторичных нарушений в значительной степени определяется влиянием социально-психологических факторов среды тем, насколько педагоги и взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности детей и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.
Синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития, чаще всего при отдаленных последствиях органического поражения головного мозга, и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, высших корковых функций. Подобное поражение может быть обусловлено воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг во внутриутробном или перинатальном периодах. Эти нарушения нередко не выявляются при обычном неврологическом обследовании. Проявления синдрома гиперактивности начинают беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка. Прогноз состояния детей зависит от большого количества факторов:
— степени выраженности расстройства двигательной активности;
— степени выраженности расстройства внимания;
— нарушений в когнитивной сфере;
— наличия вторичных эмоциональных расстройств;
— наличия личностных расстройств.
Большое значение для прогноза имеет адекватная комплексная медикаментозная терапия.
Педагогическая практика показывает, что большинство детей с интеллектуальной недостаточностью, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, при правильном подходе к их обучению педагогов, после 12 лет имеют частичную ли полную ремиссию состояния. Негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую деятельность, адекватно устанавливая межличностные отношения.
Однако, нельзя не отметить, что часть детей и подростков с вышеуказанным синдромом показывает предрасположенность к антисоциальным действиям и нарушениям поведения. Чаще это происходит при наличии личностных расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях. Например, в неблагополучных семьях, при неправильном и невнимательном подходе педагогов к воспитанию и обучению детей.
При организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, отягощенных синдромом повышенной двигательной активности, особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям детей с учетом уровня их когнитивных способностей и нарушенной концентрации их внимания.
Поэтому, наряду с медикаментозной коррекцией лечения состояния гиперактивности обязательно должно включать элементы психотерапии и коррекционно-воспитательной педагогики. Процесс обучения необходимо организовывать так, чтобы деятельность детей оказывалась «успешной», а поставленная цель – достигнутой.
Источник