Дети с синдромом дауна высовывают язык

Дети с синдромом дауна высовывают язык thumbnail

20.05.2010

Характерный вид, присущий детям с болезнью Дауна, в значительной мере обусловлен своеобразными аномалиями строения лица. Лицо уплощено, плоскости лица и затылка располагаются параллельно.

Типичен плоский, узкий, часто морщинистый лоб с низкой границей оволосения. Глазные щели узкие, с косым разрезом, идущим снаружи и сверху вниз и внутрь.

В области внутреннего угла глаза от верхнего века к нижнему идет кожная складка, называемая эпнкантом. Эта аномалия строения глазных щелей дала повод некоторым зарубежным авторам совершенно безосновательно назвать болезнь Дауна монголизмом или монголоидной идиотией.

Строение эпиканта совершенно отлично от того, что встречается у представителей монгольской расы. Частым симптомом является косоглазие, которое вызывается не поражением черепно-мозговых нервов, а является следствием гипотонии глазных мышц (Engler, 1958).

Особенности формы носа относятся к наиболее часто встречающимся при этом заболевании аномалиям: нос короткий, с плоской переносицей и расширенным основанием, что связано с недоразвитием костей носа, ноздри широкие, открыты в вертикальной плоскости, нередко наблюдается асимметричное расположение носовой перегородки и носовых раковин, слизистая носа атрофична и часто подвергается катаральным воспалениям. Костный скелет лица обнаруживает ряд других типичных для этого заболевания аномалий. Так, скуловые дуги всегда выступают.

Нижняя челюсть выдается вперед. Верхняя челюсть недоразвита и представляется короткой и узкой.

Параллельное расположение плоскости лица и затылка, узкий лоб, низкая граница оволосения (больной Л., 17 лет)

Параллельное расположение плоскости лица и затылка, узкий лоб, низкая граница оволосения (больной Л., 17 лет)

Уплощение спинки носа (больная Н., 27 лет)

Уплощение спинки носа (больная Н., 27 лет)

Высокое нёбо (больной А., 17 лет)

Высокое нёбо (больной А., 17 лет)

Утолщенный складчатый язык (больной В., 14 лет)

Утолщенный складчатый язык (больной В., 14 лет)

Характерный вид больного с полуоткрытым ртом и высунутым языком (больной Г., 8 лет)

Характерный вид больного с полуоткрытым ртом и высунутым языком (больной Г., 8 лет)

Неправильное развитие и окостенение нёбных отростков верхней челюсти ведет к образованию крутого, высокого нёба. Рот обычно полуоткрыт, губы толстые, бесформенные, плохо очерченные, нижняя губа выпячена, отвисает. На губах очень часто появляются рецидивирующие вертикальные трещины, которые возникают преимущественно в углах рта или по средней линии на нижней губе.

Очень типичен грубый, утолщенный язык с характерными глубокими поперечными бороздами. Эта складчатость языка является одним из частых симптомов и, по данным Turpin, встречается при болезни Дауна в 80% случаев.

У родителей и родственников больных частота этой дистрофии более высока, чем в общей популяции, и достигает 7%. Язык нередко высовывается из полуоткрытого рта.

Некоторые авторы считают, что это связано не с увеличением размера языка, а с недоразвитием верхней челюсти, ведущим к уменьшению полости рта (Engler, Benda). Определенное диагностическое значение представляет своеобразный тембр голоса.

Грубый, хриплый, низкий голос в сочетании с косноязычной речью наблюдался у всех обследованных нами больных.

Benda (1960) полагает, что эти особенности голоса обусловлены утолщением голосовых связок, относительно высоким расположением гортани и недостаточным развитием придаточных пазух носа, которые вследствие этого утрачивают способность резонировать.

«Болезнь Дауна», Е.Ф.Давиденкова

  • Механический интегратор
  • Дифференциация
  • Отличительная особенность гипотиреоза
  • Гипераминоацидурия у умственно отсталых лиц
  • Ультрацентрифугатное исследование
  • Аномалии половой сферы
  • Дефекты высшей нервной деятельности
  • Состояние эмоциональной сферы
  • Дети с глубокими степенями умственной отсталости
  • Состояние центральной нервной системы
  • Динамика симптомов с возрастом
  • Постоянный симптом болезни Дауна
  • Физическое и психическое развитие ребенка
  • Диагностика болезни дауна у новорожденных
  • Некоторые биохимические показатели
  • Нарушение обмена триптофана у детей с болезнью Дауна
  • Аномалии и дефекты физического строения
  • Исследование активности щелочной фосфатазы в лейкоцитах крови

Источник

Данный раздел форума не является медицинским пособием.
Все рекомендации, предложенные пользователями форума, ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть согласованы с лечащим врачом- специалистом.

Вы можете задать вопрос врачам волонтёрам ВБО «Даун Синдром» кликнув по иконке Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Малыш высовывает язычек

Что делать в холодное время года?

#1

Пользователь офлайн
 
Nat Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    1 317
  • Регистрация:
    06 Сентябрь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Краков, Польша
  • Интересы:Хочу научиться кататься на коньках 🙂
  • Имя ребёнка:Артурчик
  • Дата рождения ребенка:08-05-2009

Отправлено 05 Октябрь 2009 — 20:07

Привет всем! Я хочу задать такой вопрос. Моему Артурчику через три дня 5 месяцев, сейчас становится холоднее и меня очень беспокоит его открытый ротик и постоянно высовывающийся язычок. Как только мы одеваем курточку, Артурчик высовывает язычок еще сильнее, достает им до воротничка. Пустышку держать мы не умеем. Что делать??? У кого есть опыт, поделитесь.
Кстати, сегодня мы начали ходить на массаж, невропатолог наконец-то не считает овальное окно пороком сердца. Массаж Артурчику очень понравился, ему было интересно и прикольно. Когда массажист массировал подмышки, ему становилось щекотно и он своими ручками хватал дядю за руки, так смешно было />/>/>
Ждем ваших советов. Наташа, Артурчик

#2

Пользователь офлайн
 
Jane_S Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Модераторы
  • Сообщений:
    3 141
  • Регистрация:
    19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Днепропетровск
  • Имя ребёнка:Олег
  • Дата рождения ребенка:26-04-2004

Отправлено 05 Октябрь 2009 — 20:42

Наташа, особого совета дать не могу. Скажу только, что у нас тоже так было. От того, что Олег высовывал язык, при этом ещё и пытался облизать куртку, кожа вокруг рта была покрасневшая. Артур ещё маленький, замечания делать вроде-как пока рано />/>/> Мы спасались тем, что завязывали шарфик до самых глазок, т.е. и носик тоже укутывали. Под шарфом бурная деятельность происходила, но хотя бы в тепле />/>/> Со временем научились «держать язык за зубами».

#3

Пользователь офлайн
 
Julia Skripka Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    419
  • Регистрация:
    03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 05 Октябрь 2009 — 21:00

 Nat (5.10.2009, 21:07) писал:

Привет всем! Я хочу задать такой вопрос. Моему Артурчику через три дня 5 месяцев, сейчас становится холоднее и меня очень беспокоит его открытый ротик и постоянно высовывающийся язычок. Как только мы одеваем курточку, Артурчик высовывает язычок еще сильнее, достает им до воротничка. Пустышку держать мы не умеем. Что делать??? У кого есть опыт, поделитесь.
Кстати, сегодня мы начали ходить на массаж, невропатолог наконец-то не считает овальное окно пороком сердца. Массаж Артурчику очень понравился, ему было интересно и прикольно. Когда массажист массировал подмышки, ему становилось щекотно и он своими ручками хватал дядю за руки, так смешно было />/>/>
Ждем ваших советов. Наташа, Артурчик

Наташа, теплые одежки, комбинезончики, шапочки на завязках, шарфики, по-моему, неплохо сами по себе поддерживают подбородок. Мой Сережка вообще не знал, что такое пустышка, ротик на улице, да и сейчас порой, у него открывался, но в холодное время года одежки, правда, справлялись сами. Хотя в первую зиму, ему было 3 мес., мы довольно часто прикрывали ротик шарфиком.

Читайте также:  Посткастрационный синдром после удаления яичников

#4

Пользователь офлайн
 
Leon Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    18
  • Регистрация:
    02 Октябрь 09
  • Имя ребёнка:СОФИЯ
  • Дата рождения ребенка:04-08-2003

Отправлено 05 Октябрь 2009 — 22:04

 Nat (5.10.2009, 21:07) писал:

. Моему Артурчику через три дня 5 месяцев, сейчас становится холоднее и меня очень беспокоит его открытый ротик и постоянно высовывающийся язычок. Как только мы одеваем курточку, Артурчик высовывает язычок еще сильнее, достает им до воротничка. Пустышку держать мы не умеем. Что делать???

Я своей Соне одевала (как обычно детям в морозы) тоненький дамский шарфик или косыночку,только не вязаную и не «лохматую». Она могла спокойно дышать и при этом ротик держала закрытым.

#5

Пользователь офлайн
 
Nat Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    1 317
  • Регистрация:
    06 Сентябрь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Краков, Польша
  • Интересы:Хочу научиться кататься на коньках 🙂
  • Имя ребёнка:Артурчик
  • Дата рождения ребенка:08-05-2009

Отправлено 05 Октябрь 2009 — 23:05

 Jane_S (5.10.2009, 21:42) писал:

Мы спасались тем, что завязывали шарфик до самых глазок, т.е. и носик тоже укутывали. Под шарфом бурная деятельность происходила, но хотя бы в тепле />/>/> Со временем научились «держать язык за зубами».

 Julia Skripka (5.10.2009, 22:00) писал:

Наташа, теплые одежки, комбинезончики, шапочки на завязках, шарфики, по-моему, неплохо сами по себе поддерживают подбородок. Мой Сережка вообще не знал, что такое пустышка, ротик на улице, да и сейчас порой, у него открывался, но в холодное время года одежки, правда, справлялись сами. Хотя в первую зиму, ему было 3 мес., мы довольно часто прикрывали ротик шарфиком.

А шарфик не становится мокрым и холодным? Хотя я с ваших ответов поняла, что особой проблемы из-за этого не возникало? Так что будем вязать шарфики />/>/> . Вообще как начали одеваться потеплее наулицу, стало легче носить на руках. Ему проще удерживать головку, одежки поддерживают спинку и шею. Не так «качается» головка, и теперь Артурчик может самостоятельно крутить ее из стороны в сторону, и смотреть именно туда, куда ему хочется. Сегодня ехали в маршрутке, он так разглядывает людей с интересом. Дома делаем упражнения и катаемся на мяче. Получили позавчера литературу из ДСА.

#6

Пользователь офлайн
 
Julia Skripka Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    419
  • Регистрация:
    03 Август 09
  • Пол:Женщина
  • Имя ребёнка:Сергей
  • Дата рождения ребенка:14-09-2002

Отправлено 06 Октябрь 2009 — 09:10

 Nat (6.10.2009, 0:05) писал:

А шарфик не становится мокрым и холодным?

Наташа, не переживайте, лыжники для тренировок в сильные морозы, чтобы уберечь себя от вдыхания холодного воздуха пользуются тем же способом, правда у них все еще круче-специальная шапочка-шлем, закрывающая лицо, рот и нос (как при огралении банка />/>/> ) единственное, на что стоит обратить внимание, это чтобы кожа ребенка в холодное время года, и особенно под подобным шарфиком, была защищена (у нас тут даже тема отдельная была про красные щечки). Кожа малышей с СД очень чувствительная, реагирует на малейшие климатические изменения, особенно на похолодания — у кого-то краснеет, у кого-то сохнет, становится шершавой, если еще и открытый ротик, влажный язычок, то раздражения неизбежны. Запаситесь хорошим жирным кремом для защиты от непогоды и радостных вам с Артурчиком прогулок.
Из своего опыта скажу, что ощутимые результаты были при использовании «Защитного крема от ветра и непогоды» компании Weleda (но он, в силу своей натуральности и биологичности довольно дорогой) и, из бюджетных вариантов, «Детский крем» компании «Невская косметика»(только не увлажняющий из серии «Ушастый нянь»), единственный его недостаток-он редко встрчается, я, если вижу его на полке магазина, всегда покупаю несколько тюбиков, так как пользуюсь им для всех своих детей, для себя(особенно после стирки руками или мытья посуды) и племяш, у которого оказалась довольно сухая кожа с самого рождения, всегда благодарен этому крему(да и мама его тоже) />/>/> а еще он довольно универсальный и отлично защищает кожу под подгузником (это, правда, снова новая тема />/>/> )

#7

Пользователь офлайн
 
света Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Модераторы
  • Сообщений:
    8 192
  • Регистрация:
    19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Вера
  • Дата рождения ребенка:04-02-2008

Отправлено 17 Октябрь 2009 — 18:56

У Верочки гораздо меньше стал высовываться язычек после курсов зондового массажа. Нам его логопед делает. Мы уже 4 курса прошли.

#8

Пользователь офлайн
 
Roza Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Администраторы
  • Сообщений:
    1 592
  • Регистрация:
    20 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Владимир
  • Дата рождения ребенка:20-12-2004

Отправлено 17 Октябрь 2009 — 23:05

 света (17.10.2009, 19:56) писал:

У Верочки гораздо меньше стал высовываться язычек после курсов зондового массажа. Нам его логопед делает. Мы уже 4 курса прошли.

Света, а Ваш логопед на дом приезжает или Вы к нему ездите? У нас как раз холодная пора года выпадает из графика, так как Вова на холоде вообще не дышит-синеет, пена изо рта. Так что зимой вообще практически из дома не выходит. Пока был маленький, пользовались шарфом, а теперь старше стал, выкручивается и шарфик стягивает, пока не уберет не успокоится. А не понимает, что с ним дышать легче. Поэтому нам сейчас как раз актуально найти неплохого логопеда, чтоб приезжал на дом.

#9

Пользователь офлайн
 
света Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Модераторы
  • Сообщений:
    8 192
  • Регистрация:
    19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Вера
  • Дата рождения ребенка:04-02-2008

Отправлено 18 Октябрь 2009 — 10:29

 Roza (18.10.2009, 0:05) писал:

Света, а Ваш логопед на дом приезжает или Вы к нему ездите?

на дом приезжает

#10

Пользователь офлайн
 
Roza Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Администраторы
  • Сообщений:
    1 592
  • Регистрация:
    20 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Владимир
  • Дата рождения ребенка:20-12-2004

Отправлено 18 Октябрь 2009 — 14:23

 света (18.10.2009, 11:29) писал:

А можно контакты?

#11

Пользователь офлайн
 
света Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Модераторы
  • Сообщений:
    8 192
  • Регистрация:
    19 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Вера
  • Дата рождения ребенка:04-02-2008

Отправлено 18 Октябрь 2009 — 21:17

 Roza (18.10.2009, 15:23) писал:

А можно контакты?

напишу в личку

#12

Пользователь офлайн
 
Roza Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Администраторы
  • Сообщений:
    1 592
  • Регистрация:
    20 Июнь 09
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Имя ребёнка:Владимир
  • Дата рождения ребенка:20-12-2004

Отправлено 18 Октябрь 2009 — 22:02

 света (18.10.2009, 22:17) писал:

Пасибки />/>/>

#13

Пользователь офлайн
 
муслим ислам Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    379
  • Регистрация:
    16 Февраль 12
  • Пол:Женщина
  • Город:бишкек
  • Имя ребёнка:Муслим, Ислам
  • Дата рождения ребенка:20-01-2012

Отправлено 20 Октябрь 2012 — 10:39

у нас дело такое-язык не широкий,но длинный,из-за длины языка он бывает,как будто задыхается.видимо,не контролируя процесс,перекрывает языком горло и начинается у него паника,4-5 вздохов с трудом делает,потом выдох,и нормально.происходит это,когда лежит на спине. Никто не узнавал по поводу уменьшения размера языка?опасная операция?

Читайте также:  У меня брат с синдромом дауна

#14

Пользователь офлайн
 
n@t@ Дети с синдромом дауна высовывают язык

  • Группа:
    Пользователи
  • Сообщений:
    685
  • Регистрация:
    03 Июнь 10
  • Пол:Женщина
  • Город:Киев
  • Интересы:люблю творчество в любых его проявлениях, соответственно и огромное количество хобби
  • Имя ребёнка:Варенька
  • Дата рождения ребенка:23-05-2010

Отправлено 21 Октябрь 2012 — 13:37

Ой, даже не знаю… У ВАри ОЧЕНЬ длинный язык с рождения, но она уже давно его не высовывает. Нет, ну, бывает иногда, когда балуется, а так это давно не проблема… Мы с ней с рождения играем в игры с языком, что-то вроде тренировки мышц, я кривляюсь, она повторяет, то трубочкой сворачиваю, то высовываю, то резко прячу, то лодочку делаю. Многое можно найти в книгах по логопедическим упражнениям. А, еще, у нас был обычный деревянный шарик на веревочке, когда резались зубки, она его языком то за одну щеку засовывала, то за другую… Супер тренажер для щек и языка…

  • ← Предыдущая тема
  • Общие вопросы, связанные со здоровьем Наших детей
  • Следующая тема →

  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Источник

Ангелина Калинина
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года — это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.

Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.

Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:

1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;

2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.

При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.

Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.

Апраксия — состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.

Также существуют анатомические факторы:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?

Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.

Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Читайте также:  Симптомы гидроцефального синдрома у грудничков

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указате