Дети с синдромом дауна в мбдоу
Как выяснилось, многие родители против детей с ВИЧ в группе детсада или классе. Неважно, что их никто не обязан оповещать, они в своих фантазиях против и все тут! Изолировать всех, на остров, в резервацию…
Однажды моя знакомая отправляла ребенка в садик и у них было собрание родителей. Воспитательница сказала, что в группе будет малыш с синдромом Дауна. И… да, другие родители тоже были против!
Не надо отдельных детсадов, не надо резерваций
Хотите знать их аргументы? Про тот конкретный случай я напишу чуть ниже, а вообще я поинтересовалась темой и узнала, что думают родители.
“Он же помешает моему ребенку!”.
Детский сад — это ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). То есть там дети чему-то учатся. Где-то писать палочки и галочки, а где-то и английский и китайский преподают. Возможно, малыш с СД не сможет усваивать программу так же, как остальные дети. Но помешает ли он им? Дети с СД обычно спокойные, флегматичные, да еще и робкие, и бегать и отвлекать они никого не будут. А если и будут — вот правда, образование в ДОУ, эти палочки и крючочки это так важно?
Или в садике важнее научиться общаться с разными людьми, готовиться к реальной жизни и вообще познавать мир?
Более того, я считаю, что дети с СД могут ходить в обычную школу, пусть даже они будут сидеть за последней партой и рисовать галочки и палочки. Они ведь никому не помешают. Правда, в этом случае есть риск травли (потому что многие дети от родителей перенимают ненависть к людям с особенностями, а учителя не умеют или не хотят пресекать издевательства). Но в небольшой школе (например, деревенской, с маленькими классами) при хорошем учителе это вполне реально. Общаясь со здоровыми детьми, дети с СД будут тянуться за ними и лучше развиваться. И для родителей это большое подспорье.
“Не хочу, чтобы мой ребенок видел таких”.
Это типичное российское. У нас одновременно духовные скрепы, новые храмы буквально на каждом шагу (жители отбиваться еле успевают) и ненависть к инвалидам. Или не ненависть, а просто нежелание видеть “таких”!
В нормальных цивилизованных обществах инвалидов не сбрасывают со скалы, не посылают в резервации и не запирают в интернатах. Им создают безбарьерную среду и дают возможности для интеграции в общество.
С таким подходом ваши дети, возможно, здоровые физически, вырастут ментальными дикарями.
“Он же других побьет (покусает)!”
Да, многие думают, что дети в школе и садике постоянно кусают друг друга и пьют кровь. Многие уверены, что дети с СД только этим и занимаются. Но, повторюсь, на самом деле они добрые, робкие, неторопливые, и совершенно не агрессивные. Скорее агрессию проявит ребенок без каких-либо диагнозов, но расторможенный, избалованный, плохо воспитанный или живущий в семье, где практикуют побои.
«Его там будут травить, пусть сидит дома — для его же блага».
Самая подлая причина. Якобы изоляция нужна для блага тех, кто в понимании большинства «не такой». Кто будет травить? Ваш ребенок? Научите не делать этого, быть терпимее и добрее, поговорите с ним, объясните, почему никого нельзя обижать. Или вы так думаете про других детей? Возможно, в их семьях более здоровые отношения и нет терпимости к насилию. В любом случае обязанность пресекать травлю — дело воспитателя, и считать эту ситуацию нормой и неизбежностью, с которой ничего не поделаешь, нельзя.
Травля — не норма, ее нужно пресекать!
Кстати, самостоятельно начать кого-то травить могут дети постарше, лет 12 — 13. Малыши и младшие школьники просто копируют отношение взрослых.
И, наконец, тот самый аргумент, прозвучавший на собрании у моей знакомой. Только не падайте.
“Это же заразно”.
Да, в 21 веке, в России (где все еще есть бесплатное обязательное школьное образование) две взрослые женщины, матери детей, высказали такое мнение, а также сообщили, что будут «бороться» (удивительно, но у них нашлись умственные ресурсы, чтобы писать жалобы в МинОбр).
Ну что сказать — люди, будьте добрее. И детей своих попробуйте научить этому.
Источник
Наталья Пичкурова
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида
«Социализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида»
Воспитатель Пичкурова Н. А.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.
Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна:
Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.
Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.
Отношение педагогов:
Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает учитель – логопед и старший воспитатель ДОУ.
Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая помощь.
Позиция родителей нормально развивающихся детей:
Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.
Все взаимодействие с родителями,направлено на решение задач:
— формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;
— повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;
— установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Условия в группе
Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.
В работу по социализации данного ребенкавключены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, учитель — логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка.
На этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:
— обязательную организацию взаимодействия,
— общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,
— предъявление адекватных требований,
— использование приёмов дополнительной коммуникации,
— ориентирование ребёнка в распорядке дня.
Индивидуальная работа
Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.Наши первые результаты:
Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к условиям в детском саду.
В результате, ребенокспособен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой.
Ребенокадекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Источник
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.
Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно .
Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ограниченными возможностями здоровья отражается в целом ряде документов: стратегическом направлении «Равные и разные», во введении ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования. Поскольку, Стандарт дошкольного образования исходит из принципа создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, то встает вопрос об определении понятия психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых «возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования», обусловленными ранним влиянием аномального фактора.
Самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения:
– одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени
обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с
синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания
При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети Дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.
Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение.
Основными критериями результативности работы я считаю: позитивную динамику в развитии ребёнка, которая определяется путём качественной оценки контрольных параметров и показателей развития: общая моторика, сенсорное развитие, пространственные представления, формирование предметноигровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие; позитивную динамику адаптации семьи к проблемам. Но нельзя и забывать о развитии предметно-пространственной среды в детском саду, которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Главным является воспитание и образования детей с синдромом Дауна в детских садах это сенсорное воспитание, которое одно из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.
В обычном детском саду дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Очень полезно таким детям бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться» от общения.
Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей должны обеспечивать педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ. Основная проблема, на мой взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы воспитателей в условиях инклюзии.
Организация инклюзии во многих детских садах находятся на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, включают всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.
Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна, является, на мой взгляд, основным условием успешной интеграции таких детей в дошкольное образовательное учреждение.
Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми. «Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. В условиях любого специализированного детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах.
Нужно отметить, что формирование речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей — это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и педагоги. Правильная и непрерывная работа по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в дальнейшем будет способствовать их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни, отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы воспитание и образования детей с синдромом Дауна в ДОУ.
Источник