Дети с синдромом дауна специальная психология
Подчиняясь, в целом, общим закономерностям психического развития, развитие аномального ребенка имеет и ряд собственных закономерностей, в определении которых важную роль сыграли исследования отечественных дефектологов, особенно Л. С. Выготского. Им была выдвинута идея о сложной структуре аномального развития ребёнка, согласно которой наличие деффекта какого-то одного анализатора или интеллектуального дефекта не вызывает выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений, в результате чего возникает целостная картина своеобразного атипичного развития [11, c.8.]. Сложность структуры аномального развития заключается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития.
Ещё одной важной закономерностью аномального развития является соотношение первичного и вторичного дефектов. «Чем дальше отстоит симптом от первичного, тем он более поддаётся коррекционному воздействию», — пишет Л. С. Выгоnский. Иными словами, чем дальше разведены между собой первопричины и вторичный симптом, тем больше возможностей открывается для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Вторичные отклонения, в зависимости от степени нарушения, имеют разный уровень выраженности, то есть существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития аномального ребёнка от степени и качества первичного дефекта.
В качестве последствий аномальной социализации необходимо назвать такое явление как «социальный аутизм» — отстранение от окружающего мира.
Исключение ребёнка-инвалида из общественной жизни отражается на качестве жизни не только самого ребёнка, но и его родителей. Нарушаются социальные связи семьи. Опрос родителей больных детей показал, что одни из родителей частично или полностью выключаются из общественной жизни. В связи с этим появляется целый ряд психологических проблем, что зачастую ведёт к разрушению семьи. Этим в значительной мере обуславливается значение коррекционно — педагогические работы с детьми-инвалидами.
Среди факторов риска рождения ребёнка с синдромом Дауна основное место принадлежит возрасту матери. Это связано как с уменьшением гормонального контроля оогенеза у пожилых женщин, так и с недостаточностью гормонального контроля у девушек подросткового возраста. Имеются данные повышения частоты рождения детей с синдромом Дауна при применении гормональных контрацептивных средств, рентгенологического облучения и так далее. Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна также увеличивается при пожилом отце.
Нарушения в развитии начинают проявляться уже с первых месяцев жизни. Прежде всего, бросается в глаза вялость и малая активность. Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов.
Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.
Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. «Даунисты» могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными. Они могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого могут достичь дети с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.
Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.
Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.
Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.
При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.
Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.
В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.
Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.
Необходимо отметить, что по отношению к детям-Даунам исследователи занимают самые противоречивые позиции. Одни придерживаются пессимистической точки зрения: что дети-дауны абсолютно не способны к обучению. Считают, что им недоступны чтение и письмо, потому что уровень их интеллектуального развития соответствует имбецильности. Кроме того, у таких детей часто наблюдаются разнообразные дефекты речи.
Другие высказывают вполне оптимистическую позицию, аргументируя ее тем, что несмотря на то, что этим детям, как правило, недоступны абстрактные понятия и счетные операции, для многих из них характерна хорошо развитая механическая память и наблюдательность. У них экстраординарные способности к подражанию. А это значит, что их можно сознательно развивать, придавая им практическую направленность.
Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Несмотря на то, что болезнь Дауна представляет собой множество врожденных дефектов, основные этапы развития больных детей совпадают с развитием развивающихся нормально. Проследить сроки появления тех или иных двигательных навыков поможет таблица нормативов развития двигательных навыков у детей.
К сожалению, противоречивые дебаты вызывают не только интеллектуальные возможности детей-даунов, но и их личностные особенности. Одни авторы указывают на неустойчивость их настроения, повышенную раздражительность, обидчивость и злобность. Другие — на их добродушие, послушание, особую нежность и привязанность к тем, кто за ними ухаживает. Поэтому личностные особенности этих детей, как и всех нормальных, определются отношением к этим детям.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.
Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов — чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.
Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное — заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна — не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь — общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях. На Западе это называют «интегрированным образованием»: даунята посещают обычные детские сады и школы, где обучаются по особому (составленному индивидуально) учебному плану.
Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).
Таким образом, при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
2 слайд
Описание слайда:
Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме
3 слайд
Описание слайда:
Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) — Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации — Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений — Повышенная гибкость суставов — Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
4 слайд
Описание слайда:
Особенности навыков — Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; — Трудности в установлении последовательности действий
5 слайд
Описание слайда:
Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: — поверхностное восприятие предметов; — не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; — трудности восприятия пространства и времени; — реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания — Неустойчивость активного внимания — Повышенная утомляемость — Короткий период концентрации внимания — Дети легко отвлекаются, истощаются
6 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления — Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. — Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. — Абстрактные понятия недоступны для понимания — Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух
7 слайд
Описание слайда:
Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства — Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.
8 слайд
Описание слайда:
Особенности эмоционально-личностной сферы — Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. — Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)
9 слайд
Описание слайда:
Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.
10 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-872546
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Хромосомные аномалии, как правило,
оказывают влияние на рост и развитие
ребенка. Синдром Дауна является хорошо
изученным примером выраженного нарушения
роста и развития, связанного с наличием
лишней хромосомы. Рост индивида на
протяжении всей жизни остается более
низким, чем в норме, скорость роста
варьирует в зависимости от возраста.
Задержка формирования скелета особенно
заметна в первые 6–8 лет жизни. В
подростковом возрасте темпы роста и
созревания скелета становятся более
быстрыми и приближаются к норме.
Для этого синдрома характерна задержка
формирования костной ткани, в том числе
нарушение процессов роста и развития
зубов. По сравнению с другими категориями
детей с интеллектуальной недостаточностью
у детей с синдромом Дауна достаточно
часто наблюдаются аномалии строения
зубов. У этих детей также имеются
врожденные аномалии строения внутренних
органов, в том числе врожденные пороки
сердца. Со стороны анатомо-физиологических
особенностей мозга у детей отмечается
недоразвитие лобных долей и мозжечка,
недостаточное развитие извилин мозговой
коры, замедление темпа миелинизации
нервных клеток.
Традиционно принято детей с синдромом
Дауна относить к детям с интеллектуальной
недостаточностью, поэтому для них
характерно психическое недоразвитие,
при котором действуют законы тотальности
и иерархичности недоразвития (подробнее
об этом см.в главе 4).
Люди с синдромом Дауна в определенной
степени демонстрируют интеллектуальную
недостаточность, но разброс нарушений
умственного развития достаточно велик:
от нижней границы нормы до среднетяжелой
степени умственной отсталости. Снижение
уровня интеллектуального развития
принято считать одной из главных
особенностей людей с синдромом Дауна.
Как уже упоминалось, ранее данную
категорию людей относили к группе
глубоко умственно отсталых. Современные
исследования подвергают критике более
ранние выводы относительно уровня
развития интеллекта у людей с синдромом
Дауна. Наши данные оценки уровня
психического развития детей с помощью
Мюнхенской функциональной диагностики
развития [8] свидетельствуют, что среди
детей с синдромом Дауна в возрасте до
трех лет встречаются дети, развитие
которых соответствует возрастным нормам
по всем показателям, кроме развития
активной речи. Другими словами, часть
детей с синдромом Дауна в первые месяцы
и даже годы не отстают в развитии и не
отличаются значительно от своих
сверстников. Это зависит от многих
факторов, прежде всего от индивидуальных
особенностей ребенка, а также от того
окружения, в котором он живет, от
физической среды и от взаимодействия
с окружающими взрослыми.
Дж. Карр [2] провела одно из немногих
исследований, в котором с помощью
лонгитюдной стратегии изучается развитие
детей с синдромом Дауна: одни и те же
дети наблюдались на протяжении четырех
лет. Для сравнения изучались нормально
развивающиеся дети того же возраста. В
младенчестве в отношении кормления
младенцы с синдромом Дауна отличались
меньшей живостью и жаждой пищи,
демонстрировали более слабые сосательные
рефлексы и были более сонливыми, чем их
здоровые сверстники из контрольной
группы. Матери не кормили их по первому
требованию всего лишь потому, что
младенцы были слишком непритязательными,
редко плакали и вели себя так, что в
определенных случаях их приходилось
будить. Более того, грудью кормили
меньшее число младенцев ввиду
трудностей, связанных с приучением их
к сосанию.
Кормление из бутылочки не только было
правилом, но дети с синдромом Дауна
также оставались дольше зависимыми от
бутылочки из-за задержки у них моторного
развития. В 12 месяцев они напоминали
8-месячных, не могли контролировать
хватательные движения, необходимые для
самостоятельного питания. Хотя 4-летние
дошкольники с синдромом Дауна продолжали
отставать от контрольной группы в
самостоятельном питании, 2/3 их были
способны съесть обычные семейные обеды,
и для большинства матерей кормление
переставало быть проблемой.
Развитие отношений привязанности у
младенцев с синдромом Дауна было в целом
таким же, как у здоровых младенцев. При
этом контакт глаз у них устанавливался
позже, социальная улыбка была менее
частой и интенсивной, и хотя после первых
двух месяцев жизни младенец издавал
звуки даже чаще, чем дети контрольной
группы, наблюдалась менее скоординированная
очередность при вокализации и больше
голосовых «столкновений» между
матерью и ребенком. Сложные модели
поведения, составляющие привязанность
(поиск близости, протест против разлуки,
настороженное отношение к незнакомцам),
организованы так же, как и у нормально
развивающихся младенцев, и у них в
большинстве случаев формировалась
надежная привязанность. Однако имелись
отличия в качестве определенных
компонентов поведения: аффект был
притуплён, латентность плача при разлуке
была большей, а успокоить ребенка было
труднее.
Период от 9 до 36 месяцев отличался
собственными специфическими проблемами.
При нормальном развитии ребенок и мать
на этой стадии начинают участвовать в
совместной деятельности, а их взаимодействие
все чаще включает такие объекты, как
игрушки и картинки. Ребенок с синдромом
Дауна испытывает меньший интерес к
исследованию объектов и большие трудности
с поддержанием совместного внимания к
объектам и взрослому, как правило,
отстраняясь от игры.
Приучение к опрятности. Детей двух
групп начинали приучать к опрятности
в одном и том же возрасте. Однако к
4-летнему возрасту дети с синдромом
Дауна значимо отставали во всех аспектах
опрятности: они чаще мочились в постель,
мочили и пачкали свои штанишки и были
менее умелыми в самообслуживании.
Что касается инициативы, то начинающие
ходить дети с синдромом Дауна реагировали
на окружающую среду, но не демонстрировали
ни той интенсивности усилий, ни того
интереса к новизне, которые отличали
их нормально развивающихся сверстников.
Поэтому их описывают как легко идущих
на контакт, обладающих слабой реакцией,
позитивно настроенных и упорных. В целом
дети с синдромом Дауна часто описываются
как «пассивные».
В дошкольном возрасте, к возрасту четырех
лет, между детьми с синдромом Дауна и
контрольной группой не было различий
с точки зрения видов и количества
проблем, таких как вспышки гнева,
агрессивность, дистресс и оппозиционное
поведение, хотя дети с синдромом Дауна
озорничали чаще (например, балуясь с
выключателями света или пряча вещи в
туалете).
Особенности развития детей с синдромом
Дауна во многом зависят от того, в каких
социальных условиях они воспитываются.
۞
Иллюстрация
Н.Ю. Баранова пишет: «В свое время мы
проводили исследование, направленное
на сравнение детей с синдромом Дауна,
воспитывающихся в семьях и проживающих
в домах ребенка. Нетрудно догадаться,
что дети отличались, как день и ночь.
Если домашние дети к двум годам хорошо
ходили, самостоятельно ели, прекрасно
общались со взрослыми, имели навыки
сюжетной игры, то дети того же возраста
в доме ребенка в лучшем случае могли
самостоятельно сидеть, но не умели
общаться, быстро уставали от взаимодействия
со взрослыми, навыки какой-либо игры
отсутствовали» [8, с. 137].
Для детей с синдромом Дауна характерна
мышечная гипотония, то есть сниженный
мышечный тонус в конечностях, а также
тонус мышц губ и языка. Мышцы вялые, они
лишены упругости. Это является одной
из причин задержки развития двигательных
функций, а также недоразвития речи. Для
детей характерна неловкость движений,
походки, повышенная гибкость
(гипермобильность) суставов. У них
обнаруживаются задержки в развитии
основных локомоторных функций: удержание
головы, сидение, прямостояние, с трудом
формируется координация движений. Чем
сложнее двигательная функция, тем
значительнее сдвинуты сроки овладения
ею детьми. Но большинство детей, в конце
концов, овладевают многими из крупных
локомоторных актов, хотя их действия
не столь ловкие и точные. Они ходят,
бегают, карабкаются, катаются на
велосипеде, большинство умеют
самостоятельно одеваться, пользоваться
туалетом и самостоятельно есть, могут
научиться выполнять несложную работу
по дому. Так, возраст начала ходьбы у
этих детей колеблется между 13 и 48 месяцами
(у здоровых детей – от 9 до 17 месяцев).
Однако более сложными двигательными
навыками они овладевают с большим
трудом. Кроме того, они медленнее
реагируют на внешние стимулы, медленнее
получают информацию о ситуации выполнения
движения, целостное движение или действие
они выполняют в течение большего
промежутка времени.
Так как в состоянии мышечной гипотонии
находятся мышцы губ и языка, а сам язык
более толстый, с уплощенным кончиком,
это придает специфику внешнему облику
ребенка. Язык может выступать наружу,
поэтому рот чаще открыт. Дети могут не
контролировать положение языка, что
придает им не совсем опрятный вид. Особое
строение языка сказывается также и на
возможностях активной речи детей.
۞
Иллюстрация
«Это из-за моего языка, он обычно
распухший. Мне трудно внятно говорить…
Порой он не поворачивается, и я начинаю
запинаться. Люди не понимают меня», –
так объясняет свои затруднения подросток
с синдромом Дауна [10, с. 193].
Большинство современных авторов в своих
работах говорят о специфических языковых
нарушениях у людей с синдромом Дауна.
Одной из основных трудностей у детей с
синдромом Дауна является развитие
вербальной речи. Большинство исследователей
отмечают выраженную задержку в развитии
у детей с синдромом Дауна активной речи,
низкий объем активного словарного
запаса по сравнению с пассивным словарным
запасом. Разница между пассивным и
активным словарем выражена у детей с
синдромом Дауна более резко, чем у детей
с другими формами интеллектуальной
недостаточности.
Наиболее простое объяснение проблем в
развитии вербальной речи заключается
в соответствующем строении артикуляторного
аппарата. При сниженном тонусе, готическом
нёбе и увеличенном языке сложно добиться
внятной и четкой речи. Однако это не
единственная причина, существует ряд
других специфических особенностей. В
частности, отмечаются сложности с
восприятием речи. В данном случае не
имеется в виду снижение слуха, хотя
нарушения слуха также встречаются при
данном синдроме. Часто дети с синдромом
Дауна испытывают трудности с
различением коротких, быстро изменяющихся
звуковых сигналов, к которым относится
большинство согласных звуков. Сoслов многих родителей, их дети хорошо
понимают обращенную речь в контексте
ежедневных ситуаций, но испытывают
сложности при освоении экспрессивной
речи.
Дети с синдромом Дауна лучше справляются
с задачами, решение которых требует
использования зрительных образов, чем
слуховых. Так, например, при соответствующем
обучении (использовании глобального
чтения) дети с синдромом Дауна могут
научиться читать раньше, чем говорить.
Если раньше считалось, что при общем
отставании в развитии понимание и
экспрессивная речь развиваются с
одинаковой скоростью, то последующие
работы показывают, что для детей с
синдромом Дауна характерен особый тип
языковых нарушений. Даже при одинаковом
уровне невербального умственного
возраста, биологического возраста и
состояния слуха у них наблюдается
другая скорость развития понимания
речи и активной речи, а также скорость
развития словаря и синтаксиса. То есть
ребенок с синдромом Дауна того же
возраста, что и обычный ребенок, с
нормальным слухом, одинаково хорошо
справляется с невербальными заданиями,
но испытывает сложности с пониманием
речи и имеет меньший словарный запас
[10].
Однако установлено, что дети с синдромом
Дауна легче овладевают речевой
деятельностью, если сначала их учат
читать, а потом – говорить. Обучение
чтению может стать частью программы
стимуляции речевого развития детей.
۞
Иллюстрация
Программа вмешательства в развитие
детей, разработана и апробирована
Родесом и его коллегами. В этой программе
занятия по интенсивному развитию речи
проводились с группой детей с синдромом
Дауна, которые постоянно находились в
специальном учреждении. Глубоко умственно
отсталые дети превратились за 2,5 года
из неговорящих, объясняющихся только
с помощью жестов и нечленораздельных
звуков существ, в детей с относительно
небольшим, но активно используемым и
выразительным словарным запасом,
способных усвоить некоторые базовые
понятия, читающих простые книжки и
получающих от этого удовольствие. 5 из
9 детей научились читать предложения,
а отдельны слова умели читать все [10].
Каким образом можно объяснить эти
данные? Оказалось, что увиденныеслова удерживаются детьми лучше и
дольше, чемуслышанные слова.Поскольку значения и грамматика для
обеих форм речи одни и те же, центральные
речевые процессы могут быть освоены
как при слуховой, так и при зрительной
форме предъявления слов. У таких детей
зрительные формы речи преобладают над
слуховыми формами речи, что связано с
особенностями их мозговой деятельности,
(в частности, преобладание правополушарных
форм обработки информации). Кроме того,
у большого числа детей имеются
сопутствующие нарушения слуха: тугоухость
легкой или умеренной степени была
обнаружена у 70 % детей [10] . То есть
вероятность нарушений слуха при синдроме
Дауна очень высока, и снижение слуха
значительно осложняет восприятие речи
на слух, поэтому такие дети говорить и
читать часто начинают одновременно.
Выраженное недоразвитие речи у детей
часто приводит к неверным суждениям
относительно состояния их интеллекта,
который зачастую недооценивается. При
выполнении невербальных заданий дети
показывают достаточно высокий уровень
возможностей, например, при классификации
предметов, выполнении счетных операций,
однако словесно-логическое мышление у
них все равно страдает достаточно
сильно.
Дети с синдромом Дауна довольно
эмоциональны, эмоции у них возникают
легко, выражаются ярко и непосредственно,
то есть они отличаются эмоциональной
живостью. Некоторые авторы даже
утверждают, что эмоциональная сфера у
таких детей более сохранна по сравнению
с интеллектуальной сферой. Большинство
детей могут испытывать гнев, страх,
радость, грусть. Дети часто проявляют
дружелюбие, они приветливы и общительны,
проявляют нежную привязанность, бывают
ласковы с другими, уравновешены. Однако
у них могут наблюдаться и вспышки гнева,
они становятся недоброжелательными,
если их что-то обижает, им что-то не
нравится, причем по самому незначительному
поводу. Детям присущи такие личностные
особенности, как эгоцентризм, повышенная
(даже чрезмерная) аккуратность, для них
типичны эпилептоидные черты характера.
Детей с синдромом Дауна можно относить
к группе детей с сложным нарушением (в
соответствии с Кодексом об образовании:
тяжелые и(или) множественные физические
и(или) психические нарушения). По данным
М.Г. Блюминой [10], изолированная
интеллектуальная недостаточность
наблюдается только у 18 % детей, у 42 %
она сочетается с нарушениями слуха, у
12 % – с нарушениями зрения, у 28 % –
с недостаточностью обеих сенсорных
систем. Важно отметить, что сочетанные
нарушения зрения и слуха дают выраженный
«синергетический» эффект для углубления
процессов недоразвития ребенка. Дети
с потенциально сохранным интеллектом,
но с мышечной гипотонией и не
диагностированными вовремя нарушениями
слуха и зрения, могут ошибочно
восприниматься как дети с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. У
детей также отмечается задержка развития
речи и серьезные поведенческие проблемы,
трудности в обучении. Но если ребенку
вовремя подбирают очки и надевают
слуховой аппарат, то он неожиданно