Дети с синдромом дауна особенности развития и воспитания
Синдром Дауна – достаточно распространенное заболевание, которое происходит в результате генетических нарушений в организме ребенка. Воспитание детей с синдромом Дауна имеет ряд важных особенностей.
Синдром Дауна возникает как следствие существования в организме дополнительной хромосомы. Эта лишняя хромосома и есть источник нарушений в организме ребенка. Воспитание детей с синдромом Дауна должно обязательно проходить под наблюдением врачей-специалистов различного профиля.
Особенности детей с синдромом Дауна
Такие дети имеют ряд психологических особенностей. Наиболее выраженные из них следующие:
- значительное отставание в физическом и умственном развитии;
- задержка развития всех двигательных функций и психических процессов;
- отставание в развитии речи;
- отставание в развитии мелкой моторики (совокупности скоординированных действий костной, мышечной и нервной систем).
Основные принципы воспитания детей с синдромом Дауна
Воспитание ребенка, страдающего синдромом Дауна, является очень серьезным испытанием для его родителей. Такие дети имеют частые перепады настроения, что выводит близких из равновесия. Воспитание детей с синдромом Дауна нужно рассматривать в каждый период их развития.
- Дошкольный возраст. Ребенку с синдромом Дауна нужно гораздо больше времени, чем остальным детям, чтобы научиться сидеть, оборачиваться, стоять, ходить, разговаривать. Можно записать его в специальную группу обучения (с младенческого возраста до трех лет). Квалифицированный персонал поможет развитию такого ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна дольше учится самостоятельно одеваться и кушать, нужно уделять каждый день немного времени для тренировки.
- лучше записать ребенка на курсы с детьми такого же возраста. В процессе воспитания детей с синдромом Дауна обязательно нужно учить их думать, не перегружая при этом. Нужно помнить, что такой ребенок будет испытывать трудности, терпеть неудачи. Но все это является вполне нормальным для таких детей.
- Школьный возраст. Многие дети с синдромом Дауна могут учиться в обычных классах. Для таких ребят разрабатывают индивидуальные учебные планы или проводят индивидуальные занятия.
- Подростковый возраст, юность. В этот период необходимо обучать детей с синдромом Дауна гигиене и самостоятельному уходу за собой. Воспитание детей, имеющих хромосомную патологию такого типа, в этот период предусматривает их социальную адаптацию. Нужно научить ребенка социальному поведению и основным социальным навыкам. Для этого очень важно его активное участие в школьной жизни. Необходимо дать ему возможность учиться строить отношения. Будет правильным развивать интерес ребенка к искусству, например, к рисованию.
Воспитание детей с синдромом Дауна в домашних условиях, с любящими родителями даст ему гораздо больше шансов социальной адаптации. Любовь и забота родных помогут ему добиться успехов.
Особенности развития зрения у детей
Есть мнение, что при рождении ребенок видит мир в перевернутом изображении. Как известно, сетчатка глаза, как у взрослых, так и у детей отображает предметы действительно в перевернутом виде (таков объективный оптический закон). Но кора головного мозга, очевидно, приспособилась «переворачивать» картинку. Установить, рождается ли человек с таким навыком или приобретает впоследствии, весьма затруднительно, поэтому и узнать, как на самом деле устроено зрение у детей, практически невозможно.
ПОПУЛЯРНОЕ
Источник
Нет ничего удивительного в том, что дети
с синдромом Дауна в процессе воспитания требуют гораздо больше поддержки,
внимания и понимания со стороны родителей, чем здоровые малыши. Специалисты по
воспитанию также рекомендуют заниматься с особыми детьми различными видами
активности, которые открывают и развивают способности малыша, а также
способствуют его полноценному развитию.
Прежде всего, стоит заметить, что эти дети
имеют такие же потребности, что и здоровые малыши, а потому и относиться к ним
нужно как к другим обычным детям без каких-то особенностей.
Залогом успешного воспитания детей с
синдромом Дауна является регулярное общение. Впрочем, эта рекомендация касается
всех малышей, ведь и здоровым детям нужно получать достаточно внимания от
родителей. Родителям, которые воспитывают детей с синдромом Дауна, также нужно
постоянно следить за состоянием здоровья малышей и качеством их рациона. Не
стоит забывать и о моральной поддержке особого ребенка.
Если ваш ребенок родился с синдромом
Дауна, не забывайте регулярно выполнять с ним те упражнения и реализовывать виды
активности, которые обеспечат надлежащее развитие способностей и навыков
малыша.
Что это за болезнь?
В медицине этот синдром определяют как
генетическое отклонение, которое возникает в результате частичного или полного
копирования (трисомии) Хромосомы 21. Эта аномалия случается 1 раз на 1000
родов, а потому ее считают одним из самых распространенных отклонений во всем
мире.
Причины развития до сих пор не
установлены. В некоторых случаях аномалия возникает как результат генетической
предрасположенности, тогда как иногда причиной трисомии становится возраст
будущей матери. Кроме этих двух факторов науке до сих пор не известны другие
причины развития синдрома Дауна.
В физическом плане все дети с таким
синдромом имеют несколько общих черт, в частности, миндалевидную форму глаз,
большой рот и губы, а также маленькие по размеру уши. В то же время личностные
черты и характер в особых малышей обычно разные. Отличается также и уровень их
склонности к обучению и чувство юмора.
Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна
очень эмоционально развиты, а потому они любят ярко демонстрировать свою
приязнь к другим.
Как воспитывать ребенка с синдромом
Дауна?
Безусловно, быть родителями такого
особого ребенка – это большой вызов. Этот опыт может стать непосильным
испытанием из-за недостатка необходимой информации по надлежащему уходу за
ребенком с синдромом Дауна и его воспитанию.
Не спешите паниковать или отчаиваться,
если ваш малыш родился с этим недугом. Если вы будете уделять достаточно внимания
ребенку и всегда его поддерживать, то сможете воспитать полноценную личность.
Есть много рекомендаций, с помощью которых можно улучшить состояние особого ребенка. Прежде всего, необходимо понять, что дети с такой проблемой ничем не хуже других, а потому и относиться к ним нужно с тем же уважением и пониманием, что и к другим здоровым детям. Конечно, необходимо запастись терпением и регулярно прилагать все возможные усилия, чтобы лучше понять потребности малыша. Не забывайте о необходимости регулярно демонстрировать своему ребенку, как сильно вы его любите.
Для того чтобы сделать процесс
воспитания детей с синдромом Дауна легче для родителей, специалисты предлагают несколько
эффективных рекомендаций.
Регулярно общайтесь с малышом
Согласитесь, общение очень важно для
понимания любого ребенка. А если ваш малыш болен такой болезнью, вам нужно
внимательно следить за тем, как именно вы выражаете свои мысли и эмоции в
разговорах с ним.
Обратите внимание, что обычно детям с
синдромом Дауна нужно больше времени на высказывание мнения. У такого ребенка
могут быть коммуникативные проблемы и нарушения речи. Впрочем, не стоит
преждевременно отчаиваться, если вам не удается сразу наладить общение.
Наберитесь терпения и найдите способ поговорить с ребенком о его потребностях и
проблемы.
Поощряйте общение ребенка с другими
малышами, братьями или сестрами
У детей с синдромом Дауна есть
определенные стадии развития, которые могут происходить на разных этапах жизни.
Но даже если вы заметили, что малыш развивается не по «графику», не паникуйте,
ведь вы сможете наладить процесс общения, если приложите немного усилий. К примеру,
взаимодействие с другими детьми и братьями/сестрами поможет ребенку успешно
развиваться и расти полноценной личностью.
Также рекомендуется обеспечить общение
ребенка с взрослыми людьми, особенно с теми, которые регулярно находятся рядом.
В процессе воспитания поощряя мальчика или девочку с синдромом Дауна взаимодействовать
с другими людьми, делиться с ними своими идеями и откровенно общаться, вы
сможете улучшить его или ее эмоциональное состояние. К тому же таким образом
вам удастся ознакомить близких с ситуацией, сложившейся в вашей семье после
рождения особого ребенка.
Определитесь с тем, какую школу будет
посещать ваш малыш – государственную и частную
Дети с таким заболеванием могут посещать
обычную школу вместе со своими здоровыми сверстниками. Более того, врачи
рекомендуют отдавать особых детей в такие учебные заведения, ведь это позволит
им общаться с разными мальчиками и девочками, девушками и парнями — как со
здоровыми, так и с определенными отклонениями. Регулярное общение с другими
детьми не только повысит их уверенность в себе, но и поможет научиться налаживать
отношения с окружением.
Когда речь идет об обучении, стоит
заметить, что дети с синдромом Дауна учатся все-таки чуть медленнее здоровых
ровесников. Впрочем, проблему можно решить с помощью учителя в школе и
родительской помощи на дому. Не забывайте, что дети с синдромом Дауна
по-другому развиваются и взрослеют, поэтому не стоит их подгонять.
Занимайтесь с ребенком различными видами
активности для его развития
Безусловно, у каждого человека есть
особые таланты и навыки. Дети с синдромом Дауна не является исключением, а
потому при должной поддержке и помощи они тоже могут достичь невероятных
успехов в определенных сферах жизни.
Люди с синдромом Дауна могут успешно выполнить
любую задачу. Вопрос лишь в том, чтобы поощрять ребенка и позволять ему сполна
использовать свои способности.
Вот несколько занятий, которые прекрасно
подойдут для всестороннего развития ребенка с синдромом Дауна.
1. Искусство
Рисование, занятия музыкой или танцами и
другие виды искусства могут помочь малышу с синдромом Дауна развить
эмоциональный интеллект.
Если у вашего ребенка обнаружили это
заболевание, непременно запишите его в танцевальный кружок, на актерское мастерство
или вокал. Такие занятия помогают выйти из зоны комфорта и по-новому посмотреть
на окружающий мир.
2. Спорт
Регулярные занятия спортом положительно
влияют на развитие ребенка с синдромом Дауна. Если особый ребенок будет вести
активный образ жизни, его физическое состояние улучшится, он научится быть
командным игроком и сможет без проблем достигать поставленных целей.
Спортивные
тренировки, особенно если они кратковременны и разбиты на несколько этапов с
небольшими перерывами, незаменимы для надлежащего развития таких больных .
Рекомендуется обратить внимание на такие
активные виды спорта:
- плавание
- футбол
- спортивная гимнастика
- баскетбол
- настольный теннис
- боевые искусства.
3. Игры
Нечего и говорить, что каждому ребенку
для полноценного развития необходимы развлечения и отдых. Именно поэтому нужно регулярно
играть с ребенком с синдромом Дауна в интересные игры, ведь таким образом вы
ускорите развитие его способностей и навыков.
К тому же гораздо проще донести до
ребенка важную информацию в игровой форме. Не забывайте, что игры – это важный
инструмент, который стимулирует малыша и мотивирует его к активным действиям.
Должны ли такие дети питаться
по-особенному?
Безусловно, к питанию детей с синдромом
Дауна необходимо подходить с большой осторожностью и внимательностью. Обратите
внимание, что особенным детям нужно больше времени, чтобы научиться пить
материнское грудное молоко или детскую смесь из специальной бутылочки. Именно
поэтому стоит запастись терпением и подобрать для ребенка систему поощрения,
чтобы малютке было проще приспособиться к новым продуктам.
В детском возрасте каждому ребенку нужно
придерживаться принципов сбалансированного питания. Очень важно, чтобы малыш
употреблял продукты из всех пищевых групп. Впрочем, стоит заметить, что дети с
синдромом Дауна более подвержены полноте, ведь большинство из них отличается
невысоким ростом, что визуально добавляет лишнего веса. К тому же особые дети
обычно менее активны, чем здоровые малыши.
Воспитание детей с синдромом Дауна: что
нужно знать об их здоровье?
К сожалению, значительный процент
больных синдромом Дауна может во взрослой жизни страдать заболеваниями
сердечной системы. Согласно статистике, около 45% детей с трисомией имеют
проблемы в работе сердца. Также дети с синдромом Дауна страдают заболеваниями
легких, часто подхватывают простуду.
Среди других распространенных
заболеваний, которыми страдают дети с синдромом Дауна, следует выделить
нарушения слуха и недостатки зрения (это, в частности, катаракта, миопия и
косоглазие). Также больные трисомией страдают из-за регулярных расстройств
пищеварения. Объяснить это очень просто: дело в том, что большинство малышей с
синдромом Дауна рождаются с отклонениями в строении и работе пищеварительной
системы.
Впрочем, даже если у вашего малыша есть одно или несколько из вышеупомянутых заболеваний, не стоит паниковать: все эти болезни излечимы. Самая главная задача родителей — это профилактика подобных расстройств. Если ваш ребенок родился с синдромом Дауна, вы должны внимательно следить за питанием и состоянием здоровья малыша, а также не забывать регулярно отводить ребенка к врачу для прохождения полного обследования организма.
Общество очень часто оценивает воспитание детей с синдромом Дауна как невероятно сложное испытание для родителей. На самом же деле рождение малыша – это всегда счастье, несмотря на все трудности. Поверьте, безграничная родительская любовь к детям поможет преодолеть любые невзгоды.
Источник
Кузякина Надежда Викторовна
Педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна
Кузякина Н. В. учитель-дефектолог
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение) г. Тамбова
Слово синдром обозначает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека лишней хромосомы. По статистике один младенец из 800 появляется на свет с синдромом Дауна.
Что значит лишняя хромосома для ребёнка? Малыш будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития, ему будет труднее учиться. И всё же сейчас дети с синдромом Дауна имеют больше возможностей для развития. Большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Они смогут ходить в детский сад и учиться в школе, и вообще, делать то, что умеют другие дети.
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт обучения и воспитания в группе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. В группе ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в дошкольном учреждении — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной программы обучения, воспитания и развития.
Индивидуальная программа — это коррекционно-развивающая образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию.
Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка).
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы развития:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития.
3. Основной этап — развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий.
4. Заключительный этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы, подведение итогов.
В программе формулируются чёткие и конкретные цели, посредством чего они будут достигаться, на занятиях у какого специалиста будут формироваться и закрепляться данные навыки. Индивидуальная программа развития ребёнка составляется сроком на три месяца, далее её содержание дополняется, изменяется. При составлении индивидуальной программы для ребёнка с синдромом Дауна необходимо учитывать не только актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности в развитии ребёнка, но и прогноз его ближайшего развития. При реализации программы необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна,на которые можно опереться:
— готовность приступать к различным видам деятельности;
— подражательность действиям и поступкам других детей;
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— лёгкость вступления в контакт.
Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:
— отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;
— возможны проблемы со слухом и зрением;
— как правило, существуют проблемы с развитием речи;
— имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
— сложности с определением последовательности действий, явлений.
Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, которые можно использовать в процессе развивающих занятий, многие из них имеют нарушения зрения.
Индивидуальная программа составляется с опорой на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией E.A. Екжановой, E.A. Стребелевой.Включает в себя такие разделы: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности, эстетическое развитие, блок коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, блок коррекционно-развивающих занятий логопеда. Содержание программы варьируется в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.
Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке.
Для родителей очень важно, что их ребёнок посещает дошкольное учреждение, взаимодействие со специалистами даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье. Открытое общение специалистов дошкольного учреждения с семьёй жизненно важно для оптимального развития ребёнка с синдромом Дауна.
Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы дошкольного образовательного учреждения, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна.
Литература:
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». – М. «Просвещение», 2005.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. -2000.-№3.
Источник