Дети с синдромом дауна как общаться

Дети с синдромом дауна как общаться thumbnail

Екатерина ИЛЬЧЕНКО (текст),
Татьяна ОЖЕРЕДОВА (иллюстрации)

Этот пункт не относится непосредственно к общению, но именно с него начинается вежливое и корректное поведение.

Дети, как и все люди с синдромом Дауна, — не больные. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не являются его «жертвами». Также забудьте про слово «даун». Лучший вариант — «ребенок с синдромом Дауна», «человек с синдромом Дауна». Это описательный термин, указывающий на то, что у человека есть особенность и она связана с генетикой. Главное — он человек.

Ребенку с синдромом Дауна бывает непросто уловить суть разговора, если он не подкреплен какими-то конкретными визуальными примерами. Что это может быть? Демонстрация реальных объектов или рисунков.

Не надо долго уточнять, хочет ли ребенок с синдромом Дауна покачаться на качелях. Просто покажите на качели.

Дети с синдромом дауна как общаться

Дети с синдромом дауна как общаться

Говорите проще и сопровождайте свои слова чем-то, что можно увидеть, услышать, пощупать.

Одна из особенностей детей с синдромом Дауна — задержки в речевом развитии: нарушение артикуляции и неразборчивость речи. Ребенок может прекрасно вас понимать, но ответить так же четко и понятно не всегда ему под силу.

Говорите сами медленно и четко. Возможно, вам придется повторять фразы, ещё и ещё раз уточнять. Не бойтесь спрашивать у ребенка, понял ли он вас. Также не стесняйтесь переспрашивать, если сами что-то не уловили. Не отчаивайтесь, если ребенок не понял вас с первого раза. Попробуйте объяснить по-другому, подобрать более понятные образы, объекты.

Если вы готовы к диалогу, обязательно дайте ребенку время на ответ. Ребенку с дополнительной хромосомой может потребоваться чуть больше времени на обдумывание информации, чем вы ожидаете. После того, как задали вопрос, подождите немного. Лучше всего формулировать вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно — «да» или «нет».

Вместо «Какое платье ты хочешь купить?» лучше спросить: «Ты хочешь купить синее платье?». Вместо «что ты будешь пить?» — «ты будешь пить чай?»

Узнайте больше о том, как живут люди
с синдромом Дауна и о том, как мы поддерживаем их

ПОДПИСАТЬСЯ!

Если же вы предлагаете выбор, то вспомните наш пункт №2 (о наглядных примерах) и продумайте, как помочь ребенку ответить. Например, на вопрос — «ты будешь яблоко или грушу?» — ребенку будет проще ответить, если он сможет просто указать на фрукт или его изображение.

Дети с синдромом дауна как общаться

Дети с синдромом дауна как общаться

Благодарим специалиста по раннему развитию Центра сопровождения семьи «ДАУНСАЙД АП» Светлану СУМЛЕННУЮ за помощь в подготовке материала

В заключение — два слова о самых распространенных ложных стереотипах о людях с синдромом Дауна. Первый гласит, что, вырастая, они как бы остаются детьми. И с ними надо общаться как с маленькими. Второй: все они — милые обаяшки, всегда счастливы и только и знают, что улыбаться и обниматься.

Каждый человек уникален! И человек с синдромом Дауна не исключение. У детей с дополнительной хромосомой одни особенности, у взрослых — другие. Так же, как и все остальные, такой человек может грустить, бояться чего-то, испытывать боль и обиду. Весь спектр человеческих эмоций доступен и людям с синдромом Дауна. И шутки они тоже понимают. Да и сами могут сострить не хуже вашего. И расстроиться могут, и обидеться, особенно если почувствуют вашу неискренность. Так что не поддавайтесь стереотипам и говорите с людьми с синдромом Дауна на равных. Нет таких тем, которые для них недоступны.

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

В ПОЛЬЗУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА «СИНДРОМ ЛЮБВИ»

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ

РАЗОВОЕ

Банковской картой

Дети с синдромом дауна как общаться

Apple/Google Pay

Дети с синдромом дауна как общаться

100

500

2000

другая сумма

ПОМОЧЬ!

Источник

Несколько практических советов от Анны Битовой, директора московского «Центра лечебной педагогики»

Публикуем краткий конспект вебинар-лекции о правилах общения с особенными людьми, прочитанной Анной Львовной Битовой 4 октября в Лаборатории социального предпринимательства.

Родителям: не нужно преувеличивать особенности ребенка

Часто представление о том, что ребенок – особенный и требует особого подхода, находится, главным образом, в голове у родителей.

Например, существуют примеры, как ребенок с синдромом Дауна прекрасно пошел в обычный детский сад. Конечно, с девочкой для этого специально занимались, и некоторое отставание в развитии от сверстников нормы у нее есть, но сейчас достаточно много обычных детей имеют похожие инфантильные особенности.

Обычные дети, если они не накручены родительскими страхами, как правило с «особенными» друзьями общаются спокойно и способны принять особенности за привычки.

«Да, у Маши все время высунут язык. А я, например, иногда палец сосу».

Родители, помогите окружающим сориентироваться

Часто окружающие не понимают, что ребенок с особенностями, либо не знают, как с ним общаться, и пугаются. Ситуации, которые при этом возникают, могут быть комичными и не очень.

Например, одной из мам Центра лечебной педагогики однажды серьезно выговорила тетя из троллейбуса, с которой не захотел поговорить «невежливый» мальчик пяти лет. На самом деле ребенок просто не говорил.

Ситуация, когда девочка с расстройством аутичного спектра очень громко пыталась выйти из троллейбуса, не понимая, что он движется, сопровождалась гораздо большим волнением пассажиров.

В конце концов, чтобы не объясняться со всеми и везде, родители сделали визитки: «Мой ребенок с особенностями. Он остро переживает то, что вы почти не слышите – шум улицы, свист ветра, крики. Мир недобр к нему, но вы можете быть добры».

Не боимся необычной мимики

Нужно понимать, что слабослышащий человек или человек с ментальными нарушениями воспринимает мир иначе, и его мимика может быть отлична от людей нормы. Даже в обычных условиях ему легче испугаться, он может устать или дать понять, что не хочет с вами общаться. Поэтому он может вести себя внешне непривычно – даже закричать или укусить.

Главное – преодолеть барьер коммуникации

То есть, найти способ общения, который понимали бы оба собеседника. Если желание общаться велико, способ пообщаться обычно находится. Кстати, преодолевать такие барьеры приходится иногда и обычным людям.

Однажды Анна Битова оказалась во Франции и отстала от переводчика. По счастью, у француза, который ей встретился, была с собой большая стопка карточек с картинками!

Четыре главных правила общения

1. Уважайте личные границы собеседника. Перед началом разговора убедитесь, что человек вообще хочет с вами общаться.

Читайте также:  Похмельный синдром сколько он длится

2. Перед началом каждого действия предупредите, что вы хотите сделать: «Сейчас я возьму тебя на руки», «сейчас мы будем кушать». «Сейчас я на пять минут выйду, но потом вернусь». (Кстати, это правило действует и при общении с детьми нормы).

3. Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть человека на коляске, надо спросить его разрешения. Кстати, разрешения погладить ребенка тоже надо спросить. Да, в том числе, у самого ребенка.

4. Не обсуждайте ребенка при всех и при нем самом в третьем лице. (Тоже действует и для детей с особенностями, и для детей нормы).

Хитрости, облегчающие общение:

При общении с плохо слышащими и плохо понимающими речь могут помочь:

— членораздельная речь,

— короткие предложения,

— картинки,

— утрированные четкие жесты,

— утрированная театральная интонация,

— взгляд в глаза (человек при этом может не слышать и читать по губам, взгляд позволяет ему удерживать внимание).

Не торопитесь и всегда дождитесь ответной реакции.

При общении с плохо держащими взгляд или внимание на собеседнике:

— можно надеть что-то яркое – шляпу, серьги;

— сделать яркий макияж;

— надеть звенящие длинные серьги или колокольчик на шею.

Обладатели целого ряда диагнозов – например, аутисты – в глаза смотреть не любят, зато прекрасно общаются при помощи картинок или фотографий, очень любят чертить пиктограммы.

Поймите специфические интересы собеседника

Для успешного общения с «особенным ребенком» важно выяснить, что он любит. Часто у людей с ментальными нарушениями существует «излюбленная тема», на которую они готовы общаться часами. При этом на все другое они часто не реагируют вообще.

Подобные специфические интересы раздражают. Но их надо не запрещать, а использовать.

Например, в истории Центра были любитель покемонов, любитель небоскребов и любитель метро. Первому поставили мелкую моторику с помощью прописи из имен покемонов. Последнего готовили к школе, изучая окружающий мир с помощью игры: «На одной платформе станции метро «Ботанический сад» мы выращиваем фрукты, а на другой – овощи». Еще был любитель бус, с которым, в конце концов, удалось договориться до расписания: час – занимаемся, час – играем в бусы.

Вообще из специфического интереса нужно делать маленькое счастье. Например, если ребенок склонен везде искать вещи красного цвета, можно вместе покупать одежду разных оттенков и т.д.

При этом есть вероятность, что через какое-то время специфический интерес у ребенка изменится на другой, палитра интересов расширится.

Источник

За последние два десятилетия отношение к людям с синдромом Дауна изменилось, сегодня система их реабилитации работает намного эффективнее, чем раньше. Теперь люди с синдромом имеют возможность полноценно встраиваться в общество, их больше не пытаются прятать от глаз и изолировать. Однако из-за устоявшихся в обществе стереотипов многие люди до сих пор испытывают неловкость и трудности в общении с особенными людьми. Профессиональные психологи, работающие в сфере благотворительности, рассказывают, как разговаривать и вести себя с человеком с синдромом, чтобы никому не было обидно или неприятно.

Многие люди, не имеющие серьёзных проблем со здоровьем, в принципе испытывают неловкость, общаясь с людьми в инвалидном кресле или с теми, у кого есть какие-то другие заметные нарушения развития. Однако благодаря работе многих фондов и общественных организаций, а также при поддержке СМИ ситуация выправляется. Мы тоже готовы внести свой вклад в это важное дело и рассказать, как общаться и вести себя с людьми, у которых синдром Дауна.

Каких-то особых правил на этот счёт нет, ребята с синдромом Дауна в достаточной мере способны контактировать. Однако у них есть, например, особенности речи, это связано со строением артикуляционного аппарата, не у всех, но у многих. Их речь бывает невнятной и довольно плохо развитой. В частности из-за нарушений развития речи их интеллектуальные способности зачастую подвергаются заниженной оценке. Из-за невнятной речи часто может возникнуть барьер. Человек в такой момент думает: «Вот он плохо разговаривает, я его не понимаю, переспросить стесняюсь, что же мне делать?».

На самом деле не нужно стесняться переспрашивать, эти ребята не глупые, они прекрасно понимают, что их порой сложно расслышать, они нисколько не против того, чтобы их переспрашивали. Эти люди вообще довольно открытые и дружелюбные.

Конечно, как и у всех нас, у них может быть плохое настроение, они тоже могут огорчаться, но в целом они добрые и открытые, и наладить контакт с таким ребёнком проще, чем кажется.

Ещё у детей с синдромом Дауна часто наблюдается такая особенность — они очень любят обниматься, если для вас это неприемлемо, если вы плохо переносите вторжение в ваше личное пространство, нужно просто мягко простроить границы, не нужно теряться, постарайтесь тактично объяснить: «Знаешь, я пока не готов к такому тесному контакту». Они совершенно спокойно это воспринимают, если не проявлять к ним агрессии.

Помимо особенностей психо-эмоциональной сферы, у людей с синдромом Дауна есть и физические особенности. Но опять же не у всех и не одинаковые. У кого-то из них могут быть проблемы с сердцем, у кого-то нет. Что касается мелкой моторики рук, практически у всех этих ребят она страдает, но опять же у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. В этом плане нужно рассматривать каждый конкретный случай, у кого-то могут быть противопоказания к тем же спортивным занятиям, а у кого-то нет.

В России синдром Дауна даёт человеку право на получение инвалидности и полагающиеся при этом льготы, вместе с этим оформляется документ об индивидуальном плане реабилитации, в котором указывается, какая именно деятельность противопоказана человеку. На основании этой справки они могут быть приняты на обучение и трудоустройство. И трудоустройство этих людей возможно. У нас, в России, программы по их трудоустройству находятся пока только в зачатке, а в других странах им предоставляется, например, жильё в специальных центрах, где оказывается необходимая помощь в обучении самостоятельному проживанию. У нас тоже ведутся разговоры о чём-то подобном и запускаются похожие проекты. Поэтому надежда на то, что со временем люди с синдромом Дауна получат возможность жить максимально полноценной жизнью, без ограничений встраиваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми, есть, и она уже далеко не призрачная.

Читайте также:  История болезни синдром морганьи адамса стокса

Олеся Шишкина, куратор-психолог программы «Старшие братья, старшие сёстры», координатор совместного проекта с фондом «Даунсайд Ап»

Руслана Яценко, куратор-психолог программы Старшие братья, старшие сёстры»

В предыдущих материалах серии читайте о том, как и благодаря чему изменилось отношение к людям с синдромом Дауна; о реабилитации и инклюзивном образовании для детей с синдромо; а также о том, какие наши представления о синдроме Дауна — это чистой воды мифы и опасные стереотипы.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала межрегиональную общественную организацию содействия воспитанию подрастающего поколения «Старшие братья, старшие сёстры».

Photo by Joseph Pearson on Unsplash

Источник

Современный подход к формированию общения и речи детей с синдромом Дауна базируется на особенностях их психомоторного профиля (фенотипа), что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития.

Прежде всего рассмотрим сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать основой для формирования общения и речи и потому должны быть положены в основу организации занятий с ними:

  • хорошие имитационные способности, позволяющие использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов – мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов;
  • хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что дает возможность использования зрительных подсказок (предметов, рисунков, жестов, табличек со словами) для улучшения понимания речи и стимулирования собственной речевой активности ребенка;
  • чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции (формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе с помощью различных видов гимнастики и массажа, может быть эффективным и для развития речи);
  • интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми – взрослыми и сверстниками. Этот интерес может стать одним из главных стимулов для развития общения и речи ребенка.

Следующее, что нужно учитывать при организации обучения, – это проблемные стороны развития детей с синдромом Дауна.

Исследователями и практиками отмечаются две основные особенности речи детей с синдромом Дауна. Первая – значительное отставание экспрессивной речи ребенка при относительно сохранном понимании обращенной речи. И вторая – наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Существует ряд факторов, позволяющих объяснить причину этих особенностей:

  • у относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих;
  • проблемы со зрением мешают ясно видеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи;
  • сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции;
  • анатомические особенности строения артикуляционного аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения;
  • нарушение функции щитовидной железы может влиять на тембр, темп и высоту голоса;
  • проблемы кормления, в частности необоснованно позднее введение твердой пищи, имеют следствием недостаточную подготовку органов артикуляции к совершению мелких и точных движений;
  • в ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания. Кроме того, относительно часто встречается стридорное дыхание, которое обычно не нуждается в лечении и проходит само, но может мешать вокализациям ребенка. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, частоту вибрации связок;
  • особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием процессов получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором в развитии речи.

Сразу отметим, что все перечисленные особенности не обязательно встречаются у каждого ребенка. Их наличие или отсутствие, а также степень выраженности очень индивидуальны. Кроме того, своевременно оказанная медицинская помощь, подбор очков и слухопротезирование в большинстве случаев помогают избежать вторичных нарушений речевого развития.

Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а следовательно, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания – в программу занятий, безусловно, нужно включать разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму.

Приведем простой пример: во второй половине первого года жизни ведущим видом деятельности становится предметно-личностное общение, когда ребенок использует предмет для привлечения внимания взрослого. Игра на взаимодействие позволяет малышу получить навыки диалога, где действия, мимика, улыбка служат своеобразными репликами собеседников. Очень важным условием в этих играх является умение ребенка сидеть лицом к лицу с собеседником.

Между тем мы знаем, что умение сохранять равновесие в этой позе у ребенка с синдромом Дауна может появиться ближе к году. Если отсутствие устойчивой позы сидя заставит сместить на более поздний возраст и все игры, требующие от ребенка свободного владения руками, в том числе использования предмета в процессе взаимодействия со взрослым, возникнет риск появления вторичных нарушений, относящихся как к взаимодействию и общению, так и к развитию у ребенка предметной деятельности. В данном случае увлеченно играть вместе со взрослым, взаимодействуя и общаясь с ним в процессе игры, ребенку поможет правильно подобранный стульчик, учитывающий допустимый угол наклона спинки.

Читайте также:  Синдром встречается у мальчиков при этом заболевании половые хромосомы

Обратимся к тому, что лежит в основе формирования общения и речи детей раннего возраста. Это прежде всего прагматика, или социально-психологический аспект развития речи.

В основе возникновения и развития речи лежит потребность каждого ребенка взаимодействовать и общаться с другими людьми, которая в большинстве случаев реализуется в диалоге. Важно помнить, что для каждого малыша, и ребенок с синдромом Дауна не является исключением, использование вербальных средств являет важным, но не единственным способом реализовать потребность в общении. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых людей, несут значительную, а по мнению многих исследователей бОльшую, часть информации. Что же касается маленьких детей, то эти невербальные средства в сочетании с различными вокализациями долгое время служат единственным способом обратиться к окружающим их людям. Невнимание к невербальным способам общения может стать серьезным препятствием для развития у ребенка устной речи.

Если взрослый всматривается и вслушивается в то, о чем пытается поведать маленький собеседник, старается понять смысл его послания и ответить ему – первый шаг к развитию общения будет сделан.

Правила организации эффективного общения

Речь развивается в диалоге, который, в свою очередь, возникает в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого в быту, игры и специально организованного занятия. Все особенности, присущие диалогу, не теряют своей актуальности и в том случае, когда собеседником взрослого является маленький ребенок, не умеющий говорить: это обмен информацией, желаниями, чувствами, переживаниями. Именно поэтому, например, нельзя считать диалогом обращенное к ребенку требование повторить слово или фразу. Не способствуют желанию говорить и многочисленные вопросы, несущие контролирующий, а не игровой смысл. Так, например, эмоционально заданный вопрос «Ой, кто это там спрятался?» и вопрос «Скажи, кто это?», хотя и относятся к одному и тому же игрушечному зайчику и требуют одинакового ответа, будут по-разному восприняты малышом: только первый из них вызовет у ребенка интерес и, возможно, желание ответить.

Очень важно не упускать из виду значимость неречевых средств общения: взгляда, паузы, интонации, мимики, жестов, движений, темпа, тембра и громкости голоса. Взрослый должен не только сам активно их использовать, но и обязательно принимать от ребенка в качестве ответа такого рода сигналы. Если на ваш вопрос малышу о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу — это действие и есть его ответ. «Будем читать?» – уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку.

Ребенок говорит, когда у него есть заинтересованность или потребность в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомним известный анекдот про мальчика, который в 7 лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что все было в порядке и потребности говорить не было.

Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка. С одной стороны, необходимо представление об уровне понимания речи малышом, а с другой – об объеме его активного словаря. Если взрослый знает, что в словаре ребенка пока нет нужного слова, то он должен предусмотреть для него другие, невербальные формы ответа. Например, вопрос «Что ты хочешь: яблоко или грушу?» в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит его в позицию неуспеха, поскольку желание ответить вступает в противоречие с отсутствием возможности сделать это. А вот если взрослый, задавая тот же вопрос, держит в руках и яблоко, и грушу, то малыш с радостью ответит, указав на желаемый объект, а это значит, что диалог состоится.

Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. Чаще всего это интересная для него игра. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать: «Бах!», это даст гораздо больше шансов вызвать речевую реакцию ребенка, чем когда он по настойчивой (а иногда и очень настойчивой) просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.

Оба собеседника (участника диалога) должны быть «настроены на одну волну». Допустим, ребенок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться к взрослому (я пишу «мама», потому что папы в этом случае обычно больше настроены на игру, и если малыш приносит им машинку, то они начинают играть с ним в машинку, а не вытирать ему нос).

Взрослому необходимо уметь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребенка. Например, малыш принес лопатку, с которой он ходит гулять. Если доброжелательно и точно прокомментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение. Комментарий взрослого может быть следующим: «Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем лопатку и пойдем!» Дети могут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока малыш не усвоит этот вариант разговора о гулянии и лопатке.

Подводя итог, отметим, что наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться, а значит, будет поддерживать в нем желание говорить.

Источник