Дети с синдромом дауна архангельск

Дети с синдромом дауна архангельск thumbnail

ПРИНЦИПЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Жизнь ребёнка в семье

Семья является максимально благоприятной средой для ребенка. Без постоянно близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребенка невозможно.

Современные исследования говорят, что проживание ребенка в закрытых учреждениях (детских домах, интернатах) оказывают непоправимый вред, а семья обеспечивает необходимые базовые условия для развития ребенка.

Раннее выявление и раннее начало

Специалисты отделения раннего вмешательства владеют методами оценки развития детей младенческого и раннего возраста, диагностическими скринингами нарушения слуха и зрения, что дает возможность определить возможные трудности еще на ранних этапах жизни ребенка, что дает возможность проведения программ ранней помощи, предупреждающих появление вторичных осложнений.

Например, ранняя диагностика нарушения слуха и своевременная поддержка дает возможность ребенку овладеть речью.

Междисциплинарный подход

В отделении раннего вмешательства работает междисциплинарная команда специалистов:

  • Аксенова Ольга Женадьевна Заведующая отделением, логопед
  • Шаркова Надежда Павловна Врач-невролог, педиатр развития, физический терапевт (специалист по развитию движений)
  • Павлова Светлана Владимировна Специальный педагог (дефектолог), специалист по соц. работе
  • Чекина Ирина Александровна Социальный педагог, специалист по соц. работе
  • Лещенко Светлана Валерьевна Специальный педагог (дефектолог)
  • Ларионова Анастасия Владимировна Специальный педагог (дефектолог), координаторр по иппотерапии
  • Морева Юлия Владимировна Психолог, специальный педагог (дефектолог)

Командный подход позволяет грамотно оценить ребенка по всем направлениям, разработать индивидуальную программу развития с использованием современных подходов. На приемах с семьей участвуют сразу несколько специалистов в зависимости от потребностей семьи и ребенка.

Родители – как член команды

Родители принимают активное участие в оценке развития ребенка. Мнение родителей учитывается всеми специалистами. На всех приемах родители участвуют как члены команды. Родители овладевают современными подходами в развитии и воспитании ребенка.

Динамическая оценка

В оценке ребенка команда раннего вмешательства не ориентируется на так называемый «дефект», а отталкивается от сильных сторон ребенка. Проводя регулярную оценку , мы ориентируемся на достижения ребенка, сравнивая его с самим собой, а не с существующей в сознании людей «нормой».

Опора на сильные стороны ребенка и семьи

В каждом ребенке и в каждой семье есть определенные ресурсы и возможности. Самое главное постараться их найти и использовать для развития ребенка.

Акцент на коммуникацию

Каждый ребенок должен быть услышанным и понятым, Поддержка и развитие коммуникации (общения) является целью и средством программы раннего вмешательства. Для некоторых детей средствами коммуникации будут являться жесты, картинки, пиктограммы или более сложные технологии.

Программы коммуникации предполагают помощь семьям в понимании потребностей детей с нарушениями зрения, слуха, контакта, двигательными и когнитивными особенностями.

Нормализация жизни

Для семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями очень важной является возможность быть такими как все: общаться с другими родителями и детьми, играть, развиваться, справлять дни рождения, праздники, ходить в походы, развлекаться, заниматься творчеством.

Позитивный образ ребенка и родителя

Ребенок с нарушениями развития прежде всего остается просто ребенком. За всеми его проблемами и нарушениями очень важно видеть в нем то позитивное, что иногда не просто рассмотреть с первого взгляда. Каждый ребенок способен развиваться. У каждого ребенка есть то свое, что вызывает симпатию и уважение к нему. Специалисты так общаются с ребенком, что он чувствует радость и уверенность в семье, а родители чувствуют себя хорошими родителями.

Для родителей очень важно, чтобы их ребенка принимали с добрыми и теплыми чувствами.

А специалистам необходимо увидеть в семье (и в родителях, и в ребенке) тот потенциал, который они смогут развивать.

Уважение к личности ребенка и родителям

Принимая ребенка независимо от его нарушений (формирование позитивного образа ребенка), уважая личность родителей , сотрудники службы принимают мнение родителей о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

Наша задача – найти совместно с родителями программу помощи, гармонично вписывающуюся в их образ жизни.

Открытость

В нашу службу может обратиться любая семья, имеющая вопросы по воспитанию и развитию ребенка, независимо от того, установлен ли статус инвалидности, уточнен или нет диагноз. Своевременная программа помощи может улучшить ситуацию, не дожидаясь, когда проблемы приведут к инвалидности.

Доступность

Наш центр находится в центре города, в легкодоступном месте. К принципу доступности относится также финансовая доступность, то есть бесплатность программы помощи. Этот принцип позволяет добиться того, что бы все нуждающиеся в программах раннего вмешательства семьи могли их получить.

Научность и доказательность

Практика раннего вмешательства строится на интеграции современных исследований, научно-обоснованных методах, с учетом экспертного мнения специалистов и семей. Все доказательства эффективности программ можно разделить на «внутренние» и «внешние».

Читайте также:  Неотложная помощь при судорожном синдроме стандарт

Внутренние доказательства основываются на обоснованных мнениях клиницистов, результатах проводимой оценки и мониторинге результатов программ, а также систематической оценке мнения получателей услуг, то есть семьи и ребенка. Внешние доказательства основываются на эмпирических исследованиях, опубликованных в научных журналах, рецензируемых специалистами в данной области.

■ ■ ■

СИНДРОМ ДАУНА

Что такое синдром Дауна?

Синдром Дауна – одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно 1 на 600-800 новорожденных. Очень часто в нашей стране используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это неизлечимая болезнь. Многие также уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне некорректными и даже абсурдными.

Синдром Дауна не является болезнью Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон Лэнгдон Даун в 1866 году. Его имя и послужило названием для данного синдрома – синдрома Дауна. Однако лишь в 1959 году ученый Жаром Лежен обнаружил причину синдрома – это лишняя хромосома.

Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами, одна половина хромосом наследуется от матери, другая от отца. У людей с синдромом Дауна 21-й присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма оказывается по 47 хромосом.

Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом-генетиком с помощью анализа крови, показывающего наличие лишней хромосомы. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии.

Такие дети рождаются в семье академиков, президентов и безработных. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, уровня образования или социального положения родителей. Ничьей вины в появлении такого ребенка на свет нет.

Чем отличается малыш с синдромом Дауна от других детей?

Наличие этой дополнительной хромосомы обуславливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники, развиваться и проходить общие для всех детей этапы развития.

Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания.

Все-таки большинство детей с Синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать и, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечить им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развивать свои способности, если они живут в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они поучают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе.

(информация предоставлена в буклете по синдрому Дауна Санкт-Петербургского института раннего вмешательства)

Если у вас родился ребёнок с синдромом Дауна, то в отделении раннего вмешательства:

  • Вы можете оценить развитие своего ребенка;
  • Будете посещать индивидуальные и групповые занятия;
  • Встретитесь и сможете общаться с другими родителями, имеющими детей с подобными проблемами;
  • Пользоваться имеющейся в отделении литературой;
  • Посещать лекотеку и сенсорную комнату;
  • Сможете получать поддержку междисциплинарной команды специалистов.

Источник

Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений.

Педагоги архангельского Центра реабилитации и социальной адаптации «Другая сторона» — АНО ДО «Счастливое детство» реализовали в Архангельске проект по детской нейрокоррекции. Организация выиграла президентский грант, благодаря чему идея о создании кабинета нейромоторной коррекции воплотилась в жизнь.

Если говорить официальным языком, главная цель проекта — адаптировать детей в обществе и повысить их уровень качества жизни. Но как это работает на практике?

Родители должны быть готовы ко всему

Все начинается с беседы с родителями. Педагог центра, клинический психолог, нейропсихолог, АВА-терапист Надежда Прокофьева по специальным протоколам разбирает, какие факторы могут или уже повлияли на задержку развития ребенка.

Далее специалист общается с малышом, с помощью диагностических методик смотрит, в каких участках мозга идут нарушения. После этого Надежда разрабатывает для каждого индивидуальную программу и на ее основе проводит занятия. Один курс длится примерно два-три месяца, он рассчитан на 21 занятие по два раза в неделю, от 40 до 80 минут.

Читайте также:  Синдром угнетения цнс с элементами возбуждения

— В центре мы работаем с детьми с разными диагнозами — расстройство аутистического спектра, аутизм, синдром Дауна, различные задержки развития слуха, зрения. Работа по нейрокоррекции с детьми, у которых есть РАС, осложнена тем, что у детей может проявиться нежелательное поведение. Поэтому иногда на специалиста ложится дополнительная нагрузка — занятия приходится отложить и начать работу по коррекции поведения, а это может затянуться на два и три месяца, — отмечает Надежда Прокофьева.

«Советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия разработал систему, основанную на трех функциональных блоках мозга»

Надежда Прокофьева

Дыхание и движение помогают чувствовать себя и свое тело

Каждый урок по нейрокоррекции состоит из дыхательных, двигательных и когнитивных упражнений. Дыхательные способствуют релаксации и саморегуляции, ребенок учится владеть своим телом, чувствовать его, благодаря чему улучшается его психическое здоровье. 

Как занимаются с детьми

— Мы делаем растяжку, двигаемся, ползаем, играем с мячом, используем методы арт-терапии. Если необходимо, подключаем массаж речевого аппарата. Затем переходим к занятиям на развитие внимания, памяти, мышления. Как правило, все они построены в игровой форме, — объясняет Надежда Прокофьева. — Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Приведу пример: есть дети, которым тяжело даже лечь на коврик. Поэтому все задания приходится адаптировать и подстраивать под малышей. В целом программа построена таким образом, что с каждым разом упражнения усложняются.

«Нейрокоррекцией с детьми можно заниматься с 3 до 12 лет. Эти занятия больше подойдут тем детям, которые понимают обращенную речь»

Надежда Прокофьева

Специалисты отмечают — эффективность занятий для ребенка зависит в том числе и от родителей. Если с нормотипичным ребенком можно просто начать заниматься, то особенным детям к занятиям нужно готовиться. Кроме этого, часто занятия приходится дублировать.

— После того как я прописываю план занятия и провожу его с ребенком, план отдается родителям. Поскольку дети особенные, упражнения обязательно нужно прорабатывать и закреплять дома. Родители это хорошо понимают и работают. Для них это тоже дополнительная коммуникация с ребенком, хорошая эмоциональная зарядка. Многие отмечают, что дети стали раскрепощеннее, увереннее. Конечно, 21 занятия недостаточно, и такая работа с детьми должна идти на постоянной основе. Тем более что ребятам наши занятия очень нравятся, — говорит специалист.

Без АВА-терапии не обойтись

Далее дети начинают заниматься в группах, запускается процесс социализации. Под конец курса педагоги отмечают: ребенок начинает лучше понимать инструкции, обращенную речь, учится строить контакт с окружающими.

— Расстройство аутистического спектра — это тяжелое нарушение. Поэтому нейрокоррекция является дополнением к АВА-терапии, на которой строится основная работа с детьми с аутизмом. Если на занятиях мы более глубоко смотрим в причины задержки в развитии, то с помощью методик прикладного анализа поведения отрабатываем навыки. Лепим мы, занимаемся физкультурой или танцуем — так или иначе мы всеми силами стараемся, чтобы ребенок делал это сам, а «не рука в руке» с педагогом, как бывает в некоторых центрах, — считает Надежда Прокофьева.

Вместо педагога — метроном

Кроме этого, благодаря президентскому гранту в центре появился интерактивный метроном. Это специальная программа, установленная на компьютере, которая анализирует и диагностирует состояние ребенка, а после чего предлагает занятия и упражнения, над которыми необходимо работать. Получается, все то же самое, над чем работает Надежда, только процесс автоматизированный.

— На руки и ноги ребенка крепятся специальные датчики, по которым программа отслеживает, выполнено задание или нет. Компьютер отображает правильно и неправильно сделанные реакции, все это группируется, и следующие задания выдаются с учетом проделанной работы по степени сложности, — объясняет педагог.

Подготовка к школе начинается уже в октябре

Кроме этого проекта, педагоги центра «Другая сторона» уже начали готовить дошколят с РАС к новому учебному году. Проект по подготовке к школе впервые реализовали в 2018 году. По его результатам многие родители очень просили продолжить такую работу. В этом году организация выиграла президентский грант на реализацию второго проекта по подготовке детей к школе «Будущий первоклассник».

Читайте также:  Стокгольмский синдром что это в быту

— Независимо от того, в какую школу пойдет ребенок, в коррекционную или общеобразовательную, к этому надо готовиться. Первый год в школе — стресс и для нормотипичного ребенка, а для детей с РАС двойной удар. Весь первый год ребенок тратит на то, чтобы адаптироваться к новым условиям, требованиям, ситуациям и людям, учится навыкам взаимодействия. За это время ему еще необходимо освоить общеобразовательную программу, что очень сложно физически. Поэтому наши дети должны быть еще более подготовлены к первому классу. К первому классу все наши дети учатся считать до десяти, читать, писать. Научиться этому в период адаптации в школе нереально, поэтому мы начинаем заранее и работаем основательно, — объяснила руководитель центра «Другая сторона» Анна Клиндюк.

Дети работают индивидуально и в мини-группах от четырех до шести детей, педагог занимается с ними по школьной программе.

Центр «Другая сторона» работает в Архангельске с 2015 года. Здесь проходят занятия с детьми по АВА-терапии, где у детей формируют основные навыки, занимаются развитием речи, игротерапией, творчеством и физической культурой. Кроме этого, при центре работает детский сад для детей с особыми образовательными потребностями. Подробнее о работе центра можно узнать по контактам ниже.

Источник

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

Я познаю мир

Новости

  • Фестиваль «Разные грани» стартует 6 июня в 12 часов

  • «Нам пришлось адаптироваться, вести онлайн-занятия, и это оказалось не так сложно…»

  • Фильм признан одним их лучших комедийных фильмов на международном кинофестивале в Санкт-Петербурге

  • В Воронеже волонтеры из организации «Адаптспорт» провели удаленный мастер-класс для родителей и детей с синдромом Дауна

Все новости

Дети с синдромом дауна архангельск17-19 января 2011г. на базе ГАУ СО НСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» прошёл обучающий семинар. Ведущая семинара – Аксёнова Ольга Евгеньевна – заведующая отделением раннего вмешательства МУ «Опорно-экспериментальный абилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Архангельска.

На семинаре присутствовали специалисты Реабилитационного центра, а также специалисты ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ» и специалисты структурного подразделения «Лекотека» МУ КЦСОН Ленинского района. Для специалистов Реабилитационного центра эта встреча является второй. В начале семинара специалисты отмечали важность и значимость подобных форм работы. Во время встречи произошёл обмен опытом, совместный поиск оптимальных моделей помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Также состоялась командная проработка актуальных вопросов помощи семье с последующим обсуждением.

В первый день были освещены вопросы установления взаимодействия с роддомами и оптимальной организации первичного приёма семьи, в которой родился ребёнок с особенностями развития. В программу вошла также практическая составляющая – Ольга Евгеньевна вела первичный приём семьи с ребёнком с синдромом Дауна 3-х с половиной месяцев. После окончания приёма специалисты обсудили особенности организации и ведения приёма, отметили трудности, с которыми столкнулся специалист и каким образом эти трудности были решены, каждый специалист смог провести анализ собственной деятельности в контексте представленного опыта, увидеть и открыть в себе ресурсы для оптимизации профессиональной деятельности.

Во второй день встречи Ольгой Евгеньевной была представлена работа по организации группового взаимодействия между детьми раннего возраста. Интересен тот факт, что в Отделении раннего вмешательства детей в группы объединяют, начиная с 5 месяцев. Групповая работа даёт очень хорошие результаты – здесь одновременно решаются и коррекционно-развивающие задачи и задачи развития коммуникативных способностей детей, способствующих их успешной социализации в будущем. Дети в группы объединяются по разным критериям, как правило, этим критерием является диагноз ребёнка, однако группы могут формироваться и по возрастному признаку. Специалисты практикуют также включение в группу коммуникативных партнёров – братьев или сестёр ребёнка с нарушениями в развитии.

В третий день состоялось практическое обучающее занятие с ребёнком с задержкой речевого развития и ранним детским аутизмом. Специалист представил пример организации консультирования родителей с включением практического обучающего занятия с ребёнком. В ходе консультирования родители получили пример конструктивного взаимодействия с ребёнком, направленного на его развитие и обучение. Также родители имели возможность задать уточняющие вопросы, выяснить цели осуществляемых специалистом действий. Таким образом, при последующем обсуждении консультации в кругу специалистов была отмечена результативность данной формы организации работы с семьёй и с ребёнком.

Таким образом, семинар дал хорошие результаты и стал стимулом для повышения качества работы специалистов в области оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вернуться к списку

Источник