Дети с синдромом дауна 10 лет

Дети с синдромом дауна 10 лет thumbnail

Полугодовалй малышРастить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

До шести месяцев

Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

Девочка сидитСиндром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

  • ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
  • воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
  • ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
  • если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
  • малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
  • лежа на животе, может до минуты держать голову;
  • сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
  • смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
  • может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
  • двигает глазками и головой за ярким предметом;
  • рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
  • может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
  • улыбается, когда слышит голос мамы;
  • понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.

Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

  • радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
  • спокойно реагирует, когда его одевают;
  • изучает свои ноги, лежа на спине;
  • самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
  • сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
  • хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
  • изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
  • играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
  • реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.

После полугода

В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.

Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:

  • уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
  • на щекотку отвечает громким хохотом;
  • если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
  • привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
  • радуется играм в прятки;
  • может говорить дада, папа, мама;
  • умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
  • расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
  • самостоятельно есть печенье;
  • пьет из кружки из рук взрослого;
  • встает, держась за пальцы;
  • самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
  • неуверенно, но уже ползает;
  • подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
  • играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
  • способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
  • рассматривает себя в зеркале;
  • изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.

На осмотре у врача

От десяти до двенадцати месяцев:

  • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
  • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
  • дает маме игрушку, если та попросит;
  • обнимает маму;
  • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
  • по просьбе хлопает в ладошки;
  • ест с помощью рук;
  • делает первые попытки есть ложкой;
  • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
  • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
  • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
  • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
  • может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
  • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
  • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.

На втором году

Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

КормежкаДети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

От 13 до 15 месяцев:

  • мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
  • ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
  • прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
  • если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
  • целует знакомого человека по просьбе родителей;
  • если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
  • может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
  • из чашки пьет сам;
  • самостоятельно ходит;
  • сам встает с положения сидя на полу;
  • может бросать мяч из положения стоя;
  • берет мельчайшие предметы, даже крошки;
  • играется машинкой, катая ее по полу;
  • может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
  • может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
  • интересуется книгой, листает ее;
  • тянет игрушку за веревку;
  • ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.

С папой и мамой

От 16 до 19 месяцев:

  • вместе с мамой убирает игрушки;
  • делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
  • подает предмет, который просили;
  • делится предметами, которые у него в руках;
  • ест ложкой, но проливая жидкость;
  • снимает носки, тапочки, туфли;
  • можно научить мыться в умывальнике;
  • начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
  • поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
  • может немного ходить назад;
  • указательным пальцем показывает, что ему подать;
  • если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
  • понимает, для чего предназначены домашние вещи;
  • знает до пяти частей тела;
  • играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
  • выкручивает крышку бутылки;
  • вставляет веревку в отверстие.

Учится ходить

От 20 до 24 месяцев:

  • выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
  • просит помощи, если у него что-то не получается;
  • может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
  • моет и вытирает руки о полотенце;
  • мешает ложечкой чай;
  • снимает верхнюю одежду на пуговицах;
  • играет футбол;
  • ходит на носочках, прыгает;
  • играется кубиками, ставя их стопкой;
  • рисует прямую линию;
  • разворачивает сверток;
  • листает книги постранично;
  • высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
  • сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
  • вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
  • по-своему поет детские песни;
  • выражает желание получить предмет, поесть;
  • называет предметы отвечая на вопрос.

Третий год

Первое полугодие

От 25 до 30 месяцев:

  • играется с другими малышами;
  • может пить через соломину;
  • еду из ложки еще может проливать;
  • вытирает руки;
  • просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
  • стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
  • подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
  • без труда ходит по лестнице;
  • делает несколько шагов на носках;
  • подпрыгивает и приземляется не падая;
  • садится и встает со стульчика;
  • башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
  • может надевать несколько шариков на веревку;
  • поймает мяч, если к нему подкатить;
  • ставит монетки в копилку;
  • рисует неровный круг, спираль;
  • можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
  • переливает жидкость из банки в банку;
  • объясняет, какие предметы принадлежат ему;
  • находит картинки по объяснению;
  • разговаривает с собой и игрушками при игре;
  • понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
  • использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
  • говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.

В семейном кругу

Второе полугодие

От 31 до 36 месяцев:

  • сочувствует, когда другой ребенок плачет;
  • может пожаловаться, выразившись фразами;
  • здоровается;
  • начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
  • в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
  • самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
  • может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
  • может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
  • ездит на велосипеде с тремя колесами;
  • может стоять некоторое время на одной ноге;
  • поднимается по лестнице по-взрослому;
  • быстро бегает;
  • далеко бросает мяч;
  • откручивает крышки на резьбе;
  • рисует неровные геометрические фигуры;
  • лепит из пластилина;
  • сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
  • знает назначение распространенных бытовых предметов;
  • знает, что такое один, а что такое много;
  • может выучить стишок из трех строк;
  • предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
  • может говорить сложноподчиненными предложениями.

Малыш на отдыхе

Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.

Источник

Сейчас Мила Демочко готова помогать тем, кто оказался в такой же ситуации.

29 Марта 2020, 10:41     

 2 490

Зоя Степанова

Ни одно УЗИ не показало болезнь маленького Федора. О синдроме Дауна у сына жительница Северобайкальска Мила Демочко узнала только после его рождения. Она прошла все стадии: от отрицания до смирения, научилась радоваться необычному материнству и теперь помогает другим мамам с похожими проблемами. Свою историю без прикрас и до боли честно рассказала нашему корреспонденту.

ДИАГНОЗ НЕ ЗАМЕТИЛИ

Мила Демочко – уроженка Баргузинского района Бурятии, но всю сознательную жизнь провела в Северобайкальске. Там работала на госслужбе, активно занималась общественной деятельностью и благотворительностью. А несколько лет назад решила исполнить мечту детства и открыть собственную фотостудию. По велению души Мила снимала новорожденных, ведь ей так нравились милые картинки со спящими младенцами. Наслаждаясь работой, она однажды поняла, что и сама вот-вот станет обладательницей милого чуда. Это было волшебное открытие, которому радовалась вся семья: муж, старшая дочь и многочисленная родня. А на 24-й неделе беременности мама узнала, что ждет сына.

Дети с синдромом дауна 10 лет

«Счастлива была безмерно», – вспоминает то время наша героиня.

 – Всегда мечтала о сыне. Красивом. Со светлыми волосами и голубыми глазами. Чтобы он был не таким, как все, особенным, самым лучшим, любил меня сильно. Так и вышло. Вселенная запрос мой исполнила, — делится Мила.

Мила была ответственной беременной: принимала все витамины, сдавала анализы и проходила необходимые обследования, в том числе комплексные скрининги на врожденные патологии и аномалии развития плода.

– В общей сложности три скрининга и около десятка УЗИ. И теперь однозначно могу сказать, что скрининги неэффективны. С помощью УЗИ поставить точный диагноз «синдром Дауна» нельзя. Если по результатам УЗИ высокая вероятность, то беременную отправляют на дополнительное обследование в медико-генетический центр. У меня такого риска не выявили, по всем результатам исследований ребенок развивался в соответствии с нормой. Возможно, потому что у сына не было сопутствующих синдрому пороков сердца и других органов, его и не заметили, – рассказывает Мила.

«ПЕРВЫЕ ДНИ БЫЛИ АДОМ»

 — Никто не хочет ребенка с особенностями. Никто. И я не хотела, чего греха таить, – признается женщина. – Все рассказы о том, что особое родительство означает избранность – это сладкая и подлая ложь, – уверена Мила.

Сегодня она с тоской вспоминает те дни, проведенные в роддоме. Боль, отчаяние, страх – вот далеко не полный спектр эмоций, что обуяли молодую маму, когда она услышала диагноз долгожданного малыша. До сих пор слова заведующей отделением новорожденных звучат в ее голове.

– Она сообщила мне, что у моего ребёнка все признаки синдрома Дауна. Я до сих пор помню тот разговор. И как на пальчики короткие показывала, и как говорила, что таких детей теперь забирают домой, они живут и социализируются в обществе. А я слышать не хотела и не могла понять, почему это сейчас происходит со мной. Первые дни в роддоме были адом. Меня как будто размазали, прибили гвоздями к больничной койке, вспоминает Мила.

Мила не могла зайти в палату. Там над здоровыми детками ворковали беззаботные мамы. А на душе Милы была такая тоска, что впору бежать, не оглядываясь: «Плакала все время. Думала, откажусь от него. Оставлю. Даже узнавала, что с ним будет дальше, в какой дом малютки попадет». Тем временем недалеко от мамы лежал совсем один Феденька. У малыша были проблемы с дыханием, но он стойко боролся за свою жизнь и каждым прожитым часом доказывал, что выстоит, несмотря ни на что. Дважды в день матери разрешалось приходить в отделение и смотреть на сына. А уже через три дня дали добро на грудное вскармливание.

Дети с синдромом дауна 10 лет

– Приложила к груди, но он все время спал. Это нормально для недоношенных. Потом в один момент после разговора с доктором, которая меня оперировала, я твердо решила, что домой мы поедем вместе и никакой речи об отказе и быть не может. Даже если мои родные от нас отвернутся. Алена Владимировна Халтурина – имя того доктора. Низкий ей поклон – говорит Мила Демочко.

РОДНЫЕ ПРИНЯЛИ БЕЗУСЛОВНО

По приезде домой стремительно закручивающееся колесо несчастий стало разворачиваться в обратную сторону. Муж и дочь полюбили нового члена семьи безоглядно и безусловно. Долго о диагнозе малыша Мила не решалась сказать родителям, но они все поняли сами. И приняли. Мама только вскользь сказала: «Не всем же быть умными. Горе от ума». Бабушка с дедушкой без ума от младшего внука и нещадно балуют его.

– Папа наш от нас не отказался и не ушел. А сестра любит Федора и называет маленьким принцем и никак иначе, – уже с улыбкой говорит Мила.

Дети с синдромом дауна 10 лет

О ТРУДНОСТЯХ

Первая и самая главная проблема, с которой сталкивается каждая мама ребенка с синдромом, это отсутствие психологической помощи в роддоме.

— Ни одна женщина не в силах справиться самостоятельно с известием, что у ее ребенка синдром Дауна. Страх, неизвестность – вот что чувствует каждая мама. Именно поэтому таких детей после рождения оставляют в роддоме. Если бы с мамами общался грамотный психолог, знающий проблему, случаев отказов было бы гораздо меньше. В идеале этим психологом должна быть мама такого же ребенка. Ведь кому, как не нам, мамам, знать, каково это, когда твой ребенок не такой, как все. Я предлагала свою помощь, номер телефона и сейчас не отказываюсь, рассказывает Мила.

Мила говорит, что вдохновляется примерами мам, успешно воспитывающих деток с синдромом. Поэтому она зарегистрировала профиль в Instagram и начала искать похожие семьи.

Дети с синдромом дауна 10 лет

 – Знаете, нас очень много, все очень дружные, поддерживаем друг друга. Делимся опытом, общаемся. У меня теперь друзья есть, наверное, в каждом городе нашей большой страны, — признается Мила.

Свой «мамский» ресурс, рассказывает наша героиня, восстанавливает в спортзале и обычными женскими радостями: массаж, СПА, чашка кофе, даже обычная прогулка здорово отвлекает от проблем, приносит особенную радость и помощь другим людям.

 – Хочу заметить, что наше общество развивается, становится более терпимым, внимательным. Ни разу за почти два года я не сталкивалась с непониманием, грубым обращением, никто не оскорблял и не обижал нас. Скорее, наоборот, Федор вызывает улыбку у окружающих, положительные эмоции и доброе отношение, признается Мила.

О ПЕРЕЕЗДЕ ИЗ БУРЯТИИ

В августе прошлого года семья переехала из Северобайкальска в Красноярск, чтобы заниматься развитием Федора. Здесь он три раза в неделю плавает с инструктором в бассейне, занимается с логопедом, дефектологом, посещает группу раннего развития с обычными сверстниками.

– Первые годы жизни ребёночка – самые важные. Развивается очень быстро мозг, формируются нейронные связи, можно восстановить некоторые функции организма и приобрести новые навыки гораздо эффективнее и быстрее. В родном городе у нас нет таких возможностей. Все эти занятия стоят немалых денег. В декабре мы прошли интенсивный курс реабилитации. Его нам помогли оплатить неравнодушные люди, наши друзья, знакомые. Сами бы мы точно не справились,  – объясняет мама особенного малыша. 

Один большой минус Красноярска, по мнению Милы, – плохая экологическая обстановка. Дышать воздухом Демочко ездят на каникулы в родной Северобайкальск.

Дети с синдромом дауна 10 лет

СОВЕТЫ ОТ МИЛЫ:

• Мамочкам, у которых родился ребёнок с СД, хочется пожелать поскорее пережить первые самые сложные дни. Если хочется плакать – плачь, ты имеешь на это право.

• Не бойся. Не закрывайся. Найди такие же семьи, познакомься с мамами. Например, в Instagram.

• Пользуйся хэштегами #синдромдауна.

• Проверь маленькое сердечко и щитовидную железу – это наши слабые места.

• Обнимай чаще и крепче своего малыша – это важно. Все остальное придёт с опытом. Этот ребенок сделает тебя счастливой. Да, сейчас ты не веришь, но так и будет! Уж я то точно знаю, что синдром Дауна – это не приговор.

• Пишите мне в соцсетях, я всегда готова помочь советом.

фото: личный архив Милы Демочко

Источник