Дети с синдромом аутизма курсовая

Дети с синдромом аутизма курсовая thumbnail

Дети с синдромом аутизма курсовая

История развития раннего детского аутизма. Основные симптомы синдрома, выделенные Каннером. Причины его возникновения: поведение родителей, биологические факторы. Диагностика заболевания у детей до 2-х лет. Коррекционная работа с детьми аутистами.

Подобные документы

  • Изучение симптоматики психопатологических расстройств, причины интеллектуального развития, задержки в формировании навыков и раннего аутизма у детей. Основные симптомы детской шизофрении. Методы лечения и коррекционной терапии психических нарушений.

    реферат, добавлен 09.12.2014

  • Понятие «синдром раннего детского аутизма», две его основные формы. Классификация и диагностические критерии РДА, нозологическая принадлежность и генез. Особенности психического и интеллектуального развития аутичного ребенка, коррекционная работа.

    реферат, добавлен 17.01.2012

  • Причины возникновения раннего детского аутизма (синдрома Каннера) и аутистической психопатии (синдрома Аспергера). Особенности речевой сферы и восприятия ребенка, болеющего аутизмом. Рекомендации родителям в оказании психологической помощи таким детям.

    реферат, добавлен 16.01.2015

  • Этапы становления аутизма как психологического дизонтогенеза. Происхождение раннего детского аутизма. Анализ основных симптомов и особенностей психологического развития аутичного ребенка. Классификация и методы коррекции раннего детского аутизма.

    курсовая работа, добавлен 25.05.2016

  • Понятие, этиология, возможные причинные факторы возникновения детского аутизма. Клинико-психологическая его классификация. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом. Коммуникативная направленность работы по развитию речи ребёнка с аутизмом.

    курсовая работа, добавлен 23.03.2016

  • Основные симптомы раннего детского аутизма. Особенности интеллектуального развития детей с заболеванием, вторичные состояния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно с началом школьного обучения. Методы обучения и воспитания аутичных детей.

    реферат, добавлен 17.02.2017

  • Ранний детский аутизм как самостоятельное, наследственное психическое расстройство, зачастую сочетающееся с олигофренией. Причины клинической значимости аспектов коммуникационных шаблонов при проведении диагностики аутистической психопатии Аспергера.

    контрольная работа, добавлен 16.05.2014

  • Материалы и методы эндогенного детского аутизма. Систематика расстройств аутистического спектра. Соматическое обследование врачами педиатрами. Шкала психомоторного развития детей. Эмоциональная сфера монотонности. Анализ катамнестического материала.

    книга, добавлен 12.01.2014

  • Анализ проблемы раннего детского аутизма. Комплекс «возрастных» симптомов, сопутствующих симптоматике, требующих медикаментозного лечения. Клиническая оценка эффективности Левицитама у больных с ранним детским аутизмом, его эффективность и безопасность.

    статья, добавлен 29.09.2016

  • Определение понятия посттравматического астенического синдрома. Этиология, патогенез, источник возникновения и развития, клинические симптомы и осложнения (шизофрения, аутизм, паралич, энцефалит), диагностика, профилактика и лечение заболевания у детей.

    статья, добавлен 08.12.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Поиск учебного материала на сайте

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


курсовая работа Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа.

Добавлен: 01.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

 ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
фЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТвЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский 
государственный 
университет» (СП
бГУ)
Факультет
психологии
 
 
 Декан факультета
психологии   
Шаболтас А. В. _____________    Зав. кафедрой специальной
психологии   
Шипицына Л.М. _____________    Курсовая 
работа на тему:
Психологическая
характеристика детей с синдромом раннего
детского аутизма.
Специализация
«Специальная психология».
Исполнитель:
Вьюгина
В.Ю.
_____________
(подпись) Научный
руководитель:
Деменчук 
Р. В.
_____________
(подпись) Санкт-Петербург
2011                                                           СОДЕРЖАНИЕ  
I Введение
………………………………………………………………3
 
II Основная часть.

Глава 1
«Я не такой как все»

      История изучения 
      РДА………………………………………….5

 
      
1.2  Определение раннего детского аутизма……………………………6
      
1.3  Причины раннего детского аутизма…………………………..7
Глава
II « мир вокруг меня»

       
2.1 Особенности эмоционального развития ребенка
аутиста….9        
2.2 Общение ребенка аутиста с окружающими
людьми………..11
III
Заключение
………………………………………………………….13
Библиографический
список
…………………………………………..14 
 
 
 
 
 
                                                      
            
                                     
Введение.

       
Одним из базовых свойств человека 
является стремление  к общению 
с другими людьми.  В нашей 
природе заложено  желание создавать 
семьи, находить друзей. Абсолютно 
ясно, что люди не смоги бы 
выжить на земле, если бы они не научились
объединяться в группы.  Какими бы тяжелыми
небыли заболевания, какие бы физические
или умственные недуги они не испытывали,
все равно подавляющее большинство 
стремиться найти для себя близкого человека.
Воспитанники, проживающие в детских домах,
страдают от недостатка заботы и ласки.
Практически каждый ребенок мечтает жить
в своем доме с людьми, которые его будут
любить, и которым он будет отвечать взаимностью. 
Близкий и родной человек всегда и всеми
воспринимается, как опора, как гарант
безопасности. Это правело, которое работает
всю историю человечества.
       
Однако каждому правилу находятся 
свои исключения. Совершенно удивительно 
и абсолютно не понятно, как 
совсем маленький ребенок может 
просто не воспринимать свою 
маму?  Почему он так не любит быть у
нее на руках? Неужели какая-то игрушка
важнее, чем самые близкие люди на земле? 
Удивительно, но такое  существует.
Ученые назвали такую аномалию ранним
детским аутизмом или сокращенно РДА.  
Одним из первых, кто заинтересовался
данной темой был Каннер. Случилось это
в 1943 году. Он пытался объяснить природу
данного заболевания, выявил далеко не
все факторы. Происхождение этого расстройства
изучаются до сих пор. По-прежнему этот
вопрос остается открытым. 
Нужно
так же понимать, помимо того, что окружающим
тяжело с таким ребенком, сам малыш не
комфортно чувствует себя с людьми. 
Он видит мир под другим углом, нежели
все мы. Как же интересно узнать, о чем
думает ребенок– аутист! Как выглядят
его мысли? Из чего состоит его внутренний
мир? На все эти вопросы мне хотелось бы
получить ответы. Чтобы   самой научиться
выстраивать отношения с аутистом, учитывая
все детали его недуга.  Чтобы помочь
ему жить комфортно в нашем мире, а не в
своем придуманном. Чтобы показать ему,
что те, кто его окружают не враги, а совершенно
на оборот. Чтобы научиться его заинтересовывать.
Чтобы понимать его.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                        
Глава 1.   «Я не такой
как все»

1.1
История изучения 
РДА.

       
Понимание современных подходов к определению
РДА вряд ли возможно без краткого экскурса
в историю вопроса об аутизме в детстве.
Можно назвать 4 основных этапа в становлении
этой проблемы.
       
Первый: донозологический период конца
19 — начала 20 веков характеризуется отдельными
упоминаниями о детях со стремлением к
уходам и одиночеству.
       
Второй, так называемый доканнеровский
период, приходящийся на 20— 40 годы нашего
столетия, отличает постановка вопросов
о возможности выявления у детей шизоидии
а также о сущности «пустого» аутизма.
       
Третий: каннеровский период (43-70 гг.) ознаменован
выходом в свет кардинальных работ по
аутизму, как самого Каннера(1943), так и
Аспергера(1944), а позднее и бесконечного
множества других специалистов. В своей
первой работе Каннер охарактеризовал
РДА, как особое состояние, с нарушениями
общения, речи, моторики, которое он отнес
к состояниям так называемого «шизофренического»
спектра.
       
Четвертый: послеканнеровский период
(80 — 90 годы) характеризуется отходом от
позиций самого Каннера во взглядах на
РДА. РДА стал рассматриваться, как неспецифический
синдром разного происхождения.
       
В России первое описание органического
аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным
с соавторами; описание РДА типа Каннера
в 1970, 1974 Г.Н.Пивоваровой и В.М. Башиной1. 
 1.
Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.
— М., 1993. — С. 154-165. 

      Определение
      раннего детского аутизма.

       
Изучая проблему раннего детского аутизма,
в первую очередь нужно знать и понимать
его определение.
       
Ранний детский аутизм
— клинический
синдром, которому характерны:  
1. Врожденная неспособность ребенка к
установлению аффективного контакта посредством
взгляда, мимики, жеста, не обусловленная
низким интеллектуальным уровнем; 
 2.Стереотипность поведения; 
 3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт
или поглощенность впечатлениями); 
 4.Нарушения речевого развития; 
5. Раннее проявление – до 30-го месяца
жизни. 
    (Kanner L. 1943 год.)1 Аутизм
детский 
(греч. autos — сам) (синдром инфантильного
аутизма, детское заболевание аутизмом,
синдром Каннера, ранний инфантильный
аутизм) — «отщепление» от действительности,
фиксация на внутренних переживаниях,
аффективных комплексах2. 
 
 
 
 

    https://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=174000
    https://wiki.myword.ru/index.php/Аутизм_детский

 
                                1.3  
Причины раннего детского
аутизма.

       
Поиски  причин  этого расстройства 
психического развития шли по нескольким
направлениям. Первые обследования аутичных
детей не дали свидетельств о патологии
их нервной системы. В связи с этим в начале
50-х годов наиболее распространенной была
гипотеза о психогенном происхождении
страдания. Говоря иначе, нарушение эмоциональных
связей с людьми, активности в освоении
окружающего мира связывалось с ранними
психическими травмами, с неправильным,
холодным отношением родителей к ребенку,
с неподходящими способами воспитания.
       
В настоящее время большинство исследователей
полагают, что ранний детский аутизм является
следствием особой патологии, в  
основе  которой  лежит недостаточность 
центральной  нервной системы.
Эта недостаточность 
может быть вызвана широким кругом
причин: врожденной аномальной конституцией,
врожденными обменными нарушениями, органическим
поражением ЦНС в результате патологии
беременности и родов, рано начавшимся
шизофреническим процессом. Указывается
более 30 различных патогенных факторов, 
которые  могут  привести  к 
формированию  РДА.
        
Конечно, действия различных патологических
агентов вносит индивидуальные черты
в картины синдрома раннего детского аутизма.
Он может быть осложнен различной степенью
умственной отсталости, грубым недоразвитием
речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные
расстройства. Как и при любой другой аномалии
развития, общая картина тяжелого психического
дефекта не может быть прямо выведена
только из его биологических первопричин.
Многие, даже основные проявления раннего
детского аутизма могут быть расценены
в этом смысле как вторичные, возникающие
в процессе психического дизонтогенеза.
Механизм формирования вторичных нарушений
наиболее очевиден при рассмотрении клинической
картины сквозь призму аномального психического
развития. Психическое развитие не только
страдает от биологической неполноценности,
но и  приспосабливается  к  ней 
как  к  внешним условиям. Аутичный
ребенок оценивает как опасные большинство
ситуаций взаимодействия с окружающим.
Аутизм в этом плане может быть представлен
как основной именно из вторичных синдромов,
как компенсаторный механизм, направленный
на защиту от травмирующей внешней среды.
Аутистические  установки являются 
наиболее   значительными в иерархии
причин, формирующих само аномальное развитие
такого ребенка. Наиболее страдает развитие
тех сторон психики, которые формируются
в активных социальных контактах. Как
правило, нарушается развитие психомоторных
навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся
в норме временем овладения навыками опрятности,
одевания, самостоятельной еды, игровых
действий с предметами, для ребенка, страдающего
аутизмом, часто оказывается кризисным,
труднопреодолимым. При этом, в отличии
от других категорий детей, имеющих двигательные
дефекты, у аутистов нет или почти нет
самостоятельных попыток компенсации
этих трудностей.
       
Тем не менее, для детей с синдромом раннего
детского аутизма различной этиологии
основные моменты клинической картины,
общая структура нарушения психического
развития, проблемы,  стоящие перед
семьями, остаются общими1. 
 
 
 
 
 
 
 

    https://psy-we.narod.ru/Lechenie/Lech-8/lech-8_3.htm

 
                               
Глава II « Мир вокруг
меня»

2.1Особенности
эмоционального развития
ребенка аутиста.

       
В результате  исследований отмечается,
что в младенческом возрасте наблюдается
задержка сроков появления первой улыбки.
Отсутствуют положительные эмоции в ответ
на улыбку взрослого, ласковый разговор.
Ребенок улыбается, как правило, при виде
неодушевленного предмета. «Комплекс
оживления» возникает позднее, отмечается
рудиментарность его проявления (отсутствие
одного из компонентов — замирания, движения,
вокализаций, улыбки). Впоследствии эмоциональная
реакция на появление матери и близких
также отсутствует.
       
В раннем возрасте отмечается задержка
формирования, слабость (иногда чрезмерная
выраженность) эмоций — удивления, обиды,
гнева. В целом эмоции характеризуются
трудностью возникновения, отмечается
слабая эмоциональная откликаемость при
общении с взрослым. В ряде случаев наблюдаются
немотивированные колебания настроения.
Ребенка часто беспокоит страх при появлении
животных, бытовых шумов (звуки пылесоса,
полотера, электробритвы, фена, шума в
водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков
(шелеста бумаги, жужжания насекомых и
т. д.). Тревога при изменении яркости света,
цвета и формы предметов, прикосновения,
влаги. Страхи высоты, лестницы, огня. Отсутствие
страха темноты.
       
Основное качество эмоциональных реакций
выражается в их несоответствии определенным
ситуациям, событиям. Наиболее характерно
преобладание тревожного напряжения или
выраженной тревоги (капризность, постоянное
беспокойство) при попытках изменить сложившийся
порядок жизни, игры, расположение предметов
в комнате, времени и места прогулки, предложить
новый вид пищи, поменять одежду. Последнее
представляет собой относительно специфический
симптом — феномен «тождества», проявляющийся
в потребности сохранения сложившегося
порядка, страха перед переменами. Тревожное
напряжение возникает при появлении посторонних,
при проявлении внимания, особенно при
попытках проникнуть во внутренний мир
ребенка. Достаточно часто можно наблюдать
равнодушное отношение в тех ситуациях,
когда, напротив, дети должны обнаруживать
недовольство или беспокойство. При играх
эпизодически появляется улыбка на лице
и выражение довольства.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 1.
Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика
детей с аутизмом // Дефектология, 2003 — №2.               
2.2 общение ребенка
аутиста с окружающими
людьми

       
Порой аутисты производят впечатление
слепых или глухих, они будто не слышат
обращенной к ним речи или не видят протянутый
им предмет. Однако, при тщательном обследовании,
обнаруживается, что слух и зрение у них
нормальные. Просто психика у таких детей
не выдерживает нагрузки и блокирует ответную
реакцию. Отсюда негативизм
и т.д……………..

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

РЕФЕРАТ

По клинической психологии

На тему

Детский аутизм

Выполнила:

Красильникова Екатерина Александровна

г.Нижний Новгород 2010 г.

Содержание

Введение

Диагноз ранний детский аутизм

Причины раннего детского аутизма

Основные признаки раннего детского аутизма

Заключение

Список литературы

Введение

Аутизм
— психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты.

Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала XIX в. Почти одновременно с Л. Каннером к постановке сходных клинических проблем пришли H. Аспергер, (1944) и С.С. Мнухин (1947). Более полувека клинических исследований подтвердили гипотезу Л. Каннера о существовании особого синдрома или особой группы синдромов, связанных с детским аутизмом. Детальное знакомство специалистов с историей клинического изучения детского аутизма и его современными клиническими классификациями возможно благодаря работам В.М. Башиной (1999). Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

Диагноз

аутизм

Все основные элементы первого описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития. Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо. Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер. Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось. Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

Причины детского аутизма

Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Рассмотрим каждый случай в отдельности.Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста. Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием. По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки». Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Основные признаки детского аутизма

Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме. Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений в целом, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для раннего детского аутизма особенности: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. 2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «я» и др. личных местоимений в первом лице. 3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам» Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Другим признаком раннего детского аутизма являются трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей. Они должны быть рассмотрены с нескольких сторон.

1. Остановимся на многочисленных жалобах родителей о расторможенности, несобранности, отвлекаемости таких детей. Поставленная взрослыми цель, просьба не регулируют поведение ребенка, он не может отвлечься от непосредственных впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают организующее влияние взрослых. Такая ситуация типична и для здорового маленького ребенка. Но для него взрослый является самым эмоционально значимым явлением окружающего мира. Аутичный же ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей с взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений с взрослым, а оставаться как бы эхом случайных впечатлений. Подобное поведение называется «полевым». Наблюдая за свободным поведением аутичного ребенка можно увидеть, что не ребенок обращает внимание на предмет, а предмет как бы притягивает к себе его внимание. В сущности, если знать, что и как расставлено в комнате, поведение ребенка можно почти точно предсказать. Вот ребенок пассивно перемещается, «мотается» по комнате, притягиваясь, то к одним, то к другим объектам, трогает, не глядя, толкает мяч, ударяет по ксилофону, включает свет, бежит по длинному коридору. Если взрослый не учитывает степени порабощения ребенка этими внешними влияниями, если он не чувствует сам направления действия этих сил и его требования постоянно идут вразрез с ними, контакт с взрослым становится мучительным для ребенка.

2. Существуют так же и другие жалобы родителей аутичного ребенка. Так, если ребенок и сосредоточен на каком-либо занятии, его трудно научить чему-либо новому даже в русле этого интереса. Дело не в том, что родители сомневаются в его умственных способностях. Такие дети очень изобретательны в действиях со своими игрушками, сами осваивают устройство домашних приборов. Характерно, что они до всего предпочитают доходить сами, действовать своими способами и не принимают предложения взрослых. Кажется, что само взаимодействие со взрослым ребенку трудно и неприятно. Возникает недоумение, почему ребенка, который все схватывает «на лету», трудно чему-либо научить, внести что-то новое, трудно приспособить к быту, обучить навыкам самообслуживания. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях дети крайне неловки, когда надо действовать по образцу, по инструкции. В условиях произвольной деятельности все их умения как бы распадаются. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение. В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят патологический характер. Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты нередко сглаживаются, а в других случаях трансформируются в иные болезненные состояния. Еще Л. Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины. У ребенка 3-4 года – это уже сложные образования. Аутизм с аутистическими проявлениями — это исходная трудность установления эмоционального контакта с людьми, внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции избегания контактов. Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него – так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее). Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери. Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного ребенка. Наблюдается так же и тенденция к сохранению постоянства, стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это, в конечном счете, тоже приспособление ребенка к своим трудностям. Ребенок не может гибко приспосабливаться и, оставшись вне привычной обстановке, становиться беспомощным. Его ритуалы, стереотипные интересы и действия выражают и его способ приспособления, и его истинный уровень социализации. Он требует, что бы все было как всегда, как он привык: одни и те же маршруты прогулок, одежда, обстановка в комнате, шутки – все должно быть стереотипны. Для компенсации сенсорного голода, регуляции внутреннего психического тонуса ребенок обращается к аутостимуляции. Этому служит многие стереотипные движения таких детей: бег по кругу, раскачивание и т.п. Стереотипные движения, стереотипные повторения фраз, стихов, пение усиливаются, когда ребенок боится чего-то, когда к нему обращается взрослый – это заглушает неприятные сигналы извне. Необычные пристрастия, встречающиеся у аутичных детей, о которых уже говорилось ранее, фантазии, влечения они несут ту же функцию, что и аутостимуляторные стереотипы, т.е. с их помощью такой ребенок заглушает неприятные впечатления, успокаивает себя, регулирует внутреннее состояние активности. Аутические страхи, (о них упоминалось выше) основаны на сверхчувствительности детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с окружающим. Страх может выражаться как общая тревога, пугливость, а может быть направлен на определенные предметы, людей. Содержание страха часто сложно установить. Предметом страха могут быть обычные бытовые явления, с которыми справляется любой здоровый ребенок: гудение водопроводных труб, шум спускаемой воды в туалете, замкнутое пространство в лифте, летящие бабочки или птицы, яркий крючок у входной двери. Объектами страха часто становятся дети или животные. Накоплению страхов способствует то, что, раз испытанные, они могут оставаться актуальными очень надолго.

Заключение

В заключение я хочу сказать, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Ранний возраст — один из самых интенсивных периодов развития, за который ребенок успевает овладеть не только многими сложными навыками — двигательными, речевыми, интеллектуальными, но и взаимодействием с окружающим миром. Сами его взаимодействия с миром, его индивидуальное мироощущение претерпевают огромную динамику, становятся чрезвычайно сложными. Тот аффективный опыт, который он получает в это время, становится основой всего его дальнейшего развития — эмоционального, личностного, социального и интеллектуального. Поэтому так важно, чтобы ребенок прошел его благополучно: не торопясь, не перескакивая через необходимые ступени развития. Для этого нужно, чтобы взрослый понимал логику его аффективного развития, возможность и уместность движения к усложнению взаимодействий. Ход нормального развития достаточно драматичен, благополучные периоды сменяются эпизодами страхов и разлада во взаимоотношениях с близкими. Каждый этап вносит свой необходимый вклад в становление сложной системы аффективной организации мироощущения и поведения ребенка. Своевременно возникающие трудности как раз и являются показателем нормальной динамики развития. Проблема состоит скорее в реакции взрослого на происходящее – его готовности помочь ребенку освоить новые возможности и предложить для этого те средства, которые соответствуют его реальному эмоциональному возрасту. Каждый такой выход из кризиса становится толчком для дальнейшего развития. Совместное с взрослыми прохождение дошкольного периода развития позволяет ребенку максимально выявить индивидуальную жизненную манеру и помочь ему сформировать удобные для него формы социальной адаптации, обеспечить ему запас активности и прочности, возможности восстанавливаться после неизбежных стрессов.

Список литературы

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2005г.

2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1999г.

3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

«Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 1999г.

4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» Москва 2000г.

5. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/ Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002

Источник

Читайте также:  Синдром когда стыдно за других