Дети с гиподинамическим синдромом синдромы причины
Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?
1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?
Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга.Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.
Гипер (много, гипо (мало, — подвижные, активные. Выражаясь доступным языком не имеющие «золотой середины». И один и другой синдром имеет свои характеристики и объяснения.
Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.
В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. То есть ребенок на фоне усталости не может остановиться, успокоиться самостоятельно.
При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.
2. Как это выглядит в жизни?
Гиперактивность.
— Какая-то «бестолковая» подвижность.
— Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.
— Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.
— Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.
— Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто
даже опережая возрастные показатели.
— Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,
вставать на ножки, ходить и т. д.
— Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.
— Не ходят, а бегают.
— Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги
на ногу или подпрыгивают на месте.
— Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.
Об эмоциональных возможностях.
Гипердинамические дети,как правило:
— Не злы.
— Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.
— Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.
— Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.
— Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.
(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая
работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.
А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.
3. Как это выглядит в жизни?
Гипоактивность.
Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже
определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом:
— малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда
стремятся спрятаться в тень,
— у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной
двигательной активности — вялость, заторможенность,
— из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у
гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены
структуры, его обеспечивающие.
До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».
— Много спит.
— Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.
— При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные
игрушки.
— К новым людям насторожен и недоверчив.
— Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с
развитием.
— Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят
диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.
Об эмоциональных возможностях.
— Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,
трудно.
— Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и
трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех
очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что
«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не
демонстрирует своих чувств и не говорит о них.
Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.
Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой. [/b]
Источник
Подробности
Категория: Советы родителям
Опубликовано 20.08.2012 06:51
Автор: Администратор
Просмотров: 6498
В любой группе детского сада или в школьном классе встречаются дети, которые просто не могут долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям взрослых. Они постоянно ёрзают на стуле или даже вскакивают и бегут куда-то, например, посмотреть, какая машина проехала за окном, что-то по пути задевают, опрокидывают, роняют, кого-то толкают. Эти дети, как правило, чрезмерно разговорчивы, могут своей болтовнёй вывести из терпения даже очень терпеливую воспитательницу, то и дело вмешиваются в разговоры старших, задают множество вопросов и ни на один не дослушивают ответа. Мгновенно обижаются и так же легко забывают о своих обидах. На замечания не реагируют или возбуждаются ещё больше. О таком малыше говорят: «юла», «дыру на одном месте провернёт», «вулкан, а не ребёнок».
Встречаются, хотя и реже, дети, на которых до поступления в школу воспитатели могут ни разу не пожаловаться родителям. Дети тихие, послушные, незлобивые, любят спокойно играть в одиночестве где-нибудь в уголке, на занятиях не успевают сделать всё так же быстро, как другие, но никому не мешают. Взрослые часто называют такого малыша «тюфячком», сверстники могут прозвать «тормозом». Часто только с началом школьного обучения «всплывают» проблемы, связанные с тем, что такой первоклассник отстаёт от класса, не может сконцентрировать внимание на задании, «витает в облаках», с трудом переключается на другой вид деятельности. Иногда учителя даже начинают сомневаться в его умственных способностях, хотя дома ребёнок, чаще всего, хороший помощник для своих родителей и у него многое получается, если его не торопить.
И безудержная активность и заторможенность, описанные выше, связаны с ранними нарушениями нервной системы ребёнка. Если малыша обследовал невропатолог, то в медицинской карте можно увидеть такие записи как «энцефалопатия», «ММД», «гипер-(или гипо-)динамический синдром», «СДВГ».
Что же означают эти загадочные диагнозы?
Нужно ли лечить такого ребёнка?
Как взаимодействовать с ним?
Чего ожидать в дальнейшем?
На эти вопросы мы и постараемся кратко ответить.
Диагноз энцефалопатия буквально означает «повреждение мозга». Поставить его может врач-невропатолог. Когда этот диагноз ставится ребёнку до года, это означает, что невропатолог обнаружил у малыша те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, которые , скорее всего, обусловлены травмой. Травма эта могла быть получена как в период внутриутробного развития, так и во время родов или в раннем младенчестве. Когда именно она была получена, определить удаётся крайне редко. В крайне тяжёлом случае имеет место ДЦП (детский церебральный паралич), но чаще наблюдаются более лёгкие формы энцефалопатии, которые часто компенсируются до года без медицинского вмешательства или в результате специального лечения. У части детей лёгкие нарушения сохраняются и врач может поставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). В США в подобных случаях часто используется определение «ребёнок с проблемами».
ММД — это исход лёгкого органического поражения головного мозга. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические синдромы и невротические реакции, а в школьном возрасте могут быть специфические сложности с учёбой и поведением.
И, наконец, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или гиперкинетический синдром, а в случае преобладания торможения, гиподинамический синдром — это одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей СДВГ чаще всего выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Гораздо реже, когда имеет место гипокинетический синдром, проявляются все эти признаки, кроме последнего. Вместо чрезмерной активности — вялость, заторможенность.
Более полувека учёные занимаются проблемой подобных нарушений, но до сих пор не выявлено истинных причин возникновения подобных расстройств. Одни учёные считают, что дело здесь только в последствиях родовых травм; другие полагают, что причинами поражения головного мозга ребёнка могут быть генетические факторы, , нарушения биохимического баланса в ЦНС, инфекционные заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни малыша, нарушения кровообращения.
Как бы то ни было, мозг ребёнка получил слабые повреждения и часть его клеток не функционирует. Тогда здоровые нервные клетки берут на себя «обязанности» пострадавших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Одновременно с восстановлением идёт процесс нормального возрастного развития малыша, а значит его нервная система работает с двойной нагрузкой (восстановление + нормальное развитие). Тот, кому приходилось заниматься двумя делами сразу, трудиться на двух работах, понимает насколько это тяжело. А в нашем случае речь идёт о нервной системе маленького ребёнка, выполняющей «две работы». При этом, как показывают исследования учёных, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего. Поэтому понятно, что такой ребёнок наиболее уязвим для возникновения различных неврозов.
В стрессовых ситуациях, при длительном перенапряжении, после различных соматических заболеваний, при резкой смене условий жизни и т. д. у гипер-или гиподинамичного ребёнка может наступить ухудшение неврологического состояния.
Нелегко не только ребёнку, но и его родителям, особенно матери. Как пишет И.П. Брязгунов, врач, долгое время занимающийся данной проблемой: «…синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но часто и матери.<…> Вначале наступает период «истощения» — астеноневротическое состояние, а затем период угнетённого настроения. Поэтому лечить следует не только ребёнка, но одновременно и мать,» — считает он.
Однако не следует каждого подвижного и неусидчивого ребёнка считать гипердинамичным. Этот диагноз может поставить только врач. И только он решает вопрос о необходимости медикаментозного лечения. Дело в том, что наличие в группе детского сада или в классе способствует возбуждению других детей. И.П. Брязгунов приводит такой пример. В одном из первых классов при первичном наблюдении было выявлено 8 гиперактивных детей из 18-и. Однако после полного обследования дефицит внимания был выявлен только у пяти из них, а ярко выраженная гиперактивность — лишь у двух. Они-то и «заводили» весь класс.
Родителям, которые подозревают у своего ребёнка наличие гипер- или гиподинамического синдрома следует обратить внимание на такие признаки, как:
- наличие других неврологических диагнозов (ММД, энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление);
- неконтролируемая моторная активность или, наоборот, постоянная вялость, заторможенность;
- слабая для данного возраста концентрация внимания;
- различные стойкие нарушения сна;
- логопедические проблемы;
- неумение приспособиться к требованиям дисциплины;
- быстрая, «захлёбывающаяся» речь или молчаливость, односложные ответы;
- повышенный травматизм, как следствие неуклюжести и/или бесцельной двигательной активности;
- тики или навязчивые движения (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, грызёт ногти, постоянно крутит, мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.);
- ночное или дневное недержание мочи;
- поверхностная общительность, отсутствие чувства дистанции с чужими людьми или же замкнутость, отчуждённость;
- предпочтение в играх более младших детей;
- сам ведёт себя, как ребёнок более младшего возраста;
- заметное изменение состояния, настроения в зависимости от времени года (обострения осенью и весной), суток, изменений погоды;
- резкая смена настроения, срывы даже при небольшом стрессе или напряжении.
Если у Вашего малыша имеются 4 — 5 или более из этих признаков — это повод показать его невропатологу или клиническому психологу.
Не следует думать, что только приём каких-то лекарств поможет Вашему ребёнку. Лишь совместными усилиями всех специалистов, работающих с ним, при обязательном активном участии семьи можно справиться с негативными проявлениями этих синдромов.
Без поддержки самых близких людей — родителей — у ребёнка немного шансов справиться с такой нервной нагрузкой.
Гипердинамичному или гиподинамичному ребёнку более, чем другим детям необходим строгий режим дня. Ведь для малыша важна стабильность, устойчивость его домашнего мира, соблюдение определённых ритуалов. Стабильность обязательна и в пространстве (ложиться спать всегда на одном и том же месте, среди привычных предметов), и во времени (например,после ужина всегда смотрим «Спокойной ночи, малыши», перед сном пьём кефир, а когда ложимся спать, мама читает сказку).
Бесцельная неконтролируемая двигательная активность гиперадинамичного ребёнка или заторможенность гиподинамичного — это реакция на меняющийся (а значит, опасный для него!) внешний мир. Подобным образом ведут себя животные в случае опасности: начинают метаться или замирают. Преодолеть подобные проявления ребёнку может помочь только уверенность в безопасности, в том, что его любят и принимают таким, каков он есть, со всеми его особенностями.
Многих родителей беспокоит вопрос подготовки к школе и последующего обучения их особенного ребёнка. Здесь можно дать несколько общих советов родителям гиперактивного ребёнка:
- период относительно устойчивой работоспособности у такого малыша очень непродолжителен (даже у первоклассника он не превышает 5 — 15 минут), следовательно и продолжительность непрерывного занятия с ним не должна превышать этого времени);
- занятия с ребёнком лучше проводить в игровой форме, предоставляя ему возможность двигаться, вставать с места, перемещаться по комнате. Е.В. Мурашова в своей книге приводит пример того, как мама выучила с сыном буквы в то время, как он сидел под кроватью, а она подавала ему туда карточки;
- заниматься с ребёнком лучше в начале дня, а не вечером;
- не стоит быть слишком требовательными к аккуратности в начале работы;
- использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания, объятия);
- поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;
- сохранять спокойствие, так как на раздражение мамы гипердинамичный ребёнок реагирует возбуждением, а гиподинамичный ещё большей заторможенностью или слезами;
- по возможности, хорошо бы оборудовать дома спортивный уголок, где ребёнок мог бы отреагировать свою двигательную активность без вреда для себя и окружающих.
Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Затем происходит снижение симптомов, а в период полового созревания наблюдается новый «всплеск». К концу этого периода гиперактивность и эмоциональная импульсивность исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль, но дефицит внимания сохраняется. При снижении симптомов заболевания у людей с СДВГ, как правило, остаётся неспособность выполнять скучную монотонную деятельность.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — Спб.: Речь, 2008.
- Брязгунов И.П., КасатниковаЕ.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. — 2-е изд., доп. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Источник
Добрый день,я нейропсихолог, психофизиолог, сотрудник Института возрастной физиологии РАО.
Привожу выдержку из своей дипломной работы, в которой я исследовал некоторые высшие психические функции детей с признаками ДВГ.
«…В соответствии с задачами исследования для выявления детей с признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения (ДВГ) был применен опросник, содержащий утверждения о наличии или отсутствии признаков невнимательности, гиперактивного и импульсивного поведения (таблица 2.1). Содержащиеся в опроснике утверждения полностью соответствуют критериям СДВГ, представленным в руководстве DSM IV (1994 год). Утверждения в опроснике разделены на два блока. Первые 9 утверждений направлены на выявление дефицита внимания, вторые – на выявление импульсивного и гиперактивного поведения. При наличии хотя бы 6 положительных ответов в любом из блоков опросника ребенка можно отнести к детям с выраженными признаками ДВГ.
В нашем исследовании опросники заполнялись родителями детей и / или воспитателями.
Таблица 2.1. Опросник для родителей (воспитателей), направленный на выявление детей с поведенческими признаками дефицита внимания и гиперактивного поведения.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, появились ли у ребенка следующие особенности, наблюдались ли они более 6-ти месяцев:
Часто не способен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, выполняемой работе и других деталях ( да нет)
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий во время игр (да нет)
Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. (да нет)
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведение, неспособностью понять задание) (да нет)
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности (да нет)
Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение задания, которое требует длительного сохранения умственного напряжения (например, при выполнении школьных заданий, домашней работы) (да нет)
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты) (да нет)
Легко отвлекается на посторонние стимулы (да нет)
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (да нет)
Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится (да нет)
Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте (да нет)
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства) (да нет)
Обычно не может тихо играть или заниматься чем-то на досуге да нет
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто «к нему прикрепили мотор». (да нет)
Часто бывает болтлив (да нет)
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца (да нет)
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
(да нет)
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор) (да нет)
Если кому интересны результаты — пишите мне в личку.
Источник