Дети дошкольники с синдромом дауна

Дети дошкольники с синдромом дауна thumbnail

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

Читайте также:  Фето фетальный трансфузионный синдром это

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник

Консультация для родителей

 «О детях с синдромом Дауна»

(ранний дошкольный возраст)

Учитель-дефектолог 1 кв. категории Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Развитие ребенка с синдромом Дауна резко отличается от развития обычного, нормально развивающегося ребенка. Дети, рожденные с этим синдромом, даже внешне легко отличимые от обычных детей.

Причиной такой аномалии является нарушение в хромосомном наборе ребенка, у этих детей всего на одну хромосому больше, чем у нас. Один маленький сбой приводит к таким колоссальным последствиям.

 Внешне такие дети кажутся очень улыбчивыми, их ещё иначе называют «солнечными детьми», но на самом деле такая улыбка может не быть оправдана ситуацией, это может быть просто сокращение лицевых мышц и не более.

Эти дети не имеют «страха перед другими мирами». То есть, иначе говоря, у них отсутствует инстинкт самосохранения, они открыты всему миру.

Внешне дети с синдромом Дауна отличаются следующим:

1)    они имеют монголоидный тип лица, глаза узкие;

2)    часто физически плохо развиты и не выглядят на свой возраст, взрослые с синдромом Дауна часто страдают ожирением;

3)    эти дети щупленькие, невысокого роста, голова маленькая;

4)    губы ярко выражены, припухлые.

Физическое развитие детей с синдромом Дауна

Как говорилось ранее, дети с синдромом Дауна физически плохо развиты, они выглядят младше своих лет и достаточно худенькие. Такое неблагоприятное физическое развитие ребенка с синдромом Дауна является следствием того, что иммунная система этих детей очень слаба, и такие детки чрезмерно часто болеют, что влияет не только на физическое, но и в свою очередь на их умственное развитие.

Если нормально развивающийся ребенок к двум годам уже точно  уверенно бегает и прыгает, то ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, если и будет бегать, то только к концу дошкольного возраста. С тем, чтобы начать прыгать, дела обстоят ещё хуже.

При этом движения при ходьбе у этого ребенка резкие, обрывистые, при беге движения разноплановые, нескоординированные, руки и ноги двигаются несогласованно. Это обусловлено тем, что у таких детей плоскостопие, стопа к тому же очень широкая, отсюда походка ребенка «шаркающая», медленная.

Читайте также:  Синдром длительного сдавления травматический шок

Психическое и умственное развитие ребенка с синдромом Дауна

У нормально развивающегося малыша к трем месяцам жизни формируется «комплекс оживления», то есть ребенок реагирует на голос матери, например, поворачивает головку, улыбается, различает интонацию (ласковую речь или ругань), реагирует на игрушки и так далее. У ребенка же с синдромом Дауна этот «комплекс оживления» отсутствует, он одинаково спокойно будет сидеть на руках, если его возьмет мать или если возьмет какой-либо другой, совершенно посторонний ему человек, в то время как обычный ребенок уже бы раскричался во весь голос.

Умственное развитие ребенка с синдромом Дауна останавливается максимум на уровне семилетнего ребенка. Запас слов ребенка с синдромом Дауна в каждый из периодов дошкольного возраста не превышает половины активного словаря нормально развивающегося ребенка.

У них ослаблена память, объем ее очень мал, внимание детей с этим синдромом очень рассеянное. Ребенок может часами плакать абсолютно беспричинно, его не будет беспокоить ничего, он накормлен, сух, в тепле, но вследствие того, что процессы торможения абсолютно сходят в какой-то момент «на нет», а процессы возбуждения, напротив – разгораются достаточно сильно, и проявляется такое поведение. 

Ребенок с синдромом Дауна вряд ли сможет стать полноценным членом общества, но при правильной коррекционной помощи его можно будет обучить санитарно-гигиеническим нормам, приучить к самообслуживанию, в некоторых случаях можно добиться и немного большего результата.

Именно поэтому так важно, чтобы своевременно была оказана правильная и хорошая коррекционная помощь такому ребенку.

До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер.

После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

• обязательно назвать предмет;

• охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

• показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. В процессе совместной деятельности развивается диалог взрослого и ребёнка. Взрослый сопровождает свою речь облегчёнными словами и жестами, ребёнок использует любые доступные ему сигналы. Пример такого диалога:

Мама варит кашу.

— Посмотри, Алёша, мы с тобой будем варить сейчас кашу, гречневую, из кру-

пы гречка. Вот она какая, маленькая. Потрогай её. Возьмём кастрюлю. А крышка где?

Алёша, дай крышку. (примерить две, выбрать подходящую) Спасибо, Алёша! (кивок головы, выражающий «спасибо») Помог маме. Насыпай гречку. А теперь я. (соблюдение очерёдности) Вот так, пусть варится каша наша. Пыхтит, пых-пых, вкусная!

Рассыпчатая! Всех накормим. Алёша скажет: «Ам, ам!»

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам (пример выше).

Нужно называть окружающие предметы, действия, явления, пользоваться жестами; использовать в играх звукоподражания. Также дети любят играть  на музыкальных инструментах, слушать музыку. Необходимо использовать яркие игрушки для привлечения внимания (ветерки, юла и т.д.)

На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Например: «Поищем куклу. Тут нет. Может под диваном? Может за стулом? Ищи. Ходи тихо. А то она услышит и убежит от нас». Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей. Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.

Читайте также:  Синдром отмены феназепам симптомы и лечение

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особые дети. Дошкольник с синдромом Дауна Prezentacii.com Подготовила педагог

Описание слайда:

Особые дети. Дошкольник с синдромом Дауна Prezentacii.com Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 40 М.А. Архипова

2 слайд

Мудрый взгляд слегка раскосых глаз, Добрая и милая улыбка. Кто они? Пришельцы

Описание слайда:

Мудрый взгляд слегка раскосых глаз, Добрая и милая улыбка. Кто они? Пришельцы среди нас? Или же случайная ошибка? Н.Клименко

3 слайд

Частота рождения детей с синдромом Дауна примерно 1 на 600-800 новорожденных

Описание слайда:

Частота рождения детей с синдромом Дауна примерно 1 на 600-800 новорожденных. Prezentacii.com

4 слайд

Свое название синдром получил от английского врача, описавшего его признаки

Описание слайда:

Свое название синдром получил от английского врача, описавшего его признаки в 1866 г. Джона Лэнгдона Дауна. Французский ученый Жером Лежен в 1959 г. обнаружил причину синдрома Дауна — лишнюю хромосому. 

5 слайд

По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость,

Описание слайда:

По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

6 слайд

Дети до 3-4 лет развиваются медленно. После 4-5 лет активность несколько повы

Описание слайда:

Дети до 3-4 лет развиваются медленно. После 4-5 лет активность несколько повышается. С первых месяцев жизни дети отстают в психомоторном развитии.

7 слайд

Интеллектуальное развитие У них конкретное, стереотипное замедленное мышление.

Описание слайда:

Интеллектуальное развитие У них конкретное, стереотипное замедленное мышление.

8 слайд

При восприятии предметов окружающего мира больше внимания обращают на детали,

Описание слайда:

При восприятии предметов окружающего мира больше внимания обращают на детали, формы, чем на целостную конфигурацию.

9 слайд

Память кратковременная, объём памяти не значителен, требуется длительное врем

Описание слайда:

Память кратковременная, объём памяти не значителен, требуется длительное время для запоминания и усвоения нового.

10 слайд

Внимание неустойчивое, концентрация недостаточная, характерны быстрая утомляе

Описание слайда:

Внимание неустойчивое, концентрация недостаточная, характерны быстрая утомляемость и отвлекаемость от нужного объекта изучения

11 слайд

Речь появляется поздно и развивается замедленно. Имеются дефекты звукопроизно

Описание слайда:

Речь появляется поздно и развивается замедленно. Имеются дефекты звукопроизношения. Словарный запас беден.

12 слайд

Эмоциональное развитие и поведение Эмоции малодифференцированы и ограничены.

Описание слайда:

Эмоциональное развитие и поведение Эмоции малодифференцированы и ограничены. Относительно сохранны эмоции: страх, обида, гнев, радость. Контроль за проявлением эмоций слабый.

13 слайд

Между детьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходств. Им характерны не

Описание слайда:

Между детьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходств. Им характерны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления.

14 слайд

Общение со сверстниками Дети приветливы, общительны, доверчивы.

Описание слайда:

Общение со сверстниками Дети приветливы, общительны, доверчивы.

15 слайд

Т.О. Дети с синдромом Дауна развиваются и учатся медленнее, чем здоровые. Они

Описание слайда:

Т.О. Дети с синдромом Дауна развиваются и учатся медленнее, чем здоровые. Они отстают в интеллектуальном и двигательном развитии.

16 слайд

Дети продуктивнее обучаются на основе подражания взрослому, в совместной деят

Описание слайда:

Дети продуктивнее обучаются на основе подражания взрослому, в совместной деятельности с ним. Плохо усваиваются навыки, если деятельность находится только под их контролем.

17 слайд

Раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесна

Описание слайда:

Раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватных программ и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и возможностям детей способствуют развитию ребёнка.  При специальной программе могут научиться ходить, говорить, читать и писать

18 слайд

Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна? При кропотлив

Описание слайда:

Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна? При кропотливой своевременной работе по специальной программе могут научиться ходить, говорить, а некоторые – овладеть отдельными навыками чтения и письма.

19 слайд

 Успехов и благополучия всем!!!

Описание слайда:

Успехов и благополучия всем!!!

Выберите книгу со скидкой:

Дети дошкольники с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Дети дошкольники с синдромом дауна

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Дети дошкольники с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Дети дошкольники с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Можно использовать для педагогов с целью повышения психолого-педагогической компетентности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Особенности развития познавательных психических процессов и речи дошкольников с синдромом Дауна

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-672527

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник