Депривационный синдром детей что это
За последние десятилетия в психиатрии и психологии активно
изучаются психосоциальные последствия психической депривации в детском
возрасте. Достоверным является взаимосвязь этого фактора с появлением
делинквентности, антисоциальности и других психических отклонений.
Самым уязвимым периодом в возможности возникновения
искажений психического развития является период детства, особенно раннего,
включающего младенчество (или первый год жизни). Этот же период развития,
определяет начальный этап становления личности в рамках конкретных социальных
условий.
Специфической особенностью младенческого периода, является
полная, длительная, биологически и социально оправданная, зависимость младенца
от матери. Мать осуществляет продолжительную подготовку младенца к социальным
условиям жизни. Первый год жизни младенца – это критический период для
формирования его основных психофизических особенностей. В этот временной
промежуток специфические отношения между матерью и младенцем складываются в
особую систему «мать-дитя», влияющую на дальнейший психический онтогенез
ребенка. Для нормального развития младенца, помимо удовлетворения его
потребностей в пище, сне, гигиеническом уходе, создании стимулирующей развитие
социальной среды и др., необходимо адекватное материнское эмоциональное
взаимодействие, в виде сочетания ласковости и нежности и определенного
относительного принуждения ( например, в соблюдении режимных моментов,
выработки понятий можно – нельзя, хорошо – плохо и т. п.) формирование у
ребенка ощущения защищенности, доверительности и относительной свободы в
познании окружающего.
Для выживания и гармоничного развития ребенка, согласно
современным представлениям, между младенцем и матерью должна возникнуть тесная,
взаимная, эмоциональная привязанность, на основе которой появляются более
дифференцированные эмоции. Развитие негативных эмоций при кратковременной
разлуке с матерью, свидетельствуют о наличие в психике младенца феномена
привязанности. При затянувшейся разлуке негативные эмоции перерастают в
психопатологические депривационные расстройства, способные привести его к
психическому и физическому истощению. Сформированная привязанность, лежит в
основе формирования личности ребенка.
Негативный опыт отношений ребенка с матерью приводит к
искажению феномена привязанности, что находит отражение в поведении младенца,
сложностях взаимодействия с людьми, эмоциональных отклонениях. По данным
зарубежных, отечественных и собственных исследований нарушения адекватности
привязанности вызывают у ребенка в старших возрастах черты инфантильности,
повышенной сензитивности, тревожности, неуверенности в себе, в сочетании с
нарциссизмом, эмоциональной неустойчивостью, некритичностью и другими
нарушениями личностных свойств.
Таким образом, мать для младенца и малыша в раннем
онтогенезе обуславливает развитие основных психических функций — эмоциональных
и социальных, необходимых для выживания. Она же может провоцировать и
отклонения в психическом развитии ребенка. Последствия нарушений
детско-материнских взаимодействий особенно проявляются в ситуации психической
депривации в виде социального и истинного сиротства.
По статистическим данным министерства образования РФ в
России последнее десятилетие держится стойкая тенденция увеличения количества
детей, оставленных родителями, как при рождении, так и в первый год жизни. На
2005 г. в стране 700 000 детей остались без попечения родителей, в 2011 г. эта
цифра значительно возросла.
Несмотря на социальную остроту данной проблемы,
методического изучения психофизического дизонтогенеза у детей сирот с периода
младенчества и в возрастной динамике не проводилось.
Гипотезой исследования послужило предположение о наличие
определенной клинической специфичности возникающих в условиях сиротства
психических нарушений в сочетании с неспецифическими нарушениями. Целью
исследования было изучение особенностей отклонений психического развития
детей-сирот в возрастной динамике (0 – 4л).
Задачами исследования было:
выявление особенностей нарушений психического развития
детей-сирот (эмоциональных, познавательных, речевых, психомоторных и
др.);изучение влияния возраста начала сиротства на клинические
проявления депривационных нарушений;описание в динамике типологических нарушений психического
развития у сирот с первого года жизни до 4 лет.
Критериями включения детей в группу исследования были:
сиротство с рождения,
пребывание в государственных учреждениях для
детей-сирот.
Критериями исключения были:
наличие родителей, посещающих детей в детском
учреждении;выраженные соматоневрологические нарушения,
хромосомная и другая генетическая патология.
Для определения психогенной роли фактора сиротства в
возникающем психическом дизонтогенезе детей, в группу наблюдения вошли 100
детей – сирот раннего возраста. Из них 95% — относились к т.н. социальным
сиротам (по определению R.Chamberlain (1988) – сиротам при живых родителях) и
только 5% детей – к истинным сиротам.
Методами изучения психического развития детей из условий
сиротства были: клиническио-динамический (педиатрический, неврологический,
психиатрический) и параклинический (психологический). Отобранный контингент был
прослежен катамнестически в течение 10 лет.
На основании анализа собственного клинического,
психопатологического обследования проспективного детей первых лет жизни, и
ретроспективного – детей старших по возрасту, включая анамнестические
сведения, имеющиеся в педиатрических медицинских картах воспитанников,
устанавливалась картина личностного и психофизического развития детей. При этом
учитывались показатели развития соматической, инстинктивной, эмоциональной и
познавательных психических сфер, развития моторики, функций речи и коммуникаций
(в виде взаимоотношений с персоналом и другими детьми). Изучалось становление
социальных навыков и особенности поведения в разных ситуациях, Все изменения,
которые выявлялись в младенческом возрасте, изучались в возрастной динамике
наблюдения за ребенком, а также по отчетам городской медико-педагогической
комиссии. Все собранные данные позволили получить статическую и динамическую
оценки психического состояния детей-сирот.
Анализ психического развития и психических нарушений у
детей-сирот раннего возраста позволил выделить определенные отклонения,
возникающие в условиях родительской депривации. Это депрессия, с типичной
триадой проявлений, характерные двигательные стереотипии и парааутизм на фоне
задержанного или искаженного темпа формирования психических функций в целом,
особенно эмоциональных. Эмоциональное развитие характеризовалось малой
дифференцированностью и дефицитарностью.
Выявленные отклонения в аффективной, моторной,
коммуникативной и интеллектуальной сферах, начинают формироваться с
младенчества и к периоду первого возрастного криза становятся клинически
выраженными.
Фактор сиротства является патогенным и формирующим
определенную клиническую картину психических нарушений. Выраженность отклонений
зависит от возраста начала действия фактора, и содержания самой ситуации
сиротства. Чем в более ранний возрастной период ребенок оказывается в условиях
материнской депривации и чем более эмоционально и микросоциально обеднена
депривационная среда пребывания ребенка, тем большее повреждающее воздействие
оказывается на его психическое состояние.
Для гармоничного формирования и развития психики, особенно в
раннем возрасте, необходима доброжелательная среда, насыщенная разнообразной,
соответствующей возрасту и потребностям младенца стимуляцией: познавательной,
эмоциональной, двигательной, тактильной, визуальной, акустической и др. Дефицит
микросоциальных стимуляций оказывает отрицательное влияние на процессы
психического развития.
Клинический анализ нарушений развития детей из сиротских
учреждений, выявил их определенное клиническое сходство с другими
психопатологическими симптомокомплексами, наблюдаемыми у детей того же возраста
– это синдромы раннего детского аутизма, недифференцированной умственной
отсталости и др. Однако, наличие сходства, не исключало отличий их друг от
друга. Например, по уровню интеллекта, работоспособности, запасу знаний, дети,
воспитывающиеся в условиях хронической психической депривации, напоминали детей
с умственной отсталостью. Однако, после обучения, с поощрениями, усиленному
вниманию дети достаточно быстро догоняли сверстников из обычных условий
развития и выполняли все задания по возрасту. Обращала внимание речь детей из
депривационных условий сиротства, характеризуемая логопедами, как речь с низким
уровнем фонетического и лексического развития. В речи с ограниченным словарным
запасом частично или полностью отсутствовали обобщающие слова и понятия. Но
недоразвитие речи не являлось, как в случаях врожденного интеллектуального
недоразвития, следствием интеллектуальной неполноценности. Это был результат
дефицита контактов с окружающим внешним миром в целом и, особенно, вербальных.
После реабилитационных занятий с логопедами и дефектологами, интеллектуальное и
особенно речевое развитие значительно продвигалось вперед. Однако это не
касалось коммуникативной функции речи, которая долго, несмотря на коррекционные
занятия, сохранялась редуцированной.
Сходство с синдромом раннего детского аутизма выражалось
коммуникативными нарушениями, которые у детей из депривационных условий
сиротства проявлялись феноменом, названным нами «депривационным парааутизмом».
Дети с депривационным парааутизмом не проявляли инициативы к общению.
Предоставленные себе, занимались примитивной, не соответствующей возрасту,
манипулятивной игрой или безучастно лежали в манеже, не обращая внимания на
окружающих. Часть из них обнаруживала стереотипное двигательное возбуждение
малого размаха в виде однообразного подпрыгивание на месте, однотипных
поворотов головы, раскачивания в прыгунках, манипуляций пальчиками рук. Дети не
реагировали на обращение к ним, проявляя безучастность и равнодушие, и к
игрушкам, и к громким звукам. Появление незнакомых людей, даже берущих их на
руки, не вызывала у них реакций любопытства или страха, Нередко у детей
обнаруживались проявления протодиакризиса – предпочтение неживых объектов
людям и отсутствия различения живого от неживого. Отмечалась недостаточность
познавательных интересов, суженность объема знаний, отсутствие элементарной
бытовой осведомленности. Депривационный парааутизм по клинической картине
обнаруживал сходство с т.н. «психогенным аутизмом», который был выделен у детей
3-4 летнего возраста, находящихся в условиях семьи при недостаточности внимания
и ласки со стороны матери. Психогенный аутизм характеризуется нарушением
общения, эмоциональной индифферентностью, задержкой формирования моторики и
речи. Эти клинические проявления напоминают депривационный парааутизм.
Отличительно то, что достаточно матери изменить отношение к ребенку, уделять
больше ему времени, заниматься с ним, как названные проявления постепенно
полностью сглаживаются. Для депривационного парааутизма требуется гораздо
больший реабилитационный период.
У наблюдаемых детей с депривационным парааутизмом обращала
на себя внимание малая выразительность мимики, обедненность в целом мимических
реакций, а также жестов, речи. В процессе общения у детей отмечались отдельные
эхолалии и готовность к сохранению позы. Отсутствие речевого реагирования,
молчаливость и, даже, безмолвность были определены нами как «депривационный
мутизм». Длительное наблюдение за детьми отмечало их малую активность,
бездеятельность, отгороженность, как бы углубленность в себя. Все названное
напоминало проявления эндогенного аутизма. Однако активное внедрение во
внутренний мир депривированного, внешне аутичного ребенка, сразу же выявлял ряд
отличий данного состояния от эндогенного аутизма. Так, у детей из
депривационных условий сиротства, сохранены положительные реакции на сенсорное
раздражение. Применение ряда одновременных или последовательных и повторяющихся
стимулирующих воздействий (тактильных, звуковых: голосовых и музыкальных)
привлекало внимание ребенка, вначале в виде контакта «глаза в глаза»,
впоследствии в виде слежения глазами за взрослым и выделением его из остального
окружения, нередко сопровождая его приход вокализациями. Позже, после
продолжительных стимулирующих воздействий, вызывающих удовольствие у
депривационных детей, их удается вовлечь в игру с ответными адекватными
реакциями, с готовностью к подражанию и обучению в игровых ситуациях. Кроме
того у детей с депривационным парааутизмом отсутствует симптом Павлова, что
характерно для истинного аутизма, не отмечается симптома тождества, или
пристрастия к определенному стереотипу жизни, вещам, привычкам, не наблюдалось
фобий.
В основе обнаруживаемого сходства лежат общие
патогенетические механизмы, связанные с воздействием депривационных механизмов
(экзогенных или эндогенных). В случаях депривационного парааутизма имеет место
экзогенный дефицит социальной, когнитивной, сенсорной, эмоциональной и других
необходимых форм стимуляции. В случаях эндогенного аутизма механизм дефицита
первичный — эндогенный, присущий расстройствам шизофренического спектра, к
которым относится и ранний детский аутизм. В основе депривационного парааутизма
лежит вторичное нарушение коммуникаций, следствие дефицита стимулирующей среды,
эмоционального сопереживания и общения как со стороны взрослых так и детей.
Общей особенностью детей из условий сиротства, выросших в
домах ребенка, детских домах, школах интернатах являются: низкая
работоспособность, не тренированность памяти и внимания, рентные установки,
высокая степень внушаемости. К школьному возрасту депривационные синдромы
дезактуализируются, уступая место формированию личности дефицитарного типа.
Таким образом, проведенное клинико-динамическое исследование
отобранной группы детей-сирот раннего возраста выявил у них относительно
специфические нарушения психического онтогенеза, которые складываются в
определенный симптомокомплекс, названный «синдромом сиротства». Структура этого
синдрома следующая: дисфункции эмоциональной сферы в виде депривационной
депрессии и общей эмоциональной дефицитарности; коммуникативной в виде
депривационного парааутизма; двигательной в виде разнообразных двигательных
стереотипий и в познавательной в форме псевдозадержки развития.
Выявленный симптомокомплекс начинает формироваться с
младенчества и к первому возрастному кризу становится клинически выраженным.
Патогенным и клинически формирующим является фактор сиротства т.е.
редуцированность или отсутствие детско-материнских отношений.
Источник
Автор Ирина Кирьянова На чтение 7 мин. Опубликовано 24.12.2017
По мнению специалистов из области медицины, первые несколько лет после рождения ребенка, являются определяющим периодом в умственном и физиологическом развитии. Именно в этот временной отрезок потенциал развития ребенка имеет наивысшую степень, а само направление зависит от условий его обитания. Пребывание ребенка в условиях депривации приводит к тому, что темп развития снижается и в определенный момент времени, ребенок значительно уступает в развитии своим сверстникам. В данной статье мы рассмотрим, что такое материнская депривация и её последствия.
При депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском домеКак проявляется материнская депривация
Термин «депривация» переводится с латыни как «лишение» и используется для характеристики определенного состояния психики. Склонность ребенка к беспричинной агрессии, вымещение своих обид на сверстниках и депрессия, являются одним из проявлений недостатка материнской любви. Само понятие депривации обозначает психическое состояние человека, которое проявляется при невозможности удовлетворить собственные нужды. Существует множество различных стимулов, в которых нуждаются маленькие дети. К таким стимулам относятся потребность общения, познавание окружающего мира при помощи игры и множество других нужд.
Специалисты из области психологии говорят о том, что дефицит внимания со стороны родителей является основной причиной развития материнской депривации.
Если отойти от медицинских терминов, то можно сказать о том, что данное психическое расстройство вызывается недостатком близких контактов с родителями. Чаще всего термин «материнская депривация» используется в отношении детей-сирот и воспитанников неполноценных семей. Но важно обратить внимание на тот факт, что нередко подобные проблемы наблюдаются и в полноценных ячейках общества, которые полностью соответствуют нормам, установленных обществом.
По мнению специалистов из области психологии, синдром депривации у детей-сирот проявляется в виде различных отклонений в области психического развития. Чаще всего расстройства наблюдаются именно в тех функциях, что развиваются у младенцев, благодаря близкому контакту с матерью. Так как у младенца, лишенного образа матери, отсутствуют определенные акценты в восприятии окружающего мира, многие дети испытывают проблемы в общении с окружающими их людьми.
Специалисты говорят, что в полноценной семье младенец способен эмоционально идентифицировать родителей среди большого количества окружающих людей. Данная способность объясняется тем, что в подсознании младенца образ материи ассоциируется с заботой и теплотой. У детей-сирот отсутствует данная способность из-за того, что их эмоциональному развитию уделяется недостаточное внимание. Чаще всего такие дети предоставлены сами себе, что заставляет их самостоятельно познавать окружающий мир.
Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимыДаже при условии появления человека, который будет прикладывать усилия для налаживания контакта с малышом, лишённым родительской заботы, существует вероятность равнодушного отношения со стороны ребенка. Более того, последствия разрыва превращаются в своеобразный шрам на психике, с которым человек вынужден жить всю свою жизнь. По мнению ученых, ранний эмоциональный разрыв с матерью становится причиной глубоких психических изменений.
Депривация у детей-сирот проявляется в виде задержки интеллектуального развития и формирования неправильной модели поведения, а также видения окружающего мира. Многие воспитанники детских домов проявляют свою подозрительность и недоверчивость в отношении окружающих их людей. Обидчивость и мстительность вызваны недоверием и страхом предательства со стороны окружающих.
Проявление материнской депривации
Специалисты говорят о том, что первые признаки материнской депривации зарождаются на момент вынашивания плода. Отсутствие радости у будущей мамы негативно влияет на само развитие плода. По словам специалистов, многие «нежеланные» дети часто не соответствуют установленным нормам развития. Также врачи отмечают тот факт, что наличие негативных эмоций во время беременности, отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Важно обратить внимание на тот факт, что для новорожденных детей мать является единственным источником удаления эмоционального «голода». Отсутствие физической и эмоциональной взаимосвязи между матерью и малышом может привести к катастрофическим последствиям для детской психики.
Следует обратить внимание на тот факт, что даже раннее прекращение депривации (прием сироты в новую семью) негативно отражается на состоянии ребенка. Несмотря на отсутствие отклонений в интеллектуальных функциях и поведенческой модели, многие дети, пережившие депривацию, страдают от проблем, связанных с развитием речевого аппарата. Ученые говорят о том, что чем раньше осуществилось избавление от депривации, тем ниже риск возможных отклонений в восприятии окружающего мира у ребенка. Согласно статистическим данным, у детей в возрасте до одного года наблюдаются нарушения работы речевого аппарата, интеллектуального развития и межличностных привязанностей.
Депривация – психическое состояние, возникшее в результате неудовлетворения основных психических потребностейВозможные последствия
Взаимосвязь между матерью и младенцем, позволяет последнему быть уверенным в собственной безопасности. Материнская депривация – это состояние, при котором ребенок утрачивает доверие к окружающим его людям. В школьном возрасте наличие депривации приводит к появлению невротических симптомов, которые проявляются в виде зависимости от мнения окружающих, низкой самооценке и навязчивых страхов.
Дети, воспитанные в условиях интерната, не ощущают себя частью социума, что приводит к проблемам в дальнейшей интеграции в общество. Помимо этого, у людей с подобной проблемой наблюдается неспособность любить и взаимодействовать с противоположным полом. Наличие душевных травм компенсируется агрессией, которая направляется не только в отношении других людей, но и собственной личности.
Отсутствие поддержки, внимания и заботы заставляет детей создавать ложные программы, направленные на деструкцию собственной личной жизни. В подобном состоянии человек находится в твердой уверенности собственной малозначительности для окружающего мира. Он не верит в любовь и в то, что способен сам кого-либо полюбить. Давайте рассмотрим психологический портрет человека с синдромом психической депривации:
- Гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания.
- Упрямство, низкая самооценка и агрессия к окружающему миру.
- Беспричинные фобии, нарушение психоэмоционального баланса.
- Замкнутость в собственном мире, отставание от сверстников в интеллектуальном развитии.
- Отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми.
- Нарушения в развитии когнитивных навыков.
- Эмоциональная нестабильность, апатия, отсутствие желания изменить свою жизнь к лучшему.
Следует понимать, что факт наличия материнской депривации, напрямую отражается на будущем потомстве ребенка. По словам психологов, дети-сироты редко обладают способностью построить крепкие отношения с противоположным полом, и не понимают в полной мере важность создания «ячейки общества». Ощущение собственной малозначительности и внутренняя опустошённость приводит к тому, что у человека возникает беспокойная привязанность.
Лишаясь родителей, ребенок попадает в состояние «материнской депривации»Подобные проблемы, перенесенные во взрослую модель поведения, выражаются в потребности ощущать поддержку от окружающих и получить их любовь. Чаще всего подобные проявления характера выражаются в виде ипохондрии, частой смене половых партнеров и самоистязании. Опасность материнской депривации заключается в том, что люди, страдающие от этого синдрома, перекладывают свой «психологический груз» на будущее потомство.
По мнению психологов, биологическая привязанность младенца к материи имеет особую важность в формировании сознания. Данный фактор является своеобразной базой для формирования личности и фундамента поведенческой модели.
Заключение
Многие психологи объясняют феномен массового распространения синдрома депривации тем, что многие люди безответственно подходят к вопросу деторождения. Беременность является одним из важных этапов человеческой жизни, к которому следует подойти осознанно. Во время процесса вынашивания плода, очень важно испытывать положительные эмоции, так как ребенок подсознательно воспринимает чувства, которые испытывает мать. Беременность должна являться сознательным выбором, поэтому женщина должна быть готова полностью посвятить младенцу несколько лет своей жизни.
Детям, столкнувшимся с материнской депривацией, сложно изменить свой взгляд на устройство мира. Для того чтобы заслужить доверие детей-сирот, следует оказывать им постоянную заботу и пытаться построить эмоциональную взаимосвязь. Чтобы преодолеть враждебность и недоверие, важно дать почувствовать ребенку его значимость в вашей жизни.
Источник