Делать уроки синдрому дефицита внимания

Наш автор Стас Иванов, папа, ребенку которого ставят диагноз СДВГ, перепробовал много советов в поисках средств, помогающих сыну сосредоточиться на выполнении домашнего задания. И кое-что нашел, и делится своим опытом.

Уроки, заданные на дом, отравляют жизнь всем детям, даже «ядерным» отличникам. После школы хочется прыгать, бегать и веселиться, а не пыхтеть над домашкой, высчитывая клеточки вниз и вправо для красоты выполненной работы. А представляете, каково это — приклеить себя к стулу, когда ноги, руки и голова так и просятся рвануть с места? Вот так примерно, а то и хуже чувствует себя ребенок с СДВГ (по-научному — с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а по-родительски — просто ребенок-СуперДВиГатель).

Делать уроки с Михаськой та еще радость. Сидишь рядом и как Цербер гавкаешь: «пиши!», «решай!», «не отвлекайся!». Последняя команда самая сложная. Как не отвлекаться, если по улице проехала машина оранжевого цвета? Или услышал, как у соседей ложки зазвенели? Или если корешок какой-то старой книжки вдруг заинтересовал? А кот так вообще разлагатель дисциплины со своими игрушечными мышами. Всё мы делали — и стол переставляли подальше от окна, и кота выгоняли из комнаты. Да только это не помогало. Михаська чесался, пел, тянулся за линейками на другом конце квартиры. А что делал я? В очередной раз вычеркивал из своей записной книжки советы по усмирению СДВГ-шника над домашним заданием. Да, я ставил над своим сыном опыты в то время, как он делал домашку. Поможет ли лавандовое эфирное масло ему сосредоточиться? Снизит ли активность жевание жвачки? Поможет ли батут перед домашкой? Впрочем, кое-какие способы на Миху все-таки влияли хорошо.

Когда наши семейные знакомые узнают, что я сижу рядом с сыном во время домашки, они меня искренне не понимают. «Тебе что — делать нечего?», — как минимум говорят они. Делать-то мне как раз есть много чего, да вот только Михей без меня не справится. У детей с синдромом дефицита внимания нарушены сразу несколько компонентов исполнительной системы — мотивационная саморегуляция, вербальная рабочая память, ингибирование, чувство времени. Теперь простым языком. Если обычный ребенок понимает, что хорошо выполненная домашняя работа сегодня это хорошая оценка завтра, то на СДВГ-шника такая мотивация не действует. Он не будет заставлять себя делать домашку только потому, что завтра получит пятерку. Он живет текущим моментом, делает то, что его интересует именно сейчас. А кого, положа руку на сердце, искренне интересуют уроки? Да никого! Просто у того ребенка, который сам без понуканий делает уроки, эмоциональная и мотивационная саморегуляция работает хорошо, а у моего сына как у представителя клана СуперДВиГателей — не работает вообще. Так же ведет себя и вербальная рабочая память. Если другой ребенок мысленно может себя заставлять, командовать себе «надо переписать этот текст, переписал, ищу орфограммы, подчеркиваю, надо заточить карандаш и вернуться к урокам», то мой — не может. Он также не может силой мысли повлиять на свою катастрофическую отвлекаемость (это и есть ингибирование — способность блокировать отвлекающие побуждения). Функции вербальной рабочей памяти и возвращения ребенка в нужное русло деятельности выполняю я: «ты уже поднял ластик, не рисуй на нем, пиши упражнение дальше», «надо дописать ответ к задаче», «ты попил воды, возвращайся за стол». А если прибавить сюда потерю чувства времени и неумение планировать неинтересные дела даже в краткосрочной перспективе, то становится понятно, зачем я нужен Мишке рядом, пока он делает уроки.

Обычно это четко запланированный час. Причем контролируемый взрослыми, сам ребенок за уроки не сядет, надеяться бесполезно. У нас прижился час 16:00. После школы проходит достаточно времени, чтобы от нее отдохнуть, при хорошей погоде — активно набегаться по двору, полазать по турникетам, при плохой — разрешаем сыну прыгать, бегать, танцевать и даже неконструктивно орать дома (помогают шведская стенка, кольца, батут, спортивная игра на приставке, играя в которую нужно много двигаться). Это важно: энергия, которой переполнен сын, должна хотя бы частично уходить, ее надо сбрасывать. Физические упражнения помогают. Но, правда, ненадолго.

Пока сын бегает, прыгает и резвится под присмотром бабушки, другой сознательный взрослый готовит место для уроков: убирает все ненужное, все, что потенциально может отвлечь ребенка от уроков. Мы пробовали делать уроки на кухне, пытаясь одновременно готовить ужин. Не вышло. Михею было интереснее узнать, из чего состоит борщ, а не как он правильно пишется. Уроки он делает в бабушкиной комнате, в которой нет игрушек, подальше от окна и при включенном на телевизоре белом шуме. Удивлены? Сами не поверили, что это может помочь. Но когда один из специалистов сказал, что негромкий белый шум лучше стерильной тишины, потому что заглушает отвлекающие звуки с улицы, бубнящих соседей и шорохи кота в другой комнате, то решили попробовать. Да, стало немножечко лучше. Не сразу. Первые дни сам белый шум вызывал много вопросов, но потом интерес к нему Миша потерял и действительно стал меньше отвлекаться на проезжающие под окнами машины и разные звуки в доме, происхождение которых надо было выяснить сию секунду.

Зная, что Миша умеет находить повод отлучиться из-за стола в поисках какой-нибудь ручки или скрепки, мы завели огромный органайзер, в котором собраны все нужные канцелярские принадлежности, включая ножницы, блоки стикеров, бумаги для черновых записей, карандаши, линейки… Поводов отлучаться стало значительно меньше.

С гиперактивным ребенком не получится делать домашку, не спланировав ее заранее. Планирование тоже на ответственном взрослом. Если заданий слишком много, распланируйте их выполнение в несколько подходов, чтобы большой объем не вызывал панику и напрочь не блокировал желание хоть что-то сделать. Кстати, просто сказать ребенку, что надо решить две задачи, написать по русскому два упражнения и прочитать рассказ Носова, будет мало. Надо это визуализировать, надо расписать на листочке, что именно надо сделать, вплоть до мелочей, и листочек поместить перед глазами. Сделал дело — вычеркиваем. У нас работает такая штука: заламинированный лист картона, на котором все предметы графически обозначены блоками. В первом классе это 8 предметов (да, все, включая физкультуру), во втором — уже девять (добавляется английский язык). Проверяете дневники — печатный, электронный, уточняете в родительских чатах домашку (ага, опять вы) и прописываете тонким стираемым маркером, что именно надо сделать сегодня. Не знаю, почему, но Мише нравится стирать с такого планшета выполненное задание. Он сразу видит, сколько еще дел осталось. Раньше, когда мы только проговаривали объем домашки, он всячески сопротивлялся и саботировал, ему казалось, что уроков бесконечно много, «и вообще нечестно, это вы только что придумали».

Читайте также:  Почему у больных синдромом дауна одинаковые лица

Учебники в младшей школе сейчас довольно красочные, а это еще один фактор отвлекаемости! Мы часто прибегаем к помощи картонок с прорезанными окошками в них разного размера — поуже, пошире, чтобы подходили на ширину разных заданий в учебниках. Сын видит одно задание на развороте, которое сейчас надо сделать, и не отвлекается на рисунки на полях, на схемы к другим задачам… Да, мы на досуге с женой высчитывали средние значения и сделали целый комплект таких закрывашек, но так заморачиваться совсем необязательно. Попробуйте просто прикрывать ненужные части страниц листочками бумаги, большими стикерами, например.

К слову о стикерах. До ламинированного расписания у нас была своеобразная игра: я писал задания на разноцветных стикерах и приклеивал их на стену над письменным столом. Миша выполнял задание и приносил мне стикер, на котором оно было написано. Со временем я понял, что Михей предпочитает сначала делать задания на зеленых стикерах, а потом на желтых и розовых. На зеленые я стал писать самые трудные — у нас это математика. Но спустя пару недель мою хитрость разоблачили и в первую очередь пошли розовые стикеры с литературой.

Что нам еще помогает:

  • Оральная стимуляция. Он грызет карандаши, ручки, раньше грыз ногти, когда усиленно старался сосредоточиться на уроках. Одна знакомая в шутку посоветовала купить прорезыватель для зубов. Шутка шуткой, а мы взяли и купили. Нашли такое ожерелье с жевательными бусинами, и иногда оно действительно сильно выручает. Это удобно — просто повесить на шею. Жевачка вот не работает — из нее выдуваются пузыри, а это значит, что начинается установка рекорда на самый большой пузырь, и домашка откладывается.
  • Легкие закуски. Крекеры, кусочки яблок, орешки лежат в мисочке на столе, за которым делает домашку Миша. Они тоже заземляют его, как и жевательные бусы. И, кстати, не возникает неожиданных «что-то я проголодался», «пойду съем бутерброд сначала».

Что у нас НЕ сработало.

  • Совет делать домашние задания в обнимку с любимой игрушкой. Кому-то, наверное, и помогает, но не Мише. Миша просто начинал с ней играть.
  • Совет мазать мочки ушей лавандовым эфирным маслом — оно успокаивает. Может, и успокаивает. Но у Миши повышенная чувствительность к запахам, и он от этого реально страдает.

Пока справляемся так. Может, и вам с вашим гиперактивными детьми помогут наши советы. Но если резюмировать все до одного предложения: самое главное, что нужно СДВГ-шному ребенку для выполнения домашнего задания, — это внимательный и терпеливый взрослый рядом.

Стас Иванов

Источник

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?” 

СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности  (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ . 

СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?

Что такое СДВГ?

СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].

Выделяют три варианта течения СДВГ:

  • синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
  • изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
  • сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt («КогниФит») на СДВГ

Причины синдрома дефицита внимания

Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:

  • генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
  • биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
  • психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.

Признаки и диагностика СДВГ

Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.

Читайте также:  Интоксикационный и бронхолегочный синдромы при туберкулезе

Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.

Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.

У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения

Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.

Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.

В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.

Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.

Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!

Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией

Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и  беспорядочные, неловкие движения.

По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.

Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.

Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.

Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.

Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.

К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.

Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.

Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.

Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям

Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям

Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.

Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.

Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.

Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.

Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.

Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.

Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.

Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.

Читайте также:  Продолжительность жизни с синдромом марфана

Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.

Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.

При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.

Для более успешного обучения родителям может помочь  система жетонов.  Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.

Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.

При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка

Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.

Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.

Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.

Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.

Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю

Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.

Следующее упражнение: левую  руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.

Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.

Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.

Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.

Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.

И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.

В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!

Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Источник