Дцп синдромы нарушений высших корковых функций
Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, дизартрией и алалией.
Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.
У детей с церебральными параличами наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия. Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Наряду с псевдобульбарной дизартрией, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича, имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме детского церебрального паралича.
Часто встречается смешанная дизартрия. Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.
Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко бывают изолированными. Чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.
При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (и, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции.
В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтении письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях — к грубому недоразвитию речи.
Синдромы нарушений высших корковых функций : страдает формирование право и лево, эмоциональные нарушения (повышенная возбудимость, колебание настроения, появление страхов высоты, темноты, новых игрушек). У детей старшего возраста возникают вторичные эмоциональные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюдается склонность к невротическим нарушениям. Кроме того, возникает угроза патологического развития личности по тревожно-мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу. Нарушения интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25 — 30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.
Date: 2016-01-20; view: 376; Нарушение авторских прав
Источник
Нарушения
пространственных представлений.
Восприятие
пространства (пространственный гнозис)
рассматривается как результат совместной
деятельности различных анализаторов,
среди которых особо важное значение
имеет двигательно-кинестетический. У
детей с церебральными параличами имеет
место недоразвитие пространственного
гнозиса, что связано с недоразвитием
или поражением теменной доли больших
полушарий головного мозга и с нарушениями
зрительного восприятия.
Нарушения
зрительного восприятия связаны с
недостаточностью фиксации взора и
конвергенции, сужением полей зрения,
птозом, двоением, нистагмом и снижением
остроты зрения. Нарушения подвижности
глазных яблок являются следствием
пареза мышц, двигающих глазное яблоко.
Нарушения слухового восприятия также
имеют значение в нарушении формирования
пространственного гнозиса. Подобные
сенсорные нарушения в дальнейшем служат
причиной нарушения внимания и неумения
сосредоточиться на задании.
Нарушение
формирования схемы тела, стереогнозиса.
Наличие
патологических тонических рефлексов
и парезов рук приводит к недоразвитию
зрительно-моторной координации. Наряду
с нарушением формирования пространственного
гнозиса это затрудняет Формирование
восприятия формы и овладение умением
соотносить в пространстве объемные и
плоские величины. При этом страдает
также развитие схемы тела. Задерживается
формирование понятий “правое” и
“левое”. Большое значение в недоразвитии
схемы тела имеют недостаточность
кинестетических ощущений, недоразвитие
реакции равновесия, поражение нижней
части теменной доли правого или левого
полушария мозга. Так, при поражении
левой теменной доли с большим трудом
формируются предтавления о правом и
левом, развиваются элементы астереогнозии,
дальнейшем затруднено усвоение письма,
чтения и счета.
Эмоциональные
нарушения. У
больных детскими церебральными параличами
часто отмечаются эмоциональные нарушения,
которые проявляются в виде повышенной
возбудимости, склонности к колебаниям
настроения, появлению страхов. Страх
нередко возникает даже при простых
тактильных раздражениях, при изменении
положения тела, окружающей обстановки.
Некоторые дети боятся высоты, закрытых
дверей, темноты, новых игрушек, новых
людей. У детей с гиперкинетическим
синдромом страхи могут перерасти в
синдром витальной (жизненной) дезадаптации.
При этом на различные зрительные и
слуховые раздражители дети отвечают
не ориентировочной, а защитной реакцией.
Отмечаются повышенная возбудимость,
слабая воля, неумение преодолевать
препятствия и слабая мотивация к их
преодолению.
У
детей старшего возраста развиваются
вторичные эмоциональные нарушения как
реакция на свой дефект. У них наблюдается
склонность к невротическим нарушениям.
Кроме того, возникает угроза патологического
развития личности по тревожно-мнительному,
аутистическому (уход в себя, в мир своих
фантазий) или инфантилизированному
типу.
Нарушения
интеллектуального развития. Интеллектуальное
развитие детей с церебральными параличами
протекает в неблагоприятных условиях
и часто задерживается или искажается.
Интеллект при детских церебральных
параличах бывает изменен по-разному:
примерно 30% детей имеют недоразвитие
интеллекта по типу олигофрении, у 25 —
30% интеллект сохранен, а у остальных
наблюдается задержка интеллектуального
развития, обусловленная двигательными,
речевыми и сенсорными расстройствами.
Важно
вовремя определить, диагностировать
заболевание, так как рано поставленный
диагноз предполагает рано начатое
лечение. Раннее лечение — один из залогов
успеха в лечении детских церебральных
параличей. Очень важно правильно
организовать лечение детских церебральных
параличей. Оно должно основываться на
следующих принципах: раннее начало,
этапность, преемственность и комплексность.
Этапность
в лечении детских церебральных параличей
означае лечение на разных этапах:
родильный дом — больница — санаторий
для детей с двигательными нарушениями
дома ребенка — детские сады —
специализированные школы и интернаты
для детей с последствиями полиомиелита
и церебральными параличами.
Между
этими учреждениями должна быть
преемственная связь, что делает лечение
более адекватным и успешным. Комплексность
лечения означает, что должна проводиться
различная восстановительно-коррекционная
работа: лечение движениями (лечебная
физкультура), массаж, физиотерапевтические
воздействия, ортопедическое и
медикаментозное лечение, медико-педагогическая
коррекция (более подробно вопросы
лечения детских церебральных параличей
рассмотрены в главе 10).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Расстройства гнозиса (агнозии)
Гнозис (греч. gnosis — знание) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (соматосенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии.
Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной “корковой слепоте”, при которой зрение как таковое остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка (рис. 78). Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.
В некоторых случаях больной способен узнавать и различать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности, но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет “с зубчиками”, но что это такое — он не знает.
При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д. Так, с целью запомнить, а затем узнать лечащего врача больной вынужден запоминать, что его врач блондин и в кармане у него находится платок голубого цвета. Своеобразным признаком является также игнорирование левой половины поля зрения.
Рис. 78. Рисунки, предъявляемые больным для распознавания агнозии
Например, рисуя по заданию домик, больной не дорисовывает его левую часть и не замечает этого дефекта (рис. 79). При право-полущарных зрительных агнозиях иногда наблюдается неузнавание своих собственных вещей. Больной понимает, что перед ним шапка, но не узнает в ней свою собственную. Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.
Рис. 79. Рисунок больного со зрительно-пространственной агнозией. Игнорирование левой стороны
При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.
Тактильная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.
Астереогноз — неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.
Расстройство схемы тела — неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.
Анозогнозия — неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.
Обонятельная и вкусовая агнозии заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения.
Расстройства праксиса (апраксии)
Праксис (греч. pragma — действие) — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис — это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений “на едином дыхании” необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.
Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии — своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную, или эфферентную, зрительно-пространственную и кинестетичеcкую, или афферентную. Нарушения речевого праксиса рассматриваются отдельно.
При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. Характерно, что у больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубашку и т.д.
Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга.
При нарушении своевременности смены одних действий другими наблюдается своеобразное застревание на одних и тех же действиях: больной не способен завершить начатый двигательный акт. Например, получив задание показать, как размешивают сахар в стакане с чаем и потом пьют чай с ложечки, больной правильно демонстрирует первую операцию (размешивание), но не может переключиться на выполнение второй части задания. Более простая проба — чередование движений: постукивание по столу сначала ребром ладони, потом ладонной поверхностью, потом кулаком. Оказывается, больной не в состоянии чередовать даже два действия. Аналогичные пробы существуют и для лицевой мускулатуры, например попеременное причмокивание губами и пощелкивание языком. Такого рода пробы важны для выявления оральной (ротовой) апраксии при речевых нарушениях.
Нарушение своевременности переключения двигательных команд наблюдается при поражении лобной доли.
Зрительно-пространственная, или конструктивная, апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки. Больной с такой формой апраксии не различает правую и левую стороны, плохо понимает смысл предлогов над, под, за, поэтому он не может, например, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник (рис. 80, 81). Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочной области.
Рис. 80. Конструктивная апраксия. Больной не может сложить из палочек домик
Рис. 81. Рисунки больного с конструктивной апраксией
Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект — неумение придать произвольно определенную позу кисте, руке, языку, гуЬам. Кинестетическая апраксия носит название “апраксии позы”. Больному могут удаваться простейшие автоматические позы, например высовывание языка, открывание рта, сжимание кисти в кулак. Однако он не в состоянии выполнить более сложные действия (вытягивание губ “трубочкой”, оттопыривание мизинца и т.п.).
“Апраксия позы” нередко приводит к нарушению привычной жестикуляции. Если больного просят погрозить пальцем, то он машет рукой из стороны в сторону. Больной не может правильно держать руку при рукопожатии. Нарушения жестикуляции могут наблюдаться и при моторной апраксии. В этих случаях больной способен придать руке исходную позу, однако он не знает, что ему следует делать дальше.
Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга.
Источник
СИНДРОМЫ
ПОРАЖЕНИЯ ДОЛЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
Кора
больших полушарий головного мозга —
эволюционно наиболее молодое образование,
достигшее у человека по отношению к
остальной массе головного мозга
наибольших величин. Кора больших
полушарий имеет исключительно важное
значение в регуляции жизнедеятельности
организма, осуществлении сложных форм
поведения и в становлении нервно-
психических функций.
К
высшим мозговым функциям относятся
гнозис, праксис, речь, память, мышление
и др. Согласно современным представлениям,
все высшие мозговые функции являются
функциональной системой со сложным
иеархическим строением, они
условнорефлекторны по своему механизму,
имеют общественно-историческое
происхождение и развиваются у каждого
индивида уже после рождения и только
в социальной среде, под воздействием
уровня цивилизованности данного
общества, в т. ч. языковой культуры.
Определенным
отделам коры больших полушарий свойственны
определенные функции: затылочной области
коры — зрительная, височная область
связана со слуховым анализатором,
передняя центральная извилина — с
двигательным, а задняя центральная
извилина — с кожно-мышечным анализатором.
Можно условно считать, что эти отделы
обеспечивают простые формы гнозиса и
праксиса. В формировании более сложных
гностико-праксических функций активное
участие принимают отделы коры, лежащие
в теменно-височно-затылочной области
(вторичные и третичные ассоциативные
поля). Поражение этих участков приводит
к более сложным формам расстройств: к
нарушению речи — устной и письменной,
нарушению памяти.
2.4.1. Речевые центры. Расстройство речи.
Речь
— специфическая человеческая форма
деятельности, служащая общению между
людьми. Выделяют 2 основных вида речи:
импрессивную
— понимание устной и письменной речи
(чтение);экспрессивную
— процесс высказывания в виде активной
устной речи или самостоятельного
письма.
АФАЗИЯ
– расстройство уже сформировавшейся
речи, возникающее у людей с сохраненным
артикуляционным аппаратом и достаточным
слухом, при котором частично или полностью
утрачивается возможность активно
пользоваться речью для выражения мыслей
и чувств и понимать услышанную речь.
Нарушение процесса произнесения слов
называется моторной, экспрессивной
афазией, нарушения восприятия речи —
импрессивной сенсорной афазией. Центр
моторной речи располагается в задних
отделах нижней лобной извилины
доминантного полушария, а центр
импрессивной сенсорной речи — в задних
отделах верхней височной извилины того
же полушария (доминантного).
Различают
три формы
нарушений экспрессивной речи:
афферентная, эфферентная и динамическая
моторная афазия.
АФФЕРЕНТНАЯ
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
возникает при повреждении
постцентральных отделов доминантного
полушария
большого мозга, обеспечивающих
кинестетическую основу движений
артикуляторного аппарата. Нарушено
произнесение отдельных звуков. Больной
затрудняется в артикуляции, особенно
так называемых гоморганных звуков,
сходных по месту (например, переднеязычные:
«т», «д», «л», «н») либо по способу
(щелевые:
«ш», «з»,
«щ», «х») образования. Нарушаются все
виды устной речи (автоматизированная,
спонтанная, повторная, называние), а
также письменная речь (чтение и письмо).
Нередко афферентная моторная афазия
сочетается с оральной апраксией.
ЭФФЕРЕНТНАЯ
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
возникает при повреждении
нижних отделов премоторной зоны, области
Брока. В
отличие от афферентной моторной афазии
артикуляция отдельных звуков не нарушена.
Дефект касается процессов переключения
с одной речевой единицы (звук, слово) на
другую. Произнося хорошо отдельные
речевые звуки, больной затрудняется в
произнесении серии звуков либо фразы.
Продуктивная речь заменяется
персеверациями, а в тяжелых случаях
представлена речевым эмболом.
Другой
особенностью речи является так называемый
телеграфный
стиль:
речь состоит, в основном, из существительных,
содержит очень мало глаголов. Возможна
сохранность непроизвольной,
автоматизированной речи, пения. Нарушаются
чтение, письмо и называние предметов.
ДИНАМИЧЕСКАЯ
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
возникает при поражении
префронтальных отделов,
области, находящейся кпереди от зоны
Брока. Центральный дефект этой формы
афазии — нарушение активной произвольной
продуктивной речи. При этом репродуктивная
речь (повторная, автоматизированная)
сохранена. Больной не может активно
высказать мысль, задать вопрос. При этом
он хорошо артикулирует все звуки,
повторяя отдельные слова и предложения,
правильно отвечает на вопросы.
При
всех видах моторной афазии больной
понимает обращенную к нему речь, выполняет
все задания, но сам говорить не может
или говорит с резким дефектом.
Нарушения
импрессивной речи
проявляются двумя основными формами:
сенсорной и семантической афазией.
СЕНСОРНАЯ
АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ)
возникает при
поражении коры левой височной доли
(средние и задние отделы верхней височной
извилины — зоны Вернике).
Больной воспринимает речь как шум или
разговор на неизвестном ему языке. Он
не понимает обращенной к нему речи, не
выполняет заданий (закрой глаза, покажи
язык и т.д.). Больной говорит много и
быстро (логорея), его речь непонятна для
окружающих, отмечается много парафазий
(искаженное, неточное употребление
слов). Часты повторения одних и тех же
слов или слогов (персеверация).
Расстраивается письмо, например написание
таких слов, как «забор», «собор», «запор».
СЕМАНТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ —
возникает при поражении
левой теменно — височной области
у правшей, при которой нарушено понимание
смысла — предложений, выраженного с
помощью сложных логико-грамматических
конструкций. Такой больной не понимает
речевых формулировок, отражающих
пространственные отношения, выраженных
с помощью предлогов (круг под квадратом).
Для него недоступен смысл сравнительных
конструкций
(например, волосы у Лены темнее, чем у
Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые
светлые волосы?), возвратных
конструкций
(лиса съела курицу, курица съела лису),
атрибутивных
конструкций
(«брат отца», «отец брата»).
АМНЕСТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ
-развивается при поражении
нижних и задних отделов теменной и
височной областей.
Характеризуется забыванием названия
предметов, имен. Речь больного насыщена
глаголами, но в ней мало имен существительных.
Больной объясняет, что делают показываемым
предметом, но не может его назвать.
ТОТАЛЬНАЯ
АФАЗИЯ —
утрачивается речь во всех ее проявлениях.
Это наблюдается при обширном
поражении левого полушария от зоны
Брока до зоны Вернике.
АЛЕКСИЯ
— расстройство чтения и понимания
прочитанного, при
очагах в угловой извилине доминантного
полушария,
на стыке затылочной и теменной долей.
АГРАФИЯ
— утрата способности правильно писать
при сохранении двигательной функции
верхней конечности, возникает при
ограниченном
очаговом поражении заднего отдела
второй лобной извилины доминантного
полушария.
АКАЛЬКУЛИЯ
— расстройство счета (при поражении
угловой извилины на стыке теменной,
височной и затылочной долей доминантного
полушария).
Источник