Дцп как синдром при дизартрии
При поражении двигательных зон и двигательных путей головного мозга возникает детский церебральный паралич. При ДЦП нервная система человека недостаточно контролирует движение мышц, и возникает поражение двигательной сферы. В разных случаях двигательные функции поражаются по-разному — от отсутствия возможности свободно передвигаться, но все же движения сохраняются, до небольшого нарушения тонуса мышц, при котором возникшие дипраксии (трудности в планировании целенаправленных действий) не дают возможности совершать точные движения, что утруждает самообслуживание. Дети физически развиваются с некоторыми особенностями на всех стадиях физического развития — им трудно удерживать голову, потом с трудом садятся, становятся на ноги, ходят, не могут точно совершать манипуляции руками и, конечно, наблюдаются проблемы с речью, такие проблемы при ДЦП имеют обобщенное название дизартрия.
Нарушение воспроизведения звуков при ДЦП связано с нарастанием тонуса мышц в мускулатуре, которая отвечает за речь, по этой причине дизартрия при ДЦП становится еще более выраженной. Нарастание тонуса в речевой мускулатуре связано с тем, что все движения делаются с приложением усилий, поэтому для начала работы с речевым аппаратом нужно расслабить мышцы всего организма, это должно снизить тонус речевых мышц и ослабить дизартрические расстройства.
Речевое отставание усиливается из-за других факторов — речевые отделы в коре головного мозга формируются позднее, пребывание в ограниченном пространстве, также ограничение свободы действий и передвижения, недостаточное общение со сверстниками негативно влияет на ребенка. Существует определенная связь между степенью поражения двигательных способностей ребенка и характером дизартрии. Ведь при самой тяжелой форме ДЦП, при которой ребенок с трудом двигает верхними и нижними конечностями (тетрапарез, который может сопровождаться двойной гемиплегией, то есть параличем двух, левой и правой половин тела), у большинства детей наблюдается дизартрия или же вовсе анартрия (неспособность разговаривать).
Особенности неврологии речи:
- Русский невролог Владимир Бехтерев в начале ХХ века определил, что движение руки помогает развивать речь. Экспериментами он доказал, что развитию речи помогает мимика, а также жестикуляция кистями, пальцами рук.
- В коре головного область мозга, которая отвечает за речевые мышцы (так называемая «область Брока»), расположена рядом с мозговой областью, которая отвечает за остальные двигательные мышцы человека.
- В человеческом мозге та часть, которая отвечает за пальцы рук, имеет около 70 процентов от количества нервных клеток, также большая площадь коры мозга отвечает за губы, рот, гортань, то есть органы, которые принимают участие в образовании речевых звуков. Другие мышцы представлены сравнительно небольшим количеством мозговых клеток.
- Работа пальцами рук оказывает стимулирующее действие на развитие головного мозга, что, в свою очередь, ускоряет речевое развитие детей.
- Поражение рук ведет к нарушению развития движений речевых органов человека.
Типы нарушений звуковоспроизведения
При ДЦП ребенок может страдать дизартрией, главные симптомы этой болезни следующие:
- ребенок с трудом произносить звуки,
- страдает мелодичность, интонация речи,
- возникают проблемы с темпом и ритмичностью разговора,
- затрудняется дыхание при разговоре,
- звучание голоса и артикуляционная моторика также могут быть нарушены.
Характеристика мышечного тонуса
Дизартрия является основной причиной отсутствия комфортного произношения, но это слишком общее понятие, на речь ребенка с ДЦП могут влиять разные дизартрические факторы — среди которых снижение тонуса мускулатуры. Нарушается тонус артикуляционной мускулатуры, к которой относится лицевые мышцы, а также мышцы губ, языка, мягкого неба. Отличают три вида тонусных нарушений — дистонические, спастические и гипотонические.
- Спастические нарушения в основном характерны для спастико-паретической дизартрии и сопровождаются увеличением тонуса языковых, губных, лицевых и шейных мышц. При чрезмерном напряжении язык сокращается и оттягивается назад, при этом изгибается и поднимается к небу, кончик плоский. Приподнятие к небу спинки языка приводит к тому, что согласные звуки звучат мягче, этот процесс называется палатализацией. Бывает противоположная ситуация — когда после спазма язык утончается и вытягивается вперед. Круговая ротовая мышца при напряжении напрягает губы, от чего рот смыкается и его тяжело разомкнуть. При спазме только верхней губы рот может быть немного открытым, что может сопровождаться чрезмерным отделением слюны (научное название — гиперсальвация). При спазме речевых (артикулярных) мышц, ими трудно произвольно двигать.
- Снижение мышечного тонуса, гипотония характеризуется языком, который распластывается во рту, и от этого становится тонким, также наблюдается вялость губ, которые сомкнуты неплотно. Неполная сомкнутость губ приводит к ощущению полуоткрытости рта с выраженным слюноотделением. Гипотонические расстройства также касаются мышц неба, эти особенности приводят к трудностям выдоха через рот и воздух преимущественно выходит носом. Носовое дыхание приводит к носовому голосу (насализации). Гипотония может быть спутником атактического, спастико-паретического типа, реже — гиперкинетического вида дизартрических расстройств.
- Дистонические расстройства бывают при дизартрии гиперкинетического типа и характеризутся непостоянством тонуса мышц. Расслабленные мышцы еще больше расслабляются, тонус слишком сниженный. При попытке заговорить наблюдается чрезмерное мышечное напряжение. Такие скачки напряжении речевых мускулов негативно отображаются на звучании речи — звуки искажаются, заменяются похожими или же вовсе пропускаются.
Нарушение тонуса мышц, которые отвечают за речь, часто бывает неравномерным, например язык поражается спазмом, а лицевые мышцы слишком расслабляются. Но всегда наблюдается точная зависимость тонуса мышц головы от тонусного нарушения мышц остальных частей тела.
Другие проблемные моменты
При дизартрии также бывают следующие особенности:
- Нарушение двигательных функций речевых мышц, которые охватывает парез либо паралич. Конечно, это приводит к ухудшению звуковоспроизведения, неправильно звучат практически все звуки — как гласные, так и согласные. Особенно сильно чувствуются нарушения произношения при малоподвижности языка, причем язык может вовсе не двигаться, а может иметь только незначительные уменьшения амплитуды движения. Чаще всего язык неспособен подниматься кверху, а также утрачивает способность делать незначительные, мелкие движения, что может значительно отобразиться на звуковом ряде.
- Ослабленность кинестетики (мышечного чувства), при которой речевые органы не прилагают достаточных усилий для правильного образования звуков.
- Дыхательные нарушения часто встречается при гиперкинетическом типе дизартрии и происходят из-за того, что дыхательные мышцы управляются центральной нервной системой, то есть мозгом, который как раз поражен ДЦП. Среди нарушений дыхания — глубина, ритм, вдох недостаточно глубокий и сокращенный ослабленный выдох, носовое дыхание может наблюдаться даже при открытом рте.
- Голосовые нарушения происходят из-за нестабильности тонуса мышц, что приводит к недостаточной подвижности гортанных, небных, голосовых, губных и языковых мышечных тканей. Голос может получаться слишком слабым, тихим, либо с недостаточно выраженным тембром. Разговор человека с дизартрией может значительно отличаться от речи других людей.
- Просодические нарушения. Просодикой называют изменения в мелодичности и интонации. Эти особенности делают речь более выразительной за счет отделения звуков и слов, разговор становится более разборчивым, а интонация вносит в рассказ эмоциональные нотки. При нарушениях просодики разговор получает монотонное звучание. Также нарушается темп, в основном в сторону ускорения, но в редких случаях дизартрическая просодика замедляет говор. Проблем могут добавить дополнительные ударения в словах, делая выговор похожим на скандирование, слова проговариваются с рубящей интонацией.
- Гиперкинез и тремор в мышцах осуществляют самопроизвольные движения, которые не контроллируются сознанием. Эти движения бывают довольно заметными, они не имеют никакого ритма, иногда совершаются с большой амплитудой и не подвержены логики. Конечно, это все не позволяет звукам образовываться в обычным путем, и звучание будет значительно отличаться от обычного. Такая дизартрия называется гиперкинетической.
- Атаксические координационные нарушения. Симптомы атаксии — дисметрические (неточные, негармонические движения артикуляционных мышц) и асинергия (несоответствие движения и дыхательных процессов), а также подобие скандирования при разговоре. Дисметрия может быть выражена гиперметрией — движения становятся более медленными, но их амплитуда больше. Дизартрия по этому типу называется атактической.
- Синкинетические нарушения возникают при попытке заговорить. Примером синкинезии может послужить непроизвольное поднятие нижней челюсти вместе с нижней губой вверх синхронно с поднятием кончика языка. Оральная синкинезия — явление, когда рот непроизвольно открывается при движении любой части речевого аппарата.
- Нарушение в речевом аппарате ведет к трудностям в пережевывании пищи, также детям с дизартрией трудно пить. Может быть нарушена координация между процессом приема пищи и процессом дыхания.
При дизартрии также наблюдаются вегетативные расстройства (глотание, слюноотделение и другие) и нарушение произношения. Лечение — массаж, упражнения, психологическая помощь. Самое главное — постоянная забота родителей и много терпения. Комплексное лечение обязательно даст позитивный результат.
Источник
Загребайло Татьяна Николаевна
Первое описание детского церебрального паралича принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю. Он издал монографию «Спастический ребенок» в 1862 году. В своем труде Литтль отмечал, что такие дети имеют не только неправильную походку, но и трудности в речи и слабоумие.
В России первой книгой о ДЦП был труд М. Я. Брейтмана «О клинической картине детского головномозгового паралича» 1902 года. Брейтман тоже отмечает часто встречающуюся патологию речи.
Отставания в развитии речи, врачи, занимавшиеся исследованием ДЦП, трактовали как следствие или симптом умственной отсталости.
Только в середине XX века появились логопедические исследования М Касс, К.Н. Витторг, О.В. Правдина, И.И. Панченко. Все эти работы были посвящены дизартрии.
Необходимость в педагогических исследования появилась тогда, когда дети с церебральным параличом начали обучаться специальных школах. В процессе этих исследований, специалисты пришли в выводу, что у детей данной группы может вообще не быть речевых нарушений. До сих пор проблема коррекции речи у детей с ДЦП является уделом узкого круга специалистов.
У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.
Основные нарушения при дизартрии:
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом» вытянут вперед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное открывание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, напротив, приоткрыт. При этом наблюдается повышенное слюнотечение (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. Спастичность мышц отмечается при спастико-паретической дизартрии.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.
Дистопия — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.
У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.
В зависимости от типа нарушений все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажение звука) и фонологические (замены, смешения). При дизартрии наиболее типичным нарушением звукопроизношения является искажение звука.
При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразвитием других компонентов речевой системы важно выделить несколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушениями; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недоразвитием речи.
Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается нерезко выраженная дизартрия — стертая дизартрия. Она проявляется в нарушении звукопроизношения, незначительных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просодики; в ограничении объема наиболее тонких, и дифференцированных артикуляционных движений. Чаще всего при ДЦП имеют место умеренно выраженные проявления дизартрии. При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае у детей отмечается анартрия — полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделяют следующие формы дизартрии:
- спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез),
- спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности),
- гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы;
- атактическая (ведущий синдром — атаксия).
Когда в структуру речевого дефекта включаются различные синдромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это:
- спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и атаксия),
- спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы,
- спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы),
- атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы).
Начало формы
Конец формы
При тяжелых поражениях центральной нервной системы наблюдается анартрия.
Анартрия — это полное или почти полное отсутствие речи (звукопроизношения) при наличии ярко выраженных центральных речедвигательных, синдромов. У большинства детей с анартрией проявляются главам образом расстройства управления речевыми артикуляциями (фонаторного, дыхательного, артикуляционного отдела), а не исполнения. У детей с анартрией, кроме патологии центральных именительных систем речевой деятельности, нарушено формирование динамического артикуляционного праксиса. Отмечается расстройство произвольного управления речевым аппаратом. Расстройства произносительных способностей у детей с анартриями при ДЦП обусловлены различными речедвигательными нарушениями спастическим парезом в очень тяжелой степени, тоническими расстройствами управления артикуляционными движениями в очень тяжелой степени, гиперкинезами, атаксией, апраксией (кинестетической и кинетической. Апраксия охватывает все отделы речевого аппарата: дыхательный, фонаторный, губно-нёбно-язычный.
Задачи логопедической работы
Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП — развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:
1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
2. Развитие речевого дыхания и голоса; Формирование продолжительности, звонкости, управлявшей голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
3. Нормализация просодической системы речи (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при умешанном, сложном речевом расстройстве, являющемся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития).
Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, логопед совместно с невропатологом разрабатывают тактику коррекционно-логопедической работы, определяют основные направления и формы работы, прогнозируют конечный результат логопедического воздействия, определяют противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный образовательный маршрут, включающий конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.
При проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, целесообразный пользовать следующие методы логопедического воздействия:
- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий),
- зондовый массаж,
- точечный массаж,
- пассивная и активная артикуляционная гимнастика,
- дыхательные и голосовые упражнения,
Выбор позы для занятий «Рефлекс запрещающие позиции»
Цель: выбрать для занятия положение ребенка, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вовсе.
1. Поза эмбриона — в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6—10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления.
2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.
3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.
4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».
5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются следующие:
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики
- развитие зрительного и слухового восприятия; ^
3. развитие эмоциональных реакций;
4. развитие движений руки и действий с предметами;
5. формирование подготовительных этапов развития понимания речи;
6. развитие подготовительных этапов формирования активной речи.
Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и его возможностей.
Одним из важных факторов успешности проводимых логопедических занятий является создание положительного эмоционального отношения ребенка к занятию и к логопеду. Большое значение для развития активности ребенка имеет выбор соответствующей его возрасту игрушки. Занятия проводятся индивидуально, их длительность 25—30 минут.
Литература
1.Аръипова Е.Ф. Коррекционная работа с дельми с церебральным параличом М.1989 г.
2. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Академия 2001 г.
3.Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП Детство-Пресс2004 г.
Источник