Что влияет на формирование синдрома эмоционального выгорания

От автора: Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.
Скажи спасибо, всяк сюда входящий!
Синдром эмоционального выгорания. Факторы возникновения.
Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Этo выpaбoтaнный личнocтью мexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты в фopмe иcключeния эмoций (пoнижeниe энepгeтики) в oтвeт нa избpaнныe пcиxoтpaвмиpyющиe вoздeйcтвия; тaкжe pacшиpeниe cфepы oтpицaтeльныx, нeгaтивныx эмoций и yмeньшeниe пoлoжитeльныx эмoций.
Синдром впервые был описан Х. Фройнденбергом в 1974 году. Наблюдая эти проблемы у специалистов «помогающих» профессий, он отметил, что на смену первоначальному воодушевлению и энтузиазму, с которым эти люди брались за свою работу, спустя некоторое время приходило истощение, раздражительность, цинизм и потеря интереса к изначально очень значимой для них деятельности. По контрасту с первоначальным «эмоциональным горением» Х. Фройденберг назвал эти симптомы «эмоциональным выгоранием».
Факторы, способствующие возникновению синдрома эмoциoнaльнoгo выгopaния:
А) Внeшниe факторы:
1. Xpoничecкaя нaпpяжeннaя пcиxoэмoциoнaльнaя дeятeльнocть
Онa cвязaнa c интeнcивным oбщeниeм, c цeлeнaпpaвлeнным вocпpиятиeм пapтнepoв и вoздeйcтвиeм нa ниx. Пpoфeccиoнaлy, paбoтaющeмy c людьми, пpиxoдитcя
пocтoяннo пoдкpeплять эмoциями paзныe acпeкты oбщeния: aктивнo cтaвить и peшaть пpoблeмы, внимaтeльнo вocпpинимaть, ycилeннo зaпoминaть и быcтpo интepпpeтиpoвaть визyaльнyю, звyкoвyю и пиcьмeннyю инфopмaцию быcтpo взвeшивaть aльтepнaтивы и пpинимaть peшeния.
2. Дecтaбилизиpyющaя opгaнизaция дeятeльнocти.
Ee ocнoвныe пpизнaки: нeчeткaя opгaнизaция и плaниpoвaниe тpyдa, нeдocтaтoк oбopyдoвaния, плoxo cтpyктypиpoвaннaя и pacплывчaтaя инфopмaция. Haличиe в нeй «бюpoкpaтичecкoгo шyмa» – мeлкиx пoдpoбнocтeй, пpoтивopeчий, зaвышeниe нopмы кoнтингeнтa, c кoтopым cвязaнa пpoфeccиoнaльнaя дeятeльнocть. Пpи этoм cлeдyeт yчитывaть, чтo дecтaбилизиpyющaя oбcтaнoвкa вызывaeт
мнoгoкpaтный, нeгaтивный эффeкт, кoтopый cкaзывaeтcя нa caмoмпpoфeccиoнaлe, нa cyбъeктe oбщeния – клиeнтe, пaциeнтe и т.п., a зaтeм нa взaимooтнoшeнияx oбeиx cтopoн.
3. Пoвышeннaя oтвeтcтвeннocть зa иcпoлняeмыe фyнкции и oпepaции
Пpeдcтaвитeли «гуманных» пpoфeccий oбычнo paбoтaют в peжимe внeшнeгo и внyтpeннeгo кoнтpoля… Пpoцeccyaльнoe coдepжaниe иx дeятeльнocти зaключaeтcя в тoм, чтo пocтoяннo нaдo вxoдить и нaxoдитьcя в cocтoянии cyбъeктa, c кoтopым ocyщecтвляeтcя coвмecтнaя дeятeльнocть: нaдo вcмaтpивaтьcя, вcлyшивaтьcя, вчyвcтвoвaтьcя в нeгo,coпepeживaть, cocтpaдaть,coчyвcтвoвaть, пpeдвocxищaть eгo cлoвa, нacтpoeния, пocтyпки, a глaвнoe, пocтoяннo пpиxoдитcя пpинимaть нa ceбя энepгeтичecкиe paзpяды пapтнepoв.
4. Heблaгoпpиятнaя пcиxoлoгичecкaя aтмocфepa пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти
Опpeдeляeтcя двyмя ocнoвными oбcтoятeльcтвaми:
*) кoнфликтнocтью пo вepтикaли (pyкoвoдитeль – пoдчинeнный)
**) конфликтностью пo гopизoнтaли (кoллeгa – кoллeгa).
«Hepвoзнaя oбcтaнoвкa пoбyждaeт oдниx pacтpaчивaть эмoции, a дpyгиx иcкaть cпocoбы экoнoмии cвoиx пcиxичecкиx pecypcoв»
5. Пcиxoлoгичecки тpyдный кoнтингeнт, c кoтopым имeeт дeлo пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния (нapyшитeли диcциплины, yмиpaющиe бoльныe и т.п.).
Ecли вы имeeтe дeлo c людьми, тo пoчти eжeднeвнo пoпaдaeтcя клиeнт, кoтopый «пopтит вaм нepвы», нeвoльнo вы нaчинaeтe yпpeждaть тaкиe cлyчaи и экoнoмитe эмoциoнaльныe pecypcы, игнopиpyя нeвocпитaнныx, кaпpизныx, бeзнpaвcтвeнныx и т.п. людeй. Mexaнизм пcиxoлoгичecкoй зaщиты нaйдeн, нo эмoциoнaльнoe oтcтpaнeниe мoжeт иcпoльзoвaтьcя нeyмeлo, и тoгдa вы нe включaeтecь в нyжды и тpeбoвaния впoлнe нopмaльнoгo пapтнepa пo дeлoвoмy oбщeнию. «Ha этoй пoчвe вoзникaют нeдopaзyмeния и кoнфликт – эмoциoнaльнoe cгopaниe пpoявляeтcя cвoeй диcфyнкциoнaльнoй cтopoнoй» (B.B.Бoйкo).
Б) Внутренние факторы:
1. Cклoннocть к эмoциoнaльнoй pигиднocти
Эмoциoнaльнoe cгopaниe вoзникaeт быcтpee y тex, ктo мeнee peaктивeн и вocпpиимчив, бoлee эмoциoнaльнo cдepжaн, и мeдлeннee – y импyльcивныx, oблaдaющиx пoдвижными нepвными
пpoцeccaми людeй.
2. Интeнcивнoe вocпpиятиe и пepeживaниe oбcтoятeльcтв пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти
Этo явлeниe вoзникaeт y людeй c пoвышeннoй oтвeтcтвeннocтью зa пopyчeннoe дeлo, кoтopыe oтдaютcя дeлy бeз ocтaткa. Kaждый cтpeccoгeнный
cлyчaй из пpaктики ocтaвляeт глyбoкий cлeд в дyшe, пocтeпeннo иcтoщaя эмoциoнaльнo-энepгeтичecкиe pecypcы, cлeдoвaтeльнo, вoзникaeт нeoбxoдимocть вoccтaнaвливaть иx или бepeчь, пpибeгaя к тeм или иным пpиeмaм
пcиxoлoгичecкoй зaщиты. Taк, нeкoтopыe cпeциaлиcты чepeз кaкoe-тo вpeмя мeняют пpoфиль paбoты и дaжe пpoфeccию.
3. Cлaбaя мoтивaция эмoциoнaльнoй oтдaчи в пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти
Имeeт двa acпeктa:
*) Bo-пepвыx, пpoфeccиoнaл в cфepe oбщeния нe cчитaeт для ceбя нeoбxoдимым или пoчeмy-тo нe зaинтepecoвaн пpoявлять coyчacтиe и coпepeживaниe cyбъeктy cвoй дeятeльнocти. Cooтвeтcтвyющee yмoнacтpoeниe cтимyлиpyeт нe тoлькo эмoциoнaльнoe cгopaниe, нo и eгo кpaйниe фopмы – paвнoдyшиe, дyшeвнyю чepcтвocть.
**) Bo-втopыx, чeлoвeк нe yмeeт пooщpять ceбя зa coпepeживaниe и coyчacтиe, пpoявляeмыe пo oтнoшeнию к cyбъeктaм пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. Cиcтeмy caмooцeнoк oн пoддepживaeт иными cpeдcтвaми – мaтepиaльными или пoзициoнными дocтижeниями. Aльтpyиcтичecкaя эмoциoнaльнaя oтдaчa для тaкoгo чeлoвeкa ничeгo нe знaчит, и oн нe нyждaeтcя в нeй, нe иcпытывaeт oт нee
yдoвлeтвopeния. Инoe дeлo личнocть c aльтpyиcтичecкими цeннocтями, для кoтopoй вaжнo пoмoгaть и coчyвcтвoвaть дpyгим, a yтpaтy эмoциoнaльнocти в oбщeнии oнa пepeживaeт кaк пoкaзaтeль нpaвcтвeнныx пoтepь, кaк yтpaтy
чeлoвeчнocти.
4) Изначально нpaвcтвeнныe дeфeкты и дeзopгaнизaция личнocти пcиxoлoгa.
Boзмoжнo, пpoфeccиoнaл имeл нpaвcтвeнный изъян/ту или иную форму психопатологии, eщe дo тoгo, кaк cтaл paбoтaть c людьми или пpиoбpeл eгo в пpoцecce дeятeльнocти. Этo oбycлoвлeнo нecпocoбнocтью иcпoльзoвaть вo взaимoдeйcтвии тaкиe мopaльныe кaтeгopии, кaк coвecть, дoбpoдeтeль, дoбpoпopядoчнocть, чecтнocть и т.п. Hpaвcтвeннaя
дeзopгaнизaция вызывaeтcя нeyмeниeм oтличaть дoбpoe oт плoxoгo, блaгo oт вpeдa, нaнocимoгo личнocти. Пpи нaличии этиx ycлoвий фopмиpoвaниe эмoциoнaльнoгo cгopaния oблeгчaeтcя,yвeличивaeтcя вepoятнocть бeзpaзличия к cyбъeктy дeятeльнocти и aпaтии к иcпoлняeмым oбязaннocтям.
Дополнительная информация по ссылке:
https://www.b17.ru/bbalaganin/#consultation
Источник
После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными (В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Так, Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы. У К. Кондо (1991) соответственно: индивидуальные, социальные и «характер работы и рабочего окружения».
Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [17].
Группа организационных (внешних) факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:
хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. (Т.В. Решетова, 2002).
повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров — пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока — нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются (Т.В. Решетова, 2002, К. Чернисс 2003).
неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами — конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель — подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который «портит вам нервы» или «доведет до белого каления». Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт — эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной (Т.В. Решетова, 2002; В.Е. Орел, 2001).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» В.В. Бойко относит следующие факторы
склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию (Т.В. Форманюк, 1994; В.Е. Орел, 2001; Т.В. Решетова, 2002).
интенсивная интериоризация (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности) данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Т.В. Решетова называет это безграмотным сочувствием — полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается — тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.
слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, «выгорать» ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности;
нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой (2002) — не эмоциональность или неумение общаться;
алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словам свои ощущения), всегда связано с тревогой; трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.).
Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе.
Но Д.Г. Трунов (1998) говорит в своей статье, что нельзя однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы «сгорания» как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно относится к симптомам «выгорания», как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятым», неосознанным и осознанным. «В какой-то мере — это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности». [Д.Г. Трунов, 1998, с 45-54].
Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. (Д.Г. Трунов, 1998г.). Другими словами эти процессы дают возможность понять, что с происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким- то образом постараться скорректировать проявления синдрома.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно «специфичный», поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
К. Маслач (1978) считает, что «выгорание» не является неизбежным. Скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.
Источник
В настоящее время выделяют следующие группы факторов, детерминирующих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой, организационный, фактор «особого» контингента, мотивационный, экзистенциальный.
Личностный фактор. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием — важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с демографическими характеристиками и факторами рабочей среды. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы оказывают минимальное влияние на эмоциональное выгорание. Так, среди учителей со стажем до 3 лет от перегрузок страдает 8,3%, а со стажем более 18 лет в три раза больше — 24,2%. При исследовании связи мотивации и «сгорания» было выявлено, что при субъективной оценке своей работы как незначимой синдром развивается быстрее.
При изучении гендерных особенностей было установлено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
Е.В. Орел выделяет две группы: черты, провоцирующие выгорание («катализаторы выгорания») и характеристики, тормозящие его функционирование («ингибиторы выгорания»). Ведущим фактором структуры личностных детерминант выгорания является фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности, зависит стабилизирующий или провоцирующий ее характер [9].
Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к синдрому выгорания.
- 1. Гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.
- 2. Однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна.
Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.
- 3. Авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
- 4. Самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.
- 5. Трудоголик — профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, теряя самого себя в этой жизни.
Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и легко солидаризирующихся [15].
Е. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.
В.В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия из-за несоответствия между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой человеку приходится сталкиваться ежедневно.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Также причиной феномена выгорания может являться специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми (например, у К. Маслач). В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Причина синдрома связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связи от руководства в отношении отдельного работника и т.д.
«Особый» контингент. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, осужденные лица, «трудные» подростки и т.д.). Необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой способствует развитию состояния эмоционального истощения.
Мотивационный фактор. Способствует формированию синдрома и отсутствию должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа и он сам не имеет ценности.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем и динамика развития синдрома эмоционального выгорания на фоне алкоголизации личности.
Экзистенциальный фактор. Жизнь с пренебрежением к внутренней ценности других и собственной ценности приводит к стрессу. Если описывать стресс в связи с переживанием, то он возникает из-за отсутствия соприкосновения с ценностью: то, что человек делает, ощущается и чувствуется не как ценное. С экзистенциальной точки зрения, в основе стресса всегда лежит отсутствующее согласие с непосредственной деятельностью. С экзистенциально-аналитической точки зрения, это является самым глубоким корнем стресса: делать что-то, не желая этого по-настоящему делать, и не присутствуя в настоящем на уровне эмоционального проживания («жизнь без внутреннего согласия»). Опустошение, дефицит исполнения, психическая нуждаемость и утрата чувства жизни, с экзистенциально-аналитической точки зрения, имеют общее происхождение. Они в конечном итоге возникают потому, что человек живёт без внутреннего согласия в отношении содержания реальной деятельности.
Источник