Что такое в психологии синдром нейрона

Что такое в психологии синдром нейрона thumbnail

зеркальные нейроныМногие знают, что в парах, долго и счастливо живущих вместе, люди с каждым годом все больше походят друг на друга. Это не значит, что за проведенные бок о бок годы их носы или подбородки становятся одинаковыми. Просто каждый из них так часто и точно «зеркалил» выражение лица партнера, что сотни крошечных мышечных соединений с кожей немножко изменили черты лица.

Механизм, стоящий за этим превращением, позволяет разобраться, как мы ощущаем, что нас чувствуют. Некоторые вещи из нижеописанных все еще являются лишь гипотезами, но они проливают свет на самые сокровенные повседневные наблюдения за сознанием.

Зеркальное отражение сознания в нейронах

В середине 1990-х годов группа итальянских ученых, используя имплантированные электроды для отслеживания отдельных нейронов, изучала премоторную кору головного мозга обезьян. Когда обезьяна ела арахис, срабатывал определенный электрод. В этом ничего удивительного не было. Но случившееся далее изменило траекторию исследования сознания. Когда обезьяна просто смотрела, как один из исследователей жевал орех, у нее срабатывал тот же моторный нейрон. Кроме того, обнаруженные нейронные сети активировались только в результате намеренных действий по наблюдению.

В дальнейшем зеркальную нейронную систему обнаружили и у людей. Ее считают основой эмпатии. Начиная с восприятия базового поведенческого намерения, усовершенствованная префронтальная кора людей позволяет мысленно составлять карту сознания других. Мозг использует сенсорную информацию для репрезентации чужого сознания точно так же, как благодаря сенсорным данным создаются образы окружающей среды.

Самое интересное, что зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность, с предсказуемой последовательностью действий или определенной целью. Если я просто подниму руку и помашу ей, ваши зеркальные нейроны никак не ответят на это. Но если я совершу какой-то поступок, который вы способны предсказать по прошлому опыту, ваши зеркальные нейроны «вычислят» мое намерение до его осуществления.

Поэтому, когда я поднимаю руку с чашкой, вы на синаптическом уровне понимаете, что я собираюсь из нее отпить. Более того, зеркальные нейроны в премоторной зоне лобной области коры предпримут все, чтобы вам тоже захотелось пить. Когда мы видим определенное действие, мы готовимся к его имитации. Это примитивное объяснение того, почему у нас вдруг просыпается жажда, когда рядом что-то пьют, или почему нападает зевота, когда кто-то зевает. Гораздо сложнее раскрыть, как зеркальные нейроны помогают понять сущность культуры и как общее поведение объединяет нас и наше сознание.

Внутренние карты, созданные зеркальными нейронами, работают автоматически: они не требуют осознанности или какого-либо усилия с нашей стороны. Мы с самого рождения выявляем последовательность действий и производим в мозге карты внутреннего состояния или намерений остальных людей.

Более того, такая зеркальность является кросс-модальной, то есть она работает для всех сенсорных каналов, а не только для зрения, поэтому и звуки, и тактильные ощущения, и запахи так-же настраивают нас на внутреннее состояние другого человека. Встраивая чужое сознание в собственные паттерны импульсов, наши зеркальные нейроны служат основой для «майндсайт-карт».

РЕЗОНАНСНАЯ СИСТЕМА
Резонансная система включает связанные зеркальные нейроны (СЗН), верхнюю часть височной коры, островок (его не видно на рисунке, но он соединяет эти части с внутренней лимбической областью) и медиальную префронтальную кору

На основании сенсорной информации мы способны зеркально отображать не только поведенческие намерения других людей, но и их эмоциональное состояние. Мы не только имитируем поведение других, но и вступаем в резонанс с их чувствами — то есть с внутренним мыслительным потоком их сознания. Мы ощущаем не только их следующее действие, но и эмоциональную энергию, задающую направление поступкам.

Аналогичный механизм задействован в процессе развития ребенка. Если поведенческие паттерны, которые мы видим у родителей, являются однозначными, то, зная, что случится дальше, мы спокойно наносим эту последовательность действий на внутреннюю карту.

Если же поведение родителей часто ставит нас в тупик и его тяжело считывать, наши нейронные пути создадут искаженные карты. Итак, с самого раннего детства основные нейронные пути майндсайта формируются или на устойчивом фундаменте, или на зыбкой почве.

Зная себя, понимаю тебя

Одна из идей, обсуждаемых в нашей междисциплинарной исследовательской группе, состояла в том, что мы создаем карты намерений, используя расположенные в коре зеркальные нейроны, а затем переносим эту информацию в отделы, находящиеся под корой.

Нейронная цепь, называемая островком головного мозга, выполняет роль своеобразного скоростного шоссе, соединяющего зеркальные нейроны и лимбические участки, которые, в свою очередь, посылают сообщения в ствол головного мозга и остальные части тела. Так мы добиваемся физиологического резонанса с остальными людьми: наше дыхание, артериальное давление и частота сердцебиения могут повышаться или понижаться синхронно с показателями другого человека. Эти сигналы от тела, ствола головного мозга и лимбических структур затем отправляются обратно к островку и медиальной префронтальной коре.

Читайте также:  Стимуляция овуляции при синдроме резистентных яичников

Я стал называть этот комплекс цепей — от зеркальных нейронов к подкорковым участкам и обратно к медиальной префронтальной области — резонансными цепями. Это путь, который связывает нас друг с другом.

Вспомните, что происходит, когда вы на вечеринке. Если вы подойдете к веселящейся группе, вы, скорее всего, тоже заулыбаетесь еще до того, как услышите шутку. Если же вы на ужине с людьми, недавно потерявшими близкого, то даже если они ничего не скажут по этому поводу, вы, возможно, почувствуете тяжесть в груди, сухость в горле и подступающие слезы.

Ученые называют такое состояние эмоциональным заражением. Внутреннее состояние других — от радости и игривости до грусти и страха — напрямую влияет на наше самочувствие.

Механизм заражения иногда заставляет нас не слишком объективно интерпретировать несвязанные события: пообщавшись с человеком в депрессии, серьезность другого мы тоже воспримем как грусть.

Психотерапевтам очень важно помнить о такой предвзятости. В противном случае сеанс с предыдущим клиентом отразится на нашем внутреннем состоянии настолько, что мы не будем достаточно восприимчивы к новому пациенту, с которым требуется установить контакт.

Способность ощущать состояние другого человека зависит от того, насколько хорошо мы знаем собственное. Островок головного мозга переносит эти резонансы вверх, в медиальную префронтальную кору, где составляется карта нашего внутреннего мира. Поэтому мы ощущаем чувства другого человека, испытывая свои собственные.

Это помогает понять с точки зрения анатомии, почему люди, лучше чувствующие свое тело, более способны к эмпатии. Ключевую роль в данной системе играет островок головного мозга: когда мы ощущаем свое внутреннее состояние, то основной путь для резонирования с другими тоже открыт.

Сознание, открывающееся нам в процессе взросления, — это внутреннее состояние того, кто заботится о нас. Мы издаем звуки, и он улыбается, мы смеемся — и его лицо тоже озаряется улыбкой. Так сначала мы постигаем себя через свое отражение в другом.

Одна из наиболее интересных идей, обсуждаемых в нашей исследовательской группе, заключалась в том, что наше резонирование с другими происходит раньше осознания себя. С точки зрения развития и эволюции нынешние нейронные пути, отвечающие за самосознание, могут основываться на более древних путях резонирования, укрепляющих нас в социальном окружении.

Как же тогда мы различаем, где «я», а где «ты»*? Члены группы предположили, что мы способны корректировать расположение и паттерны импульсов префронтальных образов, чтобы воспринимать свое собственное сознание. Повышение уровня чувствительности к собственным телесным ощущениям в сочетании с понижением отклика зеркальных нейронов может помогать нам определять: эти слезы мои, а не твои, эта злость моя, а не твоя.

Данные рассуждения, вероятно, кажутся исключительно философскими и лишенными прикладного смысла, но лишь до тех пор, пока вы не окажетесь в эпицентре конфликта, где каждый пытается понять, от кого исходит злоба. Если я, психотерапевт, не отслеживаю грань между мной и другим человеком, то меня захлестнут чувства клиентов, и я утрачу способность помогать им и быстро перегорю.

Когда резонанс становится действительно зеркальным, когда мы путаем себя с другим, то теряется объективность. Резонанс требует, чтобы мы видели четкую грань и помнили, кто мы, однако не лишаясь связи с другим человеком. Мы позволяем людям влиять на наше внутреннее состояние, но мы не должны идентифицировать себя с ними. Понадобится гораздо больше исследований, чтобы понять, как именно «майндсайт-карты» учитывают эти различия, но основные положения уже ясны. Энергетический и информационный потоки, которые мы ощущаем внутри себя и других, задействуют резонансные пути и тем самым активируют мысленное восприятие.

Раздумывая о резонансных путях, я вспоминаю два значимых урока. Первый состоит в том, что осознание состояния нашего тела — ощущений в сердце и животе, ритма дыхания — это важный источник знания. Поток, идущий из островка головного мозга, извлекает информацию, а энергетический поток, влияя на подкорковую осознанность, обусловливает наши рассуждения и решения. Мы не в силах успешно игнорировать подкорковые источники. Но понять их — значит приблизиться к четкому майндсайту.

Второй урок в том, что отношения с людьми вплетены в ткань нашего внутреннего мира. Мы познаем свое сознание через взаимодействие с другими. Восприятие наших зеркальных нейронов и создаваемый ими резонанс происходят мгновенно, и мы часто не осознаём его. Но, принимая нейронную реальность наших взаимосвязанных жизней, мы способны получить четкое понимание того, кто мы такие, что на нас влияет и как мы, в свою очередь, можем воздействовать на собственную жизнь.

Читайте также:  Геморрагическая лихорадка почечным синдромом реферат

* См. также книгу Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга. — М. : Юнайтед Пресс, 2011. Прим. ред.

Дэниел Сигел. Майндсайт: новая наука личной трансформации

Источник

donate-bar-img

ПостНауке 8 лет!
Лучший подарок — ваша поддержка

Оформите подписку на удобную вам сумму, чтобы мы продолжали радовать вас новыми материалами

Физиолог Вячеслав Дубынин об альтруизме, эмпатии и обучении у птиц и обезьян

Зеркальные нейроны сейчас на слуху, им посвящено много работ. Явление, когда наш мозг повторяет движения, эмоции, сейчас активно изучается. Существует два типа зеркальных нейронов. Одни из них подталкивают наши двигательные системы, и мы сокращаем мышцы так, как сокращает их другой человек. Вторые связаны с эмпатией, сопереживанием, состраданием и переносят на нас эмоции, которые испытывает другой человек. Два этих класса зеркальных нейронов находятся в разных зонах мозга.

Классиком в этой сфере является итальянский ученый Джакомо Риццолатти. Он в 1996 году в двигательной коре обезьян показал наличие нервных клеток, которые связаны не только с тем движением, которое реализует обезьяна, но и с наблюдением за аналогичным движением экспериментатора. В опыте обезьяна брала изюм из тарелки и ела его. При этом работали нейроны, сопровождающие движение. Оказалось, что когда экспериментатор ест изюм, то у наблюдающей за этим обезьяны тоже активно работают нервные клетки. Риццолатти продолжает изучать эту область и выпускает статьи, книги на эту тему.

Очень важным оказывается целенаправленность движения. Если просто совершать какие-то сокращения в направлении тарелки с изюмом, но при этом не есть, то зеркальные нейроны не включаются. Более того, если просто перекладывать изюм с тарелки на тарелку, зеркальные нейроны у обезьяны включаются слабо. Но если поедать этот изюм, тогда активация такая же, как при собственном движении.

Смысл работы зеркальных нейронов в том, чтобы повторять мышечную активность другого организма и учиться, наблюдая за его движением. Осваивать двигательную сферу очень непростое дело: мышц много, управлять ими сложно. И наблюдение за тем, как двигается более опытное существо, является важным источником информации.

Двигательное повторение, отзеркаливание известно испокон веков. Каждый родитель знает, что если младенцу показать язык, то он покажет язык в ответ. При этом младенцу может быть месяц-полтора от роду, а иногда и меньше. Он никогда не видел себя в зеркале, он еще толком ничем не умеет двигать, но вы показываете язык, а он показывает в ответ. Это значит, что его зрительная система прекрасно анализирует схему лица, выделяет движения языка, а дальше зрительные центры на врожденном уровне связаны с двигательными центрами. Сигнал попадает в зону, которая управляет языком, вызывает реакцию. То есть затылочная зрительная кора, задняя часть лобной доли, моторная кора — все это связано.

Некоторые незатейливые связи существуют на врожденном уровне, по мере обучения все это усложняется, и мы все лучше зеркалим, повторяем движения другого человека. Это же относится к животным. Повторять за соседом, или родителем, или вожаком в стае — это очень важная задача, которая делает жизнь каждой особи более успешной, счастливой и адаптивной. И если это стайные животные, то и стая в целом функционирует более эффективно.

Самые древние варианты такой синхронизации работы мозга связаны не с движениями, а с гормонами. Существуют варианты, когда выделение гормонов приводит к выделению феромональных сигналов. Они синхронно меняют уровень агрессивности, или синхронно происходит сезон размножения. В сообществах насекомых или голых землекопов феромоны лидера управляют поведением подчиненных, это додвигательный уровень.

Если мы смотрим на движения, можно увидеть массу примеров: синхронно двигается стая рыб, синхронно летит стая птиц, хором квакают лягушки в пруду. То же и у цикад: одна запела, и все подхватывают, а дальше гремит целый хор. Это всегда имеет биологическую целесообразность, потому что синхронное движение стаи сбивает с толку хищника. Если лягушки квакают хором, то шанс, что самки прилетят на этот громкий звук, тоже оказывается гораздо выше. Зеркальные нейроны начинают работать на очень простых уровнях: все вместе взлетели, все вместе зазвучали.

Дальше возникают более сложные варианты, которые в итоге позволяют обучаться, наблюдая за поведением другого существа. Повторение движений у нас в крови, потому что система зеркальных нейронов соединяет прежде всего зрительную и двигательную кору. Просто хорошо повторить чужое движение — отдельный источник положительных эмоций, потому что движения у нас связаны с позитивом, выделением дофамина, а еще и учиться на этом уровне оказывается очень здорово.

Не только высшие позвоночные и птицы учатся за счет использования зеркальных нейронов. Энтомологи рассказали, что это открыто даже у насекомых. Шмеля научили есть нектар из маленькой плошки. Затем эту емкость поставили за экран, в котором была узкая щелочка, в которую не пролезал шмель, но можно было вытащить плошку с едой. К ней привязали ниточку, и шмель притягивал миску с едой. Рядом в аквариуме сидели другие шмели. Оказалось, что больше половины шмелей повторяли это поведение, посмотрев на поведение товарища (а точнее, подруги, потому что рабочие шмели — это бесплодные самки). То есть даже на уровне общественных насекомых это наблюдается.

Общеизвестная и активно изучаемая модель работы зеркальных нейронов — это обучение певчих птиц. У канареек или амадин молодой самец слушает пение отца, для того чтобы на базовую двигательную программу наложить дополнительные навыки и петь красивее и сложнее. В этот момент у них мощно работают зеркальные нейроны, причем уже не зрительные, а слуховые, которые связывают то, что они слышат, с собственными попытками управлять голосовыми связками, гортанью, дыханием и выдачей собственной песни. У птиц есть два пика пения. Первый раз самец поет очень интенсивно, когда занимает территорию: нужно построить гнездо и привлечь самку. Второй пик пения — когда птенцы вылетают из гнезда, и в этот момент папа очень интенсивно поет, чтобы показать молодым самцам, как это надо делать.

Читайте также:  Концепции г селье об общем адаптационном синдроме

Программа распространяется не только на того, кто учится, но и на того, кто учит. Ведь это культура, вы учитесь на чужом опыте. Наличие такой культурной передачи характерно для птиц и высших позвоночных. В явной форме она наблюдается у человекообразных обезьян. Молодые особи в стае шимпанзе обучаются разбивать орехи. Они не изобретают нового, а перенимают навык, который уже существует. Американский невролог индийского происхождения Вилейанур Рамачандран много пишет о том, что зеркальные нейроны — это основа человеческой культуры. То есть в дополнение к генетическому механизму передачи информации за счет работы зеркальных нейронов вы можете усложнять поведение. Это очень быстро позволяет наращивать сложность навыков.

У шимпанзе мама специально показывает детенышу, как разбивать орехи. Чтобы молодой шимпанзе научился разбивать орехи, ему нужно тренироваться пять, а то и семь лет. И вот самка специально садится и медленно разбивает орех. Если детеныш не смотрит, он получит подзатыльник. У подростков, пятилетних шимпанзе, есть специальный звук «я буду только смотреть». То есть шимпанзе специально сообщает взрослой самке, что не будет мешать, не будет пытаться украсть орех, а будет просто наблюдать за хорошей работой.

Роль зеркальных двигательных нейронов колоссальная. Это один из мощнейших ускорителей нашей цивилизации. Наш мозг мало чем отличается от мозга древнего египтянина, а программы мы загружаем совсем другие, во многом благодаря работе зеркальных нейронов.

Двигательные зеркальные нейроны расположены в лобной доле. Другая важная категория — это зеркальные нейроны эмпатии, сопереживания. Оказывается, наш мозг врожденно альтруистичен, это не достижение цивилизации. Помимо желания подражать на двигательном уровне, у нас существует потребность сопереживать, сорадоваться и сострадать. Нейроны, которые отзеркаливают эмоции другого человека, расположены в височной коре и миндалине — структуре, которая относится к базальным ганглиям и создает сходные эмоциональные состояния. С точки зрения биологической целесообразности это правильно. Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники.

Павел Васильевич Симонов, чьей классификацией я пользуюсь, когда рассказываю о биологических потребностях, придумал эксперимент на белых крысах, который показывает существование эмоционального сопереживания. В экспериментальном ящике было два отсека — светлый и темный, между которыми можно перемещаться. Если посадить крысу в светлый отсек, она тут же перейдет в темный: крысе на свету неуютно, это маленькое норное животное. Дальше оказывается, что пол темного отсека на самом деле педаль, и, когда крыса туда входит, животное в соседней клетке бьет током. Крыса, которую ударило током, пищит и пахнет, выдает панические сигналы. Теперь поставьте себя на место первой крысы. Что вы будете делать? Оказывается, что в этом эксперименте три четверти крыс выходят из темного отсека и сидят на свету. Да, неприятно, да, противно, но негативные эмоции от страдания товарища перевешивают. Это альтруизм в явной форме.

Правда, 25% крыс не выходят и сидят в темноте, периодически проверяя, кто кричит снаружи. Это явные эгоисты. Можно даже вывести чистую линию эгоистов, так же как попытаться вывести чистую линию альтруистов. Но если делать светлый отсек все более неудобным, все более тесным, потенциально опасным, доля альтруистов начинает сокращаться. Как в любых других ситуациях, в нашем мозге конкурируют разные программы, и сопереживание конкурирует с безопасностью.

В человеческом обществе работа зеркальных нейронов, нейронов сопереживания, особенно важна для людей социономических профессий: педагогов, врачей, психотерапевтов. Если вы активно взаимодействуете с людьми, без сопереживания будет плохо. И если эта система врожденно не очень выражена, то подобная работа не радует. В конце концов она может привести к эмоциональному, профессиональному выгоранию. Человек, вместо того чтобы смотреть на клиента, пациента или обучаемого как на личность, начинает видеть абстрактный объект. Существуют специальные психотерапевтические тренинги, которые позволяют освежить работу систем, связанных с эмпатией и сопереживанием.

В последнее время понятие зеркальных нейронов стали использовать еще шире. Есть зеркальные нейроны, связанные с движениями, связанные с эмоциями. Но есть система, которая отзеркаливает к нам в мозг личность и стиль поведения другого человека. Создавая информационную модель внешнего мира, мы вставляем в нее свои представления о других людях. Пользуясь этими представлениями, мы прогнозируем их поведение и реакции. Это тоже элемент работы зеркальных нейронов: мы переносим внутрь себя копии других личностей. Это показано у человекообразных обезьян. Считать это работой зеркальных нейронов или не считать — это скорее вопрос терминологии. Но подобное предсказание намерения другого человека — важнейшая часть работы нашего мозга.

Прекрасно, когда общество альтруистично, но для того, чтобы люди были альтруистами в массовом порядке, важно, чтобы сами люди себя комфортно ощущали. В этом смысле у нашей страны огромный потенциал. По данным международных опросов, мы пока не входим в первую сотню по альтруистичности поведения. А она измеряется тем, насколько мы готовы помочь незнакомому человеку, насколько участвуем в волонтерских движениях и насколько готовы жертвовать деньги на добрые дела. Все это у нас сидит внутри, остается только позволить себе быть по-настоящему добрым и альтруистичным.

Источник