Что такое синдром третьего курса

Что такое синдром третьего курса thumbnail

Маша Решетникова  ·  18 июня 2018

20,8 K

Менеджер проектов Кью | Автор канала про музыку «Зачем козе баян?» | Выпускник…  ·  t-do.ru/kozaibayan

Синдром студента-медика, он же «болезнь третьего курса» или «синдром третьекурсника», как становится очевидно из названия, изначально появился как шуточный диагноз студентов медицинских университетов. Сейчас эта история получила развитие, и его проявления испытывают люди, любящие почитать о болезнях в интернете.

В чем краткая суть этого расстройства (которое, в общем-то, и не расстройство)? На третьем курсе студенты начинают изучить профильные предметы: хирургия, терапия, гинекология и прочие. В этот же период они знакомятся с огромным количеством различных болезней, в том числе смертельных, и, соответственно, изучают их течение и проявления. Идея синдрома в том, что после прочтения о симптомах той или иной болезни студент сразу начинает испытывать их на себе. Например, изучая болезни сердца, юный медик может чувствовать покалывания в груди.

Развитию этой истории способствуют постоянный стресс из-за большого количества информации для запоминания, эмоциональный фон от общения с больными в ходе практики и прочие аспекты, негативно влияющие на общее состояние психики. Некоторые психологи отмечают, что этот синдром вернее называть нозофобией, то есть иррациональным страхом заболеть.

Отмечают, что его проявлениям подвержены от 70% до 80% студентов медицинских вузов, и он действительно часто приводит к психосоматическим симптомам. Единственный совет в такой ситуации — расслабиться и не принимать получаемую информацию так близко к сердцу.

Как вы уже, наверное, поняли, в случае с интернет-пользователями проблема примерно та же. Почувствовав малейшее отклонение от своего стабильного состояния, они идут читать медицинские статьи, связанные с проявившимся симптомом, и внезапно находят у себя целый перечень болезней (зачастую и смертельных). Тут тоже совет один: переставать при любом случаем искать у себя проблемы через прочтение различных источников в сети. Если что-то беспокоит — лучше сразу идти к врачу.

Ну и напоследок, этот синдром часто появляется в массовой культуре. Например, отражен во всем известном отрывке из «Трое в лодке, не считая собаки», где автор описывает, что после прочтения медицинской энциклопедии он обнаружил у себя симптомы абсолютно всех описанных болезней кроме, разве что, родовой лихорадки. Или в серии «Клиники», в которой студенты страдают от этого самого синдрома («Our Driving Issues»).

Больше похоже на синдром «сам себе врач через гугл»

Это как синдром thequestion — ты видишь вопрос и заболеваешь им, думаешь целый день, как бы ответить, как затралить лалок и не поймать минусов полный рот. Brian Hodges, изучив это явление заявил, что массово этот синдром стал проявляться в 1960-е годы (у 70-80 % посетителей thequestion), хотя он был описан ещё в 1908 году другим учёным — George Lincoln Walton.

Как эффективно учить анатомию медику-первокурснику?

Студент-медик, интересы: медицина, философия, литература

1) Разобраться с источниками. Какие учебники, атласы и методические пособия одобрены кафедрой и вашим преподавателем лично. Пользоваться ими всеми.

2) ОБЯЗАТЕЛЬНО вести конспект семинарских занятий. Иногда не нужно штудировать десятки книг по анатомии — достаточно пересказать то, что было сказано преподавателем.

3) Визуализировать все и вся. Электронные атласы, видео, работа с препаратами — обязательно.

4) Регулярно повторять. Каждую неделю, месяц, год. Это не предмет разряда «сдал-забыл», это нужно всем врачам на протяжении всей практики.

5) Делать в радость. Пусть анатомия станет для вас интересным предметом. Пусть это будет познавательнейшим испытанием, а не тяжким грузом. Не гонитесь за зачетом, гонитесь за знаниями.

Прочитать ещё 2 ответа

Можно ли решить психологические проблемы методом изучения научной литературы по психологии и психотерапии? Имею базовое представление о психических процессах, студент-медик 5 курса.?

Психолог. https://t.me/psy_is_magic — мой блог про то, как психология помогает…

Научная литература хороша тем, что рассматривает проблемы абстрактно, благодаря этому специалисты могут разобраться в общих закономерностях процессов, протекающих в психике, и сделать определенные выводы для своей практической работы. Но этим же она плоха, когда речь заходит о «частностях», то есть индивидуальных случаях. 

Наука — это статистические, усредненные выборки, а конкретный человек — это всегда индивидуальный случай, к которому нужен свой подход. И даже если вы неплохо шарите в теории, у вас нет опыта специалиста-практика, который сможет понять, в чём конкретно ваш случай отличен от статистического.

Кроме того, реальная терапия — не про «знания» о своей проблеме как таковые, а про отношения, проживание подавленного, про эмоции. Наедине с собой это всё организовать весьма сложно 🙂 Поэтому изучение литературы — это конечно полезно, и может в чем-то помочь, но лучше сочетать её с работой со специалистом.

Прочитать ещё 3 ответа

Студенты-медики технари или гуманитарии?

Нечто среднее между гуманитариями и технарями. Учитывая знание латыни, которое необходимо для абсолютно каждого студента, можно сделать вывод, что медики больше гуманитарии.

Есть ещё одно подразделение — «естественник», то есть тот, кто увлекается естественными науками, и оно будет более корректно для студентов медицинских университетов, врачей и т.д.

Прочитать ещё 2 ответа

Что значит расстройство пищевого поведения?

Расстройство пищевого поведения (РПП) — это психическое расстройство, при котором наблюдается нарушение пищевых привычек, пищевого поведения и искажение образа (восприятия) собственного тела.

В МКБ-10 включены следующие РПП: нервная анорексия, атипичная нервная анорексия, нервная булимия, атипичная нервная булимия, переедание, связанное с другими психическими расстройствами, рвота, связанная с другими психическими расстройствами, другие расстройства приема пищи (поедание несъедобного, психогенная потеря аппетита), РПП неуточненное (все, что не соответствует критериям вышеперечисленных нозологий).

Прочитать ещё 1 ответ

Какие напутствия и советы вы можете дать будущему студенту-медику?

1) Не слушать окружающих о том, что не стоит идти в медицину, что это гиблое место, что будешь жить в нищете. Если работа нравится и если стараться и крутиться, то можно неплохо зарабатывать.

2) Делать упор на клинических дисциплинах. Нужно досконально учить практические врачебные и сетринские навыки (первая помощь, перевязки, инъекции и т.д). Они будут нужны каждому врачу. И их незнание сильно уронит авторитет врача в глазах пациентов и коллег.

3) Нужно быть готовым к колоссальным объемам новой информации с первых дней. Например, анатомия будет длиться 1,5 года. Нужно будет учить всякие бугорки, щели, края, отверстия, вырезки, ямки, углы и прочее на каждом органе, на каждой кости и мышце — на латинском и русском языках (а иногда еще и на греческом). Сотни, тысячи новых терминов, которые никак не хотят запоминаться.

4) Легко учиться не получится. Почитать будет много чего. Лучше всего сейчас надо как следует отдохнуть и расслабиться перед началом учебы. А во время учёбы — стараться не зубрить, а понимать предметы (с анатомией придется всё-таки зубрить). Тогда в голове будет кое-что оставаться. А так как многие предметы связаны между собой, то дальнейшая учеба будет всё легче и легче.

5) Будут гложить сомнения (куда я попал? может, свалить пока не поздно? как же я стану врачом, если ни хрена не понимаю?). Если есть желание работать в медицине, то не стоит обращать на это внимание — со временем всё уложится в голове (зачастую только после окончания университета и начала практической работы).

6) Не откладывать подготовку к зачётам и экзаменам в долгий ящик. Иначе последние дни и ночи перед экзаменом превратятся в сущие мучения. Приучить себя учить каждый день, но понемножку.

7) Самым тяжелым будет третий курс (наибольшее число разных предметов, огромное число экзаменов, зачетов). А самым легким — шестой. Еще легче — интернатура.

8) До окончания университета в группе останется около половины первоначального состава (остальные отсеются, на их место придут второгодники, академщики, декретницы).

9) Поддерживать хорошие отношения как можно с большим числом однокурсников. Потом это очень-очень пригодится (кто-то станет главным врачом, кто-то — хорошим специалистом, кто-то попадет в министерство).

10) Нужно быть готовым к тому, что родственники, соседи и друзья начнут донимать разными вопросами, консультациями, многих ответов на которые ты не будешь знать, а признаться в этом будет стыдно. Любимое их слово будет «тыжврач», «ты должен это знать».

11) Обязательно находить время для личной жизни. Обязательно надо крутить романы, собираться группой, тусить, ездить куда-нибудь. Потом это будут самые яркие воспоминания.

12) С четвертого курса (с этого времени появится больше свободного времени) очень желательно найти подработку — медбратом, фельдшером, санитаром. Даже не из-за денег. Это будут бесценные практические навыки + засветишься в больнице, где потом тебя возьмут без проблем на работу + будет уже знакомый коллектив.

13) Приготовиться мотаться по городу из одной больницы в другую, с одной кафедры на другую (особенно это будет заметно, когда начнутся практические занятия в больницах).

14) С первых курсов начать задумываться каким же врачом становиться. Присматриваться к работе врачей в разных больницах, ставить себя на их место, оценивать свои качества и желания. Чтобы потом это был осознанный и взвешенный выбор.

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Что такое синдром третьего курсаСреди моих друзей есть люди самых разных возрастов и профессий. Помимо программистов, бухгалтеров, музыкантов, писателей и художников имеется также пара-тройка врачей, как начинающих, так и достаточно опытных. Именно на особенностях их профессии, а, точнее, обучения я бы хотела остановиться.

Как известно, далеко не все доктора сразу рождаются светилами. Таких, как Гиппократ или Пирогов, единицы на несколько поколений. Остальные же добиваются результатов кропотливым трудом и настойчивостью. В медицинских ВУЗах первые два курса являются сугубо теоретическими. Их основная задача – дать будущему специалисту понятие о функционировании здорового организма, без которого совершенно невозможно представить, что же происходит в организме человека больного. В большинстве своем к начальным курсам у студентов отношение довольно скептичное: сотни страниц материала, постоянные зачеты и экзамены, страшные длиннющие слова, произнести которые без запинки с первого раза способен, как минимум, ассистент кафедры. Потому все в один голос кричат: «Практика! Где же практика?! В клинику хочу!». Особенно сильно желание наконец-то попасть на занятия в настоящую больницу просыпается тогда, когда одногруппники, закончившие колледж, рассказывают, как это круто – ходить по палатам, общаться с реальными пациентами и присутствовать на операциях. Но ни кто из них почему-то не предупреждает о такой волшебной штуке, которая носит красивое название «Синдром третьего курса».

Мы все умрем!

Что такое синдром третьего курсаПо опыту моих друзей, я могу сказать, что этот синдром «цепляется» к 99% юных медиков. Что же он собой представляет? Все очень просто! Попадая в больницу, студенты начинают не только изучать всевозможные заболевания, но также созерцать больных с этой патологией и работать с ними. Значит, все симптомы болезни они знают очень хорошо. И здесь начинается самое интересное: волей-неволей будущие доктора начинают искать эти самые симптомы у себя. Результат таких диагностических поисков может быть самый различный, так как юный врач – это еще существо чрезвычайно мнительное и легковнушаемое. Двоечникам, конечно, в такой ситуации гораздо проще – меньше знаешь, крепче спишь, здоровее будешь. А вот светлые головы будущих профессоров очень и очень страдают, находя у себя все новые признаки неизлечимых и доселе неизвестных официальной медицине заболеваний.

И амилоидоз, пожалуйста, заверните. Мне с собой!

Что такое синдром третьего курса

Подруга достаточно часто рассказывала мне истории о своей одногруппнице, у которой синдром третьего курса проявлялся наиболее ярко. Барышня по имени Наташа с первого дня обучения отличалась огромной целеустремленностью, но очень нерационально планировала свое время. Если она писала конспект, то практически полностью копировала учебник, если заучивала термины, то часами. В результате учиться ей приходилось круглые сутки, а в группе перед каждой сессией принимали ставки на то, сколько дней подряд Наташа сможет не спать вообще. Должна сказать, что со временем ситуация слегка улучшилась, и к пятому курсу девушка уже могла даже позволить себе гулять по вечерам. Но сейчас не об этом. Наташа не отличалась крепким здоровьем: еще с первого курса ее беспокоила экзема и киста яичника. Все было хорошо до начала занятий на клинических кафедрах. С каждой новой дисциплиной она (а, соответственно, и ее одногруппники) узнавала все больше о себе. Чтобы вы поняли все масштабы катастрофы, я списком оформлю полученные результаты:

  • На терапии было установлено, что у нее есть порок сердца. Правда, незначительный, но есть. И болезнь Жильбера.
  • На дерматовенерологии оказалось, что ее экзема требует серьезного лечения глюкокортикостероидами, так как она протекает не совсем типичным образом.
  • На гинекологии она нашла у себя аденомиоз и эндометриоз.
  • На онкологии полученные знания были усовершенствованы, что позволило предположить у себя новообразование матки. И проблемы с родинками, естественно (к слову, через них прошли почти все студенты).
  • На нейрохирургии она поняла, что беспокоящие ее головные боли вполне соответствуют клинической картине рака головного мозга.

Заметьте, это только «основные» болезни. А сколько было всякой мелочи от аденоидов до птичьего гриппа! Как вы понимаете, жить человеку с таким феерическим букетом было бы затруднительно. Но Наташа продолжала активно учиться, иногда – гулять с подругами, и строить планы на будущее. К счастью, медленно, но уверенно ее друзьям удавалось выбивать дурь лишнюю информацию из ее головы и разучивать примерять все заболевания «на себя».

Все умрут – а я грейпфрут

Что такое синдром третьего курсаВыслушивая увлекательные рассказы, я понимала, что студентам-медикам достаточно нелегко учиться не только по причине огромного количества изучаемого материала, но и в связи с чрезмерной внушаемостью. Это только кажется, что можно наплевать и спокойно изучать все заболевания. Нет-нет, и даже у самого прагматичного студента возникнет в голове шальная мыслишка: «А вдруг это именно ОНО?». И что прикажете потом делать, если память услужливо предлагает подробные сведения о НЕМ, несмотря на то, что ОНО изучалось несколько лет назад. Поэтому не стоит думать, что синдром третьего курса – это проблема лишь третьекурсников. Этот страшный монстр крадется по пятам за трудолюбивыми медиками до выпускного, а иногда и во время работы дает о себе знать. Чтобы полностью от него избавиться, необходимо иметь немалую силу воли, которая, к сожалению, не у всех есть.

Даже один из моих знакомых практикующих врачей, опытный, бесстрастный и циничный хирург, до сих пор время о времени за бокалом вина признается в том, что он «очень болен». Говорится это скорее в шутку, чтобы поделиться своими переживаниями и понять, что они и яйца выеденного не стоят. Но мне все больше кажется, что на двери приемной комиссии медицинских ВУЗов во избежание лишних проблем следует повесить табличку «Мнительным вход воспрещен!».  

Источник

17.06.2010

Когда в медицинском институте переходят к изучению клинических предметов, некоторые мнительные студенты находят у себя отдельные симптомы заболеваний, о которых им рассказывают. Но студентам рассказывать о симптомах болезней необходимо, если даже они и перенесут эту, как ее назвали, «болезнь третьего курса».

Больной Р. с тревожно-мнительным характером, прочитав в газете статью «Клещ и энцефалит», обратился к врачу с тревогой по поводу развивающегося у него паралича. Он заявил, что две недели назад его укусил клещ, а в статье он прочел, что паралич развивается именно через две недели после укуса. Убитого «клеща» он принес на исследование в лабораторию, где выяснилось, что это на самом деле — клоп. (Интересно то, что вследствие задержки исследования больной боялся прийти второй раз за ответом).

У больного же действительно были внешние признаки паралича. В результате проведенной психотерапии все эти явления прошли.

Возникновение заболеваний по механизму самовнушения является, к сожалению, весьма нередким. К. И. Платонов определяет самовнушение как явление внушающего действия со стороны следовых корковых процессов, т. е. памяти. Представляя себе болезненное явление, мнительный человек может тем самым воспроизвести его у себя.

В больницу поступила девушка с неукротимыми рвотами. Однако самые тщательные исследования не обнаружили причин рвоты. Пришлось пойти на оперативную ревизию брюшной полости. Но и при этом патологических изменений найдено не было. Пришедшая в это время подруга больной дала сведения, которые позволили заподозрить психогенную природу заболевания.

Оказалось, что незадолго до его начала во время вечеринки у девушки возникла рвота и через рот вышел червь — аскарида. Создавшееся девушки представление о том, что «весь организм набит червями», и было причиной неукротимых рвот. Проведенная психотерапия оказала положительное действие.

Заболевания или осложнения заболеваний, возникающие по механизму самовнушения, возникают весьма нередко, но обнаружить наличие самовнушения во многих случаях очень трудно. Дело в том, что представления, как уже разбиралось во 2-й главе, могут возникать непроизвольно, а иногда и против воли человека. Представления могут оставаться и вне сферы ясного сознания и при этом оказывать сильное влияние на жизнедеятельность человека. Ведь условнорефлекторные реакции, так сильно влияющие на все стороны деятельности организма, часто остаются неосознанными.

Эффект самовнушения может быть очень значительным. Известны случаи так называемой «мнимой беременности». Важно отметить, что они возникают иногда, когда женщина очень хочет ребенка, а иногда, наоборот, когда очень боится беременности. Во втором случае самовнушение симптомов беременности идет против желания женщины. Симптомы мнимой беременности настолько сходны с настоящими, что иногда вводят в заблуждение врачей.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

  • Условнорефлекторное воспроизведение и закрепление патологических реакций
  • Возможность психогенных наслоений
  • Психопрофилактические мероприятия
  • Причины роста психогенных заболеваний
  • Нарушение высшей нервной деятельности
  • Воспитание эмоций
  • Психотравмирующие ситуации
  • Физиологическая сущность внушения
  • Ятрогенные заболевания
  • Ятрогенные осложнения

Источник