Что такое синдром старшего брата
.
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
- Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
- Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.
- Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
- Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
- Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
- Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
- Возможность потерянного детства. На своего первенца возлагают большие надежды, поэтому записывают его на все кружки, совсем забывая о том, что ребенок должен познавать мир и общаться со сверстниками. Причина этому одна — желание родителей реализоваться через свое чадо.
- Сложности в общении. Оставлять старших детей присматривать за младшими, когда взрослые на работе, является нормой. И так длится годами: пока ребята играют во дворе, кому-то приходится сидеть с малышом, ждать родителей и с завистью смотреть на других детей в окно.
- Повышенная критичность. К старшим детям всегда предъявляется больше требований, а это влияет на то, что малыш и сам начинает ставить перед собой слишком много задач и требовать только идеального их выполнения. Это поможет ему многого добиться в жизни, но также включит повышенную тревожность в структуру личности.
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
- Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
Знаешь, сколько людей в данный момент живут в Церкви, даже не подозревая об этом? Телом они вне храма, но душой они здесь, об этом свидетельствует их состояние, качество их души. Часто их можно увидеть в барах, в ночных клубах, скитающихся здесь и там. Некоторые из них принимают наркотики, вступают в различные связи, оказываются в сомнительных компаниях и обстоятельствах. Несмотря на это, они очень близки к познанию Бога. Всего лишь тонкая грань отделяет их от того, чтобы искренне ухватиться за Него и сказать: «Господи, помилуй меня, помоги мне. Я пропадаю! Прими меня в объятия, согрей меня». Эти люди близки к тому, чтобы обновиться — стать преображенными, смиренными, с ощущением благости в сердце и с умиротворением на лице.
Я говорил, что притча о блудном сыне вдохновляет меня, но она и порождает во мне сильные угрызения совести. Дело в том, что отеческая любовь и объятия, которые Бог являет миру, должны исходить от людей в храме. От меня, от тебя, ведь это мы — люди Церкви.
Господь оставляет нас на земле и говорит: «Чада, вы должны являть миру Мой добрый лик, Мою милость. Не забывайте об этом!
Ваша задача — показать людям Мою отеческую заботу, заключающую в себе и материнскую любовь. Дарите всем Мою доброту, тепло и понимание, Мое сострадание, сочувствие и прощение».
И я спрашиваю себя: где же все это? Реальность совсем иная: приходящие в храм смотрят на нас и делают вывод, что мы какие-то мрачные люди, которые будут их ругать и наказывать. Либо, может, мы сначала их примем и простим, но потом скажем: «Да, но…» То есть я, конечно, тебя прощаю, но отныне ты должен будешь делать первое, второе, третье. И начинаем требовать, ругаться, критиковать, накладывать епитимии. А молодой прихожанин удивляется: «Где же вся та доброта, которую ты проявил по отношению ко мне? Чем же было такое доброе начало? Эти улыбки, которые я видел, и прекрасные фразы типа „приди к нам и ощути красоту“, где все это?»
Мы в храме. Но при этом зачастую мы похожи на старшего брата из притчи. Он был прилежным сыном, но совершенно непохожим на своего отца. По сути, он был гораздо более блудным сыном, нежели его младший брат. Он жил дома, но не ощущал и не искал любви отца. Жил дома, но был эгоистом и не умел любить ни отца, ни отсутствовавшего брата. Он не ждал его возвращения, он чувствовал себя отстраненно, не ощущая единства, обособив свою судьбу. Он говорил: «Меня не интересует мой брат, моя жизнь иная. Я живу здесь и тружусь, я правильный сын». Он был в доме, но сердце его было далеко.
А младший сын ушел, но любил своего отца. Когда он был маленьким, между ними существовали настоящие узы любви. В его душе остался этот след. Отпечаток той, детской любви следовал за ним, куда бы он ни шел. Отец уважал его желание и позволил ему уйти: «Иди, сын мой». — «То есть, отче, ты не любишь меня?» — «Я очень тебя люблю». — «Но ты хочешь, чтобы я ушел?» — «Вовсе нет». — «Тебе не больно, что я ухожу?» — «Мне больно». — «Тогда почему ты ничего не делаешь, чтобы остановить меня?» — «Я делаю, чадо мое». — «Что именно?» — «Я уважаю тебя. Если ты сейчас посмотришь мне в глаза, полные слез, если ты сможешь заглянуть в мое сердце, ты удивишься. Но твоя воля важнее. Все мои желания стоят после твоей свободы. Главное — твоя свободная воля». — «Но каковы твои желания?» — «Я хочу, сын мой, чтобы ты оставался со мной, поскольку ты любишь меня. Но поступай, как ты хочешь, я все равно буду с тобой». — «Как же ты будешь со мной, отец? Ты же останешься дома. Я ухожу, я буду кутить, пить, гулять с женщинами». — «Я буду с тобой». — «Но как? Уже сейчас ты прощаешься со мной, я удаляюсь и вижу, как ты машешь платком, я иду все дальше и дальше и уже исчезаю из поля твоего зрения». — «Я буду с тобой, потому что буду любить тебя. Остаюсь здесь, но незримо буду и там.
Не стану давить на тебя, обвинять, душить угрызениями. Не буду беспокоить, требовать. Я буду невидимо окружать тебя бесконечным терпением и бесконечной любовью».
Можешь ли и ты чувствовать так же? Оставь в покое свое дитя, своего мужа, свою жену, пусть они делают свой выбор и принимают свои решения. Не дави ни на кого. В этом главный вопрос: ты переносишь свои проблемы на других. Не заглядывая в свою душу, пытаешься заглянуть в чужую. Никто не виноват, что ты несчастлив. Никто не виноват в той пустоте, которую ты ощущаешь в своей душе. Ты постоянно винишь обстоятельства, но ведь невозможно, чтобы все вокруг были виноваты. Ты сам во всем виноват.
Источник
×òî òàêîå Êèòàé? Î íåì î÷åíü òðóäíî ïèñàòü, òàê îí îãðîìåí, ìíîãîëèê, ïàðàäîêñàëåí è íåïîñòèæèì. Åãî ìåëêîâàòûé íàðîäåö íå ïðîèçâîäèò âïå÷àòëåíèÿ íè òèòàíîâ ìûñëè, íè òèòàíîâ äåëà. Íå â èõ òðóäîëþáèè è íåïðèõîòëèâîñòè êðîåòñÿ ñåêðåò óñïåõà. Çäåñü ìû ñîïðèêàñàåìñÿ ñ ìèñòèêîé Âîñòîêà, êîòîðîé âñåãäà ïðåíåáðåãàëè, ïîòîìó ÷òî ìû àòåèñòû è ïðàãìàòèêè, è íàì íå ïîíÿòåí èõ ìèð íþàíñîâ è ïîëóòîíîâ, îòòåíêîâ è èíîñêàçàíèé. Ïðèáàâèòü ê ýòîìó äðóãîé ÿçûê, äðóãóþ ïèñüìåííîñòü, ñîâåðøåííî äðóãóþ ýñòåòèêó, êëèìàò è êóõíþ, è ñòàíîâèòñÿ ÿñíî, ÷òî ýòî ñîâñåì äðóãîé íàðîä ñ äðóãèì ñêëàäîì ìûøëåíèÿ. Èç ó÷åáíèêîâ ìû çíàåì, ÷òî Êèòàé äðåâíåéøàÿ öèâèëèçàöèÿ ìèðà. Ïîæàëóé, îíà îäíà äî ñèõ ïîð æèâà, òîãäà êàê äðóãèõ óæå è ñëåä ïðîñòûë. Îíè ìíîãî âåêîâ æèëè çàìêíóòî. Îíè ïåðåæèëè ïåðèîäû âçëåòîâ è ïîëíîãî íè÷òîæåñòâà. Îíè ïåðåæèëè îðòîäîêñàëüíûé êîììóíèçì âìåñòå ñ íàìè, îíè ïåðåæèëè ïåðèîä ïîëíîãî âûðîæäåíèÿ îò íàðêîòèêîâ. Îíè ïåðåæèëè âñå, ÷òî òîëüêî ìîæíî ïåðåæèòü è ñóìåëè ñîõðàíèòü ñåáÿ. Ýòî îãðîìíîå êîëè÷åñòâî èçîáðåòåíèé, îáîãàòèâøèõ âñåõ íàñ íàâñåãäà, ýòî âåëè÷àéøèå ñîîðóæåíèÿ, ýòî êðàñèâåéøèé ìèð ìèôîëîãèè, ôåí-øóé, èãëîóêàëûâàíèå è ãëóáî÷àéøàÿ ôèëîñîôèÿ, ñòàâøàÿ ðåëèãèåé. Êàê ïðèêîñíóòñÿ ê ýòîìó â ìàñøòàáå ñòàòüè íå çíàþ, íî áóäó ïûòàòüñÿ
 ñâîé ïåðâûé ïðèåçä ìû âûøëè â òåïëóþ íî÷ü èç îòåëÿ ïîäûøàòü îñìîòðåòüñÿ â ãîðîäå ïîñëå óòîìèòåëüíîãî äëèííîãî ïåðåëåòà, êîãäà íå çíàåøü, êóäà äåòü ðóêè è íîãè, à òåëî òðåáóåò äâèæåíèÿ.
Çàâåðíóâ çà óãîë, ïðîéäÿ ïàðó ôåøåíåáåëüíûõ êâàðòàëîâ, ìû ïîïàëè â ñòàðûé ðàéîí, íåêàçèñòûé è îáøàðïàííûé. Ê ãëóõèì ñòåíàì áûëè ïðèâÿçàíû ëèñòû ïîëèýòèëåíà, â öåíòð ïðîòÿíóòà îäíà ëàìïî÷êà, è íà êàêèõ-òî ÿùèêàõ, ïðåâðàùåííûõ â ñòîë è ñòóëüÿ, ñèäåëè êèòàéöû è âåñåëî áîëòàëè, ïîãëîùàÿ øàøëû÷êè èç êóðèíûõ ñóáïðîäóêòîâ. Ïðîéäÿ ÷óòü äàëüøå, ìû âûøëè íà îãðîìíóþ ïëîùàäü, âèäèìî åùå íåäîñòðîåííóþ è ïîýòîìó íåîñâåùåííóþ. Îêðóæàþùèå åå ãèãàíòñêèå çäàíèÿ óãàäûâàëèñü ëèøü ñâîèì ñèëóýòîì. Ïåðåñåêàÿ ïëîùàäü, ìû ÷óòü íå íàñòóïèëè íà êèòàéöåâ, áåçìÿòåæíî ñïÿùèõ íà îòêðûòîì ïðîñòðàíñòâå, îáðàòèâ ëèöà â íåáî è êàê áû ïûòàÿñü ÷òî-òî òàì ñîñ÷èòàòü. ß ïîäóìàë, ÷òî ðóññêèå òàê ñïàòü íå ñìîãóò. Äàëåå ñòîÿë ÿðêî îñâåùåííûé ðåêëàìíûé ùèò, ïîä êîòîðûì íà ðàññòåëåííûõ ãàçåòàõ ñèäåëè ëþäè è èãðàëè â êàðòû, ïîïèâàÿ èç áóòûëîê ïèâî. Îíè ñèäåëè, ñêðåñòèâ íîãè â áåëûõ íîñêàõ, à òóôëè àêêóðàòíî ïàðàìè ñòîÿëè ïîîäàëü. È ÿ îïÿòü ïîäóìàë, ÷òî ðóññêèå òàê îòäûõàòü íå ìîãóò. ß âñïîìíèë èìïðîâèçèðîâàííîå êàôå ïîä ïîëèýòèëåíîì è ñêàçàë ñåáå, ÷òî ìû ñîâñåì íå ïîõîæè
«Ðóññêèé ñ êèòàéöåì áðàòüÿ íàâåê» — ýòà ôðàçà êàê ãâîçäü çàáèòà â íàøå ñîçíàíèå ñîâåòñêîé ïðîïàãàíäîé. Ôîðìóëà, äàâíî óæå ïîòåðÿâøàÿ ñìûñë, âêóñ è öâåò, òåì íå ìåíåå, ñèäèò â ïàìÿòè êàæäîãî ñîâåòñêîãî ÷åëîâåêà. Ðóññêèå ëþäè íå ïðîñòî ëþáèëè êèòàéöåâ, îíè îòíîñèëèñü ê íèì ñî ñìåøàííûì ÷óâñòâîì ñåðäîáîëüíîñòè è æàëîñòè ñòàðøåãî áðàòà ê ìëàäøåìó. Ýòî ÷óâñòâî áûëî âåñüìà èñêðåííèì è ãëóáîêèì, ïåðâûì è ïîòîìó áîëåå ñèëüíûì, ÷åì ëþáîâü ê Ëóèñó Êîðâàëàíó, Àíæåëå Äåâèñ è äðóãèì ôåòèøàì ñîâåòñêîé ïðîïàãàíäû.
 òå âðåìåíà ÑÑÑÐ áûë â ïîëîæåíèè ñòàðøåãî áðàòà, àêòèâíî ïîìîãàë Êèòàþ, âî ìíîãîì áûë ïðèìåðîì è ýòàëîíîì äëÿ ìëàäøåãî. Ýòà ëþáîâü âäðóã áûëà îòìåíåíà ðåçêèì ñëîìîì îòíîøåíèé ìåæäó ÑÑÑÐ è Êèòàåì. Õðóùåâ ïîäâåðã ðåçêîé êðèòèêå ïîëèòèêó Ñòàëèíà, à Ìàî Öçå Äóí, çåðêàëüíî îòðàæàâøèé ïîëèòèêó Ñòàëèíà íà êèòàéñêîé ïî÷âå, íå ìîã íå âîñïðèíÿòü ïîäîáíûé ïîâîðîò ñîáûòèé êàê ïðÿìóþ óãðîçó ñâîåìó ëè÷íîìó ïîëîæåíèþ.
Òàê ïåðåâåðíóëàñü, âîçìîæíî, îäíà èç ñàìûõ êëþ÷åâûõ ñòðàíèö ñîâåòñêîé èñòîðèè. Åñëè áû ó Õðóùåâà õâàòèëî ìóäðîñòè ñîõðàíèòü äðóæáó ñ Êèòàåì, ìû áû ñåãîäíÿ, âîçìîæíî, æèëè áû â ãîñóäàðñòâå Êèòðóñü, è íàì íå áûëî áû ðàâíûõ â ìèðå íè ïî ðåñóðñàì, íè ïî ÷èñëåííîñòè, íè ïî òåððèòîðèè, íè ïî òðóäîëþáèþ. Êèòðóñü áëàãîäàðÿ ðóññêèì èìåëà áû òâîð÷åñêèé äàð íå÷àÿííîñòè, áëàãîäàðÿ êèòàéöàì äîòîøíóþ ñêðóïóëåçíîñòü è õîðîøèå ðóêè â îãðîìíîì êîëè÷åñòâå, à çåìëÿ Êèòðóñè, îò Áàëòèéñêîãî äî ßïîíñêîãî ìîðÿ áûëà áû ïðåâðàùåíà â öâåòóùèé ñàä. Íî ýòîãî íå ñëó÷èëîñü, è ìû èìååì òî, ÷òî èìååì.
Ïîñëå ðàñïàäà ÑÑÑÐ Ðîññèÿ, ëèøèâøèñü ÷àñòè òåððèòîðèè è íàñåëåíèÿ, â ñîñòîÿíèè ïîëíîãî ðàçáðîäà è íåðàçáåðèõè, ðàñòåðÿâ âñå ñâîè êîçûðíûå äîñòèæåíèÿ, áûëóþ ñèëó è ìîùü, ñîçäàííóþ ïóòåì ýêñïëóàòàöèè ñâîåãî íàðîäà, äîâåäåííîãî ê òîìó âðåìåíè äî ïëà÷åâíîãî ôèçè÷åñêîãî è ãåíåòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ìåäëåííî âîçðîæäàëàñü íà îáëîìêàõ, ïî÷òè ñ íóëÿ ïðîðàñòàÿ ÷åðåç ìåëêóþ òîðãîâëþ è áëîøèíûå ðûíêè â äèêèé êàïèòàëèçì.
Êèòàé, òåì âðåìåíåì ïåðåáîëåâ ìàîèçìîì, â ïîëíîì ñîîòâåòñòâèè ñ ó÷åíèÿìè Äàî è Êîíôóöèÿ, óòâåðæäàþùèìè, ÷òî ãëàâíîå íå öåëü, à ïóòü ê íåé, ðàáîòàë è òèõî âðàñòàë â ìèðîâóþ ýêîíîìèêó. Çàïàäíûé ìèð ñ ïðèñóùåé åìó ñàìîâëþáëåííîñòüþ è íåñïîñîáíîñòüþ ê ñêîëüêî-íèáóäü äàëüíîâèäíîìó àíàëèçó ìèðîâûõ ïðîöåññîâ ïðîñìîòðåëè òîò ôàêò, ÷òî Êèòàé, íå âûñîâûâàÿñü, òèõî ðàçâèâàëñÿ è ðàçâèâàë ñâîé íàðîä. Ïðè òàêîé ÷èñëåííîñòè, äà åùå ñïîñîáíîñòè ìûñëèòü ìàñøòàáîì òûñÿ÷åëåòèé, ýòîò íàðîä, îñâîèâ è âîñïðèíÿâ âñå äîñòèæåíèÿ çàïàäíîé öèâèëèçàöèè, ÷åðåç êàêèõ-íèáóäü äåñÿòü-äâàäöàòü ëåò îáðå÷åí ñòàòü ôàêòîðîì íîìåð îäèí â ìèðå. Ïîáûâàâ â Êèòàå ëåò äåñÿòü íàçàä, ÿ èñïûòàë øîê è ê êîíöó ïîåçäêè ïîíÿë, ÷òî èç ìëàäøåãî áðàòà Êèòàé óæå òîãäà ñòàë ñòàðøèì. Âñÿ ñòðàíà ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé íåïðåðûâíóþ ñòðîéêó, â êîòîðîé, êàçàëîñü, áûëè ïðåäñòàâëåíû ñòðîèòåëüíûå ïðåäïðèÿòèÿ âñåãî ìèðà. Îäíàêî áåäíîñòü íàñåëåíèÿ åùå áûëà çàìåòíà. Ïîáûâàâ â Êèòàå â ïðîøëîì ãîäó, ÿ ïîíÿë, ÷òî ýòî óæå ñîâðåìåííàÿ ñòðàíà, áëàãîóñòðîåííàÿ, öèâèëèçîâàííàÿ è ïðîöâåòàþùàÿ. Ñàìîå, ïîæàëóé, âàæíîå, ÷òî ëþäè âûãëÿäÿò äîâîëüíûìè è âîñòðåáîâàííûìè æèçíüþ. Àðõèòåêòóðà, ìîæåò áûòü, è íå îòëè÷àåòñÿ îñîáûì îñòðîóìèåì, îíà åùå âòîðè÷íà è ïîäðàæàòåëüíà, ïîñêîëüêó ýòî íå èõ íàöèîíàëüíàÿ àðõèòåêòóðà. Çàêîíû ýêîíîìèêè, òåõíîëîãèè è öåëåñîîáðàçíîñòè â àðõèòåêòóðå åäèíû äëÿ âñåõ, ÷òî äåëàåò ïîõîæåé àðõèòåêòóðó âñåõ ñòðàí è íàðîäîâ. ßïîíöû âñå æå óìåþò â àðõèòåêòóðå ñîõðàíèòü ñâîþ íàöèîíàëüíóþ ñàìîáûòíîñòü. Êèòàéöû ïîêà íåò. Íî áóäüòå óâåðåíû, ó íèõ âñå ïîëó÷èòñÿ, ïîòîìó ÷òî îíè öåëåóñòðåìëåííû, òðóäîëþáèâû è âîîðóæåíû ìóäðîñòüþ Ëàî Öçû, ãëàñÿùåé, ÷òî äâèæåíèå ê öåëè âàæíåå ñàìîé öåëè, è ýòà íåçàìûñëîâàòàÿ íà ïåðâûé âçãëÿä ìûñëü ïåðå÷åðêèâàåò âñå çàïàäíîå ìèðîâîççðåíèå, ñîðèåíòèðîâàííîå ïðåæäå âñåãî íà ðåçóëüòàò. Âîñòîê äåëî íå òîëüêî òîíêîå, íî åùå è óìíîå, ÷òî â ïîëíîé ìåðå ïîäòâåðæäàåòñÿ êîëè÷åñòâîì ýïîõàëüíûõ îòêðûòèé, îáîãàòèâøèõ âñþ íàøó öèâèëèçàöèþ è ìàòåðèàëüíî, è èíòåëëåêòóàëüíî, à òàêæå âñÿêèìè ÷óäåñàìè òðóäîëþáèÿ è èçîáðåòàòåëüíîñòè, — òóò è Âåëèêàÿ êèòàéñêàÿ ñòåíà, è òåððàêîòîâàÿ àðìèÿ, è ïåðåãîðîä÷àòàÿ ýìàëü, è ôàðôîð, è ùåëê, è ïîðîõ, è áóìàãà è ìíîãîå, ìíîãîå äðóãîå. Öèâèëèçàöèè ðîæäàþòñÿ è ãèáíóò, íî «Ïîäíåáåñíàÿ», ÿâëÿÿñü äðåâíåéøåé è ïî ÷èñëåííîñòè ïîäàâëÿþùå îãðîìíîé, ñåãîäíÿ ñòàíîâèòñÿ âåëè÷àéøåé öèâèëèçàöèåé ñîâðåìåííîñòè. Ñåãîäíÿ åé åùå íóæåí ïîêîé è îòñóòñòâèå êàòàêëèçìîâ, îíà, êàê Èëüÿ Ìóðîìåö, ïîêà åùå íà ïå÷è, íî óæå ñåãîäíÿ â íåé ïðîñûïàåòñÿ äîñòîèíñòâî è äóõ âåëè÷àéøåé íàöèè ìèðà. Ê ñîæàëåíèþ, îíà äàâíî çàáûëà «ñòàðøåãî áðàòà», êîòîðûé ïðåâðàòèëñÿ â ñëàáîãî ïüþùåãî èíâàëèäà. Îíà íå èñïûòûâàåò ê íåìó ïðåæíèõ ñèìïàòèé, íî ñ âîçðàñòàþùèì èíòåðåñîì ðàññìàòðèâàåò çàíèìàåìûå èì áåñêðàéíèå è ïëîõî óõîæåííûå òåððèòîðèè êàê åñòåñòâåííóþ è âñå áîëåå äîñòóïíóþ âîçìîæíîñòü ðàñøèðèòü òàê åé íåîáõîäèìîå æèçíåííîå ïðîñòðàíñòâî. Âñå ýòî ÿâëÿåòñÿ ñóðîâûì æèçíåííûì óðîêîì, êîòîðîìó ìû óæå íå â ñèëàõ íè íàó÷èòñÿ, íè ïðîòèâîñòîÿòü, íè ïîâëèÿòü íà «ìëàäøåãî áðàòà», íè ïîâåðíóòü èñòîðèþ âñïÿòü, ãäå â óæå íåñîñòîÿâøåéñÿ ðåàëüíîñòè ìû ìîãëè áû áûòü âìåñòå. Èñòîðèÿ íå îáëàäàåò çëîíàìåðåííîñòüþ, îíà òå÷åò ïî ëèíèè íàèìåíüøåãî ñîïðîòèâëåíèÿ è ñìûâàåò ìèìîõîäîì âñå ñëàáîå íà ñâîåì ïóòè.
Ïåðèîä êóëüòóðíîé ðåâîëþöèè â Êèòàå íàíåñ ïîòåðè èñòîðè÷åñêèì ïàìÿòíèêàì è îáúåêòàì äðåâíåé àðõèòåêòóðû, ñåãîäíÿ âñå ñ êèòàéñêèì òùàíèåì âîññòàíîâëåíî. Òóðèñòàì äîñòóïíû ôðàãìåíòû Âåëèêîé Êèòàéñêîé ñòåíû. Äà è ñàìè êèòàéöû àêòèâíî çíàêîìÿòñÿ ñ ïàìÿòíèêàìè è, âèäèìî, îòêðûâàþò çàíîâî ñòðàíèöû ñâîåé èñòîðèè.
Ïåêèí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îãðîìíûé ìåãàïîëèñ ñ ðîñêîøíûìè îòåëÿìè, ïîêðûòûé ñåòüþ àâòîñòðàä, ïàðêàìè è êàíàëàìè. Ñîâðåìåííûå äåëîâûå çäàíèÿ îãðîìíû è çàíèìàþò ïîðîé öåëûå êâàðòàëû. Èìååòñÿ ìíîæåñòâî ðåñòîðàíîâ, êëóáîâ è òåàòðîâ, â êîòîðûõ ìîæíî ïîçíàêîìèòüñÿ ñ èõ ìóçûêîé, òàíöàìè è êîñòþìàìè. Óëèöû ïîëíû àâòîìîáèëåé, ïîëîâèíà èç êîòîðûõ âûïóñêàåòñÿ â ñàìîì Êèòàå íà ñîâìåñòíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ ïðîñëàâëåííûõ ìàðîê ìèðà. Êîãäà ïîïàäàåøü íà øåëêîâûé ðûíîê, òî êàæåòñÿ, ÷òî â áåëüå, õàëàòû è ïëàòüÿ, èìåþùèåñÿ çäåñü, ìîæíî ðàçîì îäåòü âñåõ æåíùèí ìèðà. Ðàçâàëû ñóâåíèðíûõ ïîäåëîê èç âñåãî, èç ÷åãî òîëüêî ìîæíî, ïîòîêîì òåêóò â ñóìêè òóðèñòîâ.
Òåððàêîòîâàÿ àðìèÿ ñïîñîáíà îñòàâèòü ñàìîå ñèëüíîå âïå÷àòëåíèå îò âñåãî âèäåííîãî. Ýòî ÷óäî ñâåòà áûëî ñëó÷àéíî îòêðûòî ëåò ïÿòíàäöàòü íàçàä, êîãäà íà ñåëüñêîì êëàäáèùå áëèç Ñèàíà âûêîïàííàÿ ìîãèëà îáíàðóæèëà ïðîâàë, â êîòîðîì îêàçàëèñü êåðàìè÷åñêèå äåòàëè êàêèõ-òî ôèãóð. Êàê âûÿñíèëîñü, èìïåðàòîð Öèíü Øè Õóàíäè äàë ïðèêàç ñêîïèðîâàòü ñâîþ àðìèþ äî åäèíîãî ñîëäàòà, ÷òîáû ïîõîðîíèòü âìåñòå ñ ñîáîé. Àðìèÿ ñêóëüïòîðîâ òðóäèëàñü íàä ýòîé çàäà÷åé äåñÿòêè ëåò, ïîêà íå èçãîòîâèëà âñþ àðìèþ îò ãåíåðàëîâ äî ñîëäàò. Ïðè÷åì, âñå ôèãóðû èìåëè ïîðòðåòíîå ñõîäñòâî, áûëè âûïîëíåíû âåñüìà òàëàíòëèâî è â íàòóðàëüíóþ âåëè÷èíó. Ôèãóðû, äîñïåõè, ëîøàäè, ðóêè, íîãè óíèôèöèðîâàíû, è òîëüêî ãîëîâû ïîðòðåòíû. Àðìèÿ áûëà ïîãðåáåíà â ñïåöèàëüíûõ òðàíøåÿõ øèðèíîé â áîåâîé ïîðÿäîê è äëèíîé ïî÷òè äî ãîðèçîíòà. Òîãäà, 10 ëåò íàçàä, àðìèÿ öåëèêîì åùå íå áûëà ðàñêîïàíà. Íàä âîññòàíîâëåííûìè ãîëîâíûìè ïîðÿäêàìè áûë âîçâåäåí ëåãêèé àíãàð, ïåðåêðûâàþùèé ïîëå ðàñêîïà âåëè÷èíîé ñî ñòàäèîí. Ñ îñîáîãî ìîñòèêà ïðÿìî íà ïóòè àðìèè êàæåòñÿ, ÷òî îíà ñåé÷àñ äâèíåòñÿ íà òåáÿ. Êîëëåêòèâíàÿ ýíåðãåòèêà òûñÿ÷ æåñòêèõ ìîíãîëîèäíûõ ëèö, ñìîòðÿùèõ íà òåáÿ êàê íà âðàãà, ìîùíà êàê âîëíà ïðèáîÿ. Íàì ãîâîðèëè, ÷òî ÿïîíöû îñîáî èíòåðåñóþòñÿ ýòèì ÷óäîì, ïîñêîëüêó â òå âðåìåíà ïëåìÿ èõ ïðåäêîâ ïåðåìåñòèëîñü èç Êèòàÿ íà ÿïîíñêèå îñòðîâà, ïîýòîìó â ýòèõ ëèöàõ èì âèäÿòñÿ ïðàùóðû.
Èçóìèòåëüíûå õðàìû ðàçáðîñàíû ïî âñåìó Êèòàþ. Õàðàêòåðíàÿ àðõèòåêòóðà ñ èçîãíóòûìè êðûøàìè ïðåêðàñíî âïèñûâàåòñÿ â ëàíäøàôò. ßðêèå öâåòà, êîëîññàëüíîå êîëè÷åñòâî äåòàëåé ñ ýëåìåíòàìè ðîñïèñè, ïîâòîðåííûå êàê íà ñòàíêå ìíîæåñòâî ðàç, íî íè ðàçó íå ïîâòîðÿþùèåñÿ, ïîñêîëüêó ýòî ðó÷íàÿ ðàáîòà è âñå òî æå íàñëàæäåíèå ñàìèì ïðîöåññîì, à íå ãîíêà çà ðåçóëüòàòîì. Îáÿçàòåëüíûé äðåâíèé ñàä ñ äèêîâèííûìè ðàñòåíèÿìè, âîäîïàäàìè, ìîñòèêàìè, áåñåäêàìè è çîëîòûìè ðûáêàìè. Ïîðàçèòåëüíî ìàñòåðñòâî äðåâíèõ ñàäîâîäîâ, óìåþùèõ âûðàùèâàòü äåðåâüÿ-ñóïðóãè, êîãäà äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ äåðåâà ñîåäèíÿþòñÿ íà âûñîòå ìåòðîâ äâóõ-òðåõ â îäíî, è äàëåå ìû âèäèì îäèí ñòâîë ñ áîëüøîé êðîíîé. Ýòèì ïàðàäîêñàëüíûì äåðåâüÿì ñîòíè ëåò, è ýòî åùå îäíà èëëþñòðàöèÿ èäåè Äàî, êàê è ïðåñëîâóòûå ðåçíûå øàð â øàðå, âûðåçàííûå ïîðîé ïîêîëåíèÿìè ðåç÷èêîâ. Âî âñåì íàñëàæäåíèå ñàìèì ïðîöåññîì. Èìïåðàòîðñêèé êîìïëåêñ â Ïåêèíå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé àíôèëàäó ïëîùàäåé, îêðóæåííûõ ðîñêîøíûìè çäàíèÿìè, êàæäàÿ èç êîòîðûõ ïî÷òè ñ íàøó Êðàñíóþ ïëîùàäü, íî èõ ìíîæåñòâî, è êàæåòñÿ, ÷òî ýòà àíôèëàäà áåñêîíå÷íà.
 ñòàðûõ êâàðòàëàõ, ñîõðàíåííûõ äëÿ èñòîðèè è òóðèñòîâ, çàáîòëèâî âîññòàíîâëåíû ñòðàíèöû áûòà êèòàéöåâ. Âäîëü êàíàëîâ, êàê â Âåíåöèè, ðàñïîëîæåíû æèëûå äîìà, îáðàùåííûå ê âîäå.  ýòèõ äîìàõ ïî ñòàðèííûì òåõíîëîãèÿì ñ ïîëíîé íàãëÿäíîñòüþ ïðåäñòàâëåíû âñÿêèå ðåìåñëà. Ïðîèçâîäñòâî ðèñîâîé âîäêè, õëîï÷àòîáóìàæíûõ òêàíåé ñ õàðàêòåðíûì ñèíèì ôîíîì è íàáèâíûì ðèñóíêîì, âûøèâàíèå ïî øåëêó è ìíîãîå äðóãîå. Âñå çäàíèÿ ïîêðûòû ÷åðåïèöåé, êîòîðàÿ, íåñìîòðÿ íà ïðîñòóþ ôîðìó, ïîçâîëÿåò çàùèùàòü îò îñàäêîâ äîâîëüíî ñëîæíîé ôîðìû ñòðîåíèÿ.
Îíè äðóæåëþáíû è ëþáîçíàòåëüíû. Êîãäà áåðåøüñÿ ðèñîâàòü, òî öåëàÿ òîëïà ñòàðèêîâ è äåòåé äûøèò òåáå â çàòûëîê, ÷òî íåñêîëüêî ìåøàåò, íî è ïîìîãàåò. Èì íðàâèòñÿ ñìîòðåòü íà ñòðàííîãî áîðîäàòîãî ñåäîãî åâðîïåéöà, ðèñóþùåãî ñ èõ òî÷êè çðåíèÿ íè÷åãî íå çíà÷àùèå çàäâîðêè, à íà ãîëîâå ó íåãî êèòàéñêàÿ ñîëîìåííàÿ øëÿïà, êîòîðàÿ ñèäèò íà íåì êàê êëîóíñêèé êîëïàê. Èì ñìåøíî è â òî æå âðåìÿ ïðèÿòíî, ÷òî ÿ â êèòàéñêîì óáîðå.
Êóõíÿ
. Ïîæàëóé, åùå îäíî ñèëüíåéøåå âïå÷àòëåíèå. Çäåñü íåîáû÷íî âñå. Ó íèõ, ïî ìîåìó, ïðèíöèï ãîòîâèòü òàê, ÷òîáû íèêòî íå äîãàäàëñÿ èç ÷åãî ýòî ñäåëàíî. À áëþäî ìîæåò áûòü èç ÷åãî óãîäíî, âêëþ÷àÿ çìåé, ëÿãóøåê, ÷åðåïàõ è Áîã çíàåò åùå ÷åãî. Ìÿñî ìîæåò áûòü ñëàäêèì, à çåëåíü îñòðîé. Ìû äîëãî ãàäàëè èç ÷åãî ñóï, à îí îêàçàëñÿ èç ðàçâàðåííûõ óòèíûõ ëàïîê. Òðàïåçó ïðèíÿòî ïðèíèìàòü çà áîëüøèì êðóãëûì ñòîëîì, â öåíòðå êîòîðîãî êðóãëûé ñòåêëÿííûé âðàùàþùèéñÿ äèñê, íà êîòîðûé ñòàâÿòñÿ òàðåëêè ñ áëþäàìè, è êàæäûé ìîæåò, ïîâåðíóòü ê ñåáå íóæíîå áëþäî è îòëîæèòü ÷àñòü â ñâîþ òàðåëêó. Óäîáíî è ðàöèîíàëüíî. Âñå ïîñòîÿííî ïðèõëåáûâàþò çåëåíûé ÷àé, êîòîðûé îôèöèàíò äîëèâàåò èç ñòðàííîãî ÷àéíèêà ñ î÷åíü äëèííûì è òîíêèì íîñèêîì â ÷àøêè ãîñòåé, ïðè÷åì îí ñòîèò íà ïî÷òèòåëüíîì ðàññòîÿíèè îò ñòîëà, ÷òîáû íå ìåøàòü, è òîíêàÿ ñòðóéêà èç ÷àéíèêà ìàñòåðñêè ïî÷òè ãîðèçîíòàëüíî ñî ñíàéïåðñêîé òî÷íîñòüþ ïîïàäàåò â ÷àøêó.
Ìû áûëè íà ïðåäïðèÿòèè, ãäå øåëêîâûìè íèòÿìè, òîí÷àéøèìè êàê ïàóòèíà, âûøèâàþòñÿ öåëûå êàðòèíû, ìàñòåðèöû äåëàþò òàêóþ òîíêóþ âûøèâêó ñ òàêèì êîëè÷åñòâîì îòòåíêîâ, ÷òî ïîëó÷àåòñÿ íàñòîÿùåå æèâîïèñíîå ïîëîòíî, êîòîðîå ê òîìó æå ìåíÿåò öâåò â çàâèñèìîñòè îò îñâåùåíèÿ.
Ôàðôîð, íåôðèò, áðîíçîâîå ëèòüå, âñå î÷åíü òîíêî, èçÿùíî è ñàìîáûòíî. ß âïåðâûå íà÷àë çàäóìûâàòüñÿ î òîì, ñêîëüêî ñîâåðøåííî ðàçíûõ ýñòåòèê ìîæåò ñîçäàâàòü ÷åëîâåê. Õîòÿ, êîãäà ó÷èøüñÿ â èíñòèòóòå, êàæåòñÿ, ÷òî íàèëó÷øåå ðåøåíèå âñåãäà òîëüêî îäíî.
Äåòåé îíè ëþáÿò òðàäèöèîííî è îñîáåííî òðåïåòíî òåïåðü, êîãäà ðîæäàåìîñòü ðåãóëèðóåòñÿ ãîñóäàðñòâîì. Ñìåøëèâûå è áàëîâàííûå, îíè ïîõîæè íà èçóìèòåëüíûå æèâûå èãðóøêè, â íàðÿäíûõ îäåæäàõ. Æåíùèíû ïîñëå íàøèõ äåáåëûõ êðàñàâèö êàæóòñÿ õóäîâàòûìè, íèçêîðîñëûìè, ñ ìåëêèìè ÷åðòàìè ëèöà. Îäíàêî â íàöèîíàëüíûõ îäåæäàõ îíè õðóïêè è ïîõîæè íà ñòàòóýòêè, à èõ ðàñêîñûå ãëàçà êàæóòñÿ óìåëî ñòèëèçîâàííûìè. Êèòàé ñòðàíà ìíîãîíàöèîíàëüíàÿ, ïîýòîìó òèï ëèöà ñèëüíî âàðüèðóåòñÿ îò îñòðî-ìîíãîëüñêîãî äî ìÿãêî-âîñòî÷íîãî. Ñóòîëîêà íà óëèöàõ, âåëîñèïåäû, íà êîòîðûõ ïåðåâîçÿòñÿ ñîâåðøåííî íåâåðîÿòíûå ïî êîëè÷åñòâó è îáúåìó ïðåäìåòû, íà êàæäîì óãëó ñ ëîòêîâ è èç èìïðîâèçèðîâàííûõ çàáåãàëîâîê ïîä îòêðûòûì íåáîì ïðîäàþòñÿ ëàêîìñòâà è øàøëû÷êè, äîâîëüíî ñìåøíûå äëÿ ðóññêîãî ãëàçà: íàïðèìåð, íà øàìïóð÷èêå îäíè êóðèíûå ñåðäå÷êè, èëè ïå÷åíêè, èëè åùå êàêèå-íèáóäü ìåëêèå îðãàíû. Ïðîñòî è âêóñíî.
Æåëåçíàÿ äîðîãà óäèâèëà æóòêîé ïîìïåçíîñòüþ. Âäîëü ïîåçäà âàëüÿæíî ïðîõàæèâàëèñü âàãîíîâîæàòûå â ïî÷òè âîåííîé ôîðìå ñ äîñòîèíñòâîì, êàê áóäòî ýòî êîñìîíàâòû.  âàãîíàõ èäåàëüíàÿ ÷èñòîòà è êðóãîì ñïëîøíûå êðóæåâà. Êóïå, ïîõîæèå íà áóäóàð äåðåâåíñêîé íåâåñòû, íàñ è óäèâèëè, è ïîçàáàâèëè, õîòÿ, íàäî ñêàçàòü, íå óõóäøèëè êîìôîðòíîñòè ïóòåøåñòâèÿ.
Øàî Ëèíü íàïîìèíàë Ìåêêó ëþäåé, îäåðæèìûõ ñòðàñòüþ ê åäèíîáîðñòâàì. Ñïîðòèâíàÿ ìîëîäåæü ñ ãîðÿùèìè ãëàçàìè öåëûìè ãðóïïàìè âîçíèêàëà òî òóò, òî òàì. Ìîíàñòûðü, îêàçàâøèéñÿ â çåíèòå ìèðîâîé ïîïóëÿðíîñòè, ñîçäàë ÷òî-òî âðîäå öåíòðà ïî ïðèåìó òóðèñòîâ, ãäå â òå÷åíèå 2-õ ÷àñîâ ìîæíî ïîñìîòðåòü âñåâîçìîæíûå øîó è òðþêè ñïåöèàëüíî âûñòóïàþùèõ ìîíàõîâ, ñðåäè êîòîðûõ èìåëèñü è 10-12 ëåòíèå ïîäðîñòêè, èçóìëÿþùèå ñâîåé ãèáêîñòüþ è ëîâêîñòüþ.
Ìû çíàåì î êàëëèãðàôèè, â Êèòàå, êîòèðóþùåéñÿ íà óðîâíå âûñîêîãî èñêóññòâà. Íî íàì òðóäíî ïîíÿòü êðàñîòó èåðîãëèôîâ. Òåì íå ìåíåå, ÿ âèäåë ãðàíèòíóþ ñòåëó ñ èåðîãëèôàìè, âûñå÷åííûìè ÿêîáû ñàìèì Êîíôóöèåì. Åé êàê ñâÿòûíå. Ñïåöèàëüíûå ìàñòåðà ìîãóò ñäåëàòü Âàì êîïèþ ñ ðàáîòû âåëèêîãî ìàñòåðà. Íà ýòè èåðîãëèôû íàêëàäûâàåòñÿ ðèñîâàÿ áóìàãà è ñïåöèàëüíûì òàìïîíîì ñ òèïîãðàôñêîé êðàñêîé äåëàåòñÿ ñâîåîáðàçíûé îòòèñê, â êîòîðîì îòïå÷àòûâàåòñÿ è àáðèñ è ôàêòóðà êàìíÿ â óãëóáëåííîé ÷àñòè èåðîãëèôà. ×åñòíîå ñëîâî, îíè âåëèêîëåïíû êàê îáðàç÷èêè ñîâðåìåííîãî àáñòðàêòíîãî èñêóññòâà. Ìàñòåð ïîìåùàåò ýòîò ôàêñèìèëüíûé îòòèñê ìåæäó äâóõ ñòåêîë, îáðàìëÿåò, è ãîòîâ óíèêàëüíûé ñóâåíèð äëÿ òóðèñòîâ, à äëÿ ñàìèõ êèòàéöåâ îí åùå ñîäåðæèò è ãëóáîêèé ñìûñë.
Ãîâîðÿò, ÷òî îñîáåííîñòü êèòàéñêîãî ìåíòàëèòåòà â ìóäðîñòè Ëàî Öçû è ôèëîñîôèè Êîíôóöèÿ. Îíè óòâåðæäàëè ïàðàäîêñàëüíûå âåùè àæ â ïÿòîì âåêå äî íàøåé ýðû è â ïàíòåîíå ìèðîâîé ôèëîñîôñêîé ìûñëè çàíèìàþò âåäóùåå ìåñòî íàðÿäó ñ ìûñëèòåëÿìè äðåâíîñòè, èìåíà êîòîðûõ ìû çíàåì ñ äåòñòâà. Íàïðèìåð, «â ñëàáîñòè ñèëà». Ïîýòîìó ìÿãêèé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ, à îêîñòåíåâøàÿ ñòàðîñòü ïîãèáàåò. Èëè âîäà, ïîáåæäàþùàÿ âñå áëàãîäàðÿ ñâîåé ïîäàòëèâîñòè è òåêó÷åñòè. È òàê äàëåå. Æèçíü, ïîíèìàåìàÿ ïîâåðõíîñòíî, âåäåò ê îøèáêàì. Ïîñòèæåíèå ñêðûòîé ñóòè âåùåé äàåò êëþ÷, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ÷åëîâåê â ðàçëè÷íûõ ñèòóàöèÿõ âåäåò ñåáÿ áîëåå àäåêâàòíî, ÷òî â êîíå÷íîì èòîãå ïîìîãàåò åìó íàéòè ïðàâèëüíûé ïóòü. Áóðíîå ðàçâèòèå Âîñòî÷íûõ ñòðàí, òàêèõ êàê Êèòàé, ßïîíèÿ è Êîðåÿ âî ìíîãîì îáóñëîâëåíî âîñòî÷íûì ìåíòàëèòåòîì ýòèõ íàðîäîâ. Ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî ôåíîìåí Ðîññèè â åå ïîãðàíè÷íîì ïîëîæåíèè, ãäå âñòðå÷àþòñÿ ýòè äâà ïîäõîäà: ïðàãìàòè÷íûé çàïàäíûé è ìèñòè÷åñêèé âîñòî÷íûé. Äàé Áîã, ÷òîáû îíè íå îêàçàëèñü ïîòåðÿíû íà òåðíèñòîì ïóòè Ðóññêîé èñòîðèè.
2004 ã.
Источник