Что такое синдром сикстинской капеллы

Что такое синдром сикстинской капеллы thumbnail

Французский писатель Стендаль, оказавшись в Ватикане, в Сикстинской капелле устремил благоговейный взор к потолку и… упал в обморок. Присутствующие посчитали это проявлением религиозной экзальтации и мистической энергии фресок великих мастеров эпохи Возрождения. 

И не только Стендаль, многие посетители капеллы теряли и поныне теряют сознание, рассматривая росписи стен и сводов собора. Однако миф о страшной силе искусства, как всегда, развенчали медики, объяснив чудо законами биомеханики. А именно: при резком запрокидывании головы пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Образность патофизиологии так понравилась клиницистам, что падение в обморок при резком запрокидывании головы они стали называть «синдромом Сикстинской капеллы».

Многочисленными многолетними наблюдениями доказано, что синдром Сикстинской капеллы может наблюдаться не только в Ватикане, но и возле Эйфелевой башни в Париже, у Биг-Бена в Лондоне, а также у Спасской башни в Москве и в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, то есть везде, где богомольцам или туристам приходится высоко задирать голову. Мало того, потерять сознание можно в ДТП при резком откидывании головы назад. Обычно это бывает при ударе в задний бампер или аварийном торможении. А ещё переразгибание позвоночной артерии случается при получении сильного удара в нижнюю челюсть в боксёрском поединке или в уличной драке. Ситуации могут быть разные. Так, мой сосед по даче свой синдром Сикстинской капеллы заработал, срывая в саду высоко висящее яблоко, а родственница из Рязани как-то раз потеряла сознание при побелке потолка. Бывают и курьёзы. В практике врачей «скорой помощи» был случай падения в обморок мужчины при слишком «гусарском» опрокидывании рюмки водки после провозглашения свадебного тоста.

Конечно же, для проявления синдрома Сикстинской капеллы помимо биомеханических причин должны быть другие предпосылки, затрудняющие кровообращение головного мозга. Они могут быть наследственными — при аномалии развития шейного отдела позвоночника и сосудов шеи, а могут быть и приобретёнными — последствия травм и хронических воспалительных процессов.

Ведущее место в развитии состояний затруднённого мозгового кровотока отводится дегенеративно-дистрофическим процессам в шейном отделе позвоночника при остеохондрозе в сочетании с атеросклеротическими изменениями в сосудах шеи.

Гипертоническая болезнь, сахарный диабет, курение, чрезмерное употребление алкоголя, ожирение, недостаточная физическая нагрузка, нерациональное питание — вот причины, приводящие к прогрессированию атеросклероза и ухудшению физического состояния человека. Под воздействием этих факторов нарушается функция свёртывающей и противосвёртывающей систем крови — образно говоря, кровь сгущается, ускоряется развитие атеросклеротических бляшек. За счёт этого просвет артерий сужается или они полностью закупориваются, что приводит к хронической ишемии мозга, а переразгибание потерявших эластичность артерий сделает поступление крови к головному мозгу и вовсе невозможным.

Для профилактики хронической ишемии головного мозга очень важно регулярно выполнять упражнения по укреплению мышц шеи и плечевого пояса. Специалисты вертебрологи рекомендуют так называемые изометрические упражнения. Их смысл в том, что выполняются они без движений головы и шеи, которые при этом удерживаются руками. Такие упражнения несложные, но для начала их лучше делать со специалистом по лечебной физкультуре.

И напоследок — основные поведенческие рекомендации для предотвращения синдрома Сикстинской капеллы.

Делайте перерывы во время монотонной работы за компьютером, вождения автомобиля, просмотра телепередач и скрупулёзной ручной работы.

Избегайте резких поворотов головы, бойтесь сквозняков, носите шарф или мягкий шейный воротник.

Спите на ортопедической или маленькой подушке и не спите на животе.

В драке или в боксёрском поединке не задирайте подбородок.

При необходимости дотянуться до высокорасположенных вещей пользуйтесь лестницей или табуретом.

В театре и кино садитесь не в первых рядах, а подальше.

Пейте из стакана, а не из бутылки.

Андрей Бессребреников

Источник

Сочетание нескольких симптомов заболевания называется синдромом.
Чаще всего эти синдромы известны по именам открывших их медиков.
Но бывают очень красивые названия.

СИНДРОМ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ — обморок, возникающий при запрокидывании головы назад в результате снижения кровотока по позвоночным артериям и ишемии ствола мозга при атеросклерозе позвоночных артерий и шейном остеохондрозе у пожилых людей.
Описан у посетителей Сикстинской капеллы в Ватикане, рассматривавших фрески на ее сводах.
СИНДРОМ ПРОКЛЯТИЯ УНДИНЫ — редко встречающаяся форма центрального синдрома сонного апноэ. При этой нозологической форме утрачивается автоматический контроль вентиляции, и дыхание регулируется только произвольно. Во время сна произвольной регуляции не происходит и возникает остановка дыхания или гиповентиляция.
Это наблюдается при опухолях, воспалении или дистрофических поражениях ствола головного или шейного отделов спинного мозга, а также при травматическом или хирургическом поражении проводящих путей.

СИНДРОМ ИНОСТРАННОГО АКЦЕНТА — это нарушение речи возникает после различных травм головы, инсультов, причём проявляется чаще всего не сразу, а с отставанием в 1-2 года. Симптомы выражаются в расстройстве речи, при котором изменяет темп и произношения, у человека появляется как бы акцент, он звучит как иностранец, изучающий новый язык. За последние 70 лет описано полсотни случаев, некоторым удалось речь восстановить после долгих тренировок, в большинстве же помочь ничем было нельзя.
Наиболее известен случай с Астрид Л. из Норвегии. Женщину ранило в голову осколком при бомбежке. И через некоторое время у дамы появился непривычный немецкий акцент, что сильно смущала окружающих, учитывая, что шёл 1941 год.
СИНДРОМ ЛЕТАЛЬНОЙ СЕМЕЙНОЙ БЕССОНИЦЫ — это заболевание регистрируется у представителей 40 семей. Оно является генетическим поражением таламуса, который отвечает за взаимосвязь между корой головного мозга и телом. В данном случае функционирование этого «коммуникатора» нарушается, у человека появляются проблемы с засыпанием, он отдыхает всё меньше. В результате после 7-36 месяцев болезни человек умирает, при этом возраст заболевших обычно 30-60 лет.
СИНРОМ СТЕНДАЛЯ — в этом случае причиной неврологических проявлений в форме головокружения, дрожи, галлюцинаций становятся произведения искусства. Впервые этот синдром описал Стендаль в одном из своих произведений, а также его можно пронаблюдать в любой из знаменитых картинных галерей и крупных музеев.
СИНДРОМ ЧУЖОЙ РУКИ — при этом психоневрологическом расстройстве руки человека начинают жить совершенно независимо от сознания хозяина. Автономию получает одна рука или сразу обе, проявления могут быть спонтанными, периодическими или постоянными. Руки при этом совершают какие-либо действия, зачастую полностью противоположные воле хозяина.
.
.

Читайте также:  Гипердинамический синдром типичен для возраста

СИНДРОМ ИНАКОВОСТИ ( Капграса ) — при этом расстройстве больному начинает казаться, что некий хорошо знакомый, зачастую близкий человек исчез. Его место, его тело занял кто-то чужой, пусть похожий, но другой. Откуда этот чужой взялся не суть важно – это может быть кто угодно от шпиона до инопланетянина. Главное стойкое ощущения его «инаковости» и стремление изобличить подмену перед окружающими.
СИНДРОМ ПИТЕРА ПЕНА — этот синдром почти никогда не поражает девочек, чаще всего его жертвами становятся мальчики, которые активно не хотят взрослеть. Практически это крайняя форма инфантилизма. Считается, что им страдал Майкл Джексон.

СИНДРОМ ЦАРЯ ДАВИДА — получил своё название от библейского царя Давида, который, чтобы согреться, клал к себе в постель юных красоток. Современные же мужчины думают, что с юной партнёршей они и сами помолодеют и смогут начать жизнь сначала.

СИНДРОМ ЛОТА — библейский персонаж Лот после уничтожения Содома и Гоморры удалился в пещеру со своими двумя дочерями и возродил человеческий род.
Неосознанная мечта многих отцов, имеющих дочерей. И дело не в каких-то сексуальных извращениях, а в чисто инстинктивном стремлении рассматривать друга дочери как своего соперника. К счастью, этот синдром проявляется крайне редко, и с ним достаточно легко справиться.

СИНДРОМ ГЕРКУЛЕСА — полубог Геркулес (Геракл), совершив множество невероятных подвигов, попал в рабство к царице амазонок, которая заставляла его выполнять чисто женскую работу — например, прясть. Этот синдром возникает тогда, когда мужчина попадает в полную зависимость от женщины и вынужден заниматься не свойственными ему делами.

СИНДРОМ АЛЬБОТРОСА. Люди, подверженные синдрому Альбатроса, ошибочно считают себя тяжелобольными. Кочуя из одной поликлиники в другую, они горстями пьют всевозможные лекарства, активно осаждают врачей с просьбами уделить им внимание, настаивают на немедленной операции.
Своим названием синдром обязан птице Альбатросу из поэмы английского поэта-романтика 19 века Сэмюэля Тэйлора Кольриджа «Сказание о Старом Мореходе».
СИНДРОМ ДОРИАНА ГРЕЯ (англ. Dorian Gray syndrome) — культ молодости, рассматривающий возможно более длительное сохранение образа жизни, в том числе и, в рамках особенностей, присущих юношескому, или более молодому периоду жизни. Выражается в страхе перед физическим увяданием или старением. Компенсируется неоправданным использованием молодёжной атрибутики, выбором одежды в молодёжном стиле, в крайнем случае ведёт к злоупотреблению пластической хирургией и косметическими средствами. Иногда это расстройство заканчивается депрессиями и попытками самоубийства. Это психологическое состояние особенно распространено среди публичных личностей: кинозвёзд, артистов, певцов. Названо в честь персонажа романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Среди психологов нет единого мнения о том, является ли это состояние болезнью.

Источник https://www.doktornarabote.ru/Publications

Источник

×àêðà Ôðîëîâà — ôèãóðà âûñøåãî ïèëîòàæà: ì¸ðòâàÿ ïåòëÿ ñ î÷åíü ìàëûì ðàäèóñîì ðàçâîðîòà (èëëþñòðàöèÿ îòñþäà):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Äëÿ íà÷àëà ãèôêà ñ ÷àêðîé Ôðîëîâà (Ñó-35Ñ, ÌÀÊÑ-2015):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Èñõîäíèê íà Youtube. Îáðàùàþ Âàøå âíèìàíèå, ÷òî ñêîðîñòü âèäåîðîëèêà óìåíüøåíà â äâà ðàçà, ïîýòîìó ñîâåòóþ â íàñòðîéêàõ âèäåî óâåëè÷èòü ñêîðîñòü â äâà ðàçà. Òàê Âû ñìîæåòå îöåíèòü ôèãóðó âî âñåé êðàñå.

Îòêóäà âçÿëîñü òàêîå íàçâàíèå? Ðàññìîòðèì òåðìèí ïî ÷àñòÿì.

Читайте также:  Профиль на узи синдром дауна

×òî òàêîå «÷àêðà»?

×àêðà (ñàíñêð. चक्र «êðóã, êîëüöî, äèñê»; ê ñëîâó, èíäóèñòñêèå ýíåðãåòè÷åñêèå öåíòðû, «÷àêðû», îòñþäà æå) — ýòî èíäèéñêîå ìåòàòåëüíîå îðóæèå. Ïî ñóòè, ïëîñêîå ìåòàëëè÷åñêîå êîëüöî ñ îñòðîé âíåøíåé êðîìêîé. Äèàìåòð: îò 120 äî 300 ìì è áîëåå. Øèðèíà ìåòàëëè÷åñêîé ïîëîñû îò 10 äî 40 ìì, òîëùèíà — îò 1 äî 3,5 ìì:

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

×àêðû âðàùàëè âîêðóã óêàçàòåëüíîãî ïàëüöà ðóêè è áðîñàëè â íåïðèÿòåëÿ. Îðóæèå ìîãëè ìåòàòü íà ðàññòîÿíèå äî 50 ì è ñèëüíî ðàíèòü ëþäåé áåç äîñïåõîâ:

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

×àñòî èõ íîñèëè íà êîíóñîâèäíûõ øëÿïàõ, íàäåâàÿ íåñêîëüêî äèñêîâ è ñíèìàÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè (ôîòî îòñþäà):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Ñèêõè íîñèëè ÷àêðó «íàíèçàííûìè» íà èõ âûñîêèå òþðáàíû.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ èõ ìîãëè íîñèòü, çàêðåïë¸ííûìè íà ïîÿñå (èíôà è ôîòî îòñþäà):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Åñòü ìíåíèå, ÷òî Çåíà, êîðîëåâà âîèíîâ, èñïîëüçîâàëà èìåííî ÷àêðó:

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Îäíàêî, íàïðèìåð, çäåñü óòâåðæäàåòñÿ, ÷òî ñëåäóåò îòëè÷àòü ÷àêðó îò øàêðàìà:

×àêðà – ðåàëüíî ñóùåñòâîâàâøåå îðóæèå, ïëîòíî ïðèìåíÿâøååñÿ â ðåàëüíîì áîþ, ñóùåñòâóþùåå äî ñèõ ïîð, à øàêðàì – ýòî ñêîðåå îðóæèå Áîãîâ, íåìíîãî îòëè÷àþùèéñÿ îò íåå ïî âíåøíåìó âèäó…, âûêîâàííûé èç ëó÷øèõ ìåòàëëîâ Áîãîâ, èìåþùèé âîçìîæíîñòü äåëèòüñÿ ïîïîëàì, ïîðàæàòü äåñÿòêè âðàãîâ è âîçâðàùàòüñÿ íàçàä, êàê áóìåðàíã. Ïî ëåãåíäàì èìåííî øàêðàì ìîæåò óáèòü äàæå Áîãà.  ðåàëüíîñòè âñå íàìíîãî ïå÷àëüíåå è êóäà ïðîùå.

Çíàòîêè õîëîäíîãî îðóæèÿ íàñ ðàññóäÿò.

Âåðí¸ìñÿ ê òåðìèíó.

Êòî òàêîé Ôðîëîâ?

Åâãåíèé Èâàíîâè÷ Ôðîëîâ (ðîä. 17 ìàÿ 1951 ãîä, Þæíî-Êóðèëüñêèé ðàéîí, Ñàõàëèíñêàÿ îáëàñòü) — ðîññèéñêèé ë¸ò÷èê-èñïûòàòåëü, Ãåðîé Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, çàñëóæåííûé ë¸ò÷èê-èñïûòàòåëü ÑÑÑÐ. Ôèãóðó âûñøåãî ïèëîòàæà, âïîñëåäñòâèè íàçâàííóþ â åãî ÷åñòü, Åâãåíèé Èâàíîâè÷ âïåðâûå ïîêàçàë ïóáëèêå íà èñòðåáèòåëå Ñó-37 â 1995 ãîäó íà àâèàñàëîíå â Ëå-Áóðæå (ôîòî íèæå îòñþäà).

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Áåçóìíî òðóäíî ïåðåîöåíèòü çàñëóãè ýòîãî àñà:

— Ïîäíÿë â íåáî è ïðîâ¸ë ïîëíûé êîìïëåêñ ë¸òíûõ èñïûòàíèé ñàìîë¸òîâ Ñó-26, Ñó-29, Ñó-27ÑÌ è Ñó-38.

— Ïåðâûì ïîäíÿë â íåáî (1996) è âûïîëíèë ïðîãðàììó èñïûòàíèé ïåðâîãî îòå÷åñòâåííîãî èñòðåáèòåëÿ ñ èçìåíÿåìûì âåêòîðîì òÿãè Ñó-37.

—  1988 ãîäó â Ïàðèæå óñïåøíî ïîñàäèë ñàìîë¸ò ïîñëå ïðÿìîãî ïîïàäàíèÿ ìîëíèè.

—  1994 ãîäó âïåðâûå â ìèðå ñîâåðøèë ïåðåë¸ò íà èñòðåáèòåëå èç Ìîñêâû â ×èëè äëÿ ó÷àñòèÿ â àâèàñàëîíå, à çàòåì òåì æå ïóò¸ì ïðèâ¸ë ñàìîë¸ò îáðàòíî, ïðåîäîëåâ îêîëî 20 000 êì. Ïðè÷¸ì, â îáðàòíîì ïîë¸òå â âîçäóõîçàáîðíèê èñòðåáèòåëÿ ïîïàëà ïòèöà, ïðè÷èíèâøàÿ ïîâðåæäåíèÿ äâèãàòåëþ ñàìîë¸òà. Âûñî÷àéøåå ë¸òíîå ìàñòåðñòâî ïèëîòà ïîìîãëî åìó óñïåøíî ïðèâåñòè ñàìîë¸ò íà àýðîäðîì è ñîâåðøèòü áåçàâàðèéíóþ ïîñàäêó.

— Ðàçðàáîòàë è âíåäðèë â ñèñòåìó ïîäãîòîâêè ïèëîòîâ-èñïûòàòåëåé òðè ôèãóðû âûñøåãî ïèëîòàæà (â òîì ÷èñëå ÷àêðó Ôðîëîâà).

— Îñâîèë âûïîëíåíèå âçë¸òîâ è ïîñàäîê íà ïàëóáó àâèàíåñóùåãî êðåéñåðà «Àäìèðàë Ôëîòà Ñîâåòñêîãî Ñîþçà Êóçíåöîâ».

— Óñòàíîâèë 4 ìèðîâûõ àâèàöèîííûõ ðåêîðäà.

— Ê 2007 ãîäó êîëè÷åñòâî îñâîåííûõ èì òèïîâ è ìîäèôèêàöèé ñàìîë¸òîâ ïðåâûñèëî 60.

Ïîäðîáíåå çäåñü è òóò.

Ïðàêòè÷åñêîå ïðèìåíåíèå ÷àêðû Ôðîëîâà

Ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå ýòîé ôèãóðû ïèëîòàæà äëÿ èñòðåáèòåëüíîé àâèàöèè: âîçìîæíîñòü àòàêîâàòü ïðîòèâíèêà «çà ñïèíîé» èëè, åñëè îí ñîâñåì áëèçêî, ïðîïóñòèòü åãî âïåð¸ä, ñàìîìó çàíÿâ àòàêóþùåå ïîëîæåíèå.

Ýòó ôèãóðó ìîæíî âûïîëíèòü òîëüêî íà ñàìîë¸òàõ ñ îòêëîíÿåìûì âåêòîðîì òÿãè.

Ñîãëàñíî Âèêèïåäèè, ÷àêðó Ôðîëîâà ìîæíî âûïîëíèòü íà ñëåäóþùèõ ñàìîë¸òàõ:

ÌèÃ-29Ì (ÌèÃ-33, «9-15», ïî êîäèôèêàöèè ÍÀÒÎ: Fulcrum-E):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Ñó-35 (ïî êîäèôèêàöèè ÍÀÒÎ: Flanker-Å+):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Ñó-37 (ïî êîäèôèêàöèè ÍÀÒÎ: Flanker-F):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Ñó-30 (ïî êîäèôèêàöèè ÍÀÒÎ: Flanker-C):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

F-22 «Ðàïòîð»:

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Ò-50 (Ñóõîé ÏÀÊ ÔÀ):

×àêðà Ôðîëîâà Slovoteka, St-Òåõíèêà, Ñëîâà, Ñëîâàðü, Àâèàöèÿ, Õîëîäíîå îðóæèå, Çåíà - êîðîëåâà âîèíîâ, Ãèôêà, Äëèííîïîñò

Èñòî÷íèêè:

Ïîìèìî óïîìÿíóòûõ â ïîñòå, ïðè ïîäãîòîâêå áûëè èñïîëüçîâàíû ñëåäóþùèå èñòî÷íèêè:

— https://ru.wikipedia.org/

— õòòïñ://ãèôè.êîì/

Áàÿíîìåòð íåäîâîëåí:

— ìóæèêîì, êîòîðûé âåðòåë íà xó.. ïàëüöå ÷àêðó;

— ôîòîãðàôèÿìè Ñó-30 è Ò-50.

Äðóãèå ñëîâà è òåðìèíû:

Pikabu | Instagram

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 мая 2020;
проверки требуют 2 правки.

Сиксти́нская капе́лла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — всемирно известный профессиональный церковный хор.

История[править | править код]

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Большая капелла» (итал. Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший примерно из двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. 31 октября 1512 года Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея капеллы.

Читайте также:  Если первый ребенок родился с синдромом дауна

А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд» по заказу папы Павла III. С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — праздник Вознесения Богоматери.

Росписи[править | править код]

Вид на Сикстинскую капеллу сверху

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481—1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давида Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д’Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

Стены опоясывают два цикла:

  1. История Христа (северная стена)
    1. Крещение Христа (Перуджино)
    2. Искушение Христа и очищение прокажённого (Боттичелли)
    3. Призвание первых апостолов (Гирландайо)
    4. Нагорная проповедь (Козимо Росселли)
    5. Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)
    6. Тайная вечеря (Козимо Росселли)
  2. История Моисея (южная стена)
    1. Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино)
    2. Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли)
    3. Переход через Красное море (Козимо Росселли)
    4. Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли)
    5. Возмущение против законов Моисея (Боттичелли)
    6. Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли)

Фрески Перуджино «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», расположенные на алтарной стене, были сколоты со стены, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Фрески на восточной стене (у входа, напротив алтаря) «Вознесение Христа» Гирландайо и «Спор у тела Моисея» Синьорелли были повреждены из-за падения архитрава в 1522 году и перерисованы. Работу выполнили, соответственно, Генрик ван ден Броек[en] и Маттео да Лечче[en].

  • Крещение

  • Искушение Христа

  • Призвание апостолов

  • Нагорная проповедь

  • Тайная вечеря

  • Вручение ключей

  • Призвание Моисея

  • Обрезание сына Моисея

  • Переход через море

  • Дарование заповедей

  • Возмущение против законов

  • Смерть Моисея

Хор[править | править код]

При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale; часто именуется просто «Сикстинской капеллой», итал. capella Sistina) — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви. Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471 году (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов. Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483 года. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж. М. Нанино и другие. Несколько крупных композиторов эпохи Возрождения, работавших здесь в XVI — первой половине XVII веков, объединяются понятием Римской школы. Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века.

Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы, но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. Единственное, что связывает его с историческим прототипом — гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения.

Реставрация[править | править код]

Фрески Сикстинской капеллы несколько раз подвергались реставрации, самая последняя из которых проводилась с 1980 по 1994 годы. Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав противоречивые отклики, критику и споры.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сайт ватиканских музеев.
  • План и фотографии
  • На сайте Web Gallery of Art
  • Хроника реставрации капеллы на BBC (англ.)
  • Дискуссия вокруг обоснованности реставрации
  • Ubi Petrus, ibi Ecclesia. Концерт хора Сикстинской капеллы (2012) (недоступная ссылка)

Источник