Что такое синдром потери близкого
Синдром утраты (потери) – это состояние, при котором формируется определённый симптомокомплекс сильных эмоций и физических страданий вследствие потери особо близкого и значимого лица.
Согласно одной из самых распространенных теорий, в процессе общения близкие люди начинают воспринимать себя как единое и неотделимое целое. Поэтому, когда кто-то умирает, близкий ему человек чувствует невосполнимую потерю части себя.
Стадии и проявления синдрома утраты.
- Начальная стадия. Иногда её называют шоковым периодом, длительность которого у разных людей может колебаться от нескольких часов до нескольких дней. В этот период человек испытывает выраженное психическое страдание в виде эмоционального напряжения и душевной боли. На этом фоне так же ухудшается физическое состояние, появляются признаки астенизации, заторможенность, нарушается сон, снижается работоспособность, нарушаются когнитивные функции и т.д.
- Стадия поиска – характеризуется подсознательным несогласием и отрицанием безвозвратности утраты. Для этой стадии типично развитие иллюзий, часто кажется, что человек видит умершего в толпе на улице, слышит его голос, шаги и т. п.
- Третья стадия – стадия наибольших страданий. Появляется стойкое осознание произошедшего события, сопровождающееся острой душевной болью, ощущением несправедливости и беспомощности. На фоне отчаяния и острого чувства одиночества появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих мыслей.
- Четвертая стадия или стадия восстановления – наступает в среднем примерно через 40 дней после события и характеризуется постепенным примирением с утратой. Этот период продолжается примерно год. Происходит постепенная нормализация эмоциональной сферы, восстанавливаются физиологические функции и профессиональная деятельность.
- Пятая стадия – завершающая, продолжительностью от одного до двух лет. Человек постепенно возвращается к прежней жизни. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим. Воспоминания не вызывают острых страданий и боли. Жизнь берет свое.
Несмотря на типичную последовательность стадий, переживание утраты носит индивидуальный характер с различными временными отрезками и проявлениями.
Существует несколько осложненных форм этого синдрома:
- Хронический синдром потери. Это состояние характеризуется затянувшейся третьей стадией. Хотя острота проявления душевной боли снижается, но при этом она начинает носить постоянный характер. К человеку не приходит осознание утраты и примирение с этим. Даже спустя многие годы, а иногда и десятилетия любое напоминание о событии может вызывать острую эмоциональную реакцию.
- Конфликтное горе. При этом состоянии у человека чрезмерно усиливается чувство его собственной вины в произошедшем событии. Часто это характерно для родителей по отношению к их погибшим или умершим детям. Возникает порочный круг, когда мысли о событии постепенно трансформируются в самообвинение, что может, как и в случае с хроническим синдромом приводить к существенному удлинению периода восстановления, а иногда и к развитию депрессии.
- Неожиданное горе. Данное состояние может развиться в случае, когда смерть близкого человека происходит внезапно, чаще в результате несчастных случаев или автокатастроф. Внезапность делает почти невозможным принятие и осознание утраты. Развитие первой и второй фазы происходит стремительно и, по сути, синдром начинается с третьей фазы. При этом преобладают выраженные чувства тревоги, самообвинения и депрессия. Зачастую у человека возникают мысли о нежелании жить и о самоубийстве.
- Отсутствующее горе. Иногда ответная реакция человека на горе не типичная: отсутствуют внешние проявления, поведение несколько отрешенное и окружающие часто расценивают это как бесчувственность. Между тем, такое состояние в полной мере свидетельствует о глубоком переживании. Чем дольше длиться такой «без эмоциональный» период, тем больше возможна степень выраженности последующей реакции.
Жизнь после смерти.
Первая трудная задача. Потеря близкого и любимого человека порой приводит к выраженному регрессу личности. Это проявляется в ощущении беспомощности, неспособности противостоять обстоятельствам, появляются черты «детского» поведения. Задача состоит в том, что человеку необходимо приложить все силы и адаптироваться к новым условиям существования.
Вторая трудная задача. Когда человек теряет близкого, он лишается определенного уклада жизни. Ушедший из жизни человек исполнял определенные роли, отвечал за какие то обязанности. Все это уходит вместе с ним. Задача — необходимо организовать жизнь на новый лад и в этом должны активно участвовать родственники и друзья.
Третья трудная задача — это перестроить эмоциональное отношение к умершему. Оно должно перемениться таким образом, чтобы появилась возможность продолжать жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения.
И только когда человек решит все трудные задачи можно считать завершенным период адаптации к новым условиям. Признаком этого является способность адресовать большую часть чувств не усопшему, а другим людям, быть восприимчивым к новым впечатлениям и событиям жизни.
К сожалению, утраты и потери в нашей жизни неизбежны и рано или поздно любой человек с этим сталкивается. Не всегда удаётся самостоятельно справиться с горем и в этом случае часто требуется медикаментозная поддержка в виде успокаивающих средств. Одним из таких препаратов является Валемидин. Его применение в условиях сильнейшего стресса или потери близкого человека способствует скорейшему прохождению всех вышеописанных стадий и адаптации к жизни. Препарат можно принимать курсом или симптоматически, одно из его преимуществ, то что он не вызывает зависимости и привыкания при длительном применении. Валемидин мягко действует на центральную нервную систему и после его приёма голова остаётся «ясной» в отличие от схожих по действию препаратов, таких как корвалол или валосердин. В составе Валемидина содержатся растительные компонеты: валериана, пустырник, боярышник, мята — они обладают успокаивающим действием, способствуют естественному засыпанию, снижают артериальное давление.
Источник
Человек теряет в своей жизни очень многое и многих. Утрата – это потеря чего-либо или кого-либо очень значимого для личности.
Самой тяжелой утратой является смерть близкого, любимого человека. Это одна из наиболее тяжелых психологических травм, которые человек переживает в течение своей жизни. Психологические травмы многообразны по степени своего негативного воздействия на психологическое, а в ряде случаев, физическое здоровье человека. Переживаемые после смерти близкого человека психофизиологические состояния называются синдром утраты или синдром острого горя (Э.Линдеман).
Человек смертен – это понятно каждому психически здоровому человеку, но человек хочет продлить жизнь, причем, не только свою, но и близких, личностно значимых людей. Смерть воспринимается человеком как зло, огромная беда, трагедия в жизни самого человека и его близких. Она становится моментом расставания со всем, что было в его земной жизни – людьми, делами, удовольствиями, радостями и волнениями и страхами, бедами, болезнями, обидами и оскорблениями, потерями и страданиями.
О смерти в нашей российской культуре под влиянием других мировых культур сложилась традиция молчания – о ней стараются не говорить, не думать, избегать жизненных ситуаций, связанных со смертью. И человек, воспринявший такую культурную традицию, оказывается беззащитен, неподготовлен к ситуации, когда сам сталкивается со смертью близкого, родного человека или возможностью собственной смерти, как правило, в связи с внезапным для него диагнозом неизлечимого, быстро приводящего к смерти заболевания.
Смерть близкого человека
Среди многих утрат, постигающих человека в его жизни, смерть близкого, любимого человека – самая сильная, затрагивающая все стороны жизни, самая болезненная и длительно переживаемая травма.
Переживание смерти близкого человека всегда связано с тем, что это смерть не своя, а другого человека, это область жизни, в которую вмешательство ограничено особенностями отношений с ним. В каких случаях человек может что-то делать для предотвращения угрожающей человеку смерти против его воли, без его согласия? Таких ситуаций, когда это можно и нужно делать, множество. В ряде случаев бездействие оценивается как преступление.
Это не праздные вопросы, с ними сталкивается каждый, потерявший родного, близкого, любимого человека – «Что я мог(ла) сделать? …и он(она) были бы живы!…».
Острота переживаний утраты зависит от нескольких очень важных причин:
отношения с умершим, причина и обстоятельства смерти.
Особенности взаимоотношений с умершим человеком при его жизни влияют на силу и содержание переживаний в связи с его смертью. Наиболее сильные, глубокие чувства горя, страдания, отчаяния испытывают люди, у которых были близкие, доверительные отношения с умершим, основанные на чувстве любви. В этом случае человек теряет источник человеческой любви к себе, возможность в доверительном, понимающем общении раскрыть свои мысли, чувства и т.п.
При конфликтных, нестабильных, проблемных взаимоотношениях в переживаниях утраты преобладают чувства вины, бессилия от невозможности что-то изменить в отношениях, которые сочетаются с чувством горя.
Наиболее спокойно переживается смерть родственников в случае формальных, отчужденных отношений с ним.
Причина смерти близкого человека является значимым фактором, определяющим комплекс переживаний человека в связи с этим событием. Болезнь и особенности ее течения, суицид, насильственная смерть (убийство), внезапная вследствие чрезвычайных обстоятельств (катастрофы на транспорте, стихийные бедствия, боевые военные действия и др.) – эти причины и обстоятельства смерти в значительной степени определяют отношение к самому факту смерти, к умершему человеку, к жизни, ответ на главный для переживающего утрату близкого человека вопрос «Почему? Почему он/она умер(ла)?».
Смерть, наступившая вследствие тяжелой, неизлечимой, длительной болезни воспринимается близкими как неизбежность, и даже освобождение от мучений, которые в большей или меньшей степени присутствуют на предсмертном этапе жизни.
Смерть пациента, состояние которого родственниками, а в ряде случаев и врачами, не оценивается как угрожающее его жизни, часто рассматривается родственниками пациента как следствие недобросовестности, некомпетентности медицинских работников.
Насильственная смерть (убийство) близкого человека добавляет к общему комплексу переживаний человека и острое чувство несправедливости жизни, людей, мира. Действия других людей, повлекшие преждевременную смерть близкого человека, порождают чувство обиды, представление о людях и мире как враждебных и несправедливых, а в ряде случаев – желание отомстить виновникам смерти близкого.
В каждом случае утраты человек всегда решает для себя вопрос о степени собственной вины в произошедшем, о своей ответственности за смерть близкого человека. От того, какую меру вины берет на себя человек или перекладывает на других людей, объективные обстоятельства или самого умершего в значительной степени будет зависеть и динамика, и качественные характеристики процесса переживания синдрома утраты.
Смерть, утрата близких стимулирует человека к переосмыслению своих взглядов и убеждений, становится фактором психологической зрелости личности, углубления самосознания и рефлексии. Если этого не происходит, то возникают различные нарушения переживания горя, ведущие к нарушению социальной адаптации личности, ее взаимосвязей с реальностью.
Горе утраты
Утрата – это переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека, которое сопровождается чувством горя. Переживание горя, как и весь эмоциональный опыт личности, очень индивидуально и своеобразно. В этом переживании отражается социальный опыт, особенности личной культуры, психологические характеристики личности. У каждого горе уникально, неповторимо и может приводить к психологическим кризисам.
Психологические причины горя связаны с чувствами привязанности, любви к близким людям. Горе в этом случае переживается как чувство потери источника и/или объекта любви, благополучия, защищенности. Переживание горя сочетается с такими эмоциями и чувствами, как страдание, страх, гнев, вина, стыд и завершается психологическим состоянием успокоения, повышения работоспособности, активности и т.д. Переживание утраты затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и становится периодом одного из психологических кризисов в жизни человека (кризис становления).
Этот синдром может возникнуть сразу после психологического кризиса, может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь аспект синдрома горя.
Признаки синдрома острого горя
В одной из первых работ Э. Линдеманна (1944), посвященных синдрому острого горя, возникающему при утрате близкого человека, был выделен ряд особенностей этого чувства. Острое горе представляет собой определенный синдром со специфической психологической и соматической симптоматикой.
Э. Линдеманн выделил пять признаков горя:
1) физическое страдание,
2) поглощенность образом умершего,
3) вина,
4) враждебные реакции,
5) утрата моделей поведения.
В 1943 г. в работе Э. Линдемана «Симптоматология и работа острого горя» впервые было введено понятие «работа горя». В современной психотерапии общепризнано, что какой бы ни была утрата, в первое время утраты он испытывает острую душевную боль, переживает нестерпимое болезненное чувство горя. Переживание горя и примирение с утратой – это постепенный, крайне болезненный процесс, в ходе которого происходит формирование образа умершего и вырабатывается отношение к нему.
Работа горя заключается в том, чтобы психологически отделиться от безвозвратно потерянного близкого человека и научиться жить без него.
Чувство вины за смерть близкого человека может испытываться по отношению к самому себе (самообвинение), к другим людям (медицинские работники, родственники, люди, ставшие причиной насильственной смерти и др.), к сверхъестественным силам (судьба, Бог).
Самообвинение проявляется в том, что люди обвиняют себя в каких-либо упущениях, считая себя виноватыми в смерти близкого человека из-за того, что что-то вовремя не заметил, на чем-то не настоял, что-то не сделал.
Обвинения в адрес врачей, медсестер и других медработников чаще всего остаются на уровне межличностного общения в ближайшем круге людей человека, переживающего синдром острого горя, но в ряде случаев воплощаются в жалобы и заявления в официальные инстанции и судебные разбирательства. Родственники могут утверждать, что больной не получал нужного лечения, скончался в результате халатности медперсонала, плохо сделанной операции и т.п.
Обвинения в адрес людей, ставших причиной насильственной смерти, смерти в автодорожных и других авариях, в ходе боевых действий часто сопровождаются переживанием чувства несправедливости и в ряде случаев борьбой за справедливое наказание виновника смерти. В этих случаях родственники погибшего человека стремятся добиться более сурового наказания для виновного.
Обвинения в адрес других людей и совершение каких-то действий для восстановления справедливости, как правило, сопровождаются мотивом «чтобы другие не пострадали» и чувством мести, хотя это чувство может не осознаваться, или прикрываться рассуждениями о справедливом возмездии.
Обвинения в адрес Бога встречаются у у маловерующих людей, когда многое еще неизвестно в исповедуемой религии, не понято или понято ошибочно. В православии это принимает форму ропота на Бога, когда человек противится, не хочет принять то, что происходит по Его воле.
Поздние проявления траурной реакции выражаются в подавлении всех чувств, полной эмоциональной немоте человека. Такая реакция заторможенности возникает значительно позже траурного события.
Этапы переживания утраты
Переживание утраты другого человека включает в себя три этапа.
Первый этап – это переживание состояния психологического шока, которое сопровождается оцепенением, своеобразной заторможенностью после потрясения, резким снижением психологической, интеллектуальной и двигательной активности. Часто человек не в силах, не в состоянии принять, осознать страшную утрату. Он может даже отрицать факт утраты, вести себя так, словно умерший продолжает жить. Траурная реакция может проявляться в том, что человек перенимает характерные черты и привычки умершего, часто продолжает его работу. Такие явления отождествления могут проявляться и в переживаниях страха и беспокойства, что его тоже настигнет смерть от той же причины, что и родственника. Наступает состояние «внутренней немоты». Человек еще не осознает потерю. Все, что нужно сделать, он делает автоматически, по инерции. Могут появиться нарушения сна, аппетита, рассеянность. Все воспринимается пустым и ненужным.
На втором этапе негативные переживания проявляются в виде таких психофизиологических реакций, как состояния тоски, отчаяния, в виде плача, нарушений сна, аппетита, внимания, обострения психосоматических заболеваний, вспышками гнева, приступами безотчетной тревоги и беспокойства, подавленным состоянием. Человек осознает произошедшее событие как свершившийся факт, который кардинально изменяет его жизнь. Внешние проявления негативных эмоций, даже очень сильных варьируют в соответствии с психологическими особенностями личности человека, его социокультурным опытом и особенностями мировоззрения.
На третьем этапе происходит психологическое «принятие» знания о свершившемся событии, понимание того, что жизнь продолжается, несмотря на самые тяжелые утраты. На этом этапе происходит восстановление психологического равновесия, способности рационально мыслить и продолжать жить.
Духовный смысл утраты
Духовная составляющая синдрома утраты в научной психологии рассматривается в незначительной степени. Психологический кризис, возникающий в связи с утратой личностью значимого человека, предполагает пересмотр и разрешение многих смысложизненных, мировоззренческих вопросов. Отношение к смерти, ее видам, причинам и обстоятельствам, вопросы веры в жизнь после смерти, смысла жизни при неизбежности смерти и смысла собственной жизни после утраты – это вопросы, приобретающие особую актуальность для человека, пережившего горе утраты. От их решения зависит возможность справиться с чувствами обиды, гнева, отчаяния, желания мести «виновникам» смерти, возможность жить дальше без умершего человека.
В наибольшей степени духовный смысл смерти человека раскрывается при религиозном, православном понимании жизни и смерти человека. Многие проповедники христианства говорили и писали об этом. Удивительно просто и понятно, вспоминая случаи из жизни, говорил о смысле смерти близких (детей, супругов, родителей) близкий нам по времени своей земной жизни афонский Старец, святой Паисий Святогорец.
«Конечно, человек испытывает боль из-за смерти родного ему человека, однако, к смерти надо относиться духовно» [1, с. 296].
«Если люди постигли глубочайший смысл жизни, то они находят силы правильно отнестись к смерти. Ведь постигнув смысл жизни, они относятся к жизни духовно» [1, с. 292].
Духовный смысл смерти состоит в том, что она является моментом перехода в иной мир, мир вечности, где человек уже ничего не может изменить ни в себе, ни в отношениях с другими людьми, ни в отношении к Богу.
«Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти» [1, с. 290].
Неожиданная трагическая смерть любимого ребенка. Как пережить это?!
« — Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребенка по делам, а он был сбит машиной насмерть.
— Скажи ей: «Водитель сбил твоего ребенка по злобе? Нет. Ты послала его по делам, для того чтобы его сбила машина? Нет. Значит говори: «Слава Тебе, Боже», потому что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти по кривой дорожке. А сейчас Бог забрал его в самый подходящий момент. Сейчас он находится на Небе и не рискует его потерять. Что ты плачешь? Неужели ты не знаешь, что ты своим плачем мучаешь своего ребенка? Что ты хочешь: чтобы твой ребенок мучился или чтобы он радовался? Позаботься помочь другим своим детям, которые живут вдали от Бога. О них тебе надо плакать, а не о том, который убился» [1, с. 293].
Признать, что смерть близкого человека произошла по воле Бога и для блага, как самого человека, так и других людей чрезвычайно сложно, так как это требует отказа от логики земного человека, логики своеволия и признания какой-либо иной справедливости кроме справедливости Бога. Но это единственный путь, придающий силы человеку и смысл жизни как явлению, не ограничивающемуся временем существования биологического тела.
Литература
1. Святой Паисий Святогорец. Слова. Т. IY. Семейная жизнь / Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта (Сухинина). – М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2010.
Источник