Что такое синдром непризнанного гения
…Максим всегда считал себя «скрытым гением». Ещё бы: по его мнению, в голову его приходили только гениальные мысли! Первые места на всех математических олимпиадах были заняты только им… в его буйном воображении! В своих фантазиях он уже давно решил все самые сложные задачи! Именно поэтому, поступать в университет он даже и не думал: «туда ведь берут одних только посредственностей, а гениев стараются срезать». Окончив колледж, Максим долгое время оставался без работы (гению ведь так трудно найти себе достойное место!). Когда друзья звали его стать партнёром в их открывающейся компании, он лишь презрительно отмахивался (их бизнес слишком примитивен для его «уникальных умственных способностей»). Чувствуя себя гением даже в мелочах, Максим отказывался от любых новых возможностей, которые предоставляла ему жизнь. Принять участие в конкурсе? – Ни за что! Начать новый проект? – Не дождутся! Познакомиться с новыми людьми? – Нет, ведь они этого не заслуживают! Он – настоящий гений – не должен «затрачиваться» на заурядные мелочи! Когда ему предложили курсы повышения квалификации, он презрительно ответил: «Курсы? Я слишком умён для ваших курсов!» В результате, Максим однажды остался совсем один, погружённый в свою иллюзию «гордой и красивой жизни непризнанного гения», выражая лишь презрение к окружающим назидательным молчанием и холодными однозначными ответами на вопросы. Он закрылся от новых возможностей, которые предоставляла ему жизнь и потерял драгоценные шансы к развитию! Даже когда он, вдруг, одумался и решил, всё – таки, пройти собеседование для трудоустройства в одну крупную компанию, его, увы, не взяли. «Серость и косность современного общества не в состоянии оценить моих незаурядности и таланта!» — объявил он, и снова так ничего и не поменял в своей однообразной жизни. На вопросы окружающих, как у него дела, он надменно задирал нос: «Так же, как у и всех гениев современности: меня не признают!» Над Максимом посмеивались, его перестали воспринимать всерьёз, давно уже занеся в списки «бытовых клоунов», за обсуждением которых можно от души повеселиться, отдыхая в дружеских курилках…
Часто мы считаем таких как Максим харизматиками. Нам кажется, что харизма человека – в его обособленности и отстранённости, за которыми мы хотим увидеть его уникальную и неповторимую индивидуальность. Это не всегда так.
Отстранённость и презрение к окружающему миру – один из самых серьёзных барьеров на пути к развитию личной харизмы, потому что они являются защитой человека от его собственного страха – страха перед личным неуспехом. (См. курсы, семинары и тренинги по личностному росту, личной эффективности)
За рассуждениями о собственной гениальности и неповторимости, за попытками отстраниться от любых возможностей стоит только один враг человеческого развития — страх потерпеть неудачу. Признайтесь себе в этом, дорогие «непризнанные гении»!
«Синдром непризнанного гения» — это одна из самых распространённых болезней нашего общества. На улицах, в метро, за стёклами проезжающих автомобилей, в офисах и фитнес – клубах, в театрах и культурно – развлекательных центрах, в клубах и кинотеатрах, в кафе, ресторанах и любых общественных местах можно увидеть множество «непризнанных гениев». Скованные и надменные, они образуют целые галереи и музеи мертвенно – неподвижных «скульптур», которые и не живут толком, а лишь самодовольно возвышаются над реальностью, так и не удосужившись её узнать по — настоящему.
«Я – профессионал своего дела, и не нуждаюсь ни в каком обучении!» — кричат «менеджеры», «директора» и «супер – клерки», всерьёз считающие, что они в своей области знают всё.
«Я умею управлять людьми! Меня не интересует классический менеджмент!» — капризничают счастливые карьеристы, которые «доросли» до вожделенного звания «руководитель среднего звена».
«Вы ничем меня не удивите! Я работаю в этой сфере уже 10 лет!» — надменно бросает нам специалист. Именно – специалист, но вот профессионал ли: ведь профессионал – это личность, которая развивается всю свою жизнь…
Если харизма – это сочетание внешнего успеха деятельности и внутреннего удовольствия от неё человека, то «синдром непризнанного гения» — это тот недостаток харизмы, при котором внутреннее (пусть и мнимое) удовольствие от себя любимого сопровождается полным или частичным неприятием окружающих и отсутствием признания со стороны внешнего мира.
…Ольга считала себя самой умной, и не понимала, почему её совсем не ценят на работе. Почему – то все самые серьёзные проекты поручали не ей, самые интересные задачи доставались кому – то другому, оставляя для неё лишь повседневную рутину и однообразную работу. Удивляясь этому, Ольга вовсе не старалась выяснить причину собственного неуспеха, а вместо этого, начинала придумывать историю собственной «непризнанной гениальности». Её не повышают по службе? – Это потому, что руководители попросту завидуют её уникальным способностям! Шеф не берёт её в загранкомандировки? – Просто он боится, что не выдержит конкуренции с её недюжинными талантами. Её не приглашают выступать на совещаниях? – Они просто опасаются, что своей яркостью и грандиозностью она затмит их всех!
Даже если «недюжинный талант, красота и яркость» Ольги и были правдой, то остались правдой только для неё самой: ведь шансов узнать эту правду о себе она больше никому не дала, присоединившись к галерее статуй «непризнанных гениев».
Если бы она, вместо своих ложных умозаключений, хотя бы один раз поговорила начистоту со своими руководителями и коллегами, то всего за несколько минут выяснила бы, что их картина мира кардинально отличается от её собственной, и – главное! — вовсе никто не считает её гением!
Более того, у неё есть реальный шанс исправить ситуацию: просто изменить стиль своей работы и научиться регулярно и конструктивно общаться с коллегами! Глядишь, там и проект интересный поручат, и в командировку увлекательную отправят!
Получение обратной связи от внешнего мира – пусть даже самой негативной – это важная ступенька на пути к развитию харизматической личности. Не закрывать глаза на критику, не бояться её, а с благодарностью шагнуть ей навстречу, услышать её и найти в себе силы меняться – вот отличительные признаки настоящего харизматика. (См. курсы, семинары и тренинги по личностному росту, личной эффективности)
Развить истинную харизму – значит привести в полное соответствие нашу внутреннюю самооценку и внешнее впечатление о нас окружающих. Для того чтобы этого достичь, важно преодолеть себя и найти в себе силы узнать правду от окружающих – что же они на самом деле думают о вас, и какие коррективы в ваше поведение необходимо внести для того, чтобы стать признанным гением!…
Продолжение следует…
Начало статьи в «Твоя уникальная харизма. Часть 3. Синдром «неудовлетворённой звезды»» от 30 июля 2010 г.
Источник
Наконец-то меня признали непризнанным гением!
Аркадий Давидович
Непризнанный гений — без гонорара, но с гонором.
Иосиф Юдилевич
— Непризнанный гений — это тот, у которого так много планов и так мало времени.
Фильм «Игры разума»
Тысячи гениев живут и умирают безвестными – либо
неузнанными другими, либо неузнанными самими собой.
Марк Твен
Есть разряд гениев, открыть которых способны разве что только гении.
Е. Лец
Непризнанный гений как качество личности – склонность претендовать на гениальность, позиционировать себя как гения, не имея для этого никаких оснований.
Количество граней таланта непризнанного гения обычно не превышает числа граней обыкновенного стакана с водкой.
Признаки того, что Вы непризнанный гений. 1. Вы – гений 2. Вас не признают.
Когда не хватает даровитости, многие объявляют себя непризнанными гениями.
Гения не признать невозможно. Он не оставляет людям шанса – признавать его или не признавать. Если таланты опережают современников на годы, то гении обгоняют своё время на века. Если талант пашет на сегодня, то гений творит на столетия.
В отличие от «непризнанных гениев» (по сути, это метафора), истинные гении проявляют высочайшую степень одарённости и достигают результатов, составляющих эпоху в жизни общества или в какой-либо сфере жизнедеятельности.
Как писал Наполеон I: «Гениальные люди — это метеоры, сгорающие, чтобы осветить свой век».
«ГЕНИЙ: любой человек, годовщина рождения которого широко празднуется примерно сто лет спустя после его распятия, сожжения, побития камнями или умерщвления каким-либо иным способом». Элберт Хаббард
Непризнанный гений считает, что вокруг жалкая, примитивная толпа, чернь, одно быдло и жлобы, что никто в силу своей ограниченности его не понимает, он обижается на всех за то, что они не видят его гениальность.
Постепенно он находит общество таких же непризнанных гениев. Все члены общества дружно считают себя гениями. Когда в этом обществе появляется настоящий профессионал, всё сразу становится ясно, печально и грустно. Поэтому непризнанные гении настоящих профессионалов и специалистов в свой круг не пускают.
Два молодых писателя (непризнанные гении) живут в общежитии. Встречаются на кухне. Первый второму: — Молодой человек, что вы со мной не здороваетесь? Я хотя и гений, но прост с людьми. Второй думает: «Два гения на одну кухню — это многовато».
Непризнанный гений убеждён, что за его гениальность весь мир ему крупно задолжал, и он, поэтому имеет полное право ничего не делать, то есть дармоедствовать. Его нисколько не беспокоит обстоятельство, что он ест чужой хлеб, ведь он внушил себе мысль о своей гениальности.
Непризнанного гения должны все жалеть. Чтобы себя жалеть требуется быть именно гением без признания. В непризнании виноваты презираемые другие, поэтому эти другие должны быть наказаны – они просто обязаны немножечко содержать непризнанного, несправедливо обойдённого гения.
Непризнанные гении, целыми днями лежащие на диване, живущие за счёт женщины, вкалывающей нередко на нескольких работах, обожают рассказывать сказки, что они пишут роман, симфонию, поэму. При этом за долгие годы ими не написано ни единой строки или ноты.
О неоценённых творцах и мыслителях, то есть о непризнанных гениях, сначала говорят: — Подаёт надежды, а потом – Подавал надежды.
За броским фасадом маски непризнанного гения скрывается неуверенная в себе, слабая личность с гипертрофированным честолюбием и больным самолюбием.
Психолог Людмила Матвиенко описывает самый распространённый тип непризнанного гения – «Завтракающий»: «Художник, который буквально завтра сотворит шедевр из шедевров (а завтра это лет десять не наступает), писатель с Великим Недописанным Романом, Самоделкин-недоделкин, готовый в ближайшем будущем (самом скором, если мыслить космическими масштабами) осчастливить человечество. При этом непризнанный гений в этой категории первое время производит впечатление крайне деятельного человека, и только со временем становится заметным отсутствие главного – результата. Шума много и пшик на выходе».
Многие женщины, особенно юные и впечатлительные особы, клюют на непризнанных гениев, как рыбки на червячка.
Ещё Гюстав Флобер правильно подметил: «Если женщина любит хама, то он непременно непризнанный гений, избранная душа и т. п., так что из-за своей природной склонности к косоглазию они не видят ни истинного, когда его встречают, ни прекрасного там, где оно есть. Общая их болезнь — требовать от яблони апельсинов».
Писатель Дмитрий Герасимов в контексте этой мысли пишет: «Странный вы народ, женщины. Вас так легко охмурить сладкими, заумными речами. Вы качаетесь под них, как змея под дудку, забывая, что мужчина – это, прежде всего, молчание и дело. Какой-нибудь физик-неудачник, непризнанный гений, пустил сопли, потряс воздух перед вами, и он уже – лучший!»
Быть непризнанным гением легко. Он желанный гость в психушке. Это вам любой психиатр подтвердит.
На приеме у психиатра: — Доктор! Почему все говорят, что у меня мания величия? — А вы, собственно, кто? — Я гений. Просто гений. — Достаточно, можете не продолжать. У вас нет мании величия. Мы, гении, этим не страдаем.
Непризнанным гениям не по душе родная сторона. Именно Россия, как они считают, не дала им в полной мере раскрыть свою гениальность, поэтому к ней они испытывают неприязнь. Именно непризнанные гении значительно удлиняют линейку ельциноидов, либерастов и дерьмократов, ненавидящих свою страну.
Гений среди удобрений обидчив, как девушка. Мания величия, высокомерие и непомерная гордыня мешают ему объективно без идеализаций взглянуть на себя незамыленным взглядом.
Анекдот: — Мир теряет своих гениев: Эйнштейн умер, Бетховен оглох, Пушкина застрелили, теперь вот у меня что-то голова побаливает…
Непризнанного гения трудно представить вне зоны завышенной самооценки, незрелости личности и самовосхваления. Самовосхваление порождает гордыню, тщеславие, самодовольство и хвастовство. Самовосхваление – это самообман себя с помощью хвастовства самому себе и самодовольства самим собой. В связке с хвастовством, бахвальством, клянченьем похвал и высоких оценок, самовосхваление становится одной из красноречивых форм проявления комплекса непризнанного гения. Страшась быть непризнанным, самовосхваление говорит: «Сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит» и всеми способами стремится привлечь к себе внимание.
Когда похвалы со стороны исчезнут, появится беспокойное состояние, порождающее зависть, обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие довески непризнанного «гения».
Резюме непризнанного гения.
…………………………. (разборчиво вписать имя).
Ищу работу в соответствии с собственными запросами. Конкретной специальности не имею. Профессиональные навыки отсутствуют. Образование — в общих чертах. Первоочередное требование к должности — отсутствие работы, необходимой к выполнению. Требования к заработной плате и наличию доступа в интернет — самые строгие. Умение работать в коллективе отсутствует, с коллегами недоброжелателен. Уважение к начальству отсутствует, с руководством игнорирующ и непочтителен. Некоммуникабелен, неэнергичен. В готовности к профессиональному самосовершенствованию не замечен. На рабочем месте склонен появляться нерегулярно, но ненадолго. Владение языками — английский и французский — читаю и перевожу со словарём, но не понимаю смысла; русский — читаю свободно, но не понимаю смысла; русский мат — говорю свободно, но не все понимают…
Р.S. Имею большое количество неопубликованных научных трудов.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Источник
Люди с этим синдромом не могут нормально ходить и говорить, но обладают «суперспособностями» — они помнят невероятные объемы данных и считают в уме как компьютер
Синдром саванта (савантизм; от фр. savant — «учёный») — редкое состояние, при котором у человека на фоне тяжелого поражения головного мозга наблюдается одна или несколько выдающихся способностей. Зачастую это сверхпамять, а также математические или художественные таланты. Обладателя перечисленных признаков называют «савантом». Термин, изначально звучавший как idiot savant («идиот учёный»), ввел в конце XIX в. английский врач Джон Лэнгдон Даун. Здоровый человек с теми же способностями звался бы гением.
Сухое определение синдрома меркнет перед описанием его «клиники». Классический пример — прототип «человека дождя» Ким Пик, родившийся с макроцефалией, черепно-мозговой грыжей, поражением мозжечка и агенезией (врожденным отсутствием) мозолистого тела, передвигался с затруднениями и не мог выполнять элементарные действия по самообслуживанию. Его суперспособностью была память: Пик помнил содержание более 9000 прочитанных в течение жизни книг, от телефонного справочника до собрания сочинений Шекспира, а также сотни музыкальных произведений. Кроме того, он помнил подробные карты многих городов США так хорошо, что мог дать рекомендации по проезду из любого пункта А в пункт Б.
Таким образом, синдром саванта — редкое исключение из утверждения «хорошее дело синдромом не назовут», эта форма заболевания к практической медицине относится весьма условно: не выставляется в диагноз, не классифицируется МКБ-10 и не нуждается в медицинском наблюдении и лечении.
Люди Икс
По данным Дарольда Трефферта, посвятившего изучению «болезни гениев» более 50 лет, в 2015 г. на планете жило чуть больше трёхсот человек с яркими проявлениями савантизма. С другой стороны, финские ученые только в одной своей стране насчитали более пятисот детей с синдромом саванта.
Около половины савантов — больные аутизмом, у других диагностируется врожденные аномалии развития головного мозга (например, агенезия мозолистого тела, поражения гипофиза или гипоталамуса), синдром Вильямса, туберозный склероз, а также умственная отсталость разной степени. По данным отдельных исследователей, каждый десятый аутист обладает признаками болезни саванта, при других заболеваниях такой приятный бонус достается реже: примерно 1:1400–2000 случаев у больных олигофренией разной этиологии. Также описано около тридцати случаев приобретенного синдрома саванта, когда экстраординарные способности развиваются, например, после тяжелой травмы головы, геморрагического инсульта или по мере прогрессирования лобно-височной деменции. Соотношение савантов-мужчин и савантов-женщин составляет 4–6:1.
Синдром Вильямса (синдром «лица эльфа») — врожденный порок развития, возникает при делеции участка длинного плеча 7 хромосомы, характеризуется надклапанным аортальным стенозом, стенозом периферических легочных артерий, характерными чертами лица, дефектами зубов и инфантильной гиперкальциемией, умственной отсталостью и низкорослостью. Частота — 1:10 000 новорожденных.
Классификация
Так как медицина своим вниманием это состояние обошла, классификация и критерии синдрома гениев очень условны. Большинство описанных способностей савантов можно разделить на несколько направлений:
- Отличная память присуща всем людям с синдромом саванта, на ней во многом базируются их способности. Яркими примерами могут служить упомянутый Ким Пик либо описанный в 1887 г. умственно отсталый подросток, наизусть в прямом и обратном порядке цитировавший шесть томов «Истории упадка и разрушения Римской империи» (это раза в два больше «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого).
- Скоростной счёт. Перемножение в уме многозначных чисел, возведение в степени, извлечение квадратных корней. «Сколько секунд прожил человек в возрасте 70 лет, 17 дней и 12 часов?» На этот вопрос человек-савант Томас Фуллер ответил через полторы минуты: «2 210 500 800» — и не забыл учесть високосные года.
- Вычисление дней недели («календарный савантизм») близко к предыдущей способности. Какой день недели был 23 мая 1367 года или будет 16 октября 4386?
- Способность к музыке. Быстрая (иногда — самостоятельная) обучаемость игре на музыкальных инструментах (от одного до 22). Способность с большой точностью воспроизвести однажды услышанную мелодию. Во многих случаях эта способность сопутствует врожденной или приобретенной в раннем детстве слепоте и умственной отсталости. Пример — Лесли Лемке, родившийся с церебральным параличом, повреждениями мозга и тяжелой глаукомой, по причине которой ему были удалены глаза в первые месяцы рождения. Он не глотал самостоятельно пищу до года, первое десятилетие жизни провел, по выражению приёмной матери, «как хрупкий маленький цветок», то есть в уголке, молча и без движения. Он научился стоять в 12 лет, а в 14 лет сыграл на фортепиано услышанный накануне по телевизору «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» Чайковского. Лемке может повторить любую мелодию, по традиции, и задом наперед тоже.
- Изобразительные способности. Как и в случае с музыкой, умение очень детально повторить однажды увиденное в живописи, графике и скульптуре.
- Способности к изучению языков. Описан случай Кристофера, пациента с аутизмом и «болезнью гениев», умеющего читать, писать и переводить с одного на другой на двадцати языках.
- «Механический» навык. Понимание принципов работы механизмов, умение их починить и усовершенствовать. Опубликован случай умственно отсталого пациента, начавшего говорить в десять лет, и не научившегося читать и писать, несмотря на интенсивные попытки, однако умевшего чинить велосипеды, часы и электроприборы, типа плит, проекторов и посудомоечных машин, а также самостоятельно собиравшего различные электрические приспособления.
Туберозный склероз (болезнь Прингла — Бурневилля) — генетическое заболевание, при котором наблюдается специфическое поражение головного мозга и образуются множественные доброкачественные опухоли различной локализации. Частота — 1:30 000 населения.
Как видно, большая часть способностей савантов направлена на воспроизведение услышанного, прочитанного или увиденного, однако, по сообщениям исследователей, с течением времени у людей с синдромом возможно развитие навыков импровизации, особенно в музыке. Кроме того, большинство умений по большому счёту лишены большой практической значимости.
Приобретенный талант
Одно или даже несколько из перечисленных качеств, по всей видимости, может получить любой человек без больших усилий со своей стороны, если ему «повезет». Как получить синдром саванта? Достаточно, например, получить тупым предметом в переулке по голове, неудачно нырнуть в бассейн, перенести геморрагический инсульт или, конечно же, попасть под удар молнии. Однако, вероятность такого «везения» не высчитает и савант, так как голову ежедневно травмируют тысячи, а способностями к математике и рисованию после этого блеснул пока только продавец матрацев Джейсон Пэджетт, сильно избитый сентябрьской ночью 2002 г. на выходе из караоке-бара. Помимо проблем со здоровьем, бывший 31‑летний любитель выпить и попеть приобрел «геометрическое мышление». Он стал видеть окружающий мир в целом и математические формулы в частности как совокупность линий и геометрических фигур. В итоге Пэджетт профессионально занялся теорией чисел.
Описан случай 9‑летнего мексиканского мальчика, раненного пулей в левую височную область при ограблении. Помимо того, что у него случился правосторонний паралич, он еще разучился говорить, читать, писать и считать. В плюсе: перестал теряться в незнакомой местности (всегда знал дорогу к новому дому при частых переездах семьи), начал отлично чинить и совершенствовать всевозможные механические устройства и с фотографической точностью перерисовывать увиденное.
Возрастные дегенеративные заболевания головного мозга обычно ставят крест на карьере художника. Однако бывает и наоборот: в 1998 г. Брюс Миллер с соавторами описали в журнале Neurology пять случаев внезапного желания и умения рисовать у пациентов с лобно-височной деменцией, причём навык развивался параллельно с тяжестью заболевания. При проведении однофотонной эмиссионной компьютерной томографии у пациентов было выявлено преимущественное поражение левых отделов мозга.
Попытки объяснения и изучения
Очень небольшое число работ направлено на попытки изучения этого состояния, что, вероятно, связано с его редкостью, безвредностью для носителя и ограниченными возможностями в воздействии на собственно субстрат — головной мозг. Разница в частоте развития между мужчинами и женщинами может быть связана с нейротоксичным действием избытка тестостерона в эмбриональном периоде на определенные отделы мозга. В некоторых случаях прослеживается связь между травматическим или иным повреждением левой височной доли и развитием синдрома саванта, при этом правые отделы мозга либо очень хорошо берут на себя его функции (понимание графических символов), либо выходят из‑под контроля левого «логического» полушария, склонного обобщать данные и опускать несущественные детали. В ряде работ некоторая дисфункция левых отделов описана и у аутистов.
На удивление, пока известна только одна попытка искусственно повысить гениальность синдромом саванта. Аллан Снайдер из Университета Сиднея, вдохновившись идеей об «освобождении от тирании левого полушария», попытался временно «отключить» левую височную долю у одиннадцати добровольцев (из них семеро получали плацебо), воздействуя на нее методом повторной транскраниальной магнитной стимуляции, и отметил кратковременное улучшение навыка перерисовывания и запоминания текста. На более смелые эксперименты — с механическим воздействием на мозг — пока никто из ученых не решился, либо скромно умолчал о результатах.
Заключение
Синдром саванта — это не только чудесная иллюстрация возможностей человеческого мозга и вызов нейрофизиологам, но и проявление поистине бездонного человеческого альтруизма. За большинством известных людей-савантов, так или иначе пришедших к признанию, стоят родные и приёмные родители, положившие жизни на выхаживание и развитие ребенка «без видимых перспектив».
Источники
- Treffert DA. Savant syndrome: realities, myths and misconceptions. J Autism Dev Disord. 2014; 44 (3): 564–71.
- Treffert DA, Rebedew DL. The Savant Syndrome Registry: A Preliminary Report. WMJ. 2015; 114 (4): 158–62.
- Snyder AW, Mulcahy E, Taylor JL, Mitchell DJ, Sachdev P, Gandevia SC. Savant-like skills exposed in normal people by suppressing the left fronto-temporal lobe. J Integr Neurosci. 2003; 2 (2): 149–58.
- Snyder A. Explaining and inducing savant skills: privileged access to lower level, less-processed information. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009; 364 (1522): 1399–405.
- Hughes JR. The savant syndrome and its possible relationship to epilepsy. Adv Exp Med Biol. 2012; 724: 332–43.
- Rieznik A, Lebedev M, Sigman M. Dazzled by the Mystery of Mentalism: The Cognitive Neuroscience of Mental Athletes. Front Hum Neurosci. 2017; 11: 287.
- www.news.com.au
Источник