Что такое синдром младшей сестры
.
Более 100 лет назад З.Фрейд описывал важное значение положения человека в структуре семьи. С мнением психоаналитика согласны современные представители возрастной и семейной психологии. От того, является ребенок младшим, средним, старшим или единственным, зависит его характер, стратегия поведения, жизненная позиция и даже возможные комплексы.
Комплекс младшего брата (младшей сестры) — потенциальная проблема семей, которые решили завести второго ребенка.
Описание комплекса младшего брата
Этот феномен является причиной нерационального воспитания. 2 ребенок в семье сразу после рождения получает больше внимания, ласки и заботы, чем первенец. К новому члену семьи относятся лояльнее, т. е. ему прощают те шалости, за которые старшего брата серьезно наказали бы. Мама и папа объясняют такое отношение тем, что «он маленький», поэтому ему нужны лучшие игрушки, развлечения и больше свободы.
Многие родители не сознаются себе в том, что 1 ребенок был скорее «пилотным вариантом», способом набраться опыта в уходе за детьми. Старшее чадо это понимает и злится на нового брата, а тот обзаводится очень вредными качествами характера:
- Несамостоятельность. Любовь к малышу часто превращается в гиперопеку и новоиспеченный любимчик вырастает неприспособленным к жизни лентяем. Если на «дрессировку» старшего сына у родителей было время, то чтобы прокормить семью из 2 детей, приходится пренебречь воспитанием младшего. В итоге последний не умеет и не хочет выполнять элементарных бытовых действий.
- Отсутствие самодисциплины. Синдром младшего брата характеризуется неспособностью рационально распределить свое время, организовать продуктивную деятельность и преодолеть патологическую лень, т. к. кроху этому просто не научили. Во взрослой жизни ему будет сложно, особенно во взаимодействии с коллегами и вышестоящими лицами.
- Безответственность. Причина этого свойства личности кроется в недостатках воспитания. Малыша просто не научили ответственности, с самого детства не допускали к выполнению ответственных заданий и не давали важных поручений. Это делалось из благих побуждений, но привело к тяжелым последствиям — неспособности взять на себя ответственность за свои же слова и поступки.
- Эгоцентризм. Это логично, что человек, которого баловали с самого рождения в присутствии ущемленного старшего брата, вырастет целиком зацикленной на своих потребностях личностью. Маленький эгоист быстро привыкает к тому, что находится в центре внимания и получает то, что захочет, а после взросления искреннее недоумевает, почему никто из окружающих не считает, что он центр мироздания.
- Склонность к манипулированию. Общеизвестно, что дети — это самые умелые манипуляторы, они способны мастерски применять хитрые уловки для достижения желаемой цели. Младшие дети — это еще большие манипуляторы. Эта характеристика переходит во взрослую жизнь и часто мешает налаживанию здоровых отношений с окружающими — сложно построить гармоничную связь с тем, кто неспособен с бескорыстным добрым поступкам.
- Агрессивность. Как только младший ребенок начинает расценивать старшего как потенциального или реального соперника, завязывается холодная война в виде скрытой агрессии, а иногда доходит до словесных перепалок или драк. Более того, ревную маму и папу к брату, агрессор может перенаправлять свое недовольство и злобу на совсем непричастных людей или даже животных.
Описанные симптомы болезни четко характеризуют эталонный образ человека с синдромом младшего брата.
Противоположностью этого комплекса является синдром старшего брата (старшей сестры).
Характеристика комплекса старшего брата
Старший ребенок является противоположностью 1-му герою повествования. Если младший брат безответственный, несамостоятельный, недисциплинированный, эгоистичный манипулятор, то в старшем родители успели воспитать кардинально полярные качества, но в этом случае также есть нюансы:
- Возможность потерянного детства. На своего первенца возлагают большие надежды, поэтому записывают его на все кружки, совсем забывая о том, что ребенок должен познавать мир и общаться со сверстниками. Причина этому одна — желание родителей реализоваться через свое чадо.
- Сложности в общении. Оставлять старших детей присматривать за младшими, когда взрослые на работе, является нормой. И так длится годами: пока ребята играют во дворе, кому-то приходится сидеть с малышом, ждать родителей и с завистью смотреть на других детей в окно.
- Повышенная критичность. К старшим детям всегда предъявляется больше требований, а это влияет на то, что малыш и сам начинает ставить перед собой слишком много задач и требовать только идеального их выполнения. Это поможет ему многого добиться в жизни, но также включит повышенную тревожность в структуру личности.
Аналогом этого феномена выступает сестринский комплекс. Он воспитывает в женщинах с ранних лет самостоятельность и способность заботиться о других. Более того, такие представительницы прекрасного пола становятся отличными женами, поскольку способны подарить своим мужьям поддержку и ласку.
С другой стороны, данный комплекс не проявляется без тотального стремления контролировать все вокруг, так что обладательницы этого синдрома с трудом расслабляются и редко передают ответственность в чьи-либо руки.
Заключение
Сложности возникают в любом случае, независимо от того, каким по счету родился ребенок. Разрешение ситуации требует одинакового отношения ко всем детям, без выделения любимчиков. Необходимо уяснить то, что дети разные и сравнение в чью-либо пользу недопустимо. С самого детства детей необходимо подружить с помощью общих занятий: семейные поездки на море или в парк аттракционов, пикник, вечерний просмотр хорошего фильма и т. д.
Загрузка…
Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой — Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года.Портфолио
Использованные научные статьи:
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ (Рыжкын)
- ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ КОНСТРУКТОВ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ (Локосина)
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ (Опачанов)
Использованная литература:
- Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. –2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. – Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. – 732 с.
- Венгер, Л.А. Психология / Л. А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 206 с.
Источник
.
Каждая семья, где есть два или больше малышей, сталкивалась с проблемой соперничества. Связано это с восприятием себя и своего положения в семье и обществе. Как показывают исследования, наше поведение в обществе зависит от того, каким по счету мы были: страшим, средним, младшим или единственным. В зависимости от этого фактора меняется наш характер и мировосприятие.
Описание
Исходя из названия можно отметить, что этот комплекс встречается у младших в семье. Синдром младшего брата или комплекс младшей сестры – это в первую очередь влияние воспитания. С рождением второго малыша в семье происходят перемены, на новорожденного переносится вся любовь и забота родителей.
Часто родители уверены, что малыш, родившийся позже, должен получать всё внимание, он маленький. С появлением такой мысли у родителей, у детей начинает развиваться комплекс младшего ребенка. Малыш видит, что ему достается всё самое лучшее, по сравнению со страшим, и привыкает к такому положению дел.
Существует и другая сторона синдрома. Родители, которые пережили опыт воспитания старшего, целиком перекладывают его на младшего. В результате чего его постоянно сравнивают со страшим, выбор дополнительных занятий очевиден – младшего запишут в тот же кружок, что и старшего. Младший не проводит время со своими сверстниками, потому что гуляет он в окружении старшей дочери или сына и его друзей. Самая непродуманные вещи – это постоянные сравнения одного с другим, на фоне этого могут развиться многочисленные комплексы.
Проявления проблемы
Для того чтобы понять, есть ли у вашего чада такой комплекс, необходимо ознакомиться с присущими ему чертами. Не все они заметны в детском возрасте, большинство проявляются тогда, когда воспитывать уже поздно.
- Люди с подобным комплексом склонны быть эгоистичными. Дети быстро привыкают, что их балуют, и внимание крутится вокруг них. От взрослой жизни они ожидают того же.
- Малышу тяжело дается самодисциплина и организация. Он привык, что за него всё делают другие.
- Младшие – манипуляторы. Все знают, как получить желаемого. Но дети, рожденные вторыми, – прирожденные манипуляторы. У них есть все рычаги давления на семью, родственников и окружающих.
- Безответственность. Младшим прощается почти всё, потому что считают их еще маленькими. Что бы они ни сделали, им всё сойдет с рук. И это очень плохая тенденция, каждый человек, даже самый маленький, должен нести ответственность за свои действия.
- Бунтарское начало. В семьях, где детей сравнивают с друг другом, рождаются бунтари. Дети стараются сделать всё наперекор и вопреки родителям, чтобы доказать, что они лучше.
- Драки между детьми. В каждой семье есть негласное соревнование за внимание родителей. Иногда такая конкуренция перерастает в самые настоящие драки.
Комплексы из семьи
Комплекс младшего брата или комплекс младшей сестры – это не единственные проблемы, которые возможны в семьях. Комплекс старшего брата или старшей сестры проявляется в чувстве ответственности за младшего братика или сестричку. Неправильно, когда родители перекладывают ответственность за младшего на старших детей. Поэтому первенцы быстрее взрослеют, становятся перфекционистами и стремятся к лидерству. Также комплекс старшей сестры может сыграть роль в замужестве. Женщины с синдромом старшей сестры оберегают мужа и не позволяют себе лишнего ни при каких обстоятельствах.
Комплекс брата/сестры или же сестринский комплекс проявляется в повышенной заботе не только к братьям и сестрам, но и ко второй половине, друзьям. Такие люди очень нежны и заботливы, часто становятся врачами.
Комплекс братика присущ людям, которые привыкли к чрезмерной заботе. Они безответственны и ожидают помощи от других.
Полезные советы
Как известно, все наши проблемы из детства, поэтому бороться с ними надо еще тогда, а в идеале не допускать их появления. Чтобы предотвратить появление комплекса, необходимо:
- уделять своим детям равное внимание: никто не должен чувствовать себя обделенным или недостойным любви – проводите равное количество времени с обоими;
- не ожидайте, что второй малыш будет копией первого: несмотря на то, что дети рождены в одной семье, они могут быть совершенно разными – не заставляйте младшего идти по стопам первенца, если он того не хочет;
- подружите детей: казалось бы, они должны с самого начала сами подружиться, но это не так – часто дети враждебно настроены по отношению друг к другу, т. к. собираются бороться за внимание родителей.
Некоторые родители уверены, что развитие тех или иных комплексов неизбежно. Но при правильном воспитании и грамотном выстраивании отношений, любых проблем можно избежать. Главное – не пускать все на самотек.
Загрузка…
Источник
Первенец получает неразделенное внимание родителей, но с рождением второго ребенка он автоматически переходит в категорию «взрослых». Старшие дети рано познают ответственность, стараются подражать взрослым, стремятся к лидерству и совершенству. Забота о младших детях способствует их эмоциональному и психологическому развитию, развитию самооценки, навыков достижения целей.
Младшие дети получают больше обожания, они легко принимают заботу, склонны к оптимизму и амбициозности. Необходимость противостоять старшим детям взращивает в них либо натуру бунтарей и спасителей жертв, либо дипломатов и миротворцев.
Если рассматривать роль сиблинговых отношений в жизни женщины, психологи выделяют комплекс младшей сестры и комплекс старшей сестры.
Комплекс младшей сестры
Маленькая девочка растет младшей в семье — ласковая малышка, любимец пожилых родителей, забавная игрушка для старших детей.
Преимущества этой роли:
— масса внимания и обожания от родителей;
— забота и помощь старших детей;
— дополнительные материальные блага.
Недостатки этой роли:
— ревность и давление со стороны старших детей;
— зависимость от чужой воли, недостаток уверенности и самостоятельности;
— нереализованная потребность в соревновании и отделении.
По мере взросления младшей сестре приходится преодолеть комплекс зависимого беспомощного человека, научившись брать ответственность за свою жизнь, определять свои собственные нужды и способы достижения цели. Порой младшим детям приходится в прямом смысле отделиться от родителей и сиблингов — физически и географически, переехав в другой город, страну.
Дальше начинается процесс развития навыков для собственной реализации, пересмотр навязанных ценностей, разрешение внутренних конфликтов. Все это может сопровождаться, с одной стороны, чувством вины за свои желания и право отделиться; а с другой стороны, нежеланием взрослеть, скрытой тоской по созависимым отношениям. Все процессы — в благо, ибо именно так душа растет в непрерывном труде.
Как правило, наличие старшего брата воспитывает в девочке женственность, уважение к мужскому началу, способность сострадать мужчине, легко принимать защиту и помощь. К сожалению, грубые и подавляющие братья формируют в младшей сестре комплекс жертвы: безвольной и безответственной, пассивно-агрессивной женщины. Как правило, такие женщины выбирают себе супруга/партнера по подобию брата, таким образом, обеспечивая себе возможность встретиться с травмами детства снова. Пройдя такой кризис благополучно, женщина способна выйти из роли жертвы, найти свою индивидуальность и целостность, восстановить веру в себя и доверие к мужчинам.
Комплекс старшей сестры
Старшая сестра, как правило, является своеобразной доброй феей и защитницей для младших детей. Старшим сестрам поначалу очень нравится возиться с малышами, примерять на себя родительскую роль, чувствовать себя взрослыми и сильными по-сравнению с ними.
Преимущества этой роли:
— эмоциональная подпитка, обожание и благодарность младших;
— доверие родителей, возможность быть лидером;
— более развитый интеллект, реализация через младших детей.
Недостатки этой роли:
— подражание взрослым воспитывает перфекционизм, желание контроля;
— невозможность быть ребенком при чрезмерной занятости младшими детьми;
— конкуренция за внимание родителей, вплоть до ненависти к младшим детям.
Имея младших сиблингов, старшие сестры могут брать на себя излишнюю ответственность за защиту младших детей перед их сверстниками, тем самым мешая им выработать определенные навыки адаптации в обществе. В случае «старшая сестра/младший брат» дети часто конфликтуют из-за претензий на лидерство. В браке старшая сестра склонна превращаться в женщину-мать для своего мужа, поэтому важно осознанно выходить из роли «старшей» и возвращаться в роль жены.
Младшие братья, в свою очередь, склонны выбирать в жены тип старшей сестры — заботливой и самостоятельной женщины, способной обеспечить ему привычный комфортный мир, не требующий слишком больших усилий с его стороны. Наличие слишком авторитарной и агрессивной сестры подрывает доверие мужчины к женщинам, формирует желание подавлять партнершу в браке, соревноваться за любовь детей, контролировать и оказывать психологическое давление.
Психологическое взросление включает в себя определение персональных границ и развитие недостающих качеств, ограничения на которые были поставлены в детстве. Для женщин такая черта, как принятие, очень важна для построения счастливой семьи и гармоничных отношений с супругом и детьми. Поэтому неразрешенные детские конфликты необходимо рассмотреть и разрешить в обоих случаях:
Старшим сестрам нужно позволить себе просить и принимать помощь без критики и страха потерять контроль.
Младшим сестрам необходимо научиться принимать заботу без вины и нездорового соперничества.
Разрешив внутренний психологический конфликт, зародившийся в детстве, человек делает еще один шаг к внутренней гармонии и миру с самим собой. Если человеку удалось найти свой собственный путь, у него меньше претензий и больше благодарности к братьям и сестрам.
Источник
Последнее время очень часто можно услышать, что родные люди перестают общаться. Социальные сети пестрят плакатами о предательстве родственников и это не голословные выдумки, а вполне реальные факты.
Почему же так происходит?
Что, например, делить двум сестрам, выросшим в одной семье?
Казалось бы нечего. Им обеим не светит большое наследство и у каждой своя обустроенная жизнь. Почему мать перестает трепетно относиться к повзрослевшей дочери, а дочь в свою очередь лелеет обиды на родного человека?
Нет никаких видимых причин разрывать родственные связи, но, тем не менее, сестры начинают враждовать, а мать с дочерью никак не найдут общий язык. Вечная проблема отцов и детей существовала всегда, а в наш просвещенный век она стала ярче и наглядней. Почему?
Ответ на самом деле прост — люди перестали бояться высказывать свое мнение. Старшее поколение считает, что дети с возрастом становятся строптивыми и неуправляемыми, но на самом деле дети вырастают и начинают жить по собственным правилам. Раньше дочь до самой старости не смела матери слово сказать поперек и терпеливо выполняла все ее указания. Это же мать. Новое поколение не желает пресмыкаться ни перед родителями, ни перед старшими братьями и сестрами.
Одна сестра всегда была старшей и опекала младшую в силу своего старшинства. Она привыкла командовать и давать наставления, требуя тщательного выполнения ее приказов. Прошли годы, и грань между разницей в возрасте стерлась, а привычка осталась. И сорокапятилетняя женщина продолжает учить жизни сорокалетнюю, а та уже сама получила образование и не нуждается в опеке. «Делай, как я говорю!», «Я старше, поэтому ты должна меня слушаться!», «Я знаю лучше!», — привычно требует старшая сестра, ведь так было всегда и должно продолжаться. Но у младшей уже своя голова на плечах и она не собирается подчиняться. И происходит конфликт.
Одна ссора следует за другой и вот родные люди уже ненавидят друг друга. На самом деле не нести же крест «младшей сестры» всю оставшуюся жизнь, боясь сказать не то слово или сделать что-то по своему наперекор старшей сестре. Каждый взрослый человек имеет право на свое собственное мнение. И его нужно уважать.
Мать наставляет тридцатилетнюю дочь знаниями, полученными в далекой юности которые давно потеряли актуальность, а дерзкая девчонка не желает следовать устаревшим советам. Ведь жизнь идет вперед семимильными шагами и диктует совсем другие правила. «Почему ты стала такой строптивой? Делай, как я говорю! Я же мать!», — возмущается родительница, не желая терять контроль над ребенком. Да потому что она уже состоявшаяся, современная, грамотная женщина и сама знает как ей жить. Она сама может многому научить и времена когда ребенок слепо подчинялся матери, давно прошли.
Привычка командовать и подавлять — вот причина всех распрей и скандалов. И это даже не домашняя тирания, а действительно привычка выработанная годами. Старшее поколение не желает понимать, что их власть над повзрослевшим ребенком закончилась. Сын или дочь выросли, заимели собственное мнение и почувствовали себя свободными людьми. Ими не надо командовать. Их надо просто любить и принимать такими, какими они выросли. И уважать их собственное мнение даже если оно кардинально отличается от мнения старшей сестры или родителей.
Источник