Что такое синдром чистого листа
Бывает такое: нужен текст, а он не пишется. Сидишь перед открытым документом Word или бумажным блокнотом — и нужно написать хотя бы строчку, но процесс не идет.
И неважно при этом, копирайтер вы, писатель со стажем, начинающий или опытный блоггер, влюбленный, набирающий смс, или подчиненный, которому начальник приказал написать коммерческое предложение — проблема одна: внутренний «стоппер», который мешает начать красиво, грамотно, с душой и по делу излагать мысли на бумаге. Творческие люди и психологи назвали его «синдромом чистого листа» и даже придумали, как с ним бороться.
Синдром чистого листа — это ступор, который возникает, когда человек встречается с необходимостью написать первую строчку. И он случается как у тех, кто в текстах новичок, так и у опытных писак, не говоря уже, кстати, о художниках, композиторах, дизайнерах.
Страх чистого листа может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Есть несколько причин, почему нам так сложно начинать. Наверняка вы узнаете себя в этих историях.
1. Вы боитесь написать плохой текст
Оксане нужно сдать тезисы доклада к завтрашнему утру. Она защищает научный доклад, на кону ее магистерская диссертация. Но страх написать глупость, текст, который не соответствует ожиданиям слушателей и звучит по-дилетантски, буквально не дает ей написать ни строчки! В итоге на написание тезисов она тратит не 40 минут, а 4 часа, и все остальные планы идут насмарку…
Начинающие авторы, у которых нет опыта, часто переживают из-за возможной критики: «Что делать, если мой текст не понравится?», «Мой текст сочтут идиотским» и так далее. Еще можно бояться неграмотного письма, подмены понятий, неубедительных фактов… да мало ли чего придумает ваше «горе от ума»!
Попросите конструктивную обратную связь у человека, которому доверяете и чье мнение для вас весомо. Если бы Оксана сразу сверила свои мысли с научным руководителем или референтом с кафедры, которого считает авторитетом, ей не пришлось бы мучиться наедине со своим страхом. Идеалов не существует. Вполне возможно, что то, что вы считаете плохим текстом, аудитории или критикам покажется достойным внимания чтивом.
Вспомните, что великие писатели и журналисты в 90% случаев пользуются услугами корректора. Иногда они редактируют свои произведения сами, но только после того, как выключают режим писателя. Это значит, что сначала они написали, по их меркам, не лучший текст. Если доверенного лица или референта рядом не оказалось, пользуйтесь виртуальным редактором Word и сайтами advego.ru, 5-ege.ru, text.ru, чтобы проверить текст на грамотность, убрать «воду» и очистить его от языковых штампов.
2. У вас много мыслей и идей, но вам сложно выразить их словами
У Пети были насыщенные, необычные выходные: он впервые побывал на уроке йоги, где испытал необычные ощущения, пообщался с психологом, прочитал новую книгу про самосознание. Теперь ему хочется поделиться всем этим в своем блоге, но мыслей в голове так много, что он даже не знает с какой начать и в итоге откладывает и откладывает…
Обозначьте для себя цель текста. Для этого сформируйте в 1-2 предложениях ключевую мысль, которую хотите донести до аудитории. Например, для Пети: «рассказать людям про 10 моих личных инсайтов от акройоги», а в продающем тексте — «Объяснить читателям, что предложения в дилерском центре Х сейчас на 20% выгодней, чем у конкурента, но только до 20 августа» и так далее. В бизнесе цель с такой формулировкой назвали бы «целью по SMART» — она должна быть конкретной, детализированной, короткой и реальной.
Когда обозначена цель, разложите ее на конкретные шаги. Например, если вам нужно что-то продать человеку текстом, логично будет сначала озвучить в первых предложениях проблему, которую ваш продукт может решить. Затем подробно рассказать об его свойствах, убедить в чём отличия от конкурентов и т.п. Теперь вы уже на шаг ближе к пониманию того, что именно писать.
3. Вам сложно выбрать интересную тему для текста
Майя ведет блог уже 10 месяцев, и вроде как постепенно получается: приходят читатели, появляются постоянные подписчики, ей самой нравится процесс сбора информации и подготовки новой статьи. Всё бы хорошо, если бы этап придумывания темы и вступление не давалось ей каждый раз потом и кровью! Из 100% усилий, которые она вкладывает в блог, 80% приходится именно на это…
Если вы, как Майя, ведете свой блог, для вас этап «вынашивания» может стать немалой болью. Например, вы публикуете посты через день, а пул тем не бесконечен — и вот наступает момент, когда ничего нового, хорошего, цепляющего придумать уже не получается. А читатели ждут! И тут как тут черти сомнения. Хороша ли эта тема? На эту я уже писал… Может, попробовать эту? Или ту?
Не легче может быть и в том случае, если вы только начинаете писать. У вас нет обратной связи, вы еще не набили руку и не набрали достаточно опыта — ваши читатели еще никак не отреагировали на темы ваших опусов, чтобы было ясно, о чем для них стоит писать, а о чем — нет. Тыкать пальцем в небо не хочется, и получается замкнутый круг начинающего автора.
Обратитесь за опытом к своим конкурентам, доступной статистике, опыту коллег и здравому смыслу. Например, если в бьюти-блоге все ваши конкуренты уже написали о макияже в стиле nude и собрали кучу лайков и репостов, а вы еще нет, — стоит раскрыть эту тему. Хороший инструмент — Wordstat от Яндекса: по числу запросов в в поисковике становится понятно, чем интересуются люди.
Полезно составить список тем, которые интересны вашей целевой аудитории. Анализируйте публикации и фиксируйте темы, которые «зашли» хорошо, и те, что читатели не оценили, а еще — то, о чем можно написать когда-нибудь.
4. Вы боитесь не закончить начатое
Наталья — занятой, любопытный, но очень непостоянный, увлекающийся человек. И хотя у нее хороший слог и ей даже предложили писать в один хороший журнал, она уверена — статью она начнет, но закончить вряд ли сумеет — надоест. Так зачем вообще браться?
Тоже вполне себе нормальный страх, особенно для тех, у кого написание текстов пока еще не сформировалось в привычку. В начале пути нормально думать — а вдруг не хватит терпения и сил закончить? Вдруг будет недостаточно таланта или слов? Вдруг не будет времени или мысль не придет, или надоест — и я не доведу дело до конца?
Ставьте себе дедлайны. А для начала осознайте, что в незаконченном тексте, по большому счету, нет ничего всерьез трагического. Давайте будем честны: возможно, вы кого-то подведете или ваши читатели не дождутся очередного поста, однако никто не умрет, война не начнется, мир не рухнет. Пострадает только, возможно, ваше самолюбие или — несущественно — кошелек. Важная штука, но ради хорошего текста можно и рискнуть.
А чтобы текст все-таки случился, попробуйте:
1) Для верности сообщить дедлайн доверенному лицу.
2) писать текст этапами, например, каждый день по два абзаца в 21:00. Работая по системе, привыкаешь писать как дышать, это входит в привычку, и работу хочется довести до конца.
5. Вы просто боитесь всего нового
Друг Славы создал свой видеоблог и успешно раскрутил его, а теперь просит Славу помочь ему с написанияем коротких текстов для блога. Все знают — у Славы это хорошо получается. Но он сам как-то побаивается влезать в это дело — у него вроде бы есть и работа, и доход какой-никакой, да и вообще…
Каждый новый текст для вас оборачивается стрессом. Хотя в итоге все выходит неплохо, но всякий раз вы всерьез переживаете и стрессуете. А если вы только начинаете свой путь в этой сфере, то это может обернуться настоящей депрессией!
Напишите первое предложение. Любое! Возможно, этого хватит, чтобы дальше все пошло само собой. А еще помогут удачные примеры. Отмечайте для себя удачные тексты — те, что понравились, удивили, восхитили, вызвали желание купить и так далее. Главная задача любого текста — так или иначе вызвать эмоцию либо действие, и раз уж конкретная статья вызвала эмоции у вас, весьма вероятно, что такой же эффект будет замечен на других людях. А значит, у ее автора стоит поучиться кое-чему! Попробуйте скопировать манеру письма, структуру, подачу материала.
Давно хотели написать книгу, но не знаете, как себя мотивировать, боитесь неудачи и чистого листа? Приходите на онлайн-тренинг АНТИсамозванка, который поможет вам раскрыть свой писательский талант и начать действовать.
Участвовать в тренинге
Скачайте руководство и узнайте 7 приёмов, которые используют опытные авторы, чтобы побороть страх чистого листа
↓↓↓↓↓
Источник
Состояние, когда просто сидишь, смотришь на чистый лист и не знаешь, что написать или нарисовать, хотя бы раз возникало у каждого, чья деятельность связана с писательством или изобразительным искусством. Даже самые великие писатели и художники сталкивались с этой проблемой, не говоря уже об обычных творческих людях. Если страх белого листа знаком и вам, наша статья как раз для вас. Из нее вы узнаете, что это такое, почему он возникает, и как его побороть.
Что такое страх белого листа
Говоря самым простым языком, страх белого листа – это совершенное непонимание или незнание того, с чего начать рассказ, картину или какое-то другое художественное произведение. Перед вами находится белый лист бумаги, и вы вроде бы готовы к работе, но в голове нет ни одной стоящей мысли.
У вас может быть обдуманная идея произведения, даже целый план. Но вот написать первое приложение или первый абзац никак не получается. В сети даже гуляет шутка, что писатель – это человек, которому писать труднее, чем обычным людям.
Это далеко не обычная прокрастинация, как может показаться на первый взгляд. Вы ведь взялись за работу, держите в руке ручку или положили руки на клавиатуру, напряженно думаете, что же все-таки написать… но ничего не получается.
Причины страха белого листа
Боязнь белого листа – это чаще всего комплексная проблема, которая имеет несколько причин. Впрочем, одна из них может превалировать. Итак, как же наш мозг пытается отговорить нас от успеха?
- Страх, что ничего не получится – старый добрый страх неудачи.
- Страх критики – страх общественного мнения. Автор боится, что его произведение слишком резко осудят.
- Страх сделать хуже, чем другие – это уже проявление перфекционизма.
- Страх потерять интерес – некоторые люди знают свою неусидчивость и боятся бросить дело на полпути.
- Страх выразить свое мнение и раскрыть душу – автор боится, что в его трудах другие увидят его самого.
В большинстве случаев страхи – это всего лишь дополнительные факторы. Ведущая причина синдрома белого листа – просто неумение выражать свои мысли и идеи посредством слов или графики. Банально следствие недостатка опыта и знаний. Как со всем этим бороться – читайте далее.
Как побороть страх белого листа
Есть несколько эффективных способов борьбы со страхом белого листа, и с некоторыми из них мы и хотим вас познакомить.
Проработайте свои страхи
Пока вы четко не идентифицируете свои страхи, которые мешают вам взяться за дело, мало что способно помочь, по крайней мере, в долгосрочной перспективе. Порефлексируйте, поройтесь в своей голове. Подумайте, что именно мешает вам начать. Назовите этот страх, а лучше запишите его на бумаге. Как говорится, посмотрите ему в лицо. Проанализируйте, разложите на части и подумайте, как его можно устранить или хотя бы начать бороться с ним. В одном абзаце не описать такую обширную тему, так что почитайте статью «Как бороться со страхами».
Попробуйте фрирайтинг
Еще Николай Васильевич Гоголь в своих письмах советовал этот метод для тех, кому «не пишется». Вы просто берете бумагу и в течение 5-10 минут пишете все, что придет в голову. Не придумываете что-то, а просто механически записываете мысли. Ваше подсознание при этом крутится вокруг вашей темы и рано или поздно выдает интересную мысль, с которой вы и начнете серьезную работу.
Пишите через «не могу»
Стивен Кинг каждый день пишет по 1000 слов. Не важно, есть у него вдохновение или нет, знает он, о чем писать, или все так же тупо смотрит на белый лист. Так действуют профессионалы, которые зарабатывают творчеством на жизнь. Звучит не так романтично, но лучше писать таким образом, чем не писать вообще, верно? Пусть ваши слова или рисунки будут вымученными, но они будут. Позже всегда можно доработать, если возникнет необходимость.
Займитесь другой работой
Если вы понимаете, что никак не получается, ну вот прям совсем никак, можете немного отступить. Займитесь чем-нибудь другим из вашего списка дел. Это может быть как что-то совершенно постороннее, вроде уборки дома, так и работа над другим проектом.
Проработайте план творения
Как мы уже говорили, зачастую проблема кроется в неумении выразить свои мысли. Первым шагом в эту сторону может быть создание плана. Все мы любим инструкции и алгоритмы. Мозгу очень приятно работать с ними, ведь он невероятно ленивый, и куда проще двигаться «по рельсам», чем прокладывать дорогу самому. План – это и есть такие рельсы. Он распределяет ваши мысли по категориям, классифицирует их, а это значительно упрощает изложение.
Поставьте себе рамки
Проще обмануть мозг, чем бороться с ним. Если он пугает вас неудачами, критикой, потерей интереса и т.д., скажите ему: «Окей, я тебя понял, мозг. Сделаем проще, пойдем на компромисс. Сегодня я пишу один единственный абзац». Это как прыгать в воду, только не с пяти метров (страшно же), а с одного (уже не так страшно). Напишите один единственный абзац или сделайте набросок рисунка. А дальше будет видно. Есть вероятность, что мозгу понравится процесс и вы продолжите работу.
И напоследок несколько советов от писателей-авангардистов о том, как справляться с белым листом. Граф Лотреамон советовал заняться плагиатом. Не прямым, естественно, а скорее тем, что сейчас называется рерайтом. Украдите идею и перепишите ее своими словами.
Робер Деснос предлагал некую форму медитативного фрирайтинга. Почитайте что-то, а затем найдите себе тихое укромное место. Войдите в состояние полудремы. А теперь вспоминайте слова – какие угодно, может из только-что прочитанного. И записывайте их.
Уильям Берроуз любил комбинаторику. Он рекомендовал взять свои (или чужие) старые произведения, вырезать из них кусочки, скомбинировать несколько, а затем найти в них предложения, которые соединяются в что-то складное и переписать их. И так до тех пор, пока муза не придет.
Таким образом, если собрать все сказанное воедино, у нас получается целый комплекс приемов, помогающих избавиться от страха белого листа. Надеемся, что эти рекомендации помогут вам на вашем творческом пути, и желаем успехов!
Источник
Автор — Филипп Хорват
Многие из начинающих (да и не только начинающих, но и постоянно открывающих страничку Word для рабочих нужд) авторов, копирайтеров, публицистов испытывают панические приступы этой фобии.
Да, вот так, открыли файл, увидели на экране белоснежно-белый «лист» с мерцающим курсором и… всё, замерли в ступоре. Что же делать? Как начать? С чего? С какого слова? Каким будет первое предложение? О чём писать в первом же абзаце? АААаааааа, помогите-спасите…
Боязнь белого листа относится к чисто психологическому затыку в голове автора. Это не творческое бесплодие, не неуверенность в себе, как в писателе, – это, скорее, страх написать первое слово, первую строчку. Сделать первый шаг, иными словами.
Лично я чисто в литературном творчестве такой проблемы, как правило, не испытываю. Поскольку у меня первый абзац, иногда даже первое предложения и первые слова формируются задолго до того, как я приступаю к тому или иному тексту. В копирайтинге с этим немного сложнее, но тут спасает правило «дай определение» (то есть, расскажи в первых словах о том, о чём собираешься писать).
Творец в тоскливых раздумиях…. Что же делать, как начать?
И всё же, всё же… Как побороть боязнь чистого листа? Есть ли какой-нибудь действенный метод по преодолению затыка, чтобы не медитировать по полчаса (и больше), отвлекаясь постоянно на соцсети или телефон, и отсрочивая тем самым момент, когда вот уже стопроцентно надо начинать?
Пораздумывал над этим немножко, и рискну предложить старый добрый фрирайтинг. Вы же о нём наверняка слышали? А если не слышали, то о фрирайтинге можно почитать вот хотя бы в Вики.
Фрирайтинг удобен тем, что всегда, в любой момент можно начать набивать на клавиатуре полнейшую околесицу, чепуху, выплёскивающийся из сознания (и подсознания) бред – его же никто и никогда не увидит, верно? Так что, вперёд – разворачивайтесь во всю ивановскую.
Чем фрирайтинг полезен именно в качестве способа преодоления боязни белого листа? А тем, что у вас же в голове так или иначе уже сформированы хоть какие-нибудь намётки в отношении будущего текста. Соответственно, есть от чего отталкиваться.
Как это может выглядеть на практике? Ну запросто, – берёте тему рассказа (повести, романа) и начинаете шпилить на клавиатуре вообще всё, что думаете и знаете об этой теме. Фрирайтинговый поток сознания в первые три-пять минут точно настроит вас на нужную волну вдохновения, прочистит немного голову и задаст, наконец, то направление, в рамках которого у вас получится двигаться с текстом дальше.
Потом, правда, такое начало придётся основательно почистить, отредачить, но это уже вообще будет пустяковым делом, так как дальнейшая масса текста уже сформирована, и вам нужно только сделать хорошую, стильную, интересную подводку ко всему написанному.
Так что, рекомендую – используйте фрирайтинг в любой непонятной ситуации со страхом белого листа на полную: начинайте графоманить не по-детски, а дальше уже эта графомания сама по себе превратиться именно в ту красивую и единственно верную прозаическую песенку, которая вам и нужна. Отредактировать графоманию будет несложно, зато появится нужный и верный настрой писать дальше.
#тексты #проза #фрирайтинг
Если есть желание, — присылайте свои статьи по теме канала или рецензии (на заинтриговавшее вас кино или книги) на почту osadulin390@yandex.ru, и если оно подойдёт под наш формат, то мы опубликуем текст с указанием на авторство.
Также подписывайтесь на наш телеграм-канал и добавляйтесь в VK-сообщество «Нетлёнка», там будет больше интересных материалов обо всём понемногу.
Источник
Творческий кризис (в английском языке принят термин writer’s block, писательский блок) — состояние, в котором автор теряет способность создавать новые произведения или переживает творческий спад. Тяжесть состояния варьируется от сложности в придумывании оригинальных идей до многолетней неспособности заниматься работой. На протяжении всей истории творческий кризис много раз подтверждался документально.[1]
Творческому кризису были подвержены такие профессиональные деятели искусств, как Фрэнсис Скотт Фицджеральд[2], Джозеф Митчелл,[3] художник-карикатурист Чарльз Монро Шульц[4], британская певица Адель[5] и пр. Исследования по данной теме проводились в конце 1970-х и 1980-х гг. Исследователи фокусировались в основном на творческом кризисе писателей. Состояние впервые было описано в 1947 г. психоаналитиком Эдмундом Берглером.[6]
Причины[править | править код]
Творческий кризис может иметь несколько возможных причин. Иногда это творческие проблемы внутри самого автора. Писателю может не хватать вдохновения, или он может отвлекаться на другие события. Вымышленный пример можно найти в романе Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус!», в котором главный герой Гордон Комсток тщетно пытается закончить эпическую поэму, описывающую один день в Лондоне (пер. В. Домитеевой): «Размах не по плечу, да — не по силам. Собственно поэма не двигалась, за два года налеплена только куча фрагментов, разрозненных и незаконченных.»[7]
Также кризис может возникать из-за внешних неблагоприятных обстоятельств в жизни или карьере писателя: физическая болезнь, депрессия, разрыв отношений, финансовое давление, ощущение провала. Сама необходимость иметь на выходе продукт может способствовать кризису, особенно если автор вынужден работать несвойственным ему образом (то есть под угрозой надвигающегося крайнего срока или в неподходящем стиле или жанре). Писательский блок может также происходить от страха не соответствовать прежним большим успехам. Писательница Элизабет Гилберт, размышляя над своими перспективами после выпуска бестселлера, предложила освобождаться от такого давления, называя креативных писателей «имеющими» гений, а не «являющихся» гениями.[8]
Высказывалось предположение, что творческий кризис — больше, чем просто психическое явление. В условиях стресса человеческий мозг «переключает управление от коры больших полушарий к лимбической системе»[9]. Лимбическая система связана с инстинктивными процессами, такими, как реакция «бей или беги», и с поведением, основанном на «глубоко укоренившемся обучении». Ограниченный входной сигнал от коры больших полушарий препятствует творческим процессам, которые заменяются на поведение, связанное с лимбической системой. Человек часто не догадывается об этих изменениях и считает, что он творчески «заблокирован».[9] В своей книге 2004 г. «The Midnight Disease: The Drive to Write, Writer’s Block, and the Creative Brain» (ISBN 978-0-618-23065-5) писатель и невролог Элис Флаэрти утверждала, что литературное творчество является функцией определенных областей головного мозга, и что блок может возникнуть из-за нарушения активности мозга в них.[10]
В статье Лоуренса Оливера «Как преодолеть творческий кризис. В помощь студентам» говорится, что «студентам мало или совсем не советуют, как генерировать идеи и анализировать свои мысли, и обычно они проходят через писательский процесс без корректирующей обратной связи и без руководящего участия преподавателя, который воздерживается от комментариев и критики до оценки конечного результата.»[11] Он говорит, что студенты «учатся писать в процессе письма», и часто чувствуют себя незащищенными и/или парализованными правилами.[11]
Филлис Кёстенбаум в статье «The Secret Climate the Year I Stopped Writing» писала о своём страхе перед писательством, утверждая, что он напрямую был вызван реакцией её преподавателя.[12] Она пишет: «Мне нужно было писать, чтоб чувствовать, но без чувства я не могла писать».[12] В противоположность опыту Кестенбаум, преподавательница писательского мастерства Нэнси Соммерс выражает уверенность, что как не заканчиваются задания, даже когда студенты перестают писать, так не должны заканчиваться и комментарии преподавателей.[13] Она призывает к обоюдному «партнерству», так, чтобы ответы писателей на черновики студентов превратились в беседу.[13]
Джеймс Адамс в своей книге «Conceptual Blockbusting» отмечает, что среди различных причин блока имеются страх риска, «хаос» на стадии обдумывания текста, конфликт рассудительности с генерированием идей, неспособность взращивать идеи или отсутствие мотивации.[14]
Преодоление кризиса[править | править код]
Ирэн Кларк предлагает следующие стратегии для преодоления писательского блока: групповое обсуждение, ведение дневника, фрирайтинг, мозговой штурм, составление списков и работа с текстом.[1] Оливер советует спрашивать о процессе написания текста писателей, а также рекомендует систематическую практику самоанализа, фрирайтинга и чувства воодушевление.[11]
Исследования Гарбриэля Лассера Рико связывают кризис с межполушарной асимметрией, также, среди прочих, исследованной Розой и Линдой Флауэрс и Джоном Хейзом. Книга Рико «Writing the Natural Way» рассматривает различные стратегии преодоления писательского блока[15], обращая особенное внимание на работы Роуз, Оливера и Кларк. Джеймс Адамс, так же, как и Рико, обсуждает участие правого полушария в процессе написания текста.[14] Автор книги «Write ON!» («Продолжайте писать!») Билл Дауни хотя и намеревается основывать свой подход на практических случаях,[4] его концентрация на правополушарных техниках говорит о когнитивно-теоретическом подходе, аналогичном подходу Рико, с более практическими советами для писателей.[4]
Синдром чистого листа[править | править код]
Синдром чистого листа похож на писательский блок, но термин этот не психологический. Данный синдром может случиться с писателем в любой момент, вне зависимости от карьерного успеха. Он может раздражать авторов и часто приводит к долгому промежутку времени, когда они не могут начать ничего нового. Можно практиковать следующие стратегии преодоления этого синдрома: на некоторое время отвлечься от работы, читать книги или принуждать себя насильственно писать что-нибудь, даже не видя в этом смысла. Чтобы избежать синдрома чистого листа, лучше всего иметь чёткое представление, когда садиться писать, и не откладывать письмо на потом, потому что стресс только усугубляет этот синдром.[16]
Интересные факты[править | править код]
Проблеме творческого кризиса была посвящена научная статья «Неудачная попытка самостоятельно преодолеть творческий кризис»[17], считающаяся самой короткой из когда-либо опубликованных. Статья содержала только авторские данные, заголовок и список литературы. Рецензент журнала в своём отзыве написал, что он «тщательно исследовал рукопись с помощью лимонного сока и рентгеновских лучей и не нашёл никаких недостатков в структуре и стиле изложения» и поэтому рекомендовал опубликовать статью без правки.
См. также[править | править код]
- Профессиональное выгорание
- Analysis paralysis
Ссылки[править | править код]
- ↑ 1 2 Clark, Irene.
- ↑ Rienzi, Greg.
- ↑ The New Yorker writer who didn’t publish for 30 years BBC News feature and video 7 May 2015. Дата обращения 7 декабря 2015. Архивировано 12 октября 2016 года.
- ↑ 1 2 3 Downey, Bill.
- ↑ Adele Opens Up About Writer’s Block. Дата обращения 7 декабря 2015. Архивировано 20 ноября 2015 года.
- ↑ Akhtar, Salman (1 January 2009).
- ↑ George Orwell, Keep The Aspidistra Flying, Chapter 2.
- ↑ Elizabeth Gilbert on nurturing creativity Архивная копия от 26 сентября 2016 на Wayback Machine, a TED talk in 2009
- ↑ 1 2 «The Writer’s Brain» Архивная копия от 9 декабря 2014 на Wayback Machine (PDF).
- ↑ Acolella, Joan (14 June 2004).
- ↑ 1 2 3 Oliver Jr., Lawrence J. «Helping Students Overcome Writer’s Block.»
- ↑ 1 2 Koestenbaum, Phyllis.
- ↑ 1 2 Somers, Nancy.
- ↑ 1 2 Adams, James.
- ↑ Rico, Gabriele Lusser.
- ↑ Angelique Caffrey (28 August 2012).
- ↑ The Unsuccessfull Self-treatment of a Case of Writer’s Block Архивная копия от 6 декабря 2017 на Wayback Machine (PDF) .
Источник