Что такое неврологический синдром у детей
Синдром – это сочетание проявлений и закономерность повторения симптомов, взаимно между собою связанных. Например, повышение тонуса мышц, частый плач и чрезмерная пугливость — все эти проявления можно отнести к синдрому гипервозбудимости малыша.
Синдромы неврологического характера пугают родителей, хотя в большинстве своем они являются только характеристикой болезни, так как сопровождают некоторые заболевания или являются их осложнениями.
Синдромы не являются диагнозом, они являются лишь поводом для особого внимания, так как со временем могут исчезать.
В детской неврологии особенного внимания заслуживают:
- синдром гипервозбудимости;
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- судорожный синдром;
- церебрастенический синдром.
Синдром гипервозбудимости
Проявления данного неврологического синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости и нарушений сна. При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.
Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.
В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром
В основе данного синдрома лежит повышение внутричерепного давления с расширением ликворных пространств черепа в результате избыточного скопления в них цереброспинальной жидкости. Синдром имеет право на существование только при наличии клинических проявлений, одних данных УЗИ о расширении желудочков недостаточно.
Повышение внутричерепного давления может проявляться гидроцефалией с усиленным ростом головы и выбуханием родничка. Возникает диспропорция между мозговым и лицевым черепом.
Клинические проявления ВЧД:
- «мозговой» крик;
- закатывание глаз;
- рвота и сильные срыгивания;
- нарушение психического развития.
Судорожный синдром
Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.
Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой, либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождением мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.
Церебрастенический синдром
В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).
При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.
В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.
Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.
Источник
Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.
В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.
Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?
Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.
Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.
Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.
Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.
Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.
Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.
Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:
- энцефалопатия;
- эпилепсия;
- невралгия;
- расстройства вегетативной нервной системы;
- гидроцефалия;
- нарушения психического и речевого развития;
- энурез;
- патологии зрения и слуха;
- аутизм.
На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?
У грудных детишек до 28 дней жизни?
Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.
Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:
- Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.
Редукция сосательного рефлекса свидетельствует о патологии, локализованной в продолговатом мозге. Именно этот отдел отвечает за данный рефлекс. Также в этом центре находятся рецепторы языкоглоточного и подъязычного нервов, обеспечивающих сосательные движения.
- Защитная реакция. Если в положении лежа на животе малыш не поворачивает голову набок, это является сигналом нарушения в работе нервной системы. Характер движения головы также может внести ясность в картину неврологического статуса ребенка. Если малыш первого месяца жизни на долгое время поднимает голову и откидывает ее назад в положении на животе, это говорит о повышенном тонусе разгибательных мышц шейной зоны. Такое встречается при ДЦП.
- Угнетение рефлекса автоматической ходьбы и опоры или его полное отсутствие наблюдается при наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы, а также у детей, перенесших родовую травму. Она обычно встречается у малышей, рожденных в глубокой недоношенности или слишком крупных.
- Верхний хватательный рефлекс. Не фиксируется у новорожденных с органическим поражением центральной нервной системы. Если ребенок уже с первых дней жизни не зажимает предмет или палец, вложенный ему в ладонь, то с большой вероятностью можно говорить о церебральных повреждениях, поражении периферических нервов или шейного отдела спинного мозга.
- Сгибательный рефлекс нижних конечностей. Здесь обращается внимание не только на наличие ответной реакции на раздражитель, но и на симметричность проявления рефлекторного ответа в обеих ногах. Если одна из конечностей реагирует слабее, это может свидетельствовать о ее паретичности.
- Отсутствие рефлекса Бауэра (рефлекс ползания). Данный неврологический симптом встречается у малышей, перенесших мозговое кровоизлияние, асфиксию, повреждение отделов позвоночника во время рождения.
- Рефлекс Моро проверяется сразу после рождения младенца. Асимметричное раскидывание рук может происходить по разным причинам: перелом ключицы с одной стороны или паралич конечности.
- Отсутствие хоботкового рефлекса говорит о поражении ствола головного мозга.
- «Комплекс оживления» оценивается с третьей недели жизни новорожденного.
- Оценивается состояние родничка. Его выпирание свидетельствует о внутричерепном давлении. Еще одним симптомом такой патологии является запрокидывание головы назад.
У грудничка до года
У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:
- Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
- Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
- Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
- Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.
Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:
- Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
- Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
- Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
- Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
- При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.
10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:
У дошкольника
- Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
- Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).
- Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
- Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
- Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
- Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.
У школьника
Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:
- Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.
Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.
- Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.
Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением.
- Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.
С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.
- Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.
Методы лечения
Только родившихся малышей
В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.
Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.
Оно включает:
- диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
- препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
- противосудорожные антиконвульсанты;
- препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).
Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.
Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.
В возрасте от 1 до 12 месяцев
После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.
При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.
Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.
Дошкольников и школьников
В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.
Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.
Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.
В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.
Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.
Источник
Ребёнок часто плачет, капризничает или становится агрессивным и раздражительным? У него появилась бессонница и проблемы с засыпанием? Быстро теряет интерес к играм, злится из-за различных запахов или звуков, не успевает “добежать” до туалета? Все эти признаки могут указывать на детский невроз. Что такое детский невроз? Каковы признаки и симптомы невроза у детей? Как проявляется невроз у ребёнка? Каковы его причины и лечение? Об этом – в статье психолога Анны Суровой специально для CogniFit («КогниФит»).
Что такое детский невроз?
Что такое невроз?
Невроз – это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, возникающие под влиянием острых или длительных психотравмирующих моментов.
Неврозы отражают многие проблемы человеческих отношений – понимание друг друга, коммуникация, поиск своего “я”, оптимальные пути самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Невроз – это неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний, который влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. Предрасполагающими факторами для развития неврозов является предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей; психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы.
С точки зрения психологической трактовки, в той или иной степени неврозы присущи всем людям. У каждого из нас есть определённое количество эмоций, которые мы не всегда можем правильно пережить. Взрослые в силу своего опыта находят способы, как справиться с эмоциями, а детям надо помочь. Узнайте, что такое самоконтроль и как управлять гневом.
Особенности детского невроза
Неврозы у детей и подростков – самый распространённый вид нервно-психической патологии. Детские неврозы первоначально представляют собой эмоциональные расстройства, которые возникают при нарушении семейных отношений. То есть невроз у ребёнка – это знак, что в семье что-то не так, причины детских неврозов следует искать в семье. Прежде всего, эти нарушения связаны с матерью, которая является наиболее близким человеком для ребёнка в первые годы его жизни. В последующие годы в формировании неврозов не меньшая роль отводится отцу, в том случае, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.
Протекание заболевания и его выраженность зависят от пола и возраста ребенка, особенностей воспитания, типа конституции (астеник, гиперстеник, нормостеник), а также от особенности темперамента (холерик, меланхолик и т.д.)
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Нейропсихологический тест CogniFit поможет выявить риск присутствия СДВГ у детей
Причины неврозов у детей
На развитие невроза оказывает влияние всё то, что может осложнить процесс формирования личности ребёнка, а также всё, что способствует нарастанию нервно-психологического напряжения у родителей. Поэтому среди основных причин, которые влияют на формирование невроза, можно выделить:
— социально-психологические причины,
— социально-культурные причины,
— социально-экономические причины.
К социально-психологическим причинам можно отнести эмоциональную изоляцию одного из детей, если их несколько, или наоборот, гиперопёка и гиперответственность перед единственным ребёнком в семье; недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты между членами семьи; доминирование одного из взрослых в семейной жизни; изменение традиционных семейных ролей; отсутствие совместной деятельности; изоляция от внешних контактов.
Социально-культурные факторы – это проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа нашей современной жизни; недостаточными условиями для полноценного отдыха детей, недостатком времени; безопасности.
Социально-экономические причины – это прежде всего неудовлетворительные жилищно-бытовые условия семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу, экономические проблемы в семье и т.д.
Отрицательно на развитие ребёнка влияет мать, которая стремится освободиться от семейных обязанностей и как можно больше посвятить времени карьере.
Также достаточно большое значение в возникновении неврозов имеют соматические заболевания, длительное переутомление, вызывающее ослабление нервной системы и этим способствующее её повышенной чувствительности к психогенным воздействиям. Неврозы могут возникать у всех людей, но чаще они развиваются у лиц с ослабленной нервной системой. К неврозам относят неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний. Что такое навязчивые мысли и как с ними справиться, вы можете подробнее прочитать здесь.
Каковы причины неврозов у детей?
Виды неврозов у детей
Как проявляется невроз у детей? Существует достаточно много видов детских неврозов, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.
Тревожный невроз или невроз страха
Данный невроз может себя проявлять в виде приступов страха, возникающего при засыпании, при нахождении ребёнка в одиночестве, иногда может сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными. Так, среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты (никтофобия), персонажей страшных мультфильмов или фильмов, видеоигр. У младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Иногда эти дети из-за страхов прогуливают уроки.
Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.
Невроз навязчивых состояний у детей
Часто родители не замечают первые признаки неврозов, сводя эти проявления или к вредной привычке, или принимая за повторяющуюся случайность. Хотя по сути любая вредная привычка – это навязчивые состояния, например, непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша. В этот момент ребёнок может моргать, морщить нос, вздрагивать, притопывать ногой, шмыгать носом и т.д.
Один из видов навязчивых состояний – это нервный тик, т.е непроизвольные подёргивания, возникающие как оправданная моторная реакция на заболевания, а затем – как навязчивые состояния. Например, при болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз. При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыганье носом или покашливание.
Такие навязчивые состояния обычно проявляются в период после 5 лет. Тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает.
Депрессивные неврозы
К ним больше склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. При данном неврозе ребёнок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Может снижаться физическая активность, возникать бессонница, ухудшается аппетит, речь становиться тихая и скудная, постоянно проявляется грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжёлым последствиям.
Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию, присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.
Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию
Истерические неврозы
Истерические неврозы характерны для дошкольников, при расхождении желаемого с действительным. Яркий пример истерического невроза можно наблюдать в магазине, когда после отказа от покупки какой-либо игрушки ребёнок начинает кричать и падать. Причинами возникновения данного невроза, по мнению психологов, является непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения. Другой особенностью невроза данного вида является то, что он может возникнуть у детей, лишённых внимания родителей, и тогда тихий и спокойный ребенок становится неуправляемым.
Неврастения или астенический невроз
По-другому неврастению еще называют астенический невроз. Он возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок. Современные занятые дети имеют большую нагрузку в школах и в дополнительных кружках, а если это сочетается с общей ослабленностью организма из-за частых болезней или физической нетренированности, они легко могут заработать неврастению. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.
Ипохондрия
Данный вид невроза характерен для подростков с мнительным характером, проявляется в озабоченности своим состоянием и здоровьем. У таких детей проявляются немотивированные страхи формирования разных заболеваний, они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь. Узнайте, как справиться с мнительностью.
Заикание или невротический логоневроз
Заикание, также известное как невротический логоневроз, возникает на фоне психологической травмы. Причинами могут быть скандалы в семье, разлука с близкими, испуг. Также причиной может быть переизбыток информации, необходимой, по мнению родителей, для более раннего интеллектуального развития ребенка и его речи. Подробнее о нарушениях речи.
Невротические расстройства сна
Данные виды расстройства могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличия кошмаров и ночных страхов, разговоров во сне и хождения по ночам. Эти расстройства связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Дети утром могут не помнить, что ходили или говорили по ночам.
Нервная анорексия
Нарушение пищевого поведения в детском возрасте явление частое. Оно наблюдается не только у дошкольников, но и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приёмов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом.
Невротический энурез
Невротический энурез – это непроизвольное недержание мочи. Может быть следствием развода родителей, их конфликта, начала учёбы в школе, эмоционального отвержения ребёнка. Энурез может быть бессознательным проявлением протеста ребенка на отношения между членами семьи.
Невротический энкопрез
Невротический энкопрез – это расстройство, связанное с непроизвольным и бесконтрольным испражнением, которое характеризуется отсутствием патологии со стороны кишечника. Встречается намного реже, чем энурез. Оно проявляется в том, что ребенок с уже сформированными навыками самообслуживания непроизвольно в дневное время испражняется в белье. Ребёнок в этот момент не испытывает желание пойти в туалет, а после не сразу замечает, что произошло. Среди причин возникновения данного расстройства выделяют затяжные конфликты внутри семьи, крайне жёсткие требования к ребёнку, хроническая эмоциональная депривация, отсутствие тепла и ласки.
Что делать, если у ребёнка – невроз?
Как помочь ребёнку при неврозе?
Как родители могут помочь ребёнку справиться с неврозом? Если родитель видит, что у ребёнка есть тот или иной невроз, то можно попробовать предложить два пути решения.
Первый путь для решения вопросов с неврозами – это попробовать “вытащить” из ребёнка эмоции, которые он спрятал за своим состоянием. При этом способе родители должны быть готовы, что это будет страх, тревога, агрессия по отношению к родителям. И если родители готовы увидеть их, то они должны подумать от чего именно ребёнок защищается данными эмоциями. Родители должны давать ребенку выражать свои эмоции, проговаривать их.
Второй путь – это замещающие задания с систематически повторяющимися действиями. Так, активное систематическое творчество, коллекционирование, активное систематическое выполнение своими руками различных поделок очень полезно для борьбы с неврозами.
Т.е. когда мы подменяем любое систематическое проявление другим систематическим проявлением, в котором ребёнок реализуется, мы наносим смертельный удар детскому неврозу. Также сюда можно отнести распорядок дня, ритуалы и обязанности по дому, которые ребёнок делает ежедневно. Так как любой невроз – это перевозбуждение организма, нам нужно научить ребенка контролировать себя. Хобби – истинное увлечение человека, которое и создаёт для него атмосферу спокойствия, удовлетворения и наслаждения. Поэтому очень полезно, что бы у ребенка появилось хобби.
Полезные советы
Очень часто системные неврозы проходят сами. Наша психика пластична, она сама находит способ избавиться от невроза. Например, невротический энурез практически у всех проходит к подростковому возрасту, и для этого есть несколько причин, одна из которых заключается в особенностях, характерных для данного вида невроза – это всплески эмоций. Подросток может “позволить” себе вести себя так, как не позволено вести себя младшему школьнику, т.е. речь идёт о хамстве и агрессии в адрес родителей.
Важно отметить, что за невроз нельзя наказывать или ругать ребенка. Невроз не должен быть удобен, т.е. для того, чтобы отказаться от чего-либо, это должно быть неудобно ребенку. Если ребёнок описался ночью, ругать его не стоит, но стоит попросить помочь устранить проблему. Пусть сам переоденется, поможет поменять бельё или отнесёт его в стиральную машину. Если не давать самостоятельности в решении этих проблем, а наоборот, потакать, например, одевать памперс на ночь, невротические проявления для ребёнка станут удобными. А если описывающегося ребенка положить на сухую родительскую кровать – то ребёнок получит возможность спать в ней. Также если подкреплять ситуацию, в которой ребёнок просыпается ночью и плачет, забиранием его в родительскую постель, то этот не