Что такое гиподинамический синдром и каковы его последствия
Предупреждение для всех читателей: я не являюсь специалистом в области медицины, а значит, что мои статьи носят лишь ИНФОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. Они ни в коем случае НЕ ЗАМЕНЯЮТ консультации со специалистом.
Работа организма.
Организм — высокоорганизованная система, ежедневно выполняющая более тысячи процессов. Каждая клетка выполняет свою специфическую роль.
Если человек ведёт здоровый образ жизни, то работа организма сохраняет свою целостность. Однако, если один из факторов нарушен, это сильно сказывается на организме. Одним из таких факторов может явиться отсутствие должной физической активности.
Движение — это жизнь.
Чтобы поддерживать целостность системы важно ежедневно проявлять физическую активность (здесь я не имею ввиду занятия в спортзале на тренажёрах). Активность позволяет держать все мышцы в тонусе, помогает укрепить главную мышцы организма — сердце.
Но, ввиду современного образа жизни, чаще всего наблюдается обратный случай.
Гиподинамия.
Этим обратным случаем является малоподвижный образ жизни. Он в свою очередь приводит к гиподинамии.
Гиподинамия — это патология, вызванная в основном недостатком физической активности.
Современный мир обусловлен тенденциями в офисной работе. 8 часов сидя неподвижно на одном месте, при этом делая 10-15 минутный перерыв на обед и кофе. Конечно, это чревато серьёзными последствиями, но кого это будет беспокоить?
Сама патология может проявиться пустяковыми симптомами, вроде усталости, быстрой утомляемости, снижением работоспособности и т.д. Эти симптомы можно списать на последствия тяжёлого рабочего дня. По мере того, как человек игнорирует физическую активность симптомы могут усиливаться. Например, возникают проблемы с позвоночником.
Усиливает течение симптомов неправильное питание. Если человек должным образом питается, при этом не уделяя время спорту, то он постепенно набирает лишний вес.
Но, лишний вес далеко не самое худшее последствие.
К чему приводит гиподинамия?
При гиподинамии страдает весь организм. Мышцы от недостатка физической активности, постепенно становятся дряблыми (теряя свою сократительную способность).
Лишний вес может привести к атеросклерозу — страшному заболеванию, при котором весь лишний холестерин и его жиры откладываются на стенках артерий и вен[Атеросклероз является одной из главных причин ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, инсульта].
Кальций — основа всех костей, вследствие гиподинамии не усваивается костями в должном количестве, поэтому развитие остеопороза имеет место быть.
Сбой в работе также происходит у нервной системы (стрессы, депрессии), ЖКТ (запоры, нарушение перистальтики кишечника и др.),дыхательной системы.
Что тогда делать?
Единственный кто сможет помочь вам в этом деле — грамотный специалист. Выявив жалобы и проведя все обследования, он сможет построить правильную систему лечения.
Но, вы также можете помочь себе сами. Вам необходимо будет изменить ваш привычный образ жизни, внести тем самым немного спорта и изменив привычное питание.
Благодарности.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Надеюсь, кому-то она покажется полезной.
Если понравилась статья, то не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Источник
Подробности
Категория: Советы родителям
Опубликовано 20.08.2012 06:51
Автор: Администратор
Просмотров: 6528
В любой группе детского сада или в школьном классе встречаются дети, которые просто не могут долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям взрослых. Они постоянно ёрзают на стуле или даже вскакивают и бегут куда-то, например, посмотреть, какая машина проехала за окном, что-то по пути задевают, опрокидывают, роняют, кого-то толкают. Эти дети, как правило, чрезмерно разговорчивы, могут своей болтовнёй вывести из терпения даже очень терпеливую воспитательницу, то и дело вмешиваются в разговоры старших, задают множество вопросов и ни на один не дослушивают ответа. Мгновенно обижаются и так же легко забывают о своих обидах. На замечания не реагируют или возбуждаются ещё больше. О таком малыше говорят: «юла», «дыру на одном месте провернёт», «вулкан, а не ребёнок».
Встречаются, хотя и реже, дети, на которых до поступления в школу воспитатели могут ни разу не пожаловаться родителям. Дети тихие, послушные, незлобивые, любят спокойно играть в одиночестве где-нибудь в уголке, на занятиях не успевают сделать всё так же быстро, как другие, но никому не мешают. Взрослые часто называют такого малыша «тюфячком», сверстники могут прозвать «тормозом». Часто только с началом школьного обучения «всплывают» проблемы, связанные с тем, что такой первоклассник отстаёт от класса, не может сконцентрировать внимание на задании, «витает в облаках», с трудом переключается на другой вид деятельности. Иногда учителя даже начинают сомневаться в его умственных способностях, хотя дома ребёнок, чаще всего, хороший помощник для своих родителей и у него многое получается, если его не торопить.
И безудержная активность и заторможенность, описанные выше, связаны с ранними нарушениями нервной системы ребёнка. Если малыша обследовал невропатолог, то в медицинской карте можно увидеть такие записи как «энцефалопатия», «ММД», «гипер-(или гипо-)динамический синдром», «СДВГ».
Что же означают эти загадочные диагнозы?
Нужно ли лечить такого ребёнка?
Как взаимодействовать с ним?
Чего ожидать в дальнейшем?
На эти вопросы мы и постараемся кратко ответить.
Диагноз энцефалопатия буквально означает «повреждение мозга». Поставить его может врач-невропатолог. Когда этот диагноз ставится ребёнку до года, это означает, что невропатолог обнаружил у малыша те или иные нарушения в работе центральной нервной системы, которые , скорее всего, обусловлены травмой. Травма эта могла быть получена как в период внутриутробного развития, так и во время родов или в раннем младенчестве. Когда именно она была получена, определить удаётся крайне редко. В крайне тяжёлом случае имеет место ДЦП (детский церебральный паралич), но чаще наблюдаются более лёгкие формы энцефалопатии, которые часто компенсируются до года без медицинского вмешательства или в результате специального лечения. У части детей лёгкие нарушения сохраняются и врач может поставить диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). В США в подобных случаях часто используется определение «ребёнок с проблемами».
ММД — это исход лёгкого органического поражения головного мозга. На фоне этого поражения могут наблюдаться различные неврологические синдромы и невротические реакции, а в школьном возрасте могут быть специфические сложности с учёбой и поведением.
И, наконец, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или гиперкинетический синдром, а в случае преобладания торможения, гиподинамический синдром — это одно из наиболее часто встречающихся проявлений ММД. У детей СДВГ чаще всего выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Гораздо реже, когда имеет место гипокинетический синдром, проявляются все эти признаки, кроме последнего. Вместо чрезмерной активности — вялость, заторможенность.
Более полувека учёные занимаются проблемой подобных нарушений, но до сих пор не выявлено истинных причин возникновения подобных расстройств. Одни учёные считают, что дело здесь только в последствиях родовых травм; другие полагают, что причинами поражения головного мозга ребёнка могут быть генетические факторы, , нарушения биохимического баланса в ЦНС, инфекционные заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни малыша, нарушения кровообращения.
Как бы то ни было, мозг ребёнка получил слабые повреждения и часть его клеток не функционирует. Тогда здоровые нервные клетки берут на себя «обязанности» пострадавших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.
Одновременно с восстановлением идёт процесс нормального возрастного развития малыша, а значит его нервная система работает с двойной нагрузкой (восстановление + нормальное развитие). Тот, кому приходилось заниматься двумя делами сразу, трудиться на двух работах, понимает насколько это тяжело. А в нашем случае речь идёт о нервной системе маленького ребёнка, выполняющей «две работы». При этом, как показывают исследования учёных, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего. Поэтому понятно, что такой ребёнок наиболее уязвим для возникновения различных неврозов.
В стрессовых ситуациях, при длительном перенапряжении, после различных соматических заболеваний, при резкой смене условий жизни и т. д. у гипер-или гиподинамичного ребёнка может наступить ухудшение неврологического состояния.
Нелегко не только ребёнку, но и его родителям, особенно матери. Как пишет И.П. Брязгунов, врач, долгое время занимающийся данной проблемой: «…синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это заболевание не только ребёнка, но часто и матери.<…> Вначале наступает период «истощения» — астеноневротическое состояние, а затем период угнетённого настроения. Поэтому лечить следует не только ребёнка, но одновременно и мать,» — считает он.
Однако не следует каждого подвижного и неусидчивого ребёнка считать гипердинамичным. Этот диагноз может поставить только врач. И только он решает вопрос о необходимости медикаментозного лечения. Дело в том, что наличие в группе детского сада или в классе способствует возбуждению других детей. И.П. Брязгунов приводит такой пример. В одном из первых классов при первичном наблюдении было выявлено 8 гиперактивных детей из 18-и. Однако после полного обследования дефицит внимания был выявлен только у пяти из них, а ярко выраженная гиперактивность — лишь у двух. Они-то и «заводили» весь класс.
Родителям, которые подозревают у своего ребёнка наличие гипер- или гиподинамического синдрома следует обратить внимание на такие признаки, как:
- наличие других неврологических диагнозов (ММД, энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление);
- неконтролируемая моторная активность или, наоборот, постоянная вялость, заторможенность;
- слабая для данного возраста концентрация внимания;
- различные стойкие нарушения сна;
- логопедические проблемы;
- неумение приспособиться к требованиям дисциплины;
- быстрая, «захлёбывающаяся» речь или молчаливость, односложные ответы;
- повышенный травматизм, как следствие неуклюжести и/или бесцельной двигательной активности;
- тики или навязчивые движения (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, грызёт ногти, постоянно крутит, мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т. д.);
- ночное или дневное недержание мочи;
- поверхностная общительность, отсутствие чувства дистанции с чужими людьми или же замкнутость, отчуждённость;
- предпочтение в играх более младших детей;
- сам ведёт себя, как ребёнок более младшего возраста;
- заметное изменение состояния, настроения в зависимости от времени года (обострения осенью и весной), суток, изменений погоды;
- резкая смена настроения, срывы даже при небольшом стрессе или напряжении.
Если у Вашего малыша имеются 4 — 5 или более из этих признаков — это повод показать его невропатологу или клиническому психологу.
Не следует думать, что только приём каких-то лекарств поможет Вашему ребёнку. Лишь совместными усилиями всех специалистов, работающих с ним, при обязательном активном участии семьи можно справиться с негативными проявлениями этих синдромов.
Без поддержки самых близких людей — родителей — у ребёнка немного шансов справиться с такой нервной нагрузкой.
Гипердинамичному или гиподинамичному ребёнку более, чем другим детям необходим строгий режим дня. Ведь для малыша важна стабильность, устойчивость его домашнего мира, соблюдение определённых ритуалов. Стабильность обязательна и в пространстве (ложиться спать всегда на одном и том же месте, среди привычных предметов), и во времени (например,после ужина всегда смотрим «Спокойной ночи, малыши», перед сном пьём кефир, а когда ложимся спать, мама читает сказку).
Бесцельная неконтролируемая двигательная активность гиперадинамичного ребёнка или заторможенность гиподинамичного — это реакция на меняющийся (а значит, опасный для него!) внешний мир. Подобным образом ведут себя животные в случае опасности: начинают метаться или замирают. Преодолеть подобные проявления ребёнку может помочь только уверенность в безопасности, в том, что его любят и принимают таким, каков он есть, со всеми его особенностями.
Многих родителей беспокоит вопрос подготовки к школе и последующего обучения их особенного ребёнка. Здесь можно дать несколько общих советов родителям гиперактивного ребёнка:
- период относительно устойчивой работоспособности у такого малыша очень непродолжителен (даже у первоклассника он не превышает 5 — 15 минут), следовательно и продолжительность непрерывного занятия с ним не должна превышать этого времени);
- занятия с ребёнком лучше проводить в игровой форме, предоставляя ему возможность двигаться, вставать с места, перемещаться по комнате. Е.В. Мурашова в своей книге приводит пример того, как мама выучила с сыном буквы в то время, как он сидел под кроватью, а она подавала ему туда карточки;
- заниматься с ребёнком лучше в начале дня, а не вечером;
- не стоит быть слишком требовательными к аккуратности в начале работы;
- использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания, объятия);
- поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее;
- сохранять спокойствие, так как на раздражение мамы гипердинамичный ребёнок реагирует возбуждением, а гиподинамичный ещё большей заторможенностью или слезами;
- по возможности, хорошо бы оборудовать дома спортивный уголок, где ребёнок мог бы отреагировать свою двигательную активность без вреда для себя и окружающих.
Пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения. Затем происходит снижение симптомов, а в период полового созревания наблюдается новый «всплеск». К концу этого периода гиперактивность и эмоциональная импульсивность исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль, но дефицит внимания сохраняется. При снижении симптомов заболевания у людей с СДВГ, как правило, остаётся неспособность выполнять скучную монотонную деятельность.
Литература:
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — Спб.: Речь, 2008.
- Брязгунов И.П., КасатниковаЕ.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Корнеева Е.Н. Детские капризы. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с с гиперактивными, агрессивными. Тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
- Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е.В. Мурашова. — 2-е изд., доп. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
- Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Источник
Регулярная физическая активность необходима всем людям независимо от возраста и пола. Систематические тренировки укрепляют мышечную систему, в том числе и миокард, служат профилактикой застойных явлений в легких, улучшают циркуляцию крови в сосудах. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, имеют хорошую память, высокую работоспособность и хороший иммунный статус.
Гиподинамия – одна из наиболее острых проблем в современном мире. Болезни, называемой этим термином, в медицине не существует, однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем. Именно поэтому врачи всего мира с каждым годом уделяют гиподинамии среди населения все больше внимания. О значении этого термина не трудно догадаться, «гиподинамия» означает «пониженная активность».
Профилактика гиподинамии
Основная причина гиподинамии у людей в современном мире очевидна. Достижения технического прогресса делают более комфортной жизнь человека, однако мало кто задумывается, что снижение физической активности, например, при использовании личного автомобиля, негативно сказывается на здоровье. Кроме того, гиподинамия неизменный спутник людей так называемых сидячих профессий (программисты, менеджеры и т. д.).
Не обходит стороной эта проблема и детей, особенно школьного возраста, которые после занятий (во время которых они также сидят) предпочитают провести свободное время дома за компьютером, а не на улице. Конечно, существуют причины, из-за которых человек вынужденно ограничен в движении, например, при тяжелых заболеваниях или в результате травм. Но и в таких случаях пациентам необходимо движение. Не зря еще древние целители говорили: «Движение – это жизнь».
Симптомы гиподинамии
Гиподинамия – это состояние, которое сопровождается огромным количеством симптомов, большинство из которых – это и есть следствие недостаточной физической активности. Можно выделить следующие основные признаки: вялость, сонливость; плохое настроение, раздражительность; общее недомогание, усталость; снижение аппетита; нарушение сна, снижение работоспособности.
Подобные симптомы периодически может ощущать практически каждый человек, но мало кто связывает их с гиподинамией. Поэтому при появлении таких признаков следует задуматься, достаточно ли времени вы уделяете физическим тренировкам. Длительное снижение физической активности приводит к атрофическим изменениям в мышцах, костной ткани, нарушается обмен веществ, снижается синтез белка. Гиподинамия крайне неблагоприятно сказывается на работе головного мозга, возникают головные боли, бессонница, люди становятся эмоционально неуравновешенными. Еще один из признаков гиподинамии – повышение аппетита, в результате чего увеличивается количество потребляемой пищи.
Сниженная физическая активность и чрезмерное питание могут довольно быстро привести к развитию ожирения, что способствует возникновению нарушений жирового обмена и атеросклероза. Известно, что наличие атеросклероза значительно повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Этому способствует и повышение ломкости кровеносных сосудов, что также является следствием нарушения обмена веществ.
Немалое внимание должно уделяться физической активности у детей, особенно школьного возраста. При длительном сидении за партой происходит застой крови в сосудах нижних конечностей, что приводит к обеднению кровоснабжения других органов, в том числе и головного мозга. В результате ухудшаются мыслительные процессы, память и концентрация внимания. Кроме того, у малоподвижных детей слабая мышечная система. Из-за слабости мышц спины у них формируются нарушения осанки. Как мы видим, последствия гиподинамии могут выражаться в нарушении функций многих органов и систем, причем зачастую такие нарушения с низкой физической активностью связывают в последнюю очередь, хотя на самом деле это не так.
Профилактика гиподинамии
Очевидно, что меры профилактики должны быть направлены на увеличение физической активности у каждого человека. Детей необходимо с раннего детства приучать к ежедневному выполнению утренней зарядки, активным играм на свежем воздухе, обязательному посещению уроков физической культуры в школе, очень полезно посещение спортивных секций.
В последнее время стали широко распространены спортивные центры и фитнес-клубы, регулярное посещение которых – отличная профилактика гиподинамии. Тем не менее отсутствие возможности посещать спорткомплексы не должно быть причиной недостаточной физической активности. Ежедневные пешие прогулки и пробежки на свежем воздухе может совершать каждый человек. Кроме того, полезно иметь дома любой тренажер, необязательно дорогой и большой, в каждом доме найдется место для простой скакалки, эспандера или гантелей.
Проблема лишнего веса. Причины и профилактика избыточного веса человека
Ожирение – это относительно «молодая» болезнь, которая появилась и стала повсеместной в середине XX века. Причиной тому – пресловутый сидячий образ жизни и культура «фастфуда», зародившаяся в США. Сегодня, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проблемами лишнего веса страдают порядка 1,5 миллиардов человек во всем мире. Лидерами являются США и Европа, в России избыточному весу подвержен каждый четвертый. В некоторых странах проблемы избыточного веса и ожирения решаются на государственном уровне, однако до сих пор большого успеха добиться не удалось. Таким образом, борьба с лишним весом является задачей каждого конкретного человека.
Как определить есть ли лишний вес?
С чего следует начать процесс борьбы с лишним весом? Конечно, с попытки определить его наличие. Было бы неправильно делать это «на глазок», так как зачастую вывод о наличии избыточного веса является преждевременным. Это связано со стандартами, которые навязываются нам современной массовой культурой. Одержимость борьбой с несуществующим «лишним весом» приводит к различным заболеваниям, например, к анорексии и/или булимии. Причины подобных печальных последствий: злоупотребление многочисленными «волшебными средствами», БАДами и несбалансированными диетами. В России избыточная масса тела вообще редко рассматривается как проблема, с которой следует обращаться к врачам. Это еще больше усугубляет данную проблему.
Для определения лишнего веса существует показатель, получивший название индекс массы тела (ИМТ). Чтобы рассчитать ИМТ, необходимо разделить вес (в килограммах) на рост в квадрате (в метрах). Если ваш ИМТ находится в промежутке между 19 и 25, то проблем с лишним весом у вас нет. ИМТ от 25 до 30 означает избыточный вес, 30 и более – ожирение.
Причины появления лишнего веса
Ожирение принято разделять на первичное и симптоматическое, когда лишний вес является симптомом другого заболевания. Причинами первичного избыточного веса являются: генетическая предрасположенность, избыточное потребление продуктов питания и недостаток двигательной активности. Что касается наследственности, то ученые согласны, что существует большая или меньшая генетическая предрасположенность к набору веса, однако наследственные факторы всегда реализуются в тесной связи с образом жизни человека. Прежде чем «обвинять генетику», следует отметить, что чаще всего большее влияние все-таки имеют семейные привычки питания, которые передаются из поколения в поколение. А привычки – это то, что мы в силах изменить. То же самое касается сидячего образа жизни. Вывод прост: все в ваших руках. Однако не стоит самостоятельно бороться с лишним весом. Лучше доверить дело профессионалам.
Некоторые лекарственные средства также могут приводить к увеличению жировых отложений. К ним относятся кортикостероиды, женские гормональные средства, антидепрессанты и др. Прием этих препаратов всегда должен быть по назначению и под контролем лечащего врача.
Лишний вес может быть результатом некоторых патологических состояний, таких как: нарушение функций щитовидной железы или гипофиза, недоразвитие половых желез, болезнь Кушинга, а также повреждения нервных клеток гипоталамуса.
Последствия лишнего веса
Лишний вес зачастую является причиной нарушения многих функций организма. В первую очередь, при избыточном весе увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний. Избыточная масса тела оказывает негативное влияние на опорно-двигательную систему, вызывая деформацию стопы, остеоартроз крупных суставов и другие нарушения. Также лишний вес приводит к различным нарушениям обмена веществ, в результате чего может развиться атеросклероз и сахарный диабет.
Профилактика избыточного веса
Людям со склонностью к избыточному весу следует уравновесить количество потребляемой пищи и уровень физических нагрузок. Диета должна быть сбалансированной. Увеличение физических нагрузок, занятия спортом должны идти вслед за изменением диеты. Важно понять, что именно послужило в вашем случае главным фактором увеличения веса – изменение рациона или уменьшение физических нагрузок. Тогда вы сможете найти оптимальное решение, которое будет идеальным именно для вас. Еще один незаменимый элемент профилактики, о котором часто забывают – это регулярные обследования и сдача анализов. Подобные меры помогут выявить и решить проблему на самых ранних этапах ее появления.
Анализы при лишнем весе
гликированный гемоглобин, глюкоза в крови, пролактин, тиреотропный гормон, триглицериды, оценка липидного статуса, кортизол, лептин.
Уважаемые телезрители, гиподинамия и избыточный вес – проблемы, которыми следует заниматься с самых начальных признаков их проявления, для того, чтобы не доводить дело до посещения врача. Между тем, регулярное медицинское обследование не будет лишним и поможет выявить на ранних этапах все признаки, которые в будущем могут привести к лишнему весу и связанным с ним проблемам.
Статью подготовила:
Врач ОМП ГУЗ
«Елецкая городская больница №2» Бурлакова И.С.
Источник