Что такое гиперкинетический синдром ребенка 5 лет
Гиперкинезы у детей – аномальная двигательная активность на фоне патологического тонуса скелетной мускулатуры, возникающая при различных заболеваниях. Представляет собой излишние, неуместные подергивания, жесты, гримасы. Диагностика патологий, проявляющихся гиперкинезами, требует консультативного заключения специалистов (детского невролога, окулиста, психолога, генетика), проведения инструментальной диагностики (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ), биохимического и нейрохимического исследования крови. Специфическое лечение разработано лишь для некоторых болезней, сопровождающихся гиперкинезами, в остальных случаях применяется симптоматическая терапия.
Общие сведения
Гиперкинезы (лат. «чрезмерные движения») – неврологический синдром, который характеризуется непроизвольными насильственными движениями. Развивается при врожденном или приобретенном поражении структур головного мозга, отвечающих за иннервацию скелетных и мимических мышц. По данным исследований, наибольшая часть патологий, дебютирующих гиперкинезами, приходится на психические расстройства (36%), второе место по распространенности занимают аномалии развития ЦНС (24%). В 22% наблюдений причиной становятся дегенеративные заболевания, в оставшихся случаях – другие поражения нервной системы.
Гиперкинезы у детей
Причины гиперкинезов у детей
Непроизвольные двигательные акты являются симптомами различных заболеваний и патологических состояний, могут возникать сразу после рождения или появляться по мере роста ребенка. Перечень этиофакторов разнообразен, включает нарушения кровообращения, инфекции, врожденные пороки, приобретенные повреждения и пр. К основным причинам гиперкинезов у детей относят:
- Врожденные аномалии ЦНС. Развиваются вследствие структурных изменений, хромосомных и генных патологий. Включают аномалии строения мозжечка (агенезию или гипоплазию червя), синдром Арнольда-Киари, нейрофиброматоз.
- Наследственные нейродегенеративные заболевания. Впервые диагностируются в детском и юношеском возрасте, в последующем прогрессируют, вызывают постепенное отмирание нервной ткани. Гиперкинезы наблюдаются при нарушениях метаболизма (болезнь Галлервордена-Шпатца, Вильсона-Коновалова), хорее Гентингтона, эссенциальном треморе.
- Травматические повреждения ЦНС. У новорожденных становятся результатом интранатального поражения ЦНС во время прохождения по родовым путям, в старшем возрасте могут быть следствием черепно-мозговых травм. Сопровождаются механическим разрушением клеток центральной нервной системы.
- Экзогенная интоксикация. Может обнаруживаться у детей, принимающих нейролептики, противосудорожные, дофаминергические лекарственные средства и другие препараты, способные проникать через гематоэнцефалический барьер и накапливаться в нервной ткани. При отмене препарата отмечается регрессия симптомов.
- Эндогенная интоксикация. Наблюдается при эндокринных патологиях (тиреотоксикоз), ядерной желтухе новорожденных, энцефалопатии вследствие почечной, печеночной недостаточности. Возможны необратимые повреждения нервной ткани эндогенными токсинами – гормонами, билирубином, продуктами распада белков.
- Нарушения гемодинамики ЦНС. При острой и хронической гипоксии головного мозга вследствие анатомических или функциональных сужений просвета сосудов возникает массивная гибель нейронов. Повреждение нервных клеток, регулирующих мышечный тонус и контролирующих движения, проявляется в виде гиперкинезов.
- Инфекционно-воспалительные процессы. В результате острого воспаления ткани мозга при энцефалите, твердой мозговой оболочки при менингите погибают нервные клетки, регулирующие двигательную активность. Некоторые возбудители (вирусы герпеса, бруцеллы и другие) вызывают постепенную дегенерацию клеток и разрушение миелиновых волокон, что провоцирует гиперкинетическое расстройство.
- Чрезмерные психические нагрузки. В результате эмоционального перенапряжения (стресс, неврозы, тревожные расстройства детского периода) лимбическая система испытывает перегрузку, выделяется больше адренергических нейромедиаторов. Тормозное воздействие дофамина снижается, что проявляется излишними движениями.
Патогенез
Гиперкинетические расстройства развиваются вследствие нарушений в экстрапирамидной системе. Ее контроль осуществляется прецентральной извилиной коры больших полушарий, лимбической системой. Под воздействием различных факторов формируется гиперактивность экстрапирамидной системы вследствие дефицита ее торможения поврежденной корой и лимбической системой. Возникает дисбаланс нейромедиаторов (дофамин, норадреналин, серотонин и другие), способствующих передаче сигнала от нейрона к нейрону, искажаются первоначальные «команды» головного мозга. Еще один механизм, обуславливающий появление гиперкинезов – структурные изменения на любом из этапов передачи нервного импульса от коры к мускулатуре.
Классификация
Существует несколько классификаций данного патологического состояния. Чаще всего гиперкинезы детского возраста подразделяются на группы с учетом характера изменений мышечного тонуса, приводящих к замедлению или ускорению динамических движений:
- Гипотонические (быстрые): тики, хорея, баллизм, тремор, миоклония. Появление автоматических движений провоцируется снижением тонуса мускулатуры при недостаточности тормозного влияния подкорковых структур на нижележащие отделы.
- Дистонические (медленные): спастическая кривошея, блефароспазм, атетоз, торсионная дистония. Характеризуются неестественностью поз. Тонус мышц переменчив, одни находятся в гипертонусе, тогда как другие могут быть гипо- или атоничными.
Существует также классификация, созданная с учетом патогенетического механизма развития двигательных расстройств. В зависимости от уровня поражения выделяют гиперкинезы, обусловленные патологией стриопаллидарной системы (отмечается вычурность и сложность движений), стволовых структур ЦНС (наблюдаются стереотипные тонические двигательные паттерны) и корковых структур (выявляются эписиндромы, сопровождаемые дистониями).
Симптомы гиперкинезов у детей
Непроизвольная двигательная активность нередко становится первым проявлением различных неврологических заболеваний, к которому впоследствии присоединяются другие симптомы. Общими признаками всех разновидностей гиперкинезов являются непроизвольность и навязанность движений. Двигательные акты (жесты, «движения намерений», гортанное покашливание, скрежет зубов или бруксизм, манипулятивные движения, различные стереотипии – обгрызание ногтей, яктация) естественны, но не уместны в данный момент. Ребенок не контролирует свое тело, это приводит к нарушению произвольных движений.
Тики – наиболее частые гиперкинезы детского возраста. Могут быть транзиторными (проходящими) или хроническими. Проявляются клоническими подергиваниями мимической мускулатуры, шеи, плечевого пояса, к которым иногда присоединяются вокализмы (кашель, выкрикивание отдельных звуков, смех). Носят неритмичный стереотипный характер. Тремор часто выявляется в периоде новорожденности. Характеризуется ритмичными быстрыми подергиваниями кистей и стоп, нижней челюсти, языка. Может исчезать в покое и усиливаться в стрессовых ситуациях. Хорея представляет собой хаотичные, аритмичные размашистые движения. Походка больного напоминает танцующую.
Атетоз сопровождается малоамплитудными червеобразными движениями, обусловленными попеременным сокращением разных групп мышц. Локализация – дистальные отделы конечностей, мимическая мускулатура. Спастическая кривошея (тортиколлис) проявляется тоническим сокращением мышц шеи со стойким наклоном и поворотом головы в сторону. Репозиция вызывает болевые ощущения, зачастую невозможна из-за склеротического перерождения мышечной ткани. При гемибаллизме наблюдаются резкие грубоватые движения, напоминающие бросок тяжелого камня, взмах крыла птицы. Торсионная дистония характеризуется медленными вращательными движениями, похожими на вкручивание штопора. Основная локализация – мышцы шеи, туловища. Ребенок застывает в вычурных позах, его походка напоминает верблюжью. Выраженность дистонических гиперкинезов значительно уменьшается в положении лежа.
Осложнения
В число возможных осложнений данной патологии входит склерозирование мышечных структур при медленных гиперкинетических нарушениях (спастическая кривошея, торсионная дистония, идиопатический блефароспазм), следствием которого является невозможность возвращения мышцы в расслабленное состояние и вынужденное пребывание больного в статичной неестественной позе. Насильственные движения нарушают социальную адаптацию, усложняют приобретение бытовых навыков, обучение. Заболевания, сопровождаемые гиперкинезами, часто осложняются когнитивными расстройствами, деградацией личности. Ребенок теряет способность усваивать новую информацию. Постепенно регрессируют приобретенные навыки (опрятности, самообслуживания).
Диагностика
Диагностику и лечение гиперкинетических расстройств у детей осуществляет детский невролог. При появлении симптоматики необходимо комплексное обследование в условиях стационарного отделения для уточнения причин развития гиперкинезов и выраженности основной патологии. Обязательными диагностическими мероприятиями являются:
- Определение неврологического статуса. Невролог оценивает нарушения со стороны черепных нервов, рефлексов, мышечного тонуса, статики, координации, психосоматического состояния. На основании полученных данных врач может предположить наличие органического поражения, возможный уровень повреждения: кора, подкорковые структуры, мозжечок.
- Оценка психологического статуса. Психолог проводит тестирование детей старше трех лет по различным методикам. По результатам формулируются выводы о нарушениях эмоциональной сферы, когнитивном дефиците, интеллектуальном снижении.
- Консультация окулиста. Офтальмолог осматривает структуры глазного дна: диск зрительного нерва, сосудистый рисунок (расширение, извитость артерий и вен). Результаты обследования могут свидетельствовать о наличии внутричерепной гипертензии. При болезни Вильсона-Коновалова врач обнаруживает гиперпигментацию вокруг роговичной оболочки (кольцо Кайзера-Флейшера).
- Электронейрофизиологические исследования. По данным ЭЭГ врач функциональной диагностики оценивает электрическую активность головного мозга, наличие эпилептиформных паттернов. Предпочтительным является суточное исследование с видеосъемкой. При расшифровке ЭНМГ проводится дифференциальная диагностика с полинейропатиями.
- МРТ головного мозга. Позволяет визуализировать объемные образования, аномалии развития, очаговые изменения гемодинамики (участки ишемии, геморрагии). В ангиографическом режиме выявляются сосудистые дислокации, гипоплазии и аплазии артерий, кровоснабжающих головной мозг.
- Лабораторные исследования. Включают биохимическую и нейрохимическую диагностику. Назначаются для обнаружения дисбаланса нейромедиаторов, дифференцировки различных болезней обмена, эндокринных патологий.
Лечение гиперкинезов у детей
Коррекция двигательных расстройств проводится в соответствии с клиническим протоколом лечения основного заболевания. При устранении причины гиперкинезы исчезают, однако такой результат не всегда достижим. При генетических синдромах и аномалиях развития возможна только паллиативная посимптомная помощь. Некоторые лекарственные средства способны воздействовать непосредственно на ретикулярную формацию и подкорковые структуры, корректировать двигательные нарушения. Их используют в виде заместительной терапии для лечения основных патологий, а также для снижения или купирования пароксизмов аномальной двигательной активности:
- Препараты ДОФА. В основном применяются при треморе, торсионной дистонии. Обеспечивают кратковременный положительный эффект при некоторых дегенеративных заболеваниях. При недостаточности дофамина назначаются пожизненно.
- Противосудорожные средства. Бензодиазепины и вальпроаты используются для лечения тиков, миоклоний. Результат заметен при наличии изменений на ЭЭГ, поскольку препараты способны тормозить патологическую иннервацию от корковых структур.
- Холинолитики. Являются основой терапии при быстрых гиперкинезах. Влияют на периферическую иннервацию, снижают количество медиатора ацетилхолина в синаптической щели между нейронами, что влечет за собой уменьшение излишней двигательной активности, замедление передачи импульса.
- Ботулотоксин. Применяется в лечении медленных гиперкинезов (торсионная дистония, спастическая кривошея). Основной эффект – миорелаксирующий, достигается полной блокадой нервно-мышечной передачи.
Некоторые заболевания требуют специфической терапии. При ревматических хореических гиперкинезах тактика ведения проходит согласование с ревматологами. При склеротических изменениях для лечения спастической кривошеи иногда прибегают к хирургическим вмешательствам. При ювенильном паркинсонизме в запущенной резистентной форме, хорее Гентингтона, гемибаллизме пациентам предлагают операции по имплантации электродов, стимулирующих вентральное промежуточное ядро гипоталамуса, что позволяет контролировать гиперкинезы.
Прогноз и профилактика
Прогноз многих гиперкинезов при генетических заболеваниях, аномалиях развития неблагоприятный. Состояние больного определяется выраженностью основной патологии, нарушения движений часто сочетаются со значительным когнитивным снижением, возможна глубокая инвалидность. Некоторые гиперкинезы достаточно хорошо поддаются терапии. Специфические профилактические меры не разработаны. К общим рекомендациям относятся фиксирование изменений в поведении ребенка, своевременное обращение с жалобами к специалисту. Необходимо предупреждение травматических повреждений, нарушений гемодинамики, инфекционных болезней ЦНС.
Источник
1. Гиперкинетический синдром у детей: симптомы, причины, коррекция.
Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность. Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.
Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей.
Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).
Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Особенности ГС в детском возрасте
Гиперкинетический синдром, развивающийся у детей причиняют много трудностей родителям, педагогам,- такие детки очень часто агрессивны. Прогноз развития данной патологии неутешителен, и большинство пациентов испытывают серьёзные проблемы с социальной адаптацией в среде сверстников, которые сохраняются и в дальнейшем. Отличить ребёнка с гиперкинетическим синдромом можно по таким признакам: У деток с ГС наблюдается повышенный уровень активности, который проявляется очень сильно. Такие дети не в состоянии сидеть спокойно и их поведение отличается особой суетливостью. От присущего всем деткам состояния беспокойства и эмоционального возбуждения гиперкинетический синдром можно дифференцировать по степени тяжести, связи с тяжёлыми расстройствами. Заболевание начинает проявляться уже в 3-4 года, однако диагностируют его зачастую, когда ребёнок идёт в школу. Такой ребёнок отличается маленьким объёмом внимания, неспособность длительно концентрироваться на каком-либо занятии, высоким уровнем отвлекаемости, когда ответную реакцию вызывает любой раздражитель. Гиперкинетический синдром в детском возрасте вызывает дефект внимания, который сохраняется по мере взросления ребёнка. Гиперактивность может исчезнуть, и даже, наоборот, в период полового созревания может наблюдаться её снижение, а также дефицит мотивации. Эта патология также характеризуется задержкой развития.
Таким деткам, как правило, нелегко учиться, за счёт того, что их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или же приравниваются к умственной недоразвитости. Иногда гиперактивность может быть показателем свойств темперамента или же проявляться вследствие повреждений головного мозга.
Симптомы
Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.
Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами. В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:
1.Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
2.Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
3.Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
4.Нарушения сна.
5.Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.
Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.
Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ
На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы: Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе.
Таким образом, организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы. Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.
Психологическая коррекция
Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками. Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.
Коррекция:
Нельзя передоверять ребенка в чужие руки.
Родители должны научиться контролировать поведение ребенка, иногда с помощью лекарств.
Развивать уровень интеллекта ребенка.
Самое лучшее средство коррекции — плавание.
Организация двигательной активности — секции.
Формирование понятий: «нельзя», «надо».
Коррекция дефекта внимания через специальные упражнения.
Способ пробиться — это взволнованная беседа: «что же ты натворил?».
Коррекция общения с другими детьми через специальные упражнения.
Лучше не водить ребенка в садик, или в садике, например, в сончас отпускать ребенка в спортзал выпустить пар.
При развитии синдрома в период коррекции — утроить свои усилия.
Лучше всего поддается коррекции поведение.
Рекомендации родителям по работе с гиперактивными
Детьми
1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите, сдержано, спокойно, мягко.
4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
6. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.
7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и пр.)
8. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз. когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
9. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной анергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока — устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин. стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создайте ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Обращайтесь за помощью к психологам.
1. Абилитация
система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.
2. Адаптация
приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней.
3.Асинхронна развития
сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.
4.Высшие психические функции (ВПФ)
одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского.
Основными отличительными свойствами ВПФ являются:
прижизненность формирования по генезу,
произвольность и осознанность по способу существования,
опосредованность по строению.
5. Гетерохронность
неравномерность процесса развития.
6. Пиперкомпенсация
восстановительные эффекты сверхнормативной результативности.
В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается
использование неадекватных защитных механизмов.
7. Депривация
многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.
8. Дизонтогенез, дизонтогении
общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.
Синонимами могут считаться такие понятия, как
отклоняющееся развитие,
нестандартное развитие,
устаревшее аномальное развитие и пр.
9.Защитные механизмы (психологическая защита)
специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).
10.Компенсация
восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
11.Копинг
поведение (стратегия) сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
12. Коррекция
мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
13. Микрогенез (актуалгенез)
изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.
14.Модально-неспецифические закономерности развития
особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития.
15.Модально-специфические закономерности развития
особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза.
16.Направленное развитие
развитие под влиянием организованных внешних воздействий.
Синонимом направленного развития может выступать
понятие «функциональный генез».
17.Нарушенное развитие
обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.
18.Псевдокомпенсация
неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.
19.Развитие психическое
поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.
20.Распад
дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.
21.Реабилитация
система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.
22.Ретардация
порциальное или тотальное отставание в темпах развития.
23.Социализация
исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.
24.Специальная психология
отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.
25.Спонтанное развитие
изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания.
26.Структура нарушенного развития
одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций.
Первая связана с нарушениями,
вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора.Вторая группа нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.
27. Функциональный генез
позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий обучения, воспитания, коррекции.
28.Хроногенность
принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
29. Интеграция инвалидов в общество — процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности.
30. Коррекционное обучение особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиучащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
31.У́мственная отста́лость (малоу́мие, олигофрени́я; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум) — врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.
32.Невропатия – это патологическое состояние, при котором происходит нарушении функции того или иного нерва.
33.Ятрогени́я (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч.γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником.
34.Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.
35.Холдинг-терапия (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком с диагнозом аутизм.
Список используемой литературы
1. Интернет – ресурс, доступ [https://sites.google.com]
2. Интернет – ресурс, доступ [https://ru.wikipedia.org]
3. Интернет – ресурс, доступ [https://www.sweli.ru]
4. Интернет – ресурс, доступ [https://neurodoc.ru]
5. Интернет – ресурс, доступ [https://docviewer.yandex.ru]
6.Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальнойадаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. — М., 2002.
7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003.
9. Основы специальной психологии: Учебное пособие под ред. Л.В. Кузнецовой – 3-е издание. – М.: Академия, 2006.
Источник