Что такое адаптационный синдром школьника
Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) — это специфически школьное нарушение процесса адаптации психогенной природы, снижающее субъективный и объективный статус ребёнка в школе, в семье и затрудняющее реализацию учебно-воспитательного процесса. [1][2] Школьная дезадаптация проявляется в трудностях при усвоении школьного материала [2] и при выполнении предъявляемых ребёнку требований; сопровождается низкой школьной успеваемостью, разными формами недисциплинированности, [3] нарушениями взаимоотношений со сверстниками и учителем. [4]
Критерии школьной дезадаптации[править | править код]
При обращении к феномену школьной дезадаптации как к социально – психологическому и социально – педагогическому явлению неуспешности ребёнка в процессе обучения, выделяется ряд дополнительных критериев в определении понятия. При таком понимании феномена школьной дезадаптации акцент сделан на неуспешности обучения ребёнка, которая, в свою очередь, связана с неразрешимым для него конфликтом между требованиями внешней образовательной среды, ближайшего окружения ребёнка и его психофизическими особенностями, способностями.[5]
Собственно критериями школьной дезадаптации являются [5]:
1. Неуспешность в обучении (когнитивный компонент)
Признаки: хроническая неуспеваемость, недостаток общеобразовательных знаний и навыков.
2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению (эмоционально – личностный компонент)
Признаки: нарушения в отношении к жизненной перспективе, связанной с учёбой, к фигуре учителя, к процессу обучения, которые проявляются в пассивно – безучастной, негативно – протестной, демонстративно – протестной стратегиях поведения.
3. Повторяющиеся, стойкие нарушения поведения (поведенческий компонент)
Признаки: реакции отказа, антидисциплина, пренебрежение школьными правилами, противопоставление себя другим ученикам, учителям.
История возникновения понятия ПШД[править | править код]
Понятие «психогенная школьная дезадаптация» введено психиатром, клиническим психологом, психотерапевтом Каганом В.Е. с целью выделения психогенных форм школьной дезадаптации (ШД) из общего феномена ШД и «школьные неврозы» и его дифференциации от остальных форм ШД, которые могут быть связаны с психозами, психопатиями, специфическими задержками развития, умственной отсталостью, некоторыми дефектами анализаторов, непсихическими расстройствами на почве органического поражения головного мозга и др. [1]
Гендерная специфика проявлений ПШД[править | править код]
По мнению Кагана Е.В., психогенная школьная дезадаптация наиболее распространена среди мальчиков и в меньшей степени среди девочек. Такая разница объясняется биологическими, семейными факторами, полоролевыми особенностями развития и воспитания детей. Под биологическим фактором подразумевается более высокая подверженность нервной системы мальчиков возникновению пограничных психических расстройств, в сравнении с группой девочек. Относительно полоролевых особенностей воспитания отмечают большее давление на мальчиков в процессе воспитания с меньшим, чем у девочек, диапазоном приемлемости особенностей их поведения, как фактор, способствующий большей подверженности возникновению школьной дезадаптации. Количественное преимущество в школьном коллективе женщин также отмечается как условие, способствующее благоприятному развитию девочек в большей степени, чем мальчиков. [1]
Подходы к пониманию причин ПШД[править | править код]
1. Влияние процесса обучения
Психотравмирующим фактором признаётся сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учёте индивидуальных особенностей ребёнка и его социальной среды. [4]
Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребёнка. [1]2. Влияние наследственных факторов
Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врождённая и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребёнка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.[4][1]
3. Влияние отношения учителя к ученику
Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации).[4]
4. Влияние семьи
Психотравмирующим фактором признается отношение к ребёнку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.[4][1]
5. Комплексное влияние причин
В рамках данного подхода предполагается учёт всех ранее обозначенных четырёх факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений. [1]
Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять её протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются [3]:
- Низкий уровень функциональной готовности к школе — «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
- Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
- Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
- Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
- Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
- Несформированность внутренней позиции школьника.
Сферы проявления ПШД у детей[править | править код]
Педагогический диагноз психогенной школьной дезадаптации обычно связан с неуспеваемостью, вплоть до стойкой формы, и с нарушениями школьной дисциплины, включая отказы ребёнка ходить в школу. [4][1]
Г.В. Бурменская в качестве основных сфер проявления ПШД отмечает [4]:
1. пространственно – временные отношения в жизни ребёнка, например организация режима дня;
2. личностно – смысловые характеристики общения и деятельности, которые могут проявляться в изменениях отношений со сверстниками, с сиблингами, с родителями, с педагогами;
3. особенности учебно – познавательной деятельности детей.
Процесс развития ПШД[править | править код]
Для описания процесса развития психогенной школьной дезадаптации Каган Е.В. [1] приводит следующую схему. По его мнению, в процессе ПШД преобладают астенические нарушения, которые сначала проявляются в области обучения и весьма легко компенсируются во вне-учебных занятиях. На этом этапе появляются реакции психологической защиты, в случае если они не разрешают возникших трудностей, ситуация усугубляется расширением поля реакции на внешкольное поведение. Далее утомляемость, головные боли, нарушения сна, аппетита (сомато – вегетативные проявления) могут становиться регулярными, а при слабости определённых мозговых структур ещё и переходить в форму системных неврозов с возможными нарушениями пищеварения, дыхания, а после сердечно-сосудистой системы и др.
Профилактика и коррекция ПШД[править | править код]
Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в процессе обучения и развития ребёнка.[3]
Комплексное понимание причин, источников ПШД, способствует эффективному подходу к её профилактике и коррекции. Особенности и методы преодоления психогенной школьной дезадаптации базируются на представлениях, разрабатываемых в рамках психогигиены и психотерапии. В большей степени психокоррекционная и профилактическая работа должна способствовать познанию ребёнком собственных возможностей и оптимизации условий жизни ребёнка, процесса его обучения и воспитания. В условиях, как профилактики, так и коррекции должны учитываться три главных компонента работы и связи между ними: школа – ребёнок – семья. Итоговой целью работы в целом является как разрешение уже возникших школьных трудностей, так и профилактика социальной дезадаптации в последующей жизни. [1]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 89-95.
- ↑ 1 2 Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./ Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
- ↑ 1 2 3 Дубровина, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др. — М.: МПСИ, 2006. — с. 124 — 156.
- ↑ 1 2 Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995. — С. 8-11.
Литература[править | править код]
- Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др. — М.: МПСИ, 2006. — 477 с. ISBN 5-7695-0652-0
- Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
- Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995. — С. 8-11.
- Дубровина, И.В. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001.— 96 с. ISBN 5-8291-0033-9
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
- Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./ Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 1991. — 303с.
- Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование / Н. Н. Заваденко, А. С. Петрухин, Н. Г. Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова, Т. Х. Борисова // Вопросы психологии. – 1999. — № 4. – С.21-26.
- Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1984. – №4. – С. 89-95
- Карабанова, О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005. — 238 с. ISBN 5-8112-1353-0
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Кумарина, Г.Ф. Педагогические условия предупреждения школьной дезадаптации. // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1995. С. 21-22.
- Локалова, Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2001. — 96 с. ISBN 5-86894-523-9
Источник
Важной задачей практических психологов и воспитателей является информирование и консультирование родителей по облегчению адаптации ребенка к условиям детского сада. Рассмотрим симптомы адаптационного синдрома и подумаем, как, совместно с родителями, помешать его развитию.
Даже незначительные изменения в жизни ребенка приводят к нарушению его эмоционального состояния, сна, аппетита и т.д., а такое важное событие, как вступление в дошкольное учебное заведение — это настоящее испытание адаптационных возможностей организма ребенка, которое может привести к развитию адаптационного синдрома.
Адаптационный синдром — это совокупность адаптационных реакций ребенка, возникающие как ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.
В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Тревожность, которая может длиться от нескольких часов до двух суток, включает в себя две фазы — шок и послешоковая реакция (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2. Сопротивляемость — устойчивость организма к различным влияниям повышается, что приводит либо к стабилизации, либо к истощению;
3. Истощение — защитные реакции организма ослаблены, организм и психика утомлены.
Во время адаптационного синдрома у ребенка могут наблюдаться похудение, падение кровяного давления, ухудшение аппетита и сна и тому подобное. Поэтому для недопущения острых реакций организма ребенка родители должны заранее, за несколько месяцев до вступления в детский сад, принять меры.
Анализируем симптоматический комплекс адаптации
В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в дошкольное учебное заведение, для него это сильное стрессовое переживание. На уровне физиологии в период адаптации определяют десинхронизующее влияние подкорки на кору больших полушарий головного мозга ребенка. В то же время происходит активизация отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение ребенка в стрессовых ситуациях. Вследствие этих физиологических процессов у дошкольника-новичка наблюдают:
— реакцию тревожного ожидания;
— нарастание нервного напряжения;
— повышение мышечного тонуса;
— спазм периферических сосудов и тому подобное.
Выделяют у ребенка, только что пришедшего в детский сад, среди других, и такие внешние признаки, как:
— бледность или покраснение кожи;
— изменение частоты дыхания и пульса;
— выраженная настороженность и беспокойство.
В первые дни пребывания в детском саду новые дети практически не общаются и нечетко воспринимают то, что им говорят. Они обычно наблюдают за поведением других детей и взрослых, присматриваются и прислушиваются. Их деятельность, как правило, хаотична и непродуктивна.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Гораздо легче дети-новички воспринимают невербальные сигналы — интонацию говорящего, его мимику и жесты, чем словесные инструкции.
Следует отметить, что в период адаптации происходит слом привычного стереотипа жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Кроме того, психику ребенка травмирует разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые беспокоились о нем с рождения. Особую роль в этой вынужденной ситуации играет тот факт, что маленький ребенок не умеет мыслить во временной перспективе, то есть ребенка преследует мысль: «Мама уходит навсегда!». Это порождает тревогу, неуверенность, незащищенность, к которым часто добавляются чувство одиночества, ненужности.
Во время периода адаптации к новым условиям жизни поведению детей характерны:
— повышенная возбудимость;
— раздражительность;
— несдержанность;
— капризность;
— крик и плач.
Ребенок пытается изменить положение вещей, которое его не удовлетворяет, и, одновременно, проверить, насколько может рассердиться мать, которая не хочет его больше видеть, и взрослые, с которыми его оставляют, а также определить таким образом, хорошие они или нет.
Возможен и другой вариант развития событий, ведь для некоторых детей, наоборот, характерны депрессивные реакции:
— заторможенность;
— отчужденность от окружающих;
— закрытость от окружающей среды.
Совсем необычным для ребенка является и пребывание в детском коллективе среди 15-20 сверстников, это значительная нагрузка для его нервной системы. Дошкольник входит в достаточно сложную систему отношений, распределение игрушек, внимание воспитателя, согласование намерений и желаний разных детей. Важно понимать, что даже повышенный уровень шума в группе сначала травмирует психику ребенка и только через некоторое время наступает привыкание.
Выделяют следующие причины стрессовых перегрузок ребенка:
— отличное от семьи демографическое положение — один взрослый и много детей;
— достаточно строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых ребенка могут отругать;
— игнорирование некоторых потребностей ребенка;
— общение сразу со многими взрослыми людьми, которые являются чужими и от которых ребенок зависит, часть из них может ему не нравиться;
— длительное пребывание в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна.
Важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень внимательно, заботливо, пытаясь помочь ему пережить этот сложный период в жизни, а не были назойливыми наставниками и борцами с детскими капризами.
class=»eliadunit»>
Помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка
Перед тем, как идти в детский сад, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что в детском саду он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.
Чтобы ребенку было легче ориентироваться, целесообразно разделить его пребывание в детском саду на короткие промежутки времени: «Сначала ты поиграешь игрушками, потом позанимаешься, а когда вы с детьми пойдете на прогулку, я за тобой приду».
Вечером родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с воспитателем. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.
Первый день в детском саду не может продолжаться более 1,5-2 часов. В дальнейшем время пребывания ребенка в группе следует увеличивать осторожно и постепенно, ориентируясь на поведение ребенка и обсудив это с воспитателем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому, родителям стоит настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, несколько растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.
Первый день пребывания в детском саду должен приходиться не на начало недели, а на среду или четверг — день, ближе к выходным. Сокращенная рабочая неделя и соответственно увеличенные выходные позволят ребенку полноценно восстановить силы организма.
Не следует забывать также и о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» — заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в детском саду меньше времени. Такое «заражение», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому, прежде чем вести ребенка в детский сад, родители должны узнать, сколько новичков принимают в группу в течение недели, в какое время их приводят. Если одних новичков приводить в группу в утренние часы, то других следует принимать во второй половине дня. Если их больше чем три, то лучше вообще перенести первый день посещения детского сада на следующую неделю.
О продолжительности пребывания второго дня следует договориться с воспитателем, обсудив поведение ребенка в первый день. За первую неделю количество часов, проводимых ребенком в детском саду не должно превышать трех часов в день. Увеличивать время пребывания ребенка дошкольного возраста в новом коллективе можно только ориентируясь на его хорошее эмоциональное состояние.
Желательно, чтобы родители детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновали радостное событие вступления в детский сад, рассказали всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.
В дальнейшем родители должны как можно чаще советоваться с воспитателем, совместно анализировать поведение, настроение и состояние ребенка. Возможно, через некоторое время у ребенка появятся признаки усталости. В таком случае необходимо несколько дней приводить его в детский сад только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника. Если пренебречь симптомами усталости на начальном этапе адаптации, то это может привести к развитию адаптационного синдрома, ведь нервная система ребенка имеет довольно низкую работоспособность, а, находясь в стрессовой ситуации, становится еще более уязвимой. Чтобы избежать осложнений и обеспечить легкий адаптационный период следует обеспечить оптимальный постепенный переход ребенка из семьи в доу, и таким образом обеспечить одну из основных потребностей маленького ребенка — потребность в постоянном окружении.
Внимание к ребенку в период адаптации
Казалось бы, сделано много, ребенок установил контакт с воспитателем, свободно ориентируется на игровой площадке, в групповой комнате и в остальных помещениях. И все равно он страдает из-за разлуки с родителями. Ребенок плаксив, просится на руки ко всем домашним, вроде проверяет, любят еще его родные или нет. В этом случае ребенку полезно спокойно, без напряжения завтракать и обедать дома. Необходимо быть очень внимательным к ребенку, обеспечить телесный контакт, поскольку тактильные ощущения: объятия, ласки и т.д., действительно успокаивают ребенка.
Кроме того, следует обеспечить ребенку облегченный режим дня: раньше укладывать спать, дольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать любимую еду, не кормить насильно. Дети в это время теряют много энергии, а нервное напряжение сказывается на многих процессах:
— кто только начал говорить, может перейти снова на лепет и жесты в общении;
— кто недавно пошел, может вернуться к ползанию;
— ребенок уже ел самостоятельно и довольно аккуратно, а теперь просит, чтобы его кормили.
Во время адаптационного периода родителям необходимо создать условия для спокойного отдыха ребенка дома.
Снижаем риск заболевания ребенка-новичка
Большинство детей действительно начинают болеть в период адаптации. Это связано с функциональной незрелостью организма маленького ребенка, поэтому ему нужна особая забота и попечение взрослых.
Эмоциональный шок, который переживает ребенок, резко снижает защитные силы организма. Однако действительными причинами такого болезненного состояния редко выступает непосредственное инфицирование или ошибки и упущение персонала детского сада. Часто болеть начинают именно те дети, которые не могут привыкнуть к изменениям в своей жизни, приспособиться к новым условиям, переживают сильный стресс из-за посещения детского сада. Именно стрессовая ситуация в период адаптации значительно ослабляет иммунную систему ребенка.
Следует отметить, что заболевания в период адаптации, в редких случаях действительно являются результатом инфицирования, в основном психосоматические, то есть они являются защитной реакцией на психологический дискомфорт, переживания ребенка. Нервная система ребенка претерпевает большие нагрузки, поэтому организм ребенка прибегает к «психосоматической защите»:
— повышение температуры;
— затрудненное дыхание;
— рвота;
— кишечно-желудочные расстройства;
— сыпь на коже.
Заболев, ребенок возвращается в привычную домашнюю обстановку, в которой он хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от стрессовой ситуации продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не приспособится к условиям детского сада, не почувствует себя в безопасных и привычных для него условиях. Предотвратить этот «уход» можно путем снижения интенсивности нагрузки, то есть, сократив время пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении или создав облегченные условия.
Изменения в эмоциональном состоянии, кроме резкого повышения заболеваемости, приводят также к нарушениям сна, резкого уменьшения веса, что у ребенка обычно приводит к ухудшению физического здоровья. И вместе со снижением речевой активности и игровой деятельности составляют симптоматический комплекс адаптации — показатели, по которым оценивают продолжительность адаптационного периода и его сложность.
Характерной реакцией ребенка в период адаптации является ощущение озноба, которое объясняют возрастными особенностями периферического кровообращения в ситуации стресса. У ребенка мерзнут ножки, ручки. Поэтому стоит позаботиться, чтобы в первые недели он обязательно носил теплые носки и кофточку. Так можно снизить вероятность простудных заболеваний. Также ребенок может легко заболеть из-за несоответствия температурных режимов дома и в детском саду.
В группе ребенок контактирует со многими детьми и взрослыми. Кто-то кашляет, у кого-то начинается насморк и тому подобное. Аэробная среда, конечно, отличная от той, к которой привык ребенок в домашних условиях. Учитывая это, в группе обязательно проводят одностороннее проветривание в присутствии детей, и сквозное — при их отсутствии в группе.
Стоит заметить, что даже легкое покраснение зева, небольшой насморк у ребенка являются противопоказаниями для посещения им группы, 3-4 дня его следует подержать дома. Как правило, все дети, которые впервые пришли в детский сад, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому уместным будет перерыв в посещении доу с 4-го до 9-10-го дня.
Обеспечиваем физиологический комфорт ребенка
Обеспечение надлежащего физического и физиологического состояния ребенка достигают соответствием между двумя режимами: домашним и режимом детского сада. Домашний режим является ритмом жизни ребенка. Поэтому, прежде чем вести его в детский сад, следует приблизить домашний режим к тому режиму, по которому живет и возрастная группа в детском саду, в которую пойдет ребенок. Это уменьшит его физиологический дискомфорт во время пребывания там. Иначе возникнут проблемы:
— ребенку предлагают есть, когда он не голоден, потом через некоторое время у него появляется чувство голода, ребенок начинает капризничать, плакать;
— или хотеть спать и засыпает за обедом, а перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотел есть.
Иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником гнева и раздражения ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — фактически реакция противостояния ситуации, которая не устраивает.
Однако ругать ребенка за его капризы, раздражительность, агрессию нельзя. Это не его вина. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам и нервному перенапряжению, что, в свою очередь, вызывает психосоматические заболевания.
Если режим, по которому ребенок живет дома, и тот, по которому живет детская группа в детском саду, кардинально отличные по времени и последовательности режимных моментов, то родителям есть над чем поработать. В этом случае родителям ребенка не помешает консультация с педиатром или медицинским работником детского сада.
Заметим, что придерживаться установленного режима необходимо постоянно: и в выходные и праздничные дни, и после окончания периода адаптации.
Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учебного заведения и родители ребенка, и работники детского сада должны обеспечить ребенку психологический и физиологический комфорт, стараться уменьшать нагрузку на хрупкую детскую нервную систему, максимально облегчить переход ребенка в новое социальное пространство.
Источник