Что нельзя сказать о людях с синдромом аспергера

Вероятно, вы знакомы с человеком, страдающим синдромом Аспергера. Возможно, вы хотите лучше с ним общаться и ищите способы помочь данному человеку выйти из собственного замкнутого пространства для общения с другими людьми. Это может быть трудно, так как синдром Аспергера и другие формы аутизма у людей могут характеризоваться различным уровнем навыков социального общения и взаимодействия. При попытке заставить своего друга выйти из замкнутого мира вы можете показаться для него до такой степени назойливыми, что он совершенно отстранится от вас. Чтобы этого не произошло, вам необходимо знать основы общения с людьми, страдающими синдромом Аспергера.

Шаги

  1. 1

    Как можно больше соберите информации о синдроме Аспергера и аутизме. Если вам довелось встретить человека с синдромом Аспергера, то вы можете изъявить желание найти способы общения с ним. Прежде чем что-то предпринимать вы должны узнать как можно больше. Попробуйте собрать информацию от тех людей, которые об этом пишут, которые имеют дело со случаями таких заболеваний, а также от тех, кто страдает им. Вы можете почитать книги и посмотреть документальные фильмы о синдроме Аспергера. Это позволит вам получить четкое представление об имеющейся проблеме, чтобы научиться общаться с человеком, страдающим синдромом Аспергера.

  2. 2

    Используйте свою эмоциональную связь с человеком, чтобы понять, что он способен выдержать при социальном общении. Зачастую люди с синдромом Аспергера легко перенапрягаются, так как двустороннее социальное общение стоит им больших усилий, они легко устают и не знают вежливых путей сообщить об этом. Тем не менее, ощущение некой связи с вами имеет для них огромное значение.

    • Вы можете заметить, что ваш друг склонен говорить или делать вещи, которые неуместны в определенное время, например, он может сказать вслух то, о чем большинство людей разумно смолчало бы, или же может влезть в очередь вперед других. Это происходит из-за того, что человек, по большей части, не видит всей социальной картины и не понимает, что другие люди думают и чувствуют. Об этом ему можно сообщить, но только без осуждения. Например, сказать, что нельзя влезать здесь в очередь, так как есть еще и другие люди, которые тоже ждут.
    • Люди с синдромом Аспергера обычно не столь замкнуты в себе, как те, кто страдает классическим аутизмом. Они вполне дееспособны, нормально разговаривают и практически нормально развиваются, но многие из них при первой встрече с человеком испытывают трудности в персональном общении. Помочь вам в этом может разговор об их интересах, а также и о своих собственных интересах без ожидания того, когда вас спросят об этом (люди с синдромом Аспергера могут не догадаться спросить).
  3. 3

    Не относитесь к своему другу так, как не хотите, чтобы относились к вам. Это стеснительно и оскорбительно. Подходить к человеку, заводить разговор, садиться рядом, знакомить его с другими и так далее, акцентируя внимание на том, что он другой, не только невежественно, но и крайне неуважительно, так как это демонстрирует безответственное пренебрежение чувствами другого человека. Не думайте, что он этого не заметит.

  4. 4

    Говорите со своим другом, как с любым другим человеком. Во время общения вы поймете, о чем ему комфортно разговаривать. Воспользуйтесь этим для корректировки своих действий.

    • Знайте, что некоторые люди с синдромом Аспергера имеют сложности с пониманием невербального общения, например языка тела и выражения лица. То есть им трудно понять то, о чем вы думаете и что испытываете в конкретное время. Они могут не понять, интересно ли вам то, о чем они говорят, или вам скучно. Крылатые выражения могут быть также проблемой для данного вида аутизма, так как люди склонны понимать метафоры буквально.
    • Страдающие синдромом Аспергера могут испытывать трудности при зрительном контакте в общении. Не настаивайте на том, чтобы человек смотрел вам в глаза, если он этого не хочет. Зрительный контакт дается с трудом людям с синдромом Аспергера, при этом они могут начинать нервничать.
  5. 5

    Не стоит давать выход своим эмоциям в присутствии человека с синдромом Аспергера без объяснения вашего состояния. Ваши намеки он не обязательно поймет. Рассказ о своих чувствах, даже если они для вас вполне очевидны, вполне естественный акт социального общения, но вам не следует ожидать того, что человек с синдромом Аспергера будет готов к тому же. Такой вид общения настолько чужд этим людям, что может их пугать. Если вы собираетесь проникнуться особыми эмоциями, то вам следует предварительно подготовить почву для этого, однако, пожалуйста, никогда не стоит делать чего-то неожиданного. Всегда спрашивайте разрешения, прежде чем обнять друга с синдромом Аспергера. Если он откажет, смиритесь, не принимайте это на себя лично. Такие люди могут находить для себя тактильные ощущения чрезвычайно волнительными.

  6. 6

    Если вы считает, что человек ведет себя странно, не акцентируйте на этом внимание (если только это не опасно или при этом не привлекается внимание других людей, что может повлечь за собой неприятности). Лучше всего будет сказать что-то, что вы сказали бы любому другому человеку, но в дружелюбном тоне, например, фразы: «мне это не нравится» или «пожалуйста, не делай так». Если в ваших взаимоотношениях есть место юмору и тональной игре голоса, то можно воспользоваться фразой «мне это кажется немного странным». Если вас спросят почему, объяснитесь аналогично тому, как если бы вы объясняли дорогу водителю-новичку. Люди с синдромом Аспергера могут не понять что к чему, вне зависимости от того, насколько они сообразительны. Несмотря на то, что некоторые их действия не могут считаться нормальными, обычно они не сильно девиантны.

  7. 7

    Конечно, такого человека можно знакомить с другими своими друзьями! Как и большинство из нас, он может вести себя иначе в присутствии своих или чужих друзей. Социальное общение людям с синдромом Аспергера обычно дается с определенными усилиями и несет большую эмоциональную нагрузку. Им может нравиться общаться, или же они могут находить это излишним. В любом случае, не пытайтесь навязывать человеку общение с вашими друзьями. Есть вероятность того, что ему легче всего общаться один на один.

Советы

  • Как и при любых формах аутизма, синдром Аспергера может проявляться различным образом. Не пытайтесь удержать в голове все возможные варианты развития ситуации и свои соответствующие действия. Это вам необходимо лишь тогда, когда вы только учитесь общаться с человеком, впоследствии вы будете делать все интуитивно.
  • Относитесь к людям с синдромом Аспергера так же, как и к любым другим.
  • Будьте осторожны, сближаясь с человеком с синдромом Аспергера, так как для них взаимоотношения развиваются несколько иначе. Вы сможете установить нормальное общение, как с любыми другими людьми, но только не прессингуйте в данном вопросе.
  • Главное – быть другом такому человеку. Никто не может осознавать всей разницы в ваших социальных навыках лучше, чем он.
  • Когда человек просто застенчив и медленно адаптируется в социальной среде, то мы можем сказать, что он находится в своем замкнутом мире. Когда он, наконец, начинает комфортно общаться, мы можем сказать, что он вышел из своего замкнутого мира. Однако, люди с синдромом Аспергера не находятся в таком замкнутом мире, из которого их можно просто вытянуть. Позвольте им самостоятельно приспособиться, либо оставьте их в покое.
  • Зная особенности человека с синдромом Аспергера, вы можете стать ему лучшим другом, только не акцентируйте внимание на его особенностях ни ему лично, ни в присутствии других людей. Такой человек и так понимает, что является другим, и ему не нравится, когда к нему относятся иначе, чем к другим людям, если при этом на нем акцентируется особое внимание.

Предупреждения

  • Люди с синдромом Аспергера склонны понимать все буквально (если только им не объяснили, что конкретная крылатая фраза имеет иной смысл).

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8250 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10:  Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме,  и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии. 
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно  эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка. 

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками.  Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: диагностика

Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  • Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  • Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  • Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  • Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  • Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  • Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  • Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  • И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Читайте также:  Можно ли с синдром ввп сердца