Что говорит церковь синдром дауна
Я ехала в «женскую» больницу от «своего» — участкового врача, но переживала изрядно: знакомая поликлиника вроде бы убедила, что грубые вопросы докторов типа «Ну что, прервем?» и «Ты всю жизнь рожать намерена?» — это всего лишь православный подвид фольклорных интернет-страшилок для будущих мам. Но, может, мне просто с врачами везло? Или помогал устрашающий эффект длиннющей юбки, припасенной для отбивания лишних вопросов?
На двери отделения надпись: «Специализация — невынашивание беременности». Символично. Я приехала «на сохранение». Первое направление — на узи. Врач-узист, прервав переговоры с менеджером какого-то автосалона, пояснил: «На данном сроке мы ищем аномалии у плода, приводящие к угрозе выкидыша». Нашел:
— Один показатель высоковат, это по последним данным говорит о повышенном риске рождения ребенка с хромосомными аномалиями, такими, например, как…
— Да-да, я понимаю, спасибо, — пытаюсь выбежать поскорей. Хромосомные аномалии — это чаще всего синдром Дауна. Или Эдвардса. Что тут скажешь?
— Врач даст направление на генетическую экспертизу, — слышу в дверях как сквозь ватный матрас на голове.
Мысль сквозь слезы была одна: «Ну, дождалась, вот теперь научишься ты любить детей! Раздражали здоровые? Орала на «медлительных»? Посмотришь, что такое медлительный». Чуть позже и спокойней, хотя еще не слишком искренне: «Слава Богу! Говорят, такие дети и правда учат любви».
Муж сник, но сказал по телефону: «Господь не мститель. Нечего самоедствовать, дитя все чувствует, решит, что ты не рада». Не рада?… Лукавая мысль: «А может, как-нибудь само… Выкидыш…» — была. Но быстро прошла. В отделении. Там вполне в традициях фольклора вопросили: «И что, ты будешь сохранять? А тебе надо?». Мозг отозвался «неправославной» грубостью, вслух ответила: «Надо».
Один священник говорил, что число женщин, сознающихся в абортах, огромно. Удивило, но соседки по палате оставили другое впечатление. Здесь тем, у кого угроза раннего выкидыша, предлагали «чистку»: шансы, мол, все равно малы, зачем ждать осложнений. Женщины оскорблялись: «Мы сюда не на аборт пришли! Что у вас за способ «сохранения»? Лечите!». Их было пятеро, тех, кто оскорблялся. Одна – воцерковленная, остальные — «простые». У шестой действительно возникли осложнения, но когда после большой кровопотери врачи пытались отправить ее в операционную, она плакала и отбивалась:
— Я утром была на узи! У него сердце бьется! Вы с ума сошли. Ей разрешили ждать до конца, но «под присмотром», в хирургии.
Может, такая палата досталась? Слышала внизу у медсестер, что «абортниц» кладут отдельно по многочисленным просьбам тех, кто «сохраняется».
Соседки ободряли: «Да ну его, это узи!». Вспоминали знакомых, у которых «в итоге оказалось все хорошо», одна женщина рассказала, что лежит повторно: малышу уже 20 недель, а ведь вначале узист диагностировал «замершую» беременность, предлагали прервать…
Ободряй — не ободряй, но надо знать, к чему готовиться. По запросу «синдром Дауна» интернет-поисковик сразу предложил сайты реабилитационных центров, медицинские статьи и… стихи мальчика с таким синдромом, опубликованные в «Фоме». Стихи! Не графоманию, не рифмоплетство… Вот тогда я поняла, что страх уходит, а вместо лукавого «может, само решится» водворяется жалость к моему малышу, который может быть таким чудесным — и таким недопонятым в мире.
Врачи в отделении оптимистами не были. Выписали витамин Е и ждали, ежедневно поясняя, что «происходит естественный отбор». Я позвонила участковой и пила дополнительные пилюли тайно, потом нас с малышом отправили на «дневной».
Дневной стационар в отделении, как оказалось — это десять коек по соседству с процедурной, абортарием по совместительству. Туда с утра приходят «сохраняющиеся» за лекарствами — и прочие, на «операцию».
Одна ухоженная, интеллигентного вида женщина пришла с дочерью-подростком. Я подумала — за лекарством (на улице лед, дочь, должно быть, помогала дойти). А через десять минут женщину позвали туда. Я поняла зачем, только когда услышала крики… Что это — послание дочери: «Смотри, так могло быть и с тобой»?
Смерть за стеной — это очень реальное ощущение. В процедурной еще не работает батарея, создавая образ какого-то ледяного скандинавского ада… Я вышла из палаты в туманный коридор, смутно слышала, как утешает медсестра: «Не плачь, не пугай ребенка, иди наверх, к своим». Я сбежала… Вернулась из «своей» палаты через полчаса, может, чуть больше — а женщин, отходивших от наркоза, было уже четыре. Все очень мучились — не знаю, грубость ли это врачей (врачей!…) – или Господь таким образом отрезвляет? Кажется, что даже после операции кесарева сечения женщины внешне мучаются меньше.
На другой день мне дали направление в новый перинатальный центр «на кровь» для генетической экспертизы, и я распрощалась с нехорошей «больничкой».
Возможный «дауненок» в утробе зашевелился рано, и еще через две недели я точно знала, каким он будет: спокойным и сильным. Все мои дети вели себя по-разному еще в животе. Старший изводил маму «танцами» и теперь это — «ураган», средний пугал молчанием — теперь веселит медлительной мечтательностью, а этот — «потягивался» размашисто, сильно, но нечасто. В семнадцать недель…
Священники в храме были единодушны: не унывать и причащаться почаще. А жена одного из них рассказала, как генетик сердито «отчитывал» ее, отправляя на аборт с риском аномалий один к сорока пяти. (Ребенок родился, к слову, совершенно здоровым). Я поняла по описанию, что направлена к тому же генетику и хотела было не ходить совсем, но нужно было узнать хотя бы, к каким проблемам готовиться.
«Боже, доктор изведет «советами» — ведь риски моего ребенка узист почему-то оценил аж в 60%!» — я готовилась к худшему, идя за результатом экспертизы. И перед дверью кабинета поняла, как я отвечу «если что». Мой риск когда-нибудь умереть равняется 100%, но это не повод для суицида сегодня!
Результат анализов был оптимистичным, я вылетела за дверь удивить мужа, а он в это время разговаривал с пациенткой. Дело было в перинатальном центре и к супругу, заметив подрясник, из соседнего отделения подошла женщина с просьбой крестить новорожденного.
У дитя тяжелый порок сердца. Шансов выжить нет. Никаких. Врачи в консультации при отказе от аборта называли женщину садисткой. А она читала про аборт на поздних сроках, и знала, где настоящий садизм. Вечером ребенка крестили. Теперь за гранью видимого мира у нее есть первенец, у которого — есть имя, который молится за нее и знает: мама — не убийца…
А я с тех пор как-то незаметно окончательно успокоилась. Решила пока не записываться заранее ни в какие реабилитационные центры. Просто ждала ребенка. Сын оказался здоров… Слава Богу!
Фото: Юлии Кузенковой.
Источник
Продюсер и режиссер Александр Семин и его жена актриса Эвелина Бледанс — родители ребенка с синдромом Дауна. С рождения своего сына Семена они дают интервью СМИ, рассказывают о проблемах особых детей. 28 ноября в журнале «Большой город» вышла статья Семина «9 способов изменить отношение к особым детям«, в которой автор утверждает, что особым детям и их родителям помогают отдельные православные священники, а сама Русская Православная Церковь бездействует. Правмир попросил прокомментировать это заявление нескольких представителей Церкви, не понаслышке знакомых с социальным служением.
Задача Церкви – оказывать духовную помощь детям и родителям
Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове
Организация помощи людям с определенными проблемами все-таки является задачей не Церкви, а государства. Никто же не обвиняет Церковь в том, что она не открывает, например, центров сосудистой хирургии!
Реабилитацией детей с синдромом Дауна должны заниматься профессионалы – врачи, психологи, коррекционные педагоги.
Задача Церкви – оказывать больным людям духовную помощь, этим Церковь очень успешно занимается, и от этого ни в коем случае не отказывается. Церковь занимается духовной реабилитацией не только детей, но их родителей.
Почему Церковь не создает центры помощи подобные «Даунсайд-Ап»? Для этого нужны специалисты, помещение, немалые средства. А у нас «жатвы много – делателей мало». Если в Церкви появляется специалист-профессионал, готовый что-то делать, то вокруг него организуется какое-то подразделение социального служения. Например, служба помощи инвалидам в Марфо-Мариинской обители
Представители Православной Церкви готовы к сотрудничеству, они не только помогают семьи, но и посещают интернаты, реабилитационные центры и другие места, где лечат и учат детей с различными нарушениями. Для детей с синдромом Дауна, аутизмом и другими непростыми диагнозами в Москве существуют так называемые лекотеки, их около 70, такое учреждение есть в каждом районе. Все они окормляются Православной Церковью. Лично я, как священник, посещаю два таких учреждения на Автозаводской и в Чертаново. Недавно начал проводить регулярные встречи с родителями. Мы вместе пьем чай, смотрим тематические фильмы, проводим беседы на разные темы, и я вижу, что для родителей такое общение очень важно.
Церковь – это все мы
Священник Петр Коломейцев, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине
В Церкви постоянно происходит социальная работа с детьми и взрослыми, страдающими самыми разными заболеваниями и обучение специалистов для помощи этим людям. Подробная информация об этом есть на сайте Диакония.ru.
В Патриархии существует отдел по церковной благотворительности и социальному служению, возглавляемый владыкой Пантелеимоном (Шатовым), при нем много лет работает портал Милосердие.ru. Родители особых детей через него обращаются за помощью и получают ее.
Недавно мы провели совместно с институтом коррекционной педагогики Российской академии образования школу для клириков и мирян, которые хотят заниматься с детьми-инвалидами. Там выступали родители, специалисты и те, кто уже на своем приходе организовал такую работу. Все видеоматериалы этой школы доступны на сайте Спас-ТВ.
Несколько лет подряд на Рождественских чтениях люди обмениваются опытом организации приходской работы с инакоодаренными детьми, специальный вебинар на эту тему можно найти на сайте «Диакония.ru».
Формы работы используются самые разные, существует лагерь «Давыдово», в котором священник Владимир Климзо силами своего прихода и московских специалистов занимается с детьми. И такой лагерь не один.
Скоро будет издан учебник о работе с особыми детьми для семинаристов. Мне приходилось выступать с докладами на эту тему в Белгородской, Санкт-Петербургской семинарии, в Казани.
Ресурсов, которые предполагает автор статьи, у Церкви нет. Ее ресурсом являемся все мы: что мы сделаем, то в Церкви и будет.
Церковь делает очень много
Тарас Красовский, председатель Совета Московской областной благотворительной общественной организации инвалидов с детства «Такие же, как вы»
Для нашей семьи путь к Церкви сократила наша дочь Ксения, у нее синдром Дауна. Сейчас Ксюше 21 год. Я думаю, что рано или поздно мы бы пришли в Церковь и и сами, но наше воцерковление началось именно с появления на свет младшей дочери.
Прежде, чем обвинять Церковь, критикам стоило бы посмотреть, что там вообще происходит. Социальная деятельность – одно из направлений жизни Церкви, и в нем ни коим образом не игнорируются дети с проблемами, в том числе дети с синдромом Дауна. Церковь в России сегодня и так делает многое из того, что в других странах делает государство.
Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть базу данных по социальному служению русской Православной Церкви (https://www.miloserdie.ru/social/), которая постоянно пополняется новой информацией. Все указанные в ней подразделения действительно работают.
Больные, бездомные, старики, заключенные, инвалиды, воспитанники интернатов и коррекционных школ – подопечные Церкви. И людей с синдромом Дауна среди них немало.
В Социальной концепции русской Православной Церкви сказано, что социальная работа – дело активных мирян, а Церковь должна их в этом духовно поддерживать. Людей с синдромом Дауна причащают совершенно так же, как любых воцерковленных христиан, и ничто не мешает родителям участвовать в жизни Церкви вместе со своими детьми.
По нашему опыту могу сказать, что рождение ребенка с синдромом Дауна быстро ставит мозги на место и является лекарством от гордыни. Мы с женой были по жизни отличниками и перфекционистами. А потом родилась Ксюша.
Конечно, когда появляется такой ребенок, можно поднять его на флаг и идти с этим флагом по жизни. Я не отрицаю такой путь, просто знаю, что он – тупиковый. По моему опыту лучшее, что можно сделать – немного подвинуться, чтобы дать ребенку место, переосмыслив свои возможности и взгляды, начать с ребенком заниматься, развивать его. Искать виноватых – не нужно. Причина распада семей с проблемными детьми зачастую именно в поиске виноватых. Вопрос «За что это нам?» – неправильный. Правильный: «Для чего?». Иногда на то, чтобы на него ответить, уходит вся жизнь. Рождение необычного ребенка очень способствует поиску ответов на вечные вопросы.
Наша семья уже 12 лет занимается помощью детям с синдромом Дауна на профессиональной основе. Организация «Такие же, как вы» работает с мотивированными родителями, которые пытаются что-то сделать для своих детей. Такие родительские объединения – одно из звеньев гражданского общества. Ведь гражданское общество не рождается по указке сверху, его создание, как любой эволюционный процесс, происходит непросто и требует времени. А дел в нашей стране для всех хватит, и для социальной деятельности Церкви и для «Даунсайд-Ап» и для родительских самоорганизующихся сообществ.
Читайте также:
Давыдово: История про священника и детей с синдромом Дауна
Несколько мифов о синдроме Дауна
Младенец Симеон
Источник
#1
Мир всем, дорогие форумчане!
Давно собиралась задать этот вопрос, но как-то не было времени. А сегодня все-таки созрела.
В нашем приходе есть молодая мама и ее сын с синдромом Дауна. Мальчик достаточно беспокойный (ему лет 5 наверное), много плачет в храме.
Они приходят обычно во время Херувимской песни или чуть позднее к Причастию. В общем прихожан беспокоит этот шум и плач, но все молчат и терпят как и полагается Дело не в этом.
Просто на фоне их пребывания в храме у меня всегда возникает вопрос об отношении Церкви к таким людям (даунам), нуждаются ли они в Таинствах, ведь они все равно ничего не понимают и не осознают. И есть ли что-то у святых Отцов что-нибудь по этому вопросу? Спасибо.
#2
Мир всем, дорогие форумчане!
Давно собиралась задать этот вопрос, но как-то не было времени. А сегодня все-таки созрела.
В нашем приходе есть молодая мама и ее сын с синдромом Дауна. Мальчик достаточно беспокойный (ему лет 5 наверное), много плачет в храме.
Они приходят обычно во время Херувимской песни или чуть позднее к Причастию. В общем прихожан беспокоит этот шум и плач, но все молчат и терпят как и полагается Дело не в этом.
Просто на фоне их пребывания в храме у меня всегда возникает вопрос об отношении Церкви к таким людям (даунам), нуждаются ли они в Таинствах, ведь они все равно ничего не понимают и не осознают. И есть ли что-то у святых Отцов что-нибудь по этому вопросу? Спасибо.
Мир Вам, Нина Николаевна!
Вот мнение Русской Православной Церкви
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.
Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента.
#3
Также известны случаи ослабления болезни (в основном психич. заболевания) у таких детишек, после постоянных посещений литургий и вообще правословной церкви. Когда-то давно я читала, что в одной семье девочка с синдормом дауна просветлилась умом, после воцерковления, родители начали ее водить с двух лет примерно. Это сказалось и на внешности ребенка, характерные черты лица также претерпели изменения, и были уже не так ярко выражены. Дитё пошло в первый класс в обычную(!) школу, а не в спец для умственно отсталых… По вере родителей милосердный Господь явил чудо!!!
А теперь представьте,какое это горе (синдром дауна) для родителей такого ребенка! Они водят его туда в вере и надежде… Терпите, а в идеале было бы прекрасно если бы каждый прихожанин с благословления батюшки, в определенное время помолился бы за дитё. Так сказать все вместе, всем миром… Поговорите с батюшкой, внесите такое предложение. Много может сделать молитва христианина. Помоги вам всем Господь и терпением и милосердием.
#4
нуждаются ли они в Таинствах, ведь они все равно ничего не понимают и не осознают.
В таинствах они безусловно нуждаются. Для благодати нет преград и не обязательно нужен ясный ум. Может(а мое мнение, что скорее всего так и есть у благочестивых родителей), души этих детишек ближе к Богу, чем у разумных.
#5
Валерий согласна с Вами на сто процентов!
#6
Спасибо всем за быстрые отзывы. Я примерно так же и думала.
А еще нет-нет да и мелькнет мысль: кто несет наказание или наоборот(не могу нужного слова подобрать) мать или дитя? Хотя это одному Богу ведомо.
А отец их сразу бросил, как только такой ребенок родился.
#7
Спасибо всем за быстрые отзывы. Я примерно так же и думала.
А еще нет-нет да и мелькнет мысль: кто несет наказание или наоборот(не могу нужного слова подобрать) мать или дитя? Хотя это одному Богу ведомо.А отец их сразу бросил, как только такой ребенок родился.
Слава Богу! У меня есть противоположный пример — девочка просто чудо — Машенька ей 5 лет, родители ее очень любят. И они втроем!
А по поводу участия таких особенных людей в Таинствах Церкви — в одном храме есть прихожанка с таким синдромом, трудно сказать сколько ей лет, но больше 18 лет. Она на исповедь подходила и к Причастию была допущена. Я на нее смотрела и любовалась — такая красивая, сквозь черты ее лица ярко проступало такое качество как смирение.
Поэтому мы здоровые люди насколько здоровы?
#8
Дорогая Нина Николаевна, если знаете сообщите имя ребеночка пожалуйста, буду Вам очень благодарна.
#9
Спасибо всем за быстрые отзывы. Я примерно так же и думала.
А еще нет-нет да и мелькнет мысль: кто несет наказание или наоборот(не могу нужного слова подобрать) мать или дитя? Хотя это одному Богу ведомо.А отец их сразу бросил, как только такой ребенок родился.
Я думаю, что никто не несет наказания — Господу нужны эти души, а мать может быть никогда не обратила бы взор свой на Господа и Церковь Его, будь у нее здоровый ребенок или вообще нет детей…
Увидев слепого, ученики спросили Христа — за что Бог наказал родителей этого несчастного. Иисус ответил — ни за что Бог не наказывал, но послал этим людям сына слепого, чтобы на нем явилась слава Божия. И в тот миг исцелил Он слепого(от рождения). Это Евангелие, точно не помню от какого Апостола. Не цитата, но думаю близко к тексту, я на память. Извините если что, дорогие братья и сестры…
#10
Мальчика зовут Никита, а маму Елена!
#11
А глухонемые или слепые, если они крещены, могут участвовать в Таинстве Причастия?
#12
А глухонемые или слепые, если они крещены, могут участвовать в Таинстве Причастия?
Да, есть такой опыт, например в нашей Мурманской и Мончегорской Епархии»
07-06-2008,
8 мая в храме Спаса на водах впервые состоится Вечернее богослужение с полиелеем с сурдопереводом. Начало вечерней службы в 18.00. На следующий день, 9 июня состоится Божественная Литургия с сурдопереводом. Начало в 9.00. Богослужения совершит иерей Максим Костылев, который окормляет Общество глухих.
Несмотря на то, что наступил отпускной период и многие уехали, инвалиды из Общества глухих обратились к о. Максиму с просьбой провести богослужения с сурдопереводом. По словам иерея Максима, даже для нескольких человек, которые желают помолиться соборно, исповедаться и причаститься, стоит совершать богослужения.
Это будет уже третья Литургия с сурдопереводом в Мурманской и Мончегорской епархии. Первая состоялась 25 февраля, в день Иверской иконы Божией Матери. Пока подобные богослужения совершаются только в храме Спаса на водах.https://www.murmanspas.ru/index.php?church=1&p=news&newsid=382&high=%E1%EE%E3%EE%F1%EB%F3%E6%E5%ED%E8%FF%20%F1%20%F1%F3%F0%E4%EE%EF%E5%F0%E5%E2%EE%E4
#13
Опыт устроения литургической жизни глухих и слепых хорошо освещен в этой статье: https://www.orthedu.ru/1158-10.html
Обратите внимание на фотографии начала ХХ века, эти фотографии сделаны в РАЗНЫХ городах Российской империи.
Источник