Чем отличаются гиперактивность и синдром дефицита внимания

Чем отличаются гиперактивность и синдром дефицита внимания thumbnail

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является следствием нарушения развития нервной системы. Его основные характеристики это сложности с концентрацией внимания, плохо управляемая импульсивность и гиперактивность.

Как правило, синдром развивается в детстве, может продолжаться в подростковом возрасте и наблюдаться у взрослых. СДВГ влияет на все аспекты жизни, в том числе, на успехи в школе и на работе, личные отношения, здоровье и финансовое благополучие.

Синдром также влияет на эмоциональную сферу, так как многие люди с этим синдромом испытывают чувства стыда и неудачи из-за того, что с большим трудом справляются с повседневной деятельностью, которую другие, как им кажется, делают без особых усилий.

Тем не менее, хорошая новость в том, что это состояние можно успешно лечить и корректировать.

Симптомы

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание, (DSM-5) идентифицирует три различных типа СДВГ. Это:

  • невнимательность или случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ)
  • гиперактивность с импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г)
  • смешанный тип (СДВГ-С), в котором сочетаются все три симптома.

Cимптомы  не являются однотипными — у различных людей они проявляется по-разному и в разной степени выраженности. Вот список симптомов при дефиците внимания. Людям, которые имеют этот тип синдрома:

  • трудно сконцентрироваться на происходящем вокруг. Например, им трудно слушать, что говорят в классе, на рабочем совещании или во время разговора с друзьями.
  • они легко отвлекаются и испытывают трудности при выполнении задач от начала до конца
  • им трудно воспринимать указания и следовать им
  • их часто критикуют за небрежные ошибки, и это выглядит так, как будто они не стараются
  • они сопротивляются задачам, требующим длительных умственных усилий
  • они редко организованы
  • они часто теряют предметы, независимо от их ценности (сотовые телефоны) или значимости (паспорта)
  • кажется, что они не слушают, когда им что-то говорят, они могут показаться грубыми, смотрят в окно или проверяют время
  • часто выглядят мечтательными или пребывающими в своем собственном мире.

Вот список симптомов гиперактивно-импульсивного типа. Люди, которые имеют этот тип синдрома:

  • всегда в движении и «на ходу»
  • их практически невозможно застать сидящими, даже когда этого можно ожидать от нахождения в классной комнате или самолете
  • они будут сучить ногами. ерзать или извиваться во время сидения
  • дети будут бегать и куда-то взбираться, чтобы сжечь энергию. У взрослых может развиться страсть к тяжелым физическим упражнениям или экстремальным видам спорта.
  • им крайне сложно делать что-то по очереди, находится в очереди или стоять в пробке
  • они прерывают, когда другие говорят, встревают в игры и разговоры
  • отвечают на вопросы прежде, чем им их окончательно задали и заканчивают предложения за других
  • принимают импульсивные решения, не задумываясь о последствиях. Иногда это может быть физически опасным или принести вред другим людям.
  • перескакивают задачи, часто делая ошибки, потому что чувствуют себя некомфортно, выполняя задачу последовательно и неторопливо.

Эти симптомы могут изменяться с возрастом по мере того, как человек развивает свои стратегии адаптации и получает больше свободы для создания наиболее подходящих себе условий. Например, 7-летнему мальчику трудно усидеть в классе. В зрелом же возрасте он может разработать стратегию выглядеть внешне спокойным, потому что это именно то, что от него ожидается. Тем не менее, внутренне он чувствует себя очень беспокойно. Он может выбрать себе работу, где не требуется сидеть за столом в течение длительного времени, так что его симптомы будут не столь очевидны.

Симптомы СДВГ  также могут различаться в зависимости от пола.

Импульсивный мальчик может броситься на дорогу не смотря на движение транспорта, в то время как девочка может быть импульсивной устно и постоянно прерывать других.

Что вызывает?

До сих пор основной причиной СДВГ считаются гены. Исследования и изучение семей, близнецов и приемных детей оказались полезными в понимании генетических факторов развития СДВГ.

Тем не менее, если у кого-то из родителей есть СДВГ, это автоматически не означает, что его или ее ребенок будет наследовать СДВГ.

Употребление в пищу большого количества сахара, аллергические реакции, увлечение телевизором или видеоиграми, плохое воспитание или отсутствие дисциплины не вызывают СДВГ.

Диагностика

Наиболее точным способом определения СДВГ является детальное тестирование, проведенное опытным врачом. Могут быть различия во врачебной специализации, но, как правило, такую оценку проводят психиатры, психологи, неврологи и некоторые врачи общей практики.

Не существует абсолютного диагностического параметра, по которому, как по анализу крови, можно определить СДВГ.

Вместо этого составляется психологическая характеристика по диагностическим критериям. Она включает в себя множество элементов, по частям собираемых специалистом из различных источников. Информация собирается из медицинских и школьных записей, бесед с родителями и опросных листов. Оценивается кратковременная память и другие когнитивные функции. Важно также убедится, что имеющиеся симптомы не связаны с другими состояниями, как и другие состояния иногда возникают при наличии СДВГ. По этой причине специалисты проверяют расстройства обучаемости.

Обследование может занять несколько часов. Часто необходимо проводить более одной встречи. Во время оценки врач определит соответствие состояния критериям для СДВГ, изложенным в DSM-5. Это официальное диагностическое руководство используемое в США.

В конце тестирования можно определить наличие СДВГ. Также станут известны какие-либо другие расстройства или нарушения обучаемости.

Сопутствующие состояния

СДВГ часто сочетаются с другими расстройствами. Их также называют сопутствующими состояниями. Эти состояния могут иметь сходные с СДВГ симптомы и маскировать свое присутствие. Важно выявлять и лечить каждое состояние так, чтобы вы (или ваш ребенок) могли облегчить симптомы этого заболевания. Существует много сопутствующих состояний. Вот шесть наиболее распространенных из них:

  • тревожные расстройства
  • расстройства настроения, такие как депрессивное или биполярное расстройство
  • расстройства обучения, такие как дислексия
  • расстройства сна
  • оппозиционное девиантное расстройство
  • расстройства аутистического спектра.
Читайте также:  Повышенный риск синдром дауна во втором скрининге

Коррекция и лечение

После того как диагноз СДВГ был поставлен, начинается его лечение и коррекция. Люди, как правило, считают лечением прием медикаментов. Тем не менее, лечение СДВГ гораздо шире, чем только лекарства по рецепту. Оно может включать в себя выработку жизненных навыков, психотерапию, создание определенных условий в школе или на работе. Сочетание этих подходов к лечению, как правило, является наиболее эффективным способом коррекции симптомов СДВГ.

Медикаментозное лечение

Для многих детей и взрослых прием лекарств является необходимой частью плана лечения. Работа в тесном контакте с врачом позволит найти правильный тип препарата и терапевтическую дозу для вас или вашего ребенка.

Жизненные навыки

Обучение навыкам, помогающим справиться с симптомами СДВГ, является исключительно полезным. Например, научиться пользоваться ежедневником может помочь взрослому справляться со своей работой или ребенку выполнять школьные задания во время. Обучение жизненным навыкам может показаться простым, но оно имеет огромное влияние на качество жизни.

Адаптация

Учащимся можно создавать особые условия, помогающие им получать оценки, которых они способны достичь. Например, кто-то может делать записи за учащегося в классе, а предоставление тихого помещения позволит ему подготовиться к сдаче экзамена. На рабочем месте могут быть созданы такие условия, которые помогают работникам поддерживать производительность труда.

Просвещение

Ваша осведомленность о СДВГ является ключевым фактором. Знания о СДВГ могут поступать из официальных источников, таких как врачи и эксперты, а также неофициальных источников, таких как веб-сайты, книги и подкасты. Информация о СДВГ помогает понять это состояние и то, как оно однозначно влияет на вас или вашего ребенка.

Консультации

Психологическое консультирование или психотерапия помогают решать вопросы с самооценкой, депрессией, тревожностью или проблемами в отношениях, которые могут возникнуть вследствие наличия СДВГ.

Поскольку новые проблемы могут возникнуть на любой из его стадий и жизненном этапе, различные варианты лечения будут наиболее эффективны в разных фазах. Нужно быть открытым для адаптации стратегии лечения к меняющимся потребностям. Постоянная регулировка и тонкие настройки являются нормой!

Это заболевание появилось недавно?

Некоторые люди могут предположить, что если СДВГ является новым заболеванием, то оно вызвано быстрым темпом современной жизни. Тем не менее, этот синдром не является заболеванием современным. Оно описывалось в литературе и медицинских изданиях на протяжении более чем 100 лет. Новое в нем только название. В течение многих лет это состояние называлось по разному.

В 1845 году д-р Генрих Хоффман описал этот синдром в книге под названием «История неугомонного Филиппа». В 1902 году сэр Джордж Ф. Штиль дал первое клиническое описание группе детей, которые демонстрировали импульсивность и проблемы с поведением. Он назвал это состояние «дефект морального контроля». В 1950-е годы СДВГ назывался «гиперкинетическое импульсивное расстройство».

В чем разница между СДВГ и СДВ?

Люди часто путаются в терминах СДВ и СДВГ. Обе эти аббревиатуры обозначают одно и то же состояние. Состояние, которое теперь называется СДВГ за последние 100 лет имело много разных названий. С ростом количества исследований и большего понимания этого состояния изменяется и само его название.Термин СДВ использовался с 1980 по 1987 год, чтобы описать то, что сейчас называется типом СДВГ с дефицитом внимания. Тем не менее, некоторые авторы и врачи до сих пор используют определение СДВ, когда описывают тип синдрома с дефицитом внимания, или используют термины СДВ и СДВГ как взаимозаменяемые.

СДВГ у взрослых

СДВГ раньше считался состоянием, из которого дети «вырастают». Теперь известно, что синдром охватывает весь период жизни. Симптомы могут изменяться с возрастом. Например, импульсивность может уменьшиться. Люди также могут развивать сознательные и подсознательные стратегии управления своими симптомами. Тем не менее, будучи диагностированным, СДВГ требует постоянного лечение и коррекции.

Многим людям СДВГ впервые диагностируется во взрослом состоянии. Иногда это происходит, когда этот диагноз ставится их ребенку, и родители узнают самих себя по критериям диагностики. Некоторые взрослые всегда ощущали свое отличие от сверстников, и, наконец, решают обратиться за помощью после особо стрессового события.

СДВГ у девочек и женщин

СДВГ, как ранее считалось, свойственен детям, а не взрослым. Аналогичным образом, синдром также рассматривался больше как мужское состояние, чем женское.

Как правило, девочки более склонны иметь  дефицит внимания, что является одной из причин, почему их СДВГ не обнаруживается в детстве. Гораздо легче заметить гиперактивного мальчика, чем мечтающую девочку. Исторически сложилось, что у женщин, обращающихся за помощью в зрелом возрасте, часто были ошибочно диагностированы тревожность или депрессия.

Из-за возросшей осведомленности о СДВГ, все большему количеству девушек и женщин в настоящее время точно ставится этот диагноз, и это означает, что они могут получить надлежащее лечение.

Женщины с синдромом сталкиваются с некоторыми дополнительными проблемами. Гормональные колебания, которые женщины испытывают на протяжении всей их жизни в период полового созревания, при беременности и менопаузе, а также ежемесячных изменений, могут усугублять симптомы СДВГ.

Читайте также:  Что за болезнь синдром ранней реполяризации

Источник

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) понятие и проявления. Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания

Синдром дефицита внимания /гиперактивности/– это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром (от греч. syndrome– скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.

Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.

Проявления СДВГ

Невнимательность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Неспособность сосредоточиться на деталях;
  • Ошибки по невнимательности;
  • Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
  • Неспособность доводить задания до конца;
  • Низкие организаторские способности;
  • Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
  • Потери необходимых предметов при выполнении задания;
  • Отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • 3абывчивость.

Гиперактивность и импульсивность

Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:

  • Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
  • Вскакивает с места без разрешения;
  • «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
  • Не может играть в тихие игры, отдыхать;
  • Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
  • Не может дождаться своей очереди.

Дополнительные признаки

  • нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
  • эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
  • нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
  • неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
  • нарушения сна.

Перечисленные особенности поведения должны

  • появиться до 8 лет;
  • обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
  • не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
  • вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
  • не соответствовать возрастной норме.

В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

Читайте также:  Антидепрессанты при синдроме хронической боли

– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;

– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребенку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьей;

– не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;

– внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;

– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;

– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;

– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.

Источник