Чем отличается синдром навязчивых движений от синдрома туретта
Что такое синдром Туретта, нервный тик, гиперкинез
Гиперкинез – это сокращения одной мышцы или нескольких мышц по ошибочной команде головного мозга (гипер – избыток, кинезис – движение).
Нервный тик – разновидность гиперкинеза (быстрые однотипные движения), который может затрагивать и голосовой аппарат, что сопровождается произнесением звуков – хрюканьем, чмоканьем, говорением слов (вокализмы).
Синдром Туретта – это тик на фоне наследственной предрасположенности.
Это часто позволяет нам вовсе отказаться от приема нейролептиков и противосудорожных средств.
Причины появления нервного тика и других гиперкинезов
Тик и другие гиперкинезы – следствие ошибок в работе центров головного мозга, отвечающих за организацию поз, движений и тонуса мышц. Эти ошибки могут происходить по нескольким причинам. При лечении нервного тика, невроза навязчивыхдвижений ит.д. важно понимать причину заболевания. Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких причин из перечисленных:
- Невроз, депрессия, тревога, страх, нервное истощение, чрезмерно развитые тревожные, агрессивные или депрессивные черты характера. Обычно это вполне устранимые проблемы.
- Перенесенные или текущие повреждения нервной системы, даже перенесенные десятки лет назад (родовая травма, гипоксия, сотрясение, менингит, повышение внутричерепного давления и др.). Это может потребовать приема медикаментов в течение нескольких месяцев.
- Хроническая инфекция стрептококком (PANDAS) или другими инфекциями (герпес, цитомегаловирус, Эпштейн-Барр вирус, микоплазма, хламидия). Нейроиммунология – специализация нашей клиники. Мы найдем инфекцию и способ справиться с ней.
- Генетическая предрасположенность.
Благодаря детальному обследованию нам удается помочь многим пациентам, даже после малоэффективного лечения нервного тика, гиперкинезов в прошлом
Что делать, если появились тики, гиперкинез?
Появление нервного тика, гиперкинеза – сигнал для визита к врачу неврологу и подбора грамотного лечения. Однако несколькими простыми рекомендациями по лечению нервного тика Вы можете воспользоваться самостоятельно. Возможно, это уменьшит или устранит тик, гиперкинез:
- Постарайтесь достаточно отдыхать и высыпаться (8 часов сна минимум);
- <>Если это возможно, избегайте провокации отрицательных эмоций;
- <>Избегайте механического, болевого и температурного раздражения области тела, в которой наблюдается тик или гиперкинез (холодная вода, ветер, утомление и др.).
Соблюдение этих рекомендаций сильно поможет в лечении нервного тика.
Лечение тика, гиперкинеза синдрома Туретта. Мы поможем Вам!
Перед началом лечения нервного тика Ваш врач выполнит полный неврологический осмотр, оценит результаты ранее выполненных Вами исследований (если таковые выполнялись), если возникнет необходимость – рекомендует одну или несколько диагностических процедур (томография, энцефалограмма и др.). Мы должны четко понимать источник поблемы, тогда лечение нервного тика или гиперкинеза попадет точно в цель.
Руководствуясь данными обследования, мы рекомендуем Вам лечение нервного тика, которое может состоять из:
- Приема медикаментов. Вам могут быть предложены препараты, снижающие нервное напряжение и улучшающие работу головного мозга. Если это необходимо, мы предложим Вам симптоматическое лечение, уменьшающее выраженность тиков и гиперкинезов.
- Работы с психотерапевтом или клиническим психологом. Тик или другой гиперкинез может быть путём реализации накопившегося нервного напряжения, травм, эмоций, не находящих должного выхода. Многие наши пациенты после курса психотерапии не только избавляются от тиков, но и в целом чувствуют себя спокойнее и здоровее. Даже при синдроме Туретта.
При некоторых тяжелых гиперкинезах, указанные меры не всегда бывают столь эффективны. В этих случаях мы можем выключить вовлеченную в гиперкинез мышцу введением в нее препарата Ботулотоксина А (Ботокс, Диспорт).
В случаях, когда гиперкинезы или нервные тики связаны с серьезным нарушением в экстрапирамидной системе, мы рекомендуем прибегнуть к нейрохирургическому лечению.
Введение Ботулотоксина А (Ботокс, Диспорт)
Ботулотоксин А – удобный вариант симптоматического лечения гиперкинезов. Мы вводим Ботулотоксин А с помощью шприца в мышцу, реализующую гиперкинез. Через 3-4 дня мышца перестает отвечать на ошибочные команды мозга, и гиперкинез полностью исчезает или становится менее заметен. Эффект сохраняется до 6 месяцев.
Нейрохирургическое лечение
Современная медицина располагает специальными нейрохирургическими аппаратами, позволяющими через небольшое отверстие в своде черепа с точностью до 1мм попадать в любую структуру головного мозга. Операции, выполняемые с помощью таких инструментов, называют стереотаксическими. Именно такие нейрохирургические вмешательства используются для лечения тяжелых гиперкинезов. Нейрохирургическое лечение тиков не практикуется.
Источник
В психологии есть такое понятие «мысленная жвачка». Уже одно это название должно вам кое о чем сказать — липкая, тягучая, затягивающая мысль.
Навязчивые мысли, навязчивые состояния или навязчивый внутренний диалог — по-научному ОКР, по-другому ещё называют невроз навязчивых состояний.
Это психическое явление, при котором у человека создается тягостное чувство принудительного возникновения в голове какой-то многократно повторяющейся информации (каких-то мыслей), что часто приводит к навязчивым поступкам и поведению.
Иногда человек, измученный навязчивостью, сам придумывает для себя какое-то поведение, действие-ритуал, к примеру, подсчет каких-то цифр, номеров проезжающих машин, подсчет окон или произношение про себя определенных «стоп-слов(фраз)» и т.д. и т.п., вариантов здесь множество.
Он придумывает это поведение (действие), как способ некоторой защиты от своих навязчивых мыслей, но в итоге эти «действия-ритуалы» сами становятся навязчивостями, и положение со временем только усугубляется, потому что сами эти действия постоянно напоминают человеку о его проблеме, подкрепляют и усиливают её. Хотя моментами это иногда может помогать, но все это разово, кратковременно и не избавляет от ОКР.
Что вообще собой представляют навязчивые мысли в своей внутренней сути?
Очень важно понимать, что навязчивые мысли — это те мысли, которыебез нашей на то воли, заставляют о чем-то думать. Как правило, это напрягающие, однообразные (монотонные) внутренние диалоги с прокручиванием одного и того же мысленного сюжета, только на разные лады. И этот неосознанный поток мыслей в голове настолько может поглощать внимание, что в этот момент все остальное, происходящее вокруг, почти перестает существовать.
Навязчивое состояние, как функция мозга, как ни странно, имеет свою некоторую природную задачу, оно играет определенную роль и является чем-то вроде «напоминалки», «сигнала» и «принудителя», которые человека к чему-то подталкивают.
Многие из вас сейчас могут подумать, причем здесь какая то «напоминалка» и «сигнал», ведь навязчивые мысли — это все равно просто мысли.
На самом деле, это не просто мысли. И главным отличием навязчивых мыслей от обычных, логических, является то, что эти мысли, несмотря на всю их частенько кажущуюся разумность, в своей внутренней начинке не содержат ничего здравого.
Эти иррациональные, эмоциональные мысли, как правило, всегда связанны с нашими страхами, сомнениями, обидами, чувством вины, злостью или с чем-то важным и беспокоющим нас. В основе этих мыслей всегда лежит эмоциональный заряд, то есть их основа — эмоция.
А что же может быть полезного в этом навязчивом механизме?
Навязывающийся Сигнал и называется сигналом, что о чем-то нам сообщает. Этот механизм, главным образом, предназначен для автоматического напоминания и концентрации нашего внимания на том, что мы считаем важным для себя.
К примеру, если на вас лежит кредит в банке, его надо гасить, а денег у вас сейчас нет, и если вы здравомыслящий человек, вы будете искать решение. И во многом вам помогут навязчивые мысли, которые, хотите вы или нет, будут часто или постоянно, в любое время дня и ночи напоминать вам о возникшей ситуации, чтобы вы разрешили её.
Другой пример с пользой этой навязчивой функции.
О чем таком жизненно важном может думать человек, что способно довести его до навязчивого состояния?
О деньгах, о лучшей работе, лучшем жилье, личных отношениях и т.п. К примеру, у человека появляется цель, и он начинает постоянно думать о ней, строит планы, не отрываясь, что-то делает и продолжает размышлять по этому поводу.
В итоге, если это безостановочно, долго продолжается, может наступить момент когда он, решив передохнуть, пытается переключиться и занять себя чем-то другим, но замечает, что все равно продолжает неосознанно размышлять о своей важной цели.
И если он даже попытается силой воли и здравыми рассуждениями сказать себе «стоп, мне нужно перестать думать об этом, надо отдохнуть», вот так сразу не получится.
Навязчивые мысли, на этом примере, заставляют человека думать о важном. То есть они выполняют вполне полезную роль, не давая человеку останавливаться на достигнутом, но при этом, совершенно не заботясь о его здоровье, потому что это не их дело, их единственная роль — сигнализировать, напоминать и подталкивать.
Само возникновение навязчивого состояния — опасно и вредно для нас – это признак того, что начались сбои в психики.
Просто имейте ввиду: чем бы важным вы не занимались, если не дать себе полноценного отдыха, это может привести к каким-либо расстройствам, хронической усталости, повышенной тревожности, навязчивым состояниям и неврозу.
Вывод здесь один — неважно, насколько ценно и полезно то, чем вы занимаетесь, и о чем важном думаете, необходимо всегда делать перерывы, останавливаться и позволять себе хорошо отдыхать эмоционально, физически и особенно умственно, иначе все может плохо закончиться.
Первым делом нужно осознать тот факт, что нельзя полностью верить всему тому, что приходит вам в голову, и нельзя ассоциировать(отождествлять) себя, свое «Я» только со своими мыслями, потому что мы не есть наши мысли. Наши мысли — это только какая-то часть нас самих. Да, очень важная, интеллектуальная, необходимая нам, но только часть нас.
Логика (мышление) — это наш главнейший союзник, это великолепный инструмент, данный нам природой, но этим инструментом нужно ещё уметь правильно пользоваться.
Большинство людей уверены в том, что ВСЕ наши мысли — это только наши собственные мысли, это именно мы их выдумываем, а затем их раздумываем.
Действительно, раз какие-то мысли возникают в нашей голове, то это, конечно же, наши мысли, но ведь помимо этого они в значительной мере являются производными различных внешних и внутренних факторов.
То есть то, что мы можем испытывать, и какие мысли сейчас приходят нам в голову, не зависит только от нас, хотим мы этого или нет. Все это напрямую будет связано с нашим настроением в данный момент (хорошим или плохим) и будет последствием уже независящих от нас обстоятельств и опыта прошлого.
Были бы у нас другие установки, другое настроение, другое прошлое, к примеру, мы бы родились и сейчас жили в Африке — были бы и совсем другие мысли.
Не случись с нами какого-то негативного момента в прошлом, не было бы плохого опыта, следовательно, не было бы и каких-то навязчивых мыслей.
Когда мы ассоциируем себя, свое «Я» только со своими мыслями, когда мы уверенны, что наши мысли — это и есть МЫ САМИ, то нам ничего не остается, как только глубоко верить всему тому, что приходит в голову, а ведь приходить может такое…
Кроме того, очень важно осознать то, что мы способны наблюдать свои мысли, комментировать их, оценивать, осуждать и игнорировать. То есть мы то, что может вниманием находиться вне мышления, сознавать себя вне своих мыслей. А это говорит о том, что мы не есть только наши мысли, мы — это нечто большее — то, что можно назвать душой или какой-то энергией.
Это очень важный момент в решении данной проблемы. Необходимо перестать отождествлять себя со своими мыслями, перестать считать, что они — это и есть Вы, и тогда получится увидеть их со стороны (отстраненно).
Если вы начнете наблюдать за собой и своими мыслями, то быстро заметите тот факт, что большинство наших мыслей в голове — это не более, чем автоматические мысли, то есть они возникают неосознанно, сами по себе без нашего желания и нашего участия.
И что самое интересное, большинство этих мыслей изо дня в день повторяются. Это на 80-90% одни и те же мысли только в разных вариациях.
И это не просто чьи-то слова, это подтвержденный научный факт, основанный на многочисленных исследованиях. По сути мы каждый день чаще всего думаем и прокручиваем в голове одно и то же. И вы сами можете это проследить.
Второй шаг, о котором я кратко писал в статье «нервное напряжение», нельзя каким-либо образом бороться с навязчивыми мыслями, сопротивляться и пытаться от них избавиться, отмахнуться и забыться.
Проследите за собой: если вы очень стараетесь не думать о чем-то, товы уже об этом думаете.
Если стремиться избавиться от мыслей, переключиться или как-то отогнать их, то они будут одолевать ещё сильнее и настойчивее.
Потому что сопротивляясь, вы сами наделяете их ещё большим эмоциональным зарядом и только усиливаете внутреннее напряжение, начинаете ещё сильней тревожиться и нервничать, что, в свою очередь, усиливает симптомы (неприятные физические ощущения), о которых я писал выше.
Поэтому ключевой момент — не боритесь с мыслями, не пытайтесь усилием как-то отвлечься и избавиться. Таким образом, вы сохраните массу энергии, которую сейчас растрачиваете на борьбу с ними, не получая ничего взамен.
Источник
Для победы над этим расстройством иногда достаточно поддержки и любви.
Что такое синдром Туретта
Так называют нервное расстройство , при котором регулярно, как минимум несколько раз в день, возникают моторные тики. Это однообразные, быстрые движения одной или нескольких мышц.
Человек подёргивает носом или краешком рта, подмигивает, пожимает плечами, стучит ногой по полу, постукивает костяшками пальцев по какой-то вещи или части тела. Эти навязчивые движения могут быть сложными и включать в себя подпрыгивания, быструю ходьбу по определённой схеме (например по воображаемому квадрату), скручивания и наклоны, копирование движений собеседника.
Незадолго до тика человек чувствует напряжение, зуд, покалывания по всему телу. Повторяющиеся движения помогают сбросить дискомфорт.
Кроме моторных тиков у страдающего синдромом Туретта обязательно есть хотя бы один вокальный. Человек повторяет однотипные звуки (кряхтение, кашель, лай) или слова и даже фразы. Иногда — вульгарные, матерные.
Чем синдром Туретта отличается от любви к мату
Во-первых, тем, что привычка материться — это всё-таки сознательный выбор, а не расстройство нервной системы, которое крайне тяжело контролировать. Во-вторых, копролалией (так называются льющиеся потоком нецензурные или уничижительные высказывания) синдром Туретта сопровождается далеко не всегда.
Навязчивая ругань редка: она проявляется лишь у каждого десятого человека с синдромом Туретта.
Если у вас не получается сдерживать мат, но при этом нет ежедневно повторяющихся моторных тиков, дело явно не в синдроме Туретта. Хотя показаться психотерапевту не мешало бы в любом случае.
Как распознать синдром Туретта
В Международном классификаторе болезней (МКБ-10) это состояние называется «комбинированным голосовым и мультидвигательным тиковым расстройством». Однако существует как минимум несколько тиковых расстройств, и далеко не каждый тик говорит о синдроме Туретта.
Чтобы врач мог поставить такой диагноз , должны совпасть сразу три условия.
- Сочетание двигательных и голосовых тиков.
- Многократность. Тики должны наблюдаться много раз в течение дня, причём как минимум в течение года. Могут быть периоды ремиссии, когда повторяющиеся движения или «вокализмы» появляются редко или их нет вообще, но это время не должно превышать 2 месяцев.
- Возраст, когда появился первый тик, — менее 18 лет. При синдроме Туретта навязчивые движения обычно развиваются между 2 и 15 годами . Средний возраст появления симптомов — около 6 лет.
Это тиковое расстройство не очень редкое. По некоторым данным , им страдает до 1% детей школьного возраста.
Мальчики заболевают в 3–4 раза чаще , чем девочки.
Но из-за того, что тики часто протекают в лёгкой форме, поставить точный диагноз может быть сложно.
Чем опасен синдром Туретта
С физической точки зрения синдром Туретта организму почти не вредит. Люди с этим расстройством часто ведут здоровый и активный образ жизни, неплохо вписываются в общество, хорошо учатся, способны сделать прекрасную карьеру.
Однако синдром Туретта может сопровождаться другими неврологическими нарушениями и способен стать причиной поведенческих проблем, которые, в свою очередь, бьют по самооценке и самочувствию. Вот состояния , часто связанные с синдромом Туретта:
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Расстройства аутического спектра.
- Тревожные расстройства.
- Депрессия.
- Нарушения сна.
- Боли, связанные с тиками, например, головные.
- Сложности с тем, чтобы контролировать свои эмоции — раздражительность, гнев, агрессию.
- Асоциальное поведение.
Как избавиться от синдрома Туретта
Учёные не знают, что именно вызывает синдром Туретта. Отсюда плохая новость: лекарств от него нет . По сути, вся терапия сводится к тому, чтобы снизить боль и дискомфорт при тиках и научить пациента контролировать своё эмоциональное состояние.
Для этого используют:
- Лекарственные средства, которые применяются для контроля «смежных» заболеваний. Например, антидепрессанты или препараты для улучшения внимания и концентрации, назначаемые при СДВГ. Также иногда назначают инъекции ботулотоксинов: укол в поражённую мышцу может на время остановить или облегчить тик.
- Психотерапию. В частности, хорошо зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия. Она помогает человеку вовремя заметить момент возникновения тика и взять себя в руки — успокоиться, глубоко подышать, осознанно сконцентрироваться на другом действии, которое может «перебить» тик.
Есть и хорошая новость: часто лечить синдром Туретта не требуется. У многих людей тики проходят быстро и легко — так, что окружающие и вовсе их не замечают. Кроме того, проявления расстройства резко уменьшаются или становятся контролируемыми после подростковых лет.
Всё, что нужно человеку (особенно ребёнку) с лёгкими проявлениями синдрома Туретта, — это поддержка и принятие со стороны близких людей. В этом случае тиковое расстройство может остаться лишь одним из малозначимых воспоминаний детства.
Источник
×åëîâåê ñêëîíåí ñëåäîâàòü îïðåäåëåííûì øàáëîíàì ïîâåäåíèÿ, ïîäâåðæåí ñòåðåîòèïàì è óáåæäåíèÿì, êîòîðûå, ïîðîé, íå èìåþò íè÷åãî îáùåãî ñ äåéñòâèòåëüíîñòüþ. Îí ñòðàäàåò èç-çà ýòîãî, ïðèíèìàåò íåâåðíûå ðåøåíèÿ, âñòóïàåò â êîíôëèêòû è íå ÷óâñòâóåò ñåáÿ ñ÷àñòëèâûì. Êàê ñ ýòèì ñïðàâèòüñÿ? Âîçìîæíî, ïîìîæåò êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ.
Êîãíèòèâíàÿ òåðàïèÿ (êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ) âèä ïñèõîòåðàïèè, êîòîðûé ôîêóñèðóåòñÿ íà èçó÷åíèè îòíîøåíèé ìåæäó ìûñëÿìè, ÷óâñòâàìè è ïîâåäåíèåì. Âî âðåìÿ ñåññèé òåðàïåâò àêòèâíî ðàáîòàåò íàä âûÿâëåíèåì «íåçäîðîâûõ» øàáëîíîâ ìûøëåíèÿ è ñôîðìèðîâàííûõ èìè ñàìîðàçðóøàþùèõ óáåæäåíèé è ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ.
Îñîáåííîñòü êîãíèòèâíîé òåðàïèè â òîì, ÷òî òåðàïåâò íå ó÷èò ïàöèåíòà, êàê òîìó äóìàòü ïðàâèëüíî, à ïûòàåòñÿ âìåñòå ñ íèì ðàçîáðàòüñÿ, ïîìîãàåò èëè ìåøàåò åìó ïðèâû÷íûé òèï ìûøëåíèÿ.  ëþáîì ñëó÷àå, êëèåíòó íóæíî ïðèíèìàòü àêòèâíîå ó÷àñòèå â òåðàïèè, âûïîëíÿòü äîìàøíèå çàäàíèÿ è îòíîñèòüñÿ ê ýòîìó ïðîöåññó îòâåòñòâåííî.
Õîðîøàÿ íîâîñòü: ìíîãèå òåõíèêè, î êîòîðûõ âû ïðî÷òåòå äàëüøå â ñòàòüå, ìîæíî ïðèìåíÿòü â îäèíî÷êó. Îíè òðåáóþò èñêëþ÷èòåëüíî æåëàíèÿ è òåðïåíèÿ, à òàêæå äíåâíèêà è ðó÷êè. Âûäåëÿéòå ïî íåñêîëüêî äåñÿòêîâ ìèíóò â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 1-3 ìåñÿöåâ è âû èçáàâèòåñü îò íåãàòèâíûõ ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ. Ýòî ïîçèòèâíî ñêàæåòñÿ íà îáùåì ñàìî÷óâñòâèè è êà÷åñòâå ïðèíÿòûõ ðåøåíèé.
Òåõíèêè êîãíèòèâíîé òåðàïèè
Âåäåíèå çàïèñåé î ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëÿõ
Ýòî óïðàæíåíèå îñîáåííî ïîëåçíî òåì ëþäÿì, êîòîðûå áîðþòñÿ ñ íåãàòèâíûìè ìûñëÿìè è õîòÿò âûÿâèòü èõ èñòî÷íèê. Ñäåëàâ ýòî, èì áóäåò ëåã÷å ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, ñìåñòèâ ñâîå âíèìàíèå â íóæíóþ ñòîðîíó.
Ðàáî÷èé ëèñò (ëèáî ôàéë Word èëè Excel) äîëæåí áûòü ðàçäåëåí íà ñåìü êîëîíîê:
 êðàéíåì ëåâîì óãëó îòâåäèòå ìåñòî äëÿ çàïèñè äàòû è âðåìåíè, êîãäà âîçíèêëà ðàçðóøèòåëüíàÿ íàâÿç÷èâàÿ ìûñëü.
Âî âòîðîé êîëîíêå óêàçûâàåòñÿ ñèòóàöèÿ. Âàì íóæíî îïèñàòü ñîáûòèå, ïðè êîòîðîì ïîÿâèëàñü íåãàòèâíàÿ ìûñëü.
Òðåòüÿ êîëîíêà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ àâòîìàòè÷åñêîé ìûñëè. Çäåñü îíà ðåãèñòðèðóåòñÿ, à òàêæå âûñòàâëÿåòñÿ ðåéòèíã âåðû â íåå ïî øêàëå îò 0% äî 100%.
 ñëåäóþùåì ñòîëáöå óêàæèòå ýìîöèè, âûçâàííûå ýòîé ìûñëüþ, à òàêæå ðåéòèíã èíòåíñèâíîñòè ïî øêàëå îò 0% äî 100%.
Ïÿòûé ñòîëáåö ïîìåòüòå êàê «Êîãíèòèâíîå èñêàæåíèå».  íåì âû îïðåäåëÿåòå, êàêèå êîãíèòèâíûå èñêàæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ïðè÷èíîé ðàçðóøèòåëüíûõ ìûñëåé. Íàïðèìåð, ìûøëåíèå «âñå èëè íè÷åãî», ôèëüòðàöèÿ, ïðåæäåâðåìåííûå âûâîäû.
 øåñòîì ñòîëáöå âû äîëæíû çàïèñàòü àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè êàê àëüòåðíàòèâó ðàçðóøèòåëüíîé. ×åì èõ áîëüøå áóäåò, òåì ëó÷øå.
Íàêîíåö, ïîñëåäíèé ñòîëáåö ïðåäíàçíà÷åí äëÿ òîãî, ÷òîáû âû ìîãëè çàïèñàòü ðåçóëüòàò ýòîãî óïðàæíåíèÿ. Âû ñìîãëè ïðîòèâîñòîÿòü ðàçðóøèòåëüíîé ìûñëè?
Çàïèñàëè óáåäèòåëüíûå àëüòåðíàòèâíûå ìûñëè? Óìåíüøèëàñü ëè âåðà â èçíà÷àëüíóþ ìûñëü è èíòåíñèâíîñòü âûçûâàåìûõ åþ ýìîöèé?
2. Ôàêò èëè ìíåíèå
Ýòî ðàçíîâèäíîñòü øåñòîãî ñòîëáöà èç ïðåäûäóùåãî óïðàæíåíèÿ. Âû óáåäèòåñü, ÷òî âàøè àâòîìàòè÷åñêèå èëè íàâÿç÷èâûå ìûñëè íåîáÿçàòåëüíî âåðíû.
Ñâåðõó ëèñòà çàïèøèòå öèòàòó:
Ìûñëè ýòî íå ôàêòû
Êîíå÷íî, î÷åíü òðóäíî ïîâåðèòü â ýòî, êîãäà ìû êàæäûé äåíü ñòàëêèâàåìñÿ ñ ìûñëÿìè, êîòîðûå, êàê íàì êàæåòñÿ, íåâîçìîæíî èçìåíèòü.
Ðàáî÷èé ëèñò ñîäåðæèò 16 óòâåðæäåíèé è âû äîëæíû ðåøèòü, ôàêò ýòî èëè ìíåíèå. Íàïðèìåð:
ß ïëîõîé ÷åëîâåê.
ß ïðîâàëèë ýêçàìåí.
ß ýãîèñòè÷åí.
ß íå îäîëæèë ñâîåìó äðóãó äåíåã, êîãäà îí ìåíÿ ïðîñèë.
Ýòî íå òðþê: äëÿ êàæäîãî èç ýòèõ óòâåðæäåíèé åñòü ïðàâèëüíûé îòâåò. Åñëè âàì èíòåðåñíî, òî âîò îíè: ìíåíèå, ôàêò, ìíåíèå, ôàêò.
Ýòî ïðîñòîå óïðàæíåíèå ïîìîæåò óâèäåòü, ÷òî, õîòü ó âàñ è ìíîãî ýìîöèîíàëüíî çàðÿæåííûõ ìûñëåé, îíè íå âñå îáúåêòèâíî èñòèííû.
3. Êîãíèòèâíàÿ ðåñòðóêòóðèçàöèÿ
Ýòî óïðàæíåíèå îñíîâàíî íà ìåòîäå Ñîêðàòà è ïîìîãàåò áðîñèòü âûçîâ èððàöèîíàëüíûì è íåëîãè÷íûì ìûñëÿì.
 âåðõíåé ÷àñòè ðàáî÷åãî ëèñòà îïèñûâàåòñÿ, êàê ìûñëè ïîÿâëÿþòñÿ â ãîëîâå, è êàê áûñòðî îíè ðàçâèâàþòñÿ äî êàòàñòðîôè÷åñêèõ. Óïðàæíåíèå ïîìîæåò óõâàòèòü íåêîòîðûå èç ñàìûõ íåïðèÿòíûõ è ïðîàíàëèçèðîâàòü èõ.
Ïåðâàÿ êîëîíêà, êîòîðóþ íóæíî çàïîëíèòü: «Ìûñëè, êîòîðûå ÿ äîëæåí ïîñòàâèòü ïîä ñîìíåíèÿ». Çäåñü âû èõ çàïèñûâàåòå, åñëè ïîäîçðåâàåòå èõ â íåðàöèîíàëüíîñòè.
Çàòåì âû çàïèñûâàåòå äîêàçàòåëüñòâà ïðîòèâ ýòîé ìûñëè. Êàêîâû äîêàçàòåëüñòâà òîãî, ÷òî ýòà ìûñëü òî÷íà? Êàêèå ôàêòû ñóùåñòâóþò, êîòîðûå ñòàâÿò åå ïîä ñîìíåíèå?
Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè äîêàçàòåëüñòâà, ìîæíî âûÿñíèòü, îñíîâûâàåòñÿ ëè ìûñëü íà ôàêòàõ èëè ÷óâñòâàõ.
Çàòåì âû îòâå÷àåòå íà âîïðîñ î òîì, äåéñòâèòåëüíî ëè ýòà ìûñëü ÿâëÿåòñÿ ÷åðíî-áåëîé îöåíêîé ñèòóàöèè, èëè æå ðåàëüíîñòü îñòàâëÿåò ìåñòî äëÿ îòòåíêîâ ñåðîãî. Ýòî ïðîâåðêà íà ÷åðíî-áåëîå ìûøëåíèå.
 ïîñëåäíåì ñòîëáöå íà ýòîé ñòðàíèöå âû ðàçìûøëÿåòå, ïðàâèëüíûå ëè äîêàçàòåëüñòâà è ôàêòû ïðèâåëè.
Íà ñëåäóþùåé ñòðàíèöå ïîðàçìûøëÿéòå î òîì, ìîãóò ëè äðóãèå ëþäè èìåòü ðàçíûå èíòåðïðåòàöèè îäíîé è òîé æå ñèòóàöèè è êàêèìè îíè ìîãóò áûòü.
Çàòåì ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàññìàòðèâàåòå ëè âû âñå ñîîòâåòñòâóþùèå äîêàçàòåëüñòâà èëè ïðîñòî îïèðàåòåñü íà äîêàçàòåëüñòâà, ïîäòâåðæäàþùèå óáåæäåíèå, êîòîðîå óæå èìååòå. Ïîñòàðàéòåñü áûòü ìàêñèìàëüíî îáúåêòèâíûìè.
Çàòåì åùå áîëåå èíòåðåñíûé âîïðîñ: «Íå ïðåóâåëè÷èâàþ ëè ÿ ïðàâäó?». Äåëî â òîì, ÷òî íåêîòîðûå çàáëóæäåíèÿ èçíà÷àëüíî îñíîâàíû íà ôàêòàõ, íî çàòåì ìîçã ïðîäîëæàåò ðàçìûøëÿòü è ïðèõîäèò ê êàòàñòðîôè÷åñêèì ìûñëÿì. Âàæíî ïîíÿòü, íà êàêîì ýòàïå âñå âûõîäèò èç-ïîä êîíòðîëÿ.
Ñïðîñèòå ñåáÿ, ðàçìûøëÿåòå ëè âû îá ýòîé íåãàòèâíîé ìûñëè ïî ïðèâû÷êå èëè ïîòîìó, ÷òî îíà äåéñòâèòåëüíî îñíîâàíà íà ôàêòàõ.
Êàê òîëüêî âû îòâåòèëè íà ýòîò âîïðîñ, âîçíèêàåò ñëåäóþùèé: «Êàê ýòà ìûñëü ïðèøëà ê âàì? Îíà âàøà èëè äðóãîãî ÷åëîâåêà?».
Ýòè «Ñîêðàòè÷åñêèå âîïðîñû» ñïîñîáñòâóþò ãëóáîêîìó ïîãðóæåíèþ â ìûñëè, êîòîðûå ìîãóò âàñ óäèâèòü, è äàþò âîçìîæíîñòü àíàëèçèðîâàòü è îöåíèâàòü èõ.
4. Ïðîäîëüíàÿ ôîðìóëèðîâêà
Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò âàì èçáàâèòüñÿ îò ìûñëèòåëüíûõ øàáëîíîâ è íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.
Ðàçäåëèòå ëèñò áóìàãè íà ïÿòü êîëîíîê.
Ïåðâàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ñîáûòèÿ/òðèããåðû». Â ýòîì ïîëå îïèøèòå ñîáûòèÿ èëè ñòèìóëû, êîòîðûå âûçûâàþò îïðåäåëåííîå ïîâåäåíèå.
Ñëåäóþùàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ðàííèé îïûò». Çäåñü âû ïåðå÷èñëÿåòå îïûò, êîòîðûé ó âàñ áûë íà ðàííåé ñòàäèè, âïëîòü äî äåòñòâà, ÷òî, âîçìîæíî, ñïîñîáñòâîâàëî âîçíèêíîâåíèþ íåàäåêâàòíîãî ïîâåäåíèÿ.
Òðåòüÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Îñíîâíûå óáåæäåíèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå íåêîòîðûå èç îñíîâíûõ óáåæäåíèé, êîòîðûå èìååòå îòíîñèòåëüíî ýòîãî ïîâåäåíèÿ.
×åòâåðòàÿ êîëîíêà «Ñòàðûå ïðàâèëà æèçíè», â êîòîðîé âû ïåðå÷èñëÿåòå ïðàâèëà, êîòîðûõ ïðèäåðæèâàåòåñü, ñîçíàòåëüíî èëè ïîäñîçíàòåëüíî. Ýòè íåÿâíûå èëè ÿâíûå ïðàâèëà ìîãóò óâåêîâå÷èòü ïîâåäåíèå, äàæå åñëè îíî íå ÿâëÿåòñÿ ïîëåçíûì èëè àäàïòèâíûì. Ïðàâèëà ýòî èíñòðóêöèè «Åñëè òîãäà», íà îñíîâå êîòîðûõ ìîçã âûíîñèò ðåøåíèå, îñíîâàííîå íà ìíîæåñòâå îáñòîÿòåëüñòâ. Íàïðèìåð, ó âàñ ìîæåò áûòü ïðàâèëî «Åñëè ÿ íè÷åãî íå ñäåëàþ, ýòî áóäåò ïîëíûé ïðîâàë».
Ïÿòàÿ êîëîíêà íàçûâàåòñÿ «Ïîñëåäñòâèÿ ñòàðûõ ïðàâèë». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå, íàñêîëüêî ýôôåêòèâíû îíè äëÿ âàñ. Îíè ïîìîãàþò èëè âðåäÿò? Äîñòèãàþòñÿ ëè öåëè?
Ïåðåâåðíèòå ñòðàíèöó è ïîäóìàéòå î ñèòóàöèè, êîòîðàÿ ñîçäàåò íåãàòèâíóþ àâòîìàòè÷åñêóþ ìûñëü, è çàïóñêàåò îïðåäåëåííûå ýìîöèè è ïîâåäåíèå. Äàëåå ïåðå÷èñëèòå ôàêòîðû, êîòîðûå ñïîñîáíû ïîìî÷ü âàì ñïðàâèòüñÿ ñ ïðîáëåìíûì ïîâåäåíèåì èëè ìûñëüþ, è, âîçìîæíî, ïðåîäîëåòü çàìêíóòûé öèêë. Ñóòü â òîì, ÷òîáû ðàçðóøèòü øàáëîí ñâîåãî ïîâåäåíèÿ.
À òåïåðü ñîçäàéòå «Íîâûå æèçíåííûå ïðàâèëà». Ïðîàíàëèçèðóéòå íåñêîëüêî ñöåíàðèåâ è âûÿñíèòå, êîòîðûå ðàáîòàþò ëó÷øå âñåãî. Âîçìîæíî, â äåéñòâèòåëüíîñòè âñå áóäåò èíà÷å, ïîýòîìó íå îñòàíàâëèâàéòåñü è àäàïòèðóéòåñü.
5. Ôóíêöèîíàëüíûé àíàëèç
Ýòî îäíî èç ñàìûõ ïîïóëÿðíûõ óïðàæíåíèé â êîãíèòèâíîé òåðàïèè. Äàííûé ìåòîä ïîìîæåò âàì óçíàòü î ñåáå òî, ÷òî ïðèâîäèò ê êîíêðåòíîìó ïîâåäåíèþ è åãî ïîñëåäñòâèÿì.
 ñåðåäèíå ðàáî÷åãî ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîâåäåíèå».  ýòîì ïîëå âû çàïèñûâàåòå ëþáûå ôîðìû ïîâåäåíèÿ. Íà ëåâîé ñòîðîíå ëèñòà íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïðîøëàÿ æèçíü», â êîòîðîì âû çàïèñûâàåòå ôàêòîðû, ïðåäøåñòâóþùèå îïðåäåëåííîìó ïîâåäåíèþ. Ýòî ôàêòîðû, êîòîðûå ïðèâåëè ê íåìó ïðÿìî èëè êîñâåííî.
Ñ ïðàâîé ñòîðîíû íàõîäèòñÿ ïîëå ñ íàäïèñüþ «Ïîñëåäñòâèÿ». Çäåñü âû çàïèñûâàåòå ïîñëåäñòâèÿ ïîâåäåíèÿ, òî, ÷òî ïðîèçîøëî â ðåçóëüòàòå ðàññìàòðèâàåìîãî ïîâåäåíèÿ. Îíè íåîáÿçàòåëüíî äîëæíû áûòü îäíîçíà÷íî íåãàòèâíûìè.
Âàæíî ïîíÿòü, êàêîå ïîâåäåíèå ÿâëÿåòñÿ àäàïòèâíûì (ïîçèòèâíûì), à êàêîå ðàçðóøèòåëüíûì.
6. Ôîðìóëèðîâêà àëüòåðíàòèâíîãî äåéñòâèÿ
Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò ðàññìîòðåòü ïðîáëåìû èëè òðóäíîñòè, ñ êîòîðûìè âû ñòàëêèâàåòåñü. Ïåðå÷èñëèòå âñå ñâîè óÿçâèìîñòè (ïî÷åìó èñïûòûâàåòå ýòè òðóäíîñòè ÷àùå äðóãèõ) è òðèããåðû (èñòî÷íèêè ïðîáëåì).
Ïîñëå òîãî, êàê âû îïðåäåëèëè ïðîáëåìû è ïîíÿëè, ïî÷åìó óÿçâèìû, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷íþ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ.
Ýòî íå ðåøåíèÿ ïðîáëåì, à ñïîñîáû, ïðè ïîìîùè êîòîðûõ ìîæíî ñïðàâèòüñÿ ñ èõ ïîñëåäñòâèÿìè è êîòîðûå ìîãóò èìåòü âðåìåííîå âîçäåéñòâèå.
Çàòåì ïåðå÷èñëèòå ïîñëåäñòâèÿ ýòèõ ñòðàòåãèé ïðåîäîëåíèÿ, íàïðèìåð, êàê îíè çàñòàâëÿþò âàñ ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â êðàòêîñðî÷íîé è äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâå, à òàêæå ïðåèìóùåñòâà è íåäîñòàòêè êàæäîé ñòðàòåãèè.
Íàêîíåö, ïåðåõîäèòå ê ïåðå÷èñëåíèþ àëüòåðíàòèâíûõ äåéñòâèé. Åñëè âàøè ñòðàòåãèè ïðåîäîëåíèÿ íå ÿâëÿþòñÿ ïîëíîñòüþ ýôôåêòèâíûìè, íàéäèòå äðóãèå.
Æåëàåì âàì óäà÷è.
Источник