Чем отличается гиперактивность от синдрома дефицита внимания

Чем отличается гиперактивность от синдрома дефицита внимания thumbnail

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является следствием нарушения развития нервной системы. Его основные характеристики это сложности с концентрацией внимания, плохо управляемая импульсивность и гиперактивность.

Как правило, синдром развивается в детстве, может продолжаться в подростковом возрасте и наблюдаться у взрослых. СДВГ влияет на все аспекты жизни, в том числе, на успехи в школе и на работе, личные отношения, здоровье и финансовое благополучие.

Синдром также влияет на эмоциональную сферу, так как многие люди с этим синдромом испытывают чувства стыда и неудачи из-за того, что с большим трудом справляются с повседневной деятельностью, которую другие, как им кажется, делают без особых усилий.

Тем не менее, хорошая новость в том, что это состояние можно успешно лечить и корректировать.

Симптомы

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание, (DSM-5) идентифицирует три различных типа СДВГ. Это:

  • невнимательность или случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ)
  • гиперактивность с импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г)
  • смешанный тип (СДВГ-С), в котором сочетаются все три симптома.

Cимптомы  не являются однотипными — у различных людей они проявляется по-разному и в разной степени выраженности. Вот список симптомов при дефиците внимания. Людям, которые имеют этот тип синдрома:

  • трудно сконцентрироваться на происходящем вокруг. Например, им трудно слушать, что говорят в классе, на рабочем совещании или во время разговора с друзьями.
  • они легко отвлекаются и испытывают трудности при выполнении задач от начала до конца
  • им трудно воспринимать указания и следовать им
  • их часто критикуют за небрежные ошибки, и это выглядит так, как будто они не стараются
  • они сопротивляются задачам, требующим длительных умственных усилий
  • они редко организованы
  • они часто теряют предметы, независимо от их ценности (сотовые телефоны) или значимости (паспорта)
  • кажется, что они не слушают, когда им что-то говорят, они могут показаться грубыми, смотрят в окно или проверяют время
  • часто выглядят мечтательными или пребывающими в своем собственном мире.

Вот список симптомов гиперактивно-импульсивного типа. Люди, которые имеют этот тип синдрома:

  • всегда в движении и «на ходу»
  • их практически невозможно застать сидящими, даже когда этого можно ожидать от нахождения в классной комнате или самолете
  • они будут сучить ногами. ерзать или извиваться во время сидения
  • дети будут бегать и куда-то взбираться, чтобы сжечь энергию. У взрослых может развиться страсть к тяжелым физическим упражнениям или экстремальным видам спорта.
  • им крайне сложно делать что-то по очереди, находится в очереди или стоять в пробке
  • они прерывают, когда другие говорят, встревают в игры и разговоры
  • отвечают на вопросы прежде, чем им их окончательно задали и заканчивают предложения за других
  • принимают импульсивные решения, не задумываясь о последствиях. Иногда это может быть физически опасным или принести вред другим людям.
  • перескакивают задачи, часто делая ошибки, потому что чувствуют себя некомфортно, выполняя задачу последовательно и неторопливо.

Эти симптомы могут изменяться с возрастом по мере того, как человек развивает свои стратегии адаптации и получает больше свободы для создания наиболее подходящих себе условий. Например, 7-летнему мальчику трудно усидеть в классе. В зрелом же возрасте он может разработать стратегию выглядеть внешне спокойным, потому что это именно то, что от него ожидается. Тем не менее, внутренне он чувствует себя очень беспокойно. Он может выбрать себе работу, где не требуется сидеть за столом в течение длительного времени, так что его симптомы будут не столь очевидны.

Симптомы СДВГ  также могут различаться в зависимости от пола.

Импульсивный мальчик может броситься на дорогу не смотря на движение транспорта, в то время как девочка может быть импульсивной устно и постоянно прерывать других.

Что вызывает?

До сих пор основной причиной СДВГ считаются гены. Исследования и изучение семей, близнецов и приемных детей оказались полезными в понимании генетических факторов развития СДВГ.

Тем не менее, если у кого-то из родителей есть СДВГ, это автоматически не означает, что его или ее ребенок будет наследовать СДВГ.

Употребление в пищу большого количества сахара, аллергические реакции, увлечение телевизором или видеоиграми, плохое воспитание или отсутствие дисциплины не вызывают СДВГ.

Диагностика

Наиболее точным способом определения СДВГ является детальное тестирование, проведенное опытным врачом. Могут быть различия во врачебной специализации, но, как правило, такую оценку проводят психиатры, психологи, неврологи и некоторые врачи общей практики.

Не существует абсолютного диагностического параметра, по которому, как по анализу крови, можно определить СДВГ.

Вместо этого составляется психологическая характеристика по диагностическим критериям. Она включает в себя множество элементов, по частям собираемых специалистом из различных источников. Информация собирается из медицинских и школьных записей, бесед с родителями и опросных листов. Оценивается кратковременная память и другие когнитивные функции. Важно также убедится, что имеющиеся симптомы не связаны с другими состояниями, как и другие состояния иногда возникают при наличии СДВГ. По этой причине специалисты проверяют расстройства обучаемости.

Обследование может занять несколько часов. Часто необходимо проводить более одной встречи. Во время оценки врач определит соответствие состояния критериям для СДВГ, изложенным в DSM-5. Это официальное диагностическое руководство используемое в США.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания в образовании

В конце тестирования можно определить наличие СДВГ. Также станут известны какие-либо другие расстройства или нарушения обучаемости.

Сопутствующие состояния

СДВГ часто сочетаются с другими расстройствами. Их также называют сопутствующими состояниями. Эти состояния могут иметь сходные с СДВГ симптомы и маскировать свое присутствие. Важно выявлять и лечить каждое состояние так, чтобы вы (или ваш ребенок) могли облегчить симптомы этого заболевания. Существует много сопутствующих состояний. Вот шесть наиболее распространенных из них:

  • тревожные расстройства
  • расстройства настроения, такие как депрессивное или биполярное расстройство
  • расстройства обучения, такие как дислексия
  • расстройства сна
  • оппозиционное девиантное расстройство
  • расстройства аутистического спектра.

Коррекция и лечение

После того как диагноз СДВГ был поставлен, начинается его лечение и коррекция. Люди, как правило, считают лечением прием медикаментов. Тем не менее, лечение СДВГ гораздо шире, чем только лекарства по рецепту. Оно может включать в себя выработку жизненных навыков, психотерапию, создание определенных условий в школе или на работе. Сочетание этих подходов к лечению, как правило, является наиболее эффективным способом коррекции симптомов СДВГ.

Медикаментозное лечение

Для многих детей и взрослых прием лекарств является необходимой частью плана лечения. Работа в тесном контакте с врачом позволит найти правильный тип препарата и терапевтическую дозу для вас или вашего ребенка.

Жизненные навыки

Обучение навыкам, помогающим справиться с симптомами СДВГ, является исключительно полезным. Например, научиться пользоваться ежедневником может помочь взрослому справляться со своей работой или ребенку выполнять школьные задания во время. Обучение жизненным навыкам может показаться простым, но оно имеет огромное влияние на качество жизни.

Адаптация

Учащимся можно создавать особые условия, помогающие им получать оценки, которых они способны достичь. Например, кто-то может делать записи за учащегося в классе, а предоставление тихого помещения позволит ему подготовиться к сдаче экзамена. На рабочем месте могут быть созданы такие условия, которые помогают работникам поддерживать производительность труда.

Просвещение

Ваша осведомленность о СДВГ является ключевым фактором. Знания о СДВГ могут поступать из официальных источников, таких как врачи и эксперты, а также неофициальных источников, таких как веб-сайты, книги и подкасты. Информация о СДВГ помогает понять это состояние и то, как оно однозначно влияет на вас или вашего ребенка.

Консультации

Психологическое консультирование или психотерапия помогают решать вопросы с самооценкой, депрессией, тревожностью или проблемами в отношениях, которые могут возникнуть вследствие наличия СДВГ.

Поскольку новые проблемы могут возникнуть на любой из его стадий и жизненном этапе, различные варианты лечения будут наиболее эффективны в разных фазах. Нужно быть открытым для адаптации стратегии лечения к меняющимся потребностям. Постоянная регулировка и тонкие настройки являются нормой!

Это заболевание появилось недавно?

Некоторые люди могут предположить, что если СДВГ является новым заболеванием, то оно вызвано быстрым темпом современной жизни. Тем не менее, этот синдром не является заболеванием современным. Оно описывалось в литературе и медицинских изданиях на протяжении более чем 100 лет. Новое в нем только название. В течение многих лет это состояние называлось по разному.

В 1845 году д-р Генрих Хоффман описал этот синдром в книге под названием «История неугомонного Филиппа». В 1902 году сэр Джордж Ф. Штиль дал первое клиническое описание группе детей, которые демонстрировали импульсивность и проблемы с поведением. Он назвал это состояние «дефект морального контроля». В 1950-е годы СДВГ назывался «гиперкинетическое импульсивное расстройство».

В чем разница между СДВГ и СДВ?

Люди часто путаются в терминах СДВ и СДВГ. Обе эти аббревиатуры обозначают одно и то же состояние. Состояние, которое теперь называется СДВГ за последние 100 лет имело много разных названий. С ростом количества исследований и большего понимания этого состояния изменяется и само его название.Термин СДВ использовался с 1980 по 1987 год, чтобы описать то, что сейчас называется типом СДВГ с дефицитом внимания. Тем не менее, некоторые авторы и врачи до сих пор используют определение СДВ, когда описывают тип синдрома с дефицитом внимания, или используют термины СДВ и СДВГ как взаимозаменяемые.

СДВГ у взрослых

СДВГ раньше считался состоянием, из которого дети «вырастают». Теперь известно, что синдром охватывает весь период жизни. Симптомы могут изменяться с возрастом. Например, импульсивность может уменьшиться. Люди также могут развивать сознательные и подсознательные стратегии управления своими симптомами. Тем не менее, будучи диагностированным, СДВГ требует постоянного лечение и коррекции.

Многим людям СДВГ впервые диагностируется во взрослом состоянии. Иногда это происходит, когда этот диагноз ставится их ребенку, и родители узнают самих себя по критериям диагностики. Некоторые взрослые всегда ощущали свое отличие от сверстников, и, наконец, решают обратиться за помощью после особо стрессового события.

СДВГ у девочек и женщин

СДВГ, как ранее считалось, свойственен детям, а не взрослым. Аналогичным образом, синдром также рассматривался больше как мужское состояние, чем женское.

Как правило, девочки более склонны иметь  дефицит внимания, что является одной из причин, почему их СДВГ не обнаруживается в детстве. Гораздо легче заметить гиперактивного мальчика, чем мечтающую девочку. Исторически сложилось, что у женщин, обращающихся за помощью в зрелом возрасте, часто были ошибочно диагностированы тревожность или депрессия.

Читайте также:  Синдром жильбера что это значит

Из-за возросшей осведомленности о СДВГ, все большему количеству девушек и женщин в настоящее время точно ставится этот диагноз, и это означает, что они могут получить надлежащее лечение.

Женщины с синдромом сталкиваются с некоторыми дополнительными проблемами. Гормональные колебания, которые женщины испытывают на протяжении всей их жизни в период полового созревания, при беременности и менопаузе, а также ежемесячных изменений, могут усугублять симптомы СДВГ.

Источник

Источник

У меня на сайте уже были статьи, посвященные различным психологическим проблемам человека, таким, как бессоница, фобии, синдром хронической усталости. В этот же ряд можно поставить и еще одну – проблему нарушения внимания или, как ее принято называть — Синдром дефицита внимания (СДВ). Расскажу об этом подробней.

СДВ и СДВГ

Синдром дефицита внимания (СДВ) – это биологическая незрелость мозга. Как правило, такой  диагноз ставится детям. СДВ проявляется в виде повышенной отвлеченности, отсутствием сосредоточения. Например, ребенок сидит спокойно, не двигается, при этом заторможен, когда даешь ему задачки, он начинает что-то делать, но выполнить задание не может.

Также этот диагноз характеризуется высокой импульсивностью и гиперактивностью. Тогда говорят о синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это проявляется в том, что ребенок не удерживает внимание, не может сосредоточиться на чем-то, постоянно перепрыгивает с одного места на другое, не отслеживает задания, у него повышенная двигательная активность.

Некоторые взрослые живут с этим синдромом, только не знают об этом. Считают, что это особенность характера, тем более, что какие-то признаки СДВ/СДВГ проявляются у человека непостоянно, а время от времени.

Определить СДВ/СДВГ можно со 100% точностью лишь в школьном возрасте, так как в этот период оцениваются его поведенческие реакции, а также умственное и физическое развитие.

Причины возникновения

Можно выделить три основные причины возникновения этого синдрома:

  • наследственность;
  • родовая травма;
  • педагогическая запущенность.

Наследственность

Существует некий комплекс генетических компонент, о которых мы не знаем. Гены отвечают за синтез веществ, влияющих на биохимию мозга. В результате наличия патологичных генов возникает нарушение биохимии мозга, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям работы мозга и психологическим проблемам.

Это можно продемонстрировать на простом отвлеченном примере – диабет. Гены перестают синтезировать вещество – инсулин, который необходим человеку для нормального функционирования его организма.

В работе мозга принимают участие сотни различных биохимических веществ. И нарушение синтеза хотя бы одного из них приводит к проблемам функционирования мозга. Чаще всего эти проблемы отражаются на динамике определенных мозговых ритмов.

Родовая травма

Чаще всего родовая травма проявляется в различных асфиксиях (мозг очень чувствителен к изменению уровня кислорода в крови). Это приводит к нарушению его нормального функционирования. Формируется некоторая патологическая функциональная система, которая отвечает за внимание. Проявлением патологичности может также быть нарушение ритмов головного мозга.

Педагогическая запущенность

Как видно из названия – этот синдром не является заболеванием, так как в данном случае функция внимания и работа мозга не нарушена. Ребенку разрешали делать то, что хочет, и не приучили себя контролировать. В результате у него была сформирована неадекватная система поведения.

Ритмы головного мозга человека

Чтобы двигаться дальше, остановимся на ритмах головного мозга человека. Итак, ритмы головного мозга — это электрические колебания мозга — центрального отдела нервной системы человека.

Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования или с состоянием покоя. Депрессия (снижение мощности) альфа-ритма может возникать тогда, когда человек находится в состоянии беспокойства, гнева, страха, тревоги и пр.

Бета-ритм (самые быстрые волны) у нормального человека связан с фокусированием внимания, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями или сосредоточены на решении каких-либо задач. При сильном стрессе бета-ритм повышается.

Гамма-ритм очень хорошо наблюдается при решении задач, которые требуют максимального внимания.

Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна. При многих нарушениях дельта-волны заметно усилены, что практически гарантирует наличие нарушений внимания.

Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное состояние бодрствования переходит в сонливость, т.е. человек находится между сном и бодрствованием. Высокий уровень тета-ритма может указывать на сильное эмоциональное напряжение.

Перечисленные ритмы – это далеко не все, что регистрируется в головном мозге человека.

Также существуют и другие ритмы, названные буквами греческого алфавита и не только (каппа-ритм, мю-ритм, тау-ритм, лямбда-ритм, сонные веретена), которые участвую в динамике различных функциональных состояний мозга.

Теперь пойдем дальше – к методам лечения СДВ и СДВГ.

Методы лечения

Можно выделить четыре основных методов лечения СДВ и СДВГ:

  • медикаментозный метод;
  • методика навязанных ритмов;
  • психотерапия;
  • метод биологической обратной связи (БОС-терапия).

Медикаментозный метод

К сожалению, наиболее распространенным методом лечения психологических заболеваний является медикаментозный метод.

Как правило, химическая структура лекарственных препаратов повторяет структуру химических веществ, которые синтезируются или должны синтезироваться генами, которые, в свою очередь, влияют на увеличение или понижение определенных ритмов  головного мозга.

Читайте также:  Переливание крови при синдроме жильбера

При СДВ и СДВГ бета-ритм снижен в передне-лобных отделах головного мозга, а тета-ритм увеличен в центральных областях. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена.

В случае СДВ человеку прописывают активаторы, которые увеличивают быстрые ритмы, в частности, бета-ритм. В случае СДВГ ему прописывают релаксанты, которые снижают медленные ритмы, в частности, тета-ритм.

При этом формальная задача – снижение соотношения тета-ритма и бета-ритма – выполняется.

Проблема только в том, что лекарственные препараты действуют не точечно на повышение или понижение конкретных ритмов в конкретных областях головного мозга, а влияют на ВЕСЬ головной мозг, повышая одновременно ВСЕ быстрые ритмы или понижая ВСЕ медленные.

Чтобы убедиться в этом, на кафедре Психофизиологии был поставлен эксперимент: человеку дали антидепрессант и записали его энцефалограмму (ЭЭГ) до и после приема препарата. В результате, ЭЭГ показала увеличение мощности альфа-ритма по всей голове.

И для полноты картины добавим сюда привыкание (так как, получая химические вещества извне, организм сам перестает их вырабатывать) и побочные эффекты от приема химических препаратов.

Методика навязанных ритмов

Если мы подаем в мозг какие-то стимулы, мозг начинает работать с частотой этих стимулов.

Например, мы мигаем лампочкой, информация от сетчатки передается в зрительную область, и нейроны начинают отвечать. Если есть свет – он ответил, нет – не ответил. Это значит, что происходит усиление того ритма, с которым мы непосредственно работаем, например, во время мигания. И это усиление имеет место только в момент внешней стимуляции, т.е., как только мы прекращаем воздействие, ритмы возвращаются к  своему первоначальному уровню.

Другими словами, такая стимуляция не затрагивает подкорковые структуры, где расположены механизмы, которые влияют на изменение биохимии мозга.

Психотерапия

В психотерапии огромное количество моделей, подходов, теорий и направлений.

Каждая из них имеет какую-то свою основу, и патологии описываются с этих позиций. Соответственно, у каждого подхода есть и свой метод лечения. Остановимся на некоторых из них.

Психодинамическая модель

Психодинамическая модель (по Фрейду) рассматривает психические расстройства как результат внутренних конфликтов между психологическими силами (бессознательным и сознанием).

Взаимодействие этих сил проявляется в виде конфликтов, возникающих, как правило, в детском возрасте, и затрудняющих полноценное функционирование психических процессов взрослого человека.

Поведенческий подход

Психологи, работающие в рамках поведенческого подхода, рассматривают психические расстройства как результат неадекватного научения. Лечение заключается в выявлении ситуаций, вызывающих или усиливающих проблемные реакции и,  соответственно, переучивании неправильных поведенческих паттернов в правильные.

Десенситизация

Еще один нестандартный психотерапевтический метод. Сначала учат человека расслабляться, а затем в состоянии релаксации дают ему соприкоснуться с пугающими объектами или ситуациями (реальными или воображаемыми).

Экзистенциально-гуманистическое направление

Здесь в качестве основных потребностей личности  выделяет потребности самореализации и самоактуализации. Самоактуализация — это развитие способностей человека, когда удовлетворены его базовые потребности. Собственно, сам невроз понимается как следствие невозможности самоактуализации, что связано  с недостаточным самопониманием и принятием самого себя. Лечение заключается в создании условий для получения нового эмоционального опыта, который способствует принятию себя и формированию целостного «Я».

Когнитивная терапия

Метод помогает людям распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы.

Метод биологической обратной связи (БОС-терапия)

Метод биологической обратной связи позволяет человеку самому менять структуру взаимосвязей в своем мозге.

В процессе БОС-терапии человек учится управлять и произвольно менять свои ритмы головного мозга (без какого-либо медикаментозного воздействия). Изменение ритмов отражается на изменении биохимических процессов.  Биохимические процессы отражают интенсивность взаимодействия нейронов. Если они начинают активно функционировать, мы видим на электроэнцефалограмме (ЭЭГ), что меняется ритмика, если меняется ритмика, значит, эти группы нейронов начинают активно работать, т.е. начинается синтез необходимых  веществ, которые отсутствовали до этого или синтезировались в недостаточном количестве.

СДВ/СДВГ — не приговор. Начинать БОС-тренинги лучше с 5-6 лет. При этом – можно и в старшем возрасте, просто для получения эффекта надо будет больше  работать и учиться.

Заключение

И в качестве заключения: учиться никогда не поздно.

Да, со временем мозг теряет свою эластичность. Помню, мне еще во время учебы в институте говорили, что самый лучший возраст для получения знаний – до 22-23 лет (видимо, имели ввиду точные науки – физику и математику). Дальше – сложнее.

На самом деле, человек обладает безграничными возможностями. Если встанет острая необходимость  выучить, скажем, китайский язык или научиться играть в шахматы, думаю, любой сможет это сделать в любом возрасте, если только захочет. Просто у одного на это уйдет меньше времени, у другого – больше.

Вообще, что такое учение? Что такое интеллект? Это не то, что ты что-то прочитал и можешь это пересказать. Есть люди – ходячие энциклопедии. При этом они ничего своего не создали. Высокий у него при этом интеллект или нет?

Оригинал: photo-drive.ru

Источник