Человек живет в вымышленном мире синдром
Эскапи́зм, эскепизм[1], эскейпизм[2] (англ. escape — «сбежать, спастись») — избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений и т. п. о чём-то более интересном[3]; уход от обыденной реальности в инобытие, инореальность, иномирие[4][5]; бегство от действительности[6].
История[править | править код]
В 1939 году английское слово escapism («эскапизм») впервые появилось в словаре английского языка Webster’s New International Dictionary. Начиная с 1960-х годов в большинстве англоязычных словарей в качестве одного из официальных значений глагола «бегство» (escape) закрепляется «бегство от реальности» или схожие определения[7].
Слово восходит корнями к старофр. eschaper, сформировавшемуся на базе средневековых латинских составляющих ex- «из»+ cappa «плащ» (вероятно, имелось в виду «освободиться от одежды», «раскутаться»)[6].
Описание[править | править код]
Понятие «эскапизм» используется при описании явлений в культуре[8], социологии[7][5], литературе[6], психологии[6] и психиатрии[9]. В каждой из этих дисциплин его определяют по-своему[7][6], но в целом оно рассматривается как уход или бегство, независимо от уточнений куда и откуда[6][4].
Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс, религия и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, видеоигры, опьянение, медитация и т. д.). Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз[источник не указан 504 дня].
Короля Людвига Баварского считали безумным за то, что он «сбегал» в волшебный мир опер Вагнера. Карикатура изображает его в роли Лоэнгрина
Эскапизм не является болезнью и не занесён ни в какие медицинские справочники, хотя, будучи доведён до крайности сторонними причинами, может стать навязчивым стремлением (например, крайний эскапизм короля Людвига II Баварского был признан следствием психического расстройства, а у основателя группы Pink Floyd Сида Баррета вызван злоупотреблением ЛСД)[источник не указан 477 дней]. В психиатрии существует понятие аутизма — когда личность уходит в мир фантазий и теряет возможность различать реальность и фантазии[9]. Эта крайняя форма ухода от реальности — симптом психического расстройства. С другой стороны, в умеренной форме эскапизм является родом рекреации и может помогать пережить стресс.
Писатель и литературовед Джон Р. Р. Толкин в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. Он считал, что «бегству» в литературе служат счастливые финалы и неожиданные спасения героев[10]. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкина (толкинисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. Толкин писал[6]:
«Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем её функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово „эскейпизм“ часто произносят… Мысль о том, что автомобили „более живые“, чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна. А представление, что они „более реальны“, чем, например, лошади, настолько абсурдно, что вызывает сожаление. Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний „эскейписта“!»
Друг Толкина Клайв Льюис, соглашаясь с ним, добавлял, что «сбегают» обычно из тюрьмы, каковой для людей творческих является обыденность.
В современном мире новые технологии и массовая культура дают огромное множество способов бегства от реальности: компьютерные игры, интернет, виртуальная реальность, кино, телевидение. Особый интерес психологов и социологов вызывает феномен онлайновых ролевых игр, в которых игроки полностью погружаются в вымышленный мир[8].
Эскапизм в психологии[править | править код]
Зигмунд Фрейд считал эскапическое фантазирование неотъемлемым элементом жизни человека: «Жизнь, как она нам дана, слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Для того чтобы вынести такую жизнь, мы не можем обойтись без средств, дающих нам облегчение („Без вспомогательных конструкций не обойтись“, — сказал Теодор Фонтане)»[11][12].
Эскапизм в педагогике[править | править код]
В педагогике эскапизм — поведение, характеризующееся необычными поступками, как правило, не соответствующими общепринятым нормам[7]. При этом эскапизм следует отличать от эпатажа личности: эпатаж направлен на то, чтобы выделиться из толпы, зачастую ради протеста, и сопровождается эффектами неожиданности и непредсказуемости. В отличие от данного поведения, эскапизм может происходить в пассивной форме (избегание, отчуждённость, уход) и основан на определённых устойчивых установках личности[5].
См. также[править | править код]
- Дауншифтинг
- Кидалт
- Отаку
- Окина отомодати
- Синдром восьмиклассника
- Социальная изоляция
- Паразит-одиночка
- Защитное фантазирование
- Хикикомори
- NEET
- Внутренняя эмиграция
- Травоядные мужчины
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Эскапизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1246 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
Ссылки[править | править код]
- Луков Вл. А. Артэскейпизм во французской литературе Новейшего периода (недоступная ссылка). Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2012). Дата обращения 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2014 года.
- Белов В.И. Эскапизм: причины, функции и границы // Инновационная наука. — 2017. — Вып. 3—1. — ISSN 2410-6070.
- Определение в словаре иностранных слов
Источник
Ýñêàïèçì
Ñóùåñòâóåò îñòðîóìíûé àôîðèçì: «Îïòèìèñò çàÿâëÿåò, ÷òî ìû æèâåì â ëó÷øåì èç ìèðîâ, à ïåññèìèñò îïàñàåòñÿ, ÷òî ýòî ÷èñòàÿ ïðàâäà».
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà íå íàéäåòñÿ âðåìåíè, êîãäà ëþäåé íå ïîñåùàëà ìûñëü î íåñîâåðøåíñòâå ìèðà. À âìåñòå ñ íåé è æåëàíèå îò ýòîãî íåñîâåðøåíñòâà êóäà-íèáóäü óáåæàòü. Ìîæíî èñêàòü îáúÿñíåíèå ýòîìó íåñîâåðøåíñòâó â ðåëèãèè èëè ôèëîñîôèè, ìîæíî ïûòàòüñÿ ñäåëàòü ìèð ëó÷øå. Íî âñå ýòî òðåáóåò óñèëèé. Ïðîùå çàêðûòü ãëàçà, óêðûòüñÿ â ìèðå ôàíòàçèé, ñâåñòè ê ìèíèìóìó êîíòàêò ñ íåèäåàëüíîé ðåàëüíîñòüþ. Ñîçäàòü ñâîé ìèð, êîòîðûé íå áóäåò ê òåáå áåçæàëîñòåí, ãäå òåáÿ æäóò ïîáåäû è óñïåõ, ãäå íåò äóðàêîâ-íà÷àëüíèêîâ, õàìÿùèõ ïðîäàâùèö, íåëþáèìîé ðàáîòû è ïðîáîê íà äîðîãàõ. Çàòî, âîçìîæíî, åñòü ìåæïëàíåòíûå ëàéíåðû, äðàêîíû, ãîâîðÿùèå äåðåâüÿ èëè ïðîñòî äðóçüÿ, êîòîðûå íå íàçîâóò òåáÿ ñóìàñøåäøèì. Èìåííî òàê âñå ÷àùå ðàññóæäàþò ìîëîäûå. Ó áåãñòâà îò ðåàëüíîñòè, èëè ýñêàïèçìà, ìíîãî ôîðì è ðàçíîâèäíîñòåé. Ïîáåã ýòîò íå òàê ïðîñò è ïðèìèòèâåí, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä.
Ýñêàïèçì (îò àíãë. escape áåæàòü) ñîöèàëüíîå ÿâëåíèå, çàêëþ÷àþùååñÿ â ñòðåìëåíèè èíäèâèäà èëè ÷àñòè ñîöèàëüíîé ãðóïïû óéòè îò ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè îáùåïðèíÿòûõ ñòàíäàðòîâ è íîðì îáùåñòâåííîé æèçíè â ìèð ñîöèàëüíûõ èëëþçèé èëè â ñôåðó ïñåâäîäåÿòåëüíîñòè.
Ýñêàïèçì ìîæåò áûòü ôèçèîëîãè÷åñêèì: íàðêîòèêè, àëêîãîëü, è ò.ä. Ðàçóìååòñÿ, åñëè ýòà ôîðìà àáåððàöèè îò îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè ïîñòîÿííî ïîâòîðÿåòñÿ. Ýòî ñàìûé ïðèìèòèâíûé, íî è, ïîæàëóé, ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ïóòü. Ìîæíî äèñòàíöèðîâàòüñÿ ôèçè÷åñêè: ñ ïîìîùüþ äîïóñòèì, ïîêóïêè äîìèêà â äåðåâíå. Íî ñàìîå çàíÿòíîå è ðàçíîîáðàçíîå êîíå÷íî, âíóòðåííÿÿ ýìèãðàöèÿ, óõîä íå òîëüêî â âîîáðàæàåìûé ìèð, íî è â ðàçíîîáðàçíûå ïðèÿòíûå çàíÿòèÿ. ×òî áû ÷åëîâåê íè äåëàë ñ óâëå÷åíèåì êàðüåðó ëè, êà÷àë ëè áèöåïñ èëè áåãàë ïî ëåñàì ñ ìå÷îì, ñäåëàííûì èç àâòîìîáèëüíîé ðåññîðû, åãî ìîæíî ñ÷èòàòü ýñêàïèñòîì. Íî ïðè îäíîì óñëîâèè: åñëè îí äåëàåò ýòî íå ðàäè ðåçóëüòàòà êàê òàêîâîãî, à ðàäè èçáåãàíèÿ ÷åãî-òî áåñïîêîÿùåãî, íåêîìôîðòíîãî. Ýñêàïèçì â êàêîì-òî ñìûñëå ïðîòåñòíîå ñîñòîÿíèå. Õîòÿ è íåîñîçíàííîå.
Åñòü äâå òî÷êè çðåíèÿ íà ïðè÷èíó ýñêàïèçìà. Îäíè ñ÷èòàþò, ÷òî âèíîâàòî íåäîáðîå îáùåñòâî: íå äàåò ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòè ðàçâèâàòüñÿ, âîò îí è íà÷èíàåò óõîäèòü â ñåáÿ è â âîîáðàæàåìûé ìèð. Ðåàëüíîñòü íå ñîîòâåòñòâóåò ïðåäñòàâëåíèÿì ÷åëîâåêà, à ÷åëîâåê íå õî÷åò ìèðèòüñÿ ñ ýòèì, íî ñèë èçìåíèòü ðåàëüíîñòü íå õâàòàåò. Ïîðîé òîëüêî áåãñòâî îò íåâûíîñèìîé ðåàëüíîñòè â ñâîé âíóòðåííèé ìèð ñïîñîáíî ñîõðàíèòü ÷åëîâåêó ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå. Òàê áûâàåò, åñëè ðåàëüíîñòü îêàçûâàåòñÿ íåâûíîñèìîé âî âðåìÿ âîéí, êàòàñòðîô, ïðèðîäíûõ êàòàêëèçìîâ. Äðóãèå ãîâîðÿò, ÷òî îáùåñòâî òóò íå ïðè ÷åì ýñêàïèñò ñàì ñåáå çàðàíåå òàê íå íðàâèòñÿ, ÷òî ïîïðîñòó íå õî÷åò ïîêàçûâàòüñÿ íà ñâåò áîæèé.
Åñëè ïðàâû è òå, è äðóãèå è ïðè÷èíà ýñêàïèçìà ýêçèñòåíöèàëüíàÿ íåóäîâëåòâîðåííîñòü íå òîëüêî ñâîåé æèçíüþ, íî è ïîëîæåíèåì âåùåé âîîáùå, òåì, ÷òî âîêðóã âñåãäà ñóùåñòâóþò è ñóùåñòâîâàëè íèùåòà, áîëü, ñêîðáü, íåñïðàâåäëèâîñòü, ñìåðòü, òî ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ýñêàïèçì ýòî ïðîáëåìà êîììóíèêàöèé ñ ìèðîì, îò÷óæäåíèå è íåæåëàíèå êîíòàêòèðîâàòü ñ äðóãèì, îòëè÷íûì îò òâîåãî. Ãëàâíîå äëÿ ýñêàïèñòà íå ñìåøèâàòü «ñâîå» è «÷óæîå». Ýñêàïèñòó êîìôîðòíî âðàùàòüñÿ òîëüêî â êðóãó óâëå÷åííûõ òåì æå, ÷òî è îí. Îí íå òîëüêî îòêàçûâàåòñÿ ó÷àñòâîâàòü â ÷åì-òî ÷óæäîì, îí íå ãîòîâ íèêîìó èç «÷óæèõ» îáúÿñíÿòü, â ÷åì öåííîñòü åãî ìèðà.
Âîò õàðàêòåðíûå âûñêàçûâàíèÿ ëþäåé, ñêëîííûõ ê ýñêàïèçìó.
Èíîãäà ïîñëå î÷åðåäíîãî òóïîãî äíÿ ïîëíîãî äåðüìà è æèçíåííîãî íåóäîâëåòâîðåíèÿ, õî÷åòñÿ êóïèòü ïîõîäíûé ðþêçàê ñî âñåì ñîäåðæèìûì è ïðîñòî óéòè ïî äàëüøå îò ëþäåé, öèâèëèçàöèè, îáùåñòâà. Êóäà-íèáóäü â òàêóþ äûðó ãäå áóäåò òîëüêî çåìëÿ, âîäà, âîçäóõ, îãîíü (íàäåþñü) è ÿ. Ãäå òåáÿ áóäåò ïî áàðàáàíó, ÷òî òû ñåé÷àñ îäåò â ãðÿçíîå, ìÿòîå òðÿïüå ïîêà îíî áóäåò âûïîëíÿòü ñâîþ ôóíêöèþ çàùèòû îò õîëîäà è äîæäÿ. Ãäå òåáå áóäåò íàñðàòü íà ôîíäîâûå ðûíêè, êóðñû âàëþò, ïîëèòèêó è ïðîáêè íà äîðîãàõ. Ãäå òû íå áóäåøü äóìàòü 105 ðàç ïðåæäå ÷åì ÷òî-òî ñêàçàòü, íå äàé áîã, íå îáèäåâ ëþäåé, ñêàçàâ ëèøíåå….óéòè â ìåñòî, ãäå òû áóäåøü ñâîáîäåí îò âñåãî èñêóññòâåííîãî è íàäóìàííîãî!
ß ïûòàþñü íå òî, ÷òîáû óáåæàòü îò ðåàëüíîñòè, à ñ ïîìîùüþ ëþáèìûõ ëþäåé, ôèëüìîâ, êíèã è ìóçûêè çàáûòü, ÷òî òàêîå ðåàëüíîñòü. Ïîòîìó ÷òî ðåàëüíîñòü ýòî ãðÿçü, íàñèëèå è æåñòîêîñòü, ðåàëüíîñòü ýòî îáùåñòâåííîñòü òðàíñïîðò, ãäå ñèäÿò çäîðîâûå ìóæèêè è ñòîÿò õðóïêèå æåíùèíû, ðåàëüíîñòü ýòî êîãäà äåñÿòü áüþò âî äâîðå îäíîãî, à ëþäè, âèäÿùèå ýòî èç îêîí, íå ñ÷èòàþò íóæíûì ïðîñòî ïîçâîíèòü â ìèëèöèþ, ðåàëüíîñòü ýòî äèêòàòóðà, êîãäà òû áîèøüñÿ íà ðàáîòå ñêàçàòü çà êîãî ãîëîñîâàë, ïîòîìó ÷òî íå õî÷åøü ýòó ðàáîòó ïîòåðÿòü. Ìíå íå íðàâèòñÿ òàêàÿ ðåàëüíîñòü, ÿ ïîíèìàþ, ÷òî îò íåå íå óáåæèøü, íî íåíàäîëãî çàáûòü î íåé ìîæíî.
×åëîâå÷åñòâî ñîòâîðÿåò ìèð, êîòîðûé ýòî æå ÷åëîâå÷åñòâî ñòàðàåòñÿ çàïðÿ÷ü â ñîöèàëüíóþ óçäó, ñîçäàòü ìíîæåñòâî ïðîòèâîðå÷èâûõ ïðàâèë, ñîçäàòü ìíîæåñòâî çàïðåòîâ. È êîãäà ïðèõîäèò êðèòè÷åñêèé ìîìåíò, ÷åëîâåêó õî÷åòñÿ óáåæàòü îò ðåàëüíîñòè. Ýòî åäèíñòâåííûé ïóòü äî êàòàðñèñà. Âîò ïî÷åìó ìû òàê ëþáèì ôèëüìû, èãðû è, êòî-òî, ëèòåðàòóðó.
Óñëîâèÿ æèçíè áîëüøèíñòâà íûíåøíèõ áåãëåöîâ îò ðåàëüíîñòè íåëüçÿ íàçâàòü íåâûíîñèìûìè. Òèïè÷íûé ñîâðåìåííûé ýñêàïèñò æèâåò â ìåãàïîëèñå, ïðè÷åì âîâñå íå íà ãðàíè íèùåòû è âûæèâàíèÿ. Ó íåãî åñòü áîëåå èëè ìåíåå íîðìàëüíûå æèëèùíûå óñëîâèÿ êîìíàòà â ðîäèòåëüñêîé êâàðòèðå èëè îòäåëüíàÿ æèëïëîùàäü, ïóñòü è ñúåìíàÿ. Åñòü ðàáîòà èëè êàêèå-òî ïðèðàáîòêè, åñëè îí ñòóäåíò. Êàòàñòðîô è âîéí â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè îò íåãî íå ïðîèñõîäèò. Îáûêíîâåííàÿ æèçíü. Íî èìåííî îíà îò÷åãî-òî îêàçûâàåòñÿ òàêîé áåññìûñëåííîé è íåïðèãëÿäíîé, ÷òî ÷åëîâåêó ïðèÿòíåå ïðîâîäèòü âñå ñâîå ñâîáîäíîå âðåìÿ â «èíûõ ìèðàõ», áóäü òî ìèð êíèæíûé, èëè âèðòóàëüíûé, èëè ñóùåñòâóþùèé â ýòîé æå ðåàëüíîñòè, íî «ïàðàëëåëüíûé» åé íàïðèìåð, ýòî ìîæåò áûòü êàêîå-òî îñîáåííîå õîááè, êîëëåêöèîíèðîâàíèå èëè ñïîðò. Åñòü ÷òî-òî î÷åíü ïðèâëåêàòåëüíîå â òîì, ÷òîáû îòãîðîäèòüñÿ îò íåíóæíîãî, îêðóæèòü ñåáÿ «ñâîèìè â äîñêó» ïîíèìàþùèìè ëþäüìè, íûðíóòü â «ñâîå, ðîäíîå», è ïóñòü âåñü ìèð ïîäîæäåò. Îñîáåííî â ïîñëåäíåå âðåìÿ.
«Óáåãàòü» îò ðåàëüíîñòè ìîæíî â ëþáóþ äåÿòåëüíîñòü, áóäü òî ðàáîòà, ÷òåíèå êíèã èëè îáùåíèå íà Èíòåðíåò ôîðóìàõ. Îäíàêî ÷åëîâåê, çàìå÷åííûé â ÿâíî «ýñêàïèñòñêèõ» ïðèñòðàñòèÿõ, íàïðèìåð, ëþáèòåëü êîìïüþòåðíûõ èãð, ïðîâîäÿùèé ìíîãî âðåìåíè â Ñåòè, óâëåêàþùèéñÿ èñòîðèåé äðåâíèõ øóìåðîâ è êîëëåêöèîíèðóþùèé ñïè÷å÷íûå êîðîáêè, ìîæåò îêàçàòü âîâñå íå ýñêàïèñòîì, à íàîáîðîò, ñàìûì ÷òî íè íà åñòü àêòèâíûì è äåÿòåëüíûì ðåàëèñòîì.
Ãðàíü ìåæäó ýñêàïèçìîì è âïîëíå åñòåñòâåííîé äëÿ ÷åëîâåêà óâëå÷åííîñòüþ êàêèì-ëèáî ïðåäìåòîì, äåéñòâèòåëüíî, òîíêà. Âñå çàâèñèò îò òîãî, êàêèå ó ÷åëîâåêà öåëè è ìîòèâû. Åñëè âû çàâîäèòå ñîáàêó, ïîòîìó ÷òî ëþáèòå æèâîòíûõ è õîòèòå î êîì-òî çàáîòèòüñÿ ýòî îäíî, à åñëè ïîòîìó, ÷òî «ñîáàêè ëó÷øå ëþäåé, è ïóñòü ëó÷øå ìîèì äðóãîì áóäåò ñîáàêà, ÷åì ÷åëîâåê, êîòîðûé ìåíÿ òî÷íî îáìàíåò è ïðåäàñò» ñîâñåì äðóãîå. Åñëè âû èäåòå ñìîòðåòü ôàíòàñòè÷åñêèé ôèëüì èëè èãðàåòå â êîìïüþòåðíóþ èãðó ïðîñòî ÷òîáû îòäîõíóòü è ïîëó÷èòü íîâûå âïå÷àòëåíèÿ íèêîìó è â ãîëîâó íå ïðèäåò íàçâàòü âàñ ýñêàïèñòîì, à âîò åñëè æèçíü ýòèõ âûìûøëåííûõ ïåðñîíàæåé èíòåðåñóåò âàñ áîëüøå, ÷åì ñâîÿ ñîáñòâåííàÿ åñòü íàä ÷åì çàäóìàòüñÿ.
Ñîöèàëüíî ïðèåìëåìûõ âàðèàíòîâ ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå íå òàê óæ ìíîãî. À ïîòîìó ëèáî òû â îáîéìå è æèâåøü «êàê âñå ïðèëè÷íûå ëþäè», ëèáî èçâèíè, äðóæîê, íî òû ìàëåíüêî íå â ñåáå. Ïî÷åìó ó íàñ íå äîïóñêàåòñÿ íè ìàëåéøèõ îòõîæäåíèé îò îáùåïðèíÿòîãî ñòàíäàðòà âîïðîñ îòäåëüíûé. Çàòî äëÿ òåõ, êòî ñèëüíî èëè «÷óòü-÷óòü» íå ñîîòâåòñòâóåò, åñòü óòåøèòåëüíûé ïðèç. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü èì ïðåäîñòàâëÿåòñÿ òàêîå êîëè÷åñòâî âàðèàíòîâ ýñêàïèñòñêèõ çàíÿòèé, ÷òî ãëàçà ðàçáåãàþòñÿ. Óéòè ìîæíî êóäà óãîäíî: õîòü â íàóêó, õîòü â êóëèíàðèþ. Ñîçäàåòñÿ âïå÷àòëåíèå, ÷òî äëÿ ÷åëîâåêà ñàìàÿ âàæíàÿ çàäà÷à âûáðàòü ïîäõîäÿùèé âàðèàíò «ýñêåéïà».
Êîãäà ðå÷ü çàõîäèò îá ýñêàïèçìå ñîâðåìåííîé ìîëîäåæè, ñðàçó âñïîìèíàþò î êîìïüþòåðíûõ èãðàõ è âèðòóàëüíîì îáùåíèè. Îòðèöàòü, ÷òî èìåííî Èíòåðíåò ñòàë òîé ïî÷âîé, íà êîòîðîé ýñêàïèçì öâåòåò ïûøíûì öâåòîì, áåññìûñëåííî. Ýòî äåéñòâèòåëüíî òàê, è â ïåðâóþ î÷åðåäü ïîòîìó, ÷òî óéòè îòøåëüíèêîì â ëåñ òðóäíî, à óéòè â êàêóþ-íèáóäü SecondLife ëåãêî. Èçìåíèòü îáùåñòâî è ñòðàíó, â êîòîðûõ æèâåøü, ìîæíî, íî ýòî òðóäíî, îïàñíî, òðåáóåò ñèë è âðåìåíè íà ýòî ìîãóò óéòè ãîäû, è ýòî ñîâåðøåííî íåîáÿçàòåëüíî çàêîí÷èòñÿ óñïåõîì. À ãëàâíîå, çàïàñíîé æèçíè íå ïðåäâèäèòñÿ åñòü òîëüêî îäíà. Êóäà ëåã÷å ñîçäàâàòü ñîáñòâåííûå öèâèëèçàöèè íà ýêðàíå ìîíèòîðà.
Êàê óæå áûëî ñêàçàíî, ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ôîðì áåãñòâà îò äåéñòâèòåëüíîñòè. È õîòÿ ñ ïîÿâëåíèåì Èíòåðíåòà îíè ïåðåæèëè ñåðüåçíîå îáíîâëåíèå, ñàìè ïî ñåáå îíè íå íîâû. Òàê, è â ïðîøëîì, è ñåãîäíÿ, íåñìîòðÿ íà ïðîãíîçû î òîì, ÷òî ÷åëîâå÷åñòâî ñ ïîÿâëåíèåì êîìïüþòåðîâ ïåðåñòàíåò ÷èòàòü êíèãè, îäíîé èç òàêèõ ôîðì ÿâëÿåòñÿ ÷òåíèå.
Êíèãè èçäàâíà áûëè òåì âîëøåáíûì ñðåäñòâîì, êîòîðîå îòêðûâàëî äâåðè â èíûå ìèðû. Õîòÿ ìèðû ýòè ÷àùå âñåãî ñîçäàíû êîíêðåòíûì àâòîðîì, êàæäûé ÷èòàòåëü âèäèò èõ ïî-ñâîåìó. Âñåì èçâåñòíû âûðàæåíèÿ, êîòîðûìè ÷èòàòåëè îïèñûâàþò îïûò ïî-íàñòîÿùåìó èíòåðåñíîãî ÷òåíèÿ «îêóíóëñÿ â êíèãó ñ ãîëîâîé», «÷èòàë çàïîåì, çàáûâ îáî âñåì» è òàê äàëåå. Òàêîå «ïîãðóæåíèå» â êíèãó íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè íàçûâàþò èììåðñèåé (îò àíãëèéñêîãî immersion ïîãðóæåíèå). Ïîãðóæåíèå-èììåðñèÿ îçíà÷àåò âõîä â îñîáûé âûìûøëåííûé ìèð, àâòîíîìíûé è ÿâëÿþùèéñÿ îñîáîé íåïðîòèâîðå÷èâîé è ñàìîçàìêíóòîé ñèñòåìîé, â êîòîðóþ ÷èòàòåëü èëè çðèòåëü ìîæåò âîéòè êàê ñîïåðåæèâàþùèé íàáëþäàòåëü âåäü èçìåíèòü ñþæåòíóþ ëèíèþ èëè ïîâåäåíèå ãåðîåâ îí íå ìîæåò. Ñóùåñòâóþò è âåñüìà èíòåðåñíûå «èììåðñèâíûå ïàðàäîêñû», äàâíî ïðèâëåêàþùèå âíèìàíèå ôèëîñîôîâ è ïñèõîëîãîâ. Âî-ïåðâûõ, êàêèì îáðàçîì ÷èòàòåëÿì óäàåòñÿ âíîâü îùóòèòü èíòåðåñ è ïñèõîëîãè÷åñêîå íàïðÿæåíèå ïðè ÷òåíèè êàêîãî-ëèáî òåêñòà íå ïåðâûé ðàç (âåäü èì óæå èçâåñòåí ñþæåò è ôèíàë ïðîèçâåäåíèÿ), è, âî-âòîðûõ, êàêèì îáðàçîì ñóäüáà ëèòåðàòóðíûõ ïåðñîíàæåé ñïîñîáíà âûçûâàòü ó ÷èòàòåëÿ ýìîöèîíàëüíûé îòêëèê ñ òàêèìè, íàïð
Источник
Эскапизм — что это значит простыми словами. Эскепизм или эскейпизм. Кто такой эскапист или адепт эскапизма? Эскапизм в психологии и в психоанализе — у Зигмунда Фрейда и Эриха Фромма. Экзистенциальный эскапизм. Виды и формы проявления эскапизма. Плюсы и минусы.
Фото: Carlos Osorio / Toronto Star via Getty Images
Эскапизм — это бегство от реальности. Так называют любые формы ухода от действительности, надоевшего быта, жизненных проблем.
Эскапизм может выражаться в погружении в мир фантазий, в книги, кино или компьютерные игры. Также эскапизм может проявляться и в активных действиях — в занятиях спортом или творчеством, различных хобби, в физическом удалении от мира и людей.
Эскапизм широко распространен в постиндустриальном обществе, где нет недостатка в ресурсах, а у людей больше свободного времени. Этому способствует и появление новых технологий: доступность видео, компьютерных игр, интернета.
Слово эскапизм происходит от английского глагола escape — убежать, сбежать. В английских словарях этот термин появился с конца 1930-х годов. Ударение ставится на третий слог: эскапи́зм. Другие варианты написания: эскепизм или эскейпизм.
Эскапист — это человек, стремящийся уйти от реальности, отвлечься от скучного или враждебного мира вокруг.
Прилагательное эскапистский означает нечто, связанное с бегством от реальности. Например: эскапистские мечты, эскапистское поведение.
«Мечты». Картина Витторио Коркоса, 1896 год
Эскапизм в психологии
Современные психологи обычно рассматривают эскапизм как реакцию на внешний стресс, защитную реакцию организма, либо как компенсацию нерешенных внутренних проблем. Единой трактовки этого термина в науке не существует, психологи указывают на многообразие его форм и проявлений.
Эскапизм не считается психическим отклонением или заболеванием. В умеренных формах он необходим для психологической разрядки. Однако его крайние формы могут снижать качество жизни человека.
Формы проявления эскапизма
Способом эскапизма может служить любая активная деятельность, если человек использует ее для компенсации неразрешенных личных проблем. Например, несчастный в любви человек может стать трудоголиком, удариться в религию или постоянно играть в видеоигры.
Также эскапизм может сводиться к пассивной деятельности: чтению, просмотру фильмов и сериалов, медитации, пьянству или наркомании.
Физический эскапизм может проявляться в виде отшельничества — ухода от мира в дальний поход, в деревню, в чужую страну. Проявлением эскапизма может быть дауншифтинг — намеренный отказ от карьеры, иногда с переездом в другой регион или страну.
Но физический уход от мира вовсе не обязателен: эскапист может жить и действовать в обществе, но не проявлять к нему интереса, предпочитая мир фантазий.
Некоторые психологи считают самоубийство крайней формой эскапизма.
Эскапистские фантазии — неотъемлемая часть жизни, и без них человек существовать не может, считал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Ведь без фантазий «жизнь слишком тяжела для нас, она нам приносит слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем», писал Фрейд.
В основе эскапизма лежит несоответствие между бесконечной вселенной и ограниченностью человеческой жизни, полагал психолог-неофрейдист Эрих Фромм. Понимая, что мир огромен, человек стремится «увеличить» себя в этом мире, охватить как можно большую его часть, стать более значимым — для этого и нужна выдуманная реальность.
Эрих Фромм. Фото: Wikimedia / Müller-May / Rainer Funk
Современные психологи иногда делят эскапизм на «непродуктивный» (избегание негативных переживаний, самоизоляция) и «продуктивный» (создание альтернативной реальности, помогающей решить проблему).
Людям, склонным к сочетанию «положительного» и «отрицательного» эскапизма, свойственны более высокий уровень счастья и познавательной потребности, склонность к рефлексии. Люди, не прибегающие к эскапизму, меньше склонны к самокопанию, реже проявляют творческий подход, но имеют высокие показатели осмысленности жизни, самовосприятия, познавательной потребности.
Если к стратегии ухода добавить фактор конструирования собственной реальности, то увидим, что человек перед лицом реальности вооружен лучше, ведь у него появляется «своя крепость», свой осмысленный мир, который он способен создать силой воображения и который дает ему возможность реализовать себя. Такой человек не уходит в никуда.
Е.В. Беловол, А.А. Кардапольцева. «Эскапизм «хороший» и эскапизм «плохой»: эмпирическая верификация модели»
Эскапизм — это плохо или хорошо?
Нередко слово «эскапизм» употребляют с осуждением. Эскапистам называют людей, предпочитающих не решать проблемы, а убегать от них в выдуманный мир. В этом смысле эскапизм — синоним малодушия, отказа от принятия решений.
Действительно, во многих случаях эскапизм может быть вреден для человека и окружающих — объективные трудности редко исчезают сами собой, поэтому эскапист лишь усугубляет свое положение.
В то же время эскапизм спасает в ситуациях стресса, фрустрации, бессилия. Когда другие выходы невозможны, бегство от реальности позволяет сохранить душевное здоровье.
Так, выживший в нацистском концлагере психолог Виктор Франкл вспоминал, что его в заключении спасали воспоминания о прошлом, мысли о любимой жене. В дальнейшем Франкл ввел понятие «экзистенциальный эскапизм» — бегство от реальности, вызванное утратой смысла жизни.
В более мягкой форме эскапизм — способ отдохнуть, обрести покой, восстановить силы для новых свершений. Чтение книги или просмотр фильма могут зарядить человека положительными эмоциями, а мечты о будущем или воспоминания помогают разобраться в себе.
Эскапизму могут быть подвержены целые социальные группы. По мнению критиков современного общества, эскапизм сознательно взращивается массовой культурой: он делает людей пассивными, превращает в конформистов, которыми легко управлять политической элите. Это удобно для авторитарных и тоталитарных режимов.
Но можно смотреть на вопрос и с другой стороны: эскапизм свидетельствует, что человек критически относится к обществу и не принимает критериев «успешности», которые оно навязывает. Таким образом, эскапизм — это не бегство от выбора, а обретение внутренней свободы.
Многие философы прошлого выступали за уход от мира и его соблазнов (например, древние греки Гераклит, Диоген и Эпикур). В определенном смысле эскапизм проповедовал Иисус Христос: не зря в христианстве высшим духовным подвигом стал считаться монашеский отказ от мирской жизни.
Еще один аргумент в пользу эскапизма — он способствует самореализации. Поэтому бегство от реальности порой необходимо людям искусства.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.А.С. Пушкин. «Поэту»
К примеру, декаденты рубежа XIX-XX веков вели «богемную» жизнь, противопоставляя себя миру, и это было одной из составляющих культурного расцвета — Серебряного века.
А уже в XX веке большую роль в развитии музыки и искусства сыграли представители контркультуры — хиппи, рокеры, панки. В СССР писатели, художники и музыканты, отвергавшие социалистический реализм, часто прибегали к эскапизму — работали дворниками или кочегарами (например, Виктор Цой), а в свободное время занимались творчеством.
Автор «Властелина Колец» Джон Толкиен называл себя эскапистом с гордостью:
Я считаю, что бегство от действительности — одна из основных функций волшебной сказки, и поскольку я одобрительно отношусь ко всем ее функциям, то, естественно, не согласен с тем жалостливым и презрительным тоном, которым слово «эскейпизм» часто произносят… Мысль о том, что автомобили «более живые», чем, например, кентавры и драконы, весьма удивительна… Воистину, как реальна, как изумительно жива фабричная труба по сравнению с вязом — жалким, устаревшим, предметом нежизнеспособных мечтаний «эскейписта»!
Дж. Р. Р. Толкиен. «О волшебных сказках»
Кадр из фильма «Властелин колец: братство кольца»
Источник