Человек паук против синдрома но
Воплощений Человека-Паука было множество: полдюжины мультсериалов, чудовищный японский сериал, любительские фильмы, компьютерные игры, первая из которых появилась аж в 70-е… Ну а в 2002 году наш членистоногий добрался и до большого экрана. Режиссер Сэм Рэйми снял три фильма с Тоби Магуайром в главной роли. Хотел снять и четвертый, но не получилось. Студия Сони дала сигнал о перезапуске, и уже в начале 10-х на экраны вышла дилогия Марка Уэбба, где главного героя сыграл Эндрю Гарфилд. Наконец, в 2016 году Марвел вернул себе права на экранизацию своей главной звезды и молодой актер Том Холланд сыграл небольшую роль Человека-Паука в «Первый мститель: Противостояние». В июле этого года выйдет его сольный фильм, что в очередной раз породит бесконечные споры, какой же Спайдермен лучше. Но давайте не будем дожидаться новой волны и запустим ее сами.
Итак, Сэм Рэйми против Марка Уэбба! Тоби Магуайр против Эндрю Гарфилда! Человек-Паук против Человека-Паука! Старое против нового! Еще один формат, украденный у Ностальгирующего критика! Поехали!
Чтобы определить победителя «битвы», я выделил пять ключевых пунктов для сравнения. Разумеется, мы не будем брать во внимание компьютерную графику, грим и прочие технические моменты. Все же фильмы снимались в разные эпохи, и на графон первой части Рэйми смотреть без слез порой вообще невозможно.
1. Лучшая девушка (Кирстен Данст/Эмма Стоун)
Как ни крути, Человек-Паук – это хоть и супергеройская, но история любви. Любимая женщина всегда вдохновляла Питера Паркера на подвиги, романтика всегда играла важнейшую роль в сюжетах про парня в красно-синем трико. И вот у нас имеются Мэри Джейн Уотсон, жена Паркера по комиксам, и Гвен Стейси, его первая комиксная любовь. Мы не будем сейчас брать во внимание внешность и то, что в первом фильме Мэри Джейн похожа на кого угодно, но не на школьницу. Давайте посмотрим на самих персонажей. Мэри Джейн – это типичная damsel in distress, то есть «дамочка в опасности». Посмотрите, что с ней происходит во всех трех фильмах. Фильм первый: после взрыва бомбы Гоблина она падает с балкона – Человек-Паук ее спасает. На нее в переулке нападают бандиты – Человек-Паук ее спасает. Гоблин берет ее в заложники – Человек-Паук ее спасает. Фильм второй: Доктор Осьминог швыряет в кафе машину – Человек-Паук ее спасает. Доктор Осьминог берет ее в заложники – Человек-Паук ее спасает. Фильм третий: Песочник и Веном берут ее в заложники… Ну вы поняли. Сделала ли она хоть что-то еще? Знаем ли мы про нее еще что-то? В первом фильме она работает официанткой, причем не очень удачно. Во втором «торгует лицом» — снимается для рекламных баннеров. В третьем пытается петь на Бродвее. Опять неудачно. Ну вот во втором она вроде как замуж за сына Джеймсона пытается выйти (и, что характерно, опять неудачно!).
То ли дело Гвен. Она сразу представляется нам самостоятельным и независимым персонажем, на фоне которой Питер даже немного теряется. Он считается гением науки, но она еще лучше! У нее уже есть неплохой опыт работы в Оскорп, она ассистирует доктору Коннорсу, на выпускном именно ей доверяют произнести речь. Да что там говорить, она оказывает непосредственную помощь Паркеру в битвах с Ящером и Электро! Не ее приходится спасать, а она спасает! Кто-то назовет это веяниями феминизма, а мне кажется, это удачная попытка сделать интересного и самостоятельного персонажа. И ей-богу, если бы в конце трилогии Рэйми погибла Мэри Джейн, я бы не так переживал, как из-за смерти Гвен в конце «Высокого напряжения»!
Отдельно нужно отметить и блестящую химию между Гарфилдом и Стоун. Они вроде как сами то встречаются, то не встречаются. И свои отношения отлично перенесли и на своих персонажей. Их неловким диалогам, взглядам, движениям охотно веришь. При этом и перебора с любовной линией нет. В общем, Эмма Стоун, балл тебе!
Старое – Новое – 0:1
2. Лучшие второстепенные персонажи
Но Человек-Паук не был бы Человеком-Пауком без уймы других второстепенных героев. И в принципе, тут наблюдается примерное равенство. Дядя «Я нужен, чтобы умереть» Бен, тетя Мэй получились хоть немного разными, но в целом похожими. Хотя у героини Розмари Харрис есть уморительная сцена в банке, где она строго бьет по руке клерка, пытающегося прихватить себе монетку. Флэш Томпсон и там, и там играет одну роль – хулиган-задира, которому нужно навалять после внезапно появившихся способностей. В новом фильме, правда, показано, что он не такой уж и мудак. И после смерти дяди Бена он даже пытается поддержать Паркера. В первых фильмах есть совершенно неуместный сотрудник «Дэйли Бьюгл» Хоффманн, которого сыграл брат Сэма Рэйми и по совместительству Джоксор Могучий… Но есть один человек, который не просто нарушает равновесие персонажей, а попросту ломает виртуальные весы, на которых эти персонажи находятся. Это герой Джонатана Кимбла Симмонса Джей Джона Джеймсон.
Боже ж ты мой, до чего Симмонс в этой роли хорош! Он блестяще изобразил нервного тирана, коим по комиксам Джеймсон и являлся! Вот реально, я видел именно того Джеймсона, которого представлял себе. Он прекрасен даже в откровенно слабом третьем фильме. Сцена, как он принимает таблетки, восхитительна. Возможно, именно поэтому создатели новых фильмов даже не попытались явить нам Джеймсона, ограничившись емэйлами от него. Симмонс, балл исключительно тебе!
Старое – Новое – 1:1
3. Лучшие злодеи
Но какой же супергеройский фильм без суперзлодейских злодеев? А их за пять фильмов было предостаточно. Целых три Гоблина, доктор Осьминог, Песочник, Веном, Ящер, Электро. Ну и Носорога там вот чуть-чуточку было.
И увы, вот как раз злодеи получились в фильмах довольно неинтересными. Почти у всех злодейская мотивация была заезженная, штампованная, клишированная и подберите еще синонимов. Чего надо было первому Гоблину? Он добился своего – убил совет директоров. Отомстить Человеку-Пауку? Веном хотел убить Человека-Паука, потому что тот, гад, доказал, что Эдди Брок — мошенник. Но ведь он поступил правильно! Брок с помощью фотоколлажа попытался изобразить его мошенником, а Паркер вывел его на чистую воду! Мне аж зубами скрежетать от злости хотелось! У них был такой потенциал с симбиотом!
Они могли показать, как тот разрывает душу Питера на части, а потом, как Брок постепенно сходит с ума… А все, что они показали – это эмо-Паркер и Брок с острыми зубами. Мотивация Электро в новом фильме – это вообще какой-то нетихий ужас. Сперва изобразили из него самого клишированного ботана, которого только можно было себе представить. Такого ходячего клише даже в пародийных комедиях нету. Ему даже подтяжки не постеснялись надеть! А затем он злится на Человека-Паука, потому что… Я вот так и не понял, почему. У Песочника вроде как была здравая мотивация. Но вашу ж мать, как же достали все эти «преступники, которые вынуждены стать преступниками, потому что у них больные сын/дочка/жена/мать/собака/алкоголик сосед». В 2007 году снимать такое просто позор. Оба Гоблина-Гарри тоже слишком плоскими получились, и их «догоблинные» персонажи были гораздо интереснее.
И единственными героями с внятными мотивами были Доктор Осьминог и Ящер. У обоих цель – завершить начатый научный проект. И оба показаны довольно интересно, разрываемые противоречиями, но при этом в самом конце встающие на сторону добра.
Но все же, как ответить на вопрос, кто победил? А для этого нужно вспомнить, что злодеи нужны в сценарии не только для мотивации, но и для драк. И вот тут «старики», несмотря на более ограниченные технические возможности, дают жару. Почти все поединки с ними запоминаются и вызывают желание посмотреть их еще раз. Битва с Гоблином в горящем доме, с Осьминогом на стенах домов, махач в конце третьего фильма в формате два на два. Что же в новом Человеке-Пауке? Драка с Ящером – это банальное махание руками – на мосту, в канализации и на крыше. Электро – это тесла-шоу, от которого в глазах заболеть может. Ну а драка с Гоблином толком показана не была. Ну а окончательный балл в копилку старых фильмов приносит поединок с Осьминогом на крыше скоростного поезда. Это вообще лучшая сцена во всех пяти фильмах о Человеке-Пауке.
Старое – Новое – 2:1
4. Лучший сюжет
Последние два пункта выбрать мне было легко, но вот убедительно объяснить очень сложно. Поэтому я сразу скажу сейчас: балл я отдам новым фильмам. Видите ли, старые фильмы даже не пытались быть сложными и захватывающими. Они представляли собой довольно прямолинейные истории с плоскими персонажами, причем все три истории были практически идентичны. Появляется сверхзлодей, который беспределит в городе, валяй, останавливай его. Злодей узнает личность Человека-Паука, и это на него как-то влияет. Диалоги и действия персонажей вообще порой кажутся срисованными с комиксов 60-х, которые ценны исторически, но по современным меркам невероятно глупы. Я обращу внимание на три самых бесячих момента всей трилогии Рэйми.
Во-первых, диалог на крыше между Гоблином и Человеком-Пауком. Злодей уговаривает героя перейти на Темную сторону и говорит, что мол, сейчас его считают героем, но не факт, что будут считать потом. Паук, обессиленный и связанный (это важно!), наотрез отказывается. Гоблин говорит, мол, ну на нет и суда нет. И просто улетает! Он не пытается его убить или ну хотя бы узнать его личность! Ну интересно же! Сними ты с него маску, посмотри, кто под ней, раз убивать по какой-то причине не хочешь!
Во-вторых, Гарри шантажирует Мэри Джейн в третьем фильме: «Делай, что я скажу, или Питер умрет!» — говорит он ей. И Мэри говорит Паркеру, что бросает его. Зная, что он Человек-Паук. Она не пытается ему сказать: «Питер, Гарри все вспомнил, он угрожал тебя убить. Сделай что-нибудь! Он вон там прячется и смотрит!» Хотите сказать, она не хочет подвергать его опасности? А не кажется ли вам, что умолчать о том, что поехавшему другу вернулась память, и он может в любой момент ударить Питера в спину ножом, мягко говоря, не самый заботливый ход со стороны Мэри?
Ну, и в-третьих. Флинт Марко, который на самом деле убил дядю Бена. Оказалось, что если бы Паркер в первом фильме остановил бы того бандита, то дядя Бен все равно бы умер, ведь убил его другой. Но и другой тоже не виноват, ведь пистолет выстрелил случайно! Получается, вся та драма, из-за которой Питер стал тем самым Человеком-Пауком, гроша ломаного не стоит! То есть большая сила не налагает большую ответственность?
Новые фильмы, конечно, по части сюжета неидеальны. Первый фильм был построен по принципу трилогии Рэйми (хотя, конечно, таких дебильных диалогов там уже не было). Но во втором еще попытались ввести побочные сюжеты и задел на франшизу. Расследование смерти родителей Паркера, намеки на Зловещую шестерку, секреты Оскорпа… Я слышал претензии, что в «Высоком напряжении» было «слишком много всего намешано». По-моему, те, кто так считает, попросту зажрались. Я этот фильм смотрел впервые на английском языке и понял абсолютно все. И в сюжетных линиях не запутался, благо привели они все в одну точку. Да, «Сони» существенно испортили второй фильм, слишком пытаясь угодить фанатам. Они хотели учесть вообще все претензии по фильму первому… и перестарались. Первый блестяще держал равновесие между легкостью и мрачностью, но нет, нашлись те, кому эта мрачность не понравилась, кто привык к картонным человечкам Рэйми. И второй сделали пестрым балаганом, который внезапно заканчивается гибелью Гвен. И ее трагедия была существенно смазана большим количеством шутеечек и гэгов. Но все же было видно старание создать настоящую мифологию, вселенную Человека-Паука. У Рэйми же вышло три двухчасовых эпизода сериала 1960-х с живыми актерами. Новички, балл вам.
Старое – Новое – 2:2
5. Лучший Человек-Паук (Тоби Магуайр – Эндрю Гарфилд)
Ну вот мы и подобрались к самому главному пункту. Пункту, после которого кто-то из вас наверняка пообещает меня найти и вырезать всю мою семью. Итак, вот он, камень преткновения. И я постараюсь подойти к вопросу максимально объективно. Но сперва выскажу очень субъективное мнение, потому что наболело. Итак, это двухминутка ненависти. Она вышла длинной, поэтому я ее закрыл. Если есть желание, раскрывайте и читайте:
[НЕНАВИСТЬ!!!]Тоби Магуайр в роли Человека-Паука нереально бесил меня все три фильма. Я с трудом могу представить более неудачный кастинг на эту роль. Ну, разве что Вупи Голдберг. И то, она хотя бы актерской игрой может взять. Понимаете, как только я увидел Магуайра в очках, бегущего за автобусом, я подумал: «Б*я, и вот эту рожу мне все два часа терпеть?». Я был неправ. Не два, а шесть (а то и семь, точное время фильмов лень гуглить). Магуайр неуместно делал все. Когда улыбался, выглядел каким-то имбецилом, когда злился, напоминал Милляра в роли Бабы-Яги. Ну а плачущий Магуайр – это вообще нетихий ужас. Понимаете, в Голливуде выработана своя система героического плача – когда у героя по щеке катится скупая мужская слеза. И такая сцена есть в «Человеке-Пауке». Но в остальных моментах Тоби плачем напоминает мне пятилетнего ребенка, которому запретили смотреть мультики. Искривленная жалобная рожица с вывернутой нижней губкой. А в третьем фильме ноющего Магуайра стало ну слишком много. Кажется, сцены три или четыре. Может и меньше, но они так бесили, что мне показалось, что их не меньше пяти.
И когда я узнал о перезапуске, то вздохнул с облегчением: «Кто угодно, лишь бы не Магуайр». Но, надо сказать, Гарфилд тоже в этой роли был неидеален. Дело в том, что он с детства фанател от Человека-Паука. И, кажется, он сыграл его именно так, как сыграл бы в детстве. Искренне, но порой чересчур переигрывая.
Но вот что меня бесит еще больше, чем Тоби Магуайр в роли Спайдермена, так это фанаты Тоби Магуайра в роли Спайдермена. Церковь святого Магуайра по своей упоротости может сравниться лишь с Церковью великомученика Леджера. Во всех видео про Человека-Паука десятки людей пишут одно и то же: «Тоби – это наш Человек-Паук!», «Верните Тоби!», «Никто не будет спорить, что Магуайр – это лучший Спайдермен всех времен и народов!». Ну и понятное дело, что если ты вдруг считаешь Гарфилда лучше, то тебе завтра в школу (или вообще в детский сад). У этих людей пресловутый «синдром утенка» дошел до какой-то совсем уже клинической стадии. Они увидели Магуайра в роли Человека-Паука и не допускают, что кто-то еще его может играть. Самое смешное, что свидетели Магуайра очень часто являются еще и леджеропоклонниками. Они свято убеждены, что Леджер сыграл лучшего, единственного в мире и самого «каноничного» (ха-ха-ха) Джокера всех времен и народов. И никто не имеет права быть Джокером после него. И до него. И эти люди свято уверены в Непреложной Истине: зачем снимать новые фильмы про Человека-Паука и Джокера, если уже известно, что лучшие уже сняты – с Магуайром и Леджером? И этим людям невдомек, что если бы так рассуждали до 2008 года, то после Джека Николсона никакого Хита Леджера бы не появилось. Ведь все бы говорили: «Николсон – лучший Джокер, а если ты не согласен, тебе завтра в школу».
Все, двухминутка ненависти оказалась полотном, но, по крайней мере, я выговорился.
Создатели старого и нового Человека-Паука показали принципиально разный подход к личности. Магуайр в жизни – это полный неудачник, растяпа и попросту лох. Его толкают, над ним смеются, он плохо справляется со своей работой, не может нормально строить отношения с девушкой… Гарфилда поначалу тоже пытаются показать как нелепого ботаника… Но довольно быстро на это забивают! Он неплохо выглядит, катается на скейте и заигрывает с первой красавицей школы. А на выпускном еще и целует ее прямо на сцене после того, как она произнесла речь перед всей школой. Черт, да ему даже не надо быть Человеком-Пауком, чтобы быть довольно крутым! Какой подход лучше? Сложно сказать. Все-таки с трудом верится, что об Паркера, уже обретшего суперспособности, продолжат «вытирать ноги». Но и парню, который и по жизни вполне неплохо себя чувствует, сложно сопереживать.
Однако есть один важный момент, который позволяет мне четко сказать, какой же Человек-Паук вышел лучше. Дело в том, что персонаж Эндрю Гарфилда УЧИТСЯ. У героя Магуайра было на целый фильм больше времени, чтобы раскрыться и развиться как персонаж, открыть зрителю новые черты характера. Однако он является к нам инфантильным мямлей и уходит от нас инфантильным мямлей. Он не становится лучше, он остается таким же. Или даже чуть хуже. Потому что третий фильм явил нам ужасную, чудовищную и убогую сцену. И нет, я не говорю сейчас о дебильном танце, который все упоминают, критикуя «Врага в отражении». Нет, я говорю о сцене поцелуя Человека-Паука с Гвен Стейси. Понимаете, я не верю, что положительный герой может так поступить, намереваясь сделать предложение другой девушке, да еще и на ее глазах, да еще и в том самом 69-стиле, который принес Магуайру и Данст премию за лучший поцелуй-2002. И никакие разговоры о звездной болезни не заставят меня думать иначе. А окончательно добивает в этом моменте то, что Паркер даже не понимает, что сделал что-то не так, пока Мэри ему не говорит об этом в лоб.
У персонажа Гарфилда же видно развитие за два фильма. Он в состоянии сам принимать решения, а не кручиниться, как же жизнь к нему несправедлива. Он готов нарушить обещание, данное умирающему капитану Стейси, и начинает встречаться с Гвен. Хороший ли это поступок? С одной стороны, он не уважает просьбу умершего человека, но с другой – почему он должен отказываться от своей любви, которая тоже с ним счастлива? И эти душевные переживания видны во втором фильме. Однако он не просто ноет на их счет, а пытается принять какое-то решение. И да, решения его колеблются туда-сюда, но ведь это можно понять. И, конечно, нельзя не упомянуть концовку второго фильма. Как герой Гарфилда смог преодолеть жизненную трагедию и снова надеть свой костюм. Он сделал это сам, без чьей-либо помощи. В одной из альтернативных сцен к могиле Гвен подходит его отец, который, как оказалось, выжил, и произносит ему напутственную речь. И очень хорошо, что от этой сцены решили отказаться. Как и то, что из-за монтажа пришлось вырезать все сцены с появляющейся в «Высоком напряжении» Мэри Джейн. Понимаете, Паук-Магуайр легко плывет по течению, быстро мирится с тем, что оно повернуло куда-то не туда, и почти не пытается как-то это исправить. Я бы легко мог представить, как если бы в третьем фильме Мэри погибла, он бы почти сразу начал встречаться с новой девушкой – той же Гвен, или секретаршей Бетти Брант, или вообще дочкой хозяина квартиры. Потому что ну пофиг, погибла и погибла, ну покривлю физиономию немного. Паук-Гарфилд же второй раз осознает, что с великой силой приходит великая ответственность, и наверняка еще долго бы держал сердце закрытым. Но со временем он бы преодолел и эту душевную муку.
Да просто сравните: в обоих франшизах есть моменты, когда Паркер перестает быть Человеком-пауком. Во втором фильме Рэйми он это делает из-за стресса и усталости. Во втором фильме Уэбба Паркер забрасывает супергеройскую деятельность из-за гибели любимого человека. Кто из них более зрелый персонаж?
Старое – Новое – 2:3
P.S. Как вы видите, победа была одержана за небольшим преимуществом. И потому предлагаю вам высказываться в комментариях, почему я сволочь и убить меня мало, и лучший Человек-Паук не тот, кого я выбрал.
Источник