Церебрастенический синдром у детей последствия

Церебрастенический синдром у детей последствия thumbnail

Расстройства функциональной деятельности центральной нервной системы составляют отдельный пласт диагнозов, целую сферу медицинской науки и практики. Конкретные отклонение имеют собственные клинические проявления, отличаются прогнозами, степенью тяжести и опасности.

Церебрастенический синдром — это комплекс интеллектуально-мнестических, поведенческих, эмоциональных и вегетативных нарушений, поражение затрагивает головной мозг и основные сферы социальной активности человека в качестве дополнительного фактора.

Это не самостоятельный диагноз, как и следует из названия. Синдром — это группа проявлений, определяющих отдельные заболевания.

Патологический процесс имеет органическое происхождение и всегда связан со структурными изменениями в головном мозге.

У детей встречается в несколько раз чаще по причине активного продолжающегося развития центральной нервной системы, имеет нестабильное течение и в целом более негативные прогнозы. Взрослые также страдают.

Церебрастенический синдром (сокращенно ЦАС) всегда вторичен по отношению к тому или иному аномальному процессу.

Лечению поддается хорошо на ранних стадиях, затем остается только «глушить» симптоматику, предотвращать дальнейшее прогрессирование расстройства. Прогнозы во всех случаях довольно оптимистичны, с некоторыми оговорками.

Механизм развития

Названное нарушение рассматривается в качестве части симптоматического комплекса расстройств работы головного мозга.

Собственного места в международном классификаторе отклонение не имеет, что понятно. Однако чаще всего выставляется такой диагноз, как состояние под кодом по МКБ-10 F06.6.

Это своего рода обобщенная подгруппа, которая подразделяется еще более дробно, чтобы еще точнее описать состояние.

И здесь начинаются сложности. Потому как в основе механизма лежит не один и даже не два фактора, а огромная возможная группа.

В любом случае, началом болезнетворному процессу становится органическое поражение головного мозга. Какого именно рода — зависит от случая.

Это может быть:

  • Внутриутробная гипоксия (ситуация частая).
  • Повреждение во время естественного разрешения беременности, при прохождении по родовым путям матери.
  • Инфекционное поражение церебральных структур, опухоли, эпилептический процесс, психические расстройства, прочие соматические заболевания.

Вариантов великое множество, выявление конкретного провокатора — задача диагностики, без четкого понимания природы расстройства не может быть и полного лечения. Врачи будут вынуждены бороться с симптоматикой, повторяя курс снова.

Далее процесс закольцовывается. Органические нарушения приводят к изменениям работы ЦНС, а ослабление и хаотизация функционирования церебральных структур дает еще большее усугубление изменений.

Мозг продолжает аномальной трансформироваться, что хорошо видно по результатам объективной диагностики.

С течением времени без лечения возникают необратимые изменения в коре, полушариях, глубоко залегающих структурах. Восстановление становится в принципе невозможным. Приходится бороться с последствиями. С переменным успехом такое лечение проводится годами без гарантий.

В конечном итоге возможно наступление инвалидности из-за критического расстройства работы головного мозга, умственного дефицита и прочих моментов, хотя подобное и встречается крайне редко.

Дефицитарные явления возникают у детей в разы чаще, при идентичном механизме развития перспективы без проводимого качественного лечения намного хуже.

Симптомы у взрослых пациентов

Проявления церебрастении у людей зрелых (сюда же можно отнести подростков с 13-15 лет и далее) более стабильные и не столь угрожающие.

Поскольку головной мозг большей частью сформирован (процесс в среднем заканчивается к 21-22 года.), умственный дефицит не так выражен, но нарушений все же хватает.

Головные боли

Не обязательно. Если же они есть, интенсивность от минимальной до средней. Многое зависит от основного диагноза. Происхождения патологии.

Локализация — виски, затылок, теменная область. Чаще обнаруживается диффузный, разлитой характер боли. По всей голове сразу.

Эмоциональная лабильность

Пациент становится нестабильным. Находится то в приподнятом настроении, то подавлен и угрюм.

Во всех случаях отмечается повышение раздражительности, агрессивности без видимых причин и мотивации со стороны. После резкой вспышки больной ощущает небывалую усталость, валится с ног. Ему требуется восстановление.

Такие скачки эмоционального фона в системе с критической усталостью после эпизода гнева явно указывают на ЦАС, нередко страдающие находятся в подавленном, почти депрессивном состоянии постоянно.

Рассеянность

Невозможность нормально сконцентрироваться на предмете даже при большом желании.

Входит в состав интеллектуального дефицита, которые становится верным спутником пациента на протяжении многих лет, если не проводится специфическое лечение расстройства.

65754

Сильная утомляемость

Даже при минимальной физической, тем более умственной нагрузке. Пациент не в силах выполнять трудовые обязанности. Страдает способность к обучению, особенно это заметно в школьные и студенческие годы.

Возможны проблемы с бытовым обслуживанием, если процесс зашел достаточно далеко для провокации таких тяжелых отклонений в повседневной жизни.

Бессонница

Невозможность нормального ночного отдыха из-за частых спонтанных пробуждений. Вызывается нарушением регулирования процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе.

Вегетативные признаки

Присутствуют едва ли не всегда, но не во всех случаях возникают сразу же. Среди таковых: сердцебиение, повышенная потливость, одышка и прочие подобные явления.

Отклонения процесса мышления, снижение памяти

Человек не столь быстро переключается на другую задачу, не может выполнить то, что обычно делал с легкостью. Требуется куда больше времени.

Внимание:

Интеллектуальный дефицит можно преодолеть практически на любом этапе течения болезни.

Симптоматика обуславливается недостаточным питанием или неэффективной работой церебральных структур.

Интеллектуальные, поведенческие отклонения становятся результатом сложного компенсаторного механизма. Мозг старается уменьшить потребность в питании и дыхании, снижает потенциал для собственной работы. Потому и привычные действия выполняются с трудом.

Симптомы у детей и подростков

У пациентов раннего возраста, тем более у младенцев проявления не столь заметны, да и жалобы человек формулирует с трудом.

Необходимо тщательное наблюдение за поведением, успеваемостью в школе. По возможности попросить рассказать о жалобах не самочувствие.

У новорожденных типичные симптомы церебрастении включают в себя поведенческие особенности:

  • Капризность. Ребенок много плачет, плохо реагирует на окружающие раздражители, вроде людей. С другой же стороны, яркий свет, звук, интенсивный запах могут провоцировать усиление поведенческой реакции. Это типичный клинический признак болезни.
  • Сонливость. В норме активность младенца по мере взросления растет. Он меньше отдыхает и больше познает мир в пределах собственных возможностей и в силу возраста.
Читайте также:  Узи не определило синдром дауна

В подобном же случае молодой пациент практически постоянно спит, мало интересуется окружающей действительностью.

Это может быть вариантом нормы, чтобы опровергнуть патологическое происхождение такой особенности нужно провести диагностику.

  • Плохое питание. Вплоть до полного отказа от материнского молока или искусственной смеси.
  • Отставание в умственном развитии. На начальном этапе его сложно заметить. Позднее, ребенок не реагирует на ложку, на знакомые предметы вообще, мало улыбается, что должно насторожить родителей и врача.

Куда более очевидна ситуация когда ребенок идет в школу и начинает учиться.

Обнаруживается целая группа отклонений:

  • Недостаточная успеваемость. Это итог проблем с функциональной активностью центральной нервной системы. Формально дети с церебрастеническим синдромом имеют нормальный интеллект, речь идет не об умственной отсталости. Однако потенциал для работы явно недостаточен.
  • Быстрая утомляемость. Ко всему прочему, дети не могут заниматься более 10-20 минут. Что сказывается на успеваемости. Требуется продолжительный период отдыха, примерно вдвое дольше, чем затрачено на умственную деятельность.

Только потом можно продолжить занятия. Все это сказывается на учебе, которая ни в какой мере не учитывает особенности школьников, работает по стандартизированной программе.

6785

  • Раздражительность, агрессивность. Вспышки немотивированной ярости. Спровоцировать всплеск может подчас незначительное событие (на первый взгляд).
  • Ощущение страха, заикание, фобические расстройства. Дети, страдающие церебральной астенией склонны к повышенной невротизации. Часто имеют впечатлительный характер, чувствительную натуру с низкой стрессоустойчивостью, потому требуются особые условия для жизни и повседневной активности.

Даже при комплексном восстановлении, переходе болезни в ремиссию или излечении, особенности характера никуда не денутся, они укореняются. Корректировать поведение нужно с психологом, но не коверкать будущую личность, потому как радикальных изменений ждать не приходится.

  • Непереносимость выраженных раздражителей. Света, звука, запаха.

Церебрастенический синдром у детей влияет на формирование головного мозга более активно, потому как центральная нервная система еще не сформирована. И чем раньше начинается отклонение, тем быстрее и агрессивнее оно приводит к стойким нарушениям высшей деятельности.

Поскольку заболевания, протекающие с ЦАС, встречаются почти у 15% детей, если не больше, родителям стоит внимательно наблюдать за своим чадом, при этом регулярно консультироваться у невролога, в том числе в профилактических целях.

Причины

Провоцирующих факторов существует множество. Стоит рассмотреть наиболее распространенные.

У детей чаще всего виновники следующие:

  • Внутриутробная гипоксия. Недостаток кислорода, малое его количество поступает к плоду в период самого вынашивания, в качестве хронического нарушения или же критическая фаза наступает в один момент, когда изливается амниотическая жидкость и плацента перестает работать, как следовало бы.

Вероятность церебрастении не стопроцентная, но в разы выше, чем в нормальных условиях.

  • Родовая травма. Сопровождается повреждением головного мозга в ходе разрешения гестации. Сказывается неадекватная оценка размеров плода при естественном процессе, слишком широкая голова.

Также длительность самого действия, которое для ребенка не менее стрессовое и даже шокирующее событие, чем для матери. При кесаревом сечении увеличиваются риски при неправильных, грубых действиях медицинского персонала. Давления на голову, вытягивание шеи.

  • Черепно-мозговая травма. Уже после рождения. Сотрясения и ушибы церебральных структур влияют на состояние нервных тканей. Снизить риски можно только проведя своевременное лечение сразу после повреждения.

Как показывает практика, вероятность посттравматической церебрастении сохраняется даже спустя годы от полученного повреждения.

Возможна манифестация нарушения уже в зрелый период. Определить первичную причину и увязать ее со столь большим временным разрывом крайне непросто.

В взрослых людей перечень причин несколько шире:

  • Черепно-мозговые травмы. О них уже было сказано.
  • Опухоли церебральных структур. Не имеет значения, доброкачественные или нет. Роль играет размер. При компрессии тканей возникает ишемия (недостаточное кровоснабжение), что и сказывается негативным образом.
  • Инфекционные поражения. Особенно опасен энцефалит. В несколько меньшей степени менингит.
  • Атеросклероз церебральных сосудов. Хроническое нарушение трофики (питания) головного мозга в результате сужения или закупорки сонных и позвоночных артерий.

атеросклероз-сонной-артерии

  • Инсульт. Острое нарушение кровотока в нервных волокнах с последующим их отмиранием. Церебрастения возникает в качестве осложнения.

Причины знать нужно, но не всегда есть возможность на них повлиять, потому, как зачастую врачи имеют дело не с самим провоцирующим процессом, а с застарелым последствием течения такового. Как это бывает, например, с травмой, перенесенной годы назад.

Если возможность есть, проводится коррекция первичного расстройства.

Диагностика

Не представляет больших сложностей. Задача ложится на плечи невролога. Детского или взрослого. Среди мероприятий для выявления проблемы:

  • Устный опрос больного или его родителей. В последнем случае важно, чтобы отец или мать внимательно наблюдали за состоянием ребенка, чтобы сформулировать жалобы, описать поведение.
  • Сбор анамнеза. Момент начала нарушения, семейная история болезней, особенно течение беременности и родов у матери, вот основные факторы, которые уточняются.
  • Допплерография сосудов головного мозга. Требуется оценить качество и скорость кровотока в церебральных структурах.
  • МРТ. Для высокоточной визуализации нервных тканей. В деталях. С использованием этого способа становится возможным обнаружить минимальные структурные изменения в любой области.
  • Энцефалография. Назначается для исследования электрической активности головного мозга.

В целом, этого достаточно для постановки диагноза. Различий в обследовании взрослых и детей нет. В ряде случаев есть смысл пройти дополнительные процедуры. Но это скорее исключение.

Лечение

Лечение церебрастенического синдрома проводится медикаментозными методами. Принципиальной разницы в восстановлении функциональной активности мозга у детей и взрослых нет. Неодинаковы только препараты, наименования и дозировки.

Какие средства применяются:

  • Ноотропные. Ускоряют обменные процессы в нервных тканях. Финибут, Фезам, Глицин и прочие. Используются с осторожностью, у молодых пациентов могут спровоцировать аллергию.
  • Цереброваскулярные медикаменты. Ускоряют мозговой кровоток. Пирацетам, Актовегин. Составляют основу терапии в большинстве случаев, лечение требуется курсами.
  • Легкие седативные средства. На базе растительных компонентов как вариант. Валериана, пустырник в таблетках (не в настойках, потому как спиртовые формы провоцируют возбуждение нервной системы). При неэффективности возможен краткий ситуативный прием транквилизаторов. Вопрос, каких — адресуется врачу.
  • Снотворные по необходимости. Детям не назначаются.
  • Витаминно-минеральные комплексы. Чтобы поддерживать церебральные структуры в нормальном состоянии, тормозить или предотвращать деструкцию.
Читайте также:  Синдром длительного кашля по мкб

Особенно важно правильное питание с достаточным количеством растительных продуктов и белка, нежирных сортов птицы (курица, индейка). Рацион должен составляться с учетом нагрузок.

Показано избегание стрессов, достаточное количество прогулок на свежем воздухе в день. Правило справедливо для детей и взрослых.

Пациентам с атеросклерозом назначаются статины в качестве медикаментов для удаления избытка холестерина и восстановления кровообращения в головном мозге. Если причиной становится сужение артерий, необходим отказ от курения, приема спиртного.

В рамках ситуаций, которые не корректируются консервативно, возможно оперативное лечение, на усмотрение врача.

Прогноз

Благоприятные практически всегда. Нарушение обратимо вне зависимости от первопричины. При должном лечении у детей, клинические проявления становятся менее выраженными, и к подростковому возрасту исчезают.

Чем запущеннее стадия, тем меньше шансы на полное восстановление, к тому же на развитых этапах заболеваний терапия становится сложнее.

Последствия

Среди таковых можно назвать резкое снижение интеллектуальных способностей, критическую утомляемость, когда пациент с трудом даже встает с постели, встречается слабоумие по типу деменции, но с вероятностью полного обратного развития.

В заключение

Церебрастения — это хроническое (зачастую) нарушение нормальной работы головного мозга в результате того или иного первичного процесса.

Сопровождается поведенческими, интеллектуальными признаками, вегетативной дисфункцией.

При должном подходе есть возможность полностью скорректировать состояние.

Список литературы, использованной при подготовке статьи:

  • Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению органических психических расстройств. Москва – 2013 год.
  • Российское общество психиатров. Клинические рекомендации по диагностике и лечению органического психического расстройства в детском возрасте. Малинина Елена Викторовна, Макушкин Евгений Вадимович.
  • Российское общество психиатров. Диагностика и лечение органических психических расстройств. Клинические рекомендации. Москва – 2014 год.

Источник

Церебрастенический синдром у детей является важной проблемой в неврологической практике, требующей тщательного изучения и правильной терапии. Симптомокомплекс этого состояния неспецифичен.

Ваш ребенок часто жалуется на усталость?

ЧастоНе жалуется

Первые проявления заболевания могут быть отмечены в школьном возрасте, тогда вероятной причиной будут психоэмоциональные нагрузки или нервное перенапряжения в процессе обучения. Родители могут не обратить внимания на проблемы со здоровьем своего ребенка, связывая его состояние в нагрузкой в школе.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастения у детей не является самостоятельным заболеванием. Это определенный набор симптомов, который формирует патологию. Он может сопутствовать многим заболеваниям неврологического происхождения, в том числе тяжелым поражениям центральной нервной системы.

У взрослых также может наблюдаться церебрастенический синдром, но все же чаще его связывают с детским возрастом. До 18 лет происходит окончательное созревание центральной нервной системы с формированием полноценных синаптических связей в коре головного мозга.

Причины патологии у детей

При воздействии неблагоприятных факторов на несовершенную нервную систему ребенка происходит сбой адаптационных механизмов с развитием развернутого клинического симптомокомплекса.

Причины развитияПримеры патологииПатогенез формирования
Перинатальные поражения головного мозга. Воздействие разрушающего фактора во время гестации, во время родов и первые 7 дней жизни.1. Антенатальные причины: повреждающее воздействие токсических веществ, лекарств, инфекций, дефицита кислорода, заболеваний матери во время беременности с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до начала наступления родов.
2. Интранатальное воздействие: дистресс-синдром в родах, рождение ребенка в асфиксии различной степени тяжести.
3. Ранний неонатальный период: заболевания ЦНС в первые 7 дней жизни.
Механизм повреждения ткани головного мозга связан с последовательным развитием гипоксии и ишемии в нейронах. Гипоксия приводит к накоплению токсических веществ в клетках, вызывающих ацидоз, также запускается механизм повреждения свободными радикалами субклеточных структур при патологии беременности.
Инфекционные причины. В эту группу включены инфекции, возникающие после рождения на протяжении всего периода детства.1. Генерализованные инфекции как проявление общего инфекционного процесса.
2. Нейроинфекции — заболевания, вызванные микроорганизмами, тропными к ткани нервной системы (менингоэнцефалит).
Инфекционные агенты влияют на ткань головного мозга, вызывая его повреждение. Это специфические триггеры воспалительного процесса.
Черепно-мозговые травмы1. Сотрясение головного мозга.
2. Ушиб головного мозга.
3. Гематомы.
4. Кровоизлияния.
5. Нарушение кровообращения.
6. Острое нарушение мозгового кровообращения.
Травмы головы являются самыми деформирующими факторами, вызывающими органические повреждения ЦНС. Их последствия чаще всего бывают необратимыми. После травмы могут образовываться рубцы и дефекты в нервной ткани, которые препятствуют проведению нервного импульса.
Соматические заболеванияВсе патологические состояния, приводящие к нарушению снабжения церебральной ткани кислородом:
1. Анемии: дефицит гемоглобина, как следствие недостаточное поступление кислорода к органам.
2. Сердечно-сосудистые заболевания: нарушается транспорт кислорода по сосудам.
3. Патология почек: повышенное разрушение красных клеток крови, отвечающих за транспорт кислорода.
Соматические заболевания приводят к недостатку поступления кислорода в ткань головного мозга.
СтрессФактором риска развития церебрастенического синдрома является стресс. Стрессом для ребенка является любое резкое изменение его образа жизни, распорядка дня, смена временного или климатического пояса.Стрессовые факторы приводят к повышению психоэмоциональной нагрузки. Достигнув предела, она вызывает срыв адаптационных систем в детском возрасте.

Симптомы церебрастенического синдрома

По своим проявлениям признаки церебрастении схожи с синдромом хронической усталости. Проявления заболевания можно разделить в две группы: начальные и прогрессирующие.

Начальные симптомы:

  • Непреодолимая тяга ко сну в течение дня.
  • Метеозависимость.
  • Диспептические расстройства, не связанные с патологией желудочно-кишечного тракта.
  • Снижение физических сил, слабость, потребность в отдыхе в течение дня.
  • Неустойчивость настроения.

Симптомы при прогрессировании церебрастенического синдрома:

  • Снижение работоспособности вплоть до ее потери.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Резкое снижение ментальных функций.

Клиническая картина церебрастенического синдрома в зависимости от генеза

При развитии церебрастении в неврологической практике четко прослеживается влияние первопричины на его формирование и проявление с преобладанием различных симптомов. По ведущему этиологическому фактору выделяют соматическую, посттравматическую, резидуальную, скрытую и выраженную формы церебрастенического синдрома.

Читайте также:  Реферат климактерический синдром у женщин
Форма церебрастенического синдромаПатогенезПризнаки церебрастении
СоматическаяВ основе лежит нарушение нервно-импульсной передачи в вегетативной нервной системе, отвечающей за функционирование внутренних органов.1. Перепады настроения, резкая смена апатии и гипервозбуждения.
2. Нарушения в работе ЦНС от возбуждения до торможения приводят к истощению резервных сил, что проявляется повышенной слабостью, утомляемостью.
3. Нарушение работы вегетативной нервной системы ведет к дисфункции всех внутренних органов.
ПосттравматическаяЛюбая травма головного мозга приводит к формированию в нем очага хронического возбуждения, который генерирует в постоянном режиме избыток нервных импульсов.1. Развернутая клиническая картина проявляется спустя несколько месяцев после перенесенной травмы.
2. Расстройство личности пострадавшего: агрессивность, вспыльчивость, немотивированная жестокость сменяется полнейшим безразличием.
3. Сочетается с патологией желез внутренней секреции.
4. Неврологические симптомы: фотофобия, фонофобия.
5. Головная боль.
РезидуальнаяХронический очаг возбуждения в головном мозге, возникший после его травмы, с течением времени приводит к истощению резервов нервной системы. По сути это остаточные проявления последствий черепно-мозговой травмы.Клиническая картина схожа с посттравматической формой. Отличия: длительность процесса, тяжело поддается лечению.
Скрытый церебрастенический синдромПатогенез зависит от формы церебрастенического синдромаВялое, длительное течение. Пациент долго живет с этим состоянием, частично к нему адаптируется. Последствия этой мнимой адаптации – хронизация процесса, проблема с окончательным излечением.
Выраженный церебрастенический сидромПатогенез в зависимости от формы церебрастенического синдромаЯркая клиническая картина, определяемая формой цереброастенического синдрома и возрастом пациента.

Осложнения и последствия

  • Задержка психического развития ребенка.
  • Задержка физического развития.
  • Формирование девиантного поведения.
  • Асоциализация ребенка.
  • Развитие невроза, неврастении.
  • Инсомния.
  • Панические состояния.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома у детей имеет определенные трудности. Трудности связаны с дифференциальной диагностикой других состояний со схожей симптоматикой.

Диагностический алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Опрос.
    Выясняется информация, связанная с началом заболевания, его причиной. Очень важно уточнить пусковой момент развития патологии.
  2. Осмотр.
  • Рост, вес, соответствие физического развития возрасту.
  • Обследование ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы.
  • Неврологический статус.
  • Оценка работы анализаторов (слух, зрение, обоняние, осязание).
  1. Психический статус.
  • Соответствие психического развития возрасту ребенка.
  • Оценка интеллектуального, поведенческого развития.
  1. Лабораторные методы обследования.
  • Общий и биохимический анализ крови.
  • Генетическое обследование.
  1. Инструментальные методы обследования.
  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение церебрастении начинается с общих рекомендаций:

  • Исключение факторов, негативно влияющих на нервную систему: действие резких звуков, яркого мерцающего света, изнурительные тренировки, психотравмирующие ситуации.
  • Общие укрепляющие средства: лечебная физкультура, рациональный режим труда и отдыха, пребывание и активные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, массажа;
  • Санаторно-курортное лечение.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами назначается неврологом или педиатром. Она направлена на устранение застойных явлений в головном мозге, активизацию обменных процессов, восстановление нейрональных связей.

Медикаментозная терапия представлена широким спектром лекарственных средств.

Группа препаратовЛекарственные средства
Ноотропные средстваФенибут, винпоцетин
СпазмолитикиДузофарм, галидор
Незаменимые аминокислотыГлицин
АдаптогеныЭлеутерокок
АнтидепрессантыИмипрамин
Снотворне средстваСонмил
Мультивитаминные комплексыЦентрум, мультитабс

Физиотерапия

Физиотерапия, как правило, входит в комплексное лечение церебрастенического синдрома. В стадии восстановления она используется как монотерапия. Назначаются :

  • УВЧ-терапия;
  • Светотерапия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Бальнеотерапия;
  • Общий массаж.

Народная медицина

При лечении церебрастенического синдрома большой популярностью пользуется фитотерапия. Применяются целебные растения, обладающие седативным эффектом: сосновая кора, пустырник, мята, мелисса, березовые листья.

Противопоказаний к фитотерапии практически нет, но следует помнить о возможной индивидуальной непереносимости действующих веществ, входящих в состав растений.

Психокоррекция

Церебрастенический синдром у детей поддается лечению с помощью психокоррекции. Психологическая помощь ребенку специалистом обеспечивает его адаптацию в социуме.

Типичные проявления ЦАС

Особенности церебрастенического синдрома у детей определяются их возрастом.

Возрастной периодСимптомы
Симптомы в младенчествеПовышенная возбудимость, которая проявляется в этом возрасте нарушением сна (плохо засыпают, просыпаются с плачем), аппетита (плохо прибавляют в весе).
Признаки церебрастении в раннем детском возрасте1. Отставание физического развития: не любят подвижные игры, медлительные, быстро устают при ходьбе, мышечная координация развита хуже , чем у их сверстников.
2. Отставание психического развития: умеренная задержка речи, интеллекта.
Симптомы болезни у дошкольникаПроблемы возникают при поступлении в детский сад, когда отмечается более трудный процесс обучения. Ребенок устает от обычных нагрузок. Психоэмоциональное перенапряжение может стать причиной усугубления заболевания. Наблюдается нарушение концентрации внимания на одном предмете.
Школьный возрастНарушение внимания при обучении в школе проявляется плохой успеваемостью, низким усвоением материала и плохим его воспроизведением.

Разновидности церебрастении

  • Астеноадинамическая форма.

Ведущими симптомами являются пассивность, медлительность, низкая способность к умственным занятиям. Дети характеризуются наличием возбудимой нервной системы.

  • Астеногипердинамический вариант.

Неврологи у таких детей выявляют гипервозбудимость, дефицит внимания, девиантное поведение (агрессивность). Они также плохо учатся в школе. Низкая успеваемость связана с гиперактивностью, из-за которой дети не могут концентрироваться на изучаемом материале.

  • Астенодистимический, смешанный тип.

Данная форма вобрала в себя признаки астенодинамической и астеногипердинамической форм.

Как определить ЦАС?

Важна этапность в постановке диагноза у детей.

Сбор анамнеза

Педиатр опрашивает мать и ребенка о перенесенных заболеваниях, травмах. Особое внимание уделяется гестационному, интранатальному и послеродовому периодам матери. Уделяется внимание описанию процесса обучения и усвоения материала ребенком.

Осмотр специалистами

В стандарт обследования входят консультации гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, нефролога, психолога.

Лабораторная диагностика

Лабораторная диагностика проводится по назначению специалистов. Ребенком сдаются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования крови.

Инструментальные исследования

  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребенка

  • Обучающие занятия быстро утомляют ребенка, делают его пассивным;
  • Обучающие занятия вызывают гипервозбуждение ребенка;
  • Уставшие дети не могут логично отвечать на вопросы;
  • Признаки дисбаланса вегетативной нервной системы (бледность или краснота в стрессовой ситуации);
  • Метеозависимость.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Источник