Церебрастенический синдром у детей обучение

Церебрастенический синдром у детей — заболевание, характеризующееся возникновением на фоне органического поражения головного мозга. У ребенка возникают повышенная утомляемость, нарушения памяти, головная боль и другие симптомы. Обследование неврологической сферы совместно лабораторными и инструментальными методами позволяет поставить точный диагноз. Лечение включает в себя лекарственные препараты, физиотерапевтические методики и психотерапию.

Основные причины

Церебрастенический синдром у детей: симптомы и терапия

К причинам развития церебрастенического синдрома в детском возрасте относят органические поражения структур ЦНС:

  • патологии беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии плода. К ним относят острые инфекционные заболевания у матери, интоксикации, конфликт по резус-фактору и другим системам крови, эклампсию и др.
  • родовые травмы, характеризующиеся гипоксическими и ишемическими нарушениями;
  • развитие в детском возрасте нейроинфекций — менингита, энцефалита, полиомиелита и др.;
  • повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм. Астенический синдром встречается у 90-95% детей с ЧМТ;
  • тяжелые заболевания внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Помимо органических изменений, врачи относят к причинам острый и хронический стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к расстройству работы нервной системы и симптомам заболевания.

Как развивается заболевание?

Причины заболевания: травмы, нейроинфекции и другое

Указанные причины приводят к гипоксическим, инфекционным, травматическим или ишемическим повреждениям нервной ткани в головном мозге. Нехватка кислорода приводит к тому, что снижается скорость передачи импульсов по нервным волокнам и появляются участки их гибели. Патогенез приводит к быстрой утомляемости, общей слабости и головной боли.

Неврологический дефицит, представленный отдельными слабовыраженными симптомами, возникает на фоне повышения внутричерепного давления и изменений в оттоке спинномозговой жидкости. Церебрастенический синдром при этом имеет благоприятный прогноз, так как его клинические проявления постепенно уменьшаются. При тяжелом поражении головного мозга и сохранении факторов его развития, патология прогрессируют.

Клинические признаки

Проявления церебрастенического синдрома у детей на первых этапах развития заболевания носят стертый характер и могут не приводить к жалобам. Если заболевание возникает в период новорожденности, то оно сопровождается следующими симптомами:

  • постоянное беспокойство, сопровождающееся плохим сном с частым пробуждением;
  • отсутствие аппетита;
  • замедленное формирование психических и моторных навыков.

У детей старшего возраста патология начинает проявляться с явлений гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться на одном предмете или действии. В результате этого возникают трудности в обучении, невнимательность. Родители отмечают беспокойство ребенка и капризность с частой сменой настроения. При интеллектуальной работе (чтение, обучение письму или счету) дети быстро устают и жалуются на головную боль.

В отсутствии лечения заболевание прогрессирует. Помимо психоэмоциональных расстройств добавляются симптомы нарушения работы внутренних органов: тошнота, вздутие живота, лабильность артериального давления, потливость и др. У ребенка может возникать энурез, заикание и неврозы. Кроме того, симптомами болезни являются следующие проявления:

  • повышение чувствительности к свету, шуму;
  • агрессивность к окружающим;
  • снижение или полное отсутствие критики к своим поступкам.

У детей заболевание имеет различные клинические проявления, что затрудняет диагностику. Своевременное обращение за медицинской помощью помогает в постановке правильного диагноза и устранении симптоматики.

Негативные последствия

Органические повреждения головного мозга требуют комплексной терапии. При ее отсутствии у ребенка возникают осложнения различной степени тяжести. Если патология возникает в первые годы жизни, то возможно отставание в психомоторном развитии. Дети медленно осваивают речевые и двигательные навыки.

В дошкольном и школьном возрасте возникают проблемы с обучением. Ребенок не может справиться с обычной учебной программой и имеет плохую успеваемость. Это приводит к тревожности, депрессии и избеганию общения с другими детьми и взрослыми. Если симптомы не устраняются, то ребенка переводят на домашнее обучение, либо в специальное учебное учреждение.

Диагностические мероприятия

Патогенез и причины выявляются с помощью комплексного обследования

Диагностика церебрастенического синдрома основывается на комплексном подходе. Врач проводит ее по следующему алгоритму:

  • Сбор имеющихся жалоб у ребенка и родителей. Необходимо узнать информацию о давности наличия симптомов, успеваемости в школе и поведении в обычной жизни.
  • Внешний осмотр. Определяется реакция ребенка на звуки, зрительные образы, оцениваются антропометрические данные. Также специалист исследует состояние нервной системы и внутренних органов.
  • Обязательная консультация с психологом или психиатром. Врач исследует состояние когнитивных функций, в первую очередь способность к вниманию и мышление. Для церебрастенического синдрома характерно их прогрессирующее снижение.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) входит в стандарт обследования. Процедура позволяет оценить активность отдельных участков головного мозга и выявить патологические изменения. Если у ребенка имеется судорожный синдром, то возможно проведение ЭЭГ со зрительной и другой стимуляцией.
  • Так как патология связана с органическим поражением головного мозга, проводится магнитно-резонансная томография. Процедура позволяет оценить его структурную целостность и выявить патологические изменения: опухолевый рост, изменения после нейроинфекций и др.

Дополнительно проводится реоэнцефалография, ультразвуковое исследование мозговых сосудов с допплерографией и др. Указанные методы позволяют уточнить причину развития церебрастенического синдрома и подобрать эффективную для ребенка терапию.

Подходы к терапии

В лечении церебрастенического синдрома используют комплексный подход. Он включает в себя лекарственные средства, методы психокоррекции и психотерапию. Кроме того, детям и родителям рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • обеспечить ежедневный сон не менее 8 часов;
  • исключить тяжелые психические и физические нагрузки;
  • снизить влияние раздражающих факторов (яркий свет, громкий звук и др.);
  • регулярно гулять на свежем воздухе — 1-2 часа в день;
  • избегать стрессовых ситуациий и переутомления.
Читайте также:  Нитроглицерин при остром коронарном синдроме

Профилактика заболевания также основывается на указанных рекомендациях. Также в терапии активно используют медикаменты:

  • средства, улучшающие мозговой кровоток и питание нервной ткани;
  • ноотропы, защищающие и восстанавливающие нервные клетки;
  • обезболивающие средства при головной боли;
  • аминокислотные препараты;
  • витамины группы В.

Физиотерапия носит вспомогательный характер. Ребенку проводится лечебный массаж, светотерапия и лечебная физкультура. Методы не влияют на имеющиеся проявления болезни, но улучшают общий прогноз. Всем детям проводится психокоррекция, включающая занятия с психотерапевтом и психологом. Они позволяют восстановить положительный эмоциональный фон, а также справиться с имеющимися трудностями в обучении и в общении со сверстниками.

Лекарственные средства имеют противопоказания к использованию. Они должны учитываться перед применением медикаментов у детей. При их несоблюдении возможно прогрессирование основной патологии или развитие побочных эффектов.

Выздоровление

Изучение патогенеза и факторов развития церебрастенического синдрома позволило разработать эффективную терапию заболевания. Клинические проявления болезни на фоне комплексного лечения постепенно исчезают, а полное выздоровление наступает к подростковому возрасту. Если родители не обращаются за медицинской помощью, а пытаются самостоятельно скорректировать нарушения, то прогноз существенно ухудшается.

Церебрастенический синдром у детей характеризуется снижением когнитивных навыков, изменением в эмоциональной сфере и трудностями в обучении. Дети с заболеванием нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя лекарственные препараты, физиотерапию и психотерапевтические сеансы. Лечебные мероприятия всегда назначаются врачом после обследования ребенка. Такой подход позволяет предупредить прогрессирование нарушений и предупредить развитие осложнений патологии.

Читайте также: астено-невротический синдром у детей

Источник

Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)

Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.

Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).

Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.

Трудности ребенка при этом следующие:

• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;

• Значительная истощаемость;

• Снижение концентрации внимания;

• Снижение контроля за своей деятельностью;

• Замедленный темп усвоения учебного материала.

Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.

Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.

Такие дети выделяются среди сверстников:

• Увеличенными размерами головы;

• Выпуклым высоким лбом;

• Иногда удлиненной затылочной частью головы;

•Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;

• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.

Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:

• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;

• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;

• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.

При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.

Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке, собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации, положительной ориентации на обучение дети с ЦС могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. Утомление в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и сужение объема, а также в недостаточном контроле за собственными учебными действиями. Через 8 -10 минут работы, а то и раньше, ребенок уже только присутствует на занятии, будучи неспособны принимать в нем участие. Дети не могут полноценно работать, на занятии отвлекаются, не слушают педагога, становятся возбужденными или апатичными. Все это становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» из ситуации обучения.

Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.

Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.

Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:

• Препараты, понижающие внутричерепное давление;

• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;

• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;

• Легкие успокоительные средства.

Охранительный режим включает в себя:

• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;

• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;

• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;

• Индивидуальная дозированная помощь педагога.

Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:

• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;

Читайте также:  Что такое синдром киари у собак

• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.

Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.

Источник

Церебрастенический синдром у детей является важной проблемой в неврологической практике, требующей тщательного изучения и правильной терапии. Симптомокомплекс этого состояния неспецифичен.

Ваш ребенок часто жалуется на усталость?

ЧастоНе жалуется

Первые проявления заболевания могут быть отмечены в школьном возрасте, тогда вероятной причиной будут психоэмоциональные нагрузки или нервное перенапряжения в процессе обучения. Родители могут не обратить внимания на проблемы со здоровьем своего ребенка, связывая его состояние в нагрузкой в школе.

Что такое церебрастенический синдром?

Церебрастения у детей не является самостоятельным заболеванием. Это определенный набор симптомов, который формирует патологию. Он может сопутствовать многим заболеваниям неврологического происхождения, в том числе тяжелым поражениям центральной нервной системы.

У взрослых также может наблюдаться церебрастенический синдром, но все же чаще его связывают с детским возрастом. До 18 лет происходит окончательное созревание центральной нервной системы с формированием полноценных синаптических связей в коре головного мозга.

Причины патологии у детей

При воздействии неблагоприятных факторов на несовершенную нервную систему ребенка происходит сбой адаптационных механизмов с развитием развернутого клинического симптомокомплекса.

Причины развитияПримеры патологииПатогенез формирования
Перинатальные поражения головного мозга. Воздействие разрушающего фактора во время гестации, во время родов и первые 7 дней жизни.1. Антенатальные причины: повреждающее воздействие токсических веществ, лекарств, инфекций, дефицита кислорода, заболеваний матери во время беременности с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до начала наступления родов.
2. Интранатальное воздействие: дистресс-синдром в родах, рождение ребенка в асфиксии различной степени тяжести.
3. Ранний неонатальный период: заболевания ЦНС в первые 7 дней жизни.
Механизм повреждения ткани головного мозга связан с последовательным развитием гипоксии и ишемии в нейронах. Гипоксия приводит к накоплению токсических веществ в клетках, вызывающих ацидоз, также запускается механизм повреждения свободными радикалами субклеточных структур при патологии беременности.
Инфекционные причины. В эту группу включены инфекции, возникающие после рождения на протяжении всего периода детства.1. Генерализованные инфекции как проявление общего инфекционного процесса.
2. Нейроинфекции — заболевания, вызванные микроорганизмами, тропными к ткани нервной системы (менингоэнцефалит).
Инфекционные агенты влияют на ткань головного мозга, вызывая его повреждение. Это специфические триггеры воспалительного процесса.
Черепно-мозговые травмы1. Сотрясение головного мозга.
2. Ушиб головного мозга.
3. Гематомы.
4. Кровоизлияния.
5. Нарушение кровообращения.
6. Острое нарушение мозгового кровообращения.
Травмы головы являются самыми деформирующими факторами, вызывающими органические повреждения ЦНС. Их последствия чаще всего бывают необратимыми. После травмы могут образовываться рубцы и дефекты в нервной ткани, которые препятствуют проведению нервного импульса.
Соматические заболеванияВсе патологические состояния, приводящие к нарушению снабжения церебральной ткани кислородом:
1. Анемии: дефицит гемоглобина, как следствие недостаточное поступление кислорода к органам.
2. Сердечно-сосудистые заболевания: нарушается транспорт кислорода по сосудам.
3. Патология почек: повышенное разрушение красных клеток крови, отвечающих за транспорт кислорода.
Соматические заболевания приводят к недостатку поступления кислорода в ткань головного мозга.
СтрессФактором риска развития церебрастенического синдрома является стресс. Стрессом для ребенка является любое резкое изменение его образа жизни, распорядка дня, смена временного или климатического пояса.Стрессовые факторы приводят к повышению психоэмоциональной нагрузки. Достигнув предела, она вызывает срыв адаптационных систем в детском возрасте.

Симптомы церебрастенического синдрома

По своим проявлениям признаки церебрастении схожи с синдромом хронической усталости. Проявления заболевания можно разделить в две группы: начальные и прогрессирующие.

Начальные симптомы:

  • Непреодолимая тяга ко сну в течение дня.
  • Метеозависимость.
  • Диспептические расстройства, не связанные с патологией желудочно-кишечного тракта.
  • Снижение физических сил, слабость, потребность в отдыхе в течение дня.
  • Неустойчивость настроения.

Симптомы при прогрессировании церебрастенического синдрома:

  • Снижение работоспособности вплоть до ее потери.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Резкое снижение ментальных функций.

Клиническая картина церебрастенического синдрома в зависимости от генеза

При развитии церебрастении в неврологической практике четко прослеживается влияние первопричины на его формирование и проявление с преобладанием различных симптомов. По ведущему этиологическому фактору выделяют соматическую, посттравматическую, резидуальную, скрытую и выраженную формы церебрастенического синдрома.

Форма церебрастенического синдромаПатогенезПризнаки церебрастении
СоматическаяВ основе лежит нарушение нервно-импульсной передачи в вегетативной нервной системе, отвечающей за функционирование внутренних органов.1. Перепады настроения, резкая смена апатии и гипервозбуждения.
2. Нарушения в работе ЦНС от возбуждения до торможения приводят к истощению резервных сил, что проявляется повышенной слабостью, утомляемостью.
3. Нарушение работы вегетативной нервной системы ведет к дисфункции всех внутренних органов.
ПосттравматическаяЛюбая травма головного мозга приводит к формированию в нем очага хронического возбуждения, который генерирует в постоянном режиме избыток нервных импульсов.1. Развернутая клиническая картина проявляется спустя несколько месяцев после перенесенной травмы.
2. Расстройство личности пострадавшего: агрессивность, вспыльчивость, немотивированная жестокость сменяется полнейшим безразличием.
3. Сочетается с патологией желез внутренней секреции.
4. Неврологические симптомы: фотофобия, фонофобия.
5. Головная боль.
РезидуальнаяХронический очаг возбуждения в головном мозге, возникший после его травмы, с течением времени приводит к истощению резервов нервной системы. По сути это остаточные проявления последствий черепно-мозговой травмы.Клиническая картина схожа с посттравматической формой. Отличия: длительность процесса, тяжело поддается лечению.
Скрытый церебрастенический синдромПатогенез зависит от формы церебрастенического синдромаВялое, длительное течение. Пациент долго живет с этим состоянием, частично к нему адаптируется. Последствия этой мнимой адаптации – хронизация процесса, проблема с окончательным излечением.
Выраженный церебрастенический сидромПатогенез в зависимости от формы церебрастенического синдромаЯркая клиническая картина, определяемая формой цереброастенического синдрома и возрастом пациента.
Читайте также:  Лечение синдрома позвоночной артерии мануально

Осложнения и последствия

  • Задержка психического развития ребенка.
  • Задержка физического развития.
  • Формирование девиантного поведения.
  • Асоциализация ребенка.
  • Развитие невроза, неврастении.
  • Инсомния.
  • Панические состояния.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома у детей имеет определенные трудности. Трудности связаны с дифференциальной диагностикой других состояний со схожей симптоматикой.

Диагностический алгоритм выглядит следующим образом:

  1. Опрос.
    Выясняется информация, связанная с началом заболевания, его причиной. Очень важно уточнить пусковой момент развития патологии.
  2. Осмотр.
  • Рост, вес, соответствие физического развития возрасту.
  • Обследование ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы.
  • Неврологический статус.
  • Оценка работы анализаторов (слух, зрение, обоняние, осязание).
  1. Психический статус.
  • Соответствие психического развития возрасту ребенка.
  • Оценка интеллектуального, поведенческого развития.
  1. Лабораторные методы обследования.
  • Общий и биохимический анализ крови.
  • Генетическое обследование.
  1. Инструментальные методы обследования.
  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

Лечение церебрастенического синдрома

Лечение церебрастении начинается с общих рекомендаций:

  • Исключение факторов, негативно влияющих на нервную систему: действие резких звуков, яркого мерцающего света, изнурительные тренировки, психотравмирующие ситуации.
  • Общие укрепляющие средства: лечебная физкультура, рациональный режим труда и отдыха, пребывание и активные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, массажа;
  • Санаторно-курортное лечение.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами назначается неврологом или педиатром. Она направлена на устранение застойных явлений в головном мозге, активизацию обменных процессов, восстановление нейрональных связей.

Медикаментозная терапия представлена широким спектром лекарственных средств.

Группа препаратовЛекарственные средства
Ноотропные средстваФенибут, винпоцетин
СпазмолитикиДузофарм, галидор
Незаменимые аминокислотыГлицин
АдаптогеныЭлеутерокок
АнтидепрессантыИмипрамин
Снотворне средстваСонмил
Мультивитаминные комплексыЦентрум, мультитабс

Физиотерапия

Физиотерапия, как правило, входит в комплексное лечение церебрастенического синдрома. В стадии восстановления она используется как монотерапия. Назначаются :

  • УВЧ-терапия;
  • Светотерапия;
  • Иглорефлексотерапия;
  • Бальнеотерапия;
  • Общий массаж.

Народная медицина

При лечении церебрастенического синдрома большой популярностью пользуется фитотерапия. Применяются целебные растения, обладающие седативным эффектом: сосновая кора, пустырник, мята, мелисса, березовые листья.

Противопоказаний к фитотерапии практически нет, но следует помнить о возможной индивидуальной непереносимости действующих веществ, входящих в состав растений.

Психокоррекция

Церебрастенический синдром у детей поддается лечению с помощью психокоррекции. Психологическая помощь ребенку специалистом обеспечивает его адаптацию в социуме.

Типичные проявления ЦАС

Особенности церебрастенического синдрома у детей определяются их возрастом.

Возрастной периодСимптомы
Симптомы в младенчествеПовышенная возбудимость, которая проявляется в этом возрасте нарушением сна (плохо засыпают, просыпаются с плачем), аппетита (плохо прибавляют в весе).
Признаки церебрастении в раннем детском возрасте1. Отставание физического развития: не любят подвижные игры, медлительные, быстро устают при ходьбе, мышечная координация развита хуже , чем у их сверстников.
2. Отставание психического развития: умеренная задержка речи, интеллекта.
Симптомы болезни у дошкольникаПроблемы возникают при поступлении в детский сад, когда отмечается более трудный процесс обучения. Ребенок устает от обычных нагрузок. Психоэмоциональное перенапряжение может стать причиной усугубления заболевания. Наблюдается нарушение концентрации внимания на одном предмете.
Школьный возрастНарушение внимания при обучении в школе проявляется плохой успеваемостью, низким усвоением материала и плохим его воспроизведением.

Разновидности церебрастении

  • Астеноадинамическая форма.

Ведущими симптомами являются пассивность, медлительность, низкая способность к умственным занятиям. Дети характеризуются наличием возбудимой нервной системы.

  • Астеногипердинамический вариант.

Неврологи у таких детей выявляют гипервозбудимость, дефицит внимания, девиантное поведение (агрессивность). Они также плохо учатся в школе. Низкая успеваемость связана с гиперактивностью, из-за которой дети не могут концентрироваться на изучаемом материале.

  • Астенодистимический, смешанный тип.

Данная форма вобрала в себя признаки астенодинамической и астеногипердинамической форм.

Как определить ЦАС?

Важна этапность в постановке диагноза у детей.

Сбор анамнеза

Педиатр опрашивает мать и ребенка о перенесенных заболеваниях, травмах. Особое внимание уделяется гестационному, интранатальному и послеродовому периодам матери. Уделяется внимание описанию процесса обучения и усвоения материала ребенком.

Осмотр специалистами

В стандарт обследования входят консультации гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, нефролога, психолога.

Лабораторная диагностика

Лабораторная диагностика проводится по назначению специалистов. Ребенком сдаются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования крови.

Инструментальные исследования

  • Электрокардиография.
  • Электроэнцефалография.
  • Реоэнцефалография.
  • Нейросонография.

5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребенка

  • Обучающие занятия быстро утомляют ребенка, делают его пассивным;
  • Обучающие занятия вызывают гипервозбуждение ребенка;
  • Уставшие дети не могут логично отвечать на вопросы;
  • Признаки дисбаланса вегетативной нервной системы (бледность или краснота в стрессовой ситуации);
  • Метеозависимость.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Источник