Церебрастенический синдром у детей это
Церебрастенический синдром у детей всё более чаще встречается в современном обществе. Детки с таким синдромом не могут сконцентрировать внимание, быстро утомляются и имеют низкий уровень умственного развития. В переводе с латыни «церебрастенический синдром» означает «бессилие мозга».
Полезно знать: церебрастенический синдром – это заболевание, что относится к неспецифическому неврологическому синдрому. Сопровождается сильным истощением нервной системы, головными болями, рассеянным вниманием и повышенным нервным возбуждением.
Синдром признан очень опасным для здоровья. Такое заболевание как инсульт и многочисленные нервные срывы являются следствием церебрастенического синдрома у детей.
Церебрастенический синдром у детей: причины развития
Для того, чтобы предотвратить такой синдром у ребенка, современным родителям необходимо знать, что может его вызвать. Данное заболевание формируется у малыша еще в утробе матери. Поэтому основное внимание необходимо уделять процессу беременности и родов.
Если при беременности возникают различные патологии есть риск развития церебрастенического синдрома у плода. Под патологиями подразумевается: травмы во время вынашивания, тяжелый токсикоз, разные виды интоксикации и внутриутробные инфекции. Особенно опасными такие патологии становятся со сроком беременности. Чем больше срок, тем выше вероятность заболевания.
Важно: не рекомендуется будущим мамочкам принимать какие-либо лекарственные препараты без консультации врача. Сильнодействующие химические и биологически активные вещества могут поспособствовать проявлению синдрома.
Если при родах по какой-либо причине прекращается поступление в мозг младенца кислорода, есть высокий риск проявления данного синдрома.
Преждевременные роды, а также родовые травмы могут спровоцировать церебрастенический синдром у ребенка.
Такие известные заболевания как гемолитическая болезнь, сепсис, пневмония и внутричерепные кровоизлияния могут повлиять как на физическое так и на психологическое здоровье Вашего малыша.
Современная медицина преуспела во многом. Если ранее, новорожденные с таким синдромом не доживали и до двух недель, теперь уровень смертности среди младенцев понизился. Дети с врожденным церебрастеническим синдромом могут учится в обычной школе, но школьную программу осваивают намного сложнее и медленнее чем их сверстники.
Приобретенный церебрастенический синдром может также быть следствием черепно-мозговой травмы, менингита и других инфекций головного мозга. Особенно высокий риск появления синдрома у малышей, которые перенесли хирургическое вмешательство.
Cимптомы церебрастенического синдрома
При ранних стадиях развития церебрастенический синдром поддается лечению. Как результат, можно добиться полного выздоровления пациента. На появление и развития заболевания указывают следующие симптомы:
- Капризность, повышенная утомляемость и нарушение сна являются первыми звоночками заболевания. Если весомых причин нет (ребенок здоров, находится в благоприятной среде без внешних раздражителей) обратитесь к специалисту.
- Непереносимость и быстрая утомляемость после физических и психических нагрузок.
- Проблемы с аппетитом (расстройства при которых у ребенка пониженный или повышенный аппетит).
- Полная непереносимость шума, света, громких звуков, изменения погоды и езды в транспорте, вместе с другими симптомами дают повод для консультации у врача.
- Плохое речевое и психомоторное развитие у ребенка.
- Сильная и частая головная боль, повышенная потливость и непереносимость жары.
- Плохая память, рассеяность внимание и быстрая усталость от обычных игр могут указывать на развитие данного синдрома.
- Агрессия, раздражения без повода и истерики могут проявляться на начальной стадии заболевания.
Синдром влечет за собой развитие различных расстройств на нервной почве. Энурез, детские страхи, заикания – страшные спутники заболевания. Церебрастенический синдром свидетельствует о полном истощении нервной системы.
Лечение церебрастенического синдрома
Для лечения церебрастенического синдрома необходимо обратиться к специалисту. Чем раньше выявлено заболевание, тем больше шансов на успех.
Лечебный комплекс направлен на восстановление и обеспечение нормальной жизнедеятельности центральной нервной системы. Единого метода лечения в современной медицине не существует. Каждый специалист имеет свой подход и специально разработанный лечебный комплекс. В зависимости от стадии развития синдрома могут назначать медикаментозное лечение. Его цель стимулировать кровообращение головного мозга.
Полезно знать: разрабатывается специальный распорядок дня. Длительные прогулки на свежем воздухе, постепенное увеличение физических нагрузок и применение специальных и развивающих игр способствуют укреплению нервной системы и стимулируют работу головного мозга.
Прием тонизирующих средств на основе лечебных трав также входит в комплекс лечения заболевания.
Организация комфортной жизнедеятельности
В процессе лечения родителям необходимо усиленно следить за поведением ребенка, обеспечивать большое количество положительных эмоций и создать специальную среду для развития чада.
Как помочь ребенку:
- Больше говорите с вашим ребенком. Вместе сформулируйте причины плохого поведения. Разберите детально каждую стрессовую ситуацию, найдите несколько вариантов выхода из нее.
- Приучайте к правильному распорядку дня. Используйте различные сигнальные моменты для смены деятельности (плакаты, схемы, будильник и т.д).
- Создавайте ситуации, когда ребенок может принять на себя ответственность.
- Не забывайте о похвале и поощрениях.
- Не ругайте ребенка. В любой ситуации с маленьким человечком можно договориться и найти компромисс.
- Следите, чтобы у ребенка было все необходимое для работы и отдыха.
- Прививайте любовь к спорту. Утренняя гимнастика, массажи, подвижные игры в течении дня – идеальная среда для детей.
Как видите, лечение довольно сложное, а количество детей с церебрастеническим синдромом растёт с каждым годом. Уделяя внимание малышу с момента зачатия Вы можете предотвратить многие заболевания. Не забывайте о пользе спорта. Приучив с младенчества ребенка к активному образу жизни, Вы не только способствуете общему физическому укреплению организма, но психологически развиваете малыша.
Источник
Родители часто сталкиваются с появлением повышенной утомляемости у детей и связывают это с повышенной школьной нагрузкой, посещением нескольких кружков и секций. Однако за быстрой утомляемостью, усталостью может скрываться церебрастенический синдром – патология, затрагивающая нервную систему.
Церебрастенический синдром – что это?
Церебрастенический синдром у детей – сложный комплекс неврологических симптомов, связанный с незрелостью центральных механизмов, задержкой развития механизмов регуляции центральной нервной системы. Дословный перевод с латинского языка – «слабость головного мозга». Основным признаком является постоянное чувство переутомления. В результате развития патологии у детей школьного возраста наблюдается снижение концентрации внимания, повышенная раздражительность, частые головные боли. Синдром чаще поражает детей, у взрослых он встречается в единичных случаях.
Церебрастенический синдром – причины
Заболевание может развиться у детей любого возраста, при этом причины его появления могут зависеть от возрастного фактора. Так, у новорожденных церебрастенический синдром чаще провоцируется гипоксией – недостаточным поступлением кислорода в организм. Кислородное голодание может возникать еще на этапе внутриутробного развития. Среди других возможных причин, провоцирующих церебрастенический синдром на ранней резидуальной основе:
- инфицирование околоплодных вод;
- прием беременной медикаментов.
У детей дошкольного и школьного возраста церебрастения, симптомы и лечение которой описаны ниже, может являться следствием травмы головного мозга. Посттравматическая церебрастения развивается на фоне сотрясения головного мозга, травмы головы. Спровоцировать изменения в работе головного мозга способны и инфекции: менингит, укус клеща тоже может рассматриваться среди причин церебрастенического синдрома. Риск развития патологии существует и у взрослых пациентов.
Церебрастенический синдром у детей – симптомы
Церебрастения у детей часто принимается за обычную усталость, что затрудняет процесс диагностики. Ребенок отвлекается, не способен усваивать большие объемы информации. Такие дети часто жалуются на слабость, сонливость в середине дня.
- Груднички беспокойны, часто плачут, длительное время спят днем, а ночью бодрствуют. Наблюдается снижение аппетита, что приводит к уменьшению массы тела малыша. Наблюдается отставание в психомоторном развитии. Малыши не проявляют интерес к игрушкам, подвижные игры им не по нраву.
- Дети дошкольного возраста тревожны, страдают от страхов. Среди возможных симптомов врачи называют ночной энурез, повышенную потливость, метеозависимость. Эмоциональный фон нестабилен: дети расстраиваются, часто плачут, злятся, но быстро успокаиваются. В совместных играх участие принимают редко, не любознательны. Стресс может провоцировать нарушения – понос, рвоту, головокружение, тахикардию.
- У ребят школьного возраста симптомы усталости, слабости сохраняются, однако на первый план выходит дефицит внимания. Дети неспособны запоминать предлагаемый учебный материал. В процессе письма ученики с таким синдромом нередко пропускают буквы или просто меняют их местами, не успевают писать под диктовку. В процессе устного ответа выстроить его удается с трудом: приходится подолгу подбирать слова, делать частые паузы. Наблюдается суточная динамика работоспособности: обучение в утренние часы дается легче, а после полудня наступает истощение.
Легкий церебрастенический синдром
В лёгкой степени церебрастения, симптомы которой указаны выше, проявляется в виде классической усталости. Дети жалуются на недомогание, слабость, головокружение. Наблюдается пассивность, отсутствие желания принимать участие в подвижных играх. Раздражительность, плаксивость, снижение памяти и работоспособности нередко расцениваются как первые проявления церебрастенического синдрома.
Умеренный церебрастенический синдром
Церебральная астения в умеренной форме сопровождается снижением аппетита, медленным набором веса у грудничков. При резких звуках, на жаре или холоде состояние ребенка ухудшается. Малыш часто просится на руки, капризничает. Дети плохо переносят поездки, катание на аттракционах, качелях. В развитии наблюдается отставание от сверстников.
Выраженный церебрастенический синдром
Выраженный церебрастенический синдром у ребенка характеризуется апатией, развитием астении. Дети часто эмоционально неуравновешенны, раздражительны без особых причин. Заметно ухудшение памяти. Часто дети не могут воспроизвести информацию, услышанную несколько минут назад. Выраженной становится рассеянность. Это приводит к развитию неработоспособности.
Церебрастенический синдром у детей – лечение
После того как диагностируется церебрастенический синдром, лечение подбирается индивидуально. Терапия носит комплексный характер. Врачи учитывают возраст пациента, выраженность клинических проявлений. В целом терапия включает в себя такие меры:
- Прием медикаментов: ноотропов, витаминов группы В, аминокислоты (глицин, глутамин, лецитин, метионин).
- Физиотерапия – массаж, УВЧ, бальнеотерапия, светотерапия.
- Психокоррекция – занятия с психологом, психотерапевтом, восстановление эмоциональной уравновешенности.
Рекомендации родителям детей с церебрастеническим синдромом
Церебрастения – серьезная болезнь, требующая комплексного подхода. После постановки диагноза родители должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком и постараться понять его. То, что может показаться обычным для здоровых детей, у ребят с церебрастенией вызывать необычные эмоции.
Учитывая особенности ребенка, чтобы исключить церебрастенический синдром родители должны выполнять ряд рекомендаций:
- Продолжительность сна – не меньше 8 часов. Для малышей обязательным является дневной сон.
- Необходимо создать благоприятную атмосферу в семье. Следует избегать повышения голоса, наказаний ребенка. Возникающие проблемы нужно решать с помощью диалога.
- Разработайте систему поощрений. Врачи рекомендуют поощрять ребенка за выполнение просьб. Похвала помогает установить контакт, избежать наказаний за невыполнение просьб.
- Сократите время просмотра мультфильмов, игр на компьютере. Цифровые устройства напрягают нервную систему, истощая организм.
- Определите вместе с ребенком, чем он хотел бы заниматься в свободное время. Отличным вариантом будет плавание, рисование, шахматы. Необходимо дозировать физическую и умственную нагрузку, не переутомлять ребенка.
Препараты при церебрастении
Схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально. Среди используемых лекарственных средств можно выделить следующие группы препаратов:
- аминокислоты – глицин, лецитин, глутаминовая кислота;
- витамины: В6, В12;
- спазмолитики – Папаверин;
- седативные средства – настойка элеутерококка.
При церебрастении Актовегин позволяет нормализовать кровообращение, улучшить работу головного мозга. С этой целью используют и ноотропные средства:
- Пантогам;
- Кортексин;
- Церебролизин;
- Пирацетам.
Церебрастенический синдром – влияние на выбор профессии
Выраженный церебрастенический синдром у подростка нередко вызывает проблемы с самоопределением, выбором будущей профессии. К подростковому возрасту гиперактивность, которой характеризуется соматогенная церебрастения снижается, однако нарушение внимания сохраняется. У отдельных ребят возникают нарушения поведения, агрессивность, которые отрицательно сказываются на успеваемости в школе. Усилия педагогов и родителей должны быть направлены комплексную коррекцию поведенческих реакций.
Источник
Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)
Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.
Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).
Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.
Трудности ребенка при этом следующие:
• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;
• Значительная истощаемость;
• Снижение концентрации внимания;
• Снижение контроля за своей деятельностью;
• Замедленный темп усвоения учебного материала.
Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.
Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.
Такие дети выделяются среди сверстников:
• Увеличенными размерами головы;
• Выпуклым высоким лбом;
• Иногда удлиненной затылочной частью головы;
•Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;
• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.
Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:
• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;
• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;
• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.
При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.
Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке, собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации, положительной ориентации на обучение дети с ЦС могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. Утомление в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и сужение объема, а также в недостаточном контроле за собственными учебными действиями. Через 8 -10 минут работы, а то и раньше, ребенок уже только присутствует на занятии, будучи неспособны принимать в нем участие. Дети не могут полноценно работать, на занятии отвлекаются, не слушают педагога, становятся возбужденными или апатичными. Все это становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» из ситуации обучения.
Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.
Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.
Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:
• Препараты, понижающие внутричерепное давление;
• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;
• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;
• Легкие успокоительные средства.
Охранительный режим включает в себя:
• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;
• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;
• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;
• Индивидуальная дозированная помощь педагога.
Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:
• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;
• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.
Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.
Источник
Церебрастенический синдром у детей – это возникающее в результате органических повреждений головного мозга состояние, характеризующееся быстрой утомляемостью, невозможностью концентрировать внимание на длительное время, сонливостью, раздражительностью, нарушениями сна, головными болями и другими вегетативными расстройствами. Первопричинами церебрастенического синдрома могут являться черепно-мозговая или родовая травма, перинатальная энцефалопатия, внутриутробная гипоксия, минимальная мозговая дисфункция, общие инфекции с токсическим поражением тканей головного мозга.
Церебрастенический синдром у детей: симптомы
Различают две формы церебрастенического состояния:
- Гипердинамическая, для которой характерны повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая смена настроения, частые проявления агрессии, неуправляемость.
- Гиподинамическая, которая проявляется диаметрально противоположными симптомами: слабостью, боязливостью, робостью и нерешительностью, отсутствием инициативности и повышенной чувствительностью.
Дети, страдающие церебрастеническим синдромом, склонны также к частым простудам и заболеваниям верхних дыхательных путей. Отмечаются у них и проблемы с пищеварительным трактом: плохой аппетит, частые запоры, рвоты. Тревожным симптомом является и нарушения сна: малыши с церебрастенией очень тяжело засыпают, спят чутко и часто просыпаются, страдают от ночных страхов, писяются во сне. Хотя психическое и физическое развитие детей с церебрастеническим синдромом и не нарушено, им очень тяжело дается социализация. В детском коллективе, будь то детский сад или школа они стараются держаться в стороне, не принимая участия в общих мероприятиях. Учебный процесс становится для таких детей настоящей каторгой: они просто физически не могут высидеть столь длительное время на одном месте, занимаясь одним делом.
Церебрастенический синдром у детей: лечение
Дети с диагнозом «церебрастенический синдром» нуждаются в комплексном лечении. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок достаточно времени проводил на свежем воздухе, хорошо высыпался и питался, не сидел долго перед телевизором или компьютером. Дети с церебрастенией больше чем другие нуждаются в родительской поддержке и одобрении, поэтому еще одна важная задача для родителей – наладить с ребенком доверительные отношения. Для нормализации эмоционального состояния таким детям показан прием мягких седативных препаратов: настойки валерьяны, отвара боярышника, пустырника и др.
Статьи по теме:
Сегодня врачи бьют тревогу: количество детей, страдающих ожирением, неуклонно растет. Чем вызвана эта проблема, какого ребенка принято считать толстым и как помочь ему сбросить вес? Разберемся в нашей статье. |
Все чаще из уст педиатров и воспитателей мы слышим понятие гиперактивности у детей. Оставлять такое состояние ребенка без внимания нельзя, но как понять что ребенок гиперактивный? Каковы симптомы гиперактивности? |
Аутизм — нарушение развития психо-эмоциональной сферы, выражающийся в сложности общения с окружающим миром. Его симптомы можно определить уже в детском возрасте. В нашей статье мы подробнее расскажем о синдроме раннего аутизма у детей. | Патология формирования челюстно-небной части ротовой полости, известна нам как «волчья пасть», достаточно часто диагностируется у новорожденных детей. В нашей статье мы подробнее расскажем об этой проблеме. |
Источник