Церебрастенический синдром с когнитивными нарушениями
Шкала оценки состояния когнитивных функций
Когнитивные нарушения — это снижение памяти, умственной работоспособности и других когнитивных функций[1] по сравнению с исходным уровнем (индивидуальной нормой)[2]. Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией, построение и осуществление программы действий[2].
Когнитивные нарушения являются полиэтиологическими состояниями: причинами их могут быть большое количество различных по этиологии и патогенезу заболеваний (неврологических, психических и т. п. расстройств)[2].
Классификация[править | править код]
Выделяют лёгкие, умеренные и тяжёлые когнитивные нарушения. Исторически проблемы когнитивных расстройств изучались преимущественно в рамках понятия «деменция»: термины «деменция», «слабоумие» означают наиболее тяжёлые когнитивные нарушения, приводящие к в повседневной жизни. Лишь впоследствии большое внимание стали уделять также и менее выраженным расстройствам[2].
Умеренные когнитивные нарушения (англ. mild cognitive impairment, MCI) представляют собой моно- или полифункциональные когнитивные расстройства, явно выходящие за рамки возрастной нормы, но не ограничивающие самостоятельности и независимости, то есть не вызывающие дезадаптации в повседневной жизни. Умеренные когнитивные нарушения, как правило, отражаются в жалобах индивидуума и обращают на себя внимание окружающих; могут препятствовать наиболее сложным формам интеллектуальной активности. Распространенность умеренных когнитивных нарушений среди пожилых лиц достигает, по данным исследований, 12—17%. Среди неврологических пациентов синдром умеренных когнитивных нарушений встречается в 44% случаев[3].
В соответствии с критериями МКБ-10 для постановки диагноза умеренных когнитивных расстройств необходимо наличие жалобы пациента на повышенную утомляемость при выполнении умственной работы, снижение памяти, внимания или способности к обучению, которые не достигают степени деменции, имеют в основе органическую природу и не связаны с делирием[4].
При лёгких когнитивных нарушениях показатели психометрических шкал могут оставаться в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняться от неё незначительно, однако больные осознают снижение когнитивных способностей по сравнению с уровнем и выражают беспокойство по этому поводу. Лёгкие когнитивные нарушения отражаются в жалобах больного, но не обращают на себя внимания окружающих; не вызывают затруднений в повседневной жизни, даже в наиболее сложных её формах. Популяционные исследования распространённости лёгких когнитивных нарушений до настоящего времени не проводились, однако можно предположить, что их распространённость не уступает распространённости умеренных когнитивных нарушений[3].
Причины[править | править код]
Существует несколько десятков нозологических форм, в рамках которых развиваются когнитивные нарушения. К этим нозологическим формам относятся как первичные заболевания головного мозга, так и различные соматоневрологические и психические расстройства, отрицательно влияющие на когнитивные функции[2].
Основными причинами когнитивных нарушений могут являться[2]:
- Нейродегенеративные заболевания
- Болезнь Альцгеймера
- Деменция с тельцами Леви
- Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
- Кортико-базальная дегенерация
- Болезнь Паркинсона
- Прогрессирующий надъядерный паралич
- Хорея Гентингтона
- Другие дегенеративные заболевания головного мозга
- Сосудистые заболевания головного мозга
- Инфаркт мозга «стратегической» локализации
- Мультиинфарктное состояние
- Хроническая церебральная ишемия
- Последствия геморрагического поражения головного мозга
- Сочетанное сосудистое поражение головного мозга
- Смешанные (сосудисто-дегенеративные) когнитивные нарушения
- Дисметаболические энцефалопатии
- Гипоксическая
- Печёночная
- Почечная
- Гипогликемическая
- Дистиреоидная (гипотиреоз, тиреотоксикоз)
- Дефицитарные состояния (дефицит В1, В12, фолиевой кислоты, белков)
- Промышленные и бытовые отравления
- Ятрогенные когнитивные нарушения (применение холинолитиков, барбитуратов, бензодиазепинов, нейролептиков, солей лития и др.)
- Нейроинфекции и демиелинизирующие заболевания
- ВИЧ-ассоциированная энцефалопатия
- Губчатый энцефалит (болезнь Крейтцфельдта — Якоба)
- Прогрессирующие панэнцефалиты
- Последствия острых и подострых менингоэнцефалитов
- Прогрессивный паралич
- Рассеянный склероз
- Прогрессирующая дизимунная мультифокальная лейкоэнцефалопатия
- Черепно-мозговая травма
- Опухоль головного мозга
- Ликвородинамические нарушения
- Нормотензивная (арезорбтивная) гидроцефалия
- Другие
Обратимые нарушения[править | править код]
При большинстве хронических сосудистых и дегенеративных заболеваний мозга когнитивные расстройства носят необратимый характер, однако в случаях, когда причиной когнитивных расстройств являются системные метаболические нарушения, коррекция этих нарушений приводит к восстановлению психических функций. В таких случаях говорят об обратимых когнитивных расстройствах[2].
К обратимым когнитивным расстройствам относят дисметаболическую энцефалопатию, нарушения высших мозговых функций при нормотензивной гидроцефалии и, в некоторых случаях, при опухоли мозга; причиной обратимых нарушений могут быть также расстройства тревожно-депрессивного ряда. До 5% случаев когнитивных нарушений на стадии деменции (и, по-видимому, существенно больший процент на стадии лёгких и на стадии умеренных когнитивных расстройств) являются полностью обратимыми[2].
Поскольку когнитивные нарушения не всегда развиваются в результате первичного заболевания головного мозга, необходимо, кроме оценки неврологического статуса, общее физикальное исследование по органам и системам. Необходимыми мероприятиями являются общий анализ крови и мочи, исследование активности печёночных трансаминаз и гамма-ГТ, гормонов щитовидной железы, исследование концентрации билирубина, альбумина, креатинина и азота мочевины, при возможности — концентрации витамина В12 и фолиевой кислоты. Восстановление когнитивных функций после коррекции метаболических нарушений служит подтверждением диагноза[2].
Лечение[править | править код]
См. также[править | править код]
- Интеллект
- Расстройство интеллекта
- Умственная отсталость
- Глупость
- Рассеянность внимания
- Деменция
- Нейролептический дефицитарный синдром
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Слободин Т. А., Горева А. В. Когнитивный резерв: причины снижения и защитные механизмы//Международный неврологический журнал. — 2012. — № 3(49). — С. 161—165.
- Любов Е. Б. Ранние признаки деменции: дорого вовремя время. — М.: ОООИ «Новые возможности», 2011.
- Беккер Р. А., Быков Ю. В. О роли нейроэндокринных нарушений в патогенезе когнитивной дисфункции при депрессивных состояниях // Consilium Medicum. — 2016. — № 4. — С. 57—61.
Источник
Что такое церебрастенический синдром?
Церебрастенический синдром – это синдром, характеризующийся сочетанием астении с другими психическими и неврологическими нарушениями, развивающийся вследствие органических поражений головного мозга. Термин «церебрастенический синдром» происходит от латинского слова «cerebrum», которое означает «головной мозг», и греческого слова «astheneia», означающего «слабость, бессилие». Некоторые пациенты неправильно называют его «церебростенический синдром».
Церебрастенический синдром причины
Основные причины церебрастенического синдрома: инфекции (инфекционные заболевания, болезни), интоксикации, травмы головы, травмы головного мозга, сотрясение, ушиб головного мозга, в анамнезе перинатальная энцефалопатия (ПЭП), внутриутробная гипоксия (ишемия головного мозга, недостаток кислорода), минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром минимальной мозговой дисфункции, минимальная церебральная дисфункция), родовая травма. Диагноз церебрастенический синдром ставится таким врачом, как невролог, психоневролог, рефлексотерапевт, невропатолог, детский невролог.
Церебрастенический синдром симптомы у детей, у взрослых
У детей (ребенка, мальчиков, девочек), подростков (парней, девушек), взрослых (мужчин, женщин) могут наблюдаться следующие симптомы церебрастенического синдрома.
1. Непереносимость больших психических нагрузок.
2. Непереносимость больших физических нагрузок.
3. Повышенная утомляемость.
4. Истощаемость и неустойчивость внимания.
5. Капризность.
6. Плохая память.
7. Эмоциональная неустойчивость.
8. Двигательная расторможенность.
9. Нарушения вегетативной регуляции.
10. Расстройства сна, поверхностный сон, раннее пробуждение, бессонница.
11. Расстройства аппетита, снижение аппетита, повышенный аппетит.
12. Вазомоторные реакции.
13. Повышенная потливость, гипергидроз.
14. Головная боль (головные боли).
15. Непереносимость жары.
16. Плохая переносимость езды в транспорте (машина, автомобиль, поезд, электричка, аэроэкспресс, метро), перелета на самолете.
17. Плохая переносимость изменения погоды, перемены погоды, перепадов атмосферного давления, высокое или низкое атмосферное давление, метеозависимость (метео зависимость).
18. Непереносимость яркого света, ребенок (дошкольник, школьник, мальчик, девочка), подросток (парень, девушка, юноша), взрослый (мужчина, женщина) обычно говорят, что слишком яркий свет.
19. Непереносимость громких звуков (слишком громкие звуки).
20. Непереносимость шума (якобы сильный шум).
21. Ребенка легко укачивает на качелях (укачивание), на аттракционе.
22. Ухудшение состояния, самочувствия во второй половине дня, после обеда, к концу рабочего дня, к концу недели, к концу учебной четверти (у школьников в школе, у гимназистов в гимназии, у лицеистов в лицее), к концу семестра (у студентов в вузе, институте, университете), у учеников к концу учебного года.
23. Снижение успеваемости в школе, плохая успеваемость (учитель ставит двойки и тройки, оценки «2» и «3»).
24. Задержка речевого развития и психомоторного развития.
Школьники с выраженным церебрастеническим синдромом иногда способны продуктивно работать только 10 – 20 минут (мин). На фоне церебрастенического синдрома легко возникают различные неврозоподобные расстройства: невроз детского возраста, страхи, ночной энурез у мальчиков и девочек, у подростков, патохарактерологические реакции, заикание. Из-за того, что дети с церебрастеническим синдромом не могут долго сосредотачивать свое внимание, они хуже успевают, хуже запоминают учебный материал, отвлекаются во время уроков. Часто наблюдаются ошибки в письменных заданиях: пропуск букв, пропуски букв, недописывание букв (буквы), повторение букв, повторение слов.
Церебрастенический синдром лечение в России, Саратове
Сарклиник проводит лечение церебрастенического синдрома у детей и взрослых в Саратове, России. Комплексное лечение церебрастенического синдрома в России проводится с помощью комплекса инновационных методов.
Параллельно для лечения детей с церебрастеническим синдромом важным является режим учебы и отдыха. Короткие учебные занятия по 20 или 30 минут должны чередоваться с отдыхом. Детям противопоказано обучение во 2 смену, в продленке (продленный день). Обязательно нужно избегать перегрева головы. И повышение успеваемости в школе будет обязательно. Лечатся дети 3, 4, 5, 6, 7 — 17 лет, подростки от 18 до 20 лет и взрослые. На медицинском сайте sarclinic.ru Вы можете задать бесплатно онлайн вопрос врачу. Сарклиникзнает, как лечить церебрастенический синдром, как вылечить, победить церебрастенический синдром, как избавиться от церебрастенического синдрома, что делать, кто виноват, как улучшить нервную систему, работу нервной системы (центральной и периферической), состояние нервов.
Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Фото 1: (©) Poznyakov | Dreamstime.com Dreamstock.ru Девочка, изображенная на фото, — модель, не страдает от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Источник
Мы продолжаем разговор о церебрастении и ее проявлениях в детском и взрослом возрасте. Проявления и причины данного состояния у них могут различаться, и поэтому, важно вовремя отмечать первые признаки надвигающегося состояния. Итак, продолжаем обсуждение.
Проявление церебрастенического синдрома среди взрослых.
У взрослых людей церебрастенический синдром может развиваться как результат травм головы, менингитов, сотрясений или разного рода хирургических вмешательств. Обычно данный синдром среди взрослых проявляется в виде снижения переносимости физической и психологической нагрузки, рассеянности и снижения концентрации внимания, заметного ухудшения в запоминании информации. Самые простые вещи и важную информацию пациенты просто не могут вспомнить. Также могут быть нарушения со стороны вегетативного отдела нервной системы. Это может быть выражено в виде нарушения в работе кровеносной системы или лимфатической, сбое в работе желез внутренней секреции (эндокринной системы) или в работе других желез.
Может проявляться церебрастенический синдром и в виде бессонницы или наоборот, постоянного желания спать, отсутствующего аппетита или же, напротив, постоянного ощущения голода. У человека могут формироваться постоянные колебания давления, сильная потливость и головные боли. Люди с церебрастенией плохо переносят поездки в транспорте, их сильно укачивает, а также плохо переносится духота и яркий свет, сильный шум. Также церебрастенический синдром может быть выражен у взрослых и другими видами осложнений, что будет пагубно сказываться на сей их работе и общении с другими людьми. На резкие изменения в самочувствии влияет практически любое раздражение – изменения погоды, свет или шум, прогулки пешком или поездки. Именно поэтому, вождение автомобиля при наличии церебрастенического синдрома необходимо будет исключать в целях безопасности.
Проявления церебрастенического синдрома у детей.
У детей церебрастенический синдром может проявлять себя по-разному, это во многом будет зависеть от возраста ребенка. Если ребенок грудничок, церебрастения будет выражаться беспокойством и перепадами в аппетите, формированием отставания в развитии. У детей в дошкольном возрасте это могут быть страхи и беспокойство, энурез. Школьникам будет намного сложнее в усвоении материала школьной программы. Кроме того, церебрастенический синдром у детей может проявляться и в виде невнимательности и снижения концентрации, головных болей, эмоциональной неустойчивости, перепадов в аппетите, бессоннице и пробуждениях ранее того времени, которое требуется для полноценного сна. Для детей становится невыносимой поездка на любых видах транспорта, им сильно мешает духота в помещении или автомобиле, раздражает шум и резкий свет вокруг. Также ребенка может сильно и быстро укачивать при катании на аттракционах или даже на качелях-каруселях во дворе.
Среди школьников или детей, которые уже студенты может быть ведущей снижение успеваемости по всем из дисциплин. Обычно церебрастенический синдром среди детей формируется после сильных травм или сотрясений, сильного страха и испуга, а также разного рода других стрессов. Необходимо будет тщательно следить за самочувствием ребенка, чтобы при первых же проявлениях церебрастенического синдрома обратиться к врачу и начать адекватное лечение.
Формирование осложнений и последствия синдрома.
Последствия церебрастенического синдрома могут сильно отличаться, исходя из того, какова причина их возникновения, а также от природы самой патологии. У взрослых людей это будет выражаться примерно таким образом – при посттравматическом церебрастеническом синдроме будет замечена резкая чувствительность к воздействию шума и света, возникновение раздражительности и беспокойства. Если это постинфекционный церебрастенический синдром, это будет давать чрезмерную ранимость с плаксивостью, неустойчивостью эмоционального состояния. Последствия церебрастенического синдрома среди детей в грудном и дошкольном возрасте могут иметь более сильные проявления. Отмечено отставание в психомоторном развитии новорожденных, а также физическом развитии, что будет требовать постоянного проведения поддерживающих и стимулирующих процедур. У детей в более старшем возрасте также будет замечаться отставание в восприятии учебного материала, а также низкая успеваемость, могут быть беспокойство по любым поводам и энурез. Продолжительность периода восстановления может занимать несколько недель, а иногда месяцев или даже лет. При этом пациенты должны проходить регулярные процедуры диагностики и осмотры у врача, чтобы можно было полноценно и комплексно восстановить работу нервной системы.
Осложнения церебрастенического синдрома.
Именно церебрастенический синдром будет считаться одним из самых сильных стрессовых влияний на нервную систему. Поэтому, как при любом из заболеваний, при нем могут быть не только разнообразные последствия, но и формирование осложнений. Главным образом, характер осложнений будет зависеть от того, насколько быстро пациент обратится к врачу за помощью, от того, в каком состоянии находится его нервная система и от того, насколько правильно будет выбран метод лечения. В основном, осложнения будут проявляться у детей в дошкольном и школьном возрасте. Они выражены таким образом – ребенок отстает в развитии, он не желает что-либо делать, если это будет требовать от него интеллектуальной нагрузки. Среди школьников осложнения проявляются таким образом, что ребенок не может успевать и усваивает материал из школьной программы. Для таких детей рекомендовано посещение специализированных детских учреждений.
При обнаружении врачами и родителями осложнений, необходимо тщательно наблюдать за поведением такого ребенка. Данный церебрастенический синдром может приводить к нарушениям в формировании личности. Именно поэтому таких детей стоит постоянно поддерживать и подбадривать, окружать только положительными эмоциями, а также исключать из их жизни стрессовые или сильные эмоциональные потрясения, реакции и страхи.
Методы диагностики церебрастенического синдрома.
Полноценная диагностика церебрастенического синдрома будет состоять из целого ряда исследований и проведения целой группы анализов. Прежде всего, необходимо проведение точного осмотра пациента, имеющего подозрение на церебрастению. Эта патология очень похожа на многие другие типичные осложнения со стороны психо-физического состояния детей и взрослых, таких как стрессы, неврозы и сильное переутомление, прочие состояния. Для того, чтобы точно определить состояние церебрастении среди детей или взрослых применяют современные методы диагностики, такие как инструментальное обследование и дифференциальная диагностика. Благодаря этим методам врачи могут намного быстрее определить истинное заболевание и назначить пациенту адекватное лечение.
Проведение полноценных анализов поможет в выявлении возможных инфекций, а также отклонений в соматическом здоровье, которые могли бы пагубно повлиять на нервную систему и на головной мозг взрослого или ребенка. внешнее обследование с тщательным изучением всех проявлений и тестирование самого пациента направлены на то, чтобы адекватно оценить состояние памяти, запоминание, внимательность и прочие качества. Диагностика церебрастенического синдрома в целом занимает не так много времени, но так как патология не всегда имеет конкретные очертания и признаки, диагностику иногда необходимо проводить не один раз, а повторно. Патологи такого типа должны лечиться строго систематически и очень тщательно, чтобы можно было, чтобы можно было избежать нежелательных повторных осложнений.
Завтра поговорим об этом подробнее.
Еще статьи на тему «Расстройства нервной системы»:
Астения после родов. Самодиагностика астении.
Тестирование на астению, диагностика.
Лечение астении.
Профилактика и прогнозы при астении.
Инсульт — что это и чем опасно?
Признаки инсультов.
Особенности ишемического инсульта.
Ишемические атаки и геморрагический инсульт.
Основы реабилитации при инсульте.
Методы реабилитации при инсультах.
Восстановление основных функций после инсульта.
Основа профилактики инсультов.
Церебрастения — что это?
Виды астенического синдрома.
Диагностика и лечение церебрастении.
Традиционное и нетрадиционное лечение церебрастении.
Лечение и профилактика церебрастении у детей.
Оценка психического состояния — как это проводится?
Оценка неврологического профиля — как ее проводят?
Признаки психических отклонений — как их обнаружить?
На какие признаки отклонений в психике нужно обращать внимание?
Признаки опасного поведения. Оказание психиатрической помощи.
Что такое память и как она формируется?
Нарушения памяти. Феноменальная память — гипермнезия.
Типы нарушений памяти
Проблемы памяти у детей
Методы развития памяти у детей
Лечение проблем памяти у детей и взрсолых.
Болезни кожи, связанные с нервной системой
Что такое панические атаки? Откуда они?
Причины панических атак
Как проявляются панические атаки, как их распознать?
Когда панические атаки протекают тяжелее или легче?
ВСД и панические атаки, тактика поведения при атаке.
Как помочь себе при панической атаке. Как ставят диагноз?
Как справляться с паническими атаками самому или при помощи близких?
Панические атаки, лечение. Проявления у детей
Что такое эпилепсия?
Виды эпилепсии, их особенности
Особенности разных видов эпилепсии
Особые виды мигреней у детей
Что нужно при мигрени у детей?
Стрессы у малышей: причины развития
Профилактика стрессов у малышей
Методики борьбы со стрессами у малышей
Откуда берется синдром Дауна?
Как возникает синдром Дауна?
Причины энуреза у детей: почему кроватка мокрая?
Что нужно делать при энурезах у детей?
Неврологические препараты детям: когда применим пантогам?
У ребенка болит голова, что делать?
Причины болей в спине, их лечение и профилактика
Анорексия: опасность для мамы и дочки
Все болезни – от нервов
Гимнастика для позвоночника
Как вылечить повышенную потливость ног?
Причины мигрени, ее диагностика и лечение
Питание при стрессе: что стоит знать?
Причины и способы избавления от бессонницы
Источник