Церебральная ишемия 2 степени синдром вегето висцеральных дисфункций
Головной мозг – это главный орган в организме. От его функционирования зависит работа всех систем органов, общее состояние и качество жизни. При развитии некоторых патологий мозг начинает страдать из-за недостатка кислорода, а это может привести к серьезным последствиям. Одним из таких заболеваний является церебральная ишемия 2 степени у новорожденных, последствия могут быть плачевными, если не предпринять срочных мер и не начать терапию. Давайте рассмотрим, что представляет собой данная патология и можно ли от нее избавиться.
Понятие церебральной ишемии
Не для всех понятно такое название заболевания, как «церебральная ишемия 2 степени у новорожденных». Что это может объяснить врач и выбрать тактику лечения. Эта патология представляет собой состояние, при котором нарушается снабжение головного мозга кровью. У только что родившихся младенцев данная патология, как самостоятельное заболевание, диагностируется не часто.
Чаще всего новорожденным ставят диагноз «ишемическая энцефалопатия», при которой происходит поражение клеток мозга из-за плохого кровоснабжения, то есть недостатка кислорода.
Если поставлен диагноз «церебральная ишемия 2 степени у новорожденных», как лечить данную патологию определяет лечащий врач в зависимости от состояния организма и сопутствующих заболеваний.
Причины развития ишемии
Данная патология у новорожденных может развиваться по нескольким причинам:
- Если во время вынашивания плода был нарушен плацентарный кровоток.
- После рождения наблюдалось расстройство дыхания.
- Респираторный дистресс-синдром.
- Врожденная пневмония.
- Частые приступы остановки дыхания.
- Аспирация.
- Врожденные пороки развития.
Каковы бы ни были причины, церебральная ишемия 2 степени у новорожденного последствия может иметь серьезные, если своевременно не начать терапию.
Развитие патологии у ребенка
Вместе с кровью по организму разносится кислород. Он жизненно необходим для нормальной работы всех органов. При недостатке его происходит перераспределение кровотока и в первую очередь богатую кислородом кровь получают сердце и мозг. Получается, что остальные системы органов начинают страдать от его недостатка.
Если своевременно не выявить патологию и не устранить причины, которые ее спровоцировали, то недостаток кислорода постепенно начнет негативно сказываться на состоянии нервных клеток – они начинают отмирать. Так и развивается церебральная ишемия 2 степени у новорожденных, последствия зависят от тяжести состояния и быстрого реагирования врачей. Прогноз для малыша будет также зависеть от количества погибших клеток. Если происходит кровоизлияние в мозг, то шансы на выздоровление и выживание существенно снижаются.
Провоцирующие факторы
Сопутствующие факторы, которые могут подтолкнуть к развитию ишемии, можно объединить в три группы:
- Протекание родовой деятельности. Риск патологии повышается, если:
- возникло кровотечение во время вынашивания малыша или в процессе родовой деятельности;
- экстренное кесарево сечение;
- высокая температура у роженицы;
- преждевременные роды;
- маленький вес малыша;
- помутнение околоплодных вод;
- преждевременная отслойка плаценты;
- стремительная родовая деятельность.
2. Состояние матери может стать причиной развития ишемии у ребенка, особенно когда:
- будущая мамочка страдает неврологическими проблемами;
- есть патологии в работе эндокринной системы;
- беременность в более позднем возрасте;
- наличие хронических патологий у матери.
3. Протекание беременности также очень важно: если наблюдалась преэклампсия или эклампсия, то имеются все шансы для развития такой патологии, как церебральная ишемия 2 степени у новорожденного. Последствия могут быть разными.
Эти факторы не являются 100%-ной гарантией развития патологии. Даже внутриутробные нарушения не всегда заканчиваются тем, что после рождения развивается церебральная ишемия, последствия могут быть устранены, если вовремя обнаружена патология и приняты все меры.
Как проявляется заболевание
Данная патология имеет различные степени проявления. Серьезные имеет церебральная ишемия 2 степени у новорожденных симптомы, и лечение требуется незамедлительное. Вот что должно насторожить врачей и мамочку:
- Пониженный тонус мышц.
- Большие паузы в дыхании.
- Плохо проявляются сухожильные рефлексы.
- Вялость рефлексов Моро.
Отмечают также следующие синдромы:
- Синдром повышенной возбудимости, который проявляется в плаче без всякой причины, беспокойном и поверхностном сне, вздрагиваниях.
- Гидроцефальный синдром можно распознать по увеличению размера головы и большого родничка.
- Присутствует судорожный синдром.
- Если имеется церебральная ишемия 2 степени у новорожденных, синдром угнетения снижает сосательный и глотательный рефлексы, ослабляется тонус мышц, возможно появление косоглазия.
- Самый серьезный синдром – это коматозный. При его наличии состояние малыша тяжелое, отсутствуют рефлексы, нет реакции на внешние раздражители, низкое давление, появляются проблемы с дыханием.
Когда недостаток кислорода угрожает жизни малыша
Если данная патология имеет 1 степень, то это считается легким поражением, и врачи оценивают состояние новорожденного по шкале Апгар на 6-7 балов. Проявляется такая степень возбуждением нервной системы, если ребенок родился в срок, и угнетением у недоношенных. Такое состояние может наблюдаться на протяжении 5-7 дней.
Церебральная ишемия 2 степени у новорожденных последствия имеет более серьезные, могут появляться клинические судороги, остановка дыхания, плавающие движения рук. Если провести лабораторные исследования, то обнаруживаются поражения паренхимы мозга, нарушение скорости кровотока.
Если наблюдаются длительные периоды нарушения двигательной активности, плохой аппетит, нарушение процесса глотания, то необходима срочная консультация невролога.
Тяжелая степень может закончиться комой, что опасно для жизни малыша. Нарастающие симптомы повышают риск развития гидроцефалии.
Как диагностируется заболевание
Практически всегда проявление церебральной ишемии начинается сразу после родов. Если заболевание имеет легкую степень, то признаки могут пройти самостоятельно, а вот тяжелая форма может немного ослабить свои симптомы, но только на некоторое время, а потом вновь вспыхнет с новой силой. Поэтому при подозрениях на ишемию должны проводиться различные диагностические процедуры, к таковым можно отнести:
- Осмотр ребенка на наличие рефлексов и оценка состояния по шкале Апгар.
- Общий анализ крови.
- МРТ, если предполагается средняя или тяжелая степень. Это исследование помогает рассмотреть структуры головного мозга и определить степень их поражения.
- УЗИ — позволяет обнаружить отек мозга или участок кровоизлияния.
- Электроэнцефалограмма — в обязательном порядке делается у новорожденных с тяжелой степенью заболевания.
Если предполагается диагноз «церебральная ишемия 2 степени у новорожденных», лечение будет назначено после всех исследований.
Основные цели терапии ишемии
Если диагноз после всех исследований подтверждается, то начинаются мероприятия для поддержания нормальной температуры, влажности, ограждение от внешних раздражителей.
Терапия у новорожденных должна быть как можно менее агрессивная. Она преследует следующие цели:
- Провести адекватную вентиляцию легких.
- Поддержать гемодинамику.
- Осуществлять постоянно наблюдения за биохимическими показателями анализов.
- Осуществлять профилактику судорог.
Где осуществляется терапия церебральной ишемии
Мы уже выяснили, что данное заболевание имеет несколько степеней, которые отличаются между собой тяжестью протекания. Терапия будет полностью зависеть от симптоматики.
- Если наблюдается легкая степень, то еще в родильном отделении врачи предпринимают необходимые меры и выписывают малыша. Впоследствии рекомендуется посетить невролога и получить необходимые консультации. Чаще всего рекомендуется массаж и соблюдение режима дня.
- Церебральная ишемия 2 степени у новорожденных, что это такое уже выяснили, требует лечения в роддоме и продолжается оно в стационаре, так как симптомы уже более серьезные.
- При тяжелой степени ребенка после рождения сразу помещают в реанимацию.
Методы лечения ишемии
Данная патология характеризуется тем, что для нее не существует консервативного лечения, так как погибшие клетки мозга невозможно заменить жизнеспособными. Но своевременно назначенная поддерживающая терапия позволяет остановить прогрессирование болезни и дает возможность реабилитироваться.
Если патология имеет тяжелую степень, то это видно сразу после рождения. В таких случаях предпринимают следующее:
- Проводят искусственную вентиляцию легких, которая поможет восстановить самостоятельное дыхание. После этого осуществляют постоянное наблюдение за состоянием малыша.
- Необходима поддерживающая терапия для сердца, чтобы предотвратить нарушение сердечного ритма назначают «Допамин», «Добутамин».
- «Фенобарбитал» и «Фенитоин» помогут предотвратить судороги.
- Одним из новых методов является гипотермия. Считается, что она снижает скорость гибели клеток мозга. Но проводить ее необходимо только под контролем врача. Если понижение температуры осуществляется на несколько градусов, то ребенка постепенно согревают.
Если заболевание имеет легкую степень, то достаточно принимать препараты, которые улучшат кровообращение в мозге и предотвратят дальнейшее повреждение нейронов.
При угрозе развития гидроцефалии назначают «Фуросемид», «Манитол».
2 и 3 степени заболевания грозят более серьезными последствиями, поэтому важно предпринять все меры и назначить терапию, которая предотвратит развитие осложнений ишемии. Они могут проявляться, как в легкой степени, например, дефицитом внимания, так и более серьезными, вплоть до слабоумия и инвалидности.
Мнение Комаровского о заболевании
Если имеется церебральная ишемия 2 степени у новорожденных, Комаровский считает, что лекарственная терапия результат дает, но не такой, как все ожидают. Она очень важна в острый период, когда и наблюдается воздействие поражающего фактора на мозг, но, как правило, обнаруживается патология гораздо позже, когда начинается для мозга так называемый восстановительный период. В это время более эффективным будет массаж и физиотерапевтические процедуры, которые помогут процессу восстановления мозга. Доктор Комаровский считает, что все неврологические проявления у новорожденных связаны с незрелостью мозга, которые постепенно сойдут на нет, если нет серьезных хронических патологий.
Последствия церебральной ишемии
В настоящее время медицина находится на таком уровне развития, который позволяет избежать серьезных последствий церебральной ишемии, но при условии, что диагноз был выявлен своевременно. У многих малышей, которые перенесли данное заболевание, наблюдается быстрая утомляемость, гиперактивность, проблемы с запоминанием, что может сказаться на успеваемости в школе. Даже когда имеются (если поставлен диагноз церебральная ишемия 2 степени у новорожденных) последствия, отзывы мамочек подтверждают, что с ними можно справиться, если обратиться к врачу и пропить необходимые препараты.
С их помощью можно существенно повлиять на чрезмерную активность малыша, улучшить его память и внимание, соответственно показатели в школе также улучшаться. Очень важно найти грамотного специалиста, который поможет справиться с сопутствующими симптомами.
Наиболее тяжелыми последствиями церебральной ишемии являются ДЦП и эпилепсия. Но такое чаще всего случается в самых тяжелых случаях и при несвоевременно поставленном диагнозе.
Что могут сделать родители для своего ребенка
Даже 2 степень патологии не является приговором. После прохождения курса медикаментозной терапии начинается восстановительный период. В это время большую роль играют родители, от них часто зависит, насколько тяжелыми окажутся последствия патологии. Чтобы развитие малыша вошло в нормальное русло, родители должны:
- Посещать с ребенком регулярно невропатолога.
- Давать малышу лекарства, которые прописал врач.
- Внимательно следить за психомоторным развитием, чтобы своевременно замечать отклонения.
- Строго соблюдать рекомендации по режиму дня.
- Если у ребенка повышенная возбудимость, то обеспечьте его спокойной обстановкой, устраните источники шума.
- Чаще бывайте на свежем воздухе.
- Проходите курсы массажа.
- Делайте с малышом зарядку, комплекс упражнений может порекомендовать врач.
Любые неврологические проблемы можно решить, ведь нервная система ребенка еще не до конца сформирована, она довольно гибкая и способна восстанавливаться, поэтому нельзя опускать руки. Даже при наличии диагноза «церебральная ишемия 2 степени у новорожденных» последствия могут быть не такими страшными. Забота и любовь родителей, ну и, конечно, помощь врачей, обязательно сотворят чудо, и ребенок не будет отставать от своих сверстников.
Источник
Зыков В.П., Комарова И.Б., Ширеторова Д.Ч.
Вегетативно-висцеральные расстройства широко распространены в клинической неонатологии и неврологии детей раннего возраста [2-5, 7,8]. В остром периоде церебральной ишемии, перивентрикулярных кровоизлияний, метаболических нарушений на первый план выступают изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания и кожно-трофические синдромы в результате поражения церебральных структур, требующие реанимационных мероприятий [2-4, 7,8]. По наблюдениям Бондаренко Е.С. (1988 г.) вегето-висцеральные нарушения центрального генеза сопутствуют синдрому гипервозбудимости и внутричерепной гипертензии, и по мере устранения патогенетических факторов перинатального поражения мозга отмечается регресс висцеральных расстройств.
Висцеральные дисфункции пищевода, желудка и кишечника имеют место у 65% детей первого года жизни. Неадекватная трактовка отдельных симптомов породила гипердиагностику перинатальных энцефалопатий «пост-фактум» и неоправданную терапию ноотропами и ангиопротекторами. Большинство вегето-висцеральных синдромов имеет доброкачественное течение, поэтому их целесообразно рассматривать в рамках эволюционной вегетологии. Для постнатального онтогенеза вегетативной системы характерна смена фетального норадренергического типа медиации на холинергические, дофаминергические механизмы нейротрансмиссии.
Целью настоящего сообщения является обобщение современной информации о диагностических и терапевтических подходах к вегетативным расстройствам у детей первого года жизни.
Наиболее распространенными вегетативными нарушениями у детей до года являются срыгивания, приступы кишечных колик, расстройства ритма дыхания, недостаточная прибавка массы тела, изменение окраски кожных покровов (обычно в виде усиленного сосудистого рисунка либо бледности), расстройства терморегуляции [1-5, 8, 19, 24, 31].
Срыгивание.
Срыгивание, или гастроэзофагеальный рефлюкс (Gastroesophageal reflux — GER) – наиболее часто встречающийся симптом у грудных детей, который обычно исчезает в возрасте от 6 месяцев до 1 года [16, 22]. Считается, что термин GER применим к функциональному и физиологическому процессу у детей, не имеющих проблем со здоровьем. Наибольшая частота GER (у 40 – 65% детей) отмечается в возрасте от 1 месяца до 4 месяцев [14, 16, 22]. Однако GER должен расцениваться как патологическое явление, или GERD (Gastroesophageal reflux disease), если он сопровождается такими симптомами, как недостаточная прибавка массы тела, нарушения ритма дыхания (эпизоды апноэ с цианозом), повышенная нервная возбудимость, задержка психомоторного развития, расстройства сна [14, 16, 22]. По данным эпидемиологических исследований GERD встречается не столь часто как простое срыгивание: у 1 из 300 младенцев [16].
В настоящее время нет полной ясности в отношении понимания причин GER и GERD. Наиболее вероятным этиологическим фактором может являться незрелость вегетативной иннервации желудочно-кишечного тракта у грудных детей [21]. В пользу этого свидетельствует большая частота встречаемости срыгиваний у недоношенных детей. Выделяют два патогенетических механизма, ведущих к гастроэзофагеальному рефлюксу. Первый механизм – расслабление нижнего пищеводного сфинктера, не связанное с глотанием; второй – задержка продвижения пищи из желудка в нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта. При наличии этих двух факторов разрешающую роль играет положение младенца на спине (облегчение механического вытекания пищи в обратном направлении) или сидя (из-за повышения давления в брюшной полости) [32].
Частое срыгивание, вплоть до рвоты, может носить не только функциональный характер. Поэтому при наличии этого симптома у ребенка следует проводить дифференциальный диагноз с различными заболеваниями, проявляющихся подобным образом (таблица 1).
Лечение любых срыгиваний у детей рекомендуется начинать с коррекции питания: увеличение частоты кормлений, уменьшение объема пищи на каждое кормление, увеличение плотности пищи. Также показано полувертикальное положение ребенка после кормления, выкладывание на живот с приподнятым головным концом кроватки [13, 14, 16, 22, 29, 32]. У значительной части детей эти мероприятия могут способствовать снижению частоты и объема срыгиваний и, соответственно, улучшению общего самочувствия за счет уменьшения симптомов эзофагита и респираторных расстройств [16, 22, 29, 33]. При неэффективности подобной тактики рекомендуется использование медикаментозной терапии при условии исключения других патологических состояний, сопровождающихся частыми срыгиваниями и рвотой. Фармакологические препараты, использующиеся в настоящее время при гастроэзофагеальном рефлюксе у детей, представлены в таблице 2 [16, 22, 28].
Принятый в настоящее время алгоритм действий при срыгиваниях у грудных детей представлен на рисунке 1 [28, 29].
Кишечные колики.
Одним из проявлений синдрома вегето-висцеральных дисфункций можно считать также младенческие кишечные колики [2, 3, 8]. Клинически они проявляются приступами беспокойства, плача, подтягивания ножек к животу, вздутием живота, что иногда сопровождается отхождением газов и дефекацией. Длительность приступа от 10 минут до 2 часов. Очень часто кишечные колики сочетаются с признаками гастроэзофагеального рефлюкса, сопровождаются диспепсическими расстройствами (отрыжка воздухом, чередование запоров и диареи) [4, 19, 20]. Кишечные колики встречаются у 10 – 15% грудных детей в возрасте от 3 недель до 3 месяцев [4, 19, 24, 31]. Наиболее вероятным механизмом считается заглатывание ребенком воздуха во время кормления. Однако подобная клиническая картина может быть следствием других причин, таких как аллергические и псевдоаллергические реакции, нарушение кишечногj пищеварения (синдром мальабсорбции, дисбактериоз), кишечная непроходимость, смена естественного вскармливания на искусственное, включение в рацион пищевых добавок, недокорм, физиологические процессы грудного периода (прорезывание зубов). Поэтому при клинической картине кишечных колик показаны: тщательной анализ анамнестических данных, исследование кала на дисбактериоз, копрограмма, при необходимости – эндоскопическое исследование и рентгенография органов брюшной полости [1, 4, 19].
Лечение: предупреждение заглатывания воздуха (увеличение отверстия в соске для облегчения тока пищи); вертикальное положение ребенка после кормления для отрыгивания воздуха; ветрогонные средства (укропная вода). Поскольку кишечные колики нередко возникают при изменениях питания показано ведение пищевого дневника кормящей матерью с целью определения продукта, вызвавшего беспокойство ребенка. Необходимо временное исключение из рациона кормящей матери и ребенка продуктов, стимулирующих перистальтику кишечника (капуста, яблоки, соки) [4, 19]. Прогноз при простых кишечных коликах благоприятный: они исчезают обычно к концу 3 месяца. Однако показано, что в последующем у таких детей чаще встречается дискинезия желудочно-кишечного тракта [4].
Дыхательные расстройства.
В зарубежной литературе дыхательные расстройства функционального характера, встречающиеся у грудных детей, принято рассматривать в связи с гастроэзофагеальным рефлюксом [21, 22, 25]. Связь GER с респираторными расстройствами объясняется следующими моментами. Во-первых, аспирация желудочным содержимым может явиться причиной механической обструкции дыхательных путей. Во-вторых, даже если аспирации не происходит, раздражение пищевода рефлекторно (вследствие анатомической близости) может провоцировать повышенную секрецию слизи в респираторном тракте, отек и сокращение мышц бронхов. В третьих, при раздражении желудочным содержимым хеморецепторов глотки и надгортанника выделяются биологически активные вещества, также могущие стимулировать обструкцию верхних и нижних дыхательных путей [25, 32]. Таким образом, при частых срыгиваниях нередкими являются дыхательные расстройства в виде нарушения ритма дыхания, эпизодов апноэ (не являющихся, впрочем, фатальными), бронхообструктивный синдром. Показано также, что у детей, которые страдают GERD в грудном возрасте, в дальнейшем чаще, чем в популяции развивается бронхиальная астма [25, 32].
Расстройства терморегуляции.
Процессы терморегуляции у новорожденных, отличаются от таковых у более старших детей. В норме для детей первого месяца жизни характерны: 1) более высокая теплоотдача по отношению к теплопродукции; 2) резко ограниченная способность увеличивать теплоотдачу при перегревании или способность увеличивать теплопродукцию в ответ на охлаждение; 3) неспособность давать типичную лихорадочную реакцию из-за нечувствительности мозга к лейкоцитарному пирогену и большой концентрации в крови аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела [7]. У детей с осложнениями перинатального анамнеза и с другими признаками вегетативных расстройств указанные особенности терморегуляции могут сохраняться длительное время после периода новорожденности вследствие несовершенных адаптивных реакций организма [1, 2, 7, 8]. Поэтому такие дети легко перегреваются и переохлаждаются при неоптимальных для них внешних условиях. Как правило, подобные нарушения терморегуляции преходящие и не требуют каких-то специальных лечебных мероприятий. Коррекция терморегуляторных расстройств обычно ограничивается соблюдением температурного режима окружающей среды, правильным подбором одежды, закаливающими процедурами [1].
Кожные покровы.
У грудных детей с другими признаками вегетативно-висцеральной дисфункции отмечается выраженный сосудистый рисунок кожных покровов («мраморность»), усиливающийся при беспокойстве, воздействии низкой температуры окружающей среды [1, 2, 3, 8]. Крайним проявлением дисбаланса вегетативной регуляции можно считать Синдром арлекина: у ребенка, лежащего на боку, отмечается резкая граница между бледной верхней и ярко-красной нижней половинами тела. Изменение окраски может продолжаться несколько минут и при перемене положения ребенка исчезает. Этот редко встречающийся сосудистый феномен чаще наблюдается у новорожденных, родившихся с признаками внутриутробной задержки развития плода. Для более старшего возраста этот синдром не характерен [1]. Дети с вегетативно-висцеральными расстройствами склонны также к дерматитам. Лечебная тактика при кожных проявлениях вегетативных расстройств предполагает соблюдение гигиенических мероприятий, температурного режима, правильный подбор одежды и закаливание [1].
Расстройства сна при вегетативных нарушениях у грудных детей.
Большинство родителей, чьи дети страдают какими-либо функциональными расстройствами (кишечные колики, частые срыгивания, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость) жалуются на трудности при засыпании ребенка. Это привело к распространенному мнению о том, что такие дети спят меньше по сравнению с их более спокойными ровесниками. Однако в исследованиях последних лет [11, 15, 20, 30, 31] было показано, что это мнение ошибочно. Общая продолжительность сна детей с повышенной нервной возбудимостью не отличаются от нормальной. Средняя продолжительность ночного и дневного сна здоровых детей представлена в таблице 3, с которой целесообразно знакомить родителей.
У грудных детей с вегетативными нарушениями довольно часты вторичные расстройства сна, при которых отсутствуют какие-либо аномалии при полисомнографическом исследовании (ЭЭГ-структура сна не является нарушенной). Наиболее распространенные вторичные расстройства сна – трудности засыпания и частые ночные пробуждения, основными причинными факторами которых являются функциональная незрелость нервной системы, соматическое неблагополучие либо неправильная тактика родителей при укладывании ребенка спать или во время его ночных бодрствований [11, 15].
Т.о., вегетативные нарушения, если они не связаны с анатомическими изменениями вегетативных структур (что встречается при некоторых наследственных синдромах) как правило, доброкачественные, преходящие и обычно исчезают к концу первого года жизни. Наиболее удобен синдромальный подход к оценке вегетативных расстройств у детей до года, однако нельзя не отметить, что, как правило, все эти расстройства взаимосвязаны, что определяет целесообразность системного подхода к терапии вегетативных нарушений.
Источник