Центр для детей с синдромом дауна калининград
Название: ГБУ СО Калининградской области Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок»
Адрес: Российская Федерация, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Подп. Иванникова, д. 3
Телефон: 8 4012 530996
Электронная почта: osobyirebenok@mail.ru
Сайт: https://osobiy-rebenok.klgd.socinfo.ru
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» был создан в 1999 году.
В ГБУСО КО «Особый ребенок» принимаются дети от рождения до 18 лет со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, а также молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Ежегодно в Центре оказывается комплексная помощь порядка 200 воспитанникам.
Основная цель деятельности Центра оказание комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, способствующей максимально возможной адаптации детей к жизни в обществе.
Основными видами деятельности Центра являются:
- оказание социально-бытовых услуг;
- оказание социально-медицинских услуг;
- оказание социально-психологических услуг;
- оказание социально-педагогических услуг;
- оказание социально-правовых услуг.
В Центре функционирует семь групп. В первую и вторую принимаются дети дошкольного возраста. Здесь осуществляется выявление потенциальных возможностей каждого ребенка. Основной акцент делается на обучение навыкам самообслуживания.
Третья, четвертая, пятая и шестая группы группы социализации для детей от 10 до 18 лет. Здесь упор делается на формирование социально-бытовых умений, а именно элементов уборки игровых уголков, приготовление простейших блюд, использование бытовой техники.
Седьмую группу посещают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Занятия в этой группе ведут: социальные работники, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре. Упор делается на формировании социально-бытовых навыков, профессионально-трудовую реабилитацию (обучение работе на орг.технике).
Воспитанники, индивидуальные психофизические особенности которых не позволяют посещать группу, имеют возможность индивидуально заниматься со специалистами в соответствии с разработанными для них индивидуальными программами реабилитации.
В Центре функционирует ночная группа, в которой дети находятся с понедельника до пятницы.
Таким образом, воспитанники находятся на различных режимах пребывания, в соответствии с их индивидуальными особенностями:
- полный день;
- кратковременное пребывание в группе;
- круглосуточное пребывание в Центре (с понедельника до пятницы);
- индивидуальные занятия со специалистами.
Основными формами и методами работы с детьми-инвалидами в Центре «Особый ребенок» являются: занятия фронтальные; занятия по подгруппам; индивидуальная работа; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры; дидактические игры; настольно-печатные игры; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения; чтение, рассказывание; работа со стихотворением; рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов; беседа с детьми; рассказ воспитателя познавательного характера; социокультурные меропрития (посещение выставок, музеев; организация праздников). Также в Центре активно используются интегрированные занятия (изо, развитие речи, музыкальные, физкультурные занятия, логопедические и дефектологические занятия). В Центре организован оптимальный двигательный режим детей-инвалидов.
При поступлении воспитанника в Центр на основе проведенной первичной диагностики составляется индивидуальный реабилитационный маршрут, в соответствии с которым составляются индивидуальные планы занятий с воспитанниками, исходя из интересов, склонностей, и возможностей каждого ребенка. Внедряются инновационные формы и методы работы, которые способствуют созданию новых технологий работы с детьми, повышающих эффективность реабилитационного процесса.
В реабилитационном процессе успешно применяются такие современные методики, как:
- Иппотерапия.
- Музыкотерапия.
- Арт-терапия.
- Сказкотерапия.
- Пескотерапия.
- Сенсорная терапия.
- Физиотерапевтические технологии.
Все направления реабилитационного процесса подразделяются по блокам.
- Медицинская реабилитация
- Психолого-педагогическая реабилитация
- Социально-бытовая реабилитация
- Социально-средовая реабилитация и адаптация
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Спортивно-адаптивная реабилитация
- Работа с родителями.
Центр «Особый ребенок» является идеальной моделью, сочетающей в себе все необходимые направления в работе с детьми-инвалидами. При этом следует подчеркнуть, что данная модель не является статичной, она постоянно совершенствуется, вбирая в себя последние достижения медицины, педагогики и психологии.
В учреждении работает коллектив высококвалифицированных специалистов, в состав которых входят воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные работники, инструкторы по физической культуре, врач-педиатр, врач-психиатр, врач-физиотерапевт, врач функциональной диагностики, медицинская сестра по функциональной диагностике, старшая медсестра, медсестра, массажист.
Деятельность всех специалистов взаимосвязана, корректируется путем систематического мониторинга достижений воспитанников.
Источник
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок» был создан в 1999 году.
В ГБУСО КО «Особый ребенок» принимаются дети от рождения до 18 лет со значительной умственной отсталостью, в том числе с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, а также молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Ежегодно в Центре оказывается комплексная помощь порядка 200 воспитанникам.
Основная цель деятельности Центра оказание комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам, способствующей максимально возможной адаптации детей к жизни в обществе.
Основными видами деятельности Центра являются:
- оказание социально-бытовых услуг;
- оказание социально-медицинских услуг;
- оказание социально-психологических услуг;
- оказание социально-педагогических услуг;
- оказание социально-правовых услуг.
В Центре функционирует восемь групп. В первую и вторую принимаются дети дошкольного возраста. Здесь осуществляется выявление потенциальных возможностей каждого ребенка. Основной акцент делается на обучение навыкам самообслуживания.
Третья, четвертая, пятая и шестая группы группы социализации для детей от 10 до 18 лет. Здесь упор делается на формирование социально-бытовых умений, а именно элементов уборки игровых уголков, приготовление простейших блюд, использование бытовой техники.
Седьмую и восьмую группу посещают молодые инвалиды в возрасте от 18 до 35 лет. Занятия в этой группе ведут: социальные работники, педагоги дополнительного образования, инструкторы по физической культуре. Упор делается на формировании социально-бытовых навыков, профессионально-трудовую реабилитацию (обучение работе на орг.технике).
Воспитанники, индивидуальные психофизические особенности которых не позволяют посещать группу, имеют возможность индивидуально заниматься со специалистами в соответствии с разработанными для них индивидуальными программами реабилитации.
Таким образом, воспитанники находятся на различных режимах пребывания, в соответствии с их индивидуальными особенностями:
- полный день;
- кратковременное пребывание в группе;
- круглосуточное пребывание в Центре (с понедельника до пятницы);
- индивидуальные занятия со специалистами.
Основными формами и методами работы с детьми-инвалидами в Центре «Особый ребенок» являются: занятия фронтальные; занятия по подгруппам; индивидуальная работа; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры; дидактические игры; настольно-печатные игры; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения; чтение, рассказывание; работа со стихотворением; рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильмов; беседа с детьми; рассказ воспитателя познавательного характера; социокультурные меропрития (посещение выставок, музеев; организация праздников). Также в Центре активно используются интегрированные занятия (изо, развитие речи, музыкальные, физкультурные занятия, логопедические и дефектологические занятия). В Центре организован оптимальный двигательный режим детей-инвалидов.
При поступлении воспитанника в Центр на основе проведенной первичной диагностики составляется индивидуальный реабилитационный маршрут, в соответствии с которым составляются индивидуальные планы занятий с воспитанниками, исходя из интересов, склонностей, и возможностей каждого ребенка. Внедряются инновационные формы и методы работы, которые способствуют созданию новых технологий работы с детьми, повышающих эффективность реабилитационного процесса.
В реабилитационном процессе успешно применяются такие современные методики, как:
- Иппотерапия.
- Музыкотерапия.
- Арт-терапия.
- Сказкотерапия.
- Пескотерапия.
- Сенсорная терапия.
- Физиотерапевтические технологии.
Все направления реабилитационного процесса подразделяются по блокам.
- Медицинская реабилитация
- Психолого-педагогическая реабилитация
- Социально-бытовая реабилитация
- Социально-средовая реабилитация и адаптация
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Спортивно-адаптивная реабилитация
- Работа с родителями.
Центр «Особый ребенок» является идеальной моделью, сочетающей в себе все необходимые направления в работе с детьми-инвалидами. При этом следует подчеркнуть, что данная модель не является статичной, она постоянно совершенствуется, вбирая в себя последние достижения медицины, педагогики и психологии.
В учреждении работает коллектив высококвалифицированных специалистов, в состав которых входят воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные работники, инструкторы по физической культуре, врач-педиатр, врач-психиатр, врач-физиотерапевт, врач функциональной диагностики, медицинская сестра по функциональной диагностике, старшая медсестра, медсестра, массажист.
Деятельность всех специалистов взаимосвязана, корректируется путем систематического мониторинга достижений воспитанников.
Источник
21 марта в Калининграде состоялся праздник в честь особенных людей. Самое главное их отличительное качество — абсолютная любовь к окружающему миру. Дружелюбие, доверчивость, желание помочь — всё это о них, людях с синдромом Дауна, которых называют солнечными.
На набережной Верхнего озера в тот день было солнечно, весело, вкусно и тепло, несмотря на холодный ветер. Особой гордостью организаторов стала выставка фотографий детей с синдромом Дауна и их мам.
«Нашим проектом мы говорим людям: нет причин предавать своего ребёнка и отказываться от него», — рассказала одна из организаторов праздника и основатель сообщества «Звёздочки на земле» Мария Лерман.
Дочери Марии Соне в этом году исполнится 10 лет.
«24 сентября 2008 года я не поверила врачам роддома, которые уговаривали меня отказаться от дочери с синдромом Дауна, рассказывали, что даже папу с мамой она узнавать не будет. Оказалось, что родилась не «неведомая зверушка», а случилось большое счастье в нашей семье: Соня очень интересный и необычный человек. Она живёт абсолютно счастливая и свободная, без претензий и обид к этому миру и людям, которые управляют им. А я учусь у неё быть счастливой здесь и сейчас, а ещё мечтаю и верю, что эти мечты станут реальностью», — писала Мария в своей колонке на «Клопс».
Вместе с Марией в студию пришла Ирина Пахарева, мама восьмилетней Танечки. Когда дочь появилась на свет, врачи сказали Ире: оставляйте, не портите себе жизнь.
«Я узнала о диагнозе дочери после её рождения, ни УЗИ, ни анализы во время беременности ничего не показали. Как только родилась Таня, врачи пригласили мужа и всех моих родственников. Все твердили: надо отказаться. Мой дядя сказал: если государство допустило ошибку, пусть оно и воспитывает. Дяде 65 лет, он вырос в другом обществе, в котором мы нигде не видели инвалидов. А муж сказал: если ты оставишь её, я заберу и буду воспитывать», — рассказала Ирина.
Супруги съездили в Полесск, в интернат для таких детей, и там им сказали: если будет тяжело — можно привезти ребёнка на пятидневку. Этого не понадобилось: Таня пошла в обыкновенный садик и обычную школу.
«Ситуация стала намного лучше, я надеюсь, что и наша работа сказывается. Мы общаемся с роддомами, оставляем брошюры в перинатальном центре. А вот за область душа болит», — рассказывает Мария Лерман о своём опыте просветительской работы.
Родители особенных детей говорят о том, что в Калининграде очень не хватает специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, в том числе и тех, кто сможет обучать воспитателей и учителей в обычных школах.
«Школы не готовы принять таких детей, но обязаны. Здесь может помочь комиссия, которая определяет специфику образовательных программ. На местах учителя не готовы, они не работали с такими людьми, им не хватает информации. Моя дочь ходит в обычную школу и занимается по особой программе. Они вообще такие ребята — счастливы в любом своём моменте, они любят учиться, любят одноклассников», — говорит Маша.
По её словам, психологическая поддержка нужна и родителям малышей. «Человек, столкнувшийся с такой проблемой, попадает в большое одиночество», — считает она.
Как утверждает руководитель центра социальной реабилитации и развития «Мария» Зоя Кочеткова, найти в Калининграде хорошего психолога — проблема: «Когда-то их выпускали пачками, но толковые разбрелись по домам и принимают частным образом. БФУ должен очень плотно подойти к этой проблеме. В Калининграде дефектологов никогда не готовили. Под нашей опекой 14 ребят с ментальными нарушениями. Стали искать психолога — из 15 человек не выбрали ни одного и отправили учиться мамочку одного из наших детей. Сейчас пришёл толковый психолог».
По словам Кочетковой, одна из главных проблем — чем занять подросших детей. В «Марии» занимается группа из семи человек, они обучаются разным навыкам, но что потом, ведь родители потихоньку уходят.
«Нас тоже очень волнует, что будет с дочерью потом, ведь нам всё-таки по 45 лет», — говорит Ирина Пахарева.
«Положительный пример — «Жемчужина» в Советске. До 16 часов здесь находятся люди, идут занятия, и педагоги очень хорошие, и родительское сообщество работает. Необходимо социальное поселение либо квартиры с так называемым сопровождаемым проживанием. Такой опыт есть в Пскове, Владимире, Москве, Махачкале — там выделяют многоэтажку, на первом-втором живут инвалиды, от двух до пяти-шести человек в квартире, и на этом же этаже — социальный работник, который за ними присматривает. В Пскове есть центр лечебной педагогики для детей с ментальными нарушениями, его специалисты приедут в Калининград. Насколько я знаю, была договорённость с Минобром, псковитяне будут обучать и родителей, и специалистов. Такой десант приедет летом. Нам необходимо развивать инклюзивное образование. В Пскове на пять детей пять специалистов — педагог, воспитатель, психолог, и все в одном классе», — говорит Зоя Кочеткова.
Родители детей с синдромом Дауна мечтают о доступных спортивных и музыкальных школах. По словам Марии Лерман, адаптивный спорт в регионе очень слабо развит. Дочка Ирины Пахаревой занимается плаваньем в ФОКе на Горького, там есть группа для инвалидов, но это всего несколько детей.
Они верят, что всё когда-нибудь наладится, ведь их солнечные дети готовы работать для других — убирать, шить, готовить. Главное — не выталкивать их из общества.
Найти сообщество «Звёздочки на земле» можно во «ВКонтакте»
Источник
Зачастую о проблемах детей с особенностями развития много говорят в рамках каких-либо крупных проектов — и тут же забывают после их завершения. Но есть обычная, повседневная жизнь и обычные трудности, с которыми такие дети и их родители сталкиваются ежедневно. Корреспондент «Нового Калининграда» встретился с руководителем НКО «Под одним солнцем» Марией Лерман и узнал, чем живут сейчас семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна.
— В декабре прошлого года сообщество родителей детей с синдромом Дауна прошло юридическую регистрацию и получило статус НКО. Что послужило импульсом для его создания?
— Объединение родителей для решения общих проблем существует уже довольно давно, лет семь. Изначально усилия были направлены на профилактику социального сиротства — тогда был высокий процент отказа родителей от детей с особенностями развития. В то время мы выпускали лишь печатные материалы, распространяли их среди врачей, пытались наладить диалог с медицинскими организациями, с перинатальным центром, с генетиками. Просили их о распространении наших брошюр. Другой деятельностью особо не занимались. В таком режиме существовали достаточно долго. Потом к нам начали присоединяться семьи. Их становилось много, сообщество росло с каждым годом. Появилось понимание, что проблемы у родителей общие. С детскими садами были тогда сложности. Начали добиваться, чтобы наших детей в обычные детские сады брали. В целом, по мере того как рос мой ребенок, возникали все новые и новые проблемы: отсутствие дополнительного образования для детей с ментальными нарушениями, спортивных групп, куда бы их брали, серьезные проблемы в школьном образовании, на решение которых, скорее всего, уйдет очень много времени. Здесь очень нужна активная родительская позиция.
Сейчас наши дети имеют возможность плавать с рождения до 18 лет, заниматься адаптивной хореографией, арт-терапией, рисовать. Несколько ребят с синдромом Дауна учатся по адаптированной программе в общеобразовательных школах Калининграда. Началось же все с информирования и профилактики социального сиротства.
— Сколько семей с «особенными» детьми, по вашим данным, в Калининграде и области?
— По официальным данным, летом прошлого года в области было 129 семей. В нашей организации — около 90 семей. Но это в основном калининградцы, из области пока мало семей.
— Сохраняются ли какие-то трудности с получением дошкольного образования?
— Сейчас ситуация намного лучше стала. В обычный сад попасть несложно, но не везде есть специалисты, которые должны заниматься с ребенком, либо они перегружены. Родители иногда вынуждены менять детский сад по этой причине, а это сложно и долго ждать. В коррекционную группу попасть непросто: по городу их мало, а многие родители хотят, чтобы дети ходили именно туда, это и понятно, так как наполняемость их меньше и с детьми занимаются. В области ситуация сложнее. Например, в нашей организации есть семья из посёлка Добровольск, где в детском саду, по их словам, сократили логопеда. И эта ситуация — не исключение, к сожалению. В любых вопросах и сложностях, считаю, нужно объединятся и стараться донести это до ответственных лиц и учреждений.
— А что со школами?
— С получением основного школьного образования все очень сложно. Сплошные вопросы и проблемы. Мы хотели обозначить их на встрече в облдуме со спикером Мариной Оргеевой, но когда там поняли объём вопросов (не только от нас, но и от других организаций), Марина Эдуардовна велела представителю от министерства образования собрать отдельную встречу по нашим вопросам. Ждем до сих пор…
Повторюсь, что сложно, более того — для всех участников процесса: родителей, детей, педагогов. При этом мы, родители, и школу понимаем, которая обязана выполнить требования, принять по месту жительства ребенка с особенностями развития. Но именно «инклюзия», о которой сейчас говорят, ее просто нет. Она не возьмется ниоткуда, не появятся обученные коррекционные педагоги, тьюторы, грамотная организация процесса инклюзивного образования внутри школы. Просто посадить ребенка с ментальными нарушениями в обычный класс — это плохо, неправильно, это не инклюзия. Есть дети с синдромом Дауна, которые могут обучаться в обычном классе, но когда вокруг создана комфортная образовательная среда для всех. По моему мнению, в калининградских школах необходимы коррекционные классы. Хотя бы в какой-то опорной школе на район. И чтобы набор туда происходил каждый год и можно было попасть не только по прописке. Выделять им квалифицированных коррекционных педагогов. Это удачный вариант для детей, которые могут освоить адаптированную программу так называемого «первого варианта».
Есть ребята, у кого «второй вариант» обучения — это более тяжелая форма умственной отсталости, зачастую это невербальные дети. Здесь возникает потребность в коррекционной школе и свои сложности. Самая главная на этот год — не хватает мест. В Калининграде две коррекционные школы, которые принимают детей с синдромом Дауна — это школа-интернат № 7 в Большом Исаково и школа-интернат № 1 на ул. Крылова. По моим данным, в каждой школе на «второй вариант» обучения выделено по три места — то есть шесть мест на следующий учебный год. Для того, чтобы их получить, родители занимали очередь с 4–5 утра, и эти места распределили за час. Некоторые ребята со «вторым вариантом» в итоге остались без места. Доходит до того, что некоторые родители просят комиссию поменять второй вариант на первый, чтобы ребенок попал в школу. Это, конечно, дикая ситуация. Она означает, что ребенок будет учиться по неподходящей ему программе.
Есть еще дети синдромом Дауна, которые могут вполне посещать обычные классы. Но с ними рядом должен находиться тьютор. Более того, сам образовательный процесс внутри школы должен быть выстроен таким образом, чтобы всем его участникам было комфортно. Такой пример есть пока только в 28-й школе Калининграда. В ней эта модель удачно внедрена. Прекрасный опыт, мы смотрим. С одной стороны, радуемся, а с другой — нам грустно, что эта практика дальше не распространяется.
— Это была инициатива руководства школы?
— Да, это позиция директора. Он очень много сделал, чтобы ребята обучались. При этом чтобы к каждому был индивидуальный подход. Для этого в школе есть необходимый штат специалистов. На самом деле несколько школ в городе имеет опыт работы с такими детьми: № № 10, 14, 15, 38. Просто в школах, где есть коррекционные классы, не каждый год проходит набор. Туда идут дети в первую очередь по прописке. Если ребенок не относится к этой школе, он будет ждать лета, и если места останутся, то его возьмут. Но не каждый родитель так готов рисковать. Касаемо коррекционных школ еще серьезный минус — их транспортная доступность, отдаленность. Через весь город родители ездят каждый день. Это тяжело.
Что в целом касается и коррекционных школ, и коррекционных классов — это отсутствие коррекционных педагогов. В регионе их очень мало, их не готовят. Есть только курсы логопедов при БФУ им. И. Канта. Но, насколько я знаю, люди туда идут, чтобы дальше вести частный прием. Никто из них не собирается идти в школу работать. Потому что известно, какие там деньги платят. Замкнутый круг получается.
— Что в этой ситуации могло бы сделать сообщество родителей, представители системы образования?
— Каждый просто должен правильно выполнять свою работу и во благо детей, а не для своего удобства или ещё с какими-то целями, не делать вид, что этой сферы образования нет. Дети есть, и есть право на образование. И родителям нужно больше информации, что делать, если по разным причинам не могут попасть в образовательное учреждение. Мы же тыкаемся, как слепые котята. Не знаем перед началом приема документов в школу почти ничего. Родителям нужна информация: сколько мест в коррекционных школах в этом году выделено на каждый вариант; какие школы, имеющие коррекционные классы, опыт работы и штат педагогов, которые набирают первые классы в этом году; и даже про курсы переподготовки педагогов, семинары, конференции, потому что иногда можно проявить инициативу и сообщить об этом директору школы. Сейчас уже больше знаем, конечно, и с родителями делимся, но когда школа дает понять родителю, что не собирается брать ребенка, то все наставления зачастую проходят даром, родители просто теряются и уходят. Пытаются всем количеством втиснуться в две коррекционные школы, возят детей через весь город каждый день. Хотелось бы диалога со всеми участниками процесса образования, чтобы про наши проблемы слышали, чтобы была возможность не только сказать, но и увидеть результат своих слов. А так все в пустоту пока со стороны власти. У нас очень хороший диалог налажен с директором ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия — прим. «Нового Калининграда») Вадимом Васильевым. Он старается по возможности изменить эту ситуацию в лучшую сторону. Благодаря нашему общению у детей прописаны в заключении помощники и тьюторы. Считаю это большим достижением для сферы образования на данный момент.
— Какие сегодня сложности с лечением в Калининграде?
— Есть вся та же неинформированность врачей в отношении нашего диагноза. Родителям приходится все контролировать самим. Когда ребенок только родился, родители ничего не знают. Из-за этого можно пропустить очень важные анализы, диагностики. Со своей стороны «Под одним солнцем» готовы всю информацию дать. Мы готовим информационный лист сейчас на эту тему. Кардиологи, неврологи, эндокринологи, ортопеды — врачи, которые должны особенное внимание проявлять к нашим детям. Моему ребенку 10 лет, и я только недавно узнала, что каждый год необходимо делать энцефалограмму, потому что может проявиться эпилепсия. Пока дочь в обморок не упала, я об этом не знала, хотя не могу сказать, что далека от этих вопросов. Никто из врачей рекомендации подобной не давал, и не знаю, какой врач ответственен за это: невролог, психиатр. Наблюдаемся и там, и там.
Вот с чем сложности, так это с бесплатным лечением зубов под наркозом. Не добиться и, боюсь, не дождаться. В итоге родители оплачивают лечение в частных клиниках. Они не верят, что можно изменить ситуацию. Я инициативу проявляю, готова это все осуществить, дойти до административных органов здравоохранения, до прокуратуры. Для этого необходимо собрать пакет документов, подать запрос на конкретных детей. Смотрю, что этот список все меньше и меньше — тех, кто нуждается. Потому что нет сил ждать, и платят по 20–60 тысяч рублей за лечение. У частных клиник на это есть лицензия, анестезиолог, есть кабинет под эту процедуру.
В областной стоматологии есть возможность лечить зубы хирургическим путем — вырывать зубы под общим наркозом. Родители ждут с нетерпением, когда откроется кабинет при Детской областной больнице. Его обещали открыть в начале этого года. Теперь уже есть информация о том, что откроют в сентябре. Проблему с лечением зубов мы обозначили на встрече Оргеевой в прошлом году. Она тогда попросила представителя министерства здравоохранения разобраться в этом вопросе. Но когда у детей болят зубы, то времени ждать нет. Идешь и платишь.
— Как дела с дополнительным образованием?
— Общими усилиями родителей, педагогов-энтузиастов работаем над этим. Когда еще мой ребенок был в дошкольном возрасте, то не было ничего. Были только платные занятия в бассейне. Когда она выросла, я поняла, что надо что-то менять, искать площадки. Проблемы все те же: есть спортивная адаптивная школа по разным видам спорта, но педагогов, тренеров, особенно обученных для работы с лицами с нарушением интеллекта, почти нет. В других регионах хорошо развивается адаптивный спорт: настольный теннис, мини-футбол, спортивная гимнастика. Перенять опыт возможно. Но все начинается с инициативы родителей и тренера. Этот союз творит чудеса. Мы счастливы от нашего нового сотрудничества с ДЮЦ «На Молодежной», руководство которого пошло навстречу нашей организации и открыло группы по арт-терапии и рисованию для наших детей. Но, конечно, хочется большего. И в спорте, и в культурном развитии. Чтобы брали в музыкальные школы города по адаптированной программе, как это делают в других регионах.
— Какой эффект дают занятия плаванием и хореографией?
— Эти занятия помогают в развитии. Дело в том, что у особенных детей очень долго формируется речь. Работа над этим должна идти в комплексе. Не только совместно с логопедом и дефектологом нужны занятия. Параллельно с ними необходима физическая нагрузка. Тогда мозг включает необходимые механизмы, задействует важные для развития зоны. Такие дети очень разбалансированные, у них с координацией большие проблемы. Есть гипотонус мышечный. Спорт им просто необходим. Вдобавок такие дети показывают отличные результаты в своей группе спортсменов с интеллектуальными нарушениями. Если происходят соревнования, то именно в этой подгруппе. Мне жаль, что наших ребят пока не берут на спортивную гимнастику. В других регионах России есть прекрасные результаты именно в этом виде спорта.
— Не менее важный момент, чем образование или медицина, в жизни семьи с особенным ребенком — это отношение к ней в обществе. Какова, на ваш взгляд, ситуация сегодня в Калининграде: не замечают, враждебно относятся?
— Отношение в обществе к нам и нашим детям меняется, но очень медленно. Здесь многое зависит и от нашей работы, и от того, как родители воспитывают своих обычных детей. Особенности воспитания и послужили поводом начать проводить уроки доброты накануне 21 марта в школах и детских садах. 21 марта — это День человека с синдромом Дауна. Мы хотели бы во время этих уроков донести мысль о необходимости воспитания человечности, воспитания понимания, что ребенок может быть другим. У нас есть сценарий. Думаю, что получится такой марафон встреч. Насколько мне известно, в одном из детских садов будет встреча именно с родителями. Потому что, к сожалению, еще очень много довольно грустных историй на тему отторжения ребенка с особенностями развития коллективом сверстников. Здесь взрослые должны оставаться до конца взрослыми и стараться объяснять, воспитывать в детях уважение к другому человеку.
Текст — Вячеслав Максимов, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград», предоставлены Марией Лерман.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Источник