Болевой синдром в неврологии у детей

Учебная цель: сформировать у студента способность и готовность диагностировать различные виды первичной и вторичной головной боли у детей и подростков, боли в спине и шеи, уметь купировать болевой синдром в зависимости от этиологии заболевания.

Студенты должны:

иметь представление (базовый уровень знаний):

— о видах чувствительных нарушений, о патогенетической классификации боли,

— классификация и механизм действия нестероидных противовоспалительных препаратов, триптанов, препаратов эрготамина, антидепрессантов.

знать:

— классификацию головных болей

— критерии диагностики наиболее часто встречающихся форм (ГБН, мигрень, кластерные боли).

— показания для проведения основных методы исследования при болевом синдроме: КТ головного и спинного мозга, МРТ головного и спинного мозга, рентгенографии позвоночника.

уметь:

— интерпретировать результаты неврологического осмотра больных с болевым синдромом, а также результаты лабораторных и инструментальных исследований — рентгенографии позвоночника, офтальмоскопии, КТ головного и спинного мозга, МРТ у больных с болевым синдромом.

— направить к профильным специалистам.

владеть:

— навыками постановки диагноза первичная и вторичная головная боль, вертеброгенный болевой синдром, а также навыком назначения лекарственных средств для лечения и профилактики этих синдромов.

Блок информации

Боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения (Международная ассоциация по изучению боли 1994 г).

Боль – всегда субъективна. Каждый учится применять это слово через негативный опыт, связанный с повреждением в детстве. Источником боли может быть любая ткань в организме, при этом чувство боли может поддерживаться за счет различных механизмов, которые обеспечиваются многими медиаторами.

Патогенетическая классификация боли:

Ноцицептивная боль:

— транзиторная боль в ответ на повреждающий стимул

— спонтанная боль и гиперсенситивность к боли в ответ на повреждение ткани и воспаление.

Нейропатическая боль – спонтанная боль и гиперсенситивность к боли ассоциированная с повреждением нервной системы.

Функциональная боль (психогенная) — гиперсенситивность к боли в результате нарушений центральных процессов анализа нормальных афферентных стимулов.

Ноцицептивные болевые синдромы:

— послеоперационная боль

— суставная боль

— мышечно-скелетная боль

— боль, ассоциированная с травмой

— радикулярная боль

— мигренозная атака.

Головная боль – любое неприятное ощущение кверху от бровей до затылка. Ежемесячно 12 % детей, пропускают один день занятий в школе из-за головной боли. Существует международная классификация головной боли, сейчас используется уже 3 издание данной классификации, которое включает 14 разделов (глав):

Часть I: Первичные ГБ (не связанные с другими заболеваниями) (Главы 1-4)

1. Мигрень

2. Головная боль напряжения

3. Пучковая (кластерная) ГБ и другие тригеминальные вегетативные (автономные) цефалгии

4. Другие первичные ГБ

Часть II: Вторичные ГБ (связанные с другими заболеваниями) (Главы 5-12)

Часть III: Болевые краниальные невропатии и другие лицевые боли (Глава 13)

Часть IV: Другие головные боли (Глава 14).

В классификации указаны основные диагностические критерии разных видов головной боли.

Первичные ГБ:

Мигрень — периодические приступы интенсивной, пульсирующей боли, чаще в глазнично-лобно-височной области, с тошнотой, рвотой, свето- и звукобоязнью, сонливостью и вялостью после завершения приступа. На втором месте по частоте встречаемости среди ГБ у детей.

Мигрень без ауры — диагностические критерии:

Не менее 5 приступов в анамнезе

Длительность от 4 до 72 ч (без терапии), у детей от 1 до 48 ч

Не менее 2 характеристик: пульсирующая, средней или сильной интенсивности (нарушает повседневную деятельность, усиливается при физической нагрузке, односторонняя, у детей – двусторонняя, м.б. лобно-височной локализации). Сочетается с тошнотой или рвотой, и (или) свето- или шумобоязнью. История заболевания, данные объективного осмотра и обследования, позволяют исключить другую форму головной боли.

Мигрень с аурой — 2 и более приступа, соответствующих, не менее чем 3 из диагностических критериев:

Полная обратимость симптомов ауры

Не менее одного симптома ауры, развивающегося постепенно более чем за 4 мин., или 2 и более симптомов ауры, следующих друг за другом последовательно. Ни один симптом ауры не длится более 60 мин. Длительность «светлого» промежутка между аурой и началом головной боли не превышает 60 мин.

Детские периодические синдромы, предшественники мигрени

— доброкачественные пароксизмальные головокружения у детей

— циклическая рвота

— абдоминальная мигрень.

Лечение мигрени.При лечении мигрени используется как терапия острого болевого приступа, так и превентивная терапия.

Терапия острого болевого приступа (НПВС, препараты спорыньи, селективные антогонисты серотонина).

Парацетамол — средство первой линии, используемое при мигрени. В дозе 120 — 250 мг у детей от 1 до 5лет, в дозе 250 — 500 мг от 6 до 12 лет, в дозе до1000мг — у детей с 12 лет, может быть использован каждые 4 — 6 часов (максимум 4 дозы за 24 часа). Ибупрофен также используется при мигрени в дозе до 50 мг у детей от 1 до 2 лет, 100 мг у детей от 3 до 7лет, 200 мг у детей от 8 до 12 лет, в дозе 200 — 600 мг — у детей, старше 12 лет (максимальная суточная доза (МСД) 2400мг). Ибупрофен нельзя назначать детям с бронхиальной астмой. Аспирин не применяется у детей до 16 лет на фоне лихорадки в связи с возможностью возникновения синдрома Рея.

При высокой интенсивности головной боли и затянувшемся характере приступа показано назначение специфической терапии (эрготамины, триптаны). Эрготамины – кофетамин с 12 лет по 1 т каждые 30 мин, МСД – 4 т, синкаптон с 6 до 12 лет ½ т каждые 30 мин МСД 2 т, с 12 лет 1 т каждые 30 мин МСД 4 т. Назначение триптанов возможно только с 16-ти лет. Суматриптан в форме назального спрея в дозе 10 мг эффективен как при мигрени с аурой, так и при мигрени без ауры (МСД 20 мг).

Опиоиды не применяются для лечения мигрени у детей, в связи с риском привыкания к ним. Для купирования тошноты и рвоты возможно применение домперидона в дозе 0,25 — 0,5 мг/кг массы (максимальная доза 2,4 мг/кг/день).

Читайте также:  Синдром пищеводной и желудочной диспепсии

Превентивная терапия показана:

Если частота приступов 2 и более в месяц и они сопровождаются снижением работоспособности в эти дни.

Если можно предположить время начало приступа (менструальная мигрень).

Если симптоматическая терапия острого приступа противопоказана или неэффективна.

Бета-адреноблокаторы. Анаприлин – 2-3 мг/кг/сут. Разрешен с 18 лет. Метопролол 1 мг/кг/сут.

Блокаторы кальцыевых каналов. Цинаризин 0,025 с 12 лет 1 т 2 раза в день.

Антидепрессанты. Амитриптилин, разрешен с 6 лет 10-20 мг/сут. 11-16 лет 25-50 мг/сут.

Антогонисты серотонина. перитол 8-16 мг/сут, дети от 2 до 6 лет 6 мг/сут., 6-14 лет – 12 мг/сут.

Нестероидные противовоспалительные препараты. Пироксикам 20 мг/сут, индометацин 75 мг/сут.

Антиконвульсанты (препараты вальпроевой кислоты – 500-1000 мг/сут, ламотриджин 25-300 мг/сут, топирамат – 100 мг/сут)

Головная боль напряжения — ГБН. Сдавливающая, стягивающая – симптом «каски», «обруча». Двусторонняя головная боль, локализация — лобно-височная, теменно-височная, непульсирующая. Длительность от 30 мин. до 7 дней. Встречается у одного из 100 детей. Средней интенсивности – ухудшает работоспособность, но не «укладывает пациента в постель». По частоте встречаемости на первом месте у детей. Чаще у тревожно-мнительных или демонстративно-успешных личностей («синдром менеджера»).

Лечение.

Оптимизация режима труда и отдыха.

Аутогенная тренировка.

Биологическая обратная связь.

Иглорефлексотерапия.

Фото- и музыкотерапия.

Дыхательно – релаксационная терапия.

Фармакотерапия: отдельные пароксизмы эпизодической ГБН достаточно эффективно купируются приемом обычных анальгетиков: диклофенаком-калия (вольтарен-рапид, Раптен-рапид) — 50-100мг, разрешены с 14 лет, напроксеном (налгезин) – с 9 лет, 10-15 мг/кг/сут., или кетонал 0,05, с 15 лет, а также комбинацией кофеина с анальгетиками (солпадеин, мигренол, цитрамон П — 1-2 таб). Результативным может стать использование аспирина (0,25-0,5г), особенно в быстрорастворимой форме (аспирин «UPSA»), при этом недопустимо его применение у детей до 12 лет на фоне вирусной инфекции в связи с возможностью развития синдрома Рея. В то же время следует особенно подчеркнуть, что анальгетические средства рекомендуется использовать не более 5-8 раз в месяц, во избежание перехода ГБН в «абузусную» ГБ.

Кластерная ГБ. Острейшая «прокалывающая» головная боль в височно-глазничной области, 15-180 мин., частота атак 1-8 в сут. Сопровождается слезотечением, заложенностью носа, опущением века. Ребенок не может найти себе место, передвигается по комнате, в отличии от мигрени, при которой старается лежать в постели. Преимущественно у мальчиков старше 10 лет

Лечение: ингаляции кислорода 100 % со скоростью 8-10 литров в мин., индометацин, лития карбонат (контемнол, лития карбонат), таб. 100 мг. Разовая доза: для взрослых 300-600 мг/ сут., для детей до 12 лет – 15-20 мг/сут. Преднизон таб. 5 мг. В дозе 1 мг/кг/сут — 5 дней, затем в течение 2 недель доза снижается. Для взрослых начальная доза 20-30 мг/сут., поддерживающая 5-10 мг/сут, для детей начальная доза 1-2 мг/кг/сут, поддерживающая 300-600 мг/кг/сут.

Вторичные ГБ:

ГБ, связанные с травмой головы или шеи, связанные с поражением сосудов головного мозга и шеи (инсульт и др.), вызванные опухолями, вызванные приёмом различных веществ или их отменой, вызванные психическими заболеваниями, патологией черепных нервов, инфекцией (менингит), нарушением гомеостаза (патология почек, сахарный диабет), вызванные патологией черепа, шеи, глаз, ушей, носовой полости, пазух, зубов, ротовой полости или других структур черепа и лица.

Одна из частых причин вторичной ГБ — синуситы. Головные боли сопровождаются лихорадкой, заложенностью носа. Усиливаются при движении головой, особенно вперед, и высмаркивании.

Диагностика: рентгенологическое исследование пазух носа.

ГБ при височно-мандибулярном синдроме. Встречается у детей с 8-летнего возраста. Причина — артрит височно-мандибулярного сустава на фоне аномалии прикуса, у 1/3 детей — травмы челюсти. Боли в лице, односторонние.

Диагностика: рентгенологическое исследование сустава

Лечение: нестероидные противовосполительные препараты, аппликации тепла исправление прикуса.

Признаки, указывающие на вероятность серьезной причины головной боли:

— впервые возникшая интенсивная или постепенно (дни или недели) нарастающая головная боль; изменения при неврологическом обследовании, которые не обусловлены ранее перенесенным заболеванием (например, инсультом);лихорадка или другие общеинфекционные проявления; наличие злокачественной опухоли.

При ГБН мышечно-тонические синдромы шейной локализации встречаются в 40 % случаев, у 40 % детей школьного возраста встречаются сколиозы, которые нередко сопровождаются болевым синдромом, у 8 % болезнь Шейермана-Мау, кокигодиния диагностируется у 11 % подростков, обратившихся с болью в спине.

Синдромологическая классификация по топическому распределению боли:

Краниоцервикалгия — боль в области головы и шеи.

Брахиалгия (цервикобрахиалгия) — боль в руке.

Дорзалгия боль в грудном отделе позвоночника.

Люмбалгия (острая боль люмбаго).

Люмбоишиалгия — поястничная боль с иррадиацией в ниж­нюю конечность.

Кокцигодиния — боль в области копчика.

Этиология:

— статодинамические нагрузки (игра на музыкальных инструментах, перенос тяжестей, занятия спортом (кувырки через голову))

— аномалии позвонков, позвоночного канала, задней черепной ямки, ангиомы тел позвонков

— остеохондропатия

— остеопороз

— травмы

— опухоли

— инфекции

— прием кортикостероидов, антиконвульсантов

Аномалии позвонков и позвоночного канала:

— дужек позвонков

— нарушение образования тел позвонков

— арушения разделения позвонков

— нарушение формирования позвоночного канала

— диастематомиелия — костный или соединительнотканный «шип» разделяет спинной мозг и дуральный мешок на два ру­кава.

— аномалии Киари 1—4 сочетаются с аномалиями кранио-цервикального перехода и шейного отдела.

Киари 1 — опущение миндалин мозжечка ниже уровня большого затылочного отверстия, может в свою оче­редь сопровождаться формированием сирингомиелии шейно-грудного уровня.

Киари 2 — значительное смещение миндалин мозжечка до пол­ного в большое затылочное отверстие, каудальная дислокация структур ствола и задней черепной ямки, часто сопутствует менингоцеле, гидроцефалия.

Киари 3 -— самая тяжелая форма дистопии, часто субокципитальное энцефаломенингоцеле, высокая летальность.

Киари 4 — гипоплазия мозжечка без дистопии или синдром Денди-Уолкера.

Клинические проявления вертеброгенных синдромов:

— боль в затылочной, височной области, характерна для краниоцервикалгии, боль в грудной, поястнично-крестцовой, копчиковой области;

Читайте также:  Рефлекторный миотонический синдром поясничного уровня

— иррадиация в конечности;

— связь боли с нагрузкой на позвоночник;

— дефанс: рефлекторный мышечный ответ в результате раздра­жения синовертебрального нерва для иммобилизации позвоночнодвигательного сегмента.

— мышечно-тонический синдром — перенапряжение мышцы в результате длительной статодинамической нагрузки, которое при­водит к ограничению подвижности позвоночника, при осмотре обнаруживаются болевые участки в мышце и сухожилиях;

— компрессионный корешковый синдром;

— вертебробазилярная недостаточность: головокружение, ста­тическая и динамическая атаксия, диплопия.

Распрос, клинический осмотр, обследование пациента:

Важные уточняющие вопросы при болевом синдроме:

Возраст начала.

Провоцирующие факторы.

Время возникновения.

Начало.

Преимущественная локализация.

Сторона.

Интенсивность.

Характер.

Основные анамнестические вопросы:

Что сопровождает (тошнота, головокружение, изменение зрения, слуха и др.).

Что усиливает.

Чем облегчается.

Периоды жизни, утяжеляющие боль.

Наследственность.

Наличие других заболеваний.

Наличие хронического эмоционального стресса.

Обследование:

Визуальная шкала боли.

Клинический осмотр, пальпация, определение объема движения в суставах и отделах позвоночника:

Шейный отдел.

Объем движений в шейном отделе — повороты головы в стороны до 75—85 градусов

Наклоны в сторону 30—45 градусов

Сгибание-разгибание 130—150 градусов.

Грудной отдел.

Сколиоз 1-4 степени

Кифоз — искривление оси позвоночника в сагиттальной плос­кости.

«Верхом» на стуле боковое сгибание максимальный угол до 30 градусов.

Вращение до 25—30 градусов.

В пробах «качание» расстояние между остистыми отростками меняется в пределах 5 градусов.

Поястнично-крестцовый отдел.

Обьем движений в поястнично-крестцовом отделе.

В положении сидя при наклоне тела расстояние между головой и коленями должно достигать 10 см.

Боковое сгибание приводит к опусканию кончиков пальцев руки пациента на стороне наклона до 15 см.

Методы дополнительных исследований:

Консультация офтальмолога с осмотром глазного дна.

Рентгенография черепа.

Клинический и биохимический анализ крови.

Эхоангиография магистральных сосудов головного мозга, шеи.

ЭНМГ мышц плечевого пояса и шеи.

Рентгенография позвоночника.

КТ МРТ головы, позвоночника.

МР-ангиография.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале:

«Практика педиатра», сентябрь 2012, с. 40-42

Н.А. Супонева, ФБГУ Научный центр неврологии РАМН, к. м. н., старший научный сотрудник

Одной из самых частых причин обращений в педиатрической практике является болевой синдром, причины которого разнообразны. Согласно определению Международной ассоциации по изучению боли (IASP), наряду с сенсорным переживанием, обусловленным непосредственным раздражением болевых рецепторов поврежденной ткани, важнейшим компонентом боли является ее эмоциональное переживание [1], базирующееся на социальном и личном опыте.

Оценка степени выраженности болевого синдрома у ребенка является непростой, но крайне важной задачей, поскольку от этого зависит лечебная тактика. Восприятие боли и реакция на нее в зависимости от возраста разная. Золотым стандартом оценки боли у взрослых является визуальная аналоговая шкала, которую можно применять у детей с 5–6-летнего возраста [14]. Детям в возрасте 3–5 лет с этой целью можно предложить модифицированную шкалу, где цифры заменены рисунками в виде выражений эмоций на лице, или так называемую лестницу боли, по которой ребенок должен ответить, на сколько ступеней могла бы подняться игрушка, если бы ей было так же больно, как и малышу. Кроме эмоциональной, боль также вызывает ряд патофизиологических и поведенческих реакций, которые могут быть использованы для объективной оценки степени выраженности болевого синдрома.

Дети разных возрастных групп выражают свою боль иначе, чем взрослые. Так, тело младенцев может интенсивно напрягаться, вытягиваться, одновременно выгибаясь дугой, а на лице наблюдается гримаса боли (брови опущены и наклонены друг к другу, глаза зажмурены, рот открыт в форме квадрата [3]). Ребенок громко и безутешно плачет, прижимает колени к груди, гиперчувствителен или раздражен. Следует отметить, что плач является самым неспецифическим симптомом и может считаться проявлением реакции на боль только в том случае, когда исключены другие, наиболее частые причины (голод, жажда, тревога, желание привлечь внимание родителей). Малыши постарше выражают словесную агрессию, отстраняются от общения и игр, физически сопротивляются, отталкивая болевой стимул после его применения, щадят область тела, причиняющую страдания. Таким образом, у детей в возрасте старше 3 лет оценка болевого синдрома существенно облегчается, поскольку в этом возрасте ребенок может достаточно определенно выразить и идентифицировать боль с помощью специальных оценочных шкал (например, Faces Pain Rating Scale [2]), а также четко показать место, где болит, на своем теле или на картинке. Однако следует помнить о том, что дети, страдая от боли, не всегда предъявляют активные жалобы. Причиной тому могут быть: боязнь врача или болезни, обида или раздражение на родителей или окружающих, боязнь инъекций или лекарств, а также того, что их могут положить в больницу, опасения в проведении дополнительных обследований. В связи с этим врачам рекомендуется максимально использовать информацию, полученную при опросе родителей, тестированиях по шкалам и оценке физиологических и поведенческих реакций.

Дошкольники уже могут описать интенсивность боли, цепляются за родителей, требуя дополнительной эмоциональной поддержки (поцелуи, объятия), осознают, что из своего состояния можно извлечь выгоду, а в ряде случаев воспринимают боль как наказание. Дети школьного возраста в описании боли используют объективные характеристики и сравнительные прилагательные, могут жаловаться на ночные кошмары, а также сжимают кулаки, стискивают зубы, нахмуривают брови, закрывают глаза, напрягают мышцы туловища, щадят больное место, а также ведут себя как дети более младшего возраста. Старшие дети осознанно локализуют и вербализируют боль, их поведение неустойчиво и может изменяться (раздражительность, капризы, грубость). В любом возрасте может нарушаться аппетит и сон.

В интерпретации и оценке болевого синдрома у новорожденных и младенцев, а также у детей с задержкой психомоторного развития и нарушением коммуникативных функций существенную помощь оказывает использование специально разработанных шкал, позволяющих в комплексе оценить поведенческие и физиологические реакции ребенка: шкала Neonatal/Infant Pain Scale (NIPS) для детей до 1 года [4], шкала FLACC [5] для детей от 1 до 3–4 лет и др. Дополнительную помощь может оказать использование шкалы прикроватной оценки боли, а также с помощью родительской шкалы [6], согласно которым болевые ощущения ребенка градируются как отсутствие боли, легкая боль, умеренная и тяжелая.

Читайте также:  Синдром утренней зари при сахарном диабете это

К немедикаментозным методам облегчения боли у ребенка относятся: эмоциональная продержка со стороны родителей, в том числе обеспечение возможности их совместного пребывания во время болезни или болезненных диагностических процедур; физические методы, к которым относятся поглаживание, массаж, вибрация, укачивание, местное применение холода или тепла, контролируемое глубокое спокойное дыхание; когнитивные методы, такие как отвлечение ребенка, чтение книг, рисование, пение, игры, посещение церкви, молитвы. Известно, что применение 0,5–1мл 30%-го раствора глюкозы перорально за 1–2 минуты до проведения болезненной процедуры (забор крови, инъекции) вместе с пустышкой облегчают восприятие боли у новорожденных и младенцев до 3-месячного возраста. Все вышеперечисленные методы являются дополнительными, широко применяются в зарубежной педиатрической практике обезболивания, но ни в коей мере не заменяют лекарственных препаратов.

Легкая и умеренная боль в детской практике встречается наиболее часто, что обуславливает необходимость остановиться на способах ее купирования более подробно. Такая боль наблюдается при прорезывании зубов, болях в ухе при отитах и евстахиитах, головной боли, болях в мышцах и суставах, в том числе после ушибов и растяжений, при радикулитах и артритах, при местной поствакцинальной реакции. Наиболее часто используемыми анальгетиками являются парацетамол и ибупрофен (Ибуфен). Традиционно рекомендуемой с целью снижения температуры тела дозы парацетамола обычно достаточно для обезболивания: перорально 20 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6–8 часов, или ректально 30–40 мг/кг, а затем 15–20 мг/кг каждые 6 часов, но не более 90–100 мг/кг/сут для детей и 60 мг/кг/сут для новорожденных. Такая максимальная суточная доза разрешена у детей до 3 месяцев жизни в течение не более 2 дней, а для детей старше 3 месяцев – не дольше 3 суток [6]. Однако, как показывает практика, обезболивающее действие у парацетамола у многих детей бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект вовсе отсутствует.

В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с 3-месячного возраста препарат из группы нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) – Ибуфен (ибупрофен). Его тройной эффект обеспечивает уменьшение жара, обезболивание и подавление воспаления. Основной патогенетический механизм действия Ибуфена заключается в подавлении циклооксигеназы [7]. Обезболивание достигается путем уменьшения образования простагландинов, брадикинина, эндогенных пирогенов, радикалов кислорода и оксида азота, что в свою очередь угнетает воспалительную реакцию и уменьшает болевую рецепцию непосредственно в области повреждения. Такое удачное сочетание общего и локального механизмов действия Ибуфена дает возможность существенно облегчить состояние малыша путем назначения всего одного медикамента.

Разовая доза Ибуфена составляет 5–10 мг /кг с кратностью приема каждые 6–8 часов, но не более 30 мг/кг в сутки (максимум 500 мг /сут). Ибуфен выпускается в двух формах – с ложкой-дозатором и шприцем-дозатором, что позволяет родителям выбрать оптимальный способ ввода лекарства своему ребенку.

Эффективность и безопасность ибупрофена была подтверждена Bertin с соавт. в 1996 году, когда 219 детей с острым отитом в возрасте от 1 до 6 лет были включены в рандомизированное двойное слепое мультицентровое контролируемое исследование. Из них 71 человек получал ибупрофен (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг, 73 человека – парацетамол, 75 человек – плацебо, перорально трижды в день в течение 2 суток. Одновременно всем проводилась антибиотикотерапия в течение 7 дней. В ходе исследования был доказан очевидный обезболивающий эффект ибупрофена (Ибуфен) по сравнению с плацебо, сопоставимый с эффектом парацетамола [10]. Bertin с соавт. [15] оценивали анальгезирующий эффект ибупрофена (Ибуфен) в дозе 10 мг/кг по сравнению с парацетамолом (10 мг/кг) или плацебо у 231 ребенка с тонзиллитом и фарингитом, дополнительно принимавших в течение 7 дней антибиотики. Уже в течение 48 часов 80% детей в группе ибупрофена (Ибуфен) и 70,5% детей в группе парацетамола не отмечали спонтанных болей и болей при глотании, что существенно отличалось от группы плацебо (55% детей, р<0,01).

Ибуфен – безопасный препарат, что особенно актуально в педиатрической практике. Lesko S.M. с соавт., проанализировав 84 000 детей, получавших ибупрофен (Ибуфен) с фарингитом, средним отитом, ОРВИ или гастроэнтеритом в дозе 5 или 10 мг/кг коротким курсом, показали, что этот препарат не увеличивает риск госпитализаций вследствие желудочно-кишечных кровотечений, почечной недостаточности, синдрома Рея или анафилаксии [13]. Безопасность Ибуфена была подтверждена и в ходе другого исследования, проведенного McIntyre J. и Hull D. [11]. В этом рандомизированном контролируемом исследовании принимали участие 150 детей с лихорадкой различного генеза. Результаты продемонстрировали одинаковую антипиретическую эффективность препарата, а также низкую частоту побочных эффектов. Таким образом, было доказано, что суспензия Ибуфена является эффективным и хорошо переносимым жаропонижающим средством у детей.

Бронхиальная обструкция у детей, особенно раннего возраста, является частым симптомом ОРВИ. Lesko S.M. с соавт. в 2002 году в ходе крупномасштабного рандомизированного двойного слепого ацетаминофен-контролируемого клинического исследования, включавшего 1879 детей с бронхиальной астмой, не имеющих непереносимости аспирина, сумели доказать, что ибупрофен (Ибуфен) не увеличивает риск бронхоспазма у этой категории больных [12]. Однако ибупрофен, как все НПВП, может увеличивать время кровотечения, что следует учитывать при его назначении у пациентов с адено-/тонзилэктомией или другими оперативными вмешательствами [9].

Таким образом, необходимость в адекватном и одновременно безопасном обезболивании в педиатрической практике возникает достаточно часто. Этим требованиям в полной мере соответствует Ибуфен, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник