Болевой синдром у детей нуждающихся в паллиативной медицинской помощи

1 ЗЕТ – Лечебное дело, Неонатология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия
1) Как обозначается длительная боль, связанная с соматическим заболеванием, злокачественными новообразованиями?
 – персистирующая боль
2) Как обозначается боль, вызванная структурным повреждением или дисфункцией нервных клеток периферической или центральной нервной системы?
 – нейропатическая боль
3) Как обозначается временное нарастание интенсивности боли до или выше исходного уровня?
 – прорывная боль
4) Как обозначается уровень боли, испытываемой и описываемой пациентом?
 – тяжесть боли
5) Какое главное отличие дисфункционального типа боли от ноцицептивной и нейропатической?
 – при традиционном обследовании не удается выявить причину боли или органические заболевания
6) Каковы причины возникновения боли, вызванной злокачественным опухолевым процессом?
 – выделение специфических алгогенов в процессе развития и роста опухоли
 – сдавление здоровых тканей быстро растущими опухолевыми клетками
 – выделение ионов водорода клетками опухоли
7) Какие виды боли выделяют по длительности?
 – острую боль – менее 30 дней
 – хроническую — более 3 месяцев
8) Что приводит к возникновению ноцицептивной соматической боли?
 – воздействие болезненного агента
 – активизация болевых рецепторов (ноцицепторов) в коже
 – повреждение ткани
 – активизация болевых рецепторов (ноцицепторов) в костях
9) Почему сложно распознать нейропатическую боль?
 – участок кожи рядом с местом локализации боли может быть лишенным чувствительности
 – пациент описывает свою боль как необычную: жгучую, стреляющую
 – участок кожи рядом с местом локализации боли может быть слишком чувствительным и легкое прикосновение ткани оказывается болезненным
10) Каковы основные поведенческие реакции при острой боли?
 – движения тела
 – плач и невозможность утешить ребенка
 – выражение лица
11) Каковы характерные черты для сильной боли у детей?
 – инсомния
 – аппетит отсутствует, могут пить воду
12) Каковы принципы использования шкал оценки боли у детей?
 – наличие исходных баллов измерения боли для сравнения с баллами после назначения или коррекции лечения
 – наличие четких инструкций по использованию и интерпретации результатов
 – регулярная оценка боли, например, каждые 4-6 часов, а в тяжелых случаях – чаще
13) Что включает оценка боли у детей?
 – анализ анамнеза болезни
 – анализ предыдущего опыта болевых ощущений
 – анализ лечения
 – анализ ответа на лечение
14) Как оценивается интенсивность боли и эффективность лечения?
 – специальными шкалами оценки боли
 – выявлением типа боли
 – регистрацией локализации боли
15) Какие поведенческие реакции часто встречаются при хронической боли?
 – снижение интереса к происходящему вокруг
 – выражение лица маскообразное
 – вынужденное положение и нежелание его менять
16) Какие понятия относятся к классификации боли по длительности?
 – хроническая — более 3 месяцев
 – острая боль – менее 30 дней
17) Что приводит к возникновению нейропатической боли?
 – хирургическое лечение
 – патологический процесс в соматосенсорной системе
 – повреждение нервной системы на центральном уровне
 – повреждение нервной системы на периферическом уровне
18) Какие понятия относятся к классификации боли по патофизиологическому механизму?
 – нейропатическая – периферическая
 – ноцицептивная – соматическая (поверхностная/глубокая)
19) Результатом каких состояний может быть персистирующая боль у детей?
 – хронических болезней (например, артрит, серповидно-клеточная анемия)
 – злокачественных новообразований
 – травм (механических, термических, электрических и химических)
20) Каковы характерные черты для слабой боли у детей?
 – пациенты, независимо от возраста, испытывают дискомфорт
 – меняется поведение
 – пациенты, независимо от возраста, раздражительны, конфликтны
Источник
1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России
Любое восприятие боли субъективно, поэтому не существует метода для объективного ее измерения.
- Рекомендуется для оценки интенсивности боли и эффективности леченияприменять специальные шкалы оценки боли, регистрировать локализацию, время появления, тип, характер и длительность болевого синдрома.
Комментарии: Боль необходимо рутинно оценивать наряду с артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, температурой и частотой дыхания пациента. Цель оценки боли – понимание, что испытывает ребенок, и установление влияющих на нее факторов (усиливающих и облегчающих). Рутинно используют субъективные методы оценки боли с помощью шкал: это делает сам пациент или врач, медсестра или родители больного ребенка. В процессе оценки проводят идентификацию типа боли (ноцицептивная, нейропатическая, диссоциативная, смешанная), ее интенсивность (например, по 10-ти балльной шкале: слабая – 1-3 балла, умеренная – 4-6 баллов, сильная – более 7 баллов) и продолжительность; устанавливают локализацию и определяют эффективностьлечения. При любом виде боли нужно понять причину и лечить ее, если это возможно.
Оценка боли у детей включает:
- анализ предыдущего опыта болевых ощущений, анамнеза болезни, лечения и ответа на лечение;
- анализ болевых ощущений в настоящее время (отношение к боли ребенка и родителей, личностные особенности ребенка до болезни и в настоящее время; вербальные и поведенческие сигналы, которые использует ребенок для выражения боли; как родители описывают боль; что делают или не делают родители и/или лица, ухаживающие за ребенком; что эффективнее всего облегчает боль; динамика боли; влияет ли боль на сон, эмоциональное состояние и привычную активность ребенка).
При оценке боли учитывают невербальные знаки со стороны ребенка и уровень развития пациента. Важно, чтобы ребенок сам рассказал о своей боли. Если ребенок не может говорить, описание боли ложится на родителей или опекунов. Родители, как правило, знают типичную реакцию своих детей на боль. Для оценки боли у детей младше 3 лет, а также у детей с задержкой речевого и умственного развития используется метод наблюдения за поведением.
Основные поведенческие реакции при острой боли: выражение лица, движения тела, плач и невозможность утешить ребенка, стоны. Наиболее часто встречающиеся поведенческие реакции при хронической боли: вынужденное положение, нежелание его менять, выражение лица маскообразное, страдальческое, безучастное, снижение интереса к происходящему вокруг, чрезмерно тихое поведение, повышенная раздражительность, сниженное настроение, расстройство сна, гнев, нарушение аппетита.
Механизмы регуляции болевой чувствительности определяют поведенческие особенности детей и подростков: при слабой боли, как правило, отсутствуют жалобы на боль; при умеренной боли – пассивные жалобы; при сильной боли — жалобы активные.
 Для эффективноголеченияболи важно знать, как ведут себя дети при боли разной интенсивности:
- Слабая боль. Пациенты, независимо от возраста, испытывают дискомфорт, они раздражительны, конфликтны, меняется поведение. Плохое самочувствие с болью не связывают. Боль как ощущение не распознают, жалоб не предъявляют. Аппетит сохранен, игрушками интересуются и играют, контакт с окружением и сон не нарушены.
- Умеренная боль. Боль как ощущение распознают, но жалобы пассивные. Аппетит снижен, игрушками интересуются, но не играют. Внимание напряженное, сон беспокойный.
- Сильная боль. Жалобы активные. Аппетит отсутствует, могут пить воду. Игрушками не интересуются. Ночной сон нарушен – инсомния. Контакты с окружением отвергают. Положение пассивное. Может быть громкий нерегулируемый плач.
- Очень сильная боль. Контакта нет, взгляд потухший, может быть беззвучный плач.
Шкалы оценки боли (см. табл.1) помогают оценивать динамику боли и ответ налечение; сформировать у ребенка понимание, что к его боли неравнодушны и пытаются помочь; стандартизировать профессиональное обсуждение болевого синдрома.
Таблица 1. Шкалы оценки болевого синдрома у детей разного возраста
| Возраст | Название шкалы | См. Приложение | 
| до 1 года | Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS | Приложение Г1 | 
| до 3 лет | Поведенческая шкала (FLACC Scale) | Приложение Г2 | 
| Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale) | Приложение Г7 | |
| От 3 до 7 лет | Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера оценки боли по изображению лица(Face scale) | Приложение Г3 | 
| Шкала рук (Hand scale) | Приложение Г4 | |
| Цветная шкала Эланда (Eland body tool) | Приложение Г5 | |
| старше 7 лет | Визуально-аналоговая шкала | Приложение Г6 | 
| Числовая рейтинговая шкала | Нет в приложении | 
Принципы использования шкал оценки боли у детей:
- наличие исходных баллов измерения боли для сравнения с баллами после назначения или коррекции лечения;
- регулярная оценка боли, например, каждые 4-6 часов, а в тяжелых случаях – чаще;
- выбор шкалы в соответствии с возрастом и когнитивно-вербальным статусом ребенка;
- наличие четких инструкций по использованию и интерпретации результатов;
- документирование в амбулаторной/стационарной карте пациента названия шкалы и результатов оценки боли (в баллах);
- при отсутствии боли указывать в медицинской документации, что боли нет.
Приложение Г1. Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS)
Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года – это поведенческий инструмент оценки боли у детей, родившихся как доношенными, так и недоношенными.
Она включает оценку следующих параметров:
- Выражение лица.
- Плач.
- Дыхание.
- Руки.
- Ноги.
- Состояние возбуждения.
Уровень боли выражен в виде суммы баллов за каждый из шести параметров; минимально возможная сумма баллов – 0, максимально возможная – 7 (Lawrence et al., 1993 г.). Сумма баллов выше трех означает наличие боли.
| Показатель | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | Баллы | 
| Выражение лица | Расслабленные мышцы. | Гримаса. Сжаты мышцы лица, изборожденный лоб, страдальчески изогнуты брови, подбородок и челюсть (негативное выражение лица – нос, рот, брови) | –– | |
| Плач* | Отсутствие плача, спокойствие | Хныканье, умеренные прерывистые стоны | Сильный плач. Сильный крик, высокий, пронзительный, непрерывный | |
| Дыхание | Дыхание расслабленное. Обычное для данного ребенка | Визуальное изменение дыхания. Вдыхание воздуха нерегулярное, быстрее обычного, рвотные движения, задержка дыхания | –– | |
| Руки | Руки расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения рук | Руки согнуты/вытянуты. Напряженные, выпрямленные руки, напряженное и/или быстрое движение, сгибание рук | –– | |
| Ноги | Ноги расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения ног | Ноги согнуты/вытянуты. Напряженные, прямые ноги, напряженное и/ или быстрое движение, сгибание ног | –– | |
| Состояние возбуждения | Сон/пробуждение. Спокойный, мирный сон со случайными движениями ног; | Суетливое состояние. Тревога, беспокойство и нервные движения | –– | |
| Суммарный балл: | ||||
* – Внимание: безмолвный плач может быть просуммирован, если ребенок интубирован и плач очевиден по движениям рта и лица
Приложение Г2. Поведенческая шкала FLACC (face, legs, activity, cry, consolability) для детей до 3 –х лет
Шкала учитывает выражение лица, движения ног, характер крика, а также насколько ребенок поддается успокаиванию, и особенности его поведения. Общая оценка по шкале FLАСС равна сумме баллов по всем пунктам описания.
Минимальная оценка равна 0, максимальная — 10 баллам. Чем выше оценка, тем сильнее боль и тем хуже себя чувствует ребенок.
| Параметры | Характеристика | Баллы | Балл оценки | 
| Лицо | Неопределенное выражение или улыбка. | ||
| Редко – гримаса или сдвинутые брови. Замкнутость. Не проявляет интереса. | 1 | ||
| Частое или постоянное дрожание подбородка. Сжимание челюстей. | 2 | ||
| Ноги | Нормальное положение, расслабленность. | ||
| Не может найти нормального положения, постоянно двигает ногами. Ноги напряжены. | 1 | ||
| Брыкание или поднимание ног. | 2 | ||
| Движения | Лежит спокойно, положение нормальное, легко двигается. | ||
| Корчится, сдвигается вперед и назад, напряжен. | 1 | ||
| Выгибается дугой; ригидность; подергивания. | 2 | ||
| Плач | Нет плача (в состоянии бодрствования и во сне) | ||
| Стонет или хнычет; время от времени жалуется. | 1 | ||
| Долго плачет, кричит или всхлипывает; часто жалуется. | 2 | ||
| Насколько поддается успокоению | Доволен, спокоен | ||
| Успокаивается от прикосновений, объятий, разговоров. Можно отвлечь. | 1 | ||
| Трудно успокоить | 2 | ||
| Суммарный балл: | |||
Приложение Г3. Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера для детей от 3 до 7 лет
Ребенка просят: «покажи, как сильно у тебя сейчас болит». Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше определять свои эмоции, чем боль.
Приложение Г4. Шкала рук (Hand Scale) для детей старше 3 лет
Оценивает колебания боли: отсутствие боли — сжатая в кулак рука, сильная боль — полностью разжатая рука.
Приложение Г5. Цветная шкала Эланда для детей от трех до семи лет (можно старше)
Помогает оценить интенсивность боли в разных локализациях.
Попросите ребенка определить боль с помощью цвета, например,
- нет боли – нет цвета;
- слабая боль – желтый цвет;
- умеренная боль – оранжевый;
- сильная боль – красный.
| Нет боли | Слабая боль | Умеренная боль | Сильная боль | 
 
Попросите ребенка показать места боли, раскрасив изображение человека выбранными цветами в соответствующих местах.
Приложение Г6. Визуально-аналоговая шкала для детей старше 7 лет
Попросить ребенка положить пальцы на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения.
Приложение Г7. Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain, TVP scale)
Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale) была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией и пока не утверждена (Albertyn, 2010 г.). Она использует прикосновения и наблюдение для оценки боли наряду с оценкой беспокойства и дискомфорта, наблюдаемыми у ребенка.
Шкала основана на наблюдении за следующим параметрами:
- Положение головы.
- Словесное описание (вербализация) боли.
- Напряженность лица.
- Положение рук и ног.
- Дыхание.
- Частота сердечных сокращений.
Это десятибалльная шкала, 1 балл дается за наличие симптома. Минимальная сумма баллов – 0, максимальная сумма баллов – 10.
| Параметр | Характеристика | Балл (нет – 0, есть – 1) | 
| Напряженность лица | Напряжение на лице (страх или боль), сжатый рот, напряжение или обеспокоенность в глазах, расстроенный взгляд | |
| Положение головы | Голова асимметрична | |
| Шея несимметрично расположена на плечах, плечи приподняты | ||
| Дыхание | Грудное и/или нерегулярное дыхание и/или дыхание ртом и/или межреберными мышцами и/или раздувание крыльев носа и/или потрескивание | |
| Частота сердечных сокращений | Учащение и/или снижение частоты сердечных сокращений | |
| Положение рук и ног | Руки плотно прижаты к телу или скрещены у лица, груди или живота | |
| Кулаки (невозможно или сложно открыть пальцем) | ||
| Колени плотно вместе или туго скрещены | ||
| Одна нога прикрывает область подгузника | ||
| Пальцы загибаются вверх с твердыми ступнями, лодыжки плотно сведены | ||
| Суммарный балл: | ||
Источник
1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России
Исследования показывают, что у детей всех возрастов, в т. ч. новорожденных, есть нейрохимическая способность испытывать ноцицептивную боль. Недоношенные, у которых операция была проведена с минимальной анестезией, имеют намного больший уровень стресса, осложнений и смертности, по сравнению с теми, кто получил глубокий наркоз. Чем меньше ребенок, тем хуже он переносит боль, переносимость боли повышается с возрастом. Каждая новая болезненная процедура приводит к накоплению «негативного» опыта и усилению восприятия болевых ощущений. Болевые ощущения, которые ребенок испытал в самом раннем возрасте, могут иметь долгосрочные последствия, включая низкую толерантность к боли.
Персистирующий болевой синдром ведет к дезадаптации, к ненормальному восприятию болевых и неболевых импульсов и сопровождается различными нарушениями функций центральной нервной системы (ЦНС). Клиническая картина зависит от локализации очага поражения, конституции больного, его психики и индивидуального порога болевой чувствительности, предшествующего болевого опыта.
Мировая практика показывает, что правильное назначение обезболивающих согласно современным клиническим рекомендациям способно облегчить болевые ощущения в подавляющем большинстве случаев. Несвоевременное или неэффективное лечение боли может стать причиной возникновения хронического болевого синдрома в результате дисбаланса в работе периферической и центральной нервной системы. Нейрональные рецепторы и волокна в этом случае подвергаются постоянной активизации, что приводит к возрастающей стимуляции центральной нервной системы (спинного и головного мозга) болевыми раздражителями. Одна из основных причин хронической боли – появление комплексов гиперреактивных нейронов на различных уровнях ЦНС. Их патологическая активность обусловлена поломкой механизмов нейронального торможения, повышенной возбудимостью нейронов и активацией неактивных синапсов, что объединяет эти нейроны в единый очаг возбуждения с самоподдерживающейся эктопической активностью. Эта активность приводит к функциональным, структурным и адаптивным (нейропластическим) изменениям в головном и спинном мозге, из-за чего боль продолжается, даже когда ее причина устранена.
Боль, вызванная злокачественным опухолевым процессом, имеет свою специфику. Опухолевые клетки быстро растут, сдавливая прилежащие здоровые ткани, которые чувствительны к механическим воздействиям (висцеральные боли), либо прорастают или сдавливают периферические и центральные структуры нервной системы (например, нейропатические боли). В процессе развития и роста опухоль выделяет специфические алгогены: эндотелин, простагландины и фактор некроза опухолей-альфа (TNF-α), которые возбуждают или повышают восприимчивость периферических рецепторов и нервных волокон к сенсорным раздражителям. Опухоли выделяют ионы водорода Н+, что приводит к местному ацидозу, сопровождающемуся сходными эффектами. Протеолитические ферменты, вырабатываемые опухолевыми клетками, постоянно возбуждают и дестабилизируют сенсорную симпатическую иннервацию, что приводит к нейропатической боли. Боль, вызванная метастазами опухоли, возникает в результате прямого опухолевого повреждения С-афферентов сенсорных нейронов, иннервирующих костный мозг, а также из-за нарушения баланса между активностью остеокластов и остеобластов, кости теряют прочность, подвержены остеолизу, патологическим переломам и микропереломам, в результате механическая деформация периоста становится основным источником боли.
Ноцицептивная соматическая боль возникает в результате повреждения ткани или воздействия на него болезненного агента, в том числе опухоли с последующей активизацией болевых рецепторов (ноцицепторов) в костях, коже, подкожной клетчатке, в мышцах и мягких тканях и пр. Эта боль хорошо локализована, может быть преходящей или постоянной, имеет различные описательные характеристики: тупая или острая, давящая, пульсирующая, дергающая, сверлящая, грызущая, распирающая и пр.
Ноцицептивная висцеральная боль возникает при повреждении симпатически иннервируемых органов (при поражении поджелудочной железы, стенок желудка и кишечника, растяжении капсулы печени и пр.). Эта боль плохо локализована, имеет разлитой характер (тупая с приступами обострения, сжимающая, схваткообразная, тянущая, изнуряющая и пр.).
Нейропатическая боль является результатом повреждения нервной системы на периферическом или центральном уровне, или патологического процесса в соматосенсорной системе. Зачастую сопровождает тяжелые ноцицептивные болевые синдромы, но иногда встречается, как самостоятельный вид боли, например, после хирургического лечения, или при проведении химиотерапии, а также в результате сдавления нерва опухолью, при вирусном повреждении нерва, при тяжелых формах диабета.
Нейропатическую боль сложно распознать:
- пациент описывает свою боль как необычную: жгучую, стреляющую, «как будто бьет током», или как иные странные ощущения;
- участок кожи рядом с местом локализации боли может быть либо лишенным чувствительности, либо слишком чувствительным, настолько, что даже легкое прикосновение ткани оказывается болезненным.
Дисфункциональная боль – боль, возникающая при отсутствии активации ноцицепторов и видимого органического повреждения, в том числе со стороны нервной системы. Главное отличие дисфункционального типа боли от ноцицептивной и нейропатической в том, что при традиционном обследовании не удается выявить причину боли или органические заболевания, которые могли бы объяснить ее происхождение. К типичным примерам такой боли относятся фибромиалгия, головная боль напряжения и психогенные боли (соматоформное болевое расстройство).
Источник
