Болевой синдром у детей нуждающихся в паллиативной медицинской помощи

Болевой синдром у детей нуждающихся в паллиативной медицинской помощи thumbnail

1 ЗЕТ – Лечебное дело, Неонатология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия

1) Как обозначается длительная боль, связанная с соматическим заболеванием, злокачественными новообразованиями?
– персистирующая боль

2) Как обозначается боль, вызванная структурным повреждением или дисфункцией нервных клеток периферической или центральной нервной системы?
– нейропатическая боль

3) Как обозначается временное нарастание интенсивности боли до или выше исходного уровня?
– прорывная боль

4) Как обозначается уровень боли, испытываемой и описываемой пациентом?
– тяжесть боли

5) Какое главное отличие дисфункционального типа боли от ноцицептивной и нейропатической?
– при традиционном обследовании не удается выявить причину боли или органические заболевания

6) Каковы причины возникновения боли, вызванной злокачественным опухолевым процессом?
– выделение специфических алгогенов в процессе развития и роста опухоли
– сдавление здоровых тканей быстро растущими опухолевыми клетками
– выделение ионов водорода клетками опухоли

7) Какие виды боли выделяют по длительности?
– острую боль – менее 30 дней
– хроническую — более 3 месяцев

8) Что приводит к возникновению ноцицептивной соматической боли?
– воздействие болезненного агента
– активизация болевых рецепторов (ноцицепторов) в коже
– повреждение ткани
– активизация болевых рецепторов (ноцицепторов) в костях

9) Почему сложно распознать нейропатическую боль?
– участок кожи рядом с местом локализации боли может быть лишенным чувствительности
– пациент описывает свою боль как необычную: жгучую, стреляющую
– участок кожи рядом с местом локализации боли может быть слишком чувствительным и легкое прикосновение ткани оказывается болезненным

10) Каковы основные поведенческие реакции при острой боли?
– движения тела
– плач и невозможность утешить ребенка
– выражение лица

11) Каковы характерные черты для сильной боли у детей?
– инсомния
– аппетит отсутствует, могут пить воду

12) Каковы принципы использования шкал оценки боли у детей?
– наличие исходных баллов измерения боли для сравнения с баллами после назначения или коррекции лечения
– наличие четких инструкций по использованию и интерпретации результатов
– регулярная оценка боли, например, каждые 4-6 часов, а в тяжелых случаях – чаще

13) Что включает оценка боли у детей?
– анализ анамнеза болезни
– анализ предыдущего опыта болевых ощущений
– анализ лечения
– анализ ответа на лечение

14) Как оценивается интенсивность боли и эффективность лечения?
– специальными шкалами оценки боли
– выявлением типа боли
– регистрацией локализации боли

15) Какие поведенческие реакции часто встречаются при хронической боли?
– снижение интереса к происходящему вокруг
– выражение лица маскообразное
– вынужденное положение и нежелание его менять

16) Какие понятия относятся к классификации боли по длительности?
– хроническая — более 3 месяцев
– острая боль – менее 30 дней

17) Что приводит к возникновению нейропатической боли?
– хирургическое лечение
– патологический процесс в соматосенсорной системе
– повреждение нервной системы на центральном уровне
– повреждение нервной системы на периферическом уровне

18) Какие понятия относятся к классификации боли по патофизиологическому механизму?
– нейропатическая – периферическая
– ноцицептивная – соматическая (поверхностная/глубокая)

19) Результатом каких состояний может быть персистирующая боль у детей?
– хронических болезней (например, артрит, серповидно-клеточная анемия)
– злокачественных новообразований
– травм (механических, термических, электрических и химических)

20) Каковы характерные черты для слабой боли у детей?
– пациенты, независимо от возраста, испытывают дискомфорт
– меняется поведение
– пациенты, независимо от возраста, раздражительны, конфликтны

Источник

1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России

Любое восприятие боли субъективно, поэтому не существует метода для объективного ее измерения.

  • Рекомендуется для оценки интенсивности боли и эффективности леченияприменять специальные шкалы оценки боли, регистрировать локализацию, время появления, тип, характер и длительность болевого синдрома.

Комментарии: Боль необходимо рутинно оценивать наряду с артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, температурой и частотой дыхания пациента. Цель оценки боли – понимание, что испытывает ребенок, и установление влияющих на нее факторов (усиливающих и облегчающих). Рутинно используют субъективные методы оценки боли с помощью шкал: это делает сам пациент или врач, медсестра или родители больного ребенка. В процессе оценки проводят идентификацию типа боли (ноцицептивная, нейропатическая, диссоциативная, смешанная), ее интенсивность (например, по 10-ти балльной шкале: слабая – 1-3 балла, умеренная – 4-6 баллов, сильная – более 7 баллов) и продолжительность; устанавливают локализацию и определяют эффективностьлечения. При любом виде боли нужно понять причину и лечить ее, если это возможно.

Оценка боли у детей включает:

  • анализ предыдущего опыта болевых ощущений, анамнеза болезни, лечения и ответа на лечение;
  • анализ болевых ощущений в настоящее время (отношение к боли ребенка и родителей, личностные особенности ребенка до болезни и в настоящее время; вербальные и поведенческие сигналы, которые использует ребенок для выражения боли; как родители описывают боль; что делают или не делают родители и/или лица, ухаживающие за ребенком; что эффективнее всего облегчает боль; динамика боли; влияет ли боль на сон, эмоциональное состояние и привычную активность ребенка).

При оценке боли учитывают невербальные знаки со стороны ребенка и уровень развития пациента. Важно, чтобы ребенок сам рассказал о своей боли. Если ребенок не может говорить, описание боли ложится на родителей или опекунов. Родители, как правило, знают типичную реакцию своих детей на боль. Для оценки боли у детей младше 3 лет, а также у детей с задержкой речевого и умственного развития используется метод наблюдения за поведением.

Основные поведенческие реакции при острой боли: выражение лица, движения тела, плач и невозможность утешить ребенка, стоны. Наиболее часто встречающиеся поведенческие реакции при хронической боли: вынужденное положение, нежелание его менять, выражение лица маскообразное, страдальческое, безучастное, снижение интереса к происходящему вокруг, чрезмерно тихое поведение, повышенная раздражительность, сниженное настроение, расстройство сна, гнев, нарушение аппетита.

Механизмы регуляции болевой чувствительности определяют поведенческие особенности детей и подростков: при слабой боли, как правило, отсутствуют жалобы на боль; при умеренной боли – пассивные жалобы; при сильной боли — жалобы активные.

Для эффективноголеченияболи важно знать, как ведут себя дети при боли разной интенсивности:

  1. Слабая боль. Пациенты, независимо от возраста, испытывают дискомфорт, они раздражительны, конфликтны, меняется поведение. Плохое самочувствие с болью не связывают. Боль как ощущение не распознают, жалоб не предъявляют. Аппетит сохранен, игрушками интересуются и играют, контакт с окружением и сон не нарушены.
  2. Умеренная боль. Боль как ощущение распознают, но жалобы пассивные. Аппетит снижен, игрушками интересуются, но не играют. Внимание напряженное, сон беспокойный.
  3. Сильная боль. Жалобы активные. Аппетит отсутствует, могут пить воду. Игрушками не интересуются. Ночной сон нарушен – инсомния. Контакты с окружением отвергают. Положение пассивное. Может быть громкий нерегулируемый плач.
  4. Очень сильная боль. Контакта нет, взгляд потухший, может быть беззвучный плач.

Шкалы оценки боли (см. табл.1) помогают оценивать динамику боли и ответ налечение; сформировать у ребенка понимание, что к его боли неравнодушны и пытаются помочь; стандартизировать профессиональное обсуждение болевого синдрома.

Таблица 1. Шкалы оценки болевого синдрома у детей разного возраста

Возраст

Название шкалы

См. Приложение

до 1 года

Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS

Приложение Г1

до 3 лет

Поведенческая шкала (FLACC Scale)

Приложение Г2

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale)

Приложение Г7

От 3 до 7 лет

Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера оценки боли по изображению лица(Face scale)

Приложение Г3

Шкала рук (Hand scale)

Приложение Г4

Цветная шкала Эланда (Eland body tool)

Приложение Г5

старше 7 лет

Визуально-аналоговая шкала

Приложение Г6

Числовая рейтинговая шкала

Нет в приложении


Принципы использования шкал оценки боли у детей:

  • наличие исходных баллов измерения боли для сравнения с баллами после назначения или коррекции лечения;
  • регулярная оценка боли, например, каждые 4-6 часов, а в тяжелых случаях – чаще;
  • выбор шкалы в соответствии с возрастом и когнитивно-вербальным статусом ребенка;
  • наличие четких инструкций по использованию и интерпретации результатов;
  • документирование в амбулаторной/стационарной карте пациента названия шкалы и результатов оценки боли (в баллах);
  • при отсутствии боли указывать в медицинской документации, что боли нет.

Приложение Г1. Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года (Neonatal Infant Pain Scale, NIPS)

Шкала оценки боли у новорожденных/детей до 1 года – это поведенческий инструмент оценки боли у детей, родившихся как доношенными, так и недоношенными.

Читайте также:  Как определяют у новорожденного синдром дауна

Она включает оценку следующих параметров:

  1. Выражение лица.
  2. Плач.
  3. Дыхание.
  4. Руки.
  5. Ноги.
  6. Состояние возбуждения.

Уровень боли выражен в виде суммы баллов за каждый из шести параметров; минимально возможная сумма баллов – 0, максимально возможная – 7 (Lawrence et al., 1993 г.). Сумма баллов выше трех означает наличие боли.

Показатель

0 баллов

1 балл

2 балла

Баллы

Выражение лица

Расслабленные мышцы.
Спокойное лицо, нейтральное выражение

Гримаса. Сжаты мышцы лица, изборожденный лоб, страдальчески изогнуты брови, подбородок и челюсть (негативное выражение лица – нос, рот, брови)

––

Плач*

Отсутствие плача, спокойствие

Хныканье, умеренные прерывистые стоны

Сильный плач. Сильный крик, высокий, пронзительный, непрерывный

Дыхание

Дыхание расслабленное. Обычное для данного ребенка

Визуальное изменение дыхания. Вдыхание воздуха нерегулярное, быстрее обычного, рвотные движения, задержка дыхания

––

Руки

Руки расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения рук

Руки согнуты/вытянуты. Напряженные, выпрямленные руки, напряженное и/или быстрое движение, сгибание рук

––

Ноги

Ноги расслаблены. Нет напряженности мышц, случайные движения ног

Ноги согнуты/вытянуты. Напряженные, прямые ноги, напряженное и/ или быстрое движение, сгибание ног

––

Состояние возбуждения

Сон/пробуждение. Спокойный, мирный сон со случайными движениями ног;

Суетливое состояние. Тревога, беспокойство и нервные движения

––

Суммарный балл:


* – Внимание: 
безмолвный плач может быть просуммирован, если ребенок интубирован и плач очевиден по движениям рта и лица

Приложение Г2. Поведенческая шкала FLACC (face, legs, activity, cry, consolability) для детей до 3 –х лет

Шкала учитывает выражение лица, движения ног, характер крика, а также насколько ребенок поддается успокаиванию, и особенности его поведения. Общая оценка по шкале FLАСС равна сумме баллов по всем пунктам описания.

Минимальная оценка равна 0, максимальная — 10 баллам. Чем выше оценка, тем сильнее боль и тем хуже себя чувствует ребенок.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания у гиперактивных детей

Параметры

Характеристика

Баллы

Балл оценки

Лицо

Неопределенное выражение или улыбка.

Редко – гримаса или сдвинутые брови. Замкнутость. Не проявляет интереса.

1

Частое или постоянное дрожание подбородка. Сжимание челюстей.

2

Ноги

Нормальное положение, расслабленность.

Не может найти нормального положения, постоянно двигает ногами. Ноги напряжены.

1

Брыкание или поднимание ног.

2

Движения

Лежит спокойно, положение нормальное, легко двигается.

Корчится, сдвигается вперед и назад, напряжен.

1

Выгибается дугой; ригидность; подергивания.

2

Плач

Нет плача (в состоянии бодрствования и во сне)

Стонет или хнычет; время от времени жалуется.

1

Долго плачет, кричит или всхлипывает; часто жалуется.

2

Насколько поддается успокоению

Доволен, спокоен

Успокаивается от прикосновений, объятий, разговоров. Можно отвлечь.

1

Трудно успокоить

2

Суммарный балл:

Приложение Г3. Рейтинговая шкала Вонга-Бейкера для детей от 3 до 7 лет

Ребенка просят: «покажи, как сильно у тебя сейчас болит». Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше определять свои эмоции, чем боль.

Приложение Г4. Шкала рук (Hand Scale) для детей старше 3 лет

Оценивает колебания боли: отсутствие боли — сжатая в кулак рука, сильная боль — полностью разжатая рука.

Приложение Г5. Цветная шкала Эланда для детей от трех до семи лет (можно старше)

Помогает оценить интенсивность боли в разных локализациях.

Попросите ребенка определить боль с помощью цвета, например,

  • нет боли – нет цвета;
  • слабая боль – желтый цвет;
  • умеренная боль – оранжевый;
  • сильная боль – красный.
   

Нет боли

Слабая боль

Умеренная боль

Сильная боль

 
Попросите ребенка показать места боли, раскрасив изображение человека выбранными цветами в соответствующих местах.

Приложение Г6. Визуально-аналоговая шкала для детей старше 7 лет

Попросить ребенка положить пальцы на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения.

Приложение Г7. Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain, TVP scale)

Шкала тактильной и визуальной оценки боли (TVP scale) была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией и пока не утверждена (Albertyn, 2010 г.). Она использует прикосновения и наблюдение для оценки боли наряду с оценкой беспокойства и дискомфорта, наблюдаемыми у ребенка.

Шкала основана на наблюдении за следующим параметрами:

  • Положение головы.
  • Словесное описание (вербализация) боли.
  • Напряженность лица.
  • Положение рук и ног.
  • Дыхание.
  • Частота сердечных сокращений.

Это десятибалльная шкала, 1 балл дается за наличие симптома. Минимальная сумма баллов – 0, максимальная сумма баллов – 10.

Параметр

Характеристика

Балл

(нет – 0, есть – 1)

Напряженность лица

Напряжение на лице (страх или боль), сжатый рот, напряжение или обеспокоенность в глазах, расстроенный взгляд

Положение головы

Голова асимметрична

Шея несимметрично расположена на плечах, плечи приподняты

Дыхание

Грудное и/или нерегулярное дыхание и/или дыхание ртом и/или межреберными мышцами и/или раздувание крыльев носа и/или потрескивание

Частота сердечных сокращений

Учащение и/или снижение частоты сердечных сокращений

Положение рук и ног

Руки плотно прижаты к телу или скрещены у лица, груди или живота

Кулаки (невозможно или сложно открыть пальцем)

Колени плотно вместе или туго скрещены

Одна нога прикрывает область подгузника

Пальцы загибаются вверх с твердыми ступнями, лодыжки плотно сведены

Суммарный балл:

Источник

1. 2016 Клинические рекомендации «Болевой синдром (БС) у детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи» Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи, Российское общество детских онкологов, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов, Национальное общество детских гематологов онкологов России

Читайте также:  Дети с синдромом дауна в детдоме

Исследования показывают, что у детей всех возрастов, в т. ч. новорожденных, есть нейрохимическая способность испытывать ноцицептивную боль. Недоношенные, у которых операция была проведена с минимальной анестезией, имеют намного больший уровень стресса, осложнений и смертности, по сравнению с теми, кто получил глубокий наркоз. Чем меньше ребенок, тем хуже он переносит боль, переносимость боли повышается с возрастом. Каждая новая болезненная процедура приводит к накоплению «негативного» опыта и усилению восприятия болевых ощущений. Болевые ощущения, которые ребенок испытал в самом раннем возрасте, могут иметь долгосрочные последствия, включая низкую толерантность к боли.

Персистирующий болевой синдром ведет к дезадаптации, к ненормальному восприятию болевых и неболевых импульсов и сопровождается различными нарушениями функций центральной нервной системы (ЦНС). Клиническая картина зависит от локализации очага поражения, конституции больного, его психики и индивидуального порога болевой чувствительности, предшествующего болевого опыта.

Мировая практика показывает, что правильное назначение обезболивающих согласно современным клиническим рекомендациям способно облегчить болевые ощущения в подавляющем большинстве случаев. Несвоевременное или неэффективное лечение боли может стать причиной возникновения хронического болевого синдрома в результате дисбаланса в работе периферической и центральной нервной системы. Нейрональные рецепторы и волокна в этом случае подвергаются постоянной активизации, что приводит к возрастающей стимуляции центральной нервной системы (спинного и головного мозга) болевыми раздражителями. Одна из основных причин хронической боли – появление комплексов гиперреактивных нейронов на различных уровнях ЦНС. Их патологическая активность обусловлена поломкой механизмов нейронального торможения, повышенной возбудимостью нейронов и активацией неактивных синапсов, что объединяет эти нейроны в единый очаг возбуждения с самоподдерживающейся эктопической активностью. Эта активность приводит к функциональным, структурным и адаптивным (нейропластическим) изменениям в головном и спинном мозге, из-за чего боль продолжается, даже когда ее причина устранена.

Боль, вызванная злокачественным опухолевым процессом, имеет свою специфику. Опухолевые клетки быстро растут, сдавливая прилежащие здоровые ткани, которые чувствительны к механическим воздействиям (висцеральные боли), либо прорастают или сдавливают периферические и центральные структуры нервной системы (например, нейропатические боли). В процессе развития и роста опухоль выделяет специфические алгогены: эндотелин, простагландины и фактор некроза опухолей-альфа (TNF-α), которые возбуждают или повышают восприимчивость периферических рецепторов и нервных волокон к сенсорным раздражителям. Опухоли выделяют ионы водорода Н+, что приводит к местному ацидозу, сопровождающемуся сходными эффектами. Протеолитические ферменты, вырабатываемые опухолевыми клетками, постоянно возбуждают и дестабилизируют сенсорную симпатическую иннервацию, что приводит к нейропатической боли. Боль, вызванная метастазами опухоли, возникает в результате прямого опухолевого повреждения С-афферентов сенсорных нейронов, иннервирующих костный мозг, а также из-за нарушения баланса между активностью остеокластов и остеобластов, кости теряют прочность, подвержены остеолизу, патологическим переломам и микропереломам, в результате механическая деформация периоста становится основным источником боли.

Ноцицептивная соматическая боль возникает в результате повреждения ткани или воздействия на него болезненного агента, в том числе опухоли с последующей активизацией болевых рецепторов (ноцицепторов) в костях, коже, подкожной клетчатке, в мышцах и мягких тканях и пр. Эта боль хорошо локализована, может быть преходящей или постоянной, имеет различные описательные характеристики: тупая или острая, давящая, пульсирующая, дергающая, сверлящая, грызущая, распирающая и пр.

Ноцицептивная висцеральная боль возникает при повреждении симпатически иннервируемых органов (при поражении поджелудочной железы, стенок желудка и кишечника, растяжении капсулы печени и пр.). Эта боль плохо локализована, имеет разлитой характер (тупая с приступами обострения, сжимающая, схваткообразная, тянущая, изнуряющая и пр.).

Нейропатическая боль является результатом повреждения нервной системы на периферическом или центральном уровне, или патологического процесса в соматосенсорной системе. Зачастую сопровождает тяжелые ноцицептивные болевые синдромы, но иногда встречается, как самостоятельный вид боли, например, после хирургического лечения, или при проведении химиотерапии, а также в результате сдавления нерва опухолью, при вирусном повреждении нерва, при тяжелых формах диабета.

Нейропатическую боль сложно распознать:

  • пациент описывает свою боль как необычную: жгучую, стреляющую, «как будто бьет током», или как иные странные ощущения;
  • участок кожи рядом с местом локализации боли может быть либо лишенным чувствительности, либо слишком чувствительным, настолько, что даже легкое прикосновение ткани оказывается болезненным.

Дисфункциональная боль – боль, возникающая при отсутствии активации ноцицепторов и видимого органического повреждения, в том числе со стороны нервной системы. Главное отличие дисфункционального типа боли от ноцицептивной и нейропатической в том, что при традиционном обследовании не удается выявить причину боли или органические заболевания, которые могли бы объяснить ее происхождение. К типичным примерам такой боли относятся фибромиалгия, головная боль напряжения и психогенные боли (соматоформное болевое расстройство).

Источник