Болевой синдром у детей неврология

Болевой синдром у детей неврология thumbnail

Учебная цель: сформировать у студента способность и готовность диагностировать различные виды первичной и вторичной головной боли у детей и подростков, боли в спине и шеи, уметь купировать болевой синдром в зависимости от этиологии заболевания.

Студенты должны:

иметь представление (базовый уровень знаний):

— о видах чувствительных нарушений, о патогенетической классификации боли,

— классификация и механизм действия нестероидных противовоспалительных препаратов, триптанов, препаратов эрготамина, антидепрессантов.

знать:

— классификацию головных болей

— критерии диагностики наиболее часто встречающихся форм (ГБН, мигрень, кластерные боли).

— показания для проведения основных методы исследования при болевом синдроме: КТ головного и спинного мозга, МРТ головного и спинного мозга, рентгенографии позвоночника.

уметь:

— интерпретировать результаты неврологического осмотра больных с болевым синдромом, а также результаты лабораторных и инструментальных исследований — рентгенографии позвоночника, офтальмоскопии, КТ головного и спинного мозга, МРТ у больных с болевым синдромом.

— направить к профильным специалистам.

владеть:

— навыками постановки диагноза первичная и вторичная головная боль, вертеброгенный болевой синдром, а также навыком назначения лекарственных средств для лечения и профилактики этих синдромов.

Блок информации

Боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения (Международная ассоциация по изучению боли 1994 г).

Боль – всегда субъективна. Каждый учится применять это слово через негативный опыт, связанный с повреждением в детстве. Источником боли может быть любая ткань в организме, при этом чувство боли может поддерживаться за счет различных механизмов, которые обеспечиваются многими медиаторами.

Патогенетическая классификация боли:

Ноцицептивная боль:

— транзиторная боль в ответ на повреждающий стимул

— спонтанная боль и гиперсенситивность к боли в ответ на повреждение ткани и воспаление.

Нейропатическая боль – спонтанная боль и гиперсенситивность к боли ассоциированная с повреждением нервной системы.

Функциональная боль (психогенная) — гиперсенситивность к боли в результате нарушений центральных процессов анализа нормальных афферентных стимулов.

Ноцицептивные болевые синдромы:

— послеоперационная боль

— суставная боль

— мышечно-скелетная боль

— боль, ассоциированная с травмой

— радикулярная боль

— мигренозная атака.

Головная боль – любое неприятное ощущение кверху от бровей до затылка. Ежемесячно 12 % детей, пропускают один день занятий в школе из-за головной боли. Существует международная классификация головной боли, сейчас используется уже 3 издание данной классификации, которое включает 14 разделов (глав):

Часть I: Первичные ГБ (не связанные с другими заболеваниями) (Главы 1-4)

1. Мигрень

2. Головная боль напряжения

3. Пучковая (кластерная) ГБ и другие тригеминальные вегетативные (автономные) цефалгии

4. Другие первичные ГБ

Часть II: Вторичные ГБ (связанные с другими заболеваниями) (Главы 5-12)

Часть III: Болевые краниальные невропатии и другие лицевые боли (Глава 13)

Часть IV: Другие головные боли (Глава 14).

В классификации указаны основные диагностические критерии разных видов головной боли.

Первичные ГБ:

Мигрень — периодические приступы интенсивной, пульсирующей боли, чаще в глазнично-лобно-височной области, с тошнотой, рвотой, свето- и звукобоязнью, сонливостью и вялостью после завершения приступа. На втором месте по частоте встречаемости среди ГБ у детей.

Мигрень без ауры — диагностические критерии:

Не менее 5 приступов в анамнезе

Длительность от 4 до 72 ч (без терапии), у детей от 1 до 48 ч

Не менее 2 характеристик: пульсирующая, средней или сильной интенсивности (нарушает повседневную деятельность, усиливается при физической нагрузке, односторонняя, у детей – двусторонняя, м.б. лобно-височной локализации). Сочетается с тошнотой или рвотой, и (или) свето- или шумобоязнью. История заболевания, данные объективного осмотра и обследования, позволяют исключить другую форму головной боли.

Мигрень с аурой — 2 и более приступа, соответствующих, не менее чем 3 из диагностических критериев:

Полная обратимость симптомов ауры

Не менее одного симптома ауры, развивающегося постепенно более чем за 4 мин., или 2 и более симптомов ауры, следующих друг за другом последовательно. Ни один симптом ауры не длится более 60 мин. Длительность «светлого» промежутка между аурой и началом головной боли не превышает 60 мин.

Детские периодические синдромы, предшественники мигрени

— доброкачественные пароксизмальные головокружения у детей

— циклическая рвота

— абдоминальная мигрень.

Лечение мигрени.При лечении мигрени используется как терапия острого болевого приступа, так и превентивная терапия.

Терапия острого болевого приступа (НПВС, препараты спорыньи, селективные антогонисты серотонина).

Парацетамол — средство первой линии, используемое при мигрени. В дозе 120 — 250 мг у детей от 1 до 5лет, в дозе 250 — 500 мг от 6 до 12 лет, в дозе до1000мг — у детей с 12 лет, может быть использован каждые 4 — 6 часов (максимум 4 дозы за 24 часа). Ибупрофен также используется при мигрени в дозе до 50 мг у детей от 1 до 2 лет, 100 мг у детей от 3 до 7лет, 200 мг у детей от 8 до 12 лет, в дозе 200 — 600 мг — у детей, старше 12 лет (максимальная суточная доза (МСД) 2400мг). Ибупрофен нельзя назначать детям с бронхиальной астмой. Аспирин не применяется у детей до 16 лет на фоне лихорадки в связи с возможностью возникновения синдрома Рея.

При высокой интенсивности головной боли и затянувшемся характере приступа показано назначение специфической терапии (эрготамины, триптаны). Эрготамины – кофетамин с 12 лет по 1 т каждые 30 мин, МСД – 4 т, синкаптон с 6 до 12 лет ½ т каждые 30 мин МСД 2 т, с 12 лет 1 т каждые 30 мин МСД 4 т. Назначение триптанов возможно только с 16-ти лет. Суматриптан в форме назального спрея в дозе 10 мг эффективен как при мигрени с аурой, так и при мигрени без ауры (МСД 20 мг).

Опиоиды не применяются для лечения мигрени у детей, в связи с риском привыкания к ним. Для купирования тошноты и рвоты возможно применение домперидона в дозе 0,25 — 0,5 мг/кг массы (максимальная доза 2,4 мг/кг/день).

Превентивная терапия показана:

Если частота приступов 2 и более в месяц и они сопровождаются снижением работоспособности в эти дни.

Если можно предположить время начало приступа (менструальная мигрень).

Если симптоматическая терапия острого приступа противопоказана или неэффективна.

Бета-адреноблокаторы. Анаприлин – 2-3 мг/кг/сут. Разрешен с 18 лет. Метопролол 1 мг/кг/сут.

Блокаторы кальцыевых каналов. Цинаризин 0,025 с 12 лет 1 т 2 раза в день.

Антидепрессанты. Амитриптилин, разрешен с 6 лет 10-20 мг/сут. 11-16 лет 25-50 мг/сут.

Антогонисты серотонина. перитол 8-16 мг/сут, дети от 2 до 6 лет 6 мг/сут., 6-14 лет – 12 мг/сут.

Нестероидные противовоспалительные препараты. Пироксикам 20 мг/сут, индометацин 75 мг/сут.

Антиконвульсанты (препараты вальпроевой кислоты – 500-1000 мг/сут, ламотриджин 25-300 мг/сут, топирамат – 100 мг/сут)

Головная боль напряжения — ГБН. Сдавливающая, стягивающая – симптом «каски», «обруча». Двусторонняя головная боль, локализация — лобно-височная, теменно-височная, непульсирующая. Длительность от 30 мин. до 7 дней. Встречается у одного из 100 детей. Средней интенсивности – ухудшает работоспособность, но не «укладывает пациента в постель». По частоте встречаемости на первом месте у детей. Чаще у тревожно-мнительных или демонстративно-успешных личностей («синдром менеджера»).

Лечение.

Оптимизация режима труда и отдыха.

Аутогенная тренировка.

Биологическая обратная связь.

Иглорефлексотерапия.

Фото- и музыкотерапия.

Дыхательно – релаксационная терапия.

Фармакотерапия: отдельные пароксизмы эпизодической ГБН достаточно эффективно купируются приемом обычных анальгетиков: диклофенаком-калия (вольтарен-рапид, Раптен-рапид) — 50-100мг, разрешены с 14 лет, напроксеном (налгезин) – с 9 лет, 10-15 мг/кг/сут., или кетонал 0,05, с 15 лет, а также комбинацией кофеина с анальгетиками (солпадеин, мигренол, цитрамон П — 1-2 таб). Результативным может стать использование аспирина (0,25-0,5г), особенно в быстрорастворимой форме (аспирин «UPSA»), при этом недопустимо его применение у детей до 12 лет на фоне вирусной инфекции в связи с возможностью развития синдрома Рея. В то же время следует особенно подчеркнуть, что анальгетические средства рекомендуется использовать не более 5-8 раз в месяц, во избежание перехода ГБН в «абузусную» ГБ.

Читайте также:  Синдром абстиненции при хроническом алкоголизме что это такое

Кластерная ГБ. Острейшая «прокалывающая» головная боль в височно-глазничной области, 15-180 мин., частота атак 1-8 в сут. Сопровождается слезотечением, заложенностью носа, опущением века. Ребенок не может найти себе место, передвигается по комнате, в отличии от мигрени, при которой старается лежать в постели. Преимущественно у мальчиков старше 10 лет

Лечение: ингаляции кислорода 100 % со скоростью 8-10 литров в мин., индометацин, лития карбонат (контемнол, лития карбонат), таб. 100 мг. Разовая доза: для взрослых 300-600 мг/ сут., для детей до 12 лет – 15-20 мг/сут. Преднизон таб. 5 мг. В дозе 1 мг/кг/сут — 5 дней, затем в течение 2 недель доза снижается. Для взрослых начальная доза 20-30 мг/сут., поддерживающая 5-10 мг/сут, для детей начальная доза 1-2 мг/кг/сут, поддерживающая 300-600 мг/кг/сут.

Вторичные ГБ:

ГБ, связанные с травмой головы или шеи, связанные с поражением сосудов головного мозга и шеи (инсульт и др.), вызванные опухолями, вызванные приёмом различных веществ или их отменой, вызванные психическими заболеваниями, патологией черепных нервов, инфекцией (менингит), нарушением гомеостаза (патология почек, сахарный диабет), вызванные патологией черепа, шеи, глаз, ушей, носовой полости, пазух, зубов, ротовой полости или других структур черепа и лица.

Одна из частых причин вторичной ГБ — синуситы. Головные боли сопровождаются лихорадкой, заложенностью носа. Усиливаются при движении головой, особенно вперед, и высмаркивании.

Диагностика: рентгенологическое исследование пазух носа.

ГБ при височно-мандибулярном синдроме. Встречается у детей с 8-летнего возраста. Причина — артрит височно-мандибулярного сустава на фоне аномалии прикуса, у 1/3 детей — травмы челюсти. Боли в лице, односторонние.

Диагностика: рентгенологическое исследование сустава

Лечение: нестероидные противовосполительные препараты, аппликации тепла исправление прикуса.

Признаки, указывающие на вероятность серьезной причины головной боли:

— впервые возникшая интенсивная или постепенно (дни или недели) нарастающая головная боль; изменения при неврологическом обследовании, которые не обусловлены ранее перенесенным заболеванием (например, инсультом);лихорадка или другие общеинфекционные проявления; наличие злокачественной опухоли.

При ГБН мышечно-тонические синдромы шейной локализации встречаются в 40 % случаев, у 40 % детей школьного возраста встречаются сколиозы, которые нередко сопровождаются болевым синдромом, у 8 % болезнь Шейермана-Мау, кокигодиния диагностируется у 11 % подростков, обратившихся с болью в спине.

Синдромологическая классификация по топическому распределению боли:

Краниоцервикалгия — боль в области головы и шеи.

Брахиалгия (цервикобрахиалгия) — боль в руке.

Дорзалгия боль в грудном отделе позвоночника.

Люмбалгия (острая боль люмбаго).

Люмбоишиалгия — поястничная боль с иррадиацией в ниж­нюю конечность.

Кокцигодиния — боль в области копчика.

Этиология:

— статодинамические нагрузки (игра на музыкальных инструментах, перенос тяжестей, занятия спортом (кувырки через голову))

— аномалии позвонков, позвоночного канала, задней черепной ямки, ангиомы тел позвонков

— остеохондропатия

— остеопороз

— травмы

— опухоли

— инфекции

— прием кортикостероидов, антиконвульсантов

Аномалии позвонков и позвоночного канала:

— дужек позвонков

— нарушение образования тел позвонков

— арушения разделения позвонков

— нарушение формирования позвоночного канала

— диастематомиелия — костный или соединительнотканный «шип» разделяет спинной мозг и дуральный мешок на два ру­кава.

— аномалии Киари 1—4 сочетаются с аномалиями кранио-цервикального перехода и шейного отдела.

Киари 1 — опущение миндалин мозжечка ниже уровня большого затылочного отверстия, может в свою оче­редь сопровождаться формированием сирингомиелии шейно-грудного уровня.

Киари 2 — значительное смещение миндалин мозжечка до пол­ного в большое затылочное отверстие, каудальная дислокация структур ствола и задней черепной ямки, часто сопутствует менингоцеле, гидроцефалия.

Киари 3 -— самая тяжелая форма дистопии, часто субокципитальное энцефаломенингоцеле, высокая летальность.

Киари 4 — гипоплазия мозжечка без дистопии или синдром Денди-Уолкера.

Клинические проявления вертеброгенных синдромов:

— боль в затылочной, височной области, характерна для краниоцервикалгии, боль в грудной, поястнично-крестцовой, копчиковой области;

— иррадиация в конечности;

— связь боли с нагрузкой на позвоночник;

— дефанс: рефлекторный мышечный ответ в результате раздра­жения синовертебрального нерва для иммобилизации позвоночнодвигательного сегмента.

— мышечно-тонический синдром — перенапряжение мышцы в результате длительной статодинамической нагрузки, которое при­водит к ограничению подвижности позвоночника, при осмотре обнаруживаются болевые участки в мышце и сухожилиях;

— компрессионный корешковый синдром;

— вертебробазилярная недостаточность: головокружение, ста­тическая и динамическая атаксия, диплопия.

Распрос, клинический осмотр, обследование пациента:

Важные уточняющие вопросы при болевом синдроме:

Возраст начала.

Провоцирующие факторы.

Время возникновения.

Начало.

Преимущественная локализация.

Сторона.

Интенсивность.

Характер.

Основные анамнестические вопросы:

Что сопровождает (тошнота, головокружение, изменение зрения, слуха и др.).

Что усиливает.

Чем облегчается.

Периоды жизни, утяжеляющие боль.

Наследственность.

Наличие других заболеваний.

Наличие хронического эмоционального стресса.

Обследование:

Визуальная шкала боли.

Клинический осмотр, пальпация, определение объема движения в суставах и отделах позвоночника:

Шейный отдел.

Объем движений в шейном отделе — повороты головы в стороны до 75—85 градусов

Наклоны в сторону 30—45 градусов

Сгибание-разгибание 130—150 градусов.

Грудной отдел.

Сколиоз 1-4 степени

Кифоз — искривление оси позвоночника в сагиттальной плос­кости.

«Верхом» на стуле боковое сгибание максимальный угол до 30 градусов.

Вращение до 25—30 градусов.

В пробах «качание» расстояние между остистыми отростками меняется в пределах 5 градусов.

Поястнично-крестцовый отдел.

Обьем движений в поястнично-крестцовом отделе.

В положении сидя при наклоне тела расстояние между головой и коленями должно достигать 10 см.

Боковое сгибание приводит к опусканию кончиков пальцев руки пациента на стороне наклона до 15 см.

Методы дополнительных исследований:

Консультация офтальмолога с осмотром глазного дна.

Рентгенография черепа.

Клинический и биохимический анализ крови.

Эхоангиография магистральных сосудов головного мозга, шеи.

ЭНМГ мышц плечевого пояса и шеи.

Рентгенография позвоночника.

КТ МРТ головы, позвоночника.

МР-ангиография.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

В статье рассмотрена проблема нейропатической орофациальной боли у детей. Описана необходимость тщательного обследования с использованием инструментальной диагностики. Терапия орофациальной боли у детей, особенно нейропатической природы, мало изучена и нуждается в дальнейшем всестороннем развитии.

    Боль является одной из достаточно рано формирующихся психофизических реакций, связанных с самыми «древними» структурами мозга. У плода уже с середины гестационного периода имеются все нейрофизиологические компоненты, необходимые для восприятия боли. Незавершенная миелинизация проводящих путей не подразумевает отсутствия данной функции, а лишь замедляет время передачи импульсов, что компенсируется более короткими межнейронными расстояниями; при этом болевой порог у новорожденных значительно ниже, чем у детей старшего возраста и взрослых. Маленький ребенок не может четко указать на локализацию боли, его ответная реакция имеет более диффузный характер, быстро истощая компенсаторные возможности детского организма. В первую очередь нарушается нормальное функционирование системы дыхания и кровообращения, поэтому даже глубоко недоношенные новорожденные, испытывая боль, реагируют на нее тахикардией, артериальной гипертензией, увеличением внутричерепного давления и выраженной нейроэндокринной реакцией [1]. Причин для возникновения боли даже у новорожденных детей может быть много, и они свидетельствуют о различных патологических состояниях: родовой травме, гнойно-воспалительных заболеваниях, менингоэнцефалите и др., а также могут быть последствиями проводимых медицинских манипуляций [2].
    Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым понятием, особенно в детском возрасте, поскольку новорожденные и дети младшего возраста не могут выразить словами все испытываемые при боли ощущения. Способность врача правильно интерпретировать клинические данные играет важную роль в выявлении и оценке болевого синдрома у ребенка первых дней жизни. Первыми клиническими симптомами «болевого прорыва» у новорожденного являются нарушение сна, беспокойство и плач, затем повышается частота сердечных сокращений и артериальное давление, уменьшается дыхательный объем и жизненная емкость легких, снижается сатурация. Представления о том, что маленький ребенок устойчив к болевому воздействию или не испытывает болевых ощущений и поэтому не требует применения анальгетиков, давно устарели. Новорожденный может испытывать боль с момента рождения, поэтому ее недостаточная диагностика и непродуманная терапия или ее отсутствие могут привести к неблагоприятным патофизиологическим эффектам.

Читайте также:  Можно заниматься спортом при синдроме впв

    Особенности болевого синдрома в педиатрии

    В последние годы большое количество исследований посвящаются изучению боли у детей, что способствует ее лучшей клинической и инструментальной диагностике и соответственно расширяет возможности ее лечения [3–7]. Наиболее распространенными жалобами на боль среди детей являются цефалгии, абдоминалгии и боли в спине и конечностях [4]. Однако, несмотря на определенные успехи в диагностике, эта категория пациентов не всегда получает адекватное обезболивание и профилактическую терапию, особенно при хронических болевых синдромах различной локализации, наблюдающихся приблизительно у 30% больных детского возраста [4]. 
    Болевой синдром у детей гетерогенен по интенсивности, локализации, качественным характеристикам и продолжительности. И для правильного клинического ведения пациента детского возраста с различными болевыми синдромами необходимо представлять себе их этиологию, патогенетические механизмы и закономерности развития, биологические особенности детского организма в норме и при возникновении боли в отличие от взрослого. Выраженность боли во многом зависит от того, что ребенок делает, видит и чувствует. На его поведенческие реакции будет влиять собственная способность контролировать боль, а также реакция родителей и окружающего медперсонала. Важно также, чтобы ребенок правильно понимал то, что с ним произойдет, поскольку ожидание боли, концентрация внимания на этом ожидании создают условия для усиления болевого стимула; и, напротив, при отвлечении от предстоящей манипуляции крайне неприятные ощущения воспринимаются гораздо меньше и переносятся легче, как и в случае, если ребенок осведомлен о простых способах контроля над болью. Важно также учитывать, к какой возрастной группе принадлежит ребенок (поскольку возрастной диапазон педиатрической когорты пациентов широк – от рождения до 18 лет) и соответственно способен ли он к адекватному контакту и представлению жалоб на свое состояние [4]. 
    Отличительной особенностью болевых синдромов в педиатрической популяции, особенно длительно существующих, является нарушение нормальной жизнедеятельности не только самого пациента, но и членов его семьи. Болевые синдромы у детей, особенно хронические, часто приводят к снижению функциональных возможностей и психологическим изменениям, которые во взрослом возрасте обусловливают измененный паттерн реагирования со значительно бóльшим шансом развития разнообразных болевых синдромов и обостренного восприятия любых болевых ощущений [4]. Несомненно, на болевое восприятие влияют эмоции ребенка, определяя его способность к пониманию и самообладанию, поэтому интенсивность боли может варьировать в зависимости от того, находится ли ребенок в эмоциональном дистрессе или он абсолютно нейтрален относительно предстоящих манипуляций. Таким образом, у детей существует динамическая взаимосвязь между познавательными, поведенческими и эмоциональными факторами в возникновении и поддержании любого болевого синдрома, поэтому выявление и оценка указанных факторов имеют важное значение для ведения этой категории пациентов.
    Одной из самых частых жалоб на приеме у педиатра является головная боль, особенно в подростковом возрасте – от 57% до 82% случаев [8], при этом обращаемость за помощью со стороны пациентов и их родителей в медицинские учреждения, как это ни странно, остается на довольно низком уровне. И не всегда педиатр или врач общей практики может правильно разобраться в причинах и патогенезе развития предъявляемых симптомов, а следовательно, назначить адекватное лечение. Боль в лице гораздо реже встречается в детской популяции, хуже диагностируется и соответственно лечится. Болевые феномены в области лица и в полости рта могут быть обусловлены весьма разнообразными причинами, связанными со структурными или функциональными повреждениями анатомических структур области лица и рта. Полиморфная клиническая картина, полиэтиологичность и многофакторность в основе возникновения орофациальной боли наряду со значительными трудностями адекватного сбора анамнеза заболевания, жалоб пациентов педиатрического профиля и объективными сложностями определения причин возникновения боли в лице приводят к тому, что орофациальная боль у детей является весьма сложной диагностической и терапевтической проблемой. 

    Классификация

    Существующие в настоящее время разные классификации и диагностические критерии орофациальной боли, ориентированные на взрослых пациентов, лишь отчасти используются у больных педиатрического профиля. Одним из наиболее удобных подходов с точки зрения диагностики и дальнейшего ведения пациентов является разделение орофациальных болей на боли, вызванные патологией зубочелюстного аппарата, и боли, не связанные с ним [7]. Наименее диагностируемыми в этой области медицины являются нейропатические и миофасциальные болевые феномены [3]. Последние сопряжены с психоэмоциональным напряжением, бруксизмом (около 14% пациентов детского возраста [9]), дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава (до 10,5% подростков [10]) и другими нарушениями [11, 12].
    Нейропатические болевые синдромы в области лица и полости рта представляют наибольшие диагностические и терапевтические сложности у взрослых и, особенно, детей. Это в числе прочего обусловлено гетерогенностью нейропатической боли – нередко без четкой локализации, сопровождающейся полиморфными чувствительными нарушениями (аллодиния, онемение, парестезии и др.) и сложно описываемыми ощущениями больных на приеме педиатра, которые дезадаптируют и значительно нарушают привычную жизнь детей. Одним из дифференциальных подходов для постановки диагноза является определение эпизодического или постоянного характера болевого синдрома и его локализации. В частности, пароксизмально возникающие приступы односторонней и интенсивной боли позволяют в первую очередь предположить тригеминальную невралгию.
    Невралгия тройничного нерва является наиболее узнаваемым заболеванием у пациентов любого возраста. Случаи тригеминальной, как и глоссофарингеальной невралгии, и невралгии затылочного нерва у детей редки. Если частота встречаемости невралгии тройничного нерва в общей популяции составляет 1 случай на 25 000, то только 1% от этих случаев отмечается у пациентов моложе 20 лет [7]. В частности, в литературе описаны больные с тригеминальной невралгией в возрасте 6, 9, 12 лет, самому же молодому пациенту с этим заболеванием исполнилось 13 мес. [13–15]. 
    Характерными клиническими особенностями тригеминальной невралгии у детей являются очень интенсивные, односторонние, стереотипные и кратковременные (секунды, не более 2 мин), иррадиирующие по ходу одной из ветвей V нерва, как правило, это вторая (верхнечелюстной нерв) или третья (нижнечелюстной нерв) ветви [7] (рис. 1). Обязательным диагностическим критерием невралгии V нерва является наличие триггерных факторов (артикуляция, прием пищи, умывание лица, чистка зубов) и триггерных зон (участков на коже лица и слизистой полости рта), при раздражении которых возникает болевой пароксизм. Длительность заболевания может составлять недели, месяцы и даже годы [16]. В литературе представлен случай симптоматической тригеминальной невралгии у детей на фоне арахноидальной кисты мостомозжечкового угла [17]. 
Рис. 1. Зоны иннервации затылочного нерва и ветвей тройничного нерва
    Клинические особенности болевого паттерна при глоссофарингеальной невралгии сходны с таковыми при невралгии тройничного нерва, отличаясь лишь областью возникновения боли. Это задняя часть языка, область горла и миндалин с иррадиацией в уши [7, 18]. В качестве триггерных или провоцирующих приступ факторов выступают кашель и глотание во время приема пищи, последнее обстоятельство приводит к тому, что дети из-за страха возникновения интенсивной боли отказываются от еды [19]. Несмотря на характерные клинические особенности заболевания, поставить правильный диагноз не всегда просто. В литературе представлен случай 13-летней девочки, с младенческого возраста испытывавшей боли в области правого уха и наблюдавшейся с диагнозом «отит»; однако подлинной причиной болевого синдрома была невралгия языкоглоточного нерва [14]. Возникновение глоссофарингеальной невралгии возможно после тонзилэктомии [20] и стимуляции правой тонзиллярной области [21], у детей с мальформацией Арнольда – Киари I типа [20]; описано развитие двустороннего поражения языкоглоточного нерва у больного вследствие проводимой химиолучевой терапии [22]. 
    Невропатия затылочного нерва проявляется болевым синдромом в зоне иннервации его ветвей, иногда определяется развитие дизестезии и других чувствительных расстройств. Возможно возникновение мучительных болевых пароксизмов при движениях головы и расчесывании волос [23]. Поражение затылочного нерва нередко возникает после травмы головы и шеи у детей и подростков, также описано при ахондроплазии вследствие стеноза затылочного отверстия [6, 19].
    Постгерпетическая невралгия тройничного нерва наблюдается у пациентов в педиатрической популяции только в 5% случаев [24]. Следует заметить, что поставить такой диагноз до появления герпетических высыпаний, встречающихся у детей на губах лишь в 0,78–5,2% случаев [25], достаточно трудно, особенно при высыпаниях внутри полости рта или носа. Клиническая картина характеризуется яркими интенсивными болевыми пароксизмами с жгучим, ломящим и зудящим оттенком и другими сенсорными расстройствами; испытываемые пациентами впервые, они часто нарушают ночной сон [5]. Триггерных зон на коже лица и слизистой полости рта не отмечается, приступы возникают спонтанно.
    Постоянная орофациальная боль может иметь черты атипичной боли в лице, при которой болевой синдром развивается днем, через некоторое время после пробуждения, не нарушая при этом ночного сна [26, 27]. 24% пациентов моложе 20 лет имеют диагноз «атипичная боль в лице» [28]. В дебюте заболевания боль ограничивается небольшой областью, иногда конкретным зубом (атипичная одонталгия), распространяясь в дальнейшем на верхнюю или нижнюю челюсть или даже половину лица. Следует учитывать возможность вторичного характера заболевания, в частности, возможной причиной орофациальной боли у подростков может быть кавернозная ангиома [29, 30]. Одной из причин формирования атипичной боли в лице может служить психологическая травма в детском возрасте [31]. Иногда у детей соматоформное нервное расстройство манифестирует синдромом атипичной орофациальной боли или атипичной тригеминальной невралгии [32].

Читайте также:  Синдром запястного канала от мышки

    Диагноз

    Орофациальная боль у детей является достаточно сложной диагностической проблемой в клинической практике, поскольку существует немало объективных трудностей для определения этиологии и характеристик болевого синдрома. В частности, у детей, особенно младшего возраста, отмечается ограниченное описание характера, пат-
терна и локализации болевых ощущений, а предъявляемые жалобы нередко носят неспецифический характер. Дифференциальный диагноз орофациальной боли необходимо проводить с пульпитом, нарушениями в области височно-нижнечелюстного сустава, отитом, синуситом, кластерной головной болью, мигренью и другими заболеваниями области лица и головы [7, 33], что требует привлечения врачей разных специальностей. Необходимо также учитывать возможность развития у детей редких форм патологии, например остеомиелита верхней или нижней челюстей или сфеноидного мукоцеле [34, 35]. 
    Следует обращать особое внимание на наличие триггерных точек, в частности, аппликация на триггерные зоны корня языка или миндалины местного анестетика и отсутствие последующей болевой реакции при их стимуляции позволяют поставить правильный диагноз глоссофарингеальной невралгии [7]. При осуществлении диагностического поиска необходимы методы нейровизуализации с целью исключения новообразований, демиелинизирующих заболеваний центральной нервной системы, в ряде случаев проявляющихся орофациальной болью у взрослых и детей [17, 36], а также ортопантомограмма для оценки состояния зубочелюстной системы. Применение вызванных тригеминальных потенциалов в педиатрической практике до настоящего времени ограничивается болезненностью процедуры и отсутствием полноценной базы нормативных данных у детей разного возраста [37]. В последнее время в качестве инструмента объективизации лицевых болевых синдромов исследуются возможности тепловидения или инфракрасной термографии [38]. 

    Лечение

    Орофациальная боль нейропатической природы имеет, как правило, хроническое течение. Лечение этой категории пациентов любого возраста представляет собой достаточно сложную задачу, требует от врача не только знаний, но и терпения, поскольку нередко приходится менять тактику лечения, назначать повторные курсы терапии и сочетать различные терапевтические подходы [39]. Ведение детей с хронической нейропатической болью в значительной степени затруднено назначением высокоэффективных препаратов разных классов: антидепрессантов, антиконвульсантов. Кроме того, особые усилия лечащий врач должен приложить при разъяснительной работе с родителями. 
    Ведение этой труднокурабельной когорты пациентов не может ограничиваться лишь медикаментозными средствами и требует, особенно в случае хронического болевого синдрома, участия мультидисциплинарной бригады специалистов с привлечением различных методов физиотерапии, психотерапии и лечебной физкультуры [4]. Сообщается об эффективности транскраниальной магнитной стимуляции, фотохромотерапии при широком спектре болевых состояний у детей [40, 41]. 
    Данных о терапевтическом лечении орофациальной боли у детей крайне мало (табл. 1). Наиболее изучен вопрос фармакотерапии тригеминальной невралгии, при которой у больных с 3-х лет используются карбамазепин, имеющий хороший эффект в начале заболевания (15 мг/кг/сут [42, 43]), и другие антиконвульсанты: топамакс с 2-х лет [44], габапентин с 3-х лет; эффективный у взрослых при нейропатической боли, особенно при глоссофарингеальной невралгии, прегабалин разрешен в РФ лишь с 18 лет [45]. При хроническом и резистентном течении невралгии тройничного нерва возможны комбинации антиконвульсантов, например сочетание габапентина 1200 мг/сут и карбамазепина 800 мг/сут, успешное использование которых продемонстрировано у 12-летней девочки с невралгией тройничного нерва [43]. Вместе с тем применение карбамазепина у детей ограничивается такими побочными эффектами, как седация, вялость, атаксия, слабость, лейкопения, агранулоцитоз, панцитопения [29, 44], поэтому мониторирование гематологических показателей является обязательным при лечении с использованием карбамазепина, особенно при длительном приеме этого препарата. Используются разнообразные хирургические методы лечения при болевых синдромах в педиатрической практике; их эффективность сравнима с таковой у взрослых [44], в частности, микроваскулярная декомпрессия тройничного нерва при нейроваскулярном конфликте и установленном диагнозе тригеминальной невралгии.
Таблица 1. Терапия нейропатической орофациальной боли у детей, не связанной с поражением зубочелюстного аппарата [40, 42–45, 47, 48]
    При постоянной орофациальной боли у взрослых назначаются трициклические антидепрессанты и антиконвульсанты, местно – анестетики и капсаицин [46], назначение указанных лекарственных средств имеет возрастные ограничения у детей (см. табл. 1). Известно, что при удалении зуба, с которым ребенок связывает развитие постоянного мучительного дискомфорта, болевой синдром может отмечаться недели и даже месяцы, оставляя у клинициста впечатление об одонтогенной этиологии заболевания [47]. Полноценной информации о лечении постоянной орофациальной боли у детей в доступной нам литературе не обнаружено, при этом важность психотерапевтической помощи на всех этапах комплексного лечения этого заболевания отмечается большинством клиницистов [47, 48]. Есть сообщения об эффективности периферических инъекций глицерола при глоссофарингеальной невралгии [49]. 

    Заключение

    Нейропатическая орофациальная боль у детей представляет собой сложную педиатрическую проблему, требующую применения мультидисциплинарного подхода на всех этапах ведения пациентов. В большинстве случаев нейропатическая орофациальная боль является диагнозом исключения, при этом необходимо помнить о возможности вторичного характера орофациальной боли, поэтому тщательное обследование с привлечением широкого спектра методов инструментал?