Болевой синдром по шкале ваш
Всем хорошего дня. Мы с вами в последнее время очень часто говорим о ремиссии, снижении активности болезни, об активности в общем, индексах активности и тд.
Сегодня и завтра поговорим о том, как эту активность измерить и как результат трактовать. Разберём на примере ревматоидного артрита, если интересуют и другие индексы активности — только сообщите.
Итак, сегодня разберём шкалу боли, которой часто пользуются ревматологи и которая используется для расчёта индексов активности болезни. Шкалы оценки боли предназначены для определения интенсивности болевого синдрома (при любых болезнях). Эти шкалы позволяют оценить субъективные болевые ощущения, которые испытывает пациент боли в момент исследования. Визуальная аналоговая шкала (ВАШ, Visual Analogue Scale, VAS) была предложена Huskisson в 1974 году.
Этот метод субъективной оценки боли заключается в том, что пациента просят отметить на неградуированной линии длиной 10 см точку, которая соответствует степени выраженности боли. Левая граница линии соответствует определению «боли нет совсем», правая — «самая интенсивная боль, какую можно себе представить». Как правило, используется бумажная, картонная или пластмассовая линейка длиной 10 см. С обратной стороны линейки нанесены сантиметровые деления, по которым врач отмечает полученное значение и заносит в историю болезни или амбулаторную карту. Также с целью оценки интенсивности боли можно использовать и модифицированную визуально-аналоговую шкалу, в которой интенсивность боли определяется также различными оттенками цветов.
К безусловным преимуществам этой шкалы относятся ее простота и удобство, возможность контролировать эффективность терапии.
При динамической оценке объективным и существенным является отличие значения по ВАШ от предыдущего более чем на 13 мм.
- Недостатком ВАШ является ее одномерность, т. е. по этой шкале больной отмечает лишь интенсивность боли.
- Эмоциональная составляющая болевого синдрома вносит существенные погрешности в показатель ВАШ.
- Субъективность ВАШ является и основным же ее недостатком. Пациент, преследуя свои цели, может намеренно занижать или завышать значения. Когда? Например, пациент не хочет обижать (напрягать, беспокоить) своего врача, и даже в отсутствии результата и сохранении болевого синдрома на том же уровне занижает значение. Да, бывают и такие) Или же пациент желает получить инвалидность, хочет стать кандидатом на дорогостоящее лечение и тд, и специально ставит оценку значительно выше предыдущего результата. Ну и не стоит забывать, что мы все разные: кто-то будет ходить терпеть да ещё и улыбаться, а кто-то с такой же болью даже с кровати встать не сможет.
Плюс врачу тоже надо быть внимательным и активно коммуницировать (нет, не давить!!!) с пациентом. Например, предлагать ему варианты для сравнения. Скажем, в кабинет довольно бодро заходит женщина, но по шкале ставит 10 из 10, все это сопровождая рассказом о том, как ужасно она себя чувствует. Спрашиваешь: «Вы рожали? Так же больно?». «Ой, ну нет, доктор, вы что, когда рожала, думала, что умру». После этого значение снижается до 5. Именно поэтому ВАШ является лишь одним из инструментов для вычисления индекса активности самим врачом, который использует уже объективные методы оценки состояния пациента. Тут можно стоит вспомнить доктора Хауса и его железное «Все врут», но мы с вами люди воспитанные и не будем так категорично выражаться????
!!! Напоследок хочется сказать только одно: пожалуйста , будьте честны со своим врачом. Если вам стало лучше — говорите об этом, если стало хуже — опять-таки скажите врачу об этом. Не стоит специально что-то подделывать или скрывать. Если врач вас не слышит, не хочет слышать — значит, просто это не ваш врач. Завтра обсудим DAS-28 и что считать ремиссией.
Источник
ПРО ПАЛЛИАТИВ использует cookie для статистики и аналитики, чтобы сделать сайт максимально удобным. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie.
Представляем фрагмент брошюры для врачей «Обезболивание в паллиативной помощи. Практическое руководство для врача», подготовленной благотворительным фондом «Вера». Полная версия брошюры доступна для скачивания по ссылке.
Только сам пациент может оценить уровень боли, которую испытывает. При каждом осмотре пациента спрашивайте его о наличии боли и прислушивайтесь к его жалобам.
Оцените интенсивность болевого синдрома до назначения анальгетиков: для вербальных пациентов используйте комплексную шкалу оценки боли:
Шкалы боли для детейОбзор различных инструментов для определения интенсивности боли у детей
Для оценки болевого синдрома у невербальных пациентов и пациентов с когнитивными нарушениями используйте шкалу PAINAD (Pain Assessment in Advanced Dementia — Шкала оценки боли при тяжелой деменции):
«Не мешайте человеку жить прошлым»12 правил, которые помогут в уходе за людьми с деменцией
* Общее количество баллов составляет от 0 до 10 (шкалы от 0 до 2 для пяти пунктов); наивысший балл указывает на более сильную боль (0 — боли нет, 10 — сильная боль).
Полученные баллы не определяют абсолютную интенсивность боли. Правильнее сравнивать полученный общий балл с предыдущим значением. Увеличение балла говорит об увеличении боли, в то время как более низкое его значение позволяет предположить, что боль уменьшилась.
Спросите пациента
Навыки общения с пациентами10 советов для врачей при проведении консультаций
- Когда начались боли и сколько они продолжаются (недели, месяцы)?
- Где болит?
- Появляется боль днем или ночью; она постоянная, периодическая или «прорывная»?
- Какая это боль: острая, тупая, жгучая, пронзающая, давящая, распирающая, пульсирующая и др.?
- Есть ли симптомы нейропатической боли: прострелы, чувство жжения, зоны онемения кожи, гиперестезия, аллодиния, дизестезия и др.?
- Как он спит? Если сон нарушен, то как часто пациент просыпается и почему: дискомфорт, боль, привычка мало спать, одышка, неудобное положение? Если есть сложности с засыпанием, в чем причина: дискомфорт, боль, одышка?
- Если сон не нарушен, испытывает ли пациент дискомфорт, боли и т.д., когда просыпается утром?
- Что усиливает боль (например, прием пищи, дефекация и т.п.) и что ее облегчает (например, особое положение в постели)?
- Сопровождается ли боль другими симптомами: тошнота, рвота, диарея, запоры, одышка, потеря аппетита, кашель, слабость и др.?
- Принимает ли пациент анальгетики? Если да, то какие и на протяжении какого времени; как долго действует одна доза анальгетика?
- Есть ли побочные эффекты от анальгетика и как они выражены?
- Какие есть сопутствующие заболевания и какие препараты пациент принимает для их лечения?
Читайте дальше: «Лечение болевого синдрома. Общие принципы».
Горячая линия помощи неизлечимо больным людям
Если вам или вашим близким срочно необходимо обезболивание, помощь хосписа, консультация по уходу или поддержка психолога.
8-800-700-84-36
Круглосуточно, бесплатно
Источник
Содержание
NIPS – Neonatal Infant Pain Scale
FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability)
Шкала Вонга-Бейкера (Face scale)
Шкала Oucher
Шкала Эланда (Eland Body Tool)
Шкала рук (Hand scale)
Poker Chip tool
Визуально-аналоговая шкала (ВАШ)
Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain – TVP scale)
Пошаговое руководство ВОЗ по применению и интерпретации шкалы для оценки боли
Для оценки боли применяются специальные шкалы. Чтобы использовать их эффективно, нужно подбирать шкалы в зависимости от возраста ребенка. Для новорожденных, детей до 3-х лет, от 3-х до 7-лет, для подростков разработаны разные инструменты. Шкалы могут применять как врачи и медсестры, так и родители детей.
При оценке боли учитываются невербальные знаки со стороны пациента, уровень его развития и интеллекта. При заполнении шкалы у вербальных пациентов старше 3-х лет нужно ориентироваться на то, что ребенок говорит о своей боли. Однако стоит помнить, что если ребенок не говорит о боли, это не значит, что ее нет. Возможно он боится последствий, например, уколов, или наоборот, считает, что отрицание боли – проявление силы и храбрости.
Дети чуть постарше могут описывать интенсивность своей боли и локализовать ее. Если это ребенок в возрасте 1,5-2 лет, он может не употреблять слово «боль», используя близкие ему слова-определения (например, «бо-бо»). Дети старше 8 лет способны описывать боль в контексте своего опыта, а подростки – подробно рассказывать о причинах боли и детально описывать свои болевые ощущения.
Всегда необходимо спрашивать о боли не только ребенка, но и тех, кто находится рядом, видит ребенка каждый день и может оценить его состояние в динамике. Мамы и папы, опекуны, няни или медсестры могут дать действительно важную информацию: ел ли сегодня ребенок, отказывался ли он от питья, разговаривает ли он сегодня, как можно оценить его позу и насколько она для него естественна.
При заполнении шкалы необходимо не только оценивать поведение пациента, физиологические параметры, но и обязательно выявить причину боли, чтобы по возможности устранить ее и обезболить ребенка.
Важно сказать, что идеальных шкал для оценки боли нет. Они не всегда дают нам объективную ситуацию, и относиться к ним нужно как к ориентировочным методикам. Но несмотря на это, нужно их обязательно использовать, так как это дает возможность оценки интенсивности боли.
Важно
Нужно выбрать одну методику для пациента и применять ее постоянно.
NIPS – Neonatal Infant Pain Scale
И спользуют для оценки боли у детей в возрасте до 1 года. Шкалу могут заполнить родители, ориентируясь на выражение лица ребенка, на плач, дыхание, положение верхних и нижних конечностей, состояние сознания. Сумма баллов выше трех означает наличие боли.
FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability)
Эта поведенческая шкала применяется для детей в возрасте до 3 лет. Она учитывает выражение лица ребенка, положение или подвижность ног, характер крика и то, насколько ребенок поддается успокоению. Боль оценивается по десятибалльной шкале. Чем выше оценка, тем сильнее боль, и тем хуже себя чувствует ребенок.
Шкала Вонга-Бейкера (Face scale)
Используется для детей в возрасте от 3 до 7 лет. При работе с этой рейтинговой шкалой ребенку необходимо выбрать одно из нарисованных лиц, которое соответствует его самочувствию. Иногда, используя эту шкалу, ребенок может больше ориентироваться на свои эмоции, чем на боль. 0 – счастлив, нет боли, 5 – плачет, несчастен, испытывает нестерпимую боль. Поэтому эта шкала не всегда бывает адекватна для оценки боли.
Шкала Oucher
Аналог предыдущей шкалы – десятибалльная шкала Oucher, на которой представлены фотографии лиц детей с нарастающей болью и без нее.
Шкала Эланда (Eland body tool)
Также для детей этого возраста применяется цветная шкала Эланда (Eland body tool). Интенсивность боли ребенок определяет с помощью цвета: сильная боль – красный цвет, умеренная боль – оранжевый, слабая боль – желтый. Также шкала позволяет определить локализацию боли.
Шкала рук (Hand scale)
Пятибалльная шкала, которая показывает колебания боли при помощи одной руки. Сжатая в кулак рука означает отсутствие боли, полностью раскрытая ладонь – нестерпимую боль. Применяется для детей старше 3 лет.
Poker Chip tool
В некоторых странах согласно ВОЗ для оценки боли у детей 3-12 лет используется шкала с фишками для покера (Poker Chip tool). Однако ее использование требует уверенности, что у ребенка развит навык сортировки по размеру. Среди недостатков – необходимость мытья фишек после каждого использования, риск потери фишек и ограниченное число вариантов ответа от 0 (отсутствие боли) до 4 – сильная боль. Шкала доступна с переводом на английский, арабский, испанский и тайский языки. При ее использовании будьте уверены, что ваш лечащий врач тоже может пользоваться этой шкалой.
Визуально-аналоговая шкала (ВАШ)
Подходит для детей старше 7 лет, которые понимают значение цифр. На вертикальной шкале с изображением цифр от 0 до 10 ребенок должен подвинуть полоску вверх или вниз (или показать пальцем) на ту высоту шкалы, с которой он ассоциирует свои болевые ощущения. Аналог такой шкалы – нумерологическая оценочная шкала (НОШ).
Шкала тактильной и визуальной оценки боли (Touch Visual Pain – TVP scale)
Была создана для ВИЧ-инфицированных детей с мультиорганной патологией. При оценке боли используются прикосновения к ребенку и наблюдение за ним. Боль оценивается по десятибалльной шкале: 0 – нет боли, 10 – нестерпимая боль.
Пошаговое руководство ВОЗ по применению и интерпретации шкалы для оценки боли
- Если возможно, ознакомить ребенка со шкалой боли, когда он ее не испытывает, потому что боль будет нарушать концентрацию внимания.
- Объяснить ребенку, что методика применяется для оценки интенсивности боли, а не его тревоги или страха перед болью.
- Дать ребенку возможность потренироваться применять шкалу в гипотетических ситуациях с отсутствием боли, слабой и сильной болью. По возможности получать регулярные оценки боли и наблюдать эффект обезболивающих мер, а также клинических вмешательств, способных усилить боль, таких как инъекции.
- Учитывать записанные оценки боли при планировании лечения.
- У детей раннего возраста и детей с когнитивными нарушениями применять наблюдательные методики.
- Стараться не просить ребенка оценивать боль, которую он испытал давно, т. к. оценки припоминаемой боли скорее всего будут неточными.
- Оценка боли по шкале не должна заменять беседы с ребенком, всегда следует просить ребенка рассказать о боли.
- Расхождения оценок боли, данных ребенком, родителем и врачом, часто можно прояснить в ходе обсуждения.
Источники: Методические рекомендации «Обезболивание взрослых и детей при оказании медицинской помощи», рекомендации ВОЗ по лечению персистирующей боли у детей, интервью медицинского директора фонда «Детский паллиатив» Эллы Кумировой, лекция специалиста по паллиативной помощи Линды Брук.
Подготовила Диана Карлинер
Источник
Самый простой и распространенный способ заключается в регистрации интенсивности боли с помощью ранговых шкал.
Существует числовая ранговая шкала (ЧРШ), состоящая из последовательного ряда чисел от 1 до 5 или до 10.
Пациент должен выбрать число, отражающее интенсивность испытываемой боли.
Вербальная ранговая шкала (ВРШ) содержит набор слов-дескрипторов боли, отражающих степень нарастания боли, последовательно нумерующиеся от меньшей тяжести к большей: нет (0), слабая боль (), умеренная боль (2), сильная боль (3), очень сильная боль (4), нестерпимая (невыносимая) боль (5). Визуальная аналоговая шкала (ВАШ) представляет собой прямую линию длиной 100 мм с нанесенными на нее миллиметровыми юлениями или без них. Начальная точка линии означает отсутствие боли, конечная — невыносимую боль.
От пациента требуется отметить уровень боли точкой на предлагаемой прямой. Для пациентов, которые испытывают трудности с абстрагированием и представлением боли в виде цифры или точки на прямой, можно использовать лицевую (мимическую шкалу боли). Варианты перечисленных шкал, наиболее часто используемых в клинической практике приведены на рис 1.
Рис. 1. Шкалы для оценки боли
Простота и высокая чувствительность методов ранговой шкальной оценки делают их очень полезными, а иногда и незаменимыми в клинической практике, но они имеют и ряд недостатков. Математический анализ результатов основан на маловероятном предположении, что каждый ранг является равной психологической единицей измерения.
Боль оценивается однозначно — по интенсивности, как простое ощущение, различающееся только количественно, тогда как она имеет качественные отличия. Аналоговые, числовые и вербальные шкалы дают единую, обобщенную оценку, которая отражает почти совсем не изученный процесс интеграции многомерного болевого опыта.
Для многомерной оценки боли R.Melzack и W.S.Torgerson (1971) предложили опросник, получивший название «Мак-Гилловский болевой опросник» (McGill Pain Questionnaire). Известен также метод многомерной семантической дескрипции боли, в основу которого положен расширенный Мак-Гилловский опросник (Melzack R., 1975).
Расширенный опросник содержит 78 слов-дескрипторов боли, введенных в 20 подклассов (субшкал) по принципу смыслового значения и образуюших три главных класса (шкалы): сенсорный, аффективный и эвалюативный.
Результаты опроса могут служить критерием психического состояния больных. Многочисленными исследованиями проверена адекватность метода для оценки боли, обезболивания и диагностики, в настоящее время он стал стандартным методом обследования за рубежом.
В нашей стране проделана аналогичная работа. В.В. Кузьменко, В.А. Фокин, Э.Р. Маттис и соавторы (1986), взяв за основу Мак-Гилловский опросник, разработали оригинальный опросник на русском языке и предложили методику анализа его результатов. В этом опроснике каждый подкласс составляют слова, сходные по своему смысловому значению, но различающиеся по интенсивности передаваемого ими болевого ощущения (таблица 3).
Таблица 3. Мак-Гилловский болевой опросник
Какими словами Вы можете описать свою боль? (сенсорная шкала) | ||
1. 1. Пульсирующая 2. Схватывающая 3. Дергающая 4. Стегающая 5. Колотящая 6. Долбящая | 2. Подобная 1. Электрическому разряду, 2. Удару тока, 3. Выстрелу | 3. 1. Колющая 2. Впивающаяся 3. Буравящая 4. Сверлящая 5. Пробиваюшая |
4. 1. Острая 2. Режущая 3. Полосующая | 5. 1. Давящая 2. Сжимающая 3. Щемящая 4. Стискивающая 5. Раздавливающая | 6. 1. Тянущая 2. Выкручивающая 3. Вырывающая |
7. 1. Горячая 2. Жгущая 3. Ошпаривающая 4. Палящая | 8. 1. Зудящая 2. Щиплющая 3. Разъедающая 4. Жалящая | 9. 1 Тупая 2. Ноющая 3. Мозжащая 4. Ломящая 5. Раскалывающая |
10. 1. Распирающая 2. Растягивающая 3. Раздирающая 4. Разрывающая | 11. 1. Разлитая 2. Распространяющаяся 3. Проникающая 4. Пронизывающая | 12. 1. Царапающая 2. Саднящая 3. Дерущая 4. Пилящая 5. Грызущая |
13. 1. Немая 2. Сводящая 3. Леденящая | ||
Какие чувства вызывает боль, какое воздействие оказывает на психику? (аффективная шкала) | ||
14. 1. Утомляет 2. Изматывает | 15. Вызывает 1. Чувство тошноты 2. Удушья | 16. Вызывает чувство 1. Тревоги 2. Страха 3. Ужаса |
17. 1. Угнетает 2. Раздражает 3. Злит 4. Приводит в ярость 5. Приводит в отчаяние | 18. 1. Обессиливает 2. Ослепляет | 19. 1. Боль — помеха 2. Боль — досада 3. Боль — страдание 4. Боль — мучение 5. Боль — пытка |
Как Вы оцениваете свою боль? (эвалюативная шкала) | ||
20. 1. Слабая 2. Умеренная 3. Сильная 4. Сильнейшая 5. Невыносимая |
Подклассы образуют три основных класса (шкалы): сенсорную, аффективную и эвалюативную (оценочную). Дескрипторы сенсорной шкалы (1-13 подклассы) характеризуют боль в терминах механического или термического воздействия, изменения пространственных или временных параметров. Аффективная шкала (14-19 подклассы) отражает эмоциональную сторону боли в терминах напряжения, страха, гнева или вегетативных проявлений.
Эвалюативная шкала (20 подкласс) состоит из пяти слов, выражающих субъективную оценку интенсивности боли пациентом, и представляет собой вариант вербальной ранговой шкалы. При заполнении опросника пациент выбирает слова, соответствующие его ощущениям в данный момент, в любом из 20 подклассов (не обязательно в каждом, но только одно слово в подклассе).
Каждое выбранное слово имеет числовой показатель, соответствующий порядковому номеру слова в подклассе. Подсчет сводится к определению двух показателей: индекса числа выбранных дескрипторов (ИЧВД), который представляет собой количество (сумму) выбранных слов, и рангового индекса боли (РИБ), являющегося суммой порядковых номеров дескрипторов в субклассах. Оба показателя подсчитываются для сенсорной и аффективной шкал раздельно и вместе (суммарный индекс).
По определению международной ассоциации по изучению боли «болевой порог (ПБ) — это минимальное болевое ощущение, которое можно осознать». Информативной характеристикой является также уровень болевой толерантности (порог переносимости боли — ППБ), определяемый как «наибольший уровень боли, который можно выдержать».
Название метода количественного исследования болевой чувствительности образуется от названия используемого в нем алгогенного стимула: механоальгометрия, термоальгометрия, электроальгометрия.
Чаще всего в качестве механического воздействия используют давление и тогда метод называется тензоальгометрией (долориметрией) При тензоальгометрии ПБ выражается в единицах силы давления отнесенных к единице площади (кг/см2). В зависимости от локализации измерений используют сменные насадки: в области головы и дистальных отделов конечностей диаметром 1,5 мм, а в области массивных скелетных мышц — 5 мм.
Тензоальгометрия осуществляется путем плавного или ступенчатого увеличения давления на тестируемую область тела. Болевое ощущение возникает в тот момент, когда сила давления достигает значений, достаточных для возбуждения Аб -механорецепторов и С-полимодальных ноцицепторов.
Определение ПБ и ППБ может дать важную клиническую информацию. Снижение ПБ указывает на наличие аллодинии, а снижение ППБ является признаком гиперестезии (гипералгезии). Периферическая сенситизация ноцицепторов сопровождается как аллодинией, так и гипералгезией, а центральная сенситизация проявляется преимущественно гипералгезией без сопутствующей аллодинии.
Р.Г. Есин, О.Р. Есин, Г.Д. Ахмадеева, Г.В. Салихова
Опубликовал Константин Моканов
Источник